Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Что такое условный рефлекс в биологии: Безусловные и условные рефлексы — урок. Биология, 8 класс.

Условные рефлексы человека. Приобретённое поведение — Учебник по Биологии. 8 класс. Соболь

Учебник по Биологии. 8 класс. Соболь — Новая программа

Благодаря условным рефлексам организм приспосабливается к конкретным условиям существования.

Из учебника

Основные понятия и ключевые термины: УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ. ПРИОБРЕТЁННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. Динамические стереотипы.

Вспомните! Что такое высшая нервная деятельность?

Вступительное упражнение

Установите соответствие между крупнейшими научными открытиями и их авторами:

А Учение о естественном отборе

1 Дмитрий Менделеев

Б Периодическая система химических элементов

2 Михаил Ломоносов

В Общая теория относительности

3 Чарлз Дарвин

Г Закон сохранения вещества

4 Исаак Ньютон

Д Закон всемирного тяготения

5 Альберт Эйнштейн

Почему учение И. П. Павлова об условных рефлексах является также одним из крупнейших достижений науки?

СОДЕРЖАНИЕ

Каковы особенности условных рефлексов?

И. П. Павлов обратил внимание на то, что высшая нервная деятельность связана не только с влиянием безусловных раздражителей, но и зависит от условий, сопровождающих эти раздражения. Например, у собаки слюноотделение начинается не только тогда, когда пища попадает в рот, но и на вид и запах пищи. И. П. Павлов объяснил это явление, разработав теорию условных рефлексов. Каковы же основные особенности отличают условные рефлексы от безусловных?

— Условные рефлексы возникают в ответ на действие условных раздражителей (прежде безразличный раздражитель, ставший сигнальным раздражителем для определённой приобретённой реакции).

— Эти реакции являются приобретёнными, то есть могут возникать на основе безусловных и низших условных рефлексов.

— Условные рефлексы являются индивидуальными приспособительными реакциями, которые проявляются по-разному у разных особей вида.

— Это временные реакции, то есть постоянно образуются и исчезают в зависимости от конкретных условий.

Ил. 110. Схема образования условного слюноотделительного рефлекса: 1 — слуховой нерв; 2 — слуховой центр коры; 3 — пищевой центр продолговатого мозга 4 — слюнная железа; 5 — язык; 6 — временная нервная связь; 7 — вкусовой центр коры

— Условные рефлексы собственных рефлекторных дуг не имеют и поэтому осуществляются через функциональные временные нервные связи, возникающие между корковыми центрами жизненных функций и центрами сенсорных систем, связанных с действием условного раздражителя.

— Образуются и осуществляются при участии высших отделов ЦНС (коры и подкорки), в которых и происходит образование временных нервных связей.

— Могут объединяться в сложные цепи условных рефлексов — динамические стереотипы, которые являются физиологической основой умений, навыков, привычек и способов деятельности.

Таблица 41. РАЗНООБРАЗИЕ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ

Группа

Суть и примеры

А.

По проявлению рефлекторного ответа

Вегетативные

Рефлексы, связанные с деятельностью внутренних органов (например, дыхательные рефлексы во время физической нагрузки)

Соматодвигательные

Рефлексы, связанные с деятельностью скелетных мышц (например, двигательные рефлексы во время бега с препятствиями)

Б. В зависимости от условных раздражителей

Искусственные

Рефлексы, которые вырабатываются на раздражители, не относящиеся к безусловным (например, слюноотделительный рефлекс на свет лампы)

Натуральные

Рефлексы, вырабатываемые на природные безусловные раздражители (например, рефлекс аппетитного сокоотделения на запах пищи)

Биологическая роль условных рефлексов: 1) обеспечивают приспособляемость организмов к конкретным условиям существования, а для человека — обучение и разнообразие интеллектуальной деятельности; 2) обеспечивают ответ на безусловный раздражитель ещё до начала его действия, то есть имеют сигнальное значение; 3) являются основой для формирования условных рефлексов высшего порядка и ВНД человека.

Итак, УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС — это приобретённые индивидуальные реакции на действие раздражителей, которые позволяют человеку приспособиться к изменяющимся условиям среды.

Какие признаки и значение приобретённого поведения человека?

ПРИОБРЕТЁННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

— совокупность сложных приобретённых индивидуальных поведенческих реакций, связанных в своём возникновении в основном с социальными потребностями и высшими эмоциями. Каковы же особенности приобретённого поведения человека?

1. Функциональной основой приобретённого поведения человека являются условные рефлексы и динамические стереотипы. Динамический стереотип — сложная система последовательных стабильных условных рефлексов, которые облегчают выполнение многократно повторяющихся действий. Ярким примером динамических стереотипов являются разнообразные двигательные навыки: ходьба, бег, плавание, катание на лыжах, игра на музыкальных инструментах, умение писать и др. Эти системы условных рефлексов являются основой для навыков и привычек. Динамические стереотипы позволяют человеку выполнять определённые действия без значительного напряжения нервных центров коры большого мозга.

2. Ведущую роль в возникновении проявлений приобретенного поведения играют социальные нужды (т. е., высшие мотивации). Ведущими социальными потребностями для человека являются те, которые необходимы для жизни в обществе. Это потребности в безопасности, любви, признании, самоутверждении и др.

3. Приобретённое поведение требует предварительного научения. Научение человека — это способы накопления индивидуального опыта. Основными видами научения являются привыкание, подражание (социальное научение), запечатление, научение путём проб и ошибок, озарение, выработка условных рефлексов и др. Высшей формой научения у человека является познавательное (когнитивное) научение, что делает возможным прогнозирование результатов действий. Этот сложный способ познания требует высокого развития аналитико-синтетической деятельности мозга.

4. Приобретённое поведение индивидуально, то есть имеет приобретённые реакции, различные у всех представителей вида.

5. Приобретённые реакции формируются в процессе индивидуального развития в зависимости от опыта человека. Различают прошлый культурный опыт человека, накопленный предыдущими поколениями, и индивидуальный опыт, приобретённый в течение жизни. Культура — это совокупность всех материальных и духовных ценностей, созданных на протяжении истории человечества. В формировании опыта большую роль играет обучение — специфическая форма индивидуальной активности, направленной на усвоение знаний, умений, навыков и способов деятельности.

6. Основные центры, контролирующие возникновение проявлений приобретённого поведения, расположены в коре и подкорке полушарий большого мозга. Эти структуры участвуют в регуляции условно-рефлекторной деятельности организма и высших эмоций, возникающих при наличии определённого уровня интеллекта и являются продуктом социального воздействия. Это моральные, интеллектуальные, практические и эстетические чувства.

7. Основным отличием приобретённого поведения человека от условно-рефлекторной деятельности животных является наличие проявлений умственной деятельности, которая формируется в обществе с участием труда, речи и абстрактного мышления. Продуктом мышления является сознание, что обеспечивает особое отражение человеком окружающего мира, себя и других людей в нём. Благодаря сознанию человек приспосабливается к условиям жизни в обществе.

Итак, приобретённое поведение человека имеет выраженный социальный характер, состоит из условных рефлексов и динамических стереотипов, проявляется комплексом умственных действий и обеспечивает социальную приспособляемость к изменяющимся условиям среды обитания.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Учимся познавать

Задание для закрепления знаний

В рабочей тетради сравните безусловные и условные рефлексы, сформулируйте вывод.

Таблица 42. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЗУСЛОВНЫХ И УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ

Признак сравнения

Безусловные рефлексы

Условные рефлексы

На действие каких раздражителей возникают?

Это наследственные или приобретённые реакции?

Это временные или постоянные реакции?

Это индивидуальные или видовые реакции?

Что является функциональной основой?

Где располагаются нервные центры?

Проявления какого поведения образуют?

Биология + Литература

У Лины Костенко есть строки:

«Криши, ламай, трощи стереотипи!

Вони кричать, пручаються — ламай!

Хоч давня звичка з профілем Ксантиппи

благає, плаче, просить: “Не займай!”».

Какова роль динамических стереотипов в формировании приобретённого поведения человека?

Биология + Психология

По словам психолога А. Колдинга-Йоргенсена, из-за увлечённости социальными сетями подростки постепенно утрачивают свои социальные навыки. Общение в СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ наносит такой же вред здоровью, как и чрезмерное употребление напитка Coca-Cola.

Специалисты заявляют, что общение в Twitter и Facebook, в других сетях обманывает мозг — заставляет его думать, что такое общение удовлетворяет социальные потребности человека. Но тело человека «знает», что сидит на стуле и не чувствует ни близости собеседника, ни его запаха, ни языка жестов. «Это все равно, что пить Сладкий напиток Coca-Cola и представлять, что в организм попадают витамины и все необходимые полезные вещества», — говорят психологи. Какое значение для человека имеют приобретённые умственные действия, обеспечивающие общение?

РЕЗУЛЬТАТ

Оценка

Вопросы для самоконтроля

1-6

1. Что такое условные рефлексы? 2. Приведите примеры условных рефлексов. 3. Что такое временные функциональные связи? 4. Что такое приобретённое поведение? 5. Приведите примеры динамических стереотипов? 6. Назовите несколько особенностей приобретённого поведения человека.

7-9

7. Назовите особенности условных рефлексов. 8. Какое биологическое значение имеют условные рефлексы? 8. Опишите признаки и значение приобретённого поведения человека.

10-12

10. На конкретном примере докажите значение приобретённых проявлений в жизни человека.

Попередня

Сторінка

Наступна

Сторінка