Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Детерминация это в психологии: ДЕТЕРМИНАЦИЯ это

Содержание

что это в психологии, виды и формы детерминизма

Главная » Семья » Психология личности

Опубликовано:

Детерминация – это в психологии первопричина, взаимосвязь и взаимовлияние феноменов и процессов. В психологии краткое определение детерминизма простыми словами сводится к наличию причин и влияющих механизмов, которые определяют поведение индивида, а также характер его социальной и психической активности. Подразумевается, что поведенческие модели формируются не случайно, а вследствие определенных причин. Выделяют разновидности детерминизма исходя из характера детерминант – влияющих факторов (например, биологические, культурные).

Определение

Детерминизм в психологии отражает причинно-следственные связи между психическими проявлениями и факторами, которые их провоцируют. Суть детерминизма сводится к обязательному наличию причин для происходящих психических феноменов. Психические явления происходят под влиянием многочисленных факторов – внутренних и внешних. К первой группе относят мотивацию и целеполагание, ко второй – наследственную предрасположенность, влияние социальной среды и накопленного опыта.

Детерминация – это такой подход к рассмотрению психических процессов, который предполагает наличие влияющих факторов, что вызывает необходимость изучения причин поведенческих реакций для понимания сути психических феноменов и явлений. Причинность носит однонаправленный, односторонний и необратимый характер – подразумевается первичность причины и вторичность вытекающего из нее следствия. Причина предшествует следствию, обратное невозможно.

В рамках концепции детерминизма рассматриваются такие категории, как необходимость и случайность. Под необходимостью подразумевается процесс, феномен, явление, которые обязательно происходят при заданных условиях. Причем сущность явления неизменна, но под влиянием обстоятельств, которые складываются вариативно, результат может различаться. Случайность отражает наличие разных форм проявления необходимости, варьирующихся относительно исходного варианта.

Категория действительности понимается как исходные обстоятельства. Категория возможности отражает изменения, которые происходят в период от текущего до будущего положения действительности. Возможность – предпосылки, существующие в настоящем и направленные на изменение действительности. Выделяют абстрактные (теоретические, ничем не обоснованные) и реальные возможности.

Детерминизм в психологии – подход к изучению психической деятельности человека с целью выявления принципов и механизмов психических реакций. Основные задачи такого подхода – выявление закономерностей в поведении человека, понимание психических процессов, которые определяют активность индивида. Например, формирование поведенческих моделей ребенка происходит с раннего детства под влиянием воспитания, окружающей среды, культуры.

На становление характера и темперамента влияют физиологические процессы, направленные на естественное созревание в рамках физического и психического развития. Общение, поддержание диалога со взрослыми является стимулом развития ребенка. Детерминация поведения индивида рассматривается с точки зрения рефлекторных и произвольных реакций. В первом случае подразумевается непреднамеренное, непроизвольное реагирование на внешние стимулы как проявление безусловных и условных рефлексов.

Во втором случае предполагается произвольное, волевое, осознанное реагирование на внешние стимулы. Социальная среда корригирует личные намерения индивида, определяет его роль в рамках социума, стимулирует его активность. Внешние стимулы могут выражаться в принуждении, манипуляциях, психологическом давлении и физическом насилии.

Детерминистический подход к изучению психических явлений основан на принципе причинности. Причинность рассматривается как совокупность обстоятельств, которые предшествуют следствию и провоцируют его. Детерминистический подход подразумевает учет влияния разносторонних факторов. Например, системный детерминизм рассматривает зависимость элементов системы от характеристик и свойств целого.

Детерминизм в форме обратной связи предполагает воздействие следствия на причину, которая его спровоцировала. Статистический детерминизм отражает наличие при одинаковых причинах разных эффектов-результатов, которые изменяются в рамках статистической закономерности. Детерминанты – это в психологии первопричины и факторы, обуславливающие процесс. Выделяют детерминанты, определяющие характеристики и уровень развития личности:

  1. Экономический, образовательно-культурный уровень, достигнутый в социуме.
  2. Особенности воспитания и взаимоотношения родителей в семье (например, неполные семьи).
  3. Степень удовлетворения нужд, доля неудовлетворенных потребностей.
  4. Уровень правовой защиты.
  5. Этнические и культурные традиции.

Детерминанта – это такое понятие, которое в психологии отождествляется с первопричинами, в совокупности обуславливающими поведенческие реакции и психические процессы, что отражает влияние сторонних и внутренних механизмов на активность индивида. Поведенческие модели формируются, претерпевая воздействие психосоматических характеристик (генетические особенности, заболевания, психоэмоциональный фон) и микросоциальных факторов – порядок воспитания, взаимоотношения в семье и небольших группах социума (детский сад, круг друзей, школа).

На развитие личности влияют особенности профессиональной деятельности (подверженность стрессам, ненормированный режим и график труда), социально-экономическая ситуация, в том числе такие события, как экономический кризис, военные действия. Субъективные детерминанты, влияющие на формирование поведенческих моделей, включают саморазвитие, самосознание индивида, наличие мотивации, уровень притязаний.

Коэффициент детерминации – доля дисперсии (показатель разброса, отклонения данных) зависимого признака, рассматриваемая под углом влияния, корреляции (взаимная связь) независимых переменных. Простыми словами значение коэффициента детерминации сводится к отражению степени вариации полученного в результате признака под влиянием причинных, факторных признаков.

Селф-детерминизм кратко – это способность индивида определять цели, управлять своими действиями. Понятие селф-детерминизм появилось благодаря Рону Хаббарду и основанному им течению саентологии. Это явление рассматривается в контексте состояния, когда индивид направляет свои действия исходя из поставленной задачи.

Формы

Начальные представления о детерминизме в психологии отражали примитивное понимание психических процессов, это нашло воплощение в представлении психических реакций как ответа на внешние стимулы. В этот период в практику введены понятия аффекта, условных и безусловных рефлексов. Факторы, определяющие поведение индивида, включали желание, удовлетворение, неудовлетворение.

Теория Дарвина положила начало биологическому детерминизму в психологии, это принцип, который позволил выявить взаимообусловленность сознательно-волевой сферы и физических характеристик. Психика стала рассматриваться как функция, необходимая для выживания человека. Биологическая форма предусматривает отсылку к функциям мозга, генетическим и физиологическим взаимосвязанным и взаимообуславливающим факторам (коррелятам).

Изначально считалось, что психическая деятельность индивида основана на ощущениях и представлениях. В XIX веке описаны психические процессы, не подвластные естественным физиологическим реакциям. В их числе апперцепция (восприятие предметов внешнего мира в тесной взаимосвязи друг с другом), волевое усилие, личностный выбор. В конце XX века появляется понятие функционального и системного видов детерминизма.

В первом случае речь идет о толковании психических феноменов с точки зрения их функций и вовлечения адаптивных механизмов. Во втором случае психические феномены рассматриваются в рамках взаимосвязи с общей системой. Выделяют статистическую и вероятностную формы детерминизма, когда прогнозируются поведенческие реакции индивида. Лингвистическая форма предполагает рассмотрение процессов восприятия и мышления представителей разных культур с учетом взаимосвязи с языковыми особенностями группы.

Психологический детерминизм проявляется под влиянием внешних и внутренних стимулов, что обуславливает появление форм – внешнего и внутреннего детерминизма. В первом случае рассматриваются поведенческие и физиологические реакции индивида, возникающие на внешние стимулы. Во втором случае предполагается влияние на активность индивида внутренних детерминант – поставленной цели, мотива, смысла деятельности.

Форма, затрагивающая пограничные аспекты между внешним и внутренним детерминизмом, рассматривается в рамках глубинной психологии (ряд направлений в психологии, ориентированных на наблюдение бессознательных психических реакций). Согласно концепции пограничной формы, внимание акцентируется на бессознательных реакциях, которые преподносятся как основные регуляторы поведения человека. В теории генетической детерминации поведение индивида обусловлено влиянием наследственных факторов.

Концепция культурной формы раскрывает влияние окружающей действительности, внешней среды на поведенческую и социальную активность личности. Явление рассматривается в рамках культурно-исторического течения в психологии. Культурная форма детерминизма – основополагающее звено передачи культурного опыта.

В психотерапевтической практике применяются принципы причинного детерминизма, когда устанавливается связь между психическими расстройствами и влияющими факторами далекого прошлого, например, психотравмирующими ситуациями из раннего детства. В данном случае применяются методы психоанализа.

Детерминация в психологии отражает подход к изучению поведенческих моделей человека в тесной взаимосвязи с причинами и факторами, определяющими психические реакции.

0 1 453 просмотров

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Категория «Детерминация» в психологии личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

В. В. Казаневская

доктор философских наук, профессор г. Томск

КАТЕГОРИЯ «ДЕТЕРМИНАЦИЯ» В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

Исследование категории «детерминация» в общенаучном и философском аспекте (как причинной связи), концепция механического детерминизма Лапласа в социальном аспекте (выделение причинных целей) преследовало основную цель — выделение из кажущегося хаоса исторических событий причинно-следственных цепей. В современной западной социологии одно из ведущих мест занимают концепции «технологического детерминизма», представляющие прогресс человечества результатом бурного развития науки и техники.

Недостаточность подобных обобщенных и потому упрощенных представлений о детерминации в ходе научных исследований обнаружилась довольно рано. Философ-позитивист Д. С. Милль (1806-1873) высказал мысль о многофакторном характере детерминации.

Минуя многие опосредования в развитии этой мысли, можно сразу перейти к предположению о том, что в процессе исследования детерминации первоначальные представления о причинно-следственной связи были представлениями о линейной причинно-следственной связи; и лишь по мере развития этих исследований возникла мысль о возможности структурированных связей, о структурном характере этих связей. Собственно говоря, такой ход мысли присущ любому исследованию, когда от представления о линейных связях переходят к изучению более сложно организованных связей, то есть к изучению структурированных связей.

Значительное место в развитии представлений о структурированных связях занимают так называемые системные представления. Системные представления, как правило, основываются на определенной системе понятий, предполагающей определенные связи. Системные представления на начальном этапе развития назывались системным подходом, суть которого состоит в том, что изучаемый объект рассматривается как система. Очевидно при этом, что дело сводится к тому, что понимается под системой, и это — совсем не простой вопрос. Дело в том, что системный подход по мере своего развития в различных отраслях знания превратился в обширную сферу с десятками отдельных теорий, отдельных фундаментальных принципов, проявленных в самых разных отраслях знания, отдельных весьма популярных понятий, «вхожих» в различные отрасли знания и т. д. Поэтому в настоящее время под системным подходом могут пониматься любые из существующих системных понятий, или принципов, или теорий, а их выбор окажет детерминирующее влияние на исследуемый объект.

В данной статье в качестве ее системной основы будет применена не категориальная общая теория систем [1], а психологическая теория, в понятиях которой обсуждается проблема психической детерминации — это интегральная теоретическая психология личности [2].

Если несколько продолжить логику развития представлений о структурности связей внешнего мира, то мы приходим к предположению о том, что разным объектам присущи

и разные структуры связей и разные элементы, которые соединяют эти связи. Очевидно, что здесь и начинается детерминация объектов, то есть общие контуры детерминации объекта зависят от выбора теории для его описания, если теория есть, или от разработки соответствующей теории, если теория еще не разработана. В качестве такой общей психологической теории, как сказано выше, в данной статье принята интегральная теоретическая психология личности.

Таким образом, детерминация любого объекта может быть рассмотрена на его различных уровнях и в более или менее обобщенном виде. Под детерминацией объекта может подразумеваться причинность как таковая, или общие методологические принципы, или, наконец, та или иная теория. Как известно, детерминация личностной проблемы в условиях изобилия психологических теорий личности может опираться на любую из них, и тогда в каждом случае будет получена своя картина.

В данной статье речь идет о внутрипсихической детерминации личности, представления о которой развиваются в составе интегральной психологии личности.

Согласно положений интегральной психологии личности, психика человека может быть представлена двумя составляющими — объективной и субъективной. Обе составляющие имеют детерминирующую функцию, но в них различно выглядят процессы детерминации. В данной статье обсуждается проблема психической детерминации в ее субъективном аспекте. понятие детерминации имеет важное значение для психологии индивидуальности, для дифференциальной психологии, для психологии субъекта. Общее утверждение, которое мы выдвигаем с самого начала обсуждения: различие людей состоит, прежде всего, в их различной детерминации. Теоретическая идея данной статьи в том, что принцип детерминизма должен занять свое место в изучении психологии личности. В статье обсуждается вопрос о том, в чем заключается эта роль, в каких понятиях она выражается, в решении каких задач она найдет свое конструктивное применение и т. д.

Понятие детерминации можно встретить в различных областях знания. Не претендуя на полное освещение данного вопроса, остановимся на сфере социологии, так как наиболее близкими к теме данной статьи являются разработки данного понятия в области социологических наук. Следует заметить, что в социологии это понятие играет гораздо большую роль, чем в психологии. Поэтому опыт разработки понятия детерминации в сфере социологии, возможно, применим и в сфере психологии.

Нельзя сказать, что понятие детерминации не применяется в современной психологии. Детерминация как принцип причинности, детерминация как утверждения теоретического плана и т. д. Однако это понятие применяется в современной психологии в самом общем смысле.

Само по себе понятие детерминации имеет обширный масштаб и в каждом конкретном случае в зависимости от уровня его расположения — собственное отдельное содержание. Можно сказать, что это понятие может употребляться в различных его статусах, от более общих до строго конкретных. Поэтому говорить о детерминации приходится не только в его общем смысле, но и в конкретном значении. В данной статье речь идет не о детерминации вообще, как о принципе, но о конкретной детерминации -детерминации на уровне внутренней психики, и эта детерминация имеет ряд конкретных выражений, конкретных знаний. Мы здесь говорим о психической детерминации, о детерминации психики. В монографии [2] эта проблема, в составе других теоретических проблем психологии личности, обсуждается и обосновывается в целом, на основе принципа природообусловленного. Данная статья посвящена именно понятию детерминации, содержанию личностной психической детерминации. Основные положения личностной психической детерминации заключаются в следующем:

— личностный уровень психики имеет собственное внутрипсихическое функционирование; это значит, что личность не только реагирует на стимулы и отрабатывает

потребности, но она также имеет собственно психические функциональные потребности, реализация которых в функциональной форме и составляет внутреннюю психическую жизнь; это — эмоциональное функционирование, ментальное функционирование, волевое функционирование; подобным же образом, то есть функционально, проявляются и личностные свойства категориального состава личности, которые составляют важнейшую личностную детерминацию;

— структурная личностная детерминация осуществляется через механизмы формирования ассоциативных образований и является важнейшей причиной субъективности строения личности;

— константная детерминация вполне субъективна и индивидуальна.

Таким образом, понятие детерминация является в интегральной психологии основным выразителем индивидуальности каждой личности, отличия каждой конкретной личности от всех других. Далее эти основные положения личностной психической детерминации рассматривают несколько подробнее.

О терминах «психический» и «психологический» следует заметить, что их различие, возможно, играет большую роль в определенном контексте, но в данной статье термин «психологический» будет применяться лишь в том случае, когда речь будет идти о психологии, а не о психике. В случаях, когда говорится о психике, то и термин будет употребляться «психический». Поэтому детерминация свойств, состояний и функций психики будет называться психической детерминацией, роль и значение этих понятий для психологии будет называться психологической.

Основой для интерпретации всех понятий и всего содержания статьи, как уже указано выше, служит интегральная теоретическая психология личности [2]. У этой теории есть свои отличительные особенности, некоторые из них будут упомянуты в данной статье. Одна из них — представление о психическом функционировании, которое можно назвать внутренним и которое принадлежит личностному уровню. Это психическое функционирование составляет психическую детерминацию личности. Детерминирующая роль психического функционирования, согласно положениям интегральной психологии, состоит в том, что сам факт функционирования и основной состав психических функционирующих процессов является общим, свойственным «личности вообще», но что касается конкретного содержания и констант этих общих функционирований, то они индивидуальны, персональны, как, возможно, сказал бы персоналог; они личностны, субъективно личностны, как сказал бы категориальный психолог, опирающийся на понятия интегральной категориальной психологии личности.

Как раз свойства личностной детерминации, индивидуальной детерминации отдельной личности дают возможность интегральной психологии говорить не о психике вообще и не о человеке вообще, а о данном, конкретном человеке, данной конкретной личности, позволяют «вычислить» личность. Заметим, что эта проблема и ее формулировка составляют не только не решенную, но и не сформулированную задачу психологии личности. Заметим также, что термин «детерминация» совершенно необходим для формулировки этой проблемы, что он прямо отвечает этой проблеме и дает возможность ее обсуждения и решения.

В качестве личностных детерминант далее выступают основные формы функционирования — функционирование воли-активности (деятельности), функционирование эмоционального и функционирование интеллектуального. Все виды функциональной детерминации конкретизированы для конкретной личности. Важнейшей задачей является введение в функциональную детерминацию представлений о формах функционирования, о формах психического движения. Основная из них — форма движения «различие-тождество» или колебательного движения.

Важнейшей детерминантой является также константная детерминация. перечисленные личностные детерминанты лежат в основе целостной индивидуальной детерми-

нации конкретной личности, которая вполне объясняет различия между личностями -как объективные и неизбежные [2].

Но и это еще не все. В числе психических механизмов, обеспечивающих индивидуальность личности, мы видим механизм ассоциации. Именно этот механизм не только строит ассоциативные связи, которые являются структурными связями психики, но и строит их абсолютно индивидуально. Структурная связь переживается — пишет Дильтей. Это значит, что переживания человека лежат в основе структурирования психики, индивидуальность которой тем самым и обеспечивается. Таким образом, психические структуры является еще одной индивидуальной личностной детерминантой.

Как видим, в области терминологии процессов индивидуального структурирования психики может быть поставлена проблема правильного или неправильного формирования личностной сферы, в том числе эмоциональной, ментальной, волевой и собственно личностной.

Удивительно, что при обсуждении феномена ассоциативности внимание обычно обращено на проявление ассоциативности, на проявление предыдущего опыта; при этом сущность образования ассоциативной связи остается в тени. Многоаспектность категориальных понятий психологии приводит к тому, что от одного категориального понятия можно, и вполне обоснованно, перейти к десятку различных, связанных с ним, понятий. Так, явление ассоциации поддерживало в школе Вундта представление о замкнутом круге психических явлений. Между тем, внимание к логике образования ассоциации может поставить это явление на должное место и придать ему собственные психологические роль и значение.

Рассматривая механизм образования ассоциативных связей как способ фиксирования связей внешнего мира, мы неизбежно придем к вопросу о том, как личность отличает связи объективного мира от связей, выражающих ее личный опыт, связей субъективных, объективно субъективных. Можно предположить, что сначала личность воспринимает все связи как субъективные, выделение же объективных связей происходит на основе специальных исследований.

психологическое значение механизма ассоциаций состоит в том, что процессы формирования ассоциативных образований, включая и элементы, лежат в основе формирования личностных структур и в основе полной субъективности, индивидуальности этих структур; от них же зависит и в целом субъективность, индивидуальность личности.

Субъективность, индивидуальность структур личности лежит в основе индивидуальных различий, различия между отдельными личностями. Именно личностные структуры ответственны за состав функциональных сфер и за способ реагирования личности.

В связи с вопросом о взаимном влиянии внутрипсихической и социальной детерминации остановимся лишь на том, что нового вносит в него понятие внутрипсихической детерминации.

Важным вопросом социальной детерминации личности является философский вопрос о свободе воли. Как существо общественное, человек реализует свою деятельность не изолированно, а в процессе взаимодействия не только с другими людьми, но и с обществом в целом. Именно общество в целом, его социальные институты оказывают конкретизирующее влияние на деятельность и на жизнь человека, на форму его жизни, начиная от формирования чувств и кончая семейными и производственными отношениями. Общество служит теми рамками, которые оказывают конкретизирующее влияние на все проявления человека. Как же влияет на эту сферу внутрипсихическая детерминация? прежде всего — на его целеполагание. Как известно, в своем сотрудничестве с обществом человек ставит сознательно цели своей жизни и деятельности. Но цели человека, способ их реализации и стремления человека тесным и обязательно осознаваемым образом связаны с его внутрипсихической детерминацией. Неосознанность внутрипсихической детерминации может быть причиной общего личностного неблагополучия. Например, вы-

бор профессии, не отвечающей по своим эмоциональным характеристикам собственной эмоциональности человека, может привести его к состоянию постоянного эмоционального дефицита и к тяжелым последствиям. Еще ярче проявляется такая ситуация, когда внутрипсихическая детерминирующая характеристика заставляет человека выбирать не только форму поведения или деятельности, но и цели.

Таким образом, внутрипсихическая детерминация оказывает опосредующее, но весьма серьезное влияние на социальную детерминацию и на социальное поведение. Но главное состоит в том, что внутрипсихическая детерминация оказывает обширное влияние на все проявления личности, в том числе и на социальные проявления личности и на нее самое, то есть на ее состав, структуры, функции, цели, поведение и т. д. Как и понятие внутрипсихической детерминации, эти влияния пока не исследованы и можно ожидать, что их изучение значительно углубят представления о социальных и социально-психических механизмах.

Значение понятия детерминации для практической психологической работы должно быть рассмотрено не само по себе, а в составе интегральной категориальной психологии личности, особенности которой, как показано выше, раскрывают индивидуальную детерминированность личности и позволяют работать с отдельным конкретным человеком. В то же время эта теория имеет средства и для исследования психологических свойств групп людей. Само построение интегральной категориальной психологии личности ориентировано на отдельную личность, ее описание и исследование. Для этого необходимо описание функциональных сфер личности — волевой — активностной, эмоциональной и интеллектуальной — по составу оснований функционирования и по параметрам самой функции; то есть упомянутый состав трех функциональных сфер по определению индивидуален; надо иметь в виду, что не только состав оснований функционирования индивидуален, но и структуры, связывающие данный состав, также индивидуальны; это относится как к отдельным структурным связям, так и к крупным структурным образованиям — концепциям личности. Кроме того, индивидуальны свойства психической системы «личность», а также многие другие понятия интегральной психологии личности [1].

Литература

1. Казаневская В. В. Системы и системные законы: Категориальная теория систем. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1992. — 272 с.

2. Казаневская В. В. Интегральная теоретическая психология личности. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. — 526 с.

Л. В. Мирошниченко

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии Кемеровский государственный университет культуры и искусств

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТУДЕНТА И ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ

Формирование профессионала высокого класса, обладающего системой качеств, требуемых современным обществом и конкретизируемых Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, возможно лишь при условии оптимального взаимодействия главных субъектов педагогического процесса в вузе — студента и преподавателя.

Самоопределение: определение, теория и примеры

Самоопределение: определение, теория и примеры

Сара Спербер
Отзыв Чики Дэвис, Массачусетс, доктор философии

Что такое самоопределение? Читайте дальше, чтобы узнать, что такое самоопределение, теорию, стоящую за ним, примеры и советы по повышению самоопределения.

*Эта страница может содержать партнерские ссылки; это означает, что мы зарабатываем на соответствующих покупках продуктов.

Почему вы делаете то, что делаете? Почему вы почистили зубы этим утром, или пошли на работу, или нажали на эту статью? Можно ли изменить свое поведение или чувствовать себя по-другому, когда вы это делаете?

Как мы узнаем ниже, в основе всего нашего поведения лежит мотивация. Даже для деятельности, которую вам не хочется делать, например, мыть посуду, когда вы устали ночью, какая-то мотивация подталкивает вас к этому (например, неприятная мысль о том, что вы проснетесь завтра с грязной посудой).

Но не всякая мотивация одинакова: мы также увидим, что мотивация сложнее, чем просто ее больше или меньше. Теория самоопределения является широко признанной основой для понимания мотивации и влияния, которое различные типы мотивации могут оказывать на различные аспекты благополучия. Читайте дальше, чтобы узнать об основных принципах теории самоопределения и о том, как вести более самостоятельную жизнь.
 
​Прежде чем вы начнете, мы хотели бы рассказать вам о нашей викторине о самочувствии , которая расскажет вам немного о вашем текущем уровне самочувствия. Или, если вы предприниматель, консультант или тренер, загрузите нашу электронную книгу Wellness Business Growth, чтобы получить советы экспертов, инструменты и ресурсы для быстрого развития вашего бизнеса.

Вы терапевт, тренер или предприниматель в области велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы


узнать, как экспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес!

 ✓   Сэкономьте сотни часов времени  

 Зарабатывайте больше долларов быстрее  
 Повысьте доверие к себе   Представляйте высокоэффективный контент3 9001

Что такое самоопределение? Определение

Психологи, разработавшие теорию самоопределения, определили самоопределение следующим образом: «Самоопределение означает действие с чувством выбора, воли и обязательства, и оно основано на внутренней мотивации и интегрированной внешней мотивации» (Deci & Ryan, 2010). Читайте дальше, чтобы узнать больше о теории, лежащей в основе самоопределения, в том числе о различиях между внутренней и внешней мотивацией и о том, что означает «интеграция» внешней мотивации.

О теории самоопределения

Как самоопределение связано с мотивацией?
Самомотивацию можно определить как энергию для действия (Deci, 2012). Главный вопрос, который вдохновил исследования мотивации, заключается в том, почему люди действуют или не действуют определенным образом. Более ранние психологи бихевиористской школы теоретизировали, что человеческое поведение управляется заученными ассоциациями: мы участвуем в поведении, которое мы ассоциировали с вознаграждением, и избегаем поведения, которое мы ассоциировали с отсутствием вознаграждения (Watson, 19).57). Эта теория лежит в основе того, как мы дрессируем собак и других животных: мы хвалим и награждаем то поведение, которое хотим видеть чаще.

Разработчики теории самоопределения считали, что эта бихевиористская точка зрения не учитывает сложные мысли, которые есть у людей, и которые, по их мнению, могут однозначно влиять на мотивацию определенного поведения. Кроме того, они не считали, что мотивацию следует рассматривать как «единую» концепцию, согласно которой ее либо больше, либо меньше — вместо этого они подчеркивали, что могут быть разные типы мотивации, в частности внутренняя и внешняя мотивация (Deci & Ryan, 1985). Наконец, они полагали, что тип мотивации, лежащей в основе поведения, имеет серьезные последствия для производительности и благополучия.

Теория самоопределения Деси и Райана

Психологи Эдвард Деси и Ричард Райан впервые представили теорию самоопределения (сокращенно называемую SDT) в своей книге 1985 года «Внутренняя мотивация и самоопределение в поведении человека». Они предполагают, что существует четыре различных типа регуляции поведения или мотивации, два из которых являются автономными, а два – контролируемыми. В этой теории автономное регулирование является основой для самоопределения (Deci & Ryan, 2010). Ниже мы будем использовать пример тренировки на инструменте, чтобы проиллюстрировать различные типы мотивации.

Автономное регулирование
Автономная мотивация или регулирование относится к действию, исходя из чувства готовности, воли и выбора (Deci, 2017). Существует два типа автономного регулирования:

1. Внутренняя мотивация: делать что-то, потому что это по своей сути интересно или приятно.
Пример: Упражнение на музыкальном инструменте, потому что оно доставляет вам удовольствие.

2. Внутренняя внешняя мотивация: делать что-то, что изначально было мотивировано внешними факторами, но теперь вы усвоили ценность этого. В приведенном выше определении этот тип мотивации также упоминается как «интегрированная» мотивация.

Пример: Упражнение на инструменте, потому что теперь вы полностью усвоили его неотъемлемую ценность, хотя первоначально вы занимались, потому что ваши родители сказали вам об этом.

Контролируемое регулирование

Контролируемая мотивация или регулирование относится к действиям, вызванным давлением, требованием или обязательством (Deci, 2017). Также существует два типа контролируемого регулирования:

1. Внешняя мотивация: делать что-то, потому что это приводит к отдельному результату, такому как похвала.
Пример: Упражнение на музыкальном инструменте, потому что ваши родители вознаграждают вас за это.

2. Интроецированное регулирование: выполнение чего-либо, потому что вы частично усвоили внешнюю мотивацию и принуждаете себя к этому. Этот тип мотивации часто также связан с чувством вины.

Пример: Упражнение на музыкальном инструменте больше не ради вознаграждения от родителей, а потому, что вы будете чувствовать себя виноватым из-за того, что не занимаетесь.

Как видно из этих примеров, как автономная, так и контролируемая мотивация могут приводить к одному и тому же поведению. Однако качество поведения и ваш опыт его выполнения могут варьироваться в зависимости от того, какой тип мотивации стоит за ним. Читайте дальше, чтобы узнать, как самоопределяемое поведение влияет на эмоции, производительность и общее самочувствие.

Видео: Эдвард Деси — Теория самоопределения

В этом видео вы можете посмотреть, как Эдвард Деси резюмирует теорию самоопределения своими словами.

Примеры самоопределения

Вот несколько примеров самоопределяемого поведения, некоторые из которых мотивированы внутренними мотивами, а некоторые могут быть интернализованными внешними мотивами:

  • Ребенок играет с игрушками для удовольствия
  • Занимается спортом, потому что ценит пользу для здоровья
  • Отказ от курения, потому что вы цените возможность прожить долгую жизнь со своими детьми
  • Ребенок, выполняющий работу по дому, потому что он понимает ценность ответственности полное чувство готовности

Принципы самоопределения

Теория самоопределения утверждает, что у людей есть три психологические потребности для оптимального благополучия и производительности: связанность, компетентность и автономия. Когда кто-то чувствует себя связанным с другими, компетентным и как будто он действует с чувством воли, он будет иметь автономную мотивацию или самоопределение (Deci, 2017; Deci & Ryan, 2012).

  • Связанность означает потребность в заботе и заботе о других.
  • Компетентность относится к необходимости чувствовать себя эффективным в своем поведении.
  • Автономия относится к необходимости чувствовать, что человек действует по собственной воле и самоодобрению (Vansteenkiste & Ryan, 2013).

Хотя основное внимание в этой области и в этой статье уделяется автономии, исследование показывает, что для содействия самоопределению в себе или других важно создать благоприятную среду, которая удовлетворяет все три вышеуказанные потребности ( Деси и Райан, 2012).

Как самоопределение может повлиять на благополучие

Так почему же важны эти различные типы мотивации или регулирования? Если вы в конечном итоге будете вести себя одинаково, имеет ли значение, что их мотивирует? Что ж, ваш собственный опыт может подсказать вам, что тип вашей мотивации может влиять на то, как вы себя чувствуете, когда совершаете какое-либо поведение. В приведенных выше примерах игры на инструменте, как ваш опыт может отличаться в зависимости от типа мотивации, лежащей в основе вашей практики?

Исследования, связанные с теорией самоопределения, показали, что автономное регулирование связано с более высоким общим благополучием. «То поведение, которое более самоопределимо и менее контролируемо, связано с более сильным чувством личной приверженности, большей настойчивостью, более позитивными чувствами, более качественной работой и лучшим психическим здоровьем» (Deci & Ryan, 2000). Исследования показали, что автономная мотивация также связана с большей креативностью и улучшенным решением проблем (Deci, 2012).

Имея это в виду, было бы полезно узнать, как увеличить объем автономной регуляции в своей жизни. Для этого вы можете работать над созданием благоприятной среды для себя на основе вышеупомянутых принципов связанности, компетентности и автономии. Читайте дальше, чтобы узнать несколько советов, как жить более самостоятельной жизнью.

Видео: продвижение мотивации, здоровья и совершенства от соучредителя теории самоопределения

В видео ниже вы можете посмотреть, как Эд Деси рассказывает о некоторых исследованиях, связанных с теорией самоопределения, мотивацией и благополучием.

Навыки самоопределения

Многие исследователи изучают теорию самоопределения из-за заинтересованности в том, чтобы мотивировать других делать что-то, например, для повышения производительности на работе или для поощрения определенного поведения в отношении здоровья. Тем не менее, возможно, вы читаете эту статью, потому что заинтересованы в повышении собственного чувства самоопределения. Итак, исходя из вышеизложенных принципов, каковы некоторые способы взращивания самоопределения?

Родство
Быть самостоятельным не значит быть полностью самостоятельным. Основываясь на теории, представленной выше, нам нужно чувствовать связь с другими, чтобы процветать. Так как же знание этой психологической потребности может помочь нам стать более самостоятельными? Подумайте о поведении, которым вы хотели бы заниматься чаще, например, о физических упражнениях. Есть ли в вашей жизни люди, которые ценят такое поведение? Если да, то можете ли вы связаться с ними по этому поводу? Если нет, то как вы могли бы найти новое сообщество, которое ценит такое поведение, например, на групповом занятии по фитнесу, в тренажерном зале или даже в онлайн-сообществе? Чувство, что вы являетесь частью сообщества, может помочь увеличить чувство ценности, которое вы испытываете при определенном поведении.

Компетентность
Может показаться трудным изменить ваше ощущение компетентности или эффективности при определенных действиях. Возможно, вы не чувствуете себя особенно «эффективным», когда делаете что-то вроде своей работы с 9 до 5. Однако исследования показали, что подлинная положительная обратная связь (не просто мотивированная желанием улучшить работу) может улучшить самоопределение (Deci & Ryan, 2012). Если вы не получаете такого рода обратную связь из внешнего источника, как вы можете дать ее себе? Например, периодически в течение дня вы можете делать паузы, чтобы подумать, чего вы достигли или сделали хорошо за последний час. Мы склонны сосредотачиваться на негативе и игнорировать или игнорировать позитив, поэтому сознательное усилие, направленное на замечание позитива, может иметь большое значение для повышения вашего чувства компетентности.

Как насчет занятий, в которых вы совсем новичок? Например, допустим, вы хотите выучить новый язык. Будучи новичком, вы не сразу станете экспертом. Однако компетентность также влечет за собой чувство способности достичь своих целей — как вы можете настроиться на то, что вы можете достичь этой цели? Возможно, это включает в себя ежедневную языковую практику, работу с учителем, который может привлечь вас к ответственности, или постановку конкретной цели (например, выучить определенное количество новых слов к определенной дате). Это тонкое изменение мышления может помочь повысить ваше чувство компетентности и, в свою очередь, ваше самоопределение.

Самостоятельность
Есть ли какие-то действия, которые вы регулярно делаете, но которые вам не нравятся? Хотя автономная мотивация может проистекать из простого удовольствия от деятельности, это не обязательно. Как мы видели из приведенной выше теории, можно интернализировать внешнюю мотивацию. Один из способов сделать это — привести деятельность в соответствие с вашими глубочайшими ценностями. Выяснить ценности, лежащие в основе определенного поведения, может быть полезно, постоянно спрашивая себя, почему вы хотите делать это. Если вы зададите себе эти вопросы, это может выглядеть примерно так:

В: Почему я занимаюсь спортом?
A: Потому что я хочу привести себя в форму.
В: Почему я хочу привести себя в форму?
А: Чтобы я чувствовал себя сильным и здоровым.
В: Почему я хочу чувствовать себя сильным и здоровым?
A: Чтобы я мог максимизировать удовольствие от жизни.

Как видите, иногда вашего первого «почему» может быть недостаточно, чтобы полностью соединиться с вашими глубочайшими ценностями. Продолжая задаваться вопросом, почему вещи важны для вас, вы можете обнаружить ценности, которые действительно движут вашей мотивацией, усвоить эти ценности и создать большее чувство автономии в своей жизни.

Другие статьи, связанные с мотивацией и постановкой целей

Вот несколько дополнительных статей, которые могут помочь вам узнать больше о мотивации и о том, как достичь своих целей.

  • Самоактуализация: определение, потребности, примеры и советы
  • Как проявить что-то (проявить любовь, деньги или что-либо)

    Последние мысли о самоопределении

    Каждый день вы делаете множество вещей, и все эти действия требуют какой-то мотивации. Хотя некоторые вещи в жизни неизбежно будут мотивированы извне, вы можете повысить уровень внутренней или автономной мотивации в своей жизни, изучив теорию и приведенные выше советы. Повышение вашей автономии является основой для самоопределения, а самоопределение может, в свою очередь, улучшить вашу продуктивность, настроение и общее самочувствие.

    Не забудьте скачать нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как


    расширить свой оздоровительный бизнес в геометрической прогрессии!

    Ссылки

    • Деси, Э. Л. (2012, август). Продвижение мотивации, здоровья и совершенства: Эд Деси на TEDxFlourCity. Конференции ТЭД.
    • Деси, Э. Л. (2017, октябрь). Эдвард Деси — Теория самоопределения. Видеоантология мозговых волн
    • Деси, Э.Л., Райан, Р.М. (1985). Внутренняя мотивация и самоопределение в поведении человека. США: Спрингер США.
    • Деси, Э.Л., и Райан, Р.М. (2000). «Что» и «почему» достижения цели: потребности человека и самоопределение поведения. Психологический опрос, 11 (4), 227–268.
    • Деси, Э. Л., и Райан, Р. М. (2010). определение. Энциклопедия психологии Корсини, 1-2.
    • Деси, Э. Л., и Райан, Р. М. (2012). Теория самоопределения. В П. А. Ван Ланге, А. В. Круглански и Э. Т. Хиггинс. Справочник по теориям социальной психологии: том. 1 (Том 1, стр. 416–437), SAGE Publications Ltd, https://www. doi.org/10.4135/9.781446249215.n21
    • Ванстенкисте, М., и Райан, Р. М. (2013). О психологическом росте и уязвимости: удовлетворение основных психологических потребностей и разочарование потребностей как объединяющий принцип. Journal of Psychotherapy Integration, 23(3), 263.
    • Watson, JB (1957). Бихевиоризм. Соединенное Королевство: Университетское издательство.

Вы терапевт, тренер или предприниматель в области велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как быстро развивать свой оздоровительный бизнес!

Ключевые статьи:

  • Счастье​
  • Благополучие
  • Эмоции
  • Управление стрессом
  • Уверенность в себе
  • Забота о себе 901 901 1
  • ​Все статьи…

Пакеты контента :

  • All-Access Pass​
  • Пакеты контента PLR
  • Курсы PLR​

Роль самоопределения в благополучии

Источник: Gordon Cowie/Unsplash

В соавторстве с Чики Дэвис и Сарой Спербер

Почему вы делаете то, что делаете? Почему вы почистили зубы этим утром, пошли на работу или нажали на этот пост? И можно ли изменить свое поведение?

Мотивация лежит в основе всего нашего поведения. Теория самоопределения является широко признанной основой для понимания мотивации и влияния, которое различные типы мотивации могут оказывать на различные аспекты благополучия. Читайте дальше, чтобы узнать об основных принципах теории самоопределения и о том, как вести более самостоятельную жизнь.

Что такое самоопределение

Психологи, разработавшие теорию самоопределения, определили самоопределение следующим образом: внешняя мотивация» (Deci & Ryan, 2010).

Психологи Эдвард Деси и Ричард Райан впервые представили теорию самоопределения (сокращенно называемую SDT) в своей книге 1985 года Внутренняя мотивация и самоопределение в поведении человека . Они предполагают, что существует четыре различных типа регуляции поведения или мотивации, два из которых являются автономными, а два — контролируемыми. В этой теории автономное регулирование является основой для самоопределения (Deci & Ryan, 2010).

  • Автономная мотивация или регулирование относится к действию на основе чувства готовности, воли и выбора (Deci, 2017).
  • Контролируемая мотивация или регулирование относится к действию из-за чувства давления, требования или обязательства (Deci, 2017).

Примеры самоопределения

Вот несколько примеров самоопределения поведения:

  • Ребенок, играющий с игрушками для удовольствия
  • Занимаетесь спортом, потому что цените пользу для здоровья
  • Отказ от курения, потому что вы цените долгую жизнь со своими детьми
  • Ребенок выполняет свою работу по дому, потому что понимает ценность ответственности
  • Создание искусства ради присущей ему радости
  • Выбор карьеры с полным чувством готовности

Принципы самоопределения

Теория самоопределения утверждает, что у людей есть три психологические потребности для оптимального благополучия и производительности: связанность, компетентность и автономия. Когда кто-то чувствует себя связанным с другими, компетентным и как будто он действует с чувством воли, он будет иметь автономную мотивацию или самоопределение (Deci, 2017; Deci & Ryan, 2012).

  • Родственность означает потребность в заботе и заботе о других.
  • Компетентность относится к необходимости чувствовать себя эффективным в своем поведении.
  • Автономия относится к необходимости чувствовать, что человек действует исходя из чувства воли и самоодобрения (Vansteenkiste & Ryan, 2013).

Исследования показывают, что для содействия самоопределению себя или других важно создать благоприятную среду, которая удовлетворяет все три вышеуказанные потребности (Deci & Ryan, 2012).

Как самоопределение может повлиять на благополучие

Так почему же важны эти различные типы мотивации или регулирования? Если вы в конечном итоге будете вести себя одинаково, имеет ли значение, что их мотивирует? Что ж, ваш собственный опыт может подсказать вам, что тип вашей мотивации может влиять на то, как вы себя чувствуете, когда совершаете какое-либо поведение.

Исследования, связанные с теорией самоопределения, показали, что автономное регулирование связано с более высоким общим благополучием. «То поведение, которое более самоопределимо и менее контролируемо, связано с более сильным чувством личной приверженности, большей настойчивостью, более позитивными чувствами, более качественной работой и лучшим психическим здоровьем» (Deci & Ryan, 2000). Исследования показали, что автономная мотивация также связана с большей креативностью и улучшенным решением проблем (Deci, 2012).

Имея это в виду, вероятно, будет полезно узнать, как увеличить объем автономной регуляции в своей жизни. Для этого вы можете работать над созданием благоприятной среды для себя на основе вышеупомянутых принципов связанности, компетентности и автономии.

Версия этого поста также появляется в виде статьи на веб-сайте Института благополучия Беркли.

Ссылки

Деси, Э. Л. (2012, август). Продвижение мотивации, здоровья и совершенства: Эд Деси на TEDxFlourCity. Конференции ТЭД.

Деси, Э. Л. (2017, октябрь). Эдвард Деси — Теория самоопределения. Видеоантология мозговых волн

Деси, Э.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *