Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Что такое внимание в психологии определение: Определение внимания

Определение внимания

Определение

   Способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» да одном объекте с целью его изучения (познания).

Внимание — сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) , когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени) , распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей) , возможность переключения.

Сущность процесса

   Внимание — один из тех познавательных процессов, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека.

Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Классификация

   Внимание человека обладает пятью основными свойствами:

— устойчивость (способность в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком — либо объекте),

— сосредоточенность (способность сконцентрировать свое внимание на одном объекте при этом отвлечении от других),

— переключаемость (перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной),

— распределение (способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности),

— объем (размер информации которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания).

Развитие процесса

   Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным.

Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д.

Этапы развития

   1. Первые две недели жизни — проявление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

2. Конец первого года жизни — возникновение ориентировочно — исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

3. Начало второго года жизни — зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкция взрослого.

4. Второй — третий год жизни — развитие произвольного внимания.

5. Четыре с половиной — пять лет — направление внимания на сложные инструкции взрослого.

6. Пять — шесть лет — возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкций.

7. Школьный возраст — развитие и совершенствование произвольного внимания.

 


См. также

Внимание

  • Виды внимания
  • Внимание как условие сознательной деятельности
  • Внимание, его диагностика и развитие
  • Концентрация внимания
  • Общие вопросы развития внимания
  • Основные виды внимания
  • Основные свойства внимания
  • Основные характеристики свойств внимания
  • Понятие внимания
  •     … и другое

 


   RSS     [email protected] 

Внимание — Психологос

 

Фильм «Невидимая горилла»

Тот, кто хочет увидеть сразу все, не увидит ничего. Если мы будем реагировать на все сигналы, приходящие к нам извне, наше поведение будет хаотичным. Внимание – система отбора информации, позволяющая нам воспринимать только значимую для нас информацию, помогающая нам реагировать лишь на то, что для нас важно или представляет для нас интерес.

Непроизвольное внимание реагирует обычно на все новое, яркое, громкое и движущееся. Произвольное и послепроизвольное – на то, что мы выбираем сами.

Внимание – сконцентрированная энергия сознания, направленная на тот или иной объект. Внимание можно уподобить лучу или потоку света: то, на что направлено внимание, становится для нас более ясным, освещенным светом сознания.

Наиболее известно определение, которое дал вниманию Уильям Джемс: «Каждый знает, что такое внимание. Это когда разум охватывает в ясной и отчетливой форме нечто из того, в чем видится одновременно несколько возможных объектов или ходов мысли. Сосредоточение, концентрация сознания — вот его суть. Оно означает отвлечение от одних вещей ради того, чтобы эффективно работать с другими, и является условием, располагающим реальной противоположностью в том спутанном, сумеречном и распылённом сознании, которое по-французски называют distraction, а по-немецки — Zerstreutheit» (James, 1890).

Чтобы начать читать книгу, вначале нужно направить на нее свое внимание

Если внимание направлено к собственному мышлению или внутренним чувствам, его называют внутренним вниманием. Внешнее внимание направлено на объекты внешнего мира и на себя, если мы себя рассматриваем как внешний объект.

Внимание является не самостоятельным психическим процессом, а качественной характеристикой восприятия, памяти, мышления, обеспечивающей избирательный характер психической деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов.

Поскольку под внимание понимается лишь направленность, то оно, не может рассматриваться в качестве хоть сколько-нибудь самостоятельного процесса. Поскольку внимание присутствует в любой сознательной деятельности, постольку оно выступает неотъемлемой стороной познавательных процессов, и, причем той их стороной, в которой они выступают, как деятельность, направленная на объект; постольку же — не имеет своего особого содержания. При этом выражается специфическим образом взаимосвязь деятельности и образа — содержание внимания определяется в зависимости от того, стороной какого психического процесса оно выступает: если восприятия, то как образ предмета, или явления действительности; если мышления, то как мысль, если припоминания или воображения, то как представление и т. д.

Однако внимание – не только свет, но и энергия, дающая возможность человеку лучше управлять тем, на что он в себе эту энергию направил.

Направляя внимание на свои руки, можно почувствовать их расслабленность и тяжесть. Внимание к расслабленности и тяжести в руках – та энергия, которая помогает сменить напряжение на расслабление. Внимательно следя на своими движениями, мы делаем их более точными. Внимательно подбирая слова, мы выбираем из них лучшие.

Цветок для любимой – знак внимания к ней

Другая частая метафора в отношении внимания – это нить, которая нас привязывает к чему-либо. Тот человек, к которому все время притягивается наше внимание, вначале человек для нас интересный, после – значимый, а в конце концов становится любимым. Почему? Потому что за живым вниманием обычно следуют пусть маленькие, но действия, вниманием по жизни называют не только внутренний психический процесс, но и мелкую житейскую заботливость, выражающую теплое отношение к кому-то или чему-то.

Подал руку, выслушал до конца, открыл дверь и пропустил вперед – все это бытовые проявления внимания.

То, чему мы уделяем внимание, становится для нас важным, делается нашим вниманием жизненно ценным. Если мы начинаем уделять внимание какому-либо человеку, этот человек становится для нас все более и более значимым.

Многие люди удивительным образом убеждены, что вниманием управлять нельзя, и то, на что оказалось направлено их внимание – это единственно возможная реальность. «А что еще здесь можно увидеть?» Они уверены, что среда (внутренняя или внешняя) заставляет их сосредотачиваться на тех или иных предметах именно так, как это у них получается. Они отрицают собственное участие в выборе того, на что переключать внима­ние, какие вычленить стимулы из всего их калейдоскопа, и ут­верждают, что это стимулы вынуждают их смотреть и фокуси­роваться определенным образом. Это не совсем так. Если вниманием не управлять, оно будет управлять нами, но если мы будем тренироваться в управлении собственного внимания, мы сможем очень многое. .

Управление вниманием окружающих

Женщины более, чем мужчины, склонны привлекать к себе внимание. Жестовые признаки этого – руки в формате «Советский цирк». Смотри Руки приветствия и Привлекательность

Внимание | Определение, теории, аспекты и факты

вегетативная нервная система

См. все СМИ

Связанные темы:
центральное внимание автоматическое внимание принцип расхождения двухпроцессная теория внимания бдительность

Просмотреть все связанные материалы →

внимание , в психологии концентрация внимания на каком-либо явлении с исключением других раздражителей.

Внимание — это осознание того, что происходит здесь и сейчас, фокусным и перцептивным образом. Для ранних психологов, таких как Эдвард Брэдфорд Титченер, внимание определяло содержание сознания и влияло на качество сознательного опыта. В последующие годы меньше внимания уделялось субъективному элементу сознания и больше — моделям поведения, по которым можно было распознать внимание других.

Хотя человеческий опыт определяется тем, как люди направляют свое внимание, очевидно, что они не имеют полного контроля над этим направлением. Например, бывают случаи, когда человеку трудно сконцентрировать внимание на задаче, разговоре или ряде событий. В других случаях внимание человека «захвачено» неожиданным событием, а не направлено на него добровольно.

Внимание связано с непосредственным опытом человека; это состояние текущего осознания. Конечно, в мире постоянно происходит множество событий, каждое из которых воздействует на чувства человека. Есть также события, происходящие в теле, которые влияют на внимание, точно так же, как существуют репрезентации прошлых событий, хранящиеся в памяти, но доступные для осознания при соответствующих обстоятельствах.

Хотя можно было бы ожидать, что текущее осознание представляет собой совокупность всех этих событий в любой данный момент, очевидно, что это не так. В этом обширном поле потенциальных переживаний индивидуум сосредотачивается или обращает внимание на какое-то ограниченное подмножество целого. Это подмножество составляет субъективное поле сознания. Можно определить причину этого ограничения. Контроль и координация множества входных данных и накопленного опыта, а также организация соответствующих паттернов реагирования являются областью деятельности мозга. Мозг обладает впечатляющими вычислительными возможностями, но его возможности ограничены. Человек не может сознательно переживать все события и информацию, доступные в любой момент времени. Точно так же невозможно инициировать одновременно неограниченное количество различных действий. Возникает вопрос о том, как выбрать подходящее подмножество входов, промежуточных процессов и результатов, чтобы привлечь внимание и задействовать доступные ресурсы.

Таким образом, внимание можно понимать как состояние избирательного осознания, которое определяет степень и качество взаимодействия человека с окружающей средой. Он не обязательно находится под добровольным контролем. Некоторые аспекты истории внимания и методы, с помощью которых психологи и другие специалисты пришли к его характеристике и пониманию, представлены в последующем обсуждении.

Ранние взгляды на внимание

Корни XIX века

Психологи начали изучать внимание во второй половине XIX века.век. До этого времени философы обычно рассматривали внимание в контексте апперцепции (механизма, с помощью которого новые идеи ассоциировались с существующими идеями). Таким образом, Готфрид Вильгельм Лейбниц предположил, что потеря осознания постоянного звука водопада иллюстрирует, как события могут перестать восприниматься (то есть представляться в сознании) без особого внимания. Он предположил, что внимание определяет, что будет воспринято, а что нет. Срок

апперцепция еще использовалась в 19 веке Вильгельмом Вундтом, одним из основателей современной психологии. Однако Вундт был одним из первых, кто указал на различие между фокальными и более общими чертами человеческого сознания. Он писал о широком поле осознания (которое он назвал Blickfeld ), внутри которого находится более ограниченный фокус внимания ( Blickpunkt ). Он предположил, что диапазон Blickpunkt составляет около шести предметов или групп. Он также предположил, что внимание является функцией лобных долей головного мозга.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Одним из самых влиятельных психологов на рубеже веков был Уильям Джеймс. В своей основной работе «Принципы психологии» (1890 г.) он говорит:

Каждый знает, что такое внимание. Это овладение умом в ясной и яркой форме одним из нескольких одновременно возможных объектов или цепочек мыслей. Фокализация, концентрация сознания составляют его сущность. Это подразумевает отказ от одних вещей, чтобы эффективно справляться с другими.

Джеймс считал, что внимание заставляет людей воспринимать, понимать, различать и запоминать более эффективно и ускоряет их реакцию.

В 1906 г. другой выдающийся психолог У.Б. Пиллсбери предложил три метода измерения внимания. Первый основывался на тестах, которые измеряли внимание посредством выполнения задачи, требующей высокой степени внимания; второй измерял снижение внимания за счет снижения производительности; а третий измерял силу внимания по уровню стимула, необходимого для отвлечения человека.

По мере развития 20-го века психология и изучение поведения подвергались новым влияниям, которые имели далеко идущие последствия для представлений о внимании. Одна из таких областей влияния возникла в работах русского физиолога Ивана Петровича Павлова, который сообщил о том, что теперь обычно называют ориентировочной реакцией. У собак и других животных к ним относятся такие признаки внимания, как настороженные уши, поворот головы в сторону раздражителя, повышенное мышечное напряжение, физиологические изменения, обнаруживаемые приборами. Дальнейшее влияние оказала работа по рефлексологии одного из конкурентов Павлова, россиянина Владимира М. Бехтерева. Многие психологи пришли к выводу, что условный рефлекс (непроизвольная реакция, обусловленная вознаграждением) является основным строительным блоком всего человеческого обучения.

Внимание — IResearchNet

Определение внимания

Внимание относится к широкому спектру явлений, включая возбуждение, бдительность, сознание и осознание. Однако в целом внимание определяется как процесс концентрации, такой как попытка вспомнить, понять или найти информацию, так и умственный ресурс с ограниченными возможностями. Внимание является избирательным в том смысле, что оно предполагает сосредоточение внимания на определенном стимуле, исключая другие.

Фокус внимания

Фокусом внимания может быть внешний раздражитель (например, телефон, другой человек или трафик) или внутреннее психическое событие (например, размышления о своем дне или попытка вспомнить имя или прошедшее событие). Стимулы, которые выделяются, то есть являются более заметными, как правило, привлекают внимание человека. Заметность стимула зависит от более широкого социального контекста. Необычные стимулы (например, женщина в группе мужчин), личностно значимые (например, слышать свое имя) или доминирующие в зрительном (например, стояние перед вами) или слуховом поле (например, громкий голос) как правило, более заметны.

Типы внимания

Процессы внимания различаются по степени автоматизации или управляемости. Процессы входного внимания, то есть процессы, связанные с передачей информации из окружающей среды в наши когнитивные системы, имеют тенденцию быть рефлексивными, быстрыми и автоматическими. К таким процессам относятся настороженность и возбуждение, ориентировочная реакция и сосредоточение внимания. Настороженность и возбуждение — самые основные процессы; они включают бодрствование и способность реагировать на информацию. Ориентировочная реакция — это рефлекторный поворот головы и глаз в сторону неожиданного раздражителя. Прожекторное внимание включает в себя мысленное переключение внимания (а не физическое перемещение головы и глаз), чтобы сфокусироваться на стимулах.

Контролируемое внимание включает преднамеренные, произвольные усилия по мышлению и выполнению задач. Во время процессов контролируемого внимания мы сознательно осознаем наши попытки обратить внимание на определенные стимулы. Таким образом, процессы контролируемого внимания медленнее, чем процессы автоматического внимания. Например, когда вы учитесь водить машину, вы должны уделять пристальное внимание каждому этапу процесса вождения. Процессы контролируемого внимания потребляют умственные ресурсы. Таким образом, трудно одновременно заниматься несколькими контролируемыми процессами, например, разговаривать по телефону во время обучения вождению автомобиля.

Процессы автоматического внимания происходят быстрее и с меньшими усилиями. Они часто непреднамеренны и требуют немного когнитивных ресурсов. Например, после обучения вождению автомобиля вы выполняете многие действия, необходимые для вождения, не осознавая каждое из них. Подобного рода автоматическое внимание может возникать, когда человек сталкивается с членом группы этнического меньшинства, и стереотип группы, кажется, автоматически приходит на ум. Другими словами, стереотип приходит в голову быстро, непреднамеренно и без усилий.

Социальные суждения и поведение обычно различаются по степени вовлечения в них контролируемого или автоматического внимания. Например, может показаться, что стереотип группы автоматически приходит на ум, когда человек сталкивается с членом группы. Однако стереотипы, по-видимому, приходят на ум только тогда, когда у человека достаточно умственных ресурсов, чтобы обратить на них внимание. Воспоминание о стереотипе группы может также привести к более сознательному и контролируемому обращению внимания на другую информацию об уместности стереотипа.

Причины и следствия автоматического и контролируемого внимания

При длительной практике многие умственные процессы могут стать автоматическими. Например, набор текста, езда на велосипеде, вождение автомобиля и определение значения слов поначалу требуют внимания. Однако повторное воздействие или практика могут уменьшить количество внимания, необходимого для выполнения этих задач. В конечном счете, хорошо отработанные задачи могут стать автоматическими. То есть их можно выполнять с небольшим осознанием и с небольшим количеством когнитивных ресурсов или без них.

Способность думать и делать что-то автоматически кажется весьма желательной, потому что используется меньше когнитивных ресурсов, и, таким образом, люди могут уделять больше внимания другим стимулам. Однако автоматизм иногда может быть проблематичным. Автоматические процессы трудно разучить; таким образом, нежелательные психические процессы или поведенческие модели может быть трудно изменить. Например, предрассудки могут возникать относительно автоматически, потому что люди стали ассоциировать негативные характеристики с определенной этнической группой. Другое нежелательное последствие автоматизма состоит в том, что отсутствие сознательной обработки может привести к ошибкам. Например, люди могут управлять автомобилем, не обращая на них полного внимания, и поэтому не замечают красный свет.

Последствия внимания

Исследователи могут определить, в какой степени процессы социального суждения, такие как формирование стереотипов, являются автоматическими или контролируемыми, исследуя, нарушается ли этот процесс в результате повышенных требований к вниманию. Участников исследования могут попросить выполнить задачу социального суждения в условиях высокой когнитивной нагрузки, например, пытаясь запомнить длинный ряд чисел. Если процесс суждения нарушается (выносить суждение труднее) при повышении когнитивных требований, то процесс считается контролируемым. Если процесс социального суждения не нарушается, даже когда другие когнитивные потребности высоки, то этот процесс считается автоматическим. Например, стереотипы с меньшей вероятностью приходят в голову, когда когнитивные потребности высоки, что указывает на то, что стереотипы не приходят в голову полностью автоматически. Однако после того, как стереотипы приходят в голову, люди с высокой когнитивной нагрузкой с большей вероятностью будут их использовать, что указывает на то, что использование стереотипов является контролируемым процессом.

Ссылки:

  1. Ashcraft, MH (2002). Познание. Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-холл.
  2. Барг, Дж. А. (1982). Внимание и автоматизм в обработке релевантной для себя информации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *