Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Чувства души: Органы чувств души — Психологос

Чувства и душа

 Сначала важно заметить одну важную и интересную деталь — изучать глубину личности человека по «вертикали» можно в двух направлениях: либо сверху вниз, либо снизу вверх

ДУША И ЧУВСТВА

Личность в Ведической литературе определяется эпитетом «обладающая чувствами». Находясь в материальном теле, эта личность, или душа, начинает восприятие и познание мира снизу, посредством несовершенных органов чувств, опираясь на самый низший уровень осознания, который доступен даже животным. Иными словами, человек с самого начала встаёт на путь ошибок и продвигается по нему вверх, устраняя по ходу дела разные недостатки. Этот путь снизу вверх, в конечном счете, заканчивается следующим ошибочным выводом: «Я есть тело, и у меня есть душа (жизнь)».

« … живым существам, воплощенным в материальных телах,  присущи 4 вида недостатков: несовершенные чувства вводят в иллюзию из-за чего человек совершает ошибки и обманывает других, поскольку сам находится в заблуждении . .. » Шри Ишопанишад, мантра первая, комм

Поэтому познание себя сверху вниз более достовернее, поскольку не опирается на несовершенные чувства, и поэтому оно характерно другим выводом: «Я — душа (жизнь), и у меня есть тело».

Чтобы пойти верным путем познания, нужно с самого начала знать хотя бы теоретически, что Я не есть тело, что Я есть дух, постижение которого дано только человеку. Если животное знает себя снизу, то человеку подобает все же постигать себя сверху.

Чуства — неодолимая сила

Обычно ещё до знания о душе человек начинает постижение мира и себя подобно животному, с чувственного уровня, опираясь на органы восприятия. Иными словами, он выстраивает свою жизнь на основе того, что видит, слышит, обоняет, осязает и пробует на вкус, как это делает обычный ребенок, который ползает повсюду, смотрит вокруг, все ощупывает, тащит что-то себе в рот, слушает звуки и нюхает — именно так он познаёт мир.

Такое непосредственное восприятие окружающей среды на санскрите называется пратьякшей. А пять органов восприятия — гьянендриями. Гьяна — знание, а индрияни — чувства. Так жизнь в теле начинает познавать материальный мир звуков, форм, запахов, касаний и вкусов.

«Тело порождено желанием испытывать чувственные наслаждения, а органы чувств — это инструменты для удовлетворения желаний живого существа.»
Бхагавад-гита, 13.21, комм.

А функции чувств очень просты, они подобны железу, которое притягивается магнитом. Например, если раскрыть глаза, они тут же начинают блуждать в калейдоскопе форм и цвета, приостанавливаясь, а затем притягиваясь наиболее яркими и выразительными вещами. Точно так же функционирует и ухо в области звуков, нос в области запахов, а в области вкуса уже трудится язык. Мы видим, что чувства находятся под влиянием магнетизма окружающих объектов и вовлечены в постоянный поиск наиболее сильных ощущений.

ПРИРОДА ЧУВСТВ, их стихии и особенности

Чувства ведут себя так из-за того, что каждое из них служит проводником наслаждения и неразрывно связано с определенной стихией природы. Сила чувств неодолима. Земные чувства притягиваются земными стихиями для собственного услаждения. Например,

  • слух связан со стихией пространства,
  • осязание связано с воздухом,
  • глаз — со стихией света (огня),
  • язык — с водой,
  • а нос — со стихией земли.

Так что функции каждого органа чувств локализованы. Они наслаждаются по-разному: ухо только слышит, кожа только осязает, глаз только видит, язык способен различать только вкус и горячее-холодное, а нос может только чувствовать запах. Иными словами, они действуют в разных измерениях восприятия. Орган слуха может воспринимать то, что глаз не видит, а язык не чувствует на вкус, и что нос не обоняет. Ухо слышит звук.

Таким образом, можно выделить разные измерения чувственного восприятия:

  • слух более тонок в восприятии, чем осязание. Поэтому пространство можно только слышать. Насколько далеко объект находится от меня, можно определить просто по звуку.
  • Осязание более тонко, чем зрение, поэтому воздух можно слышать и осязать, но вы не сможете его увидеть.
  • Зрение тоньше вкуса, оно обладает огненной стихией, поэтому огонь можно слышать, осязать и видеть.
  • Вкус — это водная стихия. Поэтому чтобы ощутить вкус пищи, она должна быть влажной. Воду можно слышать, осязать, видеть и чувствовать на вкус.
  • а самым грубым считается обоняние — стихия земли. Землю можно слышать, осязать, видеть, чувствовать на вкус и обонять. 

Вся полнота ощущений завершается запахом. А земля — источник всех вкусов и всех форм. Мы живем на земле, где присутствуют все вкусы ощущений.

Знание, которое приобретается чувствами, так и называется — знание, доступное органам чувств. Современная наука опирается на эту платформу познания, и любой из нас по простоте душевной пользуется этим же способом познания. Но этот уровень восприятия несовершенен, так как наши органы чувств работают в невообразимо малом диапазоне восприятия. Чувства несовершенны. Поэтому наука пытается «усовершенствовать» органы восприятия при помощи приборов: телескопов, микроскопов, передатчиков, приемников электромагнитных волн и т. д., и т. п. Потому что человеческих органов чувств явно недостаточно.

Например, если в помещении будет слишком ярко, мы ничего не увидим, потому что яркий свет ослепит глаза. А если будет очень темно, мы тоже ничего не сможем увидеть. Но между светом и тьмой нам что-то удается воспринимать. Есть инфракрасные, ультрафиолетовые и прочие излучения, недоступные нашему восприятию. То же самое происходит и со слухом, и со вкусом, и другими органами чувств.

Совершенно очевидно, что наше восприятие ограничено определенным, выделенным нам природой диапазоном информации. Это и означает, что платформа чувственного восприятия несовершенна, она не может дать нам полной картины окружающего мира.

Есть великое множество энергий, которые находятся вне восприятия чувств, но фиксируются приборами, например, структуры материи на атомном и молекулярном уровнях. Также есть энергии, которые невозможно зафиксировать никакими приборами. Мы никогда не узнаем о них опытным, или, точнее сказать, экспериментальным путем.

Чувства и человек

Здесь важно понять, что органы чувств отличаются от их обладателя, от личности. Например, человек может потерять зрение, но это не означает, что личность потеряла способность видеть. Потенциал видеть сохраняется, поэтому, если человеку дать новые глаза, он опять сможет видеть. Если глазам добавить микроскоп, то можно заглянуть и в микромир. Но подобно тому, как микроскоп отличается от человека, также и глаз отличается от личности.

Личность выступает в роли обладателя органов чувств, которые могут терять, восстанавливать или изменять свои способности. Пользуясь глазом птицы, можно видеть гораздо лучше, чем это дано зрению человека, а пользуясь крыльями, можно летать. Пользуясь разными телами, в разных жизнях, душа по-разному думает о себе и по-разному действует. Я — птица, я — зверь, я — человек.. . То есть личность отличается от тела, но пользуется им и как бы попадает в зависимость от него, подобно тому, как художник зависит от качества кисти и холста, как скульптор зависит от качества резца или как программист зависит от типа компьютера.

Итак, чувства человека на самом деле не всесильны. Кроме того, они очень быстро утомляются и не могут наслаждаться слишком долго. Очень скоро наступает эффект пресыщения. Острое восприятие длится считанные мгновения, постепенно переходя в обыденность, а затем в скуку

Утомительно чувствовать одно и то же. Одна и та же одежда, одна и та же музыка, тот же пейзаж за окном, одна и та же работа… Так жизнь лишается смысла, и наступает усталость. Или пресыщение. Даже если язык наслаждается любимым вкусом шоколадных конфет, такое наслаждение невозможно продлить долго, потому что любимый вкус очень скоро вызовет отвращение.

Чувствам нужен отдых и смена обстоятельств.
Работа и отдых — это тот режим, в котором они работают всю жизнь.

Органы чувств — это всего лишь двери в окружающий нас мир, через которые информация проникает вглубь сознания, в новое измерение, которое создает новые ощущения, обладает емкостью и способностью создавать образы. Там, в глубине, находится более тонкая и могущественная субстанция — наш ум. Его часто называют шестым, скрытым чувством. На санскрите его имя манас. И запомните самое важное:

«Не испытывая счастья, не действуют… Но следует стремиться к постижению истинного счастья. Нет счастья в малом (авт., временном и ограниченном), лишь бесконечное — счастье.»
Чхандогья-упанишада (7:22-23)

Так же о роли чувств и их особенностей в познавательной деятельности человека рассмотрены в статье «Веды: процесс познания»

Kris.h.Nive по материалам
книги «Уровни сознания»
E.М. Чайтанья Чандра Чарана пр.

Vedic-Culture.in.ua

Как восстановить контакт со своей душой?

Многие из нас негативно относятся к гневу, считая его нежелательной эмоцией. Однако только полное принятие гнева и печали позволит нам чувствовать радость жизни.

Почему молчит голос души?

Беседуя с пациентами, я часто слышу слова: «Меня ничто не радует», «Я не испытываю никаких чувств, что бы я не делал». Какой бесполезной должна казаться жизнь, если всё происходит как будто не с тобой! Чтобы вернуть способность испытывать глубокие чувства и ощущать свою вовлечённость, необходимо прислушаться к голосу своей души. 

Однако подобный совет вызывает у пациентов недоумение – «А как это сделать?», «Я не знаю, какой из голосов идёт от сердца». В одной из предыдущих статей я уже упоминал, что люди, на протяжении многих лет привыкшие жить с воздвигнутой между разумом и сердцем прочной стеной, забывают о зове сердца.

Почему это происходит?

Душа человека – вместилище чувств и эмоций. Если в какой-то ситуации человек не смог выразить свои эмоции, между разумом и душой появляется стена. Это типичная схема блокирования эмоций.

Что может помешать человеку выразить свои чувства?    

Два типа эмоций

То, что мы привыкли называть эмоциями, не обязательно берёт начало в душе. Более того – почти все реакции, к которым мы применяем прилагательное «эмоциональные», связаны с разумом. 

Разум человека подобен компьютеру. Он стремится контролировать события, просчитывает достоинства и недостатки, занимается сравнением, моделирует возможные ситуации. Все связанные с этими функциями эмоции берут начало в разумной деятельности. Волнение и раскаяние, появляющиеся при прогнозировании будущих и воспоминании о прошлых событиях, радость от того, что всё идёт по плану или раздражение от неблагоприятного исхода основаны на наших желаниях, а также стремлении разума контролировать ситуацию. Комплекс неполноценности, чувство превосходства, зависть и презрение также «идут из головы». 

Существует два типа эмоций. Эмоции, порождаемые разумом, назовём «мелкими». Чувства, зарождающиеся в душе и качественно отличающиеся — «глубокими». Это радость, гнев, печаль и удовольствие. Все глубокие эмоции являются вариативными проявлениями любви, которая живёт в нашем сердце.

Подвергаясь контролю или навязыванию чужих намерений, душа реагирует подобно ракете-перехватчику. Появляющийся гнев – это справедливое негодование. В трагические моменты мы испытываем печаль. Яркие события порождают в душе радость и удовольствие. Это глубокие эмоции. 

Колодец эмоций

Однако если доступ к душе закрыт, зарождающиеся в ней эмоции не находят выхода и остаются внутри. Схематически данное явление изображено на рисунке. Внутри души имеется колодец, в котором сверху вниз расположены гнев, печаль, радость и удовольствие. Эта последовательность – важное открытие, сделанное мной в результате многолетней клинической практики.


Колодец эмоций

Обратите внимание, что так называемые негативные эмоции, то есть гнев и печаль, расположены ближе к поверхности, а позитивные — радость и удовольствие, находятся в глубине. Если мы запираем внутри гнев и печаль, не позволяя им выйти наружу, мы лишаем себя возможности ощущать радость и удовольствие. Таким образом, провозглашаемый в книгах по саморазвитию принцип «не поддавайтесь негативным эмоциям, концентрируйтесь на позитивных» на практике невозможен. В последнее время эта ошибочная теория крайне популярна, потому что что люди не могут отличить порождаемый разумом «мелкий гнев» от поднимающегося из души «глубокого гнева». Гнев и печаль – это вариации любви, поэтому не следует относиться к ним исключительно как к негативным эмоциям.

Формы любви

Буддийские и индуистские статуи — чёткое свидетельство того, что зарождающиеся в душе глубокие эмоции являются проявлениями любви. Видьяраджа (см. фото) – это гневная ипостась Будды, реакция на манипулирование и эгоизм.  


Фудо-мёо (Видьяраджа) на камне камман (храм Ханнядзи)

Каннон – это отражение милосердия Будды к слабым и достойным жалости существам.


Бодхисаттва Каннон

Радость и удовольствие выражены в виде танцующего под музыку индуистского божества Шива.


Бог Шива

Значимость гнева

Тот факт, что четыре основных эмоции —  гнев, печаль, радость и удовольствие, с древности выражались в качестве божественных ипостасей, — ещё одно свидетельство необходимости бережного отношения ко всем своим чувствам. Однако человек, неспособный отличать мелкие эмоции от глубоких, считает глубокий гнев и печаль негативными проявлениями, которые следует подавлять. Подобное заблуждение является наиболее распространённой причиной образования стены между разумом и душой.

Работая психиатром, я обнаружил, что многие пациенты воспитывались родителями, которые часто изливали свой «мелкий гнев» на окружающих. 

Пациентам хотелось, чтобы родители воздерживались от проявлений мелкого гнева, и у них сформировалось отрицательное отношение к собственному гневу. Под запрет попал не только мелкий, но и глубокий гнев. Это прочно закрыло крышку колодца эмоций. Взгляните ещё раз на схему – выборочное подавление гнева невозможно. Блокируются все чувства, в том числе самые важные для человека, идущие из глубины души. 

Бех глубинных чувств человек не в состоянии ощущать происходящее, услышанное или увиденное, утрачивает радость жизни. «Что бы я не делал, у меня нет ощущения собственного участия в процессе», «Всё как будто происходит за тонкой вуалью», «Мне кажется, что я смотрю слайды с изображением внешнего мира», — говорят люди. Это признаки деперсонализации.

Таким людям нужно работать над разблокированием души, и прежде всего необходимо устранить неправильное отношение к гневу, который, как я уже упоминал, находится на самой вершине колодца эмоций. Человек должен понять, что причинявшие ему страдания проявления родительского гнева – это лишь «мелкий гнев», а «глубокий гнев», являющийся разновидностью любви, — это жизненно необходимое чувство. 

Я не имею в виду, что после снятия барьера и обретения контакта с «глубоким гневом» следует обрушивать этот гнев на близких и окружающих. Разум должен принять идущие из глубины души чувства такими, как они есть, а ответственная за социализацию функция решит вопрос о целесообразности их вербального выражения.

Однако скопление не находящих выхода глубоких чувств может привести к фрустрации. Один из способов решения проблемы – ведение дневника. Выражение эмоций на бумаге значительно улучшает самочувствие. Разумеется, эти записи должны быть недоступны окружающим. Беседуя с пациентами, я называю такой дневник «тетрадью для выражения эмоций». 

За длинную историю человечество провело множество реформ для устранения дискриминации, жестокого обращения, несправедливых обычаев и общественных систем. Источником создания новой, совершенной системы всегда служил «глубокий гнев», направленный на имеющиеся в обществе несовершенства. Однако в современном социуме незаметно воцарилось ошибочное мнение – «не испытывать гнев – это хорошо». 

Подавление «глубокого гнева» приводит к психической кастрации и неспособности испытывать радость жизни. Человек перестаёт сопротивляться несправедливости и обману, и обществом начинает править зло. Необходимо срочно переосмыслить своё отношение к «глубокому гневу».

Иллюстрация к заголовку: Окада Мика

Статьи по теме

  • Если кажется, что жизнь трудна…
  • Алекситимия: эмоциональный разрыв, скрывающийся под маской нормальности
  • Затворники-хикикомори в стареющем обществе Японии
  • Затворники-хикикомори глазами психиатра
  • «Подземелье»: жизнь в изоляции от общества
  • С какими чувствами живёт затворник, ушедший из общества? Интервью с Маруямой Ясухико, бывшим хикикомори
  • В Японии помогут хикикомори вернуться в общество
  • В Японии выяснят количество взрослых хикикомори
  • Возможность появления предубеждений против затворников-хикикомори, которых опасаются после нападения в Кавасаки
  • В Японии около миллиона затворников-хикикомори

ДУША, СОСТОЯЩАЯ ТРИ ЧАСТИ

ДУША, СОСТОЯЩАЯ ТРИ ЧАСТИ

Разум, являющийся частью души

Душа состоит из трех частей — разума, воли и эмоций. Это ясно и определенно доказано Словом Божьим. Притчи 2:10 дают нам духовную основу для доказательства того, что разум является частью души. В этом стихе говорится: «Мудрость войдет в сердце твое, / И знание будет приятно душе твоей». Поскольку знание — это вопрос ума, это доказывает, что разум — часть души. Притчи 19:21 и 24:14 также указывают на то, что знание и мудрость связаны с душой. Кроме того, в Псалме 139:14 говорится: «Моя душа хорошо знает это». Поскольку знать — это вопрос ума, это также доказывает, что разум должен быть частью души. Псалом 13:2 говорит о заботе в душе. Это беспокойство должно быть чем-то рассмотрено в уме. В Плаче 3:20 говорится: «Моя душа хорошо помнит их», указывая на то, что душа может помнить вещи. Из этих стихов становится ясно, что разум как орган познания, рассмотрения и запоминания является частью души.

Воля как часть души

Вторая часть души – это воля. В Иове 7:15 говорится: «Моя душа изберет», а в 6:7 сказано: «Моя душа отказывается». Выбор и отказ — это и решения, и функции воли. Эти отрывки доказывают, что воля должна быть частью души. В Первой Паралипоменон 22:19 говорится: «Теперь настрой сердце твое и душу твою искать Иегову, Бога твоего». Точно так же, как мы настраиваем свой разум на размышления, этот стих говорит, что мы настраиваем свою душу на поиск. Это, конечно, для принятия решения. То, что душа принимает решение, также доказывает, что воля является частью души. В Числах 30:2 говорится: «Когда человек дает обет Иегове или дает клятву связать себя залогом…» Термин связать себя, , который встречается в этой главе одиннадцать раз, буквально означает «связать свою душу». Связать душу — принять решение. Эта глава в Числах посвящена обетам, данным Господу. Поскольку мы должны принять решение связать свою душу обетом Господу, это также доказывает, что воля должна быть частью души. Было бы хорошо, если бы братья и сестры, особенно молодые, запомнили все эти стихи. Они должны взять на себя бремя, чтобы научиться этому.

Эмоции как часть души

Эмоция включает в себя множество вещей, включая любовь, ненависть, радость и горе. Песнь Песней 1:7 и Псалом 42:1 показывают нам, что любить — это функция души. Это доказывает, что в душе есть орган, функция эмоции. Вторая книга Царств 5:8, Псалом 106:18 и Иезекииль 36:5 показывают нам, что ненависть, отвращение и презрение также находятся в душе. Презрение в душе есть ненависть души. Поскольку это эмоции, это также доказывает, что эмоция должна быть частью души.

Радость — важная составляющая эмоций. Исаия 61:10 и Псалом 86:4 говорят нам, что радость в душе. Это еще раз доказывает, что эмоция является частью души. Второзаконие 14:26 и Иеремия 22:27 говорят нам, что душа желает. Согласно лучшим переводам и согласованиям Стронга или Янга, желание в Иеремии 44:14 и расположение их сердца в Иезекииля 24:25 буквально означают вознесение души. Эти стихи говорят нам, что желание эмоции есть нечто в нашей душе. Кроме того, 1 Царств 30:6, Судей 10:16 и Иов 30:25 говорят о горечи, страдании и печали в душе.

Приведенные выше стихи Писания являются основанием для того, чтобы сказать, что в душе есть три части: разум как ведущая часть с волей и эмоциями. Это лучшие стихи, чтобы доказать это, но они не единственные. Если мы изучим все Писание, то трудно найти в душе что-то иное, кроме этих трех частей. Эти три части заключают в себе все функции души.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ДУХ, ИМЕЮЩИЙ ТРИ ЧАСТИ ИЛИ ФУНКЦИИ

Теперь мы подошли к нашему человеческому духу. У Бога три лица, у человека три части, у души также три внутренние части. Кроме того, дух состоит из трех частей или функций. Согласно Писанию, скиния и храм состояли из трех частей. В здании Бога тройка является базовой фигурой. В Ноевом ковчеге было три этажа, а в скинии много троек. Ширина стоячей доски, например, была полтора локтя; две доски в паре составляли целое измерение в три локтя. Это доказывает, что мы никогда не сможем быть независимыми. Нам всегда нужна вторая половина, как Господь Иисус посылал Своих учеников по двое. Сами по себе мы полтора, но два вместе составляют три локтя, единое целое. Из этого мы можем видеть, что число три является целой единицей в Божьем здании.

Три функции духа — это совесть, общение и интуиция. Легко понять, какова функция совести, которая состоит в том, чтобы знать, что хорошо, а что нет, и осуждать или оправдывать перед Богом. Также легко узнать, что такое общение, которое для нас заключается в общении с Богом, в контакте с Богом. В нашем духе есть функция или часть как орган, который у нас есть для того, чтобы мы могли общаться с Богом, общаться с Богом и соприкасаться с Богом, или, проще говоря, соприкасаться с Богом. Однако не так просто узнать, что такое интуиция. Это прямое чувство или непосредственное знание. В нашем духе есть такая часть, которая часто имеет прямое значение, независимо от причины, обстоятельств, фона или окружения. Мы называем этот орган или эту функцию созерцанием духа с непосредственным чувством и непосредственным знанием от Бога.

( Работа с нашими внутренними частями для роста в жизни , Глава 3, Уитнесс Ли)

Чувства души: раскрытие сообщений

Я очень хорошо беспокоюсь.

Чувства иногда могут взять верх над нами, не так ли? Сегодняшний пост продолжает наш взгляд на чувства как на посланников.

Когда я нахожусь под давлением, мне легко вернуться к привычному образу жизни, который составляет мою плоть. Проблемы вызывают естественную тревогу по умолчанию. Я тренируюсь всю жизнь, и мои мышцы беспокойства сильны. На самом деле, я, вероятно, могу переволновать многих людей, но я не хвастаюсь этим. Это не то, чем я горжусь.

Чувства несут всевозможные сообщения.

Много лет назад мой муж подал заявление на должность министра в одной организации. Он узнал о работе через неделю после того, как наша дочь уехала в колледж, и я боролась с идеей уехать далеко. Мысль о том, чтобы снова переехать, заставила меня закружиться.

Мы пошли на собеседование, и казалось, что Бог открывает нам вакансию. Это была работа мечты, которая была бы благословением для нас обоих, но в моей душе — сердце, разуме и теле — бушевала тревога.

Внутренняя битва шла туда-сюда, заставляя мои чувства ездить более безумно, чем на американских горках. После военной карьеры мои эмоции просто отказывались сотрудничать. В день нашего интервью мы зашли в церковь помолиться. Я отдал свои чувства, груз неуверенности и беспокойства Богу и взял на себя обязательство идти туда, куда Он пошлет нас, даже если это будет означать еще один переход для нашей семьи.

Как оказалось, вакансию нам не предложили. Я чувствовал себя , как будто это была моя вина. я чувствовал что Бог испытал мою веру и я потерпел неудачу. Я обвиняла себя в том, что украла у мужа работу его мечты.

Чувства стали мыслями. Снова и снова они прокручивались в моей голове, и я начал верить в то, что казалось правдой. Я верил, что ложь, на которой настаивали мои чувства, была правдой.

Это все твоя вина.

У вас недостаточно веры, чтобы следовать за Богом.

Ты неудачник.

Это была глубокая душевная борьба.

Бог использовал этот опыт, чтобы показать мне мою потребность в работе с душой. Во всех военных действиях я делала то, что так хорошо делают жены военных, собирала все вместе и продолжала.

Со временем Бог учит меня искать сообщения в своих чувствах. Чувства показывают, во что я верю в данный момент, и многие из этих убеждений связаны с удовлетворением моих потребностей. Я учусь спрашивать себя, во что я сейчас верю . Какие потребности связаны с этими убеждениями?

Убеждения и потребности

  • Чувство: Это все твоя вина
  • Убеждение: Принятие правильных решений и хорошая работа делают меня в порядке
  • Необходимость: Адекватность, ценность и признание
  • Истина: Бог принимает и любит меня, несмотря на то, что я борюсь и совершаю ошибки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *