Условные рефлексы человека. Приобретённое поведение — Учебник по Биологии. 8 класс. Соболь
Учебник по Биологии. 8 класс. Соболь — Новая программа
Благодаря условным рефлексам организм приспосабливается к конкретным условиям существования.
Из учебника
Основные понятия и ключевые термины: УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ. ПРИОБРЕТЁННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. Динамические стереотипы.
Вспомните! Что такое высшая нервная деятельность?
Вступительное упражнение
Установите соответствие между крупнейшими научными открытиями и их авторами:
А Учение о естественном отборе | 1 Дмитрий Менделеев |
Б Периодическая система химических элементов | 2 Михаил Ломоносов |
В Общая теория относительности | 3 Чарлз Дарвин |
Г Закон сохранения вещества | 4 Исаак Ньютон |
Д Закон всемирного тяготения | 5 Альберт Эйнштейн |
Почему учение И. П. Павлова об условных рефлексах является также одним из крупнейших достижений науки?
СОДЕРЖАНИЕ
Каковы особенности условных рефлексов?
И. П. Павлов обратил внимание на то, что высшая нервная деятельность связана не только с влиянием безусловных раздражителей, но и зависит от условий, сопровождающих эти раздражения. Например, у собаки слюноотделение начинается не только тогда, когда пища попадает в рот, но и на вид и запах пищи. И. П. Павлов объяснил это явление, разработав теорию условных рефлексов. Каковы же основные особенности отличают условные рефлексы от безусловных?
— Условные рефлексы возникают в ответ на действие условных раздражителей (прежде безразличный раздражитель, ставший сигнальным раздражителем для определённой приобретённой реакции).
— Эти реакции являются приобретёнными, то есть могут возникать на основе безусловных и низших условных рефлексов.
— Условные рефлексы являются индивидуальными приспособительными реакциями, которые проявляются по-разному у разных особей вида.
— Это временные реакции, то есть постоянно образуются и исчезают в зависимости от конкретных условий.
Ил. 110. Схема образования условного слюноотделительного рефлекса: 1 — слуховой нерв; 2 — слуховой центр коры; 3 — пищевой центр продолговатого мозга 4 — слюнная железа; 5 — язык; 6 — временная нервная связь; 7 — вкусовой центр коры
— Условные рефлексы собственных рефлекторных дуг не имеют и поэтому осуществляются через функциональные временные нервные связи, возникающие между корковыми центрами жизненных функций и центрами сенсорных систем, связанных с действием условного раздражителя.
— Образуются и осуществляются при участии высших отделов ЦНС (коры и подкорки), в которых и происходит образование временных нервных связей.
— Могут объединяться в сложные цепи условных рефлексов — динамические стереотипы, которые являются физиологической основой умений, навыков, привычек и способов деятельности.
Таблица 41. РАЗНООБРАЗИЕ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ
Группа | Суть и примеры |
А. По проявлению рефлекторного ответа | |
Вегетативные | Рефлексы, связанные с деятельностью внутренних органов (например, дыхательные рефлексы во время физической нагрузки) |
Соматодвигательные | Рефлексы, связанные с деятельностью скелетных мышц (например, двигательные рефлексы во время бега с препятствиями) |
Б. В зависимости от условных раздражителей | |
Искусственные | Рефлексы, которые вырабатываются на раздражители, не относящиеся к безусловным (например, слюноотделительный рефлекс на свет лампы) |
Натуральные | Рефлексы, вырабатываемые на природные безусловные раздражители (например, рефлекс аппетитного сокоотделения на запах пищи) |
Биологическая роль условных рефлексов: 1) обеспечивают приспособляемость организмов к конкретным условиям существования, а для человека — обучение и разнообразие интеллектуальной деятельности; 2) обеспечивают ответ на безусловный раздражитель ещё до начала его действия, то есть имеют сигнальное значение; 3) являются основой для формирования условных рефлексов высшего порядка и ВНД человека.
Итак, УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС — это приобретённые индивидуальные реакции на действие раздражителей, которые позволяют человеку приспособиться к изменяющимся условиям среды.
Какие признаки и значение приобретённого поведения человека?
ПРИОБРЕТЁННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
— совокупность сложных приобретённых индивидуальных поведенческих реакций, связанных в своём возникновении в основном с социальными потребностями и высшими эмоциями. Каковы же особенности приобретённого поведения человека?1. Функциональной основой приобретённого поведения человека являются условные рефлексы и динамические стереотипы. Динамический стереотип — сложная система последовательных стабильных условных рефлексов, которые облегчают выполнение многократно повторяющихся действий. Ярким примером динамических стереотипов являются разнообразные двигательные навыки: ходьба, бег, плавание, катание на лыжах, игра на музыкальных инструментах, умение писать и др. Эти системы условных рефлексов являются основой для навыков и привычек. Динамические стереотипы позволяют человеку выполнять определённые действия без значительного напряжения нервных центров коры большого мозга.
2. Ведущую роль в возникновении проявлений приобретенного поведения играют социальные нужды (т. е., высшие мотивации). Ведущими социальными потребностями для человека являются те, которые необходимы для жизни в обществе. Это потребности в безопасности, любви, признании, самоутверждении и др.
3. Приобретённое поведение требует предварительного научения. Научение человека — это способы накопления индивидуального опыта. Основными видами научения являются привыкание, подражание (социальное научение), запечатление, научение путём проб и ошибок, озарение, выработка условных рефлексов и др. Высшей формой научения у человека является познавательное (когнитивное) научение, что делает возможным прогнозирование результатов действий. Этот сложный способ познания требует высокого развития аналитико-синтетической деятельности мозга.
4. Приобретённое поведение индивидуально, то есть имеет приобретённые реакции, различные у всех представителей вида.
5. Приобретённые реакции формируются в процессе индивидуального развития в зависимости от опыта человека. Различают прошлый культурный опыт человека, накопленный предыдущими поколениями, и индивидуальный опыт, приобретённый в течение жизни. Культура — это совокупность всех материальных и духовных ценностей, созданных на протяжении истории человечества. В формировании опыта большую роль играет обучение — специфическая форма индивидуальной активности, направленной на усвоение знаний, умений, навыков и способов деятельности.
6. Основные центры, контролирующие возникновение проявлений приобретённого поведения, расположены в коре и подкорке полушарий большого мозга. Эти структуры участвуют в регуляции условно-рефлекторной деятельности организма и высших эмоций, возникающих при наличии определённого уровня интеллекта и являются продуктом социального воздействия. Это моральные, интеллектуальные, практические и эстетические чувства.
7. Основным отличием приобретённого поведения человека от условно-рефлекторной деятельности животных является наличие проявлений умственной деятельности, которая формируется в обществе с участием труда, речи и абстрактного мышления. Продуктом мышления является сознание, что обеспечивает особое отражение человеком окружающего мира, себя и других людей в нём. Благодаря сознанию человек приспосабливается к условиям жизни в обществе.
Итак, приобретённое поведение человека имеет выраженный социальный характер, состоит из условных рефлексов и динамических стереотипов, проявляется комплексом умственных действий и обеспечивает социальную приспособляемость к изменяющимся условиям среды обитания.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учимся познавать
Задание для закрепления знаний
В рабочей тетради сравните безусловные и условные рефлексы, сформулируйте вывод.
Таблица 42. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЗУСЛОВНЫХ И УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ
Признак сравнения | Безусловные рефлексы | Условные рефлексы |
На действие каких раздражителей возникают? | ||
Это наследственные или приобретённые реакции? | ||
Это временные или постоянные реакции? | ||
Это индивидуальные или видовые реакции? | ||
Что является функциональной основой? | ||
Где располагаются нервные центры? | ||
Проявления какого поведения образуют? |
Биология + Литература
У Лины Костенко есть строки:
«Криши, ламай, трощи стереотипи!
Вони кричать, пручаються — ламай!
Хоч давня звичка з профілем Ксантиппи
благає, плаче, просить: “Не займай!”».
Какова роль динамических стереотипов в формировании приобретённого поведения человека?
Биология + Психология
По словам психолога А. Колдинга-Йоргенсена, из-за увлечённости социальными сетями подростки постепенно утрачивают свои социальные навыки. Общение в СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ наносит такой же вред здоровью, как и чрезмерное употребление напитка Coca-Cola.
Специалисты заявляют, что общение в Twitter и Facebook, в других сетях обманывает мозг — заставляет его думать, что такое общение удовлетворяет социальные потребности человека. Но тело человека «знает», что сидит на стуле и не чувствует ни близости собеседника, ни его запаха, ни языка жестов. «Это все равно, что пить Сладкий напиток Coca-Cola и представлять, что в организм попадают витамины и все необходимые полезные вещества», — говорят психологи. Какое значение для человека имеют приобретённые умственные действия, обеспечивающие общение?
РЕЗУЛЬТАТ
Оценка | Вопросы для самоконтроля |
1-6 | 1. Что такое условные рефлексы? 2. Приведите примеры условных рефлексов. 3. Что такое временные функциональные связи? 4. Что такое приобретённое поведение? 5. Приведите примеры динамических стереотипов? 6. Назовите несколько особенностей приобретённого поведения человека. |
7-9 | 7. Назовите особенности условных рефлексов. 8. Какое биологическое значение имеют условные рефлексы? 8. Опишите признаки и значение приобретённого поведения человека. |
10-12 | 10. На конкретном примере докажите значение приобретённых проявлений в жизни человека. |
Попередня
СторінкаНаступна
СторінкаЗміст
Цей контент створено завдяки Міністерству освіти і науки України
Условные рефлексы
1. Формируются в течение жизни, в изменяющихся условиях среды.
2. Проявляются индивидуально у каждой конкретной особи.
3. Обеспечивают приобретенные навыки.
4. Раздражитель также условный.
5. Подвержены внешнему и (или) внутреннему торможению.
6. Зависимы от условий внешней среды, способны адаптироваться, изменяться.
7. Рефлекторная дуга временная, создается при определенных условиях, без подкрепления рефлекс может исчезнуть.
8. Высшие нервные центры лежат в коре больших полушарий переднего мозга.
9. Двигательные навыки, чтение, письмо, счет в уме и др. — все это условные рефлексы.
Образование условных рефлексов
1. Пища, даваемая собаке, — безусловный раздражитель. Возбуждение от него более сильное, чем от условного раздражителя (например, света).
2. У собаки выделяется слюна — так реализовывался безусловный слюноотделительный рефлекс.
3. За полминуты до кормления включают лампочку или другой раздражитель, безразличный для слюноотделительного рефлекса (например, звонок).
4. Под влиянием лампочки у собаки возникало возбуждение в зрительной зоне затылочной доли коры. Пища вызывала возбуждение в продолговатом мозге. В условиях двух этих последовательных возбуждений в коре больших полушарий между затылочной долей и продолговатым мозгом сформировалась временная связь. Как она работает? Очень просто: при возбуждении в затылочной доле импульсы сразу передавались в продолговатый мозг, который передавал сигнал к слюнным железам, обеспечивая их секрецию.
5. После нескольких сочетаний включения лампочки с началом кормления слюноотделительный рефлекс начинает срабатывать уже на одно только включение света. При этом пищи в кормушке нет.
6. Причина в том, что возбуждение зрительной зоны коры сразу передавалось по временной связи в продолговатый мозг, вызывающий слюноотделение. Подача еды в этом случае стала не обязательной для слюноотделения.
7. Условный раздражитель — вспышка света — является здесь для животного сигналом к началу кормления. Условный раздражитель должен предшествовать безусловному. Условным его назвали потому, что он важен для животного при одном условии — наличии пищи (безусловного раздражителя).
8. Важно, чтобы посторонние раздражители отсутствовали, так как они могут вызвать торможение условного рефлекса.
9. Необходимо многократное подкрепление условного раздражителя безусловным. Например, крыса-сапер получает угощение всякий раз после нахождения мины.
Итак, условные рефлексы формируются как результат сочетания безусловных раздражителей с условными. Первые обеспечивают положительное подкрепление — следующий по порядку стимул после условного раздражителя.
Отрицательное подкрепление используется для нейтрализации нежелательного поведения. В качестве отрицательного подкрепления могут применяться окрики, болевое воздействие, запрет на удовлетворение какой-то потребности. Например, ребенок в результате печального опыта вырабатывает условный рефлекс — не прикасаться к горячему. Стоит ему обжечься несколько раз, и он с большим подозрением относится к чашке с чаем или утюгу. Отрицательное подкрепление используется сразу же после нежелательного действия или, наоборот, в случае невыполнения какой-либо команды. Если отрицательное подкрепление разнесено на временной интервал с проступком, условная связь не формируется.
Какой пример условного рефлекса?A. Глаза закрыты, когда в них что-то попадает. Б. Рука поднималась при проколе иглой. C. Слюноотделение у голодной собаки в ответ на звон колокольчика. D. Переваренная пища продвигается вперед по пищеварительному каналу.
Ответить
Проверено
237,6 тыс.+ просмотров
Подсказка: Рефлекс — это непроизвольное или произвольное действие, которое наше тело выполняет в ответ на что-либо, даже не задумываясь об этом.
Например: когда свет действует как раздражитель, зрачок глаза изменяется в размере.
Коленный рефлекс в ответ на удар или топание ногой.
Полный ответ:
Чтобы решить этот вопрос, нам нужно знать о рефлексах и типах рефлексов.
Рефлекс: это непроизвольное и произвольное действие, когда наше тело реагирует на что-то, даже не думая об этом.
Бывает двух видов:
— Условно-рефлекторный.
— Безусловный рефлекс.
Весь процесс ответа на раздражение периферической нервной системы, который происходит непроизвольно, т. е. без усилия или мысли, и требует вовлечения части центральной нервной системы и известен как рефлекторное действие.
Рефлекторный путь состоит как минимум из одного афферентного и одного эфферентного нейронов, расположенных последовательно.
Условный рефлекс: условный рефлекс – это раздражитель, который связан с другим раздражителем, и возникает реакция.
Например: Слюноотделение у голодной собаки в ответ на звон колокольчика.
Безусловный рефлекс: Безусловный рефлекс — это реакция на данный раздражитель.
Например: Глаза закрываются, когда что-либо входит в них, Рука убирается при проколе иглой, и переваренная пища продвигается вперед по пищеварительному каналу.
Итак, правильный вариант — вариант c. слюноотделение у голодной собаки в ответ на звон колокольчика.
Примечание: Нервный импульс передается от одного нейрона к другому через соединение, называемое синапсом.
Синапс образован мембранами пресинаптического нейрона и постсинаптического нейрона, которые могут быть разделены или не разделены синаптической щелью.
Существует два типа синапсов, а именно электрические синапсы и химические синапсы.
Недавно обновленные страницы
Большинство эубактериальных антибиотиков получают из ризобий класса 12 биологии NEET_UG
Саламиновые биоинсектициды были извлечены из биологии класса А 12 NEET_UG
Какое из следующих утверждений относительно бакуловирусов класса 12 биологии NEET_UG
Канализационные трубы непосредственно класс 12 биологии NEET_UG
Очистка сточных вод выполняется A Микробы B Удобрения класс 12 биологии NEET_UG
Иммобилизация ферментов – это A Преобразование активного фермента класса 12 биологии NEET_UG
Большинство эубактериальных антибиотиков получают из ризобий класса 12 биологии NEET_UG
Саламиновые биоинсектициды были извлечены из биологии класса А 12 NEET_UG
Какое из следующих утверждений относительно бакуловирусов класса 12 биологии NEET_UG
Канализационные трубы непосредственно класс 12 биологии NEET_UG
Очистка сточных вод выполняется A Микробы B Удобрения класс 12 биологии NEET_UG
Иммобилизация ферментов – это A Преобразование активного фермента класса 12 биологии NEET_UG
Тенденции сомнений
45.
7B: Условное поведение — Биология LibreTexts- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 14213
- Безграничный
- Безграничный
Цели обучения
- Различать классические и оперантные техники обусловливания
Обусловленное поведение — это тип ассоциативного обучения, при котором стимул ассоциируется со следствием. Два типа методов обусловливания включают классическое и оперантное обусловливание.
Классическое обусловливание
В классическом обусловливании реакция, называемая условной реакцией, связана со стимулом, с которым она ранее не ассоциировалась, а именно с условным раздражителем. Реакция на первоначальный безусловный раздражитель называется безусловной реакцией. Наиболее цитируемым примером классического обусловливания являются эксперименты Ивана Павлова с собаками. В опытах Павлова безусловной реакцией было слюноотделение собак в ответ на безусловный раздражитель вида или запаха пищи. Условным стимулом, который исследователи связывали с безусловной реакцией, был звон колокольчика. Во время кондиционирования каждый раз, когда животному давали пищу, звонил колокольчик. Это повторялось в ходе нескольких судебных процессов. Через некоторое время собака научилась ассоциировать звон колокольчика с едой и реагировать слюнотечением. По окончании периода условного рефлекса собака реагировала слюноотделением при звонке в колокольчик, даже если безусловный раздражитель (еда) отсутствовал. Таким образом, условным раздражителем стал звон колокольчика, а условной реакцией — слюноотделение. Хотя некоторые ученые считают, что безусловная и условная реакции идентичны, Павлов обнаружил, что слюна условных собак имеет характерные отличия по сравнению со слюной необусловленных собак.
Рисунок \(\PageIndex{1}\): Классическое обусловливание: в классической павловской реакции собака привыкает ассоциировать звон колокольчика с едой.Некоторые считают, что этот тип кондиционирования требует многократного воздействия парного стимула и реакции, но теперь известно, что это не обязательно во всех случаях; некоторым условностям можно научиться в одном парном эксперименте. Классическое обусловливание является основным принципом бихевиоризма, ветви психологической философии, которая предполагает, что все действия, мысли и эмоции живых существ являются поведением, которое можно лечить путем модификации поведения и изменений в окружающей среде.
Оперантное обусловливание
При оперантном обусловливании условное поведение постепенно модифицируется его последствиями по мере того, как животное реагирует на стимул. Основным сторонником такого обусловливания был психолог Б. Ф. Скиннер, изобретатель ящика Скиннера. Скиннер поместил крыс в свои ящики, в которых был рычаг, который раздавал пищу крысам, когда они были нажаты. Хотя изначально крыса случайно нажимала на рычаг несколько раз, в конечном итоге она ассоциировала нажатие на рычаг с получением еды. Этот тип обучения является примером оперантного обусловливания. Оперантное научение лежит в основе большей части дрессировки животных: условное поведение постоянно модифицируется положительным или отрицательным подкреплением (например, получением вознаграждения или удалением отрицательного стимула) или положительным или отрицательным наказанием (например, наказанием или лишением свободы). приятный стимул удален). Таким образом, животное приучается ассоциировать тип поведения с наказанием или вознаграждением. Со временем животное можно склонить к поведению, которого оно не сделало бы в дикой природе, например к «трюкам», которые дельфины демонстрируют на представлениях в морском парке развлечений.
Рисунок \(\PageIndex{1}\): Оперантное обусловливание: обучение дельфинов путем поощрения их пищей является примером оперантного обусловливания с положительным подкреплением.Ключевые моменты
- В классическом обусловливании реакция, называемая условной реакцией, связана со стимулом, с которым она ранее не ассоциировалась, а именно с условным раздражителем; реакция на первоначальный безусловный раздражитель называется безусловной реакцией.
- Классическое обусловливание — это основной принцип бихевиоризма, ветви психологической философии, которая предполагает, что все действия, мысли и эмоции живых существ являются поведением, которое можно лечить путем модификации поведения и изменений в окружающей среде.
- При оперантном обусловливании условное поведение постепенно модифицируется своими последствиями по мере того, как животное реагирует на стимул.
- Оперантное обусловливание основано на использовании подкрепления (т. е. вознаграждения) и/или наказания для изменения условного поведения; таким образом, животное приучается ассоциировать тип поведения с наказанием или вознаграждением.
Ключевые термины
- классическое обусловливание : использование нейтрального стимула, первоначально соединенного с тем, который вызывает реакцию, для создания условной реакции
- оперантное обусловливание : техника модификации поведения посредством положительного и отрицательного подкрепления и положительного и отрицательного наказания
Эта страница под названием 45.