Умение слушать — Психологос
01 января 2010 г., 14:26
Умение слушать — великое и достаточно редкое умение. В него включается и умения слышать, то есть умение слышать именно собеседника, а не свои разные соображения по поводу сказанного им, и умение слушать так, чтобы ваш собеседник хотел вам рассказывать, говорил открыто и с удовольствием. Умение слушать помогает установить контакт и расположить к себе собеседника, понять его точку зрения — и при необходимости повернуть ее в нужную сторону.
Умение ребенка слушать — один из показателей готовности ребенка к школе. Когда навык несформирован, ребенок задает вопрос и убегает, не дослушав ответ: перебивает говорящего или переключается на другое занятие, пока тот говорит. Шаги, составляющие данный навык: ребенок смотрит на человека, который говорит, не перебивает, пытается понять, что было сказано, говорит «да» или кивает головой, а чтобы лучше понять, может задать вопрос по теме.
Любопытно: а вы освоили эти навыки? Хотя бы первый, самый главный навык: когда я говорю, я внимательнейшим образом смотрю на собеседника, и как только замечу, что он хочет что-то сказать, я останавливаюсь и спрашиваю: «А ты что думаешь?» Если вы действительно хотите освоить умение слушать, считайте этот навык главным.
Фильм «Дживс и Вустер»
Едва ли есть универсальная формула умения слушать, предпочтительный стиль слушания определяется психотипом рассказчика, да и разные ситуации требуют разного. Деловое слушание — это преимущественно фиксация информации и повтор основных смысловых пунктов. Личное слушание более разнообразно. Когда-то это взаимопомощь с вчувствованием и отражением чувств, когда-то живое развлечение собеседников, предполагающее и обмен яркими эмоциями, и уместный анекдот в ответ, и дружеские наезды.
При любых типах слушания важнейшим моментом является внимание к собеседнику, внимание к тому что он говорит. Похоже, что в общении умение слушать, погружаясь в мысли и чувства собеседника, поддерживая ход его мыслей и разделяя его чувства — важнее, чем умение говорить ярко и интересно. Если вы в течение всего разговора заинтересованно молчали, лишь изредка задавая уточняющие вопросы и когда-то повторяя мысли собеседника, чтобы их лучше понять — скорее всего, собеседник останется в самых лучших чувствах по поводу вашего с ним общения.
Хорошо ли, слушая собеседника, говорить о себе? — Лучше расспрашивать собеседника о нем: о его интересах и предпочтениях. О себе и о своем — тоже можно и хорошо, но в первую очередь для того, чтобы разговорить собеседника.
Фильм «Шоколад»
Вторым по важности моментом качественного слушания являются точные подстройки под собеседника. Подстройки по жестам, по выражению лица и глаз, темпу речи, словарю и ценностям, подстройки по дыханию — все это создает ощущение «мы вместе, мы свои» и улучшает контакт в общении. Умение и привычка вчувствоваться в собеседника автоматически создает все нужные подстройки между вами, плюс дает вам максимально возможное чувствование того, что сейчас чувствует ваш собеседник, что ему сейчас сказать можно, а что будет неуместно.
Что касается зрительного контакта, то здесь важнее не сколько, а как. Большинство людей избегают в общении смотреть в лицо и глаза собеседнику, примерно столько же, когда смотрят, выражают недоверие и критику, так или иначе негативную оценку. Правильно учить людей смотреть в глаза чаще, но еще важнее — смотреть доброжелательно, с теплой поддержкой. Тогда люди сами догадаются, что когда-то можно глаза отвести (а именно, когда собеседнику нужно решить что-то внутри себя), все остальное время разговора чем больше между людьми контакт глаз, тем лучше.
В курсе 8 видеоуроков. Посмотреть >>
Чтобы заслужить репутацию достойного собеседника, полезно знать, что такое конфликтогены — и в своем общении их не использовать. Категоричные негативные оценки и возражения, упреки и обвинения, жалобы и оправдания, как и в целом общение в кругу негативных тем — помеха качественному общению. Напротив того, освоенный навык Тотального Да сделает ваше слушание одновременно и продуктивным, и приятным: собеседник будет уверен, что вы его слышите и понимаете, в то время как вы действительно смогли услышать то дельное, что человек хотел сказать.
Умелые собеседники, слушая, повторяют основные мысли собеседника во внутренней речи, а при необходимости уточнить мысль повторяют ее другими словами или придают ей другой оттенок, чтобы собеседник мог на это откликнуться и уточнить свою мысль. Эта техника, известная как внутренний и внешний переводчик, помогает собеседникам лучше слышать друг друга и согласовывать свои позиции.
Полезная мелочь — использование знаков слушания: кивки, «угу», вспышки глазами на те или иные интересные или важные моменты в речи собеседника, парафраз смысла и отражение его чувств.
Не важно, с какого приема вы решите начать тренировать навыки грамотного слушания — все, что вы освоите, будет очень полезным. Тем не менее, для решения профессиональных задач первой задачей обычно ставят освоение нерефлексивного слушания, в течение которого вы приучаетесь вливаться и вчувствоваться в речь собеседника с минимальным собственным внешним участием. Освоив нерефлексивное слушание, следующим шагом оказывается отработка активного слушания, в котором слушание все больше превращается в совместный диалог.
Активное слушание по мужскому типу, ориентированное преимущественно на разум и логику, называется рефлексивным слушанием. Активное слушание по женскому типу, ориентированное на чувства и отношения слушание от сердца к сердцу — эмпатическое слушание.- Автор Н.И. Козлов
- Общение
- Профессиональная коммуникация
- Умение слушать
- +
- Общение и влияние
- Курс — Искусство умного общения
Комментарии (8):
Гость, 17 ноября 2012 г., 00:39
Эмпатическое слушанье является одним из положительных подкреплений. Сегодня видела картину — две девушки в метро, одна жалуется на жизнь, вторая слушает с очень заинтересованной мимикой. Глазки горят, брови подняты, кивает одобрительно. Получается, что жалующийся человек получает положительное эмоциональное подкрепление своему поведению (жалобе на того Гада) через то, что его слушают. И тогда получается, что кроме обучения слушать, еще надо обучать уместности применения эмпатического слушанья.
Гость, 19 ноября 2012 г., 23:57
Здравствуйте, Николай Иванович! С большим интересом прочитала Вашу статью, поймала себя на мысли, что замечательно восстанавливать в своей памяти правильную, выверенную терминологию, наводя порядок в голове. На определенном этапе своей работы, некоторые процессы начинают «подключаться» и проходить «на операции», теряется системность и структурность. Через 20 лет работы психологом, многое вызывает сомнения, структурность уравновешивает, как мне кажется. С уважением Рейзвих И.
ivanilov, 29 июля 2014 г., 00:48
Слушание тишины — также одна из практик искусства слушать.
1
ответ
Гость, 17 октября 2017 г., 17:34
Расскажите об этой практике, очень интересно! Спасибо!
Екатерина, 21 октября 2015 г., 11:18
Николай Иванович, большое спасибо Вам за Ваши статьи! После прочтения ощущается здоровский прилив сил. Как-будто вспоминаются какие-то забытые истины о правильном отношении к людям. И вера в то, что и тебе доступны эти техники, а значит еще не все потеряно для тебя! 🙂
Гость, 07 мая 2020 г., 13:17
Да, уметь слушать действительно очень важно, особенно в семейной жизни. Опрос свыше 20 000 пар показал, что более счастливы те, чей спутник жизни умеет внимательно слушать. В одной мудрой книге говорится; «всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев».
Гость, 08 мая 2020 г., 10:28
Замечательные мысли, спасибо! Особенно хочется отметить про совет вчувствоваться и уметь слышать именно собеседника, а не свои различные соображения по поводу услышанного. Замечаю за собой, что порой понимание проблемы о которой говорит собеседник мешает вслушаться в него и проявить сочувствие, потому что на языке уже готовое решение его проблемы, а ему важнее скорее всего не решение проблемы, а внимание и сочувствие. Да слышать других это настоящее искусство которое необходимо совершенствовать, спасибо за это важное напоминание.
Гость, 08 мая 2020 г. , 15:12
Спасибо вам за статью. Очень интересные практичные советы. Да, умение слушать это искуство, которому нужно учиться. И ваши советы, я думаю, могут помочь правильно слушать. Умение слушать говорит об уважении к собеседнику. Мудрый царь Соломон говорил, что есть время молчать и есть время говорить. Когда говорит собеседник это время молчать, слушать и вникать.
Материалы по теме:
01 янв. 2013 г.
Активное слушание
Активное слушание — слушание с правильной внутренней и внешней активностью. Активное слушание помогает установить контакт и расположить к себе собеседника, понять его точку зрения — и при необходимости повернуть ее в нужную сторону. Слушать собеседника как следует — непростое дело. Уже просто слушать, не перебивая — для многих непростая задача, а слушать так, чтобы собеседнику хотелось делиться с вами своими мыслями и чувствами — тем более важно. Такое слушание — работа, и работа больше даже не ума, а души.
0Подробнее
09 февр. 2017 г.
Не перебивай!
Выполняя это упражнение Дистанции, я научилась быть «естественным ведущим» беседы в разговорах с родными. Раньше мне казалось, что я должна задавать темы, темп, полностью контролировать «сценарий». Теперь я больше позволяю людям говорить, а сама задаю вопросы. Все вокруг из молчунов вдруг превратились в интересных, дельных, умных собеседников. Как я много теряла, когда я постоянно перебивала!
0Подробнее
01 июн. 2013 г.
Умение понимать: сплав техники и души
Умение понимать — дорогое и редкое умение. Не понимать — проще: не понравилось сказанное собеседником, стало скучно или показалось глупо — можно отвернуться или возразить. А понимать человека, особенно когда человек говорит вещи трудные, или непонятные, а то и неприятные — трудно и не хочется. Умение понимать живет или воспитанностью, привычкой уважать людей, их разные мнения и решения, или разумным пониманием, что понимать — нужно и правильно, или живым чувством: любовью, привязанностью, хотя бы уважением.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Умение слышать
Есть мнение, что мы слышим половину сказанного, слушаем половину услышанного и понимаем половину того, что слушали.
0Подробнее
01 янв. 2013 г.
Внутренний переводчик
Умение понимать, то есть делать внутренний перевод, процесс исключительно творческий, и мы приведем здесь только самые ходовые.
0Подробнее
Что такое «Умение слушать»
Опубликовано пользователем ЕленаИванова
Умение слушать является фундаментальным компонентом для межличностных коммуникационных навыков. Это сознательный, активный процесс и принятое нами решение слушать человека для того, чтобы понять сообщение, которое нам пытаются донести.
Активный слушатель:
- Нейтрален.
- Терпелив.
- Не выносит суждений.
- Поощряет собеседника рассказывать.
- Не формирует своего мнения в начале разговора.
Человек редко передает словами именно то, что хочет сказать, поэтому всем нам нужно научиться вслушиваться внимательно и считывать невербальную информацию. Как уже было сказано, этот навык требует терпения, потому что в процессе слушания нам нужно сопротивляться соблазну вставлять свой комментарий при малейшей паузе.
Преимущества активного слушания
Многие люди задаются вопросом, зачем им вообще кого-либо слушать, ведь нужно убеждать и убеждать своего собеседника. На самом деле преимуществ у активного слушания немало и вот лишь некоторые из них:
- Уменьшает количество недопониманий.
- Снижает вероятность возникновения конфликта.
- Развивает интуицию.
- Укрепляет взаимоотношения с коллегами, семьей и друзьями.
- Подсказывает когда действовать и как именно.
- Позволяет быть более гибким.
- Помогает собеседнику понять, что он был понят и услышан.
- Открывает новые возможности.
В конце-концов, умение слушать делает вас более привлекательным собеседником хотя бы по той причине, что большинство людей так поглощены самими собой, что желают высказаться. Такой подход помогает добиться успеха в любой области жизни.
Качества активного слушателя
Существует шесть качеств, которые позволят вам стать отличным активным слушателем.
- Пристальное внимание. Это требует самосознания: 100%-ое внимание к слушателю. Вы должны убедиться, что вас ничего не отвлекает. Отключите телефон и избегайте лишнего шума.
- Эмпатия. В данном уроке мы рассмотрели способы развития этого навыка.
- Уважение. Подразумевает думать хорошо о собеседнике и не судить его со своей высоты. Вы необязательно должны с ним соглашаться, но вести себя достаточно уважительно.
- Одобрение. Поощряйте собеседника не быть в оборонительной позиции и больше рассказывать о том, что он думает и что чувствует.
- Конгруэнтность. Вы должны быть искренне заинтересованы в диалоге. Следите за своим языком тела, иначе собеседник может подумать, что вы враждебно настроены.
- Конкретность. Будьте конкретны в своих вопросах и высказывании мнения.
Плохие привычки слушания
Каждый из нас так или иначе имеет привычки, которые мешают добиваться полного взаимопонимания. Вы должны обнаружить свои негативные привычки и отметить, над чем нужно работать. Будьте честны с собой.
- Я прерываю человека на полуслове или при малейшей паузе, когда человек задумывается или набирает воздух в легкие.
- Я быстро выношу вердикт своему собеседнику.
- Я даю советы, когда об этом не просили.
- Я формирую свое мнение прежде чем получу всю информацию.
- Я нетерпелив.
- Я теряю над собой контроль, когда слышу то, с чем не согласен.
- Я пытаюсь изменить интересующую собеседника тему на более приятную мне.
- Я думаю больше над своим ответом, чем над словами собеседника.
Семь уровней слушания
Любой человек в любом диалоге находится на одном из семи уровней слушания, что и определяет эффективность общения с собеседником.
- Не слушать. Мы не обращаем внимание или игнорируем слова собеседника.
- Притворяться, что слушаем. Мы действуем и ведем себя так, будто слушаем, но на самом деле поглощены своими мыслями и проблемами.
- Частично слушать. Возникает эффект разделенного внимания: мы фокусируемся только на части сообщения, остальное проходит мимо нашего сознания.
- Сфокусировано слушать. Мы отдаемся полностью разговору.
- Интерпетированно слушать. Мы не только слышим человека, но и предпринимаем сознательные усилия для того, чтобы понять его.
- Интерактивно слушать. Мы задаем вопросы и проясняем ситуацию.
- Увлеченно слушать. Мы прислушиваемся к чувствам, эмоциям и ощущениям собеседника.
Если мы находимся на самых нижних трех уровнях, у нас возникают проблемы во всех сферах жизни. Мы удивляемся, почему нас не ценят и не прислушиваются к нашей точке зрения. Совершите сознательное усилие и начните как минимум сфокусировано слушать своего собеседника.
Рубрика:
- Психология: личность и бизнес
Ключевые слова:
- Общение
- Умение слушать
Оцените публикацию
Популярное
20 мемов про рекрутинг, собеседования [09.12.22]
Социализация и интеграция в рабочие процессы: правила быстрой адаптации сотрудника
Amazon увольняет рекрутеров. Их заменит Искусственный интеллект
видов прослушивания | SkillsYouNeed
Большинство людей в большинстве случаев воспринимают умение слушать как должное, это происходит само собой. Только когда вы перестанете думать о слушании и его последствиях, вы начнете понимать, что умение слушать на самом деле является важным навыком, который необходимо развивать и развивать.
Умение слушать, пожалуй, самый важный из всех навыков межличностного общения, и в SkillsYouNeed есть много страниц, посвященных этому предмету, см. раздел «Навыки аудирования» для введения. Другие страницы включают «Десять принципов слушания», «Активное слушание» и «Заблуждения относительно слушания».
Умение слушать очень часто является основой крепких отношений с другими людьми дома, в обществе, в образовании и на работе. Эта страница опирается на работу Wolvin and Coakely (1996) и других, посвященную изучению различных типов слушания.
Мы надеемся, что эта страница будет полезна как учителям, поскольку обучение навыкам аудирования может быть сложной задачей, так и студентам и другим учащимся, которые заинтересованы в развитии своих навыков аудирования.
Слушание: процесс получения, осмысления и реагирования на устные и/или невербальные сообщения.
– Международная ассоциация слушателей.
Общие типы слушания:
Два основных типа слушания — основы всех подтипов слушания:
- Дискриминативное слушание
- Комплексное прослушивание
Различающее слушание
Различающее слушание впервые развивается в очень раннем возрасте – возможно, даже до рождения, в утробе матери. Это самая основная форма слушания, которая не включает в себя понимание значения слов или фраз, а просто понимание различных звуков, которые они производят. В раннем детстве, например, делается различие между звуками голосов родителей — голос отца звучит иначе, чем голос матери.
Различительное слушание развивается в детстве и во взрослой жизни. По мере того, как мы становимся старше, развиваемся и приобретаем больше жизненного опыта, наша способность различать разные звуки улучшается. Мы не только можем распознавать разные голоса, но также развиваем способность распознавать тонкие различия в том, как издаются звуки — это имеет основополагающее значение для окончательного понимания того, что эти звуки означают. Отличия включают множество тонкостей, распознавание иностранных языков, различение региональных акцентов и подсказки к эмоциям и чувствам говорящего.
Способность различать тонкости звука, издаваемого кем-то, например, счастливым или грустным, злым или напряженным, в конечном итоге повышает ценность того, что на самом деле говорится, и, конечно же, способствует пониманию. Когда различительные навыки слушания сочетаются с визуальными стимулами, получающаяся в результате способность «слушать» язык тела позволяет нам начать более полно понимать говорящего — например, узнавать, что кому-то грустно, несмотря на то, что они говорят или как они это говорят.
Пример
Представьте, что вы окружены людьми, которые говорят на языке, который вы не понимаете. Возможно проезд через аэропорт в другой стране. Вероятно, вы можете различать разные голоса, мужские и женские, молодые и старые, а также получить некоторое представление о том, что происходит вокруг вас, основываясь на тоне голоса, манерах и языке тела других людей. Вы не понимаете, о чем идет речь, но используете разборчивое слушание, чтобы достичь некоторого уровня понимания того, что вас окружает.
Всестороннее прослушивание
Всестороннее прослушивание включает в себя понимание передаваемого сообщения или сообщений. Как и дискриминационное слушание, всестороннее слушание является основополагающим для всех подтипов слушания.
Для того, чтобы иметь возможность использовать всестороннее аудирование и, следовательно, понимать, слушатель в первую очередь должен иметь соответствующий словарный запас и языковые навыки. Таким образом, использование чрезмерно сложного языка или технического жаргона может стать препятствием для всестороннего слушания. Всестороннее слушание еще более осложняется тем фактом, что два разных человека, слушающих одно и то же, могут понимать сообщение двумя разными способами. Эта проблема может усугубляться в групповой обстановке, например, в классе или на деловой встрече, где из сказанного можно извлечь множество различных значений.
Всестороннее прослушивание дополняется суб-сообщениями невербальной коммуникации, такими как тон голоса, жесты и другой язык тела. Эти невербальные сигналы могут значительно помочь в общении и понимании, но также могут сбивать с толку и потенциально приводить к непониманию. Во многих ситуациях прослушивания жизненно важно искать разъяснения и использовать такие навыки, как рефлексия, помогающая понять.
Особые типы прослушивания
Разборчивое и всестороннее прослушивание является необходимым условием для определенных типов прослушивания.
Типы прослушивания могут быть определены целью прослушивания.
В межличностном общении наиболее распространены три основных типа слушания:
- Информационное слушание (слушание для обучения)
- Критическое слушание (слушание для оценки и анализа)
- Терапевтическое или эмпатическое слушание (слушание для понимания чувств и эмоций)
На самом деле у вас может быть несколько целей для слушания в любой момент времени — например, вы можете слушать, чтобы учиться, и в то же время пытаться быть чутким.
Информационное слушание
Всякий раз, когда вы слушаете, чтобы что-то узнать, вы занимаетесь информационным слушанием. Это верно во многих повседневных ситуациях, в учебе и на работе, когда вы слушаете новости, смотрите документальный фильм, когда друг рассказывает вам рецепт или когда вы решаете техническую проблему с компьютером. есть много других примеров информационного слушания.
Хотя все виды слушания являются «активными», они требуют концентрации и сознательного усилия для понимания. Информационное слушание менее активно, чем многие другие виды слушания. Когда мы слушаем, чтобы узнать или получить инструкции, мы получаем новую информацию и факты, мы не критикуем и не анализируем. Информационное прослушивание, особенно в формальной обстановке, например, на рабочих встречах или во время учебы, часто сопровождается ведением заметок — способом записи ключевой информации, чтобы ее можно было просмотреть позже. (см. Ведение заметок для получения дополнительной информации.)
Критическое слушание
Можно сказать, что мы занимаемся критическим слушанием , когда целью является оценка или тщательное изучение того, что говорится. Критическое слушание — это гораздо более активное поведение, чем информационное слушание, и обычно оно связано с решением проблем или принятием решений. Критическое слушание сродни критическому чтению; оба включают анализ получаемой информации и сопоставление с тем, что мы уже знаем или во что верим. В то время как информационное слушание может быть в основном связано с получением фактов и/или новой информации, критическое слушание связано с анализом мнения и вынесением суждения.
Когда слово «критическое» используется для описания слушания, чтения или размышления, это не обязательно означает, что вы утверждаете, что информация, которую вы слушаете, каким-то образом ошибочна или ошибочна. Скорее, критическое слушание означает участие в том, что вы слушаете, задавая себе такие вопросы, как: «Что пытается сказать говорящий?» или «Каков основной аргумент?», «Чем отличается то, что я слышу». из моих убеждений, знаний или мнений?». Таким образом, критическое слушание является основой истинного обучения. (Также смотрите нашу страницу: Критическое значение ).
Многие повседневные решения, которые мы принимаем, основаны на той или иной форме «критического» анализа, будь то критическое слушание, чтение или размышление. Наши мнения, ценности и убеждения основаны на нашей способности обрабатывать информацию и формулировать собственные чувства по поводу окружающего мира, а также взвешивать все за и против для принятия обоснованного решения.
При критическом слушании часто важно быть непредубежденным и не поддаваться стереотипам или предвзятым представлениям. Делая это, вы станете лучше слушать и расширите свои знания и восприятие других людей и ваших отношений.
Терапевтическое или эмпатическое слушание
Эмпатическое слушание включает в себя попытку понять чувства и эмоции говорящего – поставить себя на место говорящего и поделиться его мыслями. (См. нашу страницу: Что такое эмпатия? для получения дополнительной информации).
Эмпатия — это способ глубокой связи с другим человеком, и терапевтическое или эмпатическое слушание может быть особенно сложным. Сопереживание — это не то же самое, что сочувствие, оно включает в себя нечто большее, чем сострадание или жалость к кому-то другому — оно включает в себя более глубокую связь — осознание и понимание точки зрения другого человека.
Консультанты, терапевты и некоторые другие специалисты используют терапевтическое или эмпатическое слушание, чтобы понять и в конечном итоге помочь своим клиентам. Этот тип слушания не включает в себя вынесение суждений или советов, а мягкое поощрение говорящего к объяснению и уточнению своих чувств и эмоций. Такие навыки, как разъяснение и размышление, часто используются, чтобы помочь избежать недоразумений. (См. наши дальнейшие страницы: Что такое консультирование? , Разъяснение и Reflection для получения дополнительной информации по этим темам).
Мы все способны эмпатически слушать и можем практиковать это с друзьями, семьей и коллегами. Проявление эмпатии является желательной чертой во многих межличностных отношениях — вы можете чувствовать себя более комфортно, говоря о своих чувствах и эмоциях с конкретным человеком. Они, вероятно, будут лучше слушать вас с сочувствием, чем другие, это часто основано на схожих взглядах, опыте, убеждениях и ценностях — например, хороший друг, ваш супруг, родитель или брат или сестра.
Дальнейшее чтение из книги «Навыки, которые вам нужны»
Наши электронные книги по навыкам общения
Узнайте больше об основных навыках общения, необходимых для более эффективного общения.
Наши электронные книги идеально подходят для всех, кто хочет узнать больше о своих навыках межличностного общения или развить их, и полны простой для понимания практической информации.
Другие типы слушания
Хотя обычно менее важны или полезны в межличностных отношениях, существуют другие типы слушания, в том числе:
Внимательное слушание
Слушание с благодарностью — это слушание для удовольствия. Хорошим примером является прослушивание музыки, особенно как способ расслабиться. (См. нашу страницу: Музыкальная терапия для получения дополнительной информации об использовании музыки в качестве релаксационной терапии) .
Раппорт Прослушивание
Пытаясь наладить взаимопонимание с другими, мы можем слушать, побуждая другого человека доверять нам и любить нас. Например, продавец может приложить усилия, чтобы внимательно выслушать то, что вы говорите, чтобы повысить доверие и, возможно, совершить продажу. Этот тип слушания распространен в ситуациях переговоров. (см.: Построение взаимопонимания и Навыки ведения переговоров для получения дополнительной информации) .
Выборочное прослушивание
Это более негативный тип слушания, он подразумевает, что слушатель каким-то образом предвзято относится к тому, что он слышит. Предвзятость может быть основана на предвзятых идеях или эмоционально сложных сообщениях. Избирательное слушание является признаком неудачного общения: вы не можете надеяться понять, если вы отфильтровали часть сообщения и можете усилить или усилить свою предвзятость в отношении будущих сообщений.
Навыки эффективного слушания | SkillsYouNeed
Принято считать, что слушать — это не то же самое, что слышать. Слух – это, конечно, неотъемлемая часть слушания. Однако слушание выходит за рамки простого слушания и описывается как активный процесс восприятия информации, ее запоминания и интерпретации, а затем действия в соответствии с ней.
Мы можем определить эффективное слушание как процесс, посредством которого информация слышится, понимается, интерпретируется, а затем на нее действуют — таким образом, который соответствует намерению говорящего. Другими словами, чтобы слушание было эффективным, оно должно давать результат, который динамик предназначен.
На этой странице описывается одна из моделей эффективного слушания — модель HURIER. Это может быть полезным способом осмысления всех шагов, необходимых для эффективного слушания.
Мы все согласны с тем, что слушание выходит далеко за рамки простого слушания. Однако что мы на самом деле подразумеваем под эффективным слушанием и что оно включает?
Аббревиатура HURIER иногда используется в академических текстах для обобщения модели эффективных навыков слушания. Эта модель была разработана Джуди Браунелл из Корнельского университета.
Модель описывает семь областей, которые являются частью эффективного слушания:
H – Слух
«Слух» используется здесь в очень широком смысле для описания того, как вы воспринимаете информацию, когда кто-то говорит.
Сюда может входить как зрительная, так и слуховая информация и даже осязание.
Таким образом, слух включает в себя физический акт слушания с использованием ваших ушей. Однако он также включает в себя визуальную информацию, например, как вы обнаруживаете и улавливаете невербальные и другие сигналы, включая тон голоса, язык тела и выражение лица. Люди также могут использовать прикосновения, чтобы подчеркнуть особо важные моменты. Особенно это касается близких личных отношений.
Вы можете узнать больше об этих аспектах общения на наших страницах Активное слушание и Невербальное общение , которые включают как Язык тела , так и использование Лицо и голос .
U – Понимание
После того, как сообщение было «услышано», следующим шагом будет его понимание.
Это означает объединение всей информации, которую вы собрали из элемента «слушания», для создания последовательного понимания того, что было сообщено.
Такие факторы, как язык и акцент, могут повлиять на ваше понимание, и это выходит далеко за рамки того, говорите ли вы с родным языком. Например, определенный выбор слов может передавать очень разную информацию людям, выросшим в разных областях или в разное время. Использование культурных ориентиров, таких как детское телевидение, также может создать общий язык, позволяющий людям общаться способами, выходящим за рамки выбранных слов.
Поэтому всегда стоит перепроверить говорящего, чтобы убедиться, что вы правильно поняли его сообщение. Такие техники, как разъяснение , вопрос и отражение — все это способы убедиться, что вы правильно поняли, а также показать, что вы слушали.
Вы также можете найти нашу страницу Межкультурная коммуникация помогает избежать проблем с пониманием при общении с людьми из разных культур.
R – Запоминание
Эффективный слушатель должен быть в состоянии запомнить полученное сообщение полностью.
Нехорошо слушать и тут же забывать то, что ты услышал и понял. Вы должны уметь сохранять и использовать информацию.
Запоминание требует концентрации и само по себе является навыком. Эксперты предполагают, что вы можете сохранять информацию либо в кратковременной, либо в долговременной памяти. Однако эти два типа памяти часто имеют мало общего со временем. Вместо этого кратковременная память — это место, где вы храните информацию, пока используете ее. Ее часто называют «рабочей памятью». Долговременная память — это место, где вы храните информацию, которую, по вашему мнению, стоит сохранить. Таким образом, запоминание информации, которую вы услышали, зависит от использования как кратковременной, так и долговременной памяти.
Подробнее об этом читайте на нашей странице Навыки памяти .
I – Интерпретация
Следующим шагом в процессе прослушивания является интерпретация сообщения.
Это основывается на понимании и расширяет его. Интерпретация означает рассмотрение таких факторов, как контекст, в котором сообщение было отправлено или получено, включая любые предубеждения говорящего, которые могут повлиять на смысл и цель.
Важно отметить, что слушатель также должен осознавать и избегать любых собственных предубеждений или предубеждений, которые могут повлиять на то, как он интерпретирует сообщение.
Как и в случае развития понимания, важно понимать любые культурные и межкультурные аспекты, которые могут повлиять как на «кодирование» сообщения, так и на его интерпретацию. Наши страницы Межкультурная коммуникация и Межкультурная осведомленность могут быть полезны в развитии этого процесса.
E – Оценка
Оценка – это процесс оценки всей информации, собранной в процессе прослушивания, а затем принятие решения о том, что с ней делать.
Это означает, что нужно дождаться получения всей необходимой информации, прежде чем разрабатывать ответ. Здесь ответы включают вашу реакцию на это, а также то, что вы на самом деле говорите в ответ.
Таким образом, оценка требует, чтобы слушатели непредвзято относились к сообщениям, которые они получают. Важно не делать поспешных выводов по поводу сказанного. Вместо этого вы должны оценить всю информацию, прежде чем начать формулировать ответ.
СОВЕТ! Сделайте глубокий вдох
Когда вы кого-то слушаете, вы можете начать реагировать еще до того, как он закончит говорить. Это особенно верно, если они говорят что-то, что вас злит или вызывает другие сильные эмоции.
Прежде чем ответить в гневе или под влиянием любой другой сильной эмоции, попробуйте сделать глубокий вдох (или несколько), чтобы успокоиться.
Прикажите себе слушать все, что они говорят, прежде чем вы сможете решить, уместен ли ваш гнев.
R – Ответ
Последний элемент прослушивания – это ответ.
Ваш ответ должен быть взвешенным и демонстрировать, что вы поняли то, что было сообщено. В рамках ответа может потребоваться использование таких методов, как разъяснение и размышление.
Ответ «закрывает» непосредственный эпизод говорения и слушания. Однако важно помнить, что ответ не обязательно завершает процесс общения.
Ваш ответ вполне может привести к тому, что другой человек скажет больше, и тогда вам нужно будет снова повторить процесс прослушивания. Коммуникация – это непрерывный процесс передачи и получения сообщений: говорения и прослушивания.
Слушание НЕ является линейным процессом
Модель HURIER может быть полезным способом описания и запоминания ключевых компонентов эффективного или активного слушания.
Однако важно понимать, что вовлеченные процессы не происходят линейно. Эффективный слушатель должен быть в состоянии одновременно слышать, понимать, интерпретировать и оценивать сообщение, чтобы быть в состоянии сформулировать четкое понимание и соответствующий ответ.
Дальнейшее чтение из книги «Навыки, которые вам нужны»
Наши электронные книги по навыкам общения
Узнайте больше об основных навыках общения, необходимых для более эффективного общения.
Наши электронные книги идеально подходят для всех, кто хочет узнать больше о своих навыках межличностного общения или развить их, и полны простой для понимания практической информации.
В заключение
Очень важно помнить, что слушание — это активный процесс, и это гораздо больше, чем просто слушание. Он охватывает все процессы, необходимые для эффективного реагирования, вплоть до самого реагирования. Все эти процессы требуют ряда навыков, что объясняет, почему развитие навыков слушания требует времени и усилий.