Критика деструктивная и конструктивная — Психологос
01 октября 2022 г., 21:34
Фильм «Ликвидация»
Деструктивная критика — высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Деструктивная критика разбивает ваши тезисы и аргументы, показывает ваши недостатки и слабости, обнаруживает ваши ошибки и недочеты.
Разрушительность такой критики — в том, что она затрудняет человеку возможность «сохранить лицо», отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, снижает у него веру в себя. Деструктивная критика почти всегда безполезна и как правило вредна.
Исключение: если критикуемый эмоционально неуязвим и конструктив легко придумает сам, то критические замечания даже деструктивного плана все равно будут полезны. «Вы критикуйте свободно, я за вас все додумаю и сделаю конструктивным и осмысленным!»
Конструктивная критика — критика, в которой говорится не что плохо, а что и как сделать лучше.
Конструктивность критики — необходимый элемент психологической грамотности. Смотри Грамотная критика.
Конструктивная критика всегда эффективнее деструктивной, но делать ее такой трудно.
Сказать детям: «Драться нельзя! Нельзя давать сдачи!» — несложно, а если в ответ умный ребенок спросит: «А как правильно? Как поступать, когда тебя бьют? Когда отнимают у тебя твои игрушки, а пожаловаться некому?»
Если не знаете, как критиковать конструктивно — как правило, лучше не критиковать. На крайний случай можно пресечь недопустимое, но без критических стрел и обвинений.
Курс Н.И. КОЗЛОВА
«ЭФФЕКТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ»В курсе 6 видеоуроков. Посмотреть >>
- Виды критики
- Курс — Эффективное влияние
Комментарии (1):
Гость, 17 февраля 2022 г., 21:52
Из-за постоянной деструктивной критики о моей работе, а так же в отношениях и дружбе, сотрудничество, отношения с мужчинами и женская дружба с моей стороны, была целиком и полностью прекращена. Так происходит уже 9 лет, если сложить всё воедино. Будет-ли всё возобновлено? Не уверена. Больше не хочется!
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Грамотная критика
Критиковать надо не тогда и не так, когда и как рвется с души, а чтобы получить нужный результат.Чтобы критика была услышана и дала нужный эффект, ее композицию (формулу) нужно построить оптимальным образом
0Подробнее
31 дек. 2005 г.
Критика
Критика — указание на недостатки в том, что было сделано. В более широком понимании критикой (от фр. critique из др.-греч. κριτική τέχνη «искусство разбирать, суждение») называют широкую область, включающую выявление противоречий, выявление ошибок и их разбор, отрицательное суждение о чём-либо (в искусстве, общественной жизни и т. д.), указание недостатков, исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо (например, критика текста, критика исторических источников), а также отзыв, обсуждение чего-либо с целью выразить свою точку зрения.
1Подробнее
01 янв. 2013 г.
Критика Плюс-помощь-плюс
Самая простая и эффективная формула грамотной критики имеет следующий вид: ПЛЮС — ПОМОЩЬ — ПЛЮС. Пункт раз: Плюс, «Что хорошо». Начинать практически всегда имеет смысла с какого-то позитива, что обеспечит контакт с человеком, создаст ему запас ресурсного состояния и предупредит его, такой возможный, уход в защиту. Пункт два: Помощь, а точнее, «Как можно сделать это лучше». Тут лучше говорить не что плохо, не что нужно исправлять, а что можно сделать лучше, что можно изменить или добавить.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Подготовленная разборка
Подготовленная разборка — трудная обязанность старшего по отношению к младшим, руководителя — к сотрудникам. Если сотрудник допустил серьезный и (похоже) не случайный прокол, не понимая что он делает, здесь нужна — разборка. Но хорошая разборка — это подготовленная разборка, обеспечивающая контакт и понимание между вами. Подготовленная разборка — это подробный анализ происшедшего, «работа над ошибками», когда одновременно идет и критика (конструктивная), и обучение, и воспитание.
0Подробнее
01 янв. 2010 г.
Реакция на ошибки
Ошибки допускают окружающие, ошибки допускаем и мы сами. Тот, кто грамотно реагирует на ошибки свои, обычно более грамотно реагирует и на ошибки окружающих. Не так важно, с какого конца начинать учиться — важно, чтобы на любые ошибки, и свои и чужие, мы реагировали грамотно, то есть эффективно для дела и экологично для человека.
0Подробнее
24 февр. 2017 г.
Руководство по правильной критике
То, что у нас называется критикой и приправляется всеми этими видами соусов, на самом деле даже близко ею не является. К сожалению, критиковать нас всех не учат — ни в школах, ни вообще где-либо (разве что, в литературном вузе). Зато нас всех учат жёстко и даже агрессивно относиться к себе и другим. Поэтому под видом критики множество хороших людей пытается пропихнуть друг другу агрессию, обиды, претензии, дискомфорт, непрошеные советы, картинку, корзинку, картонку и маленькую собачонку. Чем часто делает друг другу незаслуженно больно. А настоящей критики, которая бы стимулировала развиваться – и которая действительно очень нужна! — в итоге очень-очень мало. Буквально с фонарями и лопатой надо искать, и то сомнительно, что найдётся.
2Подробнее
Содержание
- Работа над собой
- Воспитание детей
- Любовь, муж-жена
- Жизнь, деятельность
- Психика и здоровье
- Общение и влияние
- Личность, общество
- Психология для профи
Новые статьи:
- Железная леди Маргарет Тэтчер
- Профнабор интересной статусной девушки
- Формат, обязательный для маленьких детей
- Уважение начинается с вежливости
- Кружки и развивающие занятия – как часто?
Популярные статьи:
- Знакомство с Дистанцией 2
- Знакомство с Дистанцией
- Убираю нетки: отчеты
- Ложусь вовремя. Отчеты
- Дистанция для членов Клуба
Хиты недели:
- Знакомство с Дистанцией 2
- Знакомство с Дистанцией
- Читаем стихи, тренируем интонации
- Максимум жизни 1
- Убираю нетки: отчеты
Разница между Конструктивной и Деструктивной критикой
Основное различие между Конструктивной и Деструктивной критикой заключается в том, как они преподносятся. Конструктивная критика — это критика направленная на сострадание и помощь, тогда как Деструктивная критика — это критика, направленная на причинение вреда или оскорбления кого-либо.
Существует два основных типа критики: конструктивная и деструктивная. Понимание различий между Конструктивной и Деструктивной критикой может помочь вам справиться с любой критикой, которой вы подвергаетесь.
Содержание
- Обзор и основные отличия
- Что такое Конструктивная критика
- Что такое Деструктивная критика
- В чем разница между Конструктивной и Деструктивной критикой
- Заключение
Что такое Конструктивная критика
Конструктивная критика является полезным способом дать обратную связь, которая включает в себя конкретные, действенные предложения. Эти критические замечания, как правило, являются предложениями по улучшению и указывают, как можно сделать лучше. Что еще более важно, конструктивная критика может включать как положительные, так и отрицательные комментарии. Их наиболее примечательной особенностью является то, что они предлагаются в дружественной и полезной манере, а не в оппозиционной.
Конструктивная критикаКроме того, этот тип критики фокусируется на отдельной проблеме или наборе проблем, а не на предоставлении общего отзыва о предмете или организации в целом. В целом, конструктивная критика ясна, конкретна и действенна. В командной или совместной работе конструктивная критика является ценным инструментом для повышения и поддержания стандартов эффективности.
Например, если вы критикуете статью или эссе, вы прокомментируете сильные и слабые стороны писателя и мотивируете писателя улучшать свое письмо и двигаться вперед. Перед лицом такого рода конструктивной критики, автор в идеале поблагодарил бы критика и начал бы делать улучшения.
Что такое Деструктивная критика
Деструктивная критика — это критика, направленная на то, чтобы причинить кому-либо вред или оскорбить и разрушить чье-то творчество, престиж, репутацию и чувство собственного достоинства.
Деструктивная критикаЭтот тип критики также может быть злонамеренным, обидным и может привести к депрессии, гневу и даже агрессии.
Особенности деструктивной критики
- Намеревается обидеть и смутить
- Она расплывчатая и неспецифичная
- Ощущается как личная атака (например, критикует создателя произведения, а не саму работу)
Короче говоря, деструктивная критика разрушительна и причиняет вред. Этот тип критики, обычно исходит из позиции невежества. Главная цель критики — смутить или задеть создателя. Поэтому не будет никаких предложений или советов по улучшению работы. Кроме того, если вы получаете деструктивную критику от кого-то, убедитесь, что вы сохраняете спокойствие и не сердитесь, и не причиняете никому боль. Лучший способ справиться с этим — просто игнорировать этот тип критики.
Разница между Конструктивной и Деструктивной критикой
Конструктивная критика — это критика направленная на сострадание и помощь, в то время как деструктивная критика — это критика, направленная на причинение вреда или оскорбления кого-либо.
Основная цель конструктивной критики — помочь человеку улучшить его работу, тогда как как основная цель деструктивной критики — обидеть и смутить создателя.
Конструктивная критика фокусируется на недостатках работы или сильных и слабых сторонах создателя, в то время как деструктивная критика фокусируется на создателе работы.
В то время как конструктивная критика предлагает предложения и советы по улучшению, деструктивная критика не предлагает никакой помощи.
Более того, конструктивная критика является конкретной, четкой и действенной, в то время как деструктивная критика является расплывчатой и неспецифичной.
Люди, которые производят конструктивную критику, являются экспертами в этой области, тогда как те, кто производит деструктивную критику, являются не очень хорошо осведомленными в этой области.
Когда вы получаете конструктивную критику, вы должны поблагодарить критика и попытаться улучшить свою работу с его или её предложениями. Однако, вы не должны воспринимать деструктивную критику лично и позволять ей расстраивать вас — старайтесь игнорировать ее, не сердиться и не обижаться на эту критику.
Заключение — Конструктивная против Деструктивной критики
В заключение, основное различие между Конструктивной и Деструктивной критикой заключается в том, как они преподносятся. Конструктивная критика является конкретной, четкой и действенной, в то время как Деструктивная критика является расплывчатой и неспецифичной. Более того, конструктивная критика предлагает предложения и советы по улучшению, а деструктивная критика — нет.
Разрушительный Против. Конструктивная критика: научитесь видеть разницу
Умение принимать критику, возможно, не входит в ваш список желаний, но с точки зрения психологии ее, вероятно, следует признать продвинутой формой искусства, на освоение которой уходят годы. Потому что это тяжело. Когда мы слышим критику от других, в зависимости от нашей самооценки и характера комментария, мы можем уйти в себя, став своими собственными, даже более резкими, критиками. В равной степени вредно то, что мы также можем затаить обиду на тех, кто указал на наши недостатки, независимо от того, действительны они или нет.
Но не всякая критика создается одинаково: психологи признают как конструктивную, так и деструктивную критику двумя различными формами вербальной обратной связи. Хотя и то, и другое может выявить наши недостатки, конструктивная критика может способствовать более позитивному мышлению роста. Деструктивная критика, с другой стороны, может быть эмоционально разрушительной, но ее нельзя избежать на 100%. Самое главное, является ли критика, которую мы даем или получаем, конструктивной или деструктивной, наша способность практиковать самопринятие определяет наши отношения с критикой.
Взгляните на источник критикиКритика заставляет нас пересмотреть хотя бы некоторые аспекты самих себя, то, что мы могли упустить из виду, и дает возможность для саморазвития. По сути, это означает, что мы должны быть в состоянии проверять себя на наличие ошибок, не слишком сомневаясь в себе в процессе. Имея это в виду, никто не может полностью избежать критики, и страх перед ней может начать разъедать вашу самооценку и даже может привести к психическим заболеваниям или другим проблемам.
Возможно, вы слышали старую поговорку: «Учитывай источник»; критика ничем не отличается. Критика может принимать разные формы и может исходить от семьи, друзей, партнеров, наших детей, коллег, начальников и соседей. Способность отличить конструктивную критику от деструктивной может начаться с:
- Самостоятельная проверка перед ответом: Если вы автоматически реагируете в обороне, вы не сможете определить, был ли комментарий деструктивным. или конструктивной критики. На самом деле, согласно исследованиям, вы можете даже не полностью усвоить то, что они сказали, если в ответ отключитесь.
- Оценка эмоционального состояния человека, высказывающего критику: Те, кто чувствует гнев, неуверенность или ревность, скорее всего, начнут деструктивную критику в адрес других, пытаясь удовлетворить собственное угрюмое настроение. Если вы получаете деструктивную критику, проверьте, злится ли человек, беспокоится или испытывает стресс из-за не относящейся к делу ситуации или предмета. Но если то, что они говорят, дружелюбно, нейтрально и указывает на проблему (или, что еще лучше, предлагает решение, которое вы, возможно, упустили из виду), поблагодарите их за то, что они поделились своим мнением. И если это необходимо, дайте им знать, что вы учтете их комментарии — отличный пример — руководитель работ, который предлагает конструктивную критику, связанную с вашей работой.
- Учитывая, говорят ли они конструктивно или деструктивно: Предлагает ли их комментарий вам способ улучшить проблему, на которую они указали? Предлагают ли они вам помощь в решении выявленной ими проблемы? Или они говорят об абсолютной неудаче или неправильности, неоднократно указывая на вашу ошибку и оскорбляя вас?
Это может произойти только тогда, когда у нас есть сильное, но гибкое чувство собственного достоинства, которое позволяет нам слушать, не отступая мысленно, или возводить эмоциональные стены, чтобы избежать столкновения с трудными мыслями.
Саморазвитие — это процесс, очень похожий на садоводство; отпустите ситуацию на месяц, и вы обнаружите, что то, что когда-то было управляемым, быстро вышло из-под контроля. Правда, скорее всего, в том, что никто на самом деле не любит непрошеную критику, если только он не чувствует себя достаточно хорошо, чтобы выдержать критику. Не чувствуйте себя неполноценным, если вы работаете над принятием себя: это процесс на всю жизнь для всех.
Попробуйте:
- Устраните негативное влияние в своей жизни: Некоторые люди не просто критичны, они ядовиты. Независимо от того, хотят ли они этого или просто не уверены в себе, самопринятия будет трудно достичь, когда вас тянет вниз ядовитая социальная сеть.
- Практика повторных утверждений: Этот тип положительного подкрепления означает, что когда вы сталкиваетесь с конструктивной критикой, вы можете сказать себе: «Я могу использовать эту обратную связь, чтобы стать лучше». Когда кто-то предлагает вам деструктивную критику, вы можете напомнить себе: «Мои недостатки не определяют меня».
- Используйте терапию замещения мыслей, чтобы направить себя в нужное русло: Если вы обнаружите, что критика имеет тенденцию вызывать у вас глубоко критические, резкие или даже вредные мысли по отношению к себе, ваш мысленный «тревожный звоночек» должен звенеть. Что бы вы ни думали о себе в негативном состоянии ума, оно не сбалансировано. Хотя может быть трудно увести себя от ментальной ямы, начните с малого. Замена этих мыслей может заключаться в том, чтобы просто замечать их, напоминая себе, что критику можно использовать и предлагать конструктивно — возможно, вы слишком остро реагируете.
Когда роли поменялись местами, может быть одинаково сложно честно исследовать, как вы относитесь к критике. Точно так же, как вы можете получать критику из множества источников, вы, вероятно, берете на себя столь же разнообразный набор титулов в жизни других: партнер, родитель, ребенок, брат или сестра, коллега, член сообщества (или даже лидер). В каждой из этих ролей, которую вы играете, критика, которую вы предлагаете, вероятно, влияет на тех, на кого она направлена, больше, чем вы думаете. И вы можете помочь сделать так, чтобы влияние было максимально положительным.
Предлагая критику, оставайтесь:
- Помните о своем эмоциональном состоянии. Если вы чем-то расстроены (даже если это связано с чем-то), попробуйте проверить свой темперамент или тон. Вы почувствуете себя лучше, если ваша критика предложит решение другой стороне.
- Осознаете, с какой целью вы делитесь критикой: Надеетесь ли вы помочь другому человеку что-то улучшить или заметить, как его действия или выбор могут неосознанно влиять на других? Имея в виду позитивную цель, вы с меньшей вероятностью начнете набрасываться на них с деструктивной критикой.
- Зная о ваших отношениях с человеком, которого вы критикуете: Хорошо это или плохо, мы вряд ли будем критиковать нашего начальника так, как мы могли бы критиковать нашего партнера. Но пример показывает, что наши отношения с человеком, на которого мы направляем критику, почти всегда вступают в игру. Быть эмоционально ближе к кому-то не должно быть возможностью сбить его с ног. Члены семьи, партнеры и близкие друзья часто являются людьми, с которыми мы разговариваем наиболее резко, но мы не можем ожидать от них конструктивной критики, если сами ее не высказываем.
Критика бывает двух основных форм — деструктивная и конструктивная критика. Мы не всегда можем определить характер получаемой нами критики, но наша реакция на нее полностью зависит от нас. Самопринятие, которое приходит со временем и усилиями, облегчает этот процесс. Мы даже можем помочь себе, поддерживая отношения, которые предлагают нам конструктивную критику: научившись сами предлагать этот тип обратной связи.
Конструктивная критика против деструктивной критики на рабочем месте
В чем разница между конструктивной критикой и деструктивной критикой?
Теоретически почти все понимают, что конструктивная критика позволяет вам давать обратную связь, сохраняя при этом гармонию на рабочем месте. Но вряд ли кто-то знает, как измерить конструктивность или деструктивность той или иной критики.
В конце концов , во многих ситуациях трудно отличить конструктивную критику от деструктивной . В игре слишком много переменных, которые делают любую попытку выяснить, будет ли какая-то критика воспринята положительно или отрицательно, бесполезной.
В этой статье:
- Понимание конструктивной критики и деструктивной критики
- Не ищите не там, где нужно
- Играйте осторожно, пока вы не сможете больше
- Помните о прошлом опыте сотрудника конструктивной критики (или превращения деструктивной критики в конструктивную)
Понимание конструктивной и деструктивной критики
Очень важно сначала понять, что делают два типа критики, прежде чем двигаться дальше.
Как следует из названий:
- Конструктивная критика «добавляет» продуктивности. Воспринимается положительно. Призывает людей работать лучше. Он не просто указывает на ошибку — он позволяет тому, кто виноват, учиться на своих ошибках и расти.
- Деструктивная критика не увеличивает, а снижает производительность. Нагло указывать на ошибки сотрудников перед всем офисом — это самый быстрый способ снизить боевой дух и уверенность сотрудников , что, в свою очередь, делает их еще более склонными к ошибкам.
Излишне упоминать, что деструктивная критика — это нисходящая спираль . Только ухудшает ситуацию. По-видимому, единственный способ поддерживать рабочее место, построенное на деструктивной критике, — это постоянно увеличивать ее количество, пока работники не почувствуют себя подавленными и недоверчивыми.
Два типа критики
Все, что этим достигается, — это хмурый взгляд сотрудника за спиной и, возможно, также быстрый уход с рабочего места при появлении лучших возможностей.
Вы этого не хотите. Это никогда не решение .
Вот несколько примеров конструктивной и деструктивной критики:
- Конструктив: Возможно, мы сможем улучшить этот прототип, если поразмыслим над этим, что вы думаете?
- Разрушительный: Мне это не нравится. Займитесь чем-нибудь другим и потратьте больше времени на дизайн.
- Конструктивный: Я впечатлен результатами, которых вы добились. Однако в одном случае я считаю, что путь X принесет нам больше пользы, чем путь Y.
- Разрушительный: Почему вы делаете это путем X? Y было бы намного лучше.
Вы заметили, что конструктивная критика не обязательно должна структурно отличаться от деструктивной. Суть та же. Основная идея та же. Он просто представлен другим ингредиентом — эмпатией. Иногда, с небольшим поощрением вместо этого сделать лучше.
Не ищите не там, где нужно
Скорее всего, вы будете близоруки, когда поймете, в чем корень разницы между конструктивной и деструктивной критикой.
Например, по большей части мы считаем, что сама критика или то, как она преподносится, решает, будет ли она воспринята положительно или отрицательно. Хотя в какой-то степени это действительно так, это не полная картина.
Здесь действует большой скрытый фактор. А это сам работник. Если быть точнее, то это сочетание настроения и предыстории того, кто подвергается критике.
Одна и та же критика может быть по-разному воспринята людьми из разных слоев общества или занимающими разное положение. В то же время один и тот же человек в разном настроении может воспринимать его по-разному.
Прочитайте номер, так сказать, прежде чем критиковать кого-то или его работу.
Играйте осторожно, пока не сможете больше
Лучший способ дать отзыв или критику, особенно в деликатных ситуациях (например, сообщить начальству о каком-то давнем препятствии продуктивности), — это не рисковать.
Скрыть критический характер критики.
Вместо того, чтобы сказать: «Политика X наносит ущерб моральному духу», перефразируйте это так: «Я считаю, что мы работали бы более эффективно, если бы Y имело место», что означает, что X не имеет места. Это заставляет людей, занимающих более влиятельные должности, торжественно рассматривать альтернативу.
Обратная связь важна. Играть безопасно!
С другой стороны, небрежно высказывать негативную критику своим подчиненным или тем, кто ниже по иерархии, может быть невероятно легко.
Чаще всего, если вы не формулируете свою критику тщательно, предоставляя отзыв тем, кто работает под вами, она будет воспринята негативно, что сделает ее разрушительной.
Если в прошлом ваши отзывы были восприняты негативно, то это еще одна причина перестраховаться. Деструктивная критика часто интерпретируется как часть токсичного рабочего места.
Действительно, есть сотрудники, которые допускают ошибки даже после получения надлежащих указаний или указаний. Однако деструктивная критика никогда не бывает решением. Только ухудшает ситуацию.
Наступает момент, когда оставаться в безопасности уже невозможно. В этот момент вам следует рассмотреть другие альтернативы для предоставления обратной связи.
Помните о прошлом опыте сотрудника
Является ли сотрудник малоэффективным? Выбирали ли работника для этого в прошлом? Их прошлые трудовые книжки не вдохновляют? Все это может привести к обратному эффекту даже от самой тонкой положительной обратной связи.
Не нужно много времени, чтобы позитивное поощрение превратилось в негативную критику, если в прошлом человека выбирали за аналогичные ошибки или низкую производительность.
Даже незначительное осознание недостатка или проблемы самым положительным и радостным образом может привести к несчастью, поскольку оно может резонировать с прошлым опытом сотрудника.
В этом случае ваша конструктивная критика ничем не отличается от деструктивной критики из прошлого сотрудника.
Этот вид размывает всю дискуссию между конструктивной критикой и деструктивной критикой.
Если вы уверены в подобном прошлом опыте сотрудника, то лучше воздержаться от прямого указания на ошибки. Вместо этого давайте им подсказки, чтобы они могли найти ошибки самостоятельно.
Передовой опыт конструктивной критики (или превращения деструктивной критики в конструктивную)
Чтобы привыкнуть к конструктивной критике, может потребоваться некоторое время.
- Предупреждения: Короткое предупреждение перед критикой позволяет сотрудникам управлять своими ожиданиями до того, как они получат какой-либо отзыв. Это спасает их от любых неожиданностей или потрясений. Если сотрудник усердно работал над проектом и чего-то не хватает, о чем он не знает, то, по их мнению, он проделал потрясающую работу и ожидает благодарности. Внезапная критика может сбить их с толку.
- Превратите критику в вопрос: Задавайте не саму критику, а вопрос. Например, если кто-то выдал ошибку, спросите, проверял ли он ее или просто как все прошло. Если они скажут, что все прошло хорошо, попросите их проверить еще раз. Если сотрудник найдет ошибку таким образом, то он будет более осторожен и в будущем. Лучше всего работает с пропущенными сроками или забытыми задачами — как продвигается отчет? Я не проверял, а вы отправили?
- Сначала расскажите о похожих ошибках: Иногда также полезно вести с похожей ошибкой — возможно, той, которую вы сделали сами или кто-то другой, независимо от того, когда. «Когда я делал это в прошлом месяце, я забыл указать номер счета в новой партии счетов». Это позволяет сотруднику перепроверить информацию в своей голове и самостоятельно выяснить, где он ошибся.
Это лишь некоторые из способов сделать вашу деструктивную критику безобидной обратной связью. Ключом к конструктивной критике по сравнению с деструктивной критикой является, как мы упоминали вначале, эмпатия 9.0083 . Любой тип эмпатического общения может превратить вашу критику из негативной в позитивную или из деструктивной в конструктивную.