Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Постановка дикции: Упражнения для развитие дикции от профессионального диктора

Развитие дикции | ДИКТОРЫ.com | Упражнения для дикции

Произнесите без голоса глухие согласные, активно взрывая их:


п!  пь!  п!  пь!  п!  пь!  п!  пь! …

т!  ть!  т!  ть!  т!  ть!  т! ть! …  

к! кь!  к!  кь!  к! кь!  к! кь!  …

Данные согласные подготавливают правильное звучание  следующих за ними гласных. Т.к. согласные эти падают резко, как молот о наковальню. При этом они как бы выталкивают стоящие за ними звуки. Следующее упражнение для дикции произнесите с голосом:


пу!  по!  па!  пэ!  пи!  пы!  пя!  пе!  пё!  пю!

ту! то!  та!  тэ!  ти!  ты!  тя! те!  тё! тю!

ку!  ко!  ка!  кэ!  ки! кы!  кя!  ке!  кё!  кю!


Далее включайте звонкие согласные:


бу!  бо!  ба! бэ!  би! бы!  бя! бе!  бё!  бю!

ду! до!  да! дэ!  ди!  ды!  дя! де!  дё!  дю!

гу!  го! га!  гэ!  ги!  гы!  гя!  ге!  гё!  гю!

ру!  ро!  ра! рэ!  ри!  ры!  ря!  ре!  рё!  рю!

ву!  во!  ва!  вэ!  ви! вы!  вя! ве!  вё!  вю!

фу!  фо!  фа!  фэ!  фи!  фы!  фя!  фе!  фё!  фю!

цу!  цо!  ца!  цэ!  ци!  цы!  ця!  це!  цё! цю!

чу!  чо!  ча!  че!  чи!

Следующее упражнение произнесите с голосом. Следите за активным произнесением конечных глухих согласных:


бу — бу — бу — бу — бупп!   

бо — бо — бо — бо — бопп!

ба — ба — ба — ба — бапп!

бэ — бэ — бэ — бэ — бэпп!

би — би — би — би — бипп!

бы — бы — бы — бы — быпп!


Все слоги «бегут» к конечному «быпп». Слогосочетания заканчиваются хорошим взрывом на «п».

гу — гу — гу — гу — гукк!

го — го — го — го — гокк!

га — га — га — га — гакк!

гэ — гэ — гэ — гэ — гэкк!

ги — ги — ги — ги — гикк!

гы — гы — гы — гы — гыкк!

ду — ду — ду — ду — дутт!

до — до — до — до — дотт!

да — да — да — да — датт!

дэ — дэ — дэ — дэ — дэтт!

ди — ди — ди — ди — дитт!

ды — ды — ды — ды — дытт!


ву —
ву — ву — ву — вуфф!

во — во — во — во — вофф!

ва — ва — ва — ва — вафф!

вэ — вэ — вэ — вэ — вэфф!

ви — ви — ви — ви — вифф!

вы — вы — вы — вы — выфф!

Конечные глухие согласные следует произносить активно. Следите за этим. Слоги как бы «бегут» к конечному. Прислушивайтесь к дикции, речи. Для развития подвижности языка присоединим согласный звук Р к П:

ПРА — ПРЯ, ПРО — ПРЁ, ПРУ — ПРЮ, ПРЭ — ПРЕ, ПРЫ — ПРИ


И так со всеми остальными согласными:  БРА-, ВРА-, ГРА- …


Сочетания ЛРА — ЛРЯ, ЛРО — ЛРЁ, ЛРУ — ЛРЮ, ЛРЭ — ЛРЕ, ЛРЫ — ЛРИ для многих бывают трудными, поэтому прорабатывать их надо дольше. При сочетании Р с шипящими — ЧРА, ШРА, ЖРА язык на звуке Р должен отчетливо вибрировать. Полезно выговаривать и такие сочетания звуков:

ТАДИТА — ТАДИТЯ
ТАДИТО — ТАДИТЁ
ТАДИТУ — ТАДИТЮ
ТАДИТЭ — ТАДИТЕ
ТАДИТЫ — ТАДИТИ
ДАТИДА — ДАТИДЯ
ДАТИДО — ДАТИДЁ
ДАТИДУ — ДАТИДЮ
ДАТИДЭ — ДАТИДЕ
ДАТИДЫ — ДАТИДИ

ТЫТА, ТЫТЯ, ТЫТО, ТЫТЁ, ТЫТУ, ТЫТЮ, ТЫТЭ, ТЫТЕ, ТЫТЫ, ТЫТИ

Каждое сочетание произносите по шесть раз. Упражнения по этому образцу нужно делать со всеми согласными, постепенно ускоряя темп и добиваясь четкости и легкости движения языка. Затем тренируйте такие сочетания звуков:

РЛА, РЛЯ, РЛО, РЛЁ, РЛУ, РЛЮ, РЛЭ, РЛЕ, РЛИ, РЛЫ

МФА, МФЯ, МФО, МФЁ, МФУ, МФЮ, МФЭ, МФЕ, МФЫ, МФИ

Каждое сочетание — по 6 раз. Делая это упражнение, внимательно следите за активной артикуляцией верхней губы.

ДРДА — ДРДЯ
ДРДО — ДРДЁ
ДРДУ — ДРДЮ
ДРДЭ — ДРДЕ
ДРДЫ — ДРДИ

В этом упражнении Р можно заменить любым другим согласным звуком, который недостаточно чисто произносится. Например: ДЛДА и так далее. По образцу предыдущих упражнений тренируйтесь, присоединяя к одной гласной четыре согласных: ДРДРА. И здесь Р можно заменить другим нужным звуком. Пятую согласную к одной гласной следует присоединить в конце сочетания звуков: БРБРАР. Но и на последнем Р язык по-прежнему должен отчетливо вибрировать.

ЛБЛБАЛЬ — язык на последнем ЛЬ должен отрываться.
БТТТБА — согласный звук Т снова используется для развития силы и упругости мышц языка.
БТТТБАБ. В этом сочетании нужно следить, чтобы отчетливо слышались все три Т и последний согласный звук. Упражнение особенно полезно для тех, кто имеет привычку «глотать» концы слов.

ВЗВА, ВЗРА, ФСТРА, ФСТКА, ФКСТА. Эти сочетания помогают выработать отчетливость в произношении слов, начинающихся с нескольких согласных, таких, например, как ввоз, взвод, встарь. К указанным упражнениям можно добавить любые трудные сочетания согласных, которые помогут преодолеть косность речевого аппарата.

Упражнения для улучшения техники речи и постановки голоса

Вспомните студенческие годы. Наверняка не каждого лектора вы слушали одинаково внимательно. На занятиях у монотонно бубнящего преподавателя хотелось спать, у обладателя нечеткой дикции приходилось постоянно переспрашивать, а педагог с одышкой и неприятным тембром голоса и вовсе вызывал раздражение. Этот пример наглядно доказывает: хотите, чтобы вас слушали – работайте над техникой речи. Эта наука помогает обрести вашему голосу красивое звучание и убедительность, а состоит она из четырех разделов:

  • обучение диафрагмальному дыханию;
  • постановка голоса;
  • работа над дикцией;
  • орфоэпия, или улучшение звучания.

В этой статье мы с вами рассмотрим эффективные упражнения для постановки голоса, улучшения дикции и овладения интонациями. Это базис, который поможет вам захватить внимание аудитории и заставить себя слушать.

 

Постановка голоса

Профессиональные ораторы, актеры и музыканты часто сравнивают наш речевой аппарат с мышцами, и неудивительно. Ведь его также можно прокачать, настроить и сделать более привлекательным. Помогает в этом прикладная наука – постановка голоса. Основная доля ее упражнений направлена на повышение выносливости оратора, обретение широкого диапазона и приятного тембра. Начнем же по порядку.

Открываем голос

Основная масса погрешностей речи неумелых лекторов и ораторов кроется в неверном регулировании дыхания и использовании природных резонаторов – грудной и носовой полостей. Главную роль в образовании звуков у них берет на себя гортань. Поэтому речь получается тихой и невнятной, а дыхание быстро сбивается. Первые упражнения по постановке голоса направлены на раскрытие резонаторов и включение их в работу.

Упражнение
«Звукорежиссер»

Оно поможет вам понять, как на самом деле звучит ваш голос и что именно вам хотелось бы в нем изменить.

  1. Левую ладонь сложите ракушкой и поднесите к левому уху. Это будет ваш «наушник».
  2. Правая же станет «микрофоном» – поднесите ее к губам.
  3. Проверьте звучание: «Раз-раз».
  4. И начинайте читать вслух стихи. Лучше взять классику – Пушкина или Есенина.
  5. Перечитывайте моменты, которые вам не очень удались, меняйте громкость и интонацию.

В процессе выполнения упражнения ваш голос должен звучать в ладони, приложенной к уху, как в наушнике или динамике мобильного телефона. Слушая его «со стороны», легче уловить дефекты и изъяны. Уделять этому упражнению стоит хотя бы 5–10 минут в день. Оно позволит вам услышать неприятные ноты тембра, дефекты речи, над которыми нужно плотнее работать. С помощью «Звукорежиссера» вы сможете оценить и изменения вашего голоса, которые дадут вам регулярные занятия.

Упражнение
«Кью-икс»

Этот несложный прием помогает не только раскрыть голос, но и овладеть верной артикуляцией. Само же упражнение очень простое:

  1. Станьте перед зеркалом.
  2. Протяжно произнесите «кью», вытягивая губы трубочкой.
  3. А затем – «икс», растягивая их в широкой улыбке.

Рекомендуется выполнять такую «гимнастику» по 5–10 минут в день. Смотря на себя в зеркало, вы сможете контролировать движение губ для четкости и выразительности при произношении каждого звука. Результатом станет звучность речи, устранение монотонности и нечеткости.

Упражнение
«Зевок»

Наш голос нередко находится в плену у зажатой гортани. И лучший способ ее расслабить – почаще зевать. Делать это рекомендуется сразу тремя способами:

  • с открытым ртом, точно так, как вы делаете это, слушая скучного и монотонного лектора;
  • с закрытым ртом, будто пытаетесь подавить скуку на совещании;
  • сладко потягиваясь, если бы вы только проснулись.

Зевать можно хоть целый день. Но не фальшиво и поверхностно, а глубоко и искренне. Вы должны почувствовать, как расширяется гортань и воздух опускается в легкие, а затем следует к диафрагме – появляется легкое ощущение сдавливания в области желудка.

Упражнения на открытие голоса помогут вам обрести звучность и избавиться от одышки, неприятных скрипучих нот. Но это лишь первый шаг к его постановке. Поэтому продолжаем осваивать новые методики.

Делаем голос приятным

Для обретения приятного глубокого звучания нужна тренировка голосовых связок и отработка навыков диафрагмального дыхания. Помочь в этом способны знаменитые упражнения, которые практикуют почти все певцы и актеры:

  • Дыхание йогов. Станьте ровно, ноги поставьте на ширине плеч, а спину удерживайте прямой. Глубоко вдохните воздух носом, а выдохните ртом с протяжным и громким звуком «Хааа». Тяните гласную, сколько сможете. При вдохе прочувствуйте, как грудная клетка наполняется воздухом, проталкивая диафрагму ниже.
    Выполняйте упражнение не менее пяти раз, и вскоре почувствуете исчезновение одышки и писклявых нот.
  • «Бим-бом». Это упражнение заключается в протяжном произнесении слогов. При этом последнюю букву нужно тянуть как можно больше. Подойдут не только «бим» и «бом», но и сочетания гласных с любыми непарными звонкими: «ми», «ре», «му», «нэ» и другие. Выполняете упражнение 5–6 раз подряд, прочувствуйте, как резонирует звук «ммм» в полостях головы.

Делаем голос сильнее

«Я вас не перекричу!» – признавались учителя в слабости своих голосовых связок. Если же вы желаете говорить громко и убедительно, то и этот навык можно прокачать. И вот несколько упражнений, которые вам помогут:

  • «Звуковая лестница». Глубоко вдохните и на выдохе произнесите звук «и», тяните его так долго, как только сможете. Повторите упражнение с другими гласными – «э», «а», «о», «у». Не меняйте последовательность! Она выстроена от самого высокого резонатора к низкому. Верно выполняя упражнение, вы сможете прочувствовать работу резонаторов – грудной полости и пазух черепа. Всю звуковую лестницу повторите не менее трех раз, постарайтесь прочувствовать резонанс каждого звука.
  • «Ом». В главном слове индийских мантр присутствует не только мистика, но и способность сделать голос более глубоким и сильным. Повторяйте его нараспев, постепенно наращивая и снижая громкость, можете использовать мантру «Ом» в записи и повторять за ней. Посвящайте этому пять минут в день, и вскоре вы ощутите, насколько сильнее и увереннее стал ваш голос.
  • Рычание. Поднимите язык к нёбу и произнесите протяжное «рррр». Ощутите вибрацию кончика языка. А теперь повторяйте, растягивая букву «р»: тигр, ромашка, рык, рев, грамм, графин, крокодил, рыба, рок. Рычание не только придаст вашему голосу силу, но и поможет улучшить дикцию.

Постановка голоса – один из первых шагов к успешной карьере. Но не меньшее значение имеет и четкость произношения звуков, управление интонацией. Поэтому не останавливайтесь на достигнутом – изучайте и следующие упражнения.

 

отработка навыков диафрагмального дыхания

Улучшение дикции 

Даже если у вас нет явных дефектов речи, особенности русского языка способны поставить вам подножку: парные согласные, шипящие, слабая артикуляция звука «р» заставляют собеседника переспрашивать, что может выбить из колеи. Особенно если вы выступаете публично. Поэтому над дикцией также нужно старательно работать. Вот несколько базовых упражнений, способных сделать вашу речь более четкой:

  • Артикуляция Ж/Ш. Произносите с предельной четкостью: жить-шить, шар-жар, жир-ширь.
  • «Взрывное произношение». Нередко глухие звуки тонут в речи или проглатываются. Избавить свою речь от этого недостатка помогают громкое произношение этих звуков, будто вы их выплевываете: К! Кь! П! Пь! Т! Ть!
  • Артикуляция звука Ц. Он также нередко смазывается, поэтому его также нужно прорабатывать произношением словесных пар: цок сок, цапля сабля, цвет свет, сыр цирк.
  • Поможет и проговаривание сложных слов, в которых несколько согласных стоят вместе: бодрствовать, постскриптум, взбодрить, взбудоражить, контрпрорыв, сверхзвуковой и т. д.

Лучшей тренировкой дикции всегда считались скороговорки. Их можно подобрать для тренировки произношения любых звуков:

  • Ц: Молодец среди овец, а на молодца и сам овца.
  • К, Х: Клара у Карла украла кораллы, а Карл у Клары украл кларнет. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: грабь граблями гравий, краб!
  • Д, Т: На дворе трава, на траве – дрова.

Четкая дикция – гарант того, что вас услышат и поймут верно, не станут прерывать посередине монолога. Поэтому выполняйте упражнения для улучшения артикуляции не менее 10 минут в день, уделяйте особое внимание проблемным сочетаниям. Прослушайте себя с помощью упражнения «Звукорежиссер»: произнесите несколько скороговорок – это поможет выявить все уязвимые места и проработать их тщательнее.

Учите скороговорки наизусть и повторяйте их непосредственно перед выступлением с публичной речью или перед совещанием – это поможет настроиться и снять напряжение.

Постановка интонации 

«Казнить нельзя помиловать» – если на письме вы можете передать значение этой фразы при помощи знаков препинания, то в устной речи помочь способна только верная интонация.

Только обладая искусством выразительной речи, вы сможете увлечь аудиторию, передать свои эмоции и отношение к тому, о чем рассказываете. Если же вам часто говорят, что ваш голос убаюкивает, то работать над интонацией вам нужно вдвойне.

Воспользуйтесь простыми, но эффективными упражнениями:

  • Произносите гласные, будто бы повествуете о чем-то, потом – задавая вопрос, а следом – восклицайте, подтверждая факт. У. У? У! А. А? А!
  • Попробуйте произнести «да» с соответствующими эмоциями: радость, спокойствие, категорический тон, скорбь, задумчивость, с иронией, дерзко, вопросительно, с сожалением.
  • Читайте стихи. Лучшим выбором станет классика: Пушкин, Блок, Тютчев. Постарайтесь передать интонацией все, что происходит в этих строках: «О, как убийственно мы любим… Как в буйной слепоте страстей мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей…»

Интонация – ключ к установлению контакта со слушателем, возможность пробудить в нем нужные эмоции и чувства, получить отклик на свои высказывания. Уделяйте ей не менее 15 минут ежедневно, старайтесь передавать все перечисленные в упражнениях эмоции. Не бойтесь выражать чувства гипертрофированно – если ранее вы не уделяли внимания интонации, то сначала ваша речь может показаться вам наигранной и смешной. Но при регулярной практике вы придете к золотой середине.

Удержание внимания аудитории

Когда речь идет о том, как увлечь людей своим монологом, большинство людей сразу же вспоминают об интересных фактах, риторическом вопросе, провокациях и прочих «инструментах» в содержании спича. Но вернемся к нашим лекторам. Многие из них рассказывали достаточно скучные вещи: законы физики, основы инженерии или особенности физиологии. Логично предположить, что они удерживали внимание студентов именно при помощи техники речи:

  • Приятный и сильный голос помогает расположить людей к себе и вызвать доверие.
  • Четкость дикции позволяет говорить убедительно. Обладателям чистой речи всегда доверяют безоговорочно. Недаром же тысячи людей во всем мире и сейчас верят только официальным новостям, которые рассказывает профессиональный диктор.
  • Хорошо поставленный голос избавляет вас от одышки и повышает выносливость. Если вы по долгу службы вынуждены говорить много и громко, то это единственный способ сберечь связки и противостоять хроническим ларингитам.
  • Интонация. Образная, выразительная речь находит отклик в сердцах людей – они охотно включаются в обсуждение и ловят каждое слово оратора.

Если же вы желаете овладеть ораторским мастерством на профессиональном уровне, записывайтесь на тренинг в школу «КОРОЛЬ ГОВОРИТ!». Практикующие дикторы и актеры с удовольствием поделятся с вами всеми тонкостями мастерства, помогут раскрыть все возможности вашего голоса и снять страх перед выступлением.

Приходите на курс ораторского мастерства школы КОРОЛЬ ГОВОРИТ! Вы избавитесь от страха публичных выступлений, поставите голос, почувствуете уверенность в себе и будете поражены, сравнивая видео своего первого и финального выступлений!

Дикция — определения, типы и примеры

Автор:

Даниэль Бэл ola

Что такое дикция?

Дикция — это выбор слов, которые писатели используют для передачи своих идей. Они основывают свой выбор на содержании, типе или части письма и аудитории.

Когда писатели принимают это решение, они сосредотачиваются на коннотации слов, а не на значении. Коннотация относится к чувству, которое вызывает слово, тогда как денотация — это словарное определение слова.

Коннотация против денотации

По сути, используя определенные типы дикции, писатели достигают следующего:

  • Тон: Различные типы письма могут требовать разных тонов. Дикция позволяет писателям развивать тон, соответствующий предмету (т. Е. Художественная литература или документальная литература). Короткий рассказ, роман или стихотворение будут содержать другую дикцию и стиль письма, чем научный отчет или убедительное эссе.

  • Настройка: В художественных произведениях выбор писателем дикции может помочь определить обстановку текста за счет использования слов, характерных для того времени и места, где происходит действие. Используя тщательную дикцию, авторы могут создать более аутентичную работу.

  • Характеристика: Различные слова, которые персонажи используют в литературном произведении, могут помочь автору раскрыть свою индивидуальность. Дикция может помочь определить образование персонажей, возраст, профессию и т. д., сделав их более реалистичными.

Характеристика

Типы дикции

Несмотря на то, что существует несколько типов дикции, наиболее распространенными являются следующие категории:

  • Формальная: Формальная дикция использует сложный язык, который следует правилам грамматики и избегает личных местоимений и сокращений. Профессиональные тексты содержат официальную дикцию, такую ​​как исследовательские отчеты, юридические документы и научные исследования.

  • Неформальная: Неформальная речь состоит из повседневного языка. В нем используются сленговые слова, сокращения и личные местоимения. Люди используют этот тип дикции в случайных разговорах и при общении с друзьями и семьей.

  • Разговорный: Разговорная речь относится к словам или выражениям, произнесенным в определенное время и в определенном месте широким кругом людей. Он включает неформальную лексику и региональные выражения (например, газировка или газировка).

Разговорная речь
  • Сленг: Сленг крайне неформален и часто используется только определенной группой людей или профессий. Эти слова и фразы часто относятся к поколениям, и слова часто заменяются по мере смены поколений (например, классный или крутой). Хотя сленг похож на разговорный язык, он не так широко распространен и определяется не только регионом.

  • Конкретность: Конкретная речь — это когда писатель использует буквальное определение (обозначение). Эти слова не поддаются интерпретации и не вызывают эмоционального отклика.

  • Abstract: Абстрактная дикция состоит из слов, которые не могут быть описаны ни одним из пяти чувств. Этот язык описывает нематериальные качества, такие как любовь, отвращение и счастье.

  • Педантичность: Академические, технические и очень подробные слова классифицируются как педантичные. Педантичные персонажи часто говорят очень образованно, но иногда исправляют даже самые мелкие ошибки, что раздражает окружающих.

Педантическая дикция
  • Поэтическая: Поэтическая дикция включает тип языка, используемого в поэзии, который отличается от обычной разговорной дикции. Эти слова создают ритм и рифму, заложенные в поэтическом стихе.

  • Жаргон: Жаргон — это язык, посвященный определенной области обучения, которая может включать профессию, торговлю или хобби.

Примеры дикции

В следующей таблице приведены примеры основных типов дикции:

Словарные примеры
Тип Пример Применение
Официальный По словам доктора Смита, существует 30-процентная вероятность того, что результаты эксперимента не будут точными. исследования, научные исследования, техническое письмо
Неофициальный Хэнк сказал нам, что тест не даст правильных результатов. личных писем, электронных писем, разговоров с семьей и друзьями, художественных произведений
Разговорный Вы все хотите посмотреть, какое ужасное испытание проделывает Хэнк. художественных и поэтических произведений
Сленг Тест Хэнка еще далеко, но результаты не будут отличными. беседы с родными и близкими, художественные и поэтические произведения
Бетон Хэнк ввел результаты в компьютер. все виды письма
Аннотация Любовь Хэнка к науке не влияет на его духовные убеждения. все виды письма Педантичный Результаты Хэнка не учитывают ответвления атомной структуры, которые может понять даже ребенок. художественных произведений, научных статей Поэтический «Разум и Ньютон — две вещи, / Ибо так поет ласточка и воробей. / Разум говорит «Чудо», Ньютон говорит «Сомнение». — Уильям Блэк поэзия Жаргон Гипотеза Хэнка не учитывала эффект Доплера. профессии, ремесла, хобби

Дикция в литературе

Следующие примеры демонстрируют использование дикции из различных литературных произведений:

Убить пересмешника при каких обстоятельствах. В детстве Джем использует разговорный язык и неформальную дикцию, что помогает продемонстрировать его возраст. Аттикус, отец Джема, использует сочетание неформальной («народные») и формальной («заслуживающие полного уважения») манеры речи. Используя несколько типов дикции, Ли развивает Аттикуса как многогранного, поскольку он одновременно и отец, и юрист:

Библия короля Иакова: Из-за характера материала рассказы в Библии короля Иакова включают абстрактную и формальную речь в сочетании с неформальной речью (личными местоимениями), что может помочь читателю понять информацию.

Дикция в поэзии

Следующие примеры демонстрируют использование дикции из различных стихотворений:

«Потому что я не мог остановиться перед смертью» Эмили Дикинсон: Дикинсон использует абстрактную дикцию, сохраняя при этом определенное количество ударов в каждой строке. (через восемь и шесть). Слоговый рисунок создает музыкальный эффект, делая ее дикцию поэтичной:

Сонет 30 Уильяма Шекспира: Форма сонета использует поэтическую дикцию как через размер (количество ударов в строке), так и через схему рифмовки. С пятью наборами безударных и ударных слогов и схемой рифмовки ABAB CDCD EFEF GG поэты могут использовать язык для создания ритмического рисунка:

Дикция: определение и примеры | LiteraryTerms.net

I. Что такое дикция?

Дикция (произносится как ДИК-шун) относится к выбору слов и формулировкам в любом письменном или устном тексте. Можно сказать, что у многих авторов есть собственная «дикция», потому что они склонны использовать одни слова чаще, чем другие, или формулировать вещи уникальным образом. На самом деле у каждого автора (и у вас в том числе) выработана уникальная дикция!

Дикция также может означать «произношение», но мы пока проигнорируем это определение, так как эта статья в основном посвящена письму, а не устной речи.

 

II. Примеры и пояснения

Буквально все, что когда-либо было написано, является примером дикции! Но вот несколько особенно интересных примеров.

Пример 1

Да, хотя я и иду долиною смертной тени, не убоюсь зла: ибо Ты со мною; твой жезл и твой посох, они утешают меня. (Псалтирь 23:4)

Библия короля Иакова имеет очень своеобразную дикцию, в которой используются такие слова, как «да» и «твой». Многие из этих терминов были довольно стандартными в то время, когда первоначально была написана версия Короля Иакова, но, тем не менее, сегодня в них легко распознать «библейский» язык.

Пример 2

Ваше письмо так же прозрачно, как смесь измельченных частиц породы с водой разной консистенции? Или это так же ясно, как грязь? (Грэм Хопкинс, The Write Stuff)

Статья Грэма Хопкинса о нечетком письме начинается с замечательного примера того, как дикция меняет то, как мы читаем предложения. Эти две фразы означают одно и то же («чистый как грязь»), но в первой версии для выражения этой идеи используются всевозможные длинные слова и чрезмерно сложные фразы. Цель Хопкинса заключалась в том, чтобы показать, как излишне сложная дикция может снизить качество написанного.

 

III. Типы дикции

Типов дикции столько же, сколько и писателей, и полного списка их всех никогда не будет. Более того, все эти разные стили различаются по множеству переменных, таких как формальный/неформальный, простой/сложный и современный/архаичный. Однако самое основное различие между формальной дикцией и неформальной дикцией.

A. Формальная речь

Когда вы пишете эссе, диссертацию, деловое письмо или другое официальное сообщение, важно использовать формальную речь. То есть следует избегать сокращений (не, не надо) и просторечий (сленга). Также важно убедиться, что ваша грамматика и использование слов соответствуют «учебнику», поскольку ошибки в этой категории могут сделать вашу работу неряшливой или небрежной.

B. Неформальная речь

Во многих случаях можно использовать неформальную речь. Это включает в себя личные электронные письма людям, которых вы хорошо знаете, и определенные творческие проекты. (Большинство современных романов написаны довольно неформальным языком, в отличие от более старых романов, которые, как правило, были более точными и формальными.) Неформальный стиль иногда называют «народным», что означает «повседневная речь».

 

IV. Важность дикции


Дикция – это главное, что задает тон произведению. Если ваша речь формальна, то и произведение в целом будет восприниматься как формальное; если это причудливо, то ваше письмо будет казаться причудливым и так далее. Дикция не имеет какой-либо конкретной риторической цели — она просто создает общий «смысл» вашей работы.

В романах и рассказах дикция также может помочь вам создать портрет ваших персонажей. То, как кто-то говорит, многое говорит нам о нем, и хорошие авторы используют это в своих интересах при создании персонажей. Например, высокообразованный персонаж с большей вероятностью будет использовать загадочные слова и сложную структуру предложений, в то время как более приземленный персонаж будет избегать такой дикции. Точно так же молодой персонаж с большей вероятностью будет использовать сленг, чем старший.

 

V. Примеры лексики в литературе

Пример 1

Каждая жизнь состоит из многих дней, день за днем. Мы идем сквозь себя, встречая разбойников, призраков, великанов, стариков, юношей, жен, вдов, братьев по любви. Но всегда встречаемся сами. (Джеймс Джойс, Улисс )

Джеймс Джойс был известен тем, что использовал диковинную, нестандартную манеру речи в своих романах. В этом примере мы можем видеть нестандартные термины, такие как «братья по любви» и «идти через себя», давая нам понять, что он пишет в уникальном стиле, который мало кто, кроме автора, может понять.

Пример 2

Неверен тот, кто прощается, когда дорога темнеет. (J.R.R. Tolkien, The Lord of the Rings )

Толкин думал о своем Lord of the Rings как о произведении мифологии, а не как об обычном романе, и мы можем видеть это в его дикции. Язык у него совсем не просторечный – то есть в нашем мире никто так не говорит! Но он служит для того, чтобы вызвать мифическое прошлое и мир магии и монстров, как и задумал Толкин.

Пример 3

Сомневаешься, что звезды — огонь, сомневаешься, что солнце движется. Сомневаюсь в истине, чтобы быть лжецом, но никогда не сомневаюсь, что я люблю. (Уильям Шекспир, Гамлет )

У Шекспира была удивительно уникальная дикция – по крайней мере, так она звучит для нас сегодня. На самом деле непросто сказать, насколько это уникальная дикция Шекспира, а насколько диалект елизаветинской Англии. В любом случае, современный читатель может легко сказать, что Шекспир пишет по таким признакам, как местоимения (тебе/ты) и спряжения глаголов (9). 0249 делает вместо делает ).

 

VI. Примеры дикции в поп-культуре

Пример 1

Сленговые термины — отличный пример народной дикции. Они особенно полезны, потому что резко меняются между субкультурами и эпохами. Фраза «чувак, это круто» указывает на культуру скейтеров 1990-х, тогда как термин «домашний» указывает на культуру хип-хопа того же периода (многие из этих терминов снова входят в моду в бесконечном цикле реинкарнации поп-культуры). ). Очевидно, что важно избегать таких разговорных выражений в формальном письме, и вы должны использовать их с осторожностью и в других формах письма, особенно если вы не принадлежите к группе, с которой связан конкретный сленговый термин. Во многих контекстах использование сленга таким образом может быть сочтено оскорбительным.

Пример 2

Популярно-фантастический сериал Firefly придает своим персонажам особенно характерный язык. Поскольку сериал представляет собой гибрид жанров научной фантастики и вестерна, его персонажи, как правило, говорят в стиле, ставшим популярным в вестернах, — они звучат как ковбои, несмотря на то, что живут на космическом корабле. Это помогает задать тон сериалу и дает фанатам возможность понять дух «дикого запада» в его сеттинге.

 

VII. Родственные термины

Идиома

Идиома имеет несколько различных значений. По одному определению, это в основном синоним слова «дикция» — это то, как конкретный автор или группа авторов выбирают для самовыражения. Во втором определении это общепринятая фраза или «поговорка». Согласно этому определению, идиомы составляют большую часть того, что определяет авторскую дикцию. Автор, использующий народную идиому вроде «Я не весенний цыпленок», использует совершенно иную формулировку, чем тот, кто говорит: «Вряд ли я думаю, что я настолько наивен, чтобы стать жертвой такого уклонения». Но они в основном говорят одно и то же.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *