Когда мы рассуждаем о самооценке личности, возникает вопрос о способах выявления ее реального уровня. Действительно имеет ли смысл говорить о повышении самооценки, если ее уровень у человека уже является нереалистично высоким.
Думаю, каких либо стопроцентных методик не существует, но попытки их создания предпринимались.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Проведение теста
2 Интерпретация результатов
2.1 Высота самооценки (-)
2.2 Уровень притязаний (х)
2.3 Соотношение между параметрами самооценки
Хочу привести одну из самых известных. Это методика исследования самооценки Дембо – Рубинштейн.
Тамара Дембо (1902-1993; родилась в Баку, Россия; работала в Германии, затем в США) – известная исследовательница в области психологии, в свое время предложила использовать эту методику. Сусанна Яковлевна Рубинштейн (1911 – 1990) – советский психолог, модифицировала методику Дембо.
Проведение теста
Дембо Тамара Вульфовна
Методика внешне очень проста. На листе бумаги проводится вертикальная черта, обозначающая одно из свойств, например, счастье. Верхний край соответствует состоянию, где, по вашему мнению находится самый счастливый человек, которого можно представить, а нижнему соответствует состояние самого несчастного человека. То есть внизу находятся отрицательные ценности, которых человек старается избежать, а вверху наоборот положительные, к которым человек стремится.
Человеку нужно обозначить место на этой линии, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню чертой (-). То, каким уровнем развития качества он был бы удовлетворен, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности.
образец теста Дембо-Рубинштейн
Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.
Для удобства на бланке нужно начертить столько линий, сколько качеств вы тестируете (например, 6), при этом высота каждой линии должна быть 100 мм для удобства последующих измерений. Каждый миллиметр шкалы будем считать за 1 балл.
На каждой линии должны быть обозначения верхней и нижней точек (заметными горизонтальными линиями), а также середины шкалы (небольшой точкой). Образец можно увидеть на рисунке.
Тест необходимо выполнить до чтения интерпретации результатов. В противном случае понимание интерпретации повлияет на выполнение теста.
Интерпретация результатов
Интерпретация результатов приведена в ее классическом виде.
Основные параметры самооценки – это ее высота, устойчивость и реалистичность.
После простановки отметок мы получаем: уровень притязаний – от нижней точки шкалы до знака “х”; высоту самооценки – от “о” до знака “-“; и значения расхождений между уровнем притязаний и самооценкой.
Высота самооценки (-)
Рубинштейн Сусанна Яковлевна
Количество баллов примерно от 50 до 75 (“средний” и “высокий” уровень) соответствуют реалистичной или адекватной самооценке. Количество баллов от 75 до 100, как правило, свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на какие-то отклонения в формировании личности. Такой уровень может указывать на искажения в формировании личности – закрытость для нового опыта, нечувствительность к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 50 указывает на заниженную самооценку.
В принципе поставленная человеком оценка должна служить предметом дальнейшего анализа. Почему он сделал отметку именно в этом месте шкалы?
Уровень притязаний (х)
Реалистический уровень притязаний характеризует количество баллов от 60 до 90. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, свидетельствующий о неблагоприятном развитии личности.
В соответствии с классической моделью нормальная актуальная самооценка (-) должна находиться чуть выше середины; идеальный показатель (о) чуть ниже верхнего полюса, а оценка своих возможностей (х) – между этими отметками.
Самооценка считается пониженной, если большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки. В этом случае можно говорить о чрезмерной критичности, или чрезмерной требовательности к себе.
Соотношение между параметрами самооценки
Теперь посмотрим соотношения между всеми значками. Символы “х” должны находиться между символами “о” и “-“. Расстояние между х и о – это интервал недостижимого. Желаемого, но недостижимого. “Х” – это то, что “человек сможет”, а то, что выше нее, – “недоступно”. Ниже “х” вплоть до актуальной самооценки – то, что достижимо. Соотношение между этими двумя интервалами (выше и ниже х) определяет уровень оптимизма испытуемого. Чем больше интервал возможного и меньше – невозможного, тем выше уровень оптимизма.
Высота “кружков” должны стоять немного ниже верхнего полюса. Если “кружок” находится на полюсе, можно предполагать незрелое отношение к ценностям. Зрелый человек не мечтает быть идеальным. Чрезмерно высокая актуальная самооценки служит признаком нереалистичности.
Неравномерные оценки, когда показатели разных шкал серьезно отличаются друг от друга, может говорить об эмоциональной неустойчивости.
“О” – идеальная самооценка, символизирует уровень мечты человека. Обычно все люди испытывают потребность мечтать. Если мечта сбывается, то возникает новая мечта. Мечта, для того чтобы сбыться, должна превратиться в цель. То есть символом “х” мы обозначаем уровень цели или реальных перспектив. По мере достижения цели, место мечты, превратившейся в цель, занимает другая мечта, а “о” по-прежнему стоит выше “х”. Если этого не происходит, мы говорим об “инфляции мечты”.
Методика «самооценка» (дембо-рубинштейн модификация а.
М. Прихожан)
Цель:определение
уровня самооценки и уровня притязаний
Для
диагностики самооценки используется
шкала самооценки личности, разработанная
А.М.Прихожан, на основе известной методики
Дембо – Рубинштейн.
Испытуемому
предлагается бланк методики, содержащий
инструкцию. На бланке изображено семь
линий, высота каждой-100 мм, с указанием
верхней, нижней точек и середины шкалы.
При этом верхняя и нижняя точка отмечаются
заметными черточками, середина — едва
заметной чертой.
Инструкция: «Любой человек оценивает свои способности,
возможности, характер и т. п. Уровень
развития каждого качества, стороны
человеческой личности можно условно
изобразить вертикальной линией, нижняя
точка которой будет символизировать
самое низкое развитие, а верхняя —
наивысшее. Ниже представлено семь таких
линий. Они обозначают: 1)здоровье,
2)умственные способности, 3)характер,
4)авторитет у сверстников, 5) умение
многое делать своими руками, умелые
руки, 6) внешность, 7) уверенность в себе.
На
каждой линии черточкой (-) испытуемые
отмечают, как они оценивают развитие у
себя этого качества, стороны личности
в настоящий момент. После этого крестиком
(х) отмечают, при каком уровне развития
этих качеств, сторон были бы удовлетворены
собой и почувствовали гордость за себя.
1
этап. По каждой из шести шкал, а шкала «здоровье»
является тренировочной, («ум»,
«способности», «характер», «авторитет
у сверстников», «умелые руки», «внешность»,
«уверенность в себе») определяются:
уровень
притязаний в отношении данного качества
— по расстоянию в миллиметрах от нижней
шкалы (0) до знака «х»;
высота
самооценки — от «0» до знака «-»;
величина
расхождения между уровнем притязаний
и самооценкой – разность между
величинами, характеризующими уровень
притязаний и самооценку, или расстояние
от знака «х» до « — »; в тех случаях, когда
уровень притязаний ниже самооценки,
результат выражается отрицательным
числом.
2
этап. Рассчитывается средняя величина каждого
показателя уровня притязаний и самооценки
по всем шести шкалам.
Уровень
притязаний. Норму,
реалистический уровень притязаний,
характеризует результат от 60 до 89 баллов.
Оптимальный – сравнительно высокий
уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий
оптимальное представление о своих
возможностях, что является важным
фактором личностного развития. Результат
от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет
нереалистическое, некритическое
отношение людей к собственным возможностям.
Результат менее 60 баллов свидетельствует
о заниженном уровне притязаний, он –
индикатор неблагоприятного развития
личности.
Высота
самооценки. Количество
баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая»
самооценка) удостоверяют реалистическую
(адекватную) самооценку личности.
Количество баллов от 75 до 100 и выше
свидетельствует о завышенной самооценке
и указывает на определенные отклонения
в формировании личности. Завышенная
самооценка может подтверждать личностную
незрелость, неумение правильно оценить
результаты своей деятельности, сравнивать
себя с другими; такая самооценка может
указывать на существенные искажения в
формировании личности – «закрытости
для опыта», нечувствительности к своим
ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам
окружающих. Количество баллов ниже 45
указывает на заниженную самооценку
(недооценку себя) и свидетельствует о
крайнем неблагополучии в развитии
личности. Эти ученики составляют «группу
риска», их, как правило, мало. За низкой
самооценкой могут скрываться два
совершенно разных психологических
явления: подлинная неуверенность в себе
и «защитная», когда декларирование
(самому себе) собственного неумения,
отсутствия способности и тому подобного
позволяет не прилагать никаких усилий.
Расхождение
между уровнем притязаний и самооценкой.
23
балла и более – резкий разрыв, то есть
конфликт между тем, к чему человек
стремится и каким считает себя.
8
-22 – норма – человек ставит те цели,
которые можно достичь.
1
– 7 или при совпадении – уровень
притязаний не является стимулом для
развития.
Если
уровень притязаний ниже самооценки,
тогда « могу, но не хочу».
Шкала
самооценки
100 100 100
100 100
100 100
0 0
0 0
0 0
0
CrossMark_BW_stacked
%PDF-1.7
%
1 0 объект
>
эндообъект
2 0 объект
>
/Шрифт
>
/ProcSet [/PDF /текст /ImageB]
/XОбъект
>
/ExtGState
>
/Цветовое пространство
>
>>
/Тип /Страница
/Родитель 1 0 Р
/Содержание [20 0 R 21 0 R 22 0 R 23 0 R 24 0 R 25 0 R 26 0 R 27 0 R]
/MediaBox [0 0 544,252 742,677]
/CropBox [0 0 544,252 742,677]
/BleedBox [0 0 544,252 742,677]
>>
эндообъект
5 0 объект
>
>>
эндообъект
6 0 объект
>
эндообъект
28 0 объект
>
ручей
приложение/постскриптум
Библиотека Adobe PDF 9. 90 конечный поток
эндообъект
7 0 объект
>
эндообъект
290 объект
>
ручей
hn0@{i`viDFUsتDJo+/8SZB
lPh*U9Xx
dQmiU&A
OIX:/snsQhZGrͩnl#xl/`. 3!I3/L|L9J8’v
UzC@E֘b\UH
v ÞXG /BH:PrDKIya4vM4HµKmh}YdwY(~z6ςɌτY*X`턁\ILmWW4}r`zt#KRCb Q5J2㚕DdX»M]I)C/i
/&Ym’2BF!#係L~慝+;B`
АКТУАЛЬНОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ВОСПИТАНИЕМ | Ковалевская
АКТУАЛЬНОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ВОСПИТАНИЕМ
Ковалевская Екатерина, Колбасова Ирина, Карпенко Елена
Реферат
В современной России происходит трансформация системы образования. Происходит переход на гибкую систему обучения, адаптированную к образовательным потребностям каждого человека любой возрастной, культурной, языковой принадлежности. Все большее значение приобретают практические учебные дисциплины. Учебные дисциплины, формирующие универсальные компетенции, переводятся в онлайн-обучение. Физкультура – это такие дисциплины. Все теоретические занятия переведены в онлайн, а доля занятий в зале сведена к минимуму. Целью данного пилотного исследования является выявление актуального психического состояния студентов в спортивном зале в условиях использования игровых и соревновательных методов. Кроме того, важной задачей является сравнение самочувствия, активности и настроения студентов, занимающихся физической культурой в тренажерном зале и онлайн. Адаптированный вариант методики Дембо-Рубинштейна применялся для диагностики таких показателей текущего психического состояния, как самочувствие, активность и настроение. Динамика этих показателей в условиях занятий в тренажерном зале игровыми и соревновательными методами изучалась с помощью формирующего эксперимента. Установлено, что реальные занятия в спортивном зале положительно сказываются на актуальном психическом состоянии студентов. У большинства студентов улучшилось самочувствие, настроение, повысилась активность. При этом занятия игровым методом, в отличие от занятий соревновательным методом, гораздо более эффективны для активизации учащихся и улучшения их настроения. Сравнение показателей фактического психического состояния студентов на реальных занятиях в тренажерном зале и онлайн показало, что занятия в тренажерном зале способны более эффективно влиять на настроение и активность студентов.
Ключевые слова
деятельность; занятия в тренажерном зале; текущее психическое состояние; интерактивные методы обучения; настроение; онлайн-обучение; благополучие
Полный текст:
PDF
Ссылки
Борковиц, М. (2013). Счастье на уроках физкультуры. Журнал новой физиотерапии, 3(3), 1-4.
Черкашин И.А., Платонов Д.Н., Мигалкин А.Г. (2015). Изучение индивидуально-типологических свойств высшей нервной деятельности и сенсомоторных функций студентов, занимающихся тайским боксом. Успехи современного естествознания, 9(3), 576-578.
Дирлевангер М., Ди Ветта В., Джусти В., Шнайтер П., Жекье Э. и Таппи Л. (1999). Влияние умеренной физической активности на концентрацию лептина в плазме у людей. Европейский журнал прикладной физиологии, 79 (4). 331–335.
Деркач А. А. (2012). Методологические составляющие состояния психической готовности к деятельности. Акмеология, 3(43), 10-19.