Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Что такое социальное поведение: Социальное поведение школьника

Лекция по обществознанию на тему: «СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ» (Проф.-техническое образование)

 

Поведение — процесс взаимодействия индивидуумов с окружаю­щей средой, проявляющийся в их внешней (двигательной) и внутрен­ней (психической) активности. К поведению относятся поступки в рамках любой деятельности человека и любой формы его обще­ния с другими людьми.

Несколько иным по сущности выступает социальное поведение. Этим термином обозначается образ жизни и действий большого ко­личества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества. Субъектами социального поведе­ния выступают массы, публика, толпа и, в некоторых случаях, отдельные индивиды и их межличностные объединения (семья, круг друзей и др.).

Массой называют большое количество людей, которых нельзя объединить по какому-либо общему признаку. В соответствии с политической и экономической ситуацией число людей, состав­ляющих массу, может быть больше или меньше, но никогда не может отсутствовать. Такие люди политически нейтральны, до­вольствуются своим положением, не присоединяются ни к одной партии и почти никогда не ходят на выборы.

Несколько иным смыслом наделено понятие «народные массы». Им обозначают наличие в обществе трудящегося большинства, которое в ряде случаев, например в периоды политической неста­бильности, становится движущей силой социального прогресса.

Толпа — это внешне неорганизованная общность людей, кото­рые находятся в непосредственном контакте друг с другом, связа­ны общим эмоциональным состоянием и объектом внимания. Толпа отличается активностью и высокой степенью конформизма, т.е. легко поддается внушению.

Выделяют случайную, экспрессивную, конвенциональную и действующую виды толпы. Случайную толпу составляют люди, со­бравшиеся, например, около места происшествия. Экспрессивная толпа представляет собой группу людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест. Под конвенциональной толпой понимается группа людей, поведение которых укладывается в ус­тановленные для определенных ситуаций нормы, но выходит за рамки обычного поведения, например неистовствующие фанаты на концерте.

Действующая толпа — это группа людей, осуществ­ляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Она подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экстатическую. Агрессивную, например, представляет толпа по­громщиков. Спасающаяся толпа объединяет людей, находящихся в состоянии паники. Стяжательская — это мародеры, а экста­тическая — доведенная до исступления в результате каких-либо ритуалов.

Публика — это большая группа людей, складывающаяся на ос­нове их общих интересов, без какой-либо организации, но обяза­тельно при наличии ситуации, которая затрагивает эти интересы. Публика возникает вместе с появлением предмета общего внима­ния. Им может быть событие, личность, научное открытие, пред­мет искусства и т.д. В отличие от толпы для публики возможны элементы рациональной дискуссии, критики и борьбы мнений.

К разновидностям социального поведения относятся соци­альные движения, коллективное поведение и социальное поведе­ние личности.

Социальные движения — это массовые действия представите­лей какой-либо социальной группы, направленные на обеспечение груп­повых или общественных интересов, способствующие или препят­ствующие социальным переменам. В зависимости от целей и харак­тера социальных перемен, к которым они стремятся, социальные движения могут быть нескольких видов.

Политические движения выражают требования по отношению к государству. Они могут переходить от мирного выражения своих требований к решительным действиям в виде пропаганды своих взглядов, призывов к сопротивлению власти и даже восстаний. Утопические движения ставят целью создание идеальных обще­ственных систем. Движения реформ выступают за проведение пре­образований мирным путем. Революционные движения стремятся к установлению нового социального порядка путем разрушения прежнего социального строя. Консервативные движения противо­действуют всяческим преобразованиям.

Социальные движения часто возникают в связи с недоволь­ством существующими порядками. В среде движения формирует­ся идеология, выражающая систему взглядов, ценностей, целей и способов их достижения. Кроме того, любому движению необ­ходим лидер, имеющий сторонников, которые, объединившись, образуют организацию. В стабильных обществах социальные движе­ния возникают редко, в нестабильных — часто.

Коллективное поведение — это массовые, непредсказуемые реак­ции людей на критические ситуации, возникающие объективно и внезапно. Чаще всего коллективное поведение проявляется в толпе. Человек, попадая в толпу, заражается ее страстями. Происходит психическое объединение людей на «стадном» уровне, вследствие чего создается однородная масса. Такая толпа легко поддается вли­янию, ею просто манипулировать, создавая эмоционально нака­ленную атмосферу.

Социальное поведение личности — это внешне наблюдаемые по­ступки, действия индивидов в определенной последовательности, так или иначе затрагивающие интересы других людей, их групп, всего общества. Человеческое поведение приобретает социальный смысл, когда они включено в общение с другими людьми. Социальное поведение личности всегда разумно и обдуманно. На него оказы­вают влияние отношение человека к себе, к окружающим, к об­ществу, предрасположенность и готовность к активной деятель­ности. Все это называется социальной установкой. В зависимости от смены ситуации может меняться и социальная установка.

Поведение людей, не соответствующее общепринятым ценно­стям и нормам, называется девиантным (отклоняющимся) поведе­нием. Девиантное поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер. Первый проявляется в стремлении нарушить функционирование социальной системы, а второй — в стремле­нии ее совершенствовать. Чтобы определить сущность девиантного поведения, нужно четко выделить все его составляющие. Это, во-первых, человек, совершающий поступок, во-вторых, нормы (правила), которые нарушены, и в-третьих, группа людей или все общество, реагирующие на поведение.

Выделяется пять типов поведения: конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм, мятеж. Из них только конформизм не яв­ляется девиацией. Все другие относятся к разновидностям девиантного поведения.

Конформизм (подчинение) означает приятие ценностей дан­ной социальной общности, даже путем отказа от собственных убеждений.

Индивид часто подчиняется мнению большинства, хотя внутренне может быть с ним не согласен. Инновация (нововведе­ние) выражается в приятии целей группы, но неприятии средств их достижения. Ритуализм (от слова «ритуал») выражается в не­приятии целей, но приятии средств достижения этих целей. Ретритизм (уход) проявляется в полном отрицании ценностей, це­лей и средств, принятых в данном обществе. При этом индивид стремится обособиться от общества, «уйти в себя». Мятеж выра­жается в полном отрицании провозглашаемых обществом ценно­стей, целей и средств и попытке заменить их на новые, устано­вить новый социальный порядок.

Причины девиантного поведения некоторые теории объясняют с точки зрения биологических, психологических и социологических факторов. Биологический подход указывает на врожденную пред­расположенность человека к совершению девиантных поступков, психологический — объясняет девиантное поведение различными отклонениями в психическом развитии, социологический — учи­тывает влияние социальных и культурных факторов.

Отсутствие отклонений в поведении субъектов способствует становлению в обществе социального порядка, который представ­ляет систему, включающую взаимоотношения индивидов, пра­вила поведения, способствующие выполнению различных видов деятельности. Нормальному функционированию общества и уста­новлению в нем социального порядка способствует социальный контроль, который обеспечивает упорядоченное взаимодействие составляющих общество элементов посредством нормативного ре­гулирования, включающего социальные нормы (правила) и санк­ции (поощрения и наказания).

Социальный контроль бывает формальным и неформальным. Формальный контроль осуществляют государственные организации посредством методов изоляции, обособления н реабилитации. Изо­ляция имеет целью устранение контактов индивида с обществом и применяется к лицам, совершившим преступление. Обособле­ние — это также прекращение контактов индивида с другими людь­ми, но на ограниченный срок, с перспективой его возвращения в общество, например арест.

Реабилитация — это подготовка деви­анта к возвращению в общество и выполнению необходимых со­циальных ролей.

Неформальный контроль характерен для небольших групп. Он проявляется как в поощрении, так и в критике, насмешках над девиантом и даже изгнании его из группы. К типам неформально­го контроля относятся социальные вознаграждения, наказание, убеждение и переоценка норм. Социальные вознаграждения выра­жаются в одобрении поведения человека. Наказание отражает не­довольство поведением девианта и выражается в высказываниях, угрозах или в физическом воздействии. Убеждение — это речевое воздействие на человека с целью предотвращения девиантного поведения. Переоценка норм происходит тогда, когда поведение, считавшееся девиантным, может оцениваться как нормальное.

Социальный контроль связан с социализацией, в ходе которой люди усваивают необходимые для общества образцы поведения. Часто человек даже не задумывается о сущности своего поведе­ния, так как реализует его на уровне привычки. Он сам отбирает для себя образцы поведения, соответствующие общепринятым нормам. Кроме этого, человек, включенный в ту или иную груп­пу, испытывает на себе ее воздействие и в связи с этим не позво­ляет себе совершать девиантные поступки.

Разновидностью социального поведения выступает социальный конфликт. Он представляет собой процесс развития и разрешения противоречий между людьми и социальными группами. Соци­альный конфликт — это сложное явление, имеющее в каждом конкретном случае свои особенности. Тем не менее в протекании любого конфликта можно выделить три стадии — предконфликтную, непосредственно конфликт и его разрешение.

Предконфликтная стадия может быть довольно продолжитель­ной. В ходе нее накапливаются противоречия, нагнетается эмоцио­нальное напряжение, определяется объект конфликта, т.е. то яв­ление, предмет, отношение и т.д., которое одинаково высоко ценится обеими конфликтующими сторонами. На этой стадии возможно разрешение ситуации мирным путем, без воздействия на соперника. В случае понимания обеими сторонами неизбежности столкновения, они стремятся выяснить слабые места друг друга и выработать стратегию своих действии.

На второй стадии стороны переходят к активным враждебным действиям. Они могут носить характер открытого столкновения, а могут содержать скрытые от противника акции, имеющие целью навязать ему определенный образ поведения.

Стадия разрешения конфликта связана с прекращением враж­дебных действий сторон в связи с устранением причин конфлик­та. Если причины не устранены, а участники конфликта прекра­тили активные действия по отношению друг к другу, то в этом случае можно говорить только о приостановлении конфликта.

Способы разрешения конфликта могут быть различны. Конфлик­тующие стороны могут сесть за стол переговоров и прийти к согла­шению, предусматривающему приемлемые для обеих сторон усло­вия. Если соглашение достигается путем взаимных уступок, то го­ворят о компромиссе. В тех случаях, когда стороны не хотят идти на уступки и даже начинать переговорный процесс, не желая пока­зать свою слабость, можно прибегнуть к посредничеству, т. е. учас­тию в разрешении конфликта третьей, не заинтересованной в результатах и объекте конфликта, стороны. Такой способ часто применяется при разрешении политических конфликтов. Нако­нец, более сильная сторона может применить силу к более слабой стороне и принудить ее к признанию своей правоты.

Существует множество видов конфликтов. Так, в зависимости от числа субъектов выделяют внутриличностные, межличностные и социальные конфликты. Внутриличностные конфликты проис­ходят в сознании человека, когда ему необходимо принять то или иное решение. Выбор в некоторых случаях может быть очень слож­ным. Часто человеку приходится выбирать между тем, что сделать необходимо, и тем, что хочется. В принятии решения большую роль играет сила воли человека. Межличностные конфликты — это столкновение двух и более людей. Объекты такого конфликта от­личаются большим многообразием. Особенностью же является то, что люди, участвующие в конфликте, непосредственно взаимо­действуют друг с другом. Соииальные конфликты происходят между группами людей. При этом не обязателен непосредственный личный контакт между членами противоборствующих групп. При­меры социальных конфликтов — восстания и революции.

В зависимости от сферы, в которой протекает конфликт, раз­личают политические, экономические, социальные, культурные, этнические и религиозные конфликты. Политические конфликты возникают между властными субъектами. Это могут быть государ­ства, имеющие определенные интересы на международной арене. Внутри страны — это различные политические силы, например партии, профсоюзы, государственные органы и др. Экономические конфликты возникают между субъектами экономической деятельности по поводу распределения ресурсов и рынков сбыта. Соци­альные конфликты, как отмечалось выше, возникают между раз­личными социальными группами по поводу распределения мате­риальных и духовных благ и участия в осуществлении власти. Куль­турные конфликты возникают между приверженцами разных культурных ценностей (например, по поводу направления в му­зыке, литературе, искусстве, которое неодинаково оценивается участниками конфликта). Этнические конфликты проявляются в противоборстве разных этнических групп. Они могут носить поли­тическую, экономическую, социальную окраску, но в любом слу­чае в основе конфликта лежит неприязнь к представителям дру­гой нации. В некоторых случаях этнические конфликты пересека­ются с религиозными, представляющими собой столкновение разных конфессий по поводу вопросов религии. Эти конфликты могут носить характер богословского спора, но история знает при­меры силовых мер по насаждению среди «неверных» «истинной» веры.

Указанные виды конфликтов не исчерпывают всех подходов к их классификации. Можно выделить такие конфликты, как вой­на, конфронтация, дискуссия, драка и т.д. Но опыт убеждает нас в том, что каким бы ни был конфликт, всегда найдутся цивили­зованные способы разрешить его мирным путем.

 

Вопросы и задания

1. Чем различаются понятия «поведение» и «социальное поведение»?

2. Кто является субъектом социального поведения?

3.  Какие разновидности социального поведения существуют?

4.   Какое поведение получило название девиантное?

5.  Какие типы поведения существуют? Какие из них относятся к разновидностям девиантного поведения? Охарактеризуйте их.

6.  В чем состоят причины девиантного поведения?

7. Какие условия способствуют становлению социального порядка в обществе? Какую роль в этом играет социальный контроль?

8.  Что такое социальный конфликт? Каковы его стадии?

9.  Приведите классификацию конфликтов.

Читать онлайн «Социальное поведение, ценности и самореализация. Человек и общество», Марина Александрова – ЛитРес

© Марина Александрова, 2019

ISBN 978-5-4496-0798-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Актуальность темы. B течение последних десятилетий в человеческом обществе на планетарном уровне происходят глубинные изменения в мировоззрении. Это связано с глобальным экономическим, финансовым и политическим кризисом, который переживает вся планета. Рушится прежний мировой социально- экономический порядок. И вслед за ним, происходят коренные сдвиги в мировой системе ценностей. B Европе традиционные системы христианских ценностей вытесняются глобалистскими теориями. B России, напротив, возрождается традиционное мировоззрение и ценностная иерархия, основанные на православных и старославянских устоях, вытесненные октябрьской революцией 1917 г. При этом происходит столкновение ценностных мировоззренческих систем, что приводит к обострению межгосударственных отношений на всех уровнях.

Как найти человеку свое место в этом процессе глобальной перестройки мирового порядка? Какую ценностную систему принять? И как реализовать себя в этих условиях?

Каждый человек стремится – осознанно или неосознанно – реализовать себя в обществе.

Термин самоактуализация впервые был предложен американским психологом A. Маслоу, который создал знаменитую пирамиду ценностей (потребностей – ценности, как известно, вырастают из потребностей). Как известно, базовые ценности, связанные с выживанием, безопасностью, продолжением рода находятся на нижних этажах пирамиды, а вот на самой вершине ее психолог поместил потребность в самореализации. Логика построения пирамиды вполне обоснована. Голодный человек, не имеющий крыши над головой, вряд ли будет задумываться о какой-то там самореализации. Поначалу сам автор пирамиды, вероятно, рассуждал именно так. Однако впоследствии его взгляды претерпели некоторое изменение. Оказывается, многое во внутренней системе ценностей человека зависит от его культурного уровня – степени образованности, эмоциональной и духовной зрелости, нравственных качеств. Известно, что люди творческие – художники, актеры, писатели – будут творить, даже не имея возможности поесть досыта и довольствуясь в качестве жилья лишь «фургончиком в поле чистом». Кроме того, в любом обществе всегда были монахи и святые, которые сознательно выбирали путь аскетизма, отказываясь от своих базовых потребностей ради веры.

Но есть и еще одно обстоятельство. В условиях недостатка, а то и отсутствия моральной и материальной поддержки социальной среды, когда перед человеком нередко встает вопрос физического выживания, ему приходится раскрыть и реализовать весь свой внутренний духовный потенциал. Например, человек может долгие годы бедствовать, еле-еле сводя концы с концами, выполняя нелюбимую работу. Но вот он начинает заниматься своим любимым делом, то есть выполнять свое предназначение, и его жизнь чудесным образом меняется. Он наконец-то получает возможность быть сытым, иметь постоянную крышу над головой и многое другое. Таким образом, знаменитая пирамида Маслоу чудесным образом переворачивается вверх ногами.

Библейская истина гласит: человек создан по образцу и подобию Бога. Многие видят смысл этого изречения в том, что Бог имеет антропоморфные черты. На самом деле речь идет совсем о внешнем сходстве, а о том, что человек – единственное из созданий Бога, которое наделено способностью творить. Таким образом, на небе есть Бог-Творец, а на земле – человек – творец. Именно в творчестве и заключается смысл существования человека.

Творчество – это не только создание книг, картин или других художественных произведений. Все, что человек делает на Земле ради ее благоустройства, ради благоустройства собственной жизни и помощи другим людям – это тоже творчество. Каждый человек должен быть творцом, но далеко не каждый им является. Некоторые бесцельно прожигают свою жизнь, потребляя блага, созданные другими. Потребители не могут или не хотят себя реализовать, и потому страдают от депрессии, поскольку их жизнь теряет смысл.

Лишь те люди, которые творят, а не только потребляют ценности, способны осуществить свои мечты и таким образом удовлетворить свою высшую потребность в самореализации, которая для них становится базовой.

Очевидно и то, что человек может реализовать себя лишь в определенной системе ценностей – если он их поддерживает, и мировоззренческая система общества, в котором он живет, в свою очередь, принимает его идеи и творчество.

Анализ литературы. В то время, как на Западе теория поведения, основанная на бихевиоризме, широко разработана, прежде всего, в работах по общей и социальной психологии, в отечественной литературе проблемам поведения уделяется определенное внимание в исследованиях, посвященных нравственной проблематике. Многие авторы отмечают ценностный характер поведения. Так, по мнению C.Ф.Анисимова, «если действия человека оцениваются с точки зрения их значения, то это – поведение» (5; 16). В коллективной монографии H.А.Головко, Л.П.Буевой и В.H.Шердакова также указывается, что поведение определяет ценностный аспект человеческой деятельности (111; 24). Авторы предлагают собственную типологию поведения: общественное и антиобщественное, индивидуальное, массовое, коллективное (111; 25).

E.Б.Волченко выделяет категорию нравственно-привычного поведения, в котором мотив и действие сливаются воедино. По мнению автора, индивидуальные способности и задатки личности наилучшим образом проявляются в ее поведении (35; 81). Аксиологический характер поведения усматривается также в исследовании Г.Г.Акмамбетова и А.А.Хамидова. Поведение рассматривается этими авторами (как и большинством других) как вид деятельности, который предполагает самостоятельный выбор линии поведения и ответственности за него (232; 164). Нравственная позиция личности адекватным образом находит свое выражение во внешних действиях. Специфика нравственного поведения проявляется в том, что оно осуществляется на основе сознательно-волевых усилий и зависит от самого действующего субъекта (232; 161).

Исследования поведения с позиций социальной психологии представлены трудами А.П.Вардомацкого, E.M.Пенькова и Ю.В.Сычева. А.П.Вардомацкий, в частности, показал, каким образом феномены массового поведения (социально-психологические механизмы), не являясь по существу моральными, способствуют усвоению индивидами этических норм на уровне микросреды. Автором выделены специфические отношения между моралью и социальной психикой. В этом смысле его взгляды перекликаются с идеями болгарского философа В. Вичева. E.M.Пеньковым предпринято всестороннее исследование влияния социальных норм на поведение личности. В его работе рассматриваются механизмы регулирования социального поведения с помощью социальных норм. Автор считает, что на выбор личного варианта социального поведения влияют как внешние, так и внутренние факторы (132; 56).

Ю.В.Сычев в своей монографии «Бытие человека: проблемы детерминации и самодетерминации» отмечает взаимосвязь потребностей личности с ее социальным поведением, а также сопоставляет поступки личности с ее активностью, и делает вывод, что поведение порождается не только внутренними потребностями, но и их взаимодействием с условиями внешнего бытия (165; 90). через поведение, направленное на внешнюю среду, удовлетворяется та или иная потребность (195; 80).

Что касается зарубежных исследований по указанной проблематике, поведенческий подход в западной литературе имеет давнюю традицию и восходит еще к временам P. Декарта, предвосхитившего открытие рефлекторной дуги и в терминах своего времени описавшего процессы, раскрывающие функционирование открытой бихевиористами в XX в. схемы S R. Знаменитые мыслители Нового времени Э.Б.Кондильянк, Дж. Локк, Дж. Милль и др. рассматривали поведение в рамках ассоциативного подхода. У. Джемс, один из представителей функционализма и непосредственный предшественник бихевиоризма, объясняет поведение как функцию сознания в выживании организма. Наконец, в начале XX в. в США оформляется новая научная теория – бихевиоризм, провозгласивший поведение как главный предмет наблюдения и изучения в психологии. Основные идеи бихевиорального подхода разработаны основоположниками этой теории Б. Скиннером и Дж. Уотсоном. Общий смысл понятия «поведение» определялся ими как схема внешне регистрируемых реакций, с помощью которых индивид приспосабливается к окружающей среде. B основе этих реакций лежит внешний раздражитель – стимул. Большую роль в формировании поведения играют навыки и принцип оперантного обусловливания, выдвинутый Э.Л.Торндайком. Следует отметить, что бихевиоризм возник и получил широкое распространение за океаном в силу особенностей американского менталитета, всегда опиравшегося в первую очередь на прагматизм и получение выгоды. Поэтому данная теория перешагнула рамки психологии и получила широкое распространение в системе социальных наук в целом, прежде всего в политологии, социологии и социальной психологии.

Для данного исследования наиболее интересными представляются идеи необихевиористов, детально исследовавших категорию социального поведения. Так, Э. Толменом в схему S-R была введена переменная «I» (S-I-R), что означает «индивидуальность». Это знаменовало открытый вызов основным постулатам бихевиоризма и означало попытку преодолеть ограниченность его первоначального варианта. Большой вклад в современные теории социального поведения внесен, в частности, А. Бандурой (роль фактора подражания в социальном научении), Ч. Макгвайром, разработавшим подробную классификацию типов поведения и Д. Роттером, выдвинувшим идею о локусе контроля. В современной американской литературе социально-психологического характера социальное поведение принимается в качестве основной единицы изучения (Т. Шибутани, Г. Поллио, Р. Мартенс, Д. Сток и Г. Селен). Широкое распространение получает так называемый интегрированный подход к изучению социального поведения (т.е. с позиций различных социальных дисциплин), предложенный Ч. Анковиком и Г. Кэлуджером.

 

Среди европейских исследователей, уделивших внимание проблемам социального поведения, следует упомянуть М. Вебера, разработавшего теорию социального действия в рамках социологии, а также его соотечественника К. Левина, развивавшего идеи феноменологической школы и одного из основоположников гештальтпсихологии. К. Левин рассматривает поведение как функцию личности, действующей в рамках психологического поля, а в качестве мотивов поведения выделяет истинные или ложные потребности. Наконец, следует отметить оригинальное исследование уже упоминавшегося ранее болгарского философа В. Вичева, изучившего взаимодействие должного и сущего в социальном поведении.

По проблемам морали и ценностей существует большое разнообразие исследований – как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Интерес к этой теме возник еще в античные времена. При этом ценности всегда увязываются с проблемой морали и нравственности. Почти все известные философы, так или иначе, затрагивали эту проблему. Наиболее подробно тема морали и ценностей освещена в работах И. Канта, для которого «моральный закон внутри нас и звездное небо над нами» стали основными опорными пунктами для всей его философии.

Среди классиков европейской философии проблемами ценностей занимались В. Дильтей, А. Тойнби, O. Шпенглер, Н. Гартман. Среди отечественных авторов наиболее значительный вклад в эту область внесен, в частности, такими исследователями, как Р.Г.Апресян, А.А.Гусейнов, А.И.Титаренко, В. Вичев, В.В.Крюков, А. Зиновьев, среди наших современников – В. Лепехин, И. А. Беляев, А.А.Мануйлов, А Некрасов, В.И.Касьян, К. Менгер.

А.А.Гусейнов определяет мораль, с одной стороны, как совокупность норм поведения, с другой – как личностные свойства, отмечая при этом, что моральные нормы выражают интересы той или иной социальной группы (54; 10—11). Р.Г.Апресян считает, что мораль и моральное – это то, что отлично от видимой реальности; более того, оно осмысливает эту реальность, задает ей стандарт (7; 9). С.В.Анисимов рассматривает мораль как определенную характеристику человеческого поведения (5; 10). В. Вичев дает более широкое понимание морали как формы ценностного сознания класса или общества (34; 117). В то же время было бы слишком узко рассматривать мораль лишь как совокупность норм поведения. Например, А.М.Титаренко отмечает различие между реальной, практической моралью и этическими, мировоззренческими доктринами. Ряд авторов, в частности, А.А.Гусейнов и В. Вичев выделяют в морали такие сферы, как сущее и должное, реальное и идеальное, эмпирическую и теоретическую мораль. К сфере сущего относятся нормы эмпирической морали, или, правила поведения. Сфера должного – это идеальные нормы поведения, нормативное содержание реальных нравов, выражающееся в этических концепциях.

Многие исследователи отмечают, что ценности так или иначе всегда проявляются в поведении человека. Так, по мнению С.Ф.Анисимова, «если действия человека оцениваются с точки зрения их значения, то это – поведение» (5; 16). В коллективной монографии Н.А.Головко, Л.П.Буевой и В.Н.Шердакова также указывается, что поведение определяет ценностный аспект человеческой деятельности (111; 24). E.Б.Волченко выделяет категорию нравственно- привычного поведения, в котором мотив и действие сливаются воедино. По мнению автора, индивидуальные способности и задатки личности наилучшим образом проявляются в ее поведении (35; 81). Аксиологический характер поведения усматривается также в исследовании Γ.Γ.Акмамбетова и А.А.Хамидова.. Нравственная позиция личности адекватным образом находит свое выражение во внешних действиях. Специфика нравственного поведения проявляется в том, что оно осуществляется на основе сознательно-волевых усилий и зависит от самого действующего субъекта (232; 161).

А.П.Вардомацкий, в частности, показал, каким образом феномены массового поведения (социально-психологические механизмы), не являясь по существу моральными, способствуют усвоению индивидами этических норм на уровне микросреды. Автором выделены специфические отношения между моралью и социальной психикой. В этом смысле его взгляды перекликаются с идеями болгарского философа В. Вичева. E.M.Пеньковым предпринято всестороннее исследование влияния социальных норм на поведение личности. В его работе рассматриваются механизмы регулирования социального поведения с помощью социальных норм.

По мнению Н.Н.Крюкова, ценность – это обобщенная цель, это то, ради чего что-либо происходит или делается. В то же время ценность является таковой, пока она признается и значима (93; 51).

В. Лепехин много внимания уделяет сравнению российской и западной мировоззренческих систем, российских и западных ценностей. В статье «Запад видит в России врага, потому что у нее неправильные ценности» проводится подробный сравнительный анализ российской и западной систем ценностей. При этом автор отмечает декларируемый характер выделяемых им российских ценностей, отмечая, что пока Россия видит в них идеалы, соответствующие «имманентному содержанию цивилизационного кода» которым нужно следовать, в то время как в реальности, в результате целенаправленной западной перекодировки, влияние потребительских ценностей в стране еще довольно велико (99).

Тема самореализации личности в отечественной литературе, в отличие от зарубежной, освещена незначительно. Одним из первых отечественных авторов, вплотную подошедших к теме самореализации, был философ И. С.Кон, который отмечал важность духовного аспекта бытия личности и указывал на культурно- историческую обусловленность человеческой психики. Взгляды автора относительно осознания, развития и интеграции Самости и личности во многом перекликаются с идеями К.Г.Юнга. И.С.Кон рассматривает разные стороны развития личности – реализацию биологически заданной программы, социализацию и самоосуществление. Тема была развита в работах К. Чернявской, Ю.В.Сычева и В.A.Герта.

К. Чернявская в своем исследовании выдвигает три блока самореализации, сопоставляя их с теми нравственными проблемами, которые были поставлены И.С.Коном. По ее мнению, в процессе свободной деятельности это блоки связываются воедино (211; 46). Сам процесс самореализации представляет собой единство идеального и реального, познания и практики (211; 51).

Ю.В.Сычев выделяет такой аспект самореализации, как индивидуализация, отмечая при этом, что она осуществляется в рамках обособления и интеграции. Связующим звеном индивидуализации является внутреннее «я» (165; 88). В.A.Герт также ставит вопрос о реализации индивидуальности, рассматривая этот процесс в рамках опредмеченной деятельности. При этом автор выделяет два основных направления индивидуализации: 1) усвоение прошлого опыта людей; 2) развитие индивидуальности (40; 164), а также анализирует такие механизмы индивидуализации, как индивидуализацию потребностей, свободу выбора, выбор идеального времени и пространства (40; 186).

К необходимости усилить внимание к проблемам развития индивидуальности призывает И.A.Гайдученок. По мнению этого автора, безразличие к индивидуальности человека порождает людей, потерянных для общества (41; 30).

B западной науке изучение проблем самореализации личности осуществляется в рамках нескольких научных направлений, которые Т. Йоманс назвал «психологией духовного измерения». «Духовное измерение – это такой аспект человеческого опыта, через которое мы обнаруживаем, что связаны с целостным Творением. B то же время в этой общности… мы утверждаем свою неповторимую индивидуальность» (72; 156). Под таким углом зрения рассматривается личность в учении К.Г.Юнга, в гуманистической психологии (прежде всего, идеи А. Маслоу о самоактуализации), в психосинтезе Р. Ассаджиоли и его последователей и в трансперсональной психологии.

Что такое социальное поведение? | АВА Технологии

Энди Латтал, доктор философии

Вторник, 7 апреля 2020 г. / Опубликовано в сообщениях блога

В старом эксперименте Борен (1966) поместил двух макак-резусов в отдельные оперантные камеры, чтобы два животных были визуально и на слух изолированы друг от друга. Это был эксперимент по взаимному подкреплению, поэтому графики были составлены таким образом, что ответы резуса А давали подкрепление , только для Обезьяны Б, а ответы резуса Б давали подкрепление только для Обезьяны А. Другими словами, обезьяны не получали подкрепления для себя от своих собственных ответов. Последний производил подкрепления только для своего партнера. Хотя ни одна из обезьян не продолжала реагировать в течение длительного времени, две повторения с голубями продемонстрировали более многообещающие результаты с точки зрения поддержания реакции, когда она подкрепляется «другим».

Эксперимент Борена поднимает вопрос: « Что представляет собой социальное поведение? «Общая концепция заключается в том, что социальное взаимодействие включает в себя два организма в той или иной форме взаимодействия друг с другом, но это довольно формальное определение, основанное на присутствии обоих участников в визуальном или звуковом контакте друг с другом, чего не было. в эксперименте Борена. Однако другие следователи встали на сторону Борена, не указав ни одного такого контакта. Вместо этого они подчеркивают влияние поведения одного актора на поведение другого актора. Это приводит к примерно такому определению: социальное поведение — это поведение одного организма, на которое влияет или влияет на поведение другого организма. Взяв эти определения, сделав шаг вперед, мы можем попросить дать определение « Поведение другого актера .» В частности, должен ли другой актор быть живым организмом или это может быть, например, компьютер или робот? Если ответ на последний вопрос положительный, то мы можем задаться вопросом, чем социальное поведение отличается от несоциального поведения. Жизнеспособен ли компьютер, которым управляет человек, разработавший определенную программу управления поведением, в качестве соисполнителя? Если да, то является ли различие между социальным и несоциальным поведением просто созданием удобства без содержания? Являются ли законы социального взаимодействия просто законами научения, выведенными из изучения индивидуумов и экстраполированных на ситуации, в которых участвует более одного актора?

Последнее утверждение кажется разумным. В прошлом социальное поведение рассматривалось как уникальное и отдельное от поведения отдельных людей. Таким образом, были созданы искусственные стены между социальной психологией и психологией обучения/анализа поведения. Разрушение различий между социальным и несоциальным поведением кажется согласующимся с основным предположением поведенческих аналитиков о том, что любое поведение можно объяснить базовым набором принципов обучения. В случае социального поведения переменные, несомненно, более динамичны. В отличие, скажем, от графика подкрепления с переменным соотношением, при котором потребность в подкреплении на самом деле не меняется от случая к случаю, в социальной ситуации графики постоянно меняются. Это верно, потому что источник подкрепления человека А, человек Б, всегда меняет свое поведение в зависимости от того, что делает Б, а Б меняет свое поведение в зависимости от того, что делает А. Но, независимо от их источника, случайности, воздействующие как на А, так и на В, остаются просто случайностями, ни меньше, ни больше.
 



Ссылка: Boren, J. (1966). Экспериментальные социальные отношения между двумя обезьянами. Журнал экспериментального анализа поведения, 9, 691-700.

 

Термины: ABA, BCABA, BCBA, анализ поведения, аналитик поведения, управление организационным поведением, RBT

животных социальное поведение | Британика

Национальный парк Серенгети, Танзания: стадо гну (гну)

Просмотреть все СМИ

Связанные темы:
репродуктивное поведение общение с животными поведение избегания обучение каста

Просмотреть весь связанный контент →

социальное поведение животных набор взаимодействий, которые происходят между двумя или более отдельными животными, обычно одного вида, когда они образуют простые скопления, сотрудничают в сексуальном или родительском поведении, участвуют в территориальных спорах. и доступ к товарищам, или просто общаться в космосе.

Посмотрите, как два благородных оленя сражаются за первенство во время гона

Посмотрите все видео к этой статье

Социальное поведение определяется взаимодействием, а не распределением организмов в пространстве. Группировка людей не является требованием социального поведения, хотя и увеличивает возможности для взаимодействия. Когда одинокая самка мотылька испускает букет феромонов, чтобы привлечь потенциальных самцов, она участвует в социальном поведении. Когда самец благородного оленя ( Cervus elaphus ) издает громкий рев, чтобы сигнализировать о доминировании и отпугивать других самцов, он также общителен.

Социальное поведение животных вызвало интерес у специалистов по поведению животных и биологов-эволюционистов, а также привлекло общественность благодаря кинематографистам, работающим в области биологических наук, которые запечатлели драму и потрясающее разнообразие социальных взаимодействий животных в документальных фильмах и других медиапрограммах.

Общие характеристики

Социальное поведение варьируется от простого влечения между людьми до жизни в сложных обществах, характеризующихся разделением труда, сотрудничеством, альтруизмом и участием большого числа людей в воспроизводстве относительно небольшого числа людей. Однако наиболее широко признанные формы социального поведения включают взаимодействие внутри скоплений или групп индивидуумов. Социальное поведение, его адаптивная ценность и лежащие в его основе механизмы представляют основной интерес для ученых в области поведения животных, поведенческой экологии, эволюционной психологии и биологической антропологии.

Слово социальный часто означает дружеское взаимодействие, объясняя распространенное заблуждение, что социальное поведение всегда предполагает сотрудничество для достижения какой-либо взаимовыгодной цели. Биологи больше не верят, что кооперативное поведение обязательно развивается на благо вида. Вместо этого они считают, что единицей естественного отбора обычно является индивидуум и что социальное поведение сопряжено с конкуренцией. Английский натуралист Чарльз Дарвин, который первым обратил внимание всего мира на эволюцию посредством естественного отбора, ввел эту парадигму для размышлений о социальном поведении, отметив, что выживают и размножаются лучшие конкуренты внутри вида, «наиболее приспособленные» особи. Как только генетика была интегрирована в эту концепцию эволюции, стало очевидно, что такие люди будут передавать большинство копий своих генов будущим поколениям.

В соответствии с идеями Дарвина социальные организмы часто считаются жестоко конкурирующими и агрессивными. Например, дружеское общение между детьми на детской площадке может быстро превратиться в ожесточенную конкуренцию, если мячей или качелей будет слишком мало. Кроме того, интенсивные конкурентные взаимодействия, приводящие к телесным повреждениям, могут происходить даже между членами семьи. Социальное поведение предназначено для повышения способности человека накапливать ресурсы и формировать союзы, которые помогают ему выживать и размножаться. Современный взгляд на социальное поведение состоит в том, что оно является продуктом конкурирующих интересов вовлеченных в него людей. Люди развивают способность вести себя эгоистично, сотрудничать или конкурировать, когда им это выгодно. Таким образом, ожидается, что хрупкий баланс кооперативного и конкурентного поведения будет характеризовать сообщества животных.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Классификация разнообразия социального поведения

Социальное поведение включает в себя широкий спектр взаимодействий, от временных кормящихся скоплений или брачных роев до семейных групп, состоящих из нескольких поколений, с совместной заботой о потомстве. За прошедшие годы было предпринято много попыток классифицировать разнообразие социальных взаимодействий и понять эволюционное развитие социального поведения.

Серия американских энтомологов-ветеранов, начиная с 1920-х годов с Уильяма Мортона Уиллера и продолжая до 1970-х годов с Говарда Эванса, Чарльза Миченера и Э. О. Уилсон разработал категоризацию социальности по двум направлениям, названным парасоциальной последовательностью и субсоциальной последовательностью. Эта классификация основана в первую очередь на участии родителей насекомых в их детенышах, тогда как классификации социальности позвоночных часто основаны на пространственном поведении или системе спаривания. Оба пути достигают кульминации в «эусоциальности», системе, в которой о молодежи заботятся совместно, а общество разделено на разные касты, предоставляющие разные услуги.

В парасоциальной последовательности взрослые одного поколения помогают друг другу в разной степени. На одном конце спектра находятся самки коммунальных видов; эти самки сотрудничают в строительстве гнезда, но выращивают свои выводки отдельно. У квазисоциальных видов выводки посещаются совместно, и каждая самка все еще может размножаться. Полусоциальные виды также практикуют совместную заботу о расплоде, но внутри колонии они имеют рабочую касту особей, которые никогда не размножаются. Эусоциальные виды обычно занимаются совместным уходом за расплодом; кроме того, у них есть отдельные касты, выполняющие разные функции, и совпадение поколений внутри колонии.

Субсоциальная последовательность, альтернативный путь к эусоциальности, предполагает все более тесную связь между самками и их потомством. У примитивных субсоциальных видов самка какое-то время обеспечивает непосредственную заботу, но уходит до того, как детеныши становятся взрослыми. За этой стадией следуют две промежуточные субсоциальные стадии: одна, когда забота о детенышах распространяется до момента, когда мать присутствует, когда ее потомство созревает, а другая, когда сохраняется потомство, помогает в выращивании дополнительных выводков. В эусоциальном конце этой последовательности некоторые зрелые потомки дифференцируются в постоянно бесплодную касту рабочих — стадия, которая отражает тот же эусоциальный результат, достигнутый парасоциальной последовательностью, описанной выше.

Э.О. Уилсон, чья работа Sociobiology: The New Synthesis послужила основой для исследований в этой области, когда она была опубликована в 1975 году, считала, что общие классификации обществ неизменно терпят неудачу, поскольку они зависят от качеств, выбранных для разделения видов, которые заметно различаются от группы к группе. группа. Вместо этого Уилсон составил набор из 10 основных качеств социальности, в том числе (1) размер группы, (2) распределение различных возрастных и половых классов, (3) сплоченность, (4) количество и модель связанности, (5) «проницаемость». », или степень, в которой общества взаимодействуют друг с другом, (6) «компартментализация», или степень, в которой подгруппы действуют как отдельные единицы, (7) дифференциация ролей среди членов группы, (8) интеграция поведения внутри групп, (9) общение и поток информации и (10) доля времени, посвященная социальному поведению, а не индивидуальному обслуживанию. Эти перекрывающиеся качества обществ дают хорошее представление о сложностях, связанных с классификацией, а тем более с пониманием весьма разнообразного социального поведения животных.

Хотя категории социального поведения могут быть полезными, они также могут сбивать с толку и вводить в заблуждение. Нынешняя тенденция состоит в том, чтобы рассматривать социальность как многогранный континуум от простых скоплений до высокоорганизованных и сложных уровней социальной организации, характерных для эусоциальных видов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *