ВОЛЮНТАРИЗМ – Краткий словарь по философии – Философия. Основные понятия о философии
(лат. voluntas — воля) — направление идеалистической философии, сторонники к-рого отрицают законы природы и общества, видят сущность действительности, а также деятельности человека в ничем не обусловленной воле.
ВОЛЮНТАРИЗМ (лат. voluntas — воля) — направление идеалистической философии, сторонники к-рого отрицают законы природы и общества, видят сущность действительности, а также деятельности человека в ничем не обусловленной воле. Одна из характерных особенностей В.— противопоставление и подчинение разума «свободной», «автономной» воле. Подобная идея встречается уже у средневекового философа Дунса Скота. Однако В. как развитое учение сформировался в новое время. Его типичный представитель — Шопенгауэр. Для него мир, в к-ром мы живем, «во всем существе своем насквозь воля», понимаемая как бессознательное, слепое влечение. Разум же — слуга воли, «простая случайность нашего существа».
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Волюнтаризм — что это такое простыми словами
Обновлено 19 января 2021«Мечта никак в расчёты не вмещалась».
Наталья Резник
- Волюнтаризм — это…
- Политический волюнтаризм
- Экономический
- Философия волюнтаризма
- В психологии
- Особая семантика слова на Западе
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Многие слово волюнтаризм знают по фильму «Кавказская пленница», но там смысл этого термина раскрыт не до конца.
Поэтому мы сегодня поговорим про то, что такое волюнтаризм, насколько оправдана такая линия поведения и в каких областях деятельности человека он проявляется ярче всего.
Волюнтаризм — это…
Что такое волюнтаризм, как это ни смешно, объясняется простыми словами популярной песенки: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!» Можно то можно, но как?
Вот я – очень хочу полететь в космос. Но возраст не тот, здоровье не айс, и б/у филологи вряд ли востребованы на орбите. Если я, несмотря на все обстоятельства и объективные данные, все же продолжу биться головой о стену Байконура, то это и будет проявлением волюнтаризма.
В самом общем смысле волюнтаризм – это настойчивое стремление добиться своей цели без учета факторов объективной реальности и последствий.
Противовес волюнтаризма – детерминизм, утверждающий, что все в этом мире закономерно и взаимосвязано.
В разных областях знания и в разные времена понятие волюнтаризма несет свою смысловую нагрузку, но в основе его всегда лежит категория воли. Само слово образовано от латинского voluntas – воля.
Термин появился в 1883 году благодаря Фердинанду Тённису – немецкому социологу, который считал, что взаимодействие волевых импульсов людей ведет к образованию устойчивых социальных групп.
Разберемся, как понимается волюнтаризм в философии, социологии, экономике и психологии.
Политический волюнтаризм
Политический волюнтаризм подразумевает такую форму деятельности, которая опирается на субъективные желания и цели политика, игнорирующего объективные реалии политической жизни.
Волюнтаристы абсолютизируют роль волевого начала во власти, не учитывая реального положения вещей и не просчитывая последствий принимаемых решений. Такая организация политической деятельности ущербна и не может существовать долго.
Волюнтаризм в политике – это деструктивная сила, возникающая при стечении определенных обстоятельств, среди которых:
- отчуждение народа от политической власти;
- бюрократическая модель управления;
- отсутствие политической культуры и т. п.
Экономический волюнтаризм
Из политического логически вытекает и понятие экономического волюнтаризма.
Эта система экономического управления, пренебрегающая требованиями законов экономики, тормозящая экономический рост и провоцирующая кризисы.
В российской, да и мировой истории экономический волюнтаризм не раз становился причиной масштабных кризисов.
Самыми примечательными фактами можно назвать игнорирование нарастающих проблем крепостного права (это как?) и вызванный этим провал урожайности зерновых в середине XIX века, аграрные реформы Столыпина и громкое снятие любителя кукурузы Н.С.Хрущева с официальной формулировкой «волюнтаризм».
Философия волюнтаризма
Понятие воли в философии появилось задолго до Фердинанда Тённиса, но единого общепринятого определения не существует, разные эпохи и философы объясняли волю по-своему. В Средневековье, например, считалось, что воля Божья предопределяет все существование человека, и воспринималась как внешняя сила.
Можно выделить два основных направления в понимании воли:
- Разум определяет волю. Наиболее кратко это иллюстрируется определением воли у Цицерона, который называл ее «разумным желанием». Такое восприятие в разнообразных интерпретациях наиболее распространено и сегодня.
- Воля стоит над разумом, будучи фундаментальным свойством всего сущего. Такое понимание является основным в волюнтаристических направлениях философии XIX-XX веков (Шеллинг, Шопенгауэр, Ницше и др.).
Волюнтаризм в философии рассматривают как ответ на распространенное в XVIII-XIX веке течение рационализма, ставящего во главу угла разум как единственный источник истинного знания.
Два великих философа-идеалиста Ницше и Шопенгауэр вывели понимание воли на совершенно иной уровень. Философию того и другого называют волюнтаристической.
Артур Шопенгауэр (1788–1860 гг.) вводит понятие мировой воли – силы, управляющей всеми процессами. По сути, это жизнь как движение и не останавливающийся поток. Воля к жизни – стихийная сила, не определяемая разумом.
Шопенгауэр стал одним из основоположников волюнтаристического направления «философия жизни», в основе которого лежит идея о жизни как абсолютного начала мира, находящегося в бесконечном движении.
«До меня философы заняты были учением о свободе воли; я же учу о всемогуществе воли».
Артур Шопенгауэр
Фридрих Ницше (1844–1900 гг.) на первый план выводит понятия сверхчеловек и воля к власти. И если у Шопенгауэра воля стоит над человеком и над всем сущим, то у Ницше все сущее и есть воля к власти, каждый наделен такой волей и конкурирует за власть с множеством других воль.
В этой борьбе побеждает сильнейший, поэтому воля к власти – это право сильного. Все, что стоит на пути к власти, должно быть уничтожено и отброшено. Мораль, нравственность, христианская любовь к ближнему – все это хлам, который мешает торжеству воли.
«Везде, где находил я живое, находил я и волю к власти».
Фридрих Ницше
Обобщая, можно сказать, что волюнтаризм в философии – это направление, признающее первоосновой всего сущего (самой жизни) волю.
Волюнтаризм в психологии
Если в философии волюнтаризма считается, что воля определяет течение жизни, то в психологии это направление провозглашает волю как первичную способность личности, определяющую все остальные психические процессы.
Основоположником направления волюнтаризма в психологии стал немецкий врач Вильгельм Вундт (1832–1920 гг.), уделявшей особое внимание способности человеческого мозга к самоорганизации.
Ученый считал, что сила воли делает мышление высокоорганизованным, а человек способен проводить наблюдения за собственным сознанием, используя метод внутренней перцепции (восприятия).
У теории самоанализа Вундта было много критиков, часть из них утверждала, что подопытные психолога, которые проходили сеансы внутренней перцепции, получали психические расстройства.
Хотя сторонников идеи, считавших волевые импульсы решающими факторами в человеческих поступках и провозглашавших господство воли над всей психикой, тоже было немало – У.Джеймс, Г.Мюнстерберг и др.
Особая семантика слова на Западе
Понятие волюнтаризма с главенствующей ролью воли над всеми трудностями жизни прижилось в Америке с позитивной коннотацией.
Это, прежде всего, обосновано исторически. В Новом Свете именно воля определяла успех. Сюда ехали начинать с нуля, здесь до сих пор в ходу «американская мечта», декларирующая свободу возможностей и действий.
Предполагается, что любой человек, обладая волей к движению вверх, может выбраться на высочайшие социальные уровни, невзирая на стартовый бэкграунд.
Заключение
В заключение хотелось бы привести цитату одного современного российского политика, как мне кажется, очень точно и красиво сформулировавшего диалектическую суть волюнтаризма:
«Человек с сильной волей в состоянии изменить не только себя, но и окружающую среду, во благо или во имя зла — зависит от разумности воли».
Виктор Алексеевич Зубков
Автор статьи: Елена Румянцева
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ruВолюнтаризм | Философский словарь
(лат. voluntas – воля) – философское направление, центрированное вокруг понятия воли, феномен которой мыслится в качестве…
(лат. voluntas – воля) – философское направление, центрированное вокруг понятия воли, феномен которой мыслится в качестве высшего принципа бытия. Термин введен Теннисом в 1883, однако объективно волюнтаристические концепции как альтернатива панлогическому интеллектуализму могут быть зафиксированы уже в рамках средневековой схоластики. Известен, в частности, схоластический спор об исходном принципе творения: творит ли Бог мир “по разуму своему” или “по воле своей”. В рамках этой дискуссии конституируется остро волюнтаристическая позиция Иоанна Дунса Скота, оценивающего детерминацию креа-ционного акта со стороны каких бы то ни было оснований (в том числе, и оснований разумности) в категориях ограничения Божественной свободы: Бог творит мир “по воле своей”, т.
М.А. Можейко
это 📕 что такое ВОЛЮНТАРИЗМ
идеалистическое направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Выдвигая в духовном бытии на первый план волю, В. противостоит интеллектуализму (или Рационализму) — идеалистическим философским системам, которые считают основой сущего интеллект, разум.
Элементы В. имелись уже в философии Августина, видевшего в воле основу всех других духовных процессов, и Дунса Скота с его подчёркиванием примата воли перед интеллектом (voluntas est superior intellectu — «воля выше мышления»).Предпосылкой новейшего В. явилось учение И. Канта о примате практического разума: хотя существование свободной воли нельзя, по Канту, теоретически ни доказать, ни опровергнуть, практический разум требует постулировать свободу воли, ибо иначе нравственный закон потерял бы всякий смысл. Исходя из этого, И. Г. Фихте видел в воле основу личности, а в волевой деятельности Я — абсолютный творческий принцип бытия, источник духовного самопорождения мира. При этом воля у Фихте (как и у Канта, а также последующих представителей немецкой классической философии — Ф. В. Шеллинга и Г. Гегеля (См. Гегель)) является разумной по своей природе, источником осуществления нравственного начала. В противоположность этому А. Шопенгауэр, в философии которого В. впервые оформляется как самостоятельное направление, даёт иррационалистическую трактовку воли (см.
Термин «В.» употребляется также для характеристики социально-политической практики, не считающейся с объективными законами исторического процесса и руководствующейся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих её лиц. См. Субъективизм.
Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1969, с. 111—12; Knauer R., Der Voluntarismus, B., 1907; Marcus J., Intellektualismus und Voluntarismus in der modernen Philosophie, Düsseldorf, 1918.
Волюнтаризм — Психологос
Наполеон — человек, воля которого меняла мир, воплощение свободной воли.
Волюнтаризм (от лат. voluntas – воля) — направление в философии и психологии. Волюнтаризм утверждает, что в основе всего лежит человеческая воля. Воля сильнее мира — она может его менять, воля сильнее разума — разум только подтверждает то, что диктует еу воля.
Термин был введен немецким социологом Ф. Теннисом в конце XIX веке, хотя волюнтаристские идеи в этике (как и в философии) выдвигались и раньше. Особенно характерен принцип волюнтаризма для этического иррационализма, для Шопенгауэра и Ницше.
«В нас существует нечто более мудрое, нежели голова. Именно, в важные моменты, в главных шагах своей жизни мы руководствуемся не столько ясным пониманием того, что надо делать, сколько внутренним импульсом, который исходит из самой глубины нашего существа. » — писал Артур Шопенгауэр и делал отсюда вывод, что разум подчинен воле.
Волюнтаризм в психологии проявляется как утверждение воли в качестве первичной способности, обусловленной только субъектом и определяющей все другие психические процессы и явления (В. Вундт, У. Джемс, Н. Лосский).
Волюнтаризм в морали — это субъективистский принцип понимания нравственной деятельности, согласно которому человек должен совершать свой моральный выбор независимо от каких-либо социальных законов и общественных норм, свободно определять свою нравственность, руководствуясь лишь собственным произвольным усмотрением.
Попросту: «Как хочу, так и делаю». «Мое слово: хочу даю, хочу — беру обратно…»
Волюнтаризм — крайнее выражение этического релятивизма, в основе которого лежит понимание нравственной свободы человека, самодеятельности и творчества в морали. Поскольку релятивизм в этике утверждает, что общественная мораль крайне условна, гибка и изменчива, то волюнтаристы делают вывод, что их этические взгляды могут быть такими же свободными и меняться по произволу их владельца.
К примеру: «Что выгодно, то и этично…»
Как практический принцип поведения волюнтаризм смыкается с крайним индивидуализмом, нигилизмом и в конечном итоге ведет к аморализму.
Что такое волюнтаризм и фатализм в философии, психологии и социологии?
Что означает волюнтаризм?
Слово волюнтаризм происходит от латинского Voluntas — свобода, воля. Впервые термин в обиход ввел социолог Ф.Теннис в конце XIX века. Что значит волюнтаризм — действия во всех сферах бытия, в том числе в политике, общественной жизни – основанные на субъективном представлении, собственном волеизъявлении и игнорирование человеком объективных реальных условий.
Что такое волюнтаризм — на этот вопрос со своими нюансами отвечают разные отрасли наук. Объединяющим движущим фактором является – воля, в противовес разуму (интеллекту). Игнорирование объективных условий приводит к плачевным результатам для общества и страны в целом. Термин часто используется в политической, философской и психологической сферах.
Волюнтаризм в философии
Волюнтаризм в философии это – идеалистическое направление, отводящее человеческой или божественной воле главную роль в процессе развития общества, природы и бытия в целом. Основоположниками течения были мыслители и философы: Августин, Ф. Ницше, А. Бергсон, А. Шопенгауэр, И.Скот, Э.Гартман. Следуя аллегории – философский волюнтаризм олицетворяет борьбу личности или природы с обстоятельствами. У А. Шопенгауэра волюнтаризм идет в тесной связи с пессимизмом. Считал бессмысленными мировые процессы Философ, опирающиеся на источник слепой и бессознательной воли.
Волюнтаризм в психологии
Воля, как космическая сила, определяющая все психические процессы человека. В дальнейшем под влиянием этого течения философии — формируется глубинная психология (психоанализ З. Фрейда, аналитическая психология К. Г. Юнга). Сторонник волюнтаризма психолог В. Вундт считал — психическая деятельность индивида есть высшее выражение волевого акта.
Что обозначает волюнтаризм в психологии? Западные психологи XIX – начала XX столетия (Г. Мюнстерберг, У. Джеймс) трактовали волю, как господствующий фактор над психическими функциями. Волюнтаризм как истолковывался эффект особой высшей иррациональной, в основном бессознательной силы или сущности, которая движет поведением человека и обуславливает его поступки.
Волюнтаризм в социологии
Что такое волюнтаризм в социальном аспекте? Социология, как наука изучает множество факторов развития общества и личности. Понятие волюнтаризм – рассматривается в секторе изучения социологией поведения масс и его закономерностях. Исследование мотивов и намерения индивидов, которые носят добровольный характер и индивидуальный нравственный выбор. Реализация желаемого при этом, не опирается на объективные обстоятельства и не учитываются возможные последствия.
Волюнтарист – кто это?
Знаменитая фраза Короля-Солнца Людовика ХIV: Государство – это я! характеризует правителя Франции как волюнтариста. История с древности и до современности предлагает немало примеров губительного влияния волюнтаристских идей. Волюнтарист, в своем субъективном стремлении реализовать желаемое, считает, что следование за ним общества принесет благо всем. Любые средства хороши для достижения. Личность волюнтариста при этом превозносится, возвышается – этот феномен известный как культ личности особенно ярко проявился в ХХ в. Известные волюнтаристы:
- Калигула – известный римский император – диктатор. Разорил страну. Предлагал использовать обычные морские ракушки в качестве денег.
- Людовик ХV – произнес фразу: После нас хоть потоп! Тяга к роскоши, развлечениям — разорила казну и привела Францию к упадку.
- Н.С. Хрущев – неудачное освоение пустующих земель, стремление обогнать и перегнать США, возведение Берлинской стены.
Волюнтаризм и фатализм
Принципы волюнтаризма по сути, противоположны фатализму, и если волюнтаризм отводит первое место воле, то фатализм – это вера во все предопределено свыше. Фаталисты – это люди, не признающие своей активной роли в творческом процессе бытийности и главная роль отводиться богам и судьбе. Фатализм и Волюнтаризм — мировоззренческие системы возникли из мифологических и философских представлений.
Что это — волюнтаризм простыми словами?
Иногда, начиная узнавать, что значит незнакомое слово, можно столкнуться с большим количеством разнообразной информации, полной не более понятных терминов, сложных формулировок и множества отсылок к словарям всех специализаций. Любознательность в таких случаях, бывает, слегка угасает.
Есть шанс, что так закончится попытка разобраться с тем, что такое «волюнтаризм». Слово, которое периодически попадается на глаза или задевает слух, имеет массу трактовок и сфер применения, соответственно, немало определений. Понятием «волюнтаризм» пользуются философы, социологи, политологи и психологи, его применяют в обществознании, а также для обозначения позиции в отношении этики и морали. А что это простыми словами?
Волюнтаризм: история развития понятия
Термин ввел в конце позапрошлого века социолог Ф. Теннис, но сами идеи существовали значительно раньше, еще со времен средневековья, когда воля признавалась главенствующей над мышлением.
Слово «волюнтаризм» происходит от латинского voluntas, что значит «воля». В зависимости от области применения (политика, философия, этика, социология, обществознание, психология, экономика) волю трактуют не одинаково, но везде ей принадлежит решающее значение в развитии человека и общества.
В 19-м веке волюнтаризм превратился в философское учение, его сторонники не имели единого мнения и признавали важнейшим элементом всего сущего или разумную волю, или слепую и бессознательную. В конце этого же века волюнтаризм проявился и в психологии.
Волюнтаризм в философии
Понятие волюнтаризма относится к идеалистическим теориям — первостепенное значение в происхождении и существовании всего и вся отдается нематериальным категориям.
Представители различных течений учения понятие воли толкуют неоднозначно, но все философы-идеалисты отдают ведущую роль в развитии всего существующего воле бога или человека. Они отрицают объективные, с точки зрения реализма, потребности общества и законы природы.
С точки зрения исторического изменения философских взглядов, волюнтаризм характеризует период смены убеждения, что человек есть носитель теоретического сознания того, что он — существо деятельное и действующее, ориентирован на результат и добивается его. Проблема свободы выбора и принятия решений человеком существует и всегда будет существовать. В противовес течениям с фаталистическим пониманием устройства мира и общества (все предрешено, система решает все и т. п.).
Можно встретить очень категоричное понимание того, что такое волюнтаризм в философии. Основывается на убеждении о том, что воля — это то, с чего все началось и то, благодаря чему все происходит. Она является бессознательной первопричиной всего сущего и основой духовной жизни человека. Абсолютно конкретная, но все же абстрактная, сама по себе воля — из ниоткуда.
Значение слова «волюнтаризм» в сфере морали и этики
В области морали волюнтаризмом называют убежденность, что нравственные нормы каждый должен устанавливать себе сам, независимо от выбора окружающего общества. Это одна из наиболее радикальных идей, основанных на мнении, что зло и добро относительны. В повседневной жизни выражается как отрицание всего известного, устоявшегося, накопленного опытом поколений, придание основного значения индивидуальным решениям во всем. Ведет в итоге к потере морали.
В современном буржуазном обществе волюнтаристское понимание нравственных законов – довольно широкое явление. Это объясняется кризисом строя и распространенной гражданской позицией противопоставления себя обществу.
Общественно-политическое определение
Что такое волюнтаризм в отношении общественно-политической деятельности? Существует довольно радикальное понимание, которое выделяет главную роль воле человека и может являться объяснением авантюрных военных мероприятий и идей неофашизма. Философия и этика волюнтаризма критикуется с точки зрения марксизма-ленинизма.
Также в некоторых источниках встречается и другое значение волюнтаризма – он понимается как общественный строй, созданный посредством команд, усилием воли, а не природными процессами развития. Такое общество считается противоестественным, нехарактерным для человеческой расы, в отличие от сформировавшихся во время естественного хода истории: феодального, капиталистического, социалистического и. т.д., но волюнтаризм имеет одно из этих направлений.
Волюнтаристы переоценивают роль воли в развитии человеческого общества. Считают, что можно успешно влиять на социальные процессы и перестраивать общество сознательным усилием, не считаясь с естественным ходом истории. Свое мнение строят на анализе довольно поверхностного ознакомления с ситуацией, а не на углубленном научном ее изучении.
Экономика и политика
Применительно к конкретной хозяйственно-политической практике можно сказать, делая термин предельно простым, что волюнтаризм – это решения, принятые под руководством личных желаний и убеждений, вопреки рекомендациям специалистов и здравому смыслу, реальным условиям.
В экономической и политической сферах определение «волюнтаризм» часто используют в отношении стиля деятельности какого-то лидера. Например, позиция И. В. Сталина в отношении людей, некорректное поведение Н. С. Хрущев, создавшее в свое время определенное мнение о стране в целом.
Волюнтаристской политикой называется та, которая не считается с объективными возможностями, условиями, естественными законами игнорирует вероятные последствия своей деятельности. Например, изменение направления рек, постройка предприятий и сооружений своим существованием критично нарушающих законы природы.
Она характеризуется стихийными действиями, основывается не на обдуманной программе действий, а на череде иррациональных решений, не направленных на продуманное целенаправленное развитие государства. Считается разрушительной.
Природа возникновения политического волюнтаризма
На возникновение политического волюнтаризма влияют социальные и экономические факторы, но главными причинами можно назвать все же проблемы общественного государственного строя – отдаленность народа и разных групп населения друг от друга и от сферы принятия решений, важных для страны, модель общества, построенная на принципе верховного руководства, незаинтересованность в участии в принятии решений гражданами, а часто непонимание данного вопроса, отсутствие политической культуры и сознания.
Позитивная трактовка волюнтаризма в политике
Существует другое понимание того, что такое волюнтаризм в политике. В этом случае имеется в виду такая социально-экономическая модель организации общества, которая построена на свободном волеизъявлении всех его членов, без принуждения извне.
Обществознание и социология
Обществознание и социология иногда трактуют волюнтаризм более узко – как разнообразие форм влияния деятельности людей и их взаимодействия друг с другом на обстоятельства и условия их жизни, а также на развитие, изменение общества в целом. Тогда индивидуальная деятельность каждого рассматривается как одна из основных движущих сил развития всего социума. Именно личный выбор, решения, цели играют ведущую роль.
Большинство социологических теорий не принято считать чисто волюнтаристскими. Они содержат в себе и противоположные черты. Например, отдавая должное роли каждого в отдельности и его личного выбора, признается значимое влияние тех или иных объективных факторов.
Психология и волюнтаризм
В психологической науке различают два волюнтаристических подхода:
- Воля признается психическим процессом, качественно уникальным и сложным.
- Придающий воле еще большую значимость. Его сторонники признают наличие первичной, врожденной воли у людей как способности, зависящей только от них. Она определяет всю остальную психическую деятельность. Возможность волевых действий объясняется существованием этой духовной сущности. Воля в таком понимании сознательно не контролируется и не зависит от общества. В то же время некоторые приверженцы этого подхода не отрицали разнообразие психических процессов, хотя принцип осуществления их всех считали однотипным с волевым.
Волюнтаризм в психологии характеризует превосходство свободной воли над разумом и естественными законами, ее определяющую роль в жизни людей, преувеличивает влияние сознания и психики в деятельности человека, но недооценивает значение объективной реальности, считая, что воля от нее не зависит. Противоположность волюнтаризму – детерминизм — признает важность воздействия внешних факторов.
Также можно встретить мнение, что волюнтаризм – такое подчинение человеком с сильной волей более слабого, при котором желания и возможности последнего не учитываются.
Добровольчество | Интернет-энциклопедия философии
Волюнтаризм — это теория, согласно которой Бог, или высшая природа реальности, следует понимать как некую форму воли (или подчинения). Эта теория противопоставляется интеллектуализму , который отдает приоритет разуму Бога. Различие между волюнтаризмом и интеллектуализмом было тесно связано со средневековой и современной теориями естественного права; Если мы допустим, что моральные или физические законы исходят от Бога, то теперь нужно ответить, исходят ли они от воли Бога или от разума Бога.В средневековой философии сторонниками волюнтаризма были Ависеброн, Дунс Скот и Вильгельм Оккам. С другой стороны, интеллектуализм присущ Аверроэсу, Аквинскому и Экхарту. Противоположные теории были применены к человеческой психологии, природе Бога, этике и небесам. Согласно интеллектуализму, выбор воли является результатом того, что интеллект признает добром; сама воля определяется. Для волюнтаризма, напротив, именно воля определяет, какие объекты являются хорошими, а сама воля неопределенна.Что касается природы неба, интеллектуалы последовали примеру Аристотеля, рассматривая конечное состояние счастья как состояние созерцания. Волюнтаризм, напротив, утверждает, что окончательное счастье — это деятельность, в частности, любовь. Концепции самого богословия были поляризованы между этими двумя взглядами. Согласно интеллектуализму, богословие должно быть по существу спекулятивной наукой; согласно волюнтаризму, это практическая наука, направленная на управление жизнью, но не обязательно направленная на постижение философской истины.В современный период Спиноза защищает интеллектуализм, поскольку желание является признаком несовершенства, а страсти — источником человеческого рабства. Когда все рассматривается исключительно в рациональных отношениях, желания успокаиваются, разум свободен от страстей, и мы испытываем интеллектуальную любовь Бога, которая является идеальным счастьем. Согласно Лейбницу, интерпретация Спинозой мира как рационального и логического не оставляет места ни для индивида, ни для концепции целей или целей как определяющего фактора в реальности.Волюнтаризм проявляется во взглядах Лейбница на законы, управляющие монадами (индивидуальными единицами, из которых состоит вся реальность), поскольку они являются законами сознательной реализации целей.
Волюнтаризм XIX века берет свое начало от Канта, в особенности его учения о «примате практического над чистым разумом». Интеллектуально люди неспособны познать окончательную реальность, но это не обязательно и не должно мешать их обязанности действовать так, как если бы духовный характер этой реальности был определен.Свободу нельзя продемонстрировать умозрительно, но всякий раз, когда человек действует по мотиву, заданному разумом, он тем самым демонстрирует практическую эффективность разума и тем самым показывает его реальность в практическом смысле. Вслед за Кантом возникли две отдельные линии волюнтаризма, которые можно назвать соответственно рациональным и иррациональным волюнтаризмом. Для Фихте, основоположника рационального волюнтаризма, этическое является первичным как в сфере поведения, так и в сфере знания. Всю природу сознания можно понять только с точки зрения целей, поставленных им самим.Актуальный мир со всей его активностью следует понимать только как материал для деятельности практического разума, как средство, с помощью которого воля достигает полной свободы и полной моральной реализации. Иррациональный волюнтаризм Шопенгауэра утверждает более радикальную оппозицию между волей и интеллектом. Для него воля по самой своей природе иррациональна. Он проявляется на различных стадиях в мире природы как физическая, химическая, магнетическая и жизненная сила, но прежде всего в животном царстве в форме «воли к жизни», что означает тенденцию к самоутверждению. в борьбе за средства существования и за воспроизводство вида.С точки зрения индивидуального агента, эта деятельность является слепой, хотя сила и существование воли тем самым утверждаются постоянно.
Информация об авторе
Автор статьи анонимен. IEP активно ищет автора, который напишет замену статье.
Добровольчество — по ветвям / доктрине
Введение | Метафизический волюнтаризм | Эпистемологический волюнтаризмВолюнтаризм — это метафизическая и эпистемологическая точка зрения, согласно которой воля , , превосходит интеллект и эмоцию , и эта воля является основным фактором как во вселенной , , так и в поведении человека .Термин был введен немецким социологом Фердинандом Тниес (1855–1936), и его этимология происходит от латинского «voluntas» (что означает воля или желание).
Обычно противопоставляется интеллектуализму как в его метафизической, так и в эпистемологической формах. Это отличается от концепции волюнтаризма (доктрина Философия жизни , согласно которой объединение между людьми должно происходить только по взаимному согласию , и что все агрессивное и принудительное , включая правительство, является злом и от него следует отказаться).
В метафизике волюнтаризм — это теория, согласно которой Бог или окончательная природа реальности должна быть задумана как некая форма воли .
В своей самой ранней формулировке средневекового шотландского философа Джона Дунса Скота волюнтаризм — это философский акцент на божественной воле , и человеческой свободе во всех философских вопросах. Согласно Скоту, именно воля определяет , какие объекты являются хорошими , а сама воля является неопределенной (не определяемой ничем другим).Средневековый волюнтаризм также защищал еврейский философ Ависеброн (1021 — 1058) и Вильгельм Оккам.
Волюнтаризм XIX века берет свое начало от Иммануила Канта, в частности его доктрины о «примате практического над чистым разумом ». Он утверждает, что интеллектуально люди неспособны, познать конечную реальность, но это не обязательно (и, как утверждает Кант, не должно) вмешиваться в обязанность действовать , как если бы духовный характер этой реальности был определенным .
Вслед за Кантом продолжились две отдельные линии волюнтаризма:
- Рациональный волюнтаризм был создан Готлибом Фихте, который утверждал, что мир и вся его деятельность следует понимать только как материал для деятельности практического разума , который является средством, с помощью которого воля достигает полной свободы и полной моральной реализации .
- Иррациональный волюнтаризм был разработан Артуром Шопенгауэром, который считал, что воля — это иррациональное, бессознательное побуждение , по отношению к которому интеллект представляет собой вторичный феномен .Он утверждал, что всякая деятельность — это слепых, в том, что касается отдельного агента, хотя сила и существование воли постоянно утверждаются .
В эпистемологии волюнтаризм — это точка зрения, согласно которой убеждение является вопросом воли , а не просто регистрации когнитивной установки или степени психологической уверенности в отношении заявленного суждения. Таким образом, можно одновременно, , чувствовать определенно в отношении конкретного предложения, и все же присвоить ему очень низкую субъективную вероятность .
Волюнтаризм — Энциклопедия Нового Мира
Волюнтаризм — это фундаментальная теория действия, согласно которой воля имеет приоритет над интеллектом. Воля традиционно понимается как способность делать выбор и принимать решения, тогда как практический интеллект относится к способности делать обоснованные суждения о том, какие действия следует выполнять. Волюнтаризм в применении к божественной волеизъявлении приводит к концепции морали, исходящей из воли Бога. Это полезно отличить от теологического волюнтаризма , доктрины, согласно которой действия являются правильными (или хорошими), потому что Бог желает их.Этические теории Божественного повеления являются разновидностями теологического волюнтаризма. Этический волюнтаризм — это доктрина, согласно которой правильность или неправильность действий зависит от воли, а не от его последствий.
Волюнтаризм
Волюнтаризм (от латинского: voluntas , что означает «воля») — это теория действия, согласно которой воля имеет приоритет над интеллектом. Воля традиционно понимается как способность, которая формирует намерения, принимает решения и делает выбор.Под интеллектом понимается когнитивная сила, имеющая как теоретические, так и практические компоненты. Теоретический интеллект отвечает за мышление и формирование убеждений, тогда как практический интеллект отвечает за формирование суждений о том, что лучше всего делать.
Волюнтаризм лучше всего понимается в отличие от интеллектуализма. По словам одного из выдающихся интеллектуалов Фомы Аквинского, воля подчиняется практическому интеллекту. Практический интеллект выносит суждение о том, что нужно совершить какое-то действие, а воля принимает решение делать то, что судит практический интеллект.Воля — это способность, которая позволяет агентам быть мотивированными к действию на основе их рациональных размышлений о том, какие действия лучше всего выполнять. Фома Аквинский считается интеллектуалом, потому что он считает, что воля подчиняется интеллектуальному суждению, относящемуся к добру. Хотя можно ошибаться относительно того, что хорошо, нужно желать того, что кажется наилучшим в данных обстоятельствах. В этом отношении воля связана с суждением практического разума: воля решает делать то, что практический интеллект считает лучше всего.
Волюнтаристы отрицают, что воля ограничивается интеллектом при принятии решения о действии. Волюнтаризм берет свое начало в трудах святого Августина, святого Ансельма и Джона Дунса Скота, но достигает своего наиболее сложного уровня развития в трудах Уильяма Оккама. В отличие от Фомы Аквинского, который считает, что воля мотивирована к тому, что разум судит лучше всего, Оккам считает, что человек может даже решить совершить действие, которое он считает совершенно необоснованным. Можно сознательно отвергать то, что кажется лучшим, и желать творить зло ради зла, то есть не думая, что зло есть добро.Волюнтаризм Оккама определяется утверждением, что интеллект, считающий определенное действие лучшим, не полностью объясняет его выполнение. Для воли всегда открыто отвергать суждения интеллекта. В этом отношении воля более фундаментальна, чем суждения практического разума при определении действия.
Богословский волюнтаризм
Теологический волюнтаризм — это метаэтическая доктрина, согласно которой действия являются правильными в силу того, что Бог желает их. Например, дети должны уважать своих родителей, потому что Бог хочет, чтобы они так поступали.Божественное повеление. Теории этики представляют собой разновидность теологического волюнтаризма. Значение использования ярлыка «теологический волюнтаризм», а не «теория божественного приказа» состоит в том, чтобы допустить возможность того, что мораль зависит от других аспектов воли Бога, а не от его приказов.
Теологический волюнтаризм хорошо понимается как приложение волюнтаризма как теории действия к божественной воле. Согласно волюнтаризму и в отличие от интеллектуализма, действия Бога не ограничиваются его знанием добра.Его воля не зависит от его интеллекта, поэтому ему не нужно делать то, что он считает лучшим. Более того, поскольку Богу не нужно добро и он всемогущ, отсюда следует, что он может делать все, что логически возможно. Критерием логической невозможности является противоречие: хотя Бог не может создать женатого холостяка, Он может доказать, что убийство является нравственно правильным. Утверждение, что убийство является морально правильным, может быть ложным, но оно не противоречит. Оккам приходит к выводу, что Бог сможет сделать убийство нравственно правильным, только если добро и зло зависят от его воли.Итак, воля Бога — это высший источник моральных требований.
Богословский волюнтаризм часто рассматривается как фатальная трудность, заключенная в проблеме Евтифрона. В диалоге Платона Евтифрон определяет святость следующим образом: «Я бы сказал, что святое — это то, что любят все боги, а противоположное, то, что все боги ненавидят, — нечестиво». В ответ Сократ спрашивает: «Любят ли боги святое за то, что оно свято, или свято потому, что его любят?» (10а). Этот вопрос можно переформулировать в терминах правильного действия, доброты или любого другого нормативного свойства.Например, правильные действия правильны, потому что Бог им повелевает, или Бог приказывает им, потому что они правы? Правильно ли соблюдение обетований, потому что это заповедано Богом, или Бог считает соблюдение обетований правильным, потому что это правильно — Бог знает, что это правильно? В первом случае Бог все исправляет — не существует независимого стандарта правильности, независимо от того, чего хочет Бог. Эта первая возможность составляет сущность теологического волюнтаризма: моральное право является продуктом божественной воли. В последнем случае существует независимый стандарт правильности, стандарт, который Бог знает и который выражают его заповеди.Дилемма состоит в том, что обе эти альтернативы проблематичны для теологического волюнтаризма. Согласно первому варианту, повеления Бога произвольны, потому что Он в равной степени мог бы повелеть, что соблюдение обещания неверно; Согласно второму варианту, правильность выполнения обещания не зависит от воли Бога.
Этический волюнтаризм
В то время как теологический волюнтаризм — это метаэтическое учение о природе правильного и неправильного, этический волюнтаризм — это взгляд на носителей моральных свойств.Этический волюнтаризм — это доктрина, согласно которой правильность, неправильность, добродетельность или порочность (и т. Д.) Действия зависит от того, как оно желано. Акты воли, а не действия как таковые, являются основными целями моральной оценки. В его историческом развитии элементы этического волюнтаризма присутствуют в трудах святого Августина, Питера Абеляра, Джона Дунса Скота, Уильяма Оккама и Иммануила Канта.
Уильям Оккам утверждает, что все действия сами по себе морально нейтральны — ни хороши, ни плохи.Одно и то же действие может быть хорошим, если оно совершается с одним намерением, и плохим, если оно совершается с другим. Пример Оккама — это человек, который ходит в церковь с намерением восхвалять и почитать Бога, в отличие от человека, который ходит в церковь с намерением прославить себя. Он утверждает, что само действие — посещение церкви — одинаково в обоих случаях, но моральные качества поступка меняются в зависимости от намерения агента. Это говорит о том, что намерения являются основными носителями моральных качеств, а не действия как таковые.Это форма этического волюнтаризма, поскольку намерения, находящиеся под непосредственным контролем воли, являются основными носителями моральных ценностей.
Этическую теорию Канта можно также рассматривать как разновидность этического волюнтаризма. В работе «Основы метафизики морали» Кант проводит различие между действиями, совершаемыми в соответствии с долгом, и действиями, совершаемыми по мотивам долга. Он подчеркивает, что правильное действие — действие, соответствующее долгу, — такое как честный подход бакалейщика к своим клиентам, вряд ли будет нравственно похвальным действием, если оно продиктовано личными интересами, такими как, например, желание заработать репутацию. за честность, чтобы делать хорошие дела.Это, опять же, предполагает, что фундаментальные свойства моральной оценки — это не сами действия, а способ их волеизъявления. Кант продолжает утверждать, что безоговорочно ценными являются только действия, совершаемые по мотивам долга — склонность поступать правильно, потому что это правильно. В этом отношении этика Канта является разновидностью этического волюнтаризма, поскольку ценность придается акту воли, который мотивирует действие, а не самому действию.
Одним из важных мотивов этического волюнтаризма является отделение моральной оценки от моральной удачи.Моральная удача — это термин, введенный Томасом Нагелем (1976) и Бернардом Уильямсом (1981), который определяет степень, в которой факторы, находящиеся вне контроля человека, могут повлиять на его или ее моральное положение. Например, разница между убийством и покушением на убийство зависит от того, поразил ли убийца свою цель, что само по себе может зависеть от таких условий, как ветер, видимость и пуленепробиваемые жилеты. Этический волюнтаризм отрицает, что успешное выполнение или неисполнение действия на самом деле изменяет моральное качество действия.Например, если два человека формируют намерение совершить прелюбодеяние, но только один получает возможность совершить это действие, их моральное положение точно такое же. Это аргумент против моральной удачи, поскольку то, получит ли человек возможность осуществить намерение, часто зависит от факторов, находящихся вне их контроля.
Список литературы
- Абеляр, С. 1136-39. Этика . пер. и изд. Д. Ласкомб. Оксфорд: Clarendon Press, 1971; Oxford University Press, 2002. ISBN 0198222173
- Адамс, М.1987. Уильям Оккам . Нотр-Дам, Индиана: Университет Нотр-Дам Press.
- Адамс, М. 1987. Уильям Оккам: волюнтарист или натуралист? в J. Wippel (ed.) Исследования средневековой философии . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета.
- Фома Аквинский, Т. 1265-74. Summa theologiae . изд. Т. Гилби (Gilby). Лондон и Нью-Йорк: Blackfriars, 60 томов, Cambridge University Press, 2006. ISBN 0521029090
- Аристотель. c. середина 4 века г. Никомахова этика . пер. и отмечает Т. Ирвин. Индианаполис, IN: Hackett Publishing Company, 1985. ISBN 0872204642
- Бурк, В. 1964. Воля в западной мысли . Нью-Йорк: Шид и Уорд.
- Courtenay, W.J.1984. Завет и причинность в средневековой мысли . Лондон: Variorum. ISBN 0860781542
- Freppert, L. 1988. Основы морали по Уильяму Оккаму . Чикаго, Иллинойс: Franciscan Herald Press.ISBN 0819909181
- Идзяк, Дж. М. 1980. Божественная мораль повеления: исторические и современные чтения . Нью-Йорк. Эдвин Меллен Пр, 1980. ISBN 0889469695
- Кан, C. 1988. Обнаружение воли. в Дж. Диллон и А. Лонг (ред.) Вопрос об «эклектизме» . Беркли, Калифорния: Калифорнийский университет Press, 1997. ISBN 0520206967
- Кант, I. 1996. Практическая философия . изд. и пер. М.Дж. Грегор, вступительное слово А.В. Древесина. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1999.ISBN 0521654084
- Кеннеди, Л. 1986. Питер Айли и урожай философии четырнадцатого века . Квинстон, Онтарио: Меллен. Эдвин Меллен Пресс, 1987. ISBN 0889463077
- Кент, Б. 1996. Добродетели воли: трансформация этики в конце тринадцатого века . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки, 1995. ISBN 0813208297
- Кинг, П. 1999. Этическая теория Оккама. in P. Spade (ed.) The Cambridge Companion to Ockham .Кембридж, Массачусетс: Издательство Кембриджского университета.
- Nagel, T. 1976. Моральная удача. в Смертельные вопросы . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1979, 1991. ISBN 0521406765
- Oakley, F. 1964. Политическая мысль Пьера Д’Айи . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.
- Оберман, Х. 1963. Урожай средневекового богословия . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. Baker Academic, 2001. ISBN 0801020379
- Pink, T. 1997. Причина и действие. Труды Аристотелевского общества , 263-80.
- Платон. ок. 395–387 до н. э. Евтифрон, изд. Дж. Бернет, в Платоновский Евтифрон, Апология Сократа и Крито . Оксфорд: Clarendon Press, 1924; пер. R.E. Аллен, Сократ и юридические обязательства, Миннеаполис, Миннесота: Университет Миннесоты, 1970. AMS Press, 1924. ISBN 0404153224
- Уильям Оккам. 1322-27. Quodlibeta septem (Quodlibetal Questions), в Opera Theologica . Сент-Бонавентура, штат Нью-Йорк: Францисканский институт, т.IX; пер. А.Дж. Фреддосо и Ф.Э. Келли. Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 1991, 2 тома, Лондон: Рутледж.
- Уильям Оккам. 1977. Философские сочинения (Подборка) . изд. П. Бонер. Индианаполис: Боббс-Меррилл. Hackett Publishing Company, 1990. ISBN 0872200795
- Уильямс, B.A.O. 1981b. Моральная удача . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1982. ISBN 0521286913
- Уолтер А. 1990. Философское богословие Джона Дунса Скота .Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 0801423856
Внешние ссылки
Все ссылки получены 10 мая 2020 г.
Источники общей философии
Кредиты
Энциклопедия Нового Света Писатели и редакторы переписали и завершили статью Википедия в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с указанием авторства.Кредит предоставляется в соответствии с условиями этой лицензии, которая может ссылаться как на участников Энциклопедии Нового Света, участников, так и на самоотверженных добровольцев Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних публикаций википедистов доступна исследователям здесь:
История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :
Примечание. Некоторые ограничения могут применяться к использованию отдельных изображений, на которые распространяется отдельная лицензия.
Добровольчество
Андерсон Дуглас Р. (2005), «Кто такой прагматик? Ройс и Пирс на рубеже веков », Труды Общества Чарльза С. Пирса, 41 (3), 467-81.
Осье Рэндалл, (2013), Время, воля и цель: живые идеи из философии Джозайи Ройса , Открытый суд.
Боден Х. Хит, (1904), «Что такое прагматизм?», Журнал философии, психологии и научных методов , 1 (16), 421-7.
Бикслер Джулиус Сили, (1936), «Джозия Ройс: двадцать лет спустя», Гарвардское богословское обозрение, 29 (3), 197-224.
Калкинс Мэри Уитон, (1901), Введение в психологию , Нью-Йорк, компания Macmillan.
Кантрелл Майкл А., (2013), «Трансцендентальный богословский волюнтаризм Уильяма Джеймса: чтение« Морального философа и нравственной жизни »», Уильям Джеймс Исследования, 10, 1-11.
Карлсон Чарльз Р., (2016), «Пессимизм Артура Шопенгауэра и лояльность Джозии Ройса: постоянный депозит или шрам?», Труды Общества Чарльза С. Пирса , 52 (2), 148-65.
Кленденнинг Джон, (1999), Жизнь и мысли Джозайи Ройса , Нэшвилл, издательство Vanderbilt University Press.
Колапьетро Винсент М., (1985), «Внутренность и автономия: забытый аспект подхода Пирса к разуму», Труды Общества Чарльза С. Пирса , 21 (4), 485-512.
Колапьетро Винсент М., (1992), «Цель, сила и действие», Монист , 75 (4), 423-44.
Дьюи Джон, (1904), «Обзор Фердинанда Каннинга Скотта Шиллера, Гуманизм », Психологический бюллетень , 1, 335-50.
Дьюи Джон, (1910), Влияние Дарвина на философию и другие очерки современной мысли , Нью-Йорк, Генри Холт и компания.
Дьюи Джон, (1916), «Волюнтаризм в русской философии», The Philosophical Review , 25 (3), 245-54.
Данхэм Джереми, (2015), «Идеализм, прагматизм и воля верить: Чарльз Ренувье и Уильям Джеймс», Британский журнал истории философии , 23 (4), 756-78. DOI: 10.1080 / 09608788.2014.1002074.
Фламм Мэтью Калеб, (2000), «Американские и немецкие тенденции в мысли Джозайи Ройса», Подслушано в Севилье: Бюллетень Общества Сантаяны , 18, 24-30.
Фридман Робин, (2016), «День памяти Ройса — возвращение к Royce Festschrift», Сделки Чарльза С.Общество Пирса , 52 (2), 201-219.
Гуд Джеймс А., (2006), «Постоянное гегелевское месторождение Джона Дьюи и необходимость войны», Journal of the History of Philosophy , 44 (2), 293-313.
Хорнле Р. Ф. Альфред, (1905), «Прагматизм против абсолютизма (I.)», Mind , New Series, 14 (55), 297-334.
Хорнле Р. Ф. Альфред, (1905b), «Прагматизм против абсолютизма (II.)», Mind , New Series, 15 (56), 441-78.
Джеймс Уильям, (1879), «Чувство рациональности», Mind , 4 (15), 317-46.
Джеймс Уильям, (1890), Принципы психологии , 2 тома, Нью-Йорк, Генри Холт.
Джарвис Эдвард А., (1975), Концепция Бога в позднем Ройсе , Гаага, Мартинус Нийхофф.
Лейтон Дж. А., (1904), «Прагматизм», Журнал философии, психологии и научных методов , 1 (6), 148-56.
Линдси Джеймс, (1918), «Рационализм и волюнтаризм», Монист, , 28 (3), 433-55.
Маховальд Мэри Б., (1972), Идеалистический прагматизм: развитие прагматического элемента в философии Джозии Ройса , Гаага, Мартинус Нийхофф.
Мур А. В., (1904), «Гуманизм», Монист , 14 (5), 747-52.
Оппенгейм Франк М., (1997), «Отношения Пирс-Ройс, часть I», Журнал спекулятивной философии , Новая серия, 11 (4), 256-79.
Оппенгейм Франк М., (2001), «Дьюи на Ройсе: недавно обнаруженный РС и ответ», Транзакции Чарльза С.Общество Пирса , 37 (2), 207-21.
Оппенгейм Франк М., (2005), Почитание жизненных отношений: переосмысление прагматизма через взаимодействия Джозии Ройса с Пирсом, Джеймсом и Дьюи , Нотр-Дам, Индиана, University of Notre Dame Press.
Паркер Келли, (2008), «Джозия Ройс: идеализм, трансцендентализм, прагматизм», в Шерил Мисак (ред.), Оксфордский справочник по американской философии , Оксфорд, Oxford University Press, 110-24.
Пирс Чарльз С., (1931-1958), Собрание статей Чарльза Сандерса Пирса , Чарльза Хартшорна, Пола Вайса и Артура Беркса, редакторы, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета. (Цитируется как параграф тома CP)
Перович Энтони, (2016), «Этика и индивидуализация самости:« Рой Фихте »Ройса», Труды Общества Чарльза С. Пирса , 52 (2), 166-78.
Филп Джозеф Ховард, (1916), «Принцип индивидуации в философии Джозайи Ройса», Йельский университет, Диссертация.
Пратт Скотт Л., (2010), «Политика дизъюнкции», Транзакции Общества Чарльза С. Пирса , 46 (2), 202-20.
Privitello Lucio A., (2016), «Джозия Ройс на кушетке Ницше», Сделки Общества Чарльза С. Пирса , 52 (2), 179-200.
Рэндалл-младший, Джон Герман, (1966), «Джозайя Ройс и американский идеализм», Философский журнал , 63 (3), 57-83.
Райли И. Вудбридж, (1909), «Трансцендентализм и прагматизм: сравнительное исследование», Журнал философии, психологии и научных методов , 6 (10), 263-66.
Ройс Джосайя, (1881), «Связь Канта с современным философским прогрессом», Журнал спекулятивной философии , 15 (4), 360-81.
Ройс Джосайя, (1885), Религиозный аспект философии: критика основ поведения и веры , Бостон, Houghton Mifflin.
Ройс Джосайя, (1892), Дух современной философии: эссе в форме лекций , Бостон, Houghton Mifflin.
Ройс Джосайя, (1894), «Внешний мир и социальное сознание», Философское обозрение , 3 (5), 513-45.
Ройс Джозайя, (1900), Мир и человек: первая серия «Четыре исторических концепции бытия» , Нью-Йорк, компания Macmillan.
Ройс Джосайя, (1901), Мир и личность: Вторая серия «Природа, человек и нравственный порядок» , Нью-Йорк, компания Macmillan.
Ройс Джозайя, (1903), Очерки психологии: элементарный трактат с некоторыми практическими применениями , Нью-Йорк, компания Macmillan.
Ройс Джосайя, (1904), «Вечное и практическое», Философское обозрение , 13 (2), 113-42.
Ройс Джосайя, (1908), Философия верности , Нью-Йорк, компания Macmillan.
Ройс Джозайя, (1911), Уильям Джеймс и другие очерки философии жизни , Нью-Йорк, компания Macmillan.
Ройс Джозайя, (1913), Проблема христианства , 2 тома, Нью-Йорк, компания Macmillan.
Ройс Джозиа, (1920), Беглецы , Кембридж, издательство Гарвардского университета.
Сантаяна Джордж, (1915), Эгоизм в немецкой философии , Лондон, Торонто, J.М. Дент.
Сантаяна Джордж, (1955), Характер и мнение в Соединенных Штатах, Нью-Йорк, Джордж Бразиллер.
Шиллер Фердинанд Каннинг Скотт, (1912), Гуманизм , 2-е издание, Лондон, Macmillan and Co., Limited.
Скотт Стэнли Дж., (1991), Границы сознания: междисциплинарные исследования в американской философии и поэзии , Нью-Йорк, издательство Fordham University Press.
Шук Джон Р., (2000), Эмпирическая теория познания и реальности Дьюи , Нэшвилл, издательство Vanderbilt University Press.
Спиллер Густав, (1904), «Волюнтаризм и интеллектуализм: примирение», Философское обозрение , 13 (4), 420-8.
Стеббинг Л. Сьюзан, (1914), Прагматизм и французский волюнтаризм: с особой ссылкой на понятие истины в развитии французской философии от штата Мэн-де-Биран до профессора Бергсона , Кембридж, издательство Кембриджского университета.
Strehle Stephen, (2011), «Нацисты и немецкая метафизическая традиция волюнтаризма», Обзор метафизики , 61 (1), 113-37.
Томпсон Сэмюэл М. (1956), «Идеализм и волюнтаризм в Ройсе», Обзор метафизики , 9 (3), 433-40.
Таунсенд Х. Г., (1928), «Прагматизм Пирса и Гегеля», Философское обозрение , 37 (4), 297-303.
Тафтс Джеймс Хайден, (1901), «Волюнтаризм», в Джеймс Марк Болдуин (редактор), Словарь философии и психологии Болдуина , Нью-Йорк, The Macmillan Company.
Вайхингер Ханс, (2014 [1924]), Философия «как будто»: система теоретических, практических и религиозных фикций человечества , пер.К. К. Огден, Лондон, Рутледж.
Фон Хартманн Эдуард, (1884), Философия бессознательного: умозрительные результаты согласно индуктивному методу физических наук , 3 тт., Пер. Уильям Чаттертон Коупленд, Нью-Йорк, Macmillan and Co.
Уорд Джеймс, (1899), Натурализм и агностицизм: лекции Гиффорда, прочитанные перед Абердинским университетом в 1896-1898 гг. , vol. 2, Нью-Йорк, компания Macmillan.
Райт Генри У., (1915), «Принципы волюнтаризма», The Philosophical Review , 24 (3), 297-313.
Wundt Wilhelm, (1880-83), Logik: Eine Untersuchung der Prinzipien der Erkenntnis und der Methoden wissenenschaftlicher Forschung , 2 тома, Штутгарт, Энке. Ссылка и перевод Ким Алана, (2016), «Вильгельм Максимилиан Вундт», Стэнфордская энциклопедия по философии , Эдвард Н. Залта, изд. https://plato.stanford.edu/entries/wilhelm-wundt/. Дата обращения 21.05.2018.
Добровольчество
Волюнтаризм — это классическое компатибилистское определение свободы как свободы от принуждения.Сегодня эта отрицательная свобода включает также свободу от внутренних ограничений, таких как зависимости или психические расстройства. Мортимер Адлер и Роберт Кейн называют это самореализацией , противопоставляя негативную свободу волюнтаризма либертарианской позитивной свободе самоопределения . Хондерих называет это добровольностью , противопоставляя его либертарианской свободе происхождения , без которой, по его словам, мы не являемся авторами наших собственных действий.У древних греков были идеи спонтанности и происхождения, но трудно идентифицировать конкретные греческие термины с этими идеями. Например, идея о том, что по крайней мере некоторые из наших действий «зависят от нас», что мы можем быть «авторами наших собственных действий» и что они не вызваны внешними событиями, является, пожалуй, самой древней концепцией « свободная воля.» Хотя у римлян было такое же сложное сочетание свободы и воли в своем термине ( liberum arbitrium или libera voluntas ), у греков такой комбинации не было.Для греков, и особенно для Аристотеля, термин, наиболее близкий к современной сложной идее свободы воли (которая сочетает свободу и решимость в очевидном внутреннем противоречии), был ἐφ ἡμῖν — «от нас» или «зависит от нас». Таким образом, первоначальная идея поддерживала подотчетность или моральную ответственность, что наши действия происходят «внутри нас» (ἐν ἡμῖν), что как «агенты» мы являемся «причинами», которые являются новыми отправными точками (ἀρχάι) новых причинных цепочек . Несмотря на то, что свободную волю называют «псевдопроблемой», которая может быть решена (или «разрешена») тщательным вниманием к правильному использованию языка, ни один философ-аналитик, похоже, не разделил одну сложную идею на две противоположные, но дополняющие друг друга концепции. .Философы-аналитики должны отметить, что Джон Локк в семнадцатом веке был весьма обеспокоен тем, что за этой проблемой скрывается неправильное употребление языка. В «Очерке человеческого понимания » , книга II, глава XXI, «О власти», мы находим в разделе 14, что Локк называет вопрос о свободе воли «непонятным» (как и Томас Гоббс до него). Но для Локка это происходит только потому, что прилагательное «свободный» применимо к агенту, а не к воле, которая определяется разумом и определяет действие.Похоже, это тоже точка зрения Аристотеля. Вот как он выразился в Никомаховой этике, III, v, 6.εἰ δὲ ταῦτα φαίνεται καὶ μὴ ἔχομεν εἰς ἄλλας ἀρχὰς ἀναγαγεῖν παρὰ τὰς ἐν ἡμῖν, ὧν καὶ αἱ ρχαὶ ἐν ἡανοκι. Но если очевидно, что человек является автором своих собственных действий, и если мы не можем проследить свое поведение до каких-либо других источников, кроме тех, которые находятся внутри нас, тогда действия, истоки которых находятся внутри нас, сами по себе зависят от нас, и являются добровольными.(Перевод Леба.)
Добровольчество, критическая ошибка нашего времени — католический стандарт
Отчасти причина того беспорядка, в котором мы находимся, — это философия, называемая волюнтаризмом. Некоторые ошибочно принимают это слово за волонтерство , которое относится к использованию добровольцев или желанию быть волонтером, предлагающим свои услуги в каком-либо качестве без компенсации. Волюнтаризм — это совсем другое, от тьмы.
Волюнтаризм — это точка зрения, согласно которой воля преобладает над интеллектом и что истина — это что-то утверждаемое или желаемое, а не обнаруженное интеллектом и предложенное воле к повиновению.Волюнтаризм считает, что что-то истинно, потому что так утверждают.
Среди наиболее ярких примеров этого сегодня — трансгендеризм. Хотя пол человека легко определить, чаще всего визуально, некоторые не стесняются отвергать это свидетельство и просто заявлять, что это что-то другое. Если мужчина заявляет, что он на самом деле женщина (или одно из пятидесяти других обозначений), это считается правдой просто потому, что он утверждает это — и ожидается, что все не будут обращать внимания на очевидные доказательства обратного.Таким образом, что-то истинно простым утверждением воли; что-то истинно, потому что кто-то этого хочет или потому, что он так утверждает.
Другой менее радикальный, но более распространенный пример волюнтаризма показан в пренебрежительном комментарии: «Ну, может быть, это верно для вас, но не для меня». Это субъективизм в том, что определение истины переходит от объекта к субъекту. Эта философия утверждает, что объективной истины не существует; вещи не истинны сами по себе, а скорее потому, что кто-то (субъект) так утверждает.Таким образом, субъективизм и волюнтаризм сильно связаны.
Волюнтаризм возник не на пустом месте. Подобно многим ересям и заблуждениям, это происходит из-за избирательного акцента на одной истине в ущерб другим. Цикл ошибочных действий, сопровождаемых чрезмерной реакцией, привел к сегодняшней ситуации, в которой некоторые люди живут изолированно в своем сознании, изолированные от сотворенного мира, который проявляет истину Божью. Записки епископа Роберта Бэррона,
Корни этой перспективы старые и запутанные, уходящие, по крайней мере, в средние века.В этот период появились некоторые философы, в первую очередь Джон Данс Скот и Уильям Оккам, которые выступали за максималистское понимание силы Бога. Они утверждали, что свободная воля Бога определяет природу реальности во всех ее измерениях … [Даже] этических принципов действительны, потому что так говорит Бог (Arguing Religion, стр. 38-39).
До этого богословы, вплоть до св. Фомы Аквинского, считали, что Бог повелевает нечто , потому что это хорошо.Это хорошо не только потому, что это велит Бог. С этой точки зрения, есть вещи, которые Бог, даже будучи всемогущим, не может сделать: Он не может творить зло, не может лгать, не может грешить. Это потому, что зло любого рода — это лишения, отсутствие чего-то, что должно присутствовать. Бог не может грешить, потому что, поступая так, Он отвергнет самое себя; Он больше не будет совершенен и, следовательно, не всемогущ. Было бы своего рода лингвистической ошибкой утверждать, что, поскольку Бог всемогущ, Он может делать абсолютно все. Всесвятый не может желать или делать то, что нечестиво, и все же оставаться Всем Святым.Тот, кто есть Истина, не может лгать и все же оставаться Истиной. Совершенный не может хотеть или делать то, что несовершенно, и все же оставаться Совершенным. Таким образом, совершенная сила Бога (Его всемогущество) существует в том, что Он является совершенным Богом без каких-либо лишений.
Скот, Оккам и другие, стремясь подчеркнуть силу Бога, настолько преувеличили ее, что исказили саму Его природу. Они утверждали, что Бог может желать всего, что Он хочет, и простое желание этого делает это лучше, чем то, что это по своей сути хорошо.С этой точки зрения правильные действия правильны просто потому, что Бог одобряет их, а неправильные действия неправильны только потому, что Бог их не одобряет. Это теологический волюнтаризм. В нем разум Бога в значительной степени затмевается Его волей. По сути, Его воля произвольна, потому что Его разум и причины, по которым он что-то приказывает, не имеют значения; все, что имеет значение, это то, что Он этого пожелает. Это привлекательная идея, если вы хотите подчеркнуть силу Бога, но я бы сказал, что это затмевает Божью доброту и разумность.Что-то не хорошо, потому что это велит Бог; Он командует этим, потому что — это хорошо. Он командует разумно; Он повелевает тем, что действительно хорошо и что лучше для нас.
Теологический волюнтаризм долгое время господствовал среди мусульман, но в 16 веке он начал распространяться среди христиан, в основном протестантов. Он понравился тем, кто придерживался предпосылки sola scriptura ; их меньше интересовали аргументы, основанные на творении или естественном законе — достаточно того, что Бог что-то сказал и что это было в Библии.Кому нужно было продемонстрировать разумность и доброту того, что заповедал Бог? По крайней мере, так было мышление теологического волюнтаризма.
Как теологический волюнтаризм превратился в человеческий волюнтаризм, который мы знаем сегодня? Епископ Роберт Бэррон подробно описывает процесс:
Как это часто бывает в истории идей, сильная позиция имеет тенденцию пробуждать столь же сильную оппозицию, и это произошло, когда современные философы занимались своей работой. Бог, которого считали деспотичным и деспотичным в своей свободе, был… [на разных стадиях] истолкован… как враг человеческого процветания.Фейербах провозгласил свой атеизм криком: «« Нет »Богу — это« да »человеку» … Ницше превозносил Ubermensch (сверхчеловека), героя, в котором воля к власти настолько сильна, что разрушает всякую мораль и мораль. интеллектуальные системы, которые будут его сдерживать. … Сартр утверждал, что существование предшествует сущности. Человеческая свобода появляется на первом месте, а затем, на собственных условиях, устанавливает значение ценности и цели (Arguing Religion, стр. 40-42).
Таким образом, поэтапно человеческий волюнтаризм пришел на смену богословскому волюнтаризму.Атеисты отвергли Бога, но не Бога древнего христианства. Они отвергли своевольного Бога, которого считали деспотичным, деспотичным и своенравным. Это был Бог силы, лишенный любви; это был не тот Бог, который желал в соответствии с тем, что было хорошо и что было лучше для нас, а тот, кто делал то, что Ему было угодно — это был этот Бог , который был введен к двери.
Человек торжественно занял место Бога, заявив: «Я буду делать то, что хочу, и I решит, правильно это или неправильно.«В этом человеческом волюнтаризме смелое утверждение часто отвергает даже самые очевидные реальности. В контрольном заключении Верховного суда Соединенных Штатов говорилось: В основе свободы лежит право определять собственную концепцию существования, смысла, вселенной и тайны человеческой жизни (Planned Parenthood v. Кейси, 1992). Теперь мужчина может «быть» женщиной просто потому, что он так говорит. Католический лидер или политик, бросающий вызов католическому учению, может сказать, что он «практикующий католик», и это так просто потому, что он так утверждает.Люди говорят о «боге внутри» или о «боге своего собственного понимания», заявляя о абсолютном праве создавать своего собственного бога (который просто так совпал с тем, что они думают) и поклоняться этому богу. Мы называли это идолопоклонством. Это человеческий волюнтаризм. Забудьте реальность, забудьте причину, забудьте доказательства, забудьте откровение. Вещи таковы, как о них говорят. Воля побеждает все. Истина должна уступить место силе, силе воли.
Проблема, конечно, в том, что разные люди хотят разного.Добро пожаловать в борьбу за власть, вызванную человеческим добровольчеством, тиранией релятивизма и субъективизма. Похоже, что будет только хуже, поскольку многие удвоят свою волю в отстаивании своей воли ко всему и каждому. Каждый человек становится сверхчеловеком , утверждая и навязывая свое значение , отказываясь открывать реальность творения Бога и смиренно извлекать уроки из него.
Мы, стремящиеся оставаться в здравом уме в такие времена, можем только бежать к истинному Богу, нашему Отцу, который любит нас.Он Господь, Который повелевает тому, что хорошо и что лучше для нас. Он не просто навязывает Свою волю. Он разумный лорд. Он — Любовь, и Он — Истина. Хотя Он всемогущ, Он не может лгать и не будет ненавидеть. Он желает нам только добра. Прилепляйтесь к Нему, как никогда раньше, и знайте, что все, что Он приказывает, хорошо и лучше для нас.
Соломенный человек теологического волюнтаризма
Недавно атеисты, гуманисты и агностики Стэнфорда (AHA) пригласили Грету Кристину в кампус, чтобы рассказать об атеизме и сексуальности.Хотя я не смог присутствовать, я слышал, как Кристина говорила на эту тему раньше, и, если она не изменит радикально свой доклад, он будет полон неверных описаний религиозных подходов к сексуальной этике. С Exotic Erotic на прошлых выходных и Genderfuk на прошлой неделе я не могу придумать лучшей возможности предложить несколько разъяснений с традиционной христианской точки зрения.
Во-первых, я должен подчеркнуть, что аргументы Кристины против религиозной этики ни в коем случае не являются уникальными для ее взглядов.Напротив, я обнаружил, что те же самые неправильные характеристики — в основном из-за невежества, а не злого умысла — широко распространены в атеистическом сообществе в Стэнфорде и в других местах. Поэтому, хотя я буду опираться на версию выступления Кристины, которую слышал, я надеюсь, что мои комментарии будут актуальными, даже если ее недавний разговор с AHA был значительно изменен.
Большинство этих искажений проистекает из смешения определенного подмножества религиозной этики, называемого теологическим волюнтаризмом или теорией божественного повеления, с религиозной этикой в целом.Другими словами, многие атеисты, кажется, верят, что все религиозные этические системы в силу своей религиозности обязательно являются вариантами теологического волюнтаризма.
Теологический волюнтаризм или Теория божественного приказа утверждает, что действие становится моральным не по его последствиям (утилитарная или консеквенциалистская этика) или по своей природе (деонтологическая этика), а просто в силу того, что оно велено Богом. По словам Уильяма Оккама, вероятно, самого известного сторонника теории божественного повеления, убийство было бы моральным, если бы Бог повелел его; более того, гипотетически возможно, что Бог может «изменить свое мнение» и изменить моральный порядок, решив начать командовать убийством.
Таким образом, отделяя мораль от рационального анализа природы действий и их последствий, теория божественного повеления подразумевает, что мы не можем познать моральную истину, кроме как через божественное откровение.
Для многих атеистов это сумма всей религиозной этики, особенно религиозной сексуальной этики: x правильно, а y ошибочно просто потому, что так говорит Бог. Кристина совершала эту ошибку на протяжении всей своей лекции, называя различные религиозные учения о сексуальности случайными наборами табу.Она объяснила, что в то время как атеисты могут обосновывать моральные суждения человеческим благополучием, специалисты по религиозной этике классифицируют поступки как правильные или неправильные в зависимости от того, говорит ли им их священный текст, что «Богу это нравится» или нет.
Возможно, это не такая уж неправильная характеристика теории божественного повеления, и, честно говоря, были выдающиеся теологи, которые приняли ту или иную версию теологического волюнтаризма — например, первые протестантские реформаторы в значительной степени заимствовали философию Оккама.
Но объединять всю религиозную этику под покровом Теории Божественного приказа — это просто невежество — игнорирование теологии, философии и истории религии. Рассмотрим, например, теорию естественного права, этическую систему, которая долгое время была основным продуктом католических философов от Фомы Аквинского до Папы Иоанна Павла II, завоевывает все большую поддержку в реформатском христианстве и преподавалась исламскими философами со времен Аверроэса, предшествовавшего и повлиял на Фомы Аквинского. Согласно теории естественного закона, Бог создал людей таким образом, чтобы определенные образы жизни приводили к их процветанию, а Его заповеди служат для того, чтобы напоминать или открывать нам правду о нашей природе.Когда мы действуем в соответствии с этой природой и той жизнью, которую она требует, мы действуем морально.
Для христиан глубочайшая истина о человеческой природе — это тот факт, что мы созданы по образу и подобию Божьему (Быт. 1:26). Эта истина является основой сексуальной этики христианского естественного права. Папа Иоанн Павел II опубликовал обширную работу о сексе и о том, как он устроен как проявление божественного образа в человечестве par excellence ; то есть самоотверженная любовь между Лицами Троицы, которая взаимно свободна, полна и плодотворна.Таким образом, любая попытка отрицать какой-либо аспект этого образа и при этом получать удовольствие от полового акта будет несовместима с истиной о человеческой природе и не может быть направлена на интегральное процветание.
Мое намерение здесь не в том, чтобы начать защиту Богословия тела ; Я только хочу подчеркнуть, что сексуальные нравы религиозного естественного закона основаны на заботе о человеческом благополучии. Необязательно соглашаться с иудео-христианским анализом человеческой природы, чтобы признать это.
И хотя христиане черпают свою философскую антропологию из откровения, оно не застраховано от поддержки или вызова науки, поскольку человеческая личность является как материальным, так и духовным существом. Христианские мыслители всегда должны очищать свою веру огнем разума. Из нейробиологии мы можем узнать значение характеристик рациональности и свободы, которые абстрактно, как мы полагаем, олицетворяют божественный образ, в то время как эволюционная биология может пролить свет на замысел и естественную телеологию человеческой сексуальности.
Все это свидетельствует о религиозной сексуальной этике, которая намного глубже, чем «случайный набор табу». Атеисты обманывают себя только тогда, когда они разрывают всю религиозную этику под соломой радикального теологического волюнтаризма — если бы они действительно искали ключ к человеческому процветанию, можно было бы предположить, что они нашли бы, если не идеологию, с которой они могут полностью согласиться.