Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Что является критерием личности: Критерии сформированной личности

Содержание

Критерии для оценки уровня развития личности

Содержание:

Определить возраст человека гораздо проще, чем степень зрелости его личности. Нет никаких документов, в которых отмечалась бы эта информация, официальных тестов для проверки этого показателя. Что очень жаль, ведь настоящая «взрослость» человека определяется не паспортом, а его психологической зрелостью. Так хотелось бы не ошибаться в выборе сотрудника, супруга, друга, приняв желаемое за действительное.

Разные подходы в оценке зрелости личности

Психологи строят разные предположения о том, как вернее рассчитать степень сформированности личности, но на сегодняшний день нет не только единого мнения, но даже популярного.

Все концепции схожи между собой попытками найти те самые критерии, которые помогут наиболее точно определить степень зрелости личности, но сам вопрос этот настолько философичен, что запутаться можно уже в самой терминологии, используемой каждым из учёных.

Некоторые исследователи говорят о том, что сформированность личности связана с её социализированностью. Чем больше человек освоился в социуме, тем он взрослее.

Юнг связывал зрелость с готовностью нести ответственность за совершаемые поступки и прогнозировать их вероятные результаты. Роджерс добавлял к этому и обладание свободой саморегуляции, оценивал, насколько человек может управлять своей жизнью и делать выбор.

Концепция Л. И. Божович

Предполагает рассмотрение двух критериев для оценки – иерархичности действий и способности сознательно контролировать своё поведение. Человек считается личностью только тогда, когда он может расставлять приоритеты в распределении сил, то есть, способен к опосредованному поведению. Приоритеты расставляются не по желанию самого человека, а по значимости его действий для социума. Контроль поведения осуществляется с помощью осознанных мотивов – целей, убеждений, устремлений. Оба критерия объединяются в одно, и получается личность, способная к расстановке приоритетов в соответствии с собственными способами самоопределения себя в мире.

А как же узнать, правильно ли расставлены приоритеты? Ведь при желании любой бездельник, просиживающий сутки за компьютерными играми, может сказать, что он правильно (с его точки зрения) расставил приоритеты. О том, как разобраться в важных и менее важных целях, читайте в этой статье.

Концепция Г. Олпорт

Говорит о более классических характеристиках личности – психическом здоровье, разумности и зрелости. Эти критерии более понятны, но совершенно не ясно, по какой шкале они будут оцениваться. Олпорт предлагает разделить их на шесть показателей:

  1. самоопределение (осознание себя, постановка целей и действия по их достижению),
  2. крепкие социальные связи (способность к созданию пары, дружбе),
  3. принятие себя и окружающих (оценка каждой личности с осознанием различия собственных взглядов и общепринятых норм),
  4. соотношение поставленной задачи и собственных сил (собственно, ответственность, умение отодвинуть на задний план второстепенные задачи, сосредоточившись на главном),
  5. гармония с внутренним миром,
  6. наличие жизненной цели.

Совести отдаётся здесь ведущая роль. Именно совесть как ощущение долга перед собой поддерживать образ и выбранные цели является способом руководства собой. Олпорт отмечает, что есть различия между взрослостью и сформированностью личности. Взрослость однажды достигается и удерживается путём саморегуляции, в то время как личность формируется на протяжении всей жизни.

Концепция А. А. Реана

Рассматривает четыре критерия, которые считает базовыми:

  1. Ответственность
  2. Терпимость
  3. Саморазвитие
  4. Оптимизм

Реан говорит, что психологическое взросление – это не только обретение самостоятельности и свободы в принятии решений. В отличие от Олпорта, он не отделяет взросления от формирования личности, и не считает ни один из этих процессов конечным. То есть, обретение самостоятельности является не конечным результатом, а только первой ступенькой на пути развития личности. За ней следует навык эффективной реализации своих сил и навыков, а потом – выход из зоны комфорта, развитие как себя самого, так и целей, которые человек ставит перед собой.

Формировать личность помогают многие факторы – индивидуальность и возраст самого человека, отношение социума к нему, успех в профессиональной деятельности и прочее. Обилие факторов делает этот процесс неравномерным, он то замедляется, то ускоряется.

Как оценивает уровень развития личности большинство людей?

Пока психологи ищут самый верный способ определить, насколько человек психологически зрел, обычные люди, порой неосознанно, оценивают друг друга в общении по этим показателям:

  • Терпеливость
  • Открытость и соблюдение границ в выражении потребностей и собственного мнения
  • Умение отказывать без поиска оправданий и достойно принимать отказы
  • Принятие права на ошибку, как со своей стороны, так и со стороны других людей
  • Умение отличать важное от второстепенного
  • Ответственность за собственные мысли, чувства и поступки, а также осознание своего права на них
  • Проявление эмпатии
  • Умение отказаться от идеализации мира и ситуации
  • Поиск истинных мотивов других людей вместо обвинения их в несоответствии своим личным принципам и взглядам
  • Умение делать выводы из ситуации без обобщения с другими подобными случаями
  • Общение с людьми на равных – без заносчивости и без попыток заслужить жалость или похвалу
  • Объективная оценка себя без оглядки на общественное мнение

Так какие всё-таки критерии для оценки личности лучше использовать?

Есть немало интересных концепций, каждая из которых имеет право на существование. В силу сложившихся на сегодняшний день обстоятельств и невозможности выделить одну ведущую систему оценки «взрослости», можно выбирать теорию по собственному вкусу.

Однако, оценивая людей по любой из существующих теорий, не нужно забывать об объективности и о том, в чём заключается различие между личными и общепринятыми нормами.

Критерии сформировавшейся личности

1.11.2014

Л. И. Божович выделяет два основных критерия, которые определяют человека, как личность.

Во-первых, человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия, т. е. если он способен преодолеть собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. Это говорит о том, что человек способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы.

Во-вторых, человек является личностью, если он способен к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов — целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Человек не просто поступает «стихийно нравственно», потому что такое поведение заложено в нем общественными нормами, а поступает так осознанно. Именно наличие самосознания, как особой инстанции, характеризует человека как личность.

В. В. Петухов выделяет три критерия развитой (сформировавшейся) личности:

  • личность по определению является творческой, потому что творчество необходимо в неопределенной ситуации и всегда преобразует уже присвоенные стереотипные способы поведения и мышления. Иными словами, личность устремляется к возможности своего развития, «к последнему пределу нашей собственной души», и тем самым, конечно, устремляется к Абсолюту, выходящему за ее пределы;
  • личность является множественной, сохраняя при этом целостность. В человеке много сторон, и некоторые даже могут противоречить друг другу. Этот факт можно объяснить тем, что личности приходится учитывать сразу несколько возможностей своего развития, и это является условием ее внутреннего продуктивного диалога. Отвергнутые части сохраняются как неиспользованные возможности, и в каждом данном поступке личность свободна в выборе дальнейшего развития;
  • личность существует только в развитии. Пока личность свободно развивается, ее нельзя определять по какому-то моментальному срезу (поступку, действию), поскольку она может измениться уже в следующий момент. Развитие совершается как во внутреннем пространстве личности, так и в пространстве связей индивида с другими людьми. Согласно А. В. Петровскому, человек «включен» в другого и через эту «включенность» развивается как личность.

Ключевые слова: Личность

Источник: Тертель А.Л., Психология. Курс лекций

Материалы по теме

Личность в общении и деятельности

Петровский А.

В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В двух томах. Том 2

Концепция личности А. Ф. Лазурского

Аверин В. А. Психология личности: Учебное пособие.

Образование как механизм развития личности и общества

И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В….

Совестливость и бессовестность как свойства личности

Е. П. Ильин: «Психология совести: вина, стыд, раскаяние»: Питер; Санкт-Петербург; 2017 ISBN…

Язык и общество, язык и личность

Норман Б.Ю. — Теория языка. Вводный курс, 2004

А. Н. Леонтьев — Индивид и личность

Социально психологические теории личности

Деркача А. А., Социальная психология

Сущность и содержание направленности личности

Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики — Минск.: Изд-во МИУ, 2010

Инвентаризация личности по критериям (оценка ИПЦ)

Личность

Меры:
  • Приятность
  • Добросовестность
  • Экстраверсия
  • Открытость
  • Стрессоустойчивость

Описание теста

Тестирование личности может дать ценную информацию о будущей производительности труда. Опросник личности по критериям (CPI) — это инвентаризация личности, основанная на теории наиболее широко принятой таксономии личности, черт личности «большой пятерки»: экстраверсия, добросовестность, доброжелательность, открытость и стрессоустойчивость. Исследования показали, что три черты из «большой пятерки» часто связаны с производительностью труда: добросовестность, доброжелательность и экстраверсия. Было показано, что шкала добросовестности коррелирует с производительностью труда в широком диапазоне профессий. Было показано, что доброжелательность и экстраверсия коррелируют с производительностью на работах, требующих частого взаимодействия с людьми.

Отчеты о результатах

В личностных тестах нет правильных или неправильных ответов; однако люди с определенными личностными чертами могут лучше подходить для одних работ, чем для других. Например, относительно экстравертированные люди обычно лучше работают в сфере продаж, чем интроверты. В отчете о показателе ИПЦ представлен процентильный рейтинг для каждой из характеристик «Большой пятерки».

Информация о достоверности

Черты характера «большой пятерки»

Приятие: Степень, в которой человек ценит социальную гармонию и ладит с другими.

Добросовестность: Степень ответственности, организованности, надежности и надежности человека.

Экстраверсия: Степень, в которой человек общителен, напорист и чувствует себя комфортно в обществе других.

Открытость:  Насколько человек обладает воображением и творчеством, в отличие от обычного.

Устойчивость к стрессу: Степень, в которой человек будет оставаться уравновешенным и спокойным, в отличие от эмоциональной реакции на негативные события.

Показатели шкалы ИПЦ для личностных черт «большой пятерки» тесно коррелируют с другими хорошо известными показателями тех же черт. Например, в выборке из 159 человек, которые использовали и ИПЦ, и Предиктор достижений продаж (SalesAP), наблюдаемая корреляция между рейтингом экстраверсии ИПЦ и субшкалой экстраверсии SalesAP составила 0,51, а корреляция между приятностью и личной дипломатией SalesAP подшкала была 0,55.

Также было показано, что баллы за индивидуальные черты сильно коррелируют с эффективностью работы на должностях, на которых эти черты считаются активами. Например, в выборке продавцов в розничном магазине с 8 точками (общий размер выборки 37) наблюдалась значительная положительная корреляция 0,35 между баллами по шкале экстраверсии CPI и производительностью продаж (измеряемой средним объемом продаж в час). . Кроме того, у лучших по шкале экстраверсий (75-99 процентиль) средняя почасовая норма продаж составила 106,35 доллара, тогда как у тех, кто набрал самый низкий балл (1-й — 25-й процентиль), средний показатель почасовых продаж составил всего 83,27 доллара.

 

Образец для стандартизации

Нормы для опросника критериев личности были разработаны с использованием выборки примерно из 2000 человек. Выборка состояла из взрослых в возрасте 18 лет и старше, которые проходили оценку для целей отбора сотрудников в более чем 75 компаниях самых разных отраслей.

Узнать о ценах

Критерий A: Уровень функционирования личности в альтернативной модели расстройств личности DSM-5

Сохранить цитату в файл

Формат: Резюме (текст) PubMedPMIDAbstract (текст) CSV

Добавить в коллекции

  • Создать новую коллекцию
  • Добавить в существующую коллекцию

Назовите свою коллекцию:

Имя должно содержать менее 100 символов

Выберите коллекцию:

Невозможно загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Пожалуйста, попробуйте еще раз

Добавить в мою библиографию

  • Моя библиография

Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку

Ваш сохраненный поиск

Название сохраненного поиска:

Условия поиска:

Тестовые условия поиска

Электронная почта: (изменить)

Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день

Который день? воскресеньепонедельниквторниксредачетвергпятницасуббота

Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed

Отправить максимум: 1 штука5 штук10 штук20 штук50 штук100 штук200 штук

Отправить, даже если нет новых результатов

Необязательный текст в электронном письме:

Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием

Обзор

. 2022 июль; 13 (4): 305-315.

doi: 10.1037/per0000551.

Лесли Мори 1 , Морган Н МакКреди 1 , Донна С Бендер 2 , Эндрю Э. Скодол 3

Принадлежности

  • 1 Факультет психологии и наук о мозге, Техасский университет A&M.
  • 2 Отдел компьютерных наук и инженерии Мичиганского университета.
  • 3 Кафедра психиатрии Медицинской школы Университета Аризоны.
  • PMID: 35787111
  • DOI: 10. 1037/per0000551

Обзор

Leslie C Morey et al. Личное расстройство. 2022 9 июля0003

. 2022 июль; 13 (4): 305-315.

doi: 10.1037/per0000551.

Авторы

Лесли Мори 1 , Морган Н. МакКреди 1 , Донна С Бендер 2 , Эндрю Э. Скодол 3

Принадлежности

  • 1 Факультет психологии и наук о мозге, Техасский университет A&M.
  • 2 Отдел компьютерных наук и инженерии Мичиганского университета.
  • 3 Кафедра психиатрии Медицинской школы Университета Аризоны.
  • PMID: 35787111
  • DOI: 10.1037/per0000551

Абстрактный

Критерий А, представленный уровнем функционирования личности (УФЛ), предлагает средства, с помощью которых можно концептуализировать основное нарушение само- и межличностного функционирования, которое отличает расстройство личности (РЛ) от других форм психопатологии. Одним из наиболее часто цитируемых критических замечаний в отношении системы категориальной диагностики текущего раздела II Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам, пятое издание, является высокий уровень коморбидности среди категориальных диагнозов БП. Альтернативная модель Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам, пятое издание Раздела III для PD (AMPD) решает эту проблему путем оценки общих черт PD с использованием единого континуума тяжести, представленного в AMPD Шкалой уровня функционирования личности (LPFS). , который включает в себя как самостоятельную, так и межличностную патологию. С момента своего первоначального внедрения LPFS породила обширную литературную базу, а также добилась значительных успехов в ее измерении, включая как полуструктурированные методы, так и методы самоотчета. Такие исследования в целом продемонстрировали, что LPFS может быть надежно оценена как опытными, так и неопытными оценщиками, и демонстрирует высокую достоверность, о чем свидетельствуют ассоциации с соответствующими переменными критерия и демонстрации прогностической и клинической полезности. Этот обзор предлагает краткую историю концептуализации и развития критерия А и LPFS, описывает основные достижения в его измерении, а также дает краткий обзор эмпирической литературы, касающейся структуры, надежности и валидности критерия А. (Запись базы данных PsycInfo (c) 2022 APA, все права защищены).

Похожие статьи

  • Оценка критерия A расстройства личности раздела III DSM-5 (нарушение) при учете психопатологии.

    Sleep CE, Lynam DR, Widiger TA, Crowe ML, Miller JD. Сон CE и др. Психологическая оценка. 2019 Окт;31(10):1181-1191. doi: 10.1037/pas0000620. Психологическая оценка. 2019. PMID: 31580131

  • Способна ли альтернативная модель расстройств личности отразить избегающее расстройство личности в соответствии с разделом II DSM-5? Систематический обзор.

    Hummelen B, Ulltveit-Moe Eikenæs I, Wilberg T. Хуммелен Б. и соавт. Личное расстройство. 2022 июль; 13 (4): 412-417. doi: 10.1037/per0000553. Личное расстройство. 2022. PMID: 35787131

  • Ментализация и критерий альтернативной модели расстройств личности: результаты клинической и неклинической выборки.

    Zettl M, Volkert J, Vögele C, Herpertz SC, Kubera KM, Taubner S. Зеттл М. и др. Личное расстройство. 2020 май; 11(3):191-201. doi: 10.1037/per0000356. Epub 2019 2 сентября. Личное расстройство. 2020. PMID: 31478718

  • DSM-5 Уровень функционирования личности: переориентация расстройства личности на то, что значит быть человеком.

    Шарп С, Уолл К. Шарп С и др. Annu Rev Clin Psychol. 2021 7 мая; 17: 313-337. doi: 10.1146/annurev-clinpsy-081219-105402. Epub 2020 11 декабря. Annu Rev Clin Psychol. 2021. PMID: 33306924 Обзор.

  • Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, пятое издание, концептуализация альтернативной модели пограничного расстройства личности: обзор доказательств.

    Ванвурден С., Степп С.Д. Ванворден С. и др. Личное расстройство. 2022 июль; 13 (4): 402-406. doi: 10.1037/per0000563. Личное расстройство. 2022. PMID: 35787130 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Тяжесть в модели расстройства личности по МКБ-11: оценка в испанской смешанной выборке.

    Гутьеррес Ф., Алуха А., Родригес С., Гаррис М., Пери Х.М., Галларт С., Кальво Н., Феррер М., Гутьеррес-Зотес А., Солер Х., Паскуаль Х.К. Гутьеррес Ф. и др. Фронтовая психиатрия. 2023 9 января; 13:1015489. дои: 10.3389/fpsyt.2022.1015489. Электронная коллекция 2022. Фронтовая психиатрия. 2023. PMID: 36699492 Бесплатная статья ЧВК.

  • Дезадаптивное само- и межличностное функционирование увеличивает общую психическую тяжесть в связи с патологией подростковой личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *