что это в психологии, виды и формы детерминизма
Главная » Семья » Психология личности
Опубликовано:
Детерминация – это в психологии первопричина, взаимосвязь и взаимовлияние феноменов и процессов. В психологии краткое определение детерминизма простыми словами сводится к наличию причин и влияющих механизмов, которые определяют поведение индивида, а также характер его социальной и психической активности. Подразумевается, что поведенческие модели формируются не случайно, а вследствие определенных причин. Выделяют разновидности детерминизма исходя из характера детерминант – влияющих факторов (например, биологические, культурные).
Определение
Детерминизм в психологии отражает причинно-следственные связи между психическими проявлениями и факторами, которые их провоцируют. Суть детерминизма сводится к обязательному наличию причин для происходящих психических феноменов. Психические явления происходят под влиянием многочисленных факторов – внутренних и внешних. К первой группе относят мотивацию и целеполагание, ко второй – наследственную предрасположенность, влияние социальной среды и накопленного опыта.
Детерминация – это такой подход к рассмотрению психических процессов, который предполагает наличие влияющих факторов, что вызывает необходимость изучения причин поведенческих реакций для понимания сути психических феноменов и явлений. Причинность носит однонаправленный, односторонний и необратимый характер – подразумевается первичность причины и вторичность вытекающего из нее следствия. Причина предшествует следствию, обратное невозможно.
В рамках концепции детерминизма рассматриваются такие категории, как необходимость и случайность. Под необходимостью подразумевается процесс, феномен, явление, которые обязательно происходят при заданных условиях. Причем сущность явления неизменна, но под влиянием обстоятельств, которые складываются вариативно, результат может различаться. Случайность отражает наличие разных форм проявления необходимости, варьирующихся относительно исходного варианта.
Категория действительности понимается как исходные обстоятельства. Категория возможности отражает изменения, которые происходят в период от текущего до будущего положения действительности. Возможность – предпосылки, существующие в настоящем и направленные на изменение действительности. Выделяют абстрактные (теоретические, ничем не обоснованные) и реальные возможности.
Детерминизм в психологии – подход к изучению психической деятельности человека с целью выявления принципов и механизмов психических реакций. Основные задачи такого подхода – выявление закономерностей в поведении человека, понимание психических процессов, которые определяют активность индивида. Например, формирование поведенческих моделей ребенка происходит с раннего детства под влиянием воспитания, окружающей среды, культуры.
На становление характера и темперамента влияют физиологические процессы, направленные на естественное созревание в рамках физического и психического развития. Общение, поддержание диалога со взрослыми является стимулом развития ребенка. Детерминация поведения индивида рассматривается с точки зрения рефлекторных и произвольных реакций. В первом случае подразумевается непреднамеренное, непроизвольное реагирование на внешние стимулы как проявление безусловных и условных рефлексов.
Во втором случае предполагается произвольное, волевое, осознанное реагирование на внешние стимулы. Социальная среда корригирует личные намерения индивида, определяет его роль в рамках социума, стимулирует его активность. Внешние стимулы могут выражаться в принуждении, манипуляциях, психологическом давлении и физическом насилии.
Детерминистический подход к изучению психических явлений основан на принципе причинности. Причинность рассматривается как совокупность обстоятельств, которые предшествуют следствию и провоцируют его. Детерминистический подход подразумевает учет влияния разносторонних факторов. Например, системный детерминизм рассматривает зависимость элементов системы от характеристик и свойств целого.
Детерминизм в форме обратной связи предполагает воздействие следствия на причину, которая его спровоцировала. Статистический детерминизм отражает наличие при одинаковых причинах разных эффектов-результатов, которые изменяются в рамках статистической закономерности. Детерминанты – это в психологии первопричины и факторы, обуславливающие процесс. Выделяют детерминанты, определяющие характеристики и уровень развития личности:
- Экономический, образовательно-культурный уровень, достигнутый в социуме.
- Особенности воспитания и взаимоотношения родителей в семье (например, неполные семьи).
- Степень удовлетворения нужд, доля неудовлетворенных потребностей.
- Уровень правовой защиты.
- Этнические и культурные традиции.
Детерминанта – это такое понятие, которое в психологии отождествляется с первопричинами, в совокупности обуславливающими поведенческие реакции и психические процессы, что отражает влияние сторонних и внутренних механизмов на активность индивида. Поведенческие модели формируются, претерпевая воздействие психосоматических характеристик (генетические особенности, заболевания, психоэмоциональный фон) и микросоциальных факторов – порядок воспитания, взаимоотношения в семье и небольших группах социума (детский сад, круг друзей, школа).
На развитие личности влияют особенности профессиональной деятельности (подверженность стрессам, ненормированный режим и график труда), социально-экономическая ситуация, в том числе такие события, как экономический кризис, военные действия. Субъективные детерминанты, влияющие на формирование поведенческих моделей, включают саморазвитие, самосознание индивида, наличие мотивации, уровень притязаний.
Коэффициент детерминации – доля дисперсии (показатель разброса, отклонения данных) зависимого признака, рассматриваемая под углом влияния, корреляции (взаимная связь) независимых переменных. Простыми словами значение коэффициента детерминации сводится к отражению степени вариации полученного в результате признака под влиянием причинных, факторных признаков.
Селф-детерминизм кратко – это способность индивида определять цели, управлять своими действиями. Понятие селф-детерминизм появилось благодаря Рону Хаббарду и основанному им течению саентологии. Это явление рассматривается в контексте состояния, когда индивид направляет свои действия исходя из поставленной задачи.
Формы
Начальные представления о детерминизме в психологии отражали примитивное понимание психических процессов, это нашло воплощение в представлении психических реакций как ответа на внешние стимулы. В этот период в практику введены понятия аффекта, условных и безусловных рефлексов. Факторы, определяющие поведение индивида, включали желание, удовлетворение, неудовлетворение.
Теория Дарвина положила начало биологическому детерминизму в психологии, это принцип, который позволил выявить взаимообусловленность сознательно-волевой сферы и физических характеристик. Психика стала рассматриваться как функция, необходимая для выживания человека. Биологическая форма предусматривает отсылку к функциям мозга, генетическим и физиологическим взаимосвязанным и взаимообуславливающим факторам (коррелятам).
Изначально считалось, что психическая деятельность индивида основана на ощущениях и представлениях. В XIX веке описаны психические процессы, не подвластные естественным физиологическим реакциям. В их числе апперцепция (восприятие предметов внешнего мира в тесной взаимосвязи друг с другом), волевое усилие, личностный выбор. В конце XX века появляется понятие функционального и системного видов детерминизма.
В первом случае речь идет о толковании психических феноменов с точки зрения их функций и вовлечения адаптивных механизмов. Во втором случае психические феномены рассматриваются в рамках взаимосвязи с общей системой. Выделяют статистическую и вероятностную формы детерминизма, когда прогнозируются поведенческие реакции индивида. Лингвистическая форма предполагает рассмотрение процессов восприятия и мышления представителей разных культур с учетом взаимосвязи с языковыми особенностями группы.
Психологический детерминизм проявляется под влиянием внешних и внутренних стимулов, что обуславливает появление форм – внешнего и внутреннего детерминизма. В первом случае рассматриваются поведенческие и физиологические реакции индивида, возникающие на внешние стимулы. Во втором случае предполагается влияние на активность индивида внутренних детерминант – поставленной цели, мотива, смысла деятельности.
Форма, затрагивающая пограничные аспекты между внешним и внутренним детерминизмом, рассматривается в рамках глубинной психологии (ряд направлений в психологии, ориентированных на наблюдение бессознательных психических реакций). Согласно концепции пограничной формы, внимание акцентируется на бессознательных реакциях, которые преподносятся как основные регуляторы поведения человека. В теории генетической детерминации поведение индивида обусловлено влиянием наследственных факторов.
Концепция культурной формы раскрывает влияние окружающей действительности, внешней среды на поведенческую и социальную активность личности. Явление рассматривается в рамках культурно-исторического течения в психологии. Культурная форма детерминизма – основополагающее звено передачи культурного опыта.
В психотерапевтической практике применяются принципы причинного детерминизма, когда устанавливается связь между психическими расстройствами и влияющими факторами далекого прошлого, например, психотравмирующими ситуациями из раннего детства. В данном случае применяются методы психоанализа.
Детерминация в психологии отражает подход к изучению поведенческих моделей человека в тесной взаимосвязи с причинами и факторами, определяющими психические реакции.
0 1 118 просмотров
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Социальная детерминация развития личности.
Как и в трудах других отечественных психологов, идея социальной детерминации личности занимает в концепции Ананьева одно из центральных мест. Социальный фактор рассматривается им опосредованно, через понятия социального статуса, социальной ситуации, образа жизни и проч. Он наиболее тщательно исследовал проблему индивидуального развития человека. В этой комплексной проблеме он выделял понятия индивида, личности, субъекта, человека. Личность рассматривается им как наиболее позднее образование по сравнению с индивидом. Это «связано с образованием постоянного комплекса социальных связей, регулируемых нормами и правилами, освоением средств общения… предметной деятельности… Подобно тому, как начало индивида — долгий и многофазный процесс эмбриогенеза, так и начало личности — долгий многофазный процесс ранней социализации индивида, наиболее интенсивно протекающий на втором-третьем годах жизни человека» (Ананьев Б.
Социальная детерминация личности рассматривается не как подчинение личности обществом или подавление ее биологической природы, а как выделение личности из общества «путем свертывания в ее системе части проходящего через нее движения общественной деятельности» (271, с. 175).
Личностные особенности формируются как психологическое обеспечение деятельности субъекта включенного, на основе сложившихся базовых ценностей, в разные социальные ситуации — в ситуацию с «жесткой» структурой традиционно — родового общества и в ситуацию с «жидкой структурой» демократического общества. Особенности включения определяются выбором субъектной функции, реализуемой субъектом во взаимодействии. В.К.Шабельников выделяет следующие частичные социальные роли, представляющие собой типы субъектных функций во взаимодействии:
S координатор
S оценщик
S объект потребности ** S потребитель S исполнитель
Положение о первичности социальной детерминации развития личности не означает полного игнорирования биологических особенностей человека. В отечественной психологии признается влияние биологической сущности человека на личностное развитие. Особо подчеркивается ее воздействие на темп и уровень развития.
Концепция А.Н. Леонтьева продолжала линию Л.С. Выготского, утверждая роль социальной детерминации в развитии личности. Основой замысел теории личности А.Н. Леонтьева можно понять исходя из решения им основной критической задачи — преодоления натуралистического понимания личности.
На всем протяжении истории человечества, вплоть до наших дней, развитие социальных отношений складывается не в пользу личности, ее свобод и плодотворного функционирования. В основу отношений в обществе кладется принцип подчинения и самоподчинения человека вначале роду-племени, а затем государству, различным коллективам, где над всеми другими принципами возвышается принцип единства, наиболее значительно обусловленный в философии Гегелем: «… всемирной истории, индивиды служат лишь в качестве средства ее поступательного движения».
Будучи существом общественным, человек осуществляет свою деятельность не изолированно, а в процессе взаимодействия о другими людьми. При этом каждый человек преследует свои собственные, сознательно поставленные цели, а общий итог («равнодействующая») такого множества действующих по разным направлениям стремлений и из разнообразных воздействий на внешний мир, » это, собственно, и есть история. Вопрос сводится к тому, чего хочет это множество отдельных лиц. Воля определяется страстью и размышлением. Но те рычаги, которыми непосредственно определяются страсть и размышления бывают самого разнообразного характера.
Признание детерминированности человеческих поступков дает объективную картину (основу) для научной оценки социальных действий личностей. Центральным звеном механизма социальной детерминации деятельности людей являются их потребности и интересы, ибо, именно с их помощью и через них объективное переводится в субъективное и благодаря им формируется специфический социальный субъект со своими стремлениями, целями, ожиданиями; они побуждают людей к деятельности, являются источником их активности. В этом смысле они выступают непосредственными детерминантами и побудительными мотивами человеческой деятельности. Следовательно, люди действуют в соответствии со своими потребностями и интересами. Но чтобы стать побудительным мотивом к деятельности, и те и другие должны быть осознаны. Поэтому сознание в виде «осознанных побуждений» выступает необходимым посредствующим эвеном в цепи детерминации человеческой деятельности.
В связи с конкретизацией идеала (в сознании) встает важная проблема выбора средств для осуществления поставленных целей, а также определения отрезка исторически необходимого времени. Речь идет о том, чтобы эти средства были достаточны и чтобы они соответствовали поставленной цели. Правильно поставленная цель и соответствующие средства ее достижения с большей вероятностью позволяют достигнуть адекватного результата.
Проблема совпадения социальных целей и результатов деятельности является основополагающей для развертывания процесса сознательного творчества в истории. Познание существенных связей и закономерностей общественного развития является предпосылкой успешной и сознательной социальной деятельности, включающей в себя формирование социально-значимых целей и их реализацию.
Если потребность характеризует должное как отличное от имеющегося, то проблема характеризует противоречие между ними.
Удовлетворение не всякой потребности является проблематичным, а лишь такой, для удовлетворения которой отсутствуют условия.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Социальная детерминация развития личности.
От 250 руб
Контрольная работа
Социальная детерминация развития личности.
От 250 руб
-
Курсовая работа
Социальная детерминация развития личности.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Самоопределение: определение, теория и примеры
Самоопределение: определение, теория и примеры Сара Спербер Что такое самоопределение? Читайте дальше, чтобы узнать, что такое самоопределение, теорию, стоящую за ним, примеры и советы по повышению самоопределения. *Эта страница может содержать партнерские ссылки; это означает, что мы зарабатываем на соответствующих покупках продуктов. Почему вы делаете то, что делаете? Почему вы почистили зубы этим утром, или пошли на работу, или нажали на эту статью? Можно ли изменить свое поведение или чувствовать себя по-другому, когда вы это делаете? Как мы узнаем ниже, в основе всего нашего поведения лежит мотивация. Даже для деятельности, которую вам не хочется делать, например, мыть посуду, когда вы устали ночью, какая-то мотивация подталкивает вас к этому (например, неприятная мысль о том, что вы проснетесь завтра с грязной посудой). Но не всякая мотивация одинакова: мы также увидим, что мотивация сложнее, чем просто ее больше или меньше. Теория самоопределения является широко признанной основой для понимания мотивации и влияния, которое различные типы мотивации могут оказывать на различные аспекты благополучия. Читайте дальше, чтобы узнать об основных принципах теории самоопределения и о том, как вести более самостоятельную жизнь. Прежде чем вы начнете, мы хотели бы рассказать вам о нашей викторине о самочувствии , которая расскажет вам немного о вашем текущем уровне самочувствия. Или, если вы предприниматель, консультант или тренер, загрузите нашу электронную книгу Wellness Business Growth, чтобы получить советы экспертов, инструменты и ресурсы для быстрого развития вашего бизнеса. Вы терапевт, тренер или предприниматель в области велнеса? Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобыузнать, как экспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес! ✓ Сэкономьте сотни часов времени ✓ Зарабатывайте больше долларов быстрее Что такое самоопределение? Определение Психологи, разработавшие теорию самоопределения, определили самоопределение следующим образом: «Самоопределение означает действие с чувством выбора, воли и обязательства, и оно основано на внутренней мотивации и интегрированной внешней мотивации» (Deci & Ryan, 2010). Читайте дальше, чтобы узнать больше о теории, лежащей в основе самоопределения, в том числе о различиях между внутренней и внешней мотивацией и о том, что означает «интеграция» внешней мотивации. О теории самоопределения Как самоопределение связано с мотивацией? Разработчики теории самоопределения считали, что эта бихевиористская точка зрения не учитывает сложные мысли, которые есть у людей, и которые, по их мнению, могут однозначно влиять на мотивацию определенного поведения. Кроме того, они не считали, что мотивацию следует рассматривать как «единую» концепцию, согласно которой ее либо больше, либо меньше — вместо этого они подчеркивали, что могут быть разные типы мотивации, в частности внутренняя и внешняя мотивация (Deci & Ryan, 1985). Наконец, они полагали, что тип мотивации, лежащей в основе поведения, имеет серьезные последствия для производительности и благополучия. Теория самоопределения Деси и РайанаПсихологи Эдвард Деси и Ричард Райан впервые представили теорию самоопределения (сокращенно называемую SDT) в своей книге 1985 года «Внутренняя мотивация и самоопределение в поведении человека». Они предполагают, что существует четыре различных типа регуляции поведения или мотивации, два из которых являются автономными, а два – контролируемыми. В этой теории автономное регулирование является основой для самоопределения (Deci & Ryan, 2010). Ниже мы будем использовать пример тренировки на инструменте, чтобы проиллюстрировать различные типы мотивации. Автономное регулирование 1. Внутренняя мотивация: делать что-то, потому что это по своей сути интересно или приятно. 2. Внутренняя внешняя мотивация: делать что-то, что изначально было мотивировано внешними факторами, но теперь вы усвоили ценность этого. В приведенном выше определении этот тип мотивации также упоминается как «интегрированная» мотивация. Пример: Упражнение на инструменте, потому что теперь вы полностью усвоили его неотъемлемую ценность, хотя первоначально вы занимались, потому что ваши родители сказали вам об этом. Контролируемое регулирование 1. Внешняя мотивация: делать что-то, потому что это приводит к отдельному результату, такому как похвала. 2. Интроецированное регулирование: выполнение чего-либо, потому что вы частично усвоили внешнюю мотивацию и принуждаете себя к этому. Этот тип мотивации часто также связан с чувством вины. Как видно из этих примеров, как автономная, так и контролируемая мотивация могут приводить к одному и тому же поведению. Однако качество поведения и ваш опыт его выполнения могут варьироваться в зависимости от того, какой тип мотивации стоит за ним. Читайте дальше, чтобы узнать, как самоопределяемое поведение влияет на эмоции, производительность и общее самочувствие. Видео: Эдвард Деси — Теория самоопределенияВ этом видео вы можете посмотреть, как Эдвард Деси резюмирует теорию самоопределения своими словами. Примеры самоопределенияВот несколько примеров самоопределяемого поведения, некоторые из которых мотивированы внутренними мотивами, а некоторые могут быть интернализованными внешними мотивами:
Принципы самоопределенияТеория самоопределения утверждает, что у людей есть три психологические потребности для оптимального благополучия и производительности: связанность, компетентность и автономия. Когда кто-то чувствует себя связанным с другими, компетентным и как будто он действует с чувством воли, он будет иметь автономную мотивацию или самоопределение (Deci, 2017; Deci & Ryan, 2012).
Хотя основное внимание в этой области и в этой статье уделяется автономии, исследование показывает, что для содействия самоопределению в себе или других важно создать благоприятную среду, которая удовлетворяет все три вышеуказанные потребности ( Деси и Райан, 2012). Как самоопределение может повлиять на благополучиеТак почему же важны эти различные типы мотивации или регулирования? Если вы в конечном итоге будете вести себя одинаково, имеет ли значение, что их мотивирует? Что ж, ваш собственный опыт может подсказать вам, что тип вашей мотивации может влиять на то, как вы себя чувствуете, когда совершаете какое-либо поведение. В приведенных выше примерах игры на инструменте, как ваш опыт может отличаться в зависимости от типа мотивации, лежащей в основе вашей практики? Исследования, связанные с теорией самоопределения, показали, что автономное регулирование связано с более высоким общим благополучием. «То поведение, которое более самоопределимо и менее контролируемо, связано с более сильным чувством личной приверженности, большей настойчивостью, более позитивными чувствами, более качественной работой и лучшим психическим здоровьем» (Deci & Ryan, 2000). Исследования показали, что автономная мотивация также связана с большей креативностью и улучшенным решением проблем (Deci, 2012). Имея это в виду, было бы полезно узнать, как увеличить объем автономной регуляции в своей жизни. Для этого вы можете работать над созданием благоприятной среды для себя на основе вышеупомянутых принципов связанности, компетентности и автономии. Читайте дальше, чтобы узнать несколько советов, как жить более самостоятельной жизнью. Видео: продвижение мотивации, здоровья и совершенства от соучредителя теории самоопределенияВ видео ниже вы можете посмотреть, как Эд Деси рассказывает о некоторых исследованиях, связанных с теорией самоопределения, мотивацией и благополучием. Навыки самоопределенияМногие исследователи изучают теорию самоопределения из-за заинтересованности в том, чтобы мотивировать других делать что-то, например, для повышения производительности на работе или для поощрения определенного поведения в отношении здоровья. Тем не менее, возможно, вы читаете эту статью, потому что заинтересованы в повышении собственного чувства самоопределения. Итак, исходя из вышеизложенных принципов, каковы некоторые способы взращивания самоопределения? Родство Компетентность Как насчет занятий, в которых вы совсем новичок? Например, допустим, вы хотите выучить новый язык. Будучи новичком, вы не сразу станете экспертом. Однако компетентность также влечет за собой чувство способности достичь своих целей — как вы можете настроиться на то, что вы можете достичь этой цели? Возможно, это включает в себя ежедневную языковую практику, работу с учителем, который может привлечь вас к ответственности, или постановку конкретной цели (например, выучить определенное количество новых слов к определенной дате). Это тонкое изменение мышления может помочь повысить ваше чувство компетентности и, в свою очередь, ваше самоопределение. Самостоятельность В: Почему я занимаюсь спортом? Как видите, иногда вашего первого «почему» может быть недостаточно, чтобы полностью соединиться с вашими глубочайшими ценностями. Продолжая задаваться вопросом, почему вещи важны для вас, вы можете обнаружить ценности, которые действительно движут вашей мотивацией, усвоить эти ценности и создать большее чувство автономии в своей жизни. Другие статьи, связанные с мотивацией и постановкой целейВот несколько дополнительных статей, которые могут помочь вам узнать больше о мотивации и о том, как достичь своих целей.
| Вы терапевт, тренер или предприниматель в области велнеса? Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как быстро развивать свой оздоровительный бизнес! Ключевые статьи:
|
Теория самоопределения (определение + примеры)
Подумайте о своих целях на месяц, год или даже на всю жизнь. Каких целей вы полны решимости достичь? Что движет вашим выбором и побуждает к действию?
Когда вы знаете ответы на эти вопросы, вы, вероятно, будете лучше понимать, как достичь своих целей и как добраться туда, где вы хотите быть в жизни. Мы все хотим улучшить свои обстоятельства: мы хотим иметь больше денег, лучшую работу, больше друзей или проводить больше времени, занимаясь любимым делом. Но процесс, в котором мы попадаем из того, где мы находимся, туда, где мы хотим оказаться, во многом зависит от нашего самоопределения.
Что такое теория самоопределения в психологии?
Теория самоопределения рассматривает роль внутренней и внешней мотивации в нашем самоопределении и удовлетворении трех основных человеческих потребностей. Когда наши основные потребности удовлетворены, мы можем достичь психологического роста и оптимального благополучия.
Что такое самоопределение?
Прежде чем мы углубимся в детали фактической теории самоопределения, я хочу дать определение самоопределению. Самоопределение — это вера в то, что, поставив перед собой цель и предприняв правильные действия, вы можете исполнить предназначение, которое выберете для себя. Это идея о том, что если вы хотите стать главным псом в политике, вы можете это сделать. Если вы хотите стать более счастливым человеком, у вас есть возможность достичь этих целей самостоятельно.
Самоопределение является центральной концепцией позитивной психологии. Если психологи могут помочь людям подняться и реализовать свое предназначение, то они действительно смогут сделать этот мир лучше, безопаснее и продуктивнее.
История позитивной психологии
Теории о самоопределении действительно стали популярными, когда психология перешла от психоанализа и бихевиоризма к позитивной и когнитивной психологии. Вместо того, чтобы выяснять, что не так с людьми и как другие могут контролировать их поведение, психологи начали искать способы улучшить свое положение и стать лучше.
Одной из первых идей, отметивших этот сдвиг, была идея выученной беспомощности. Мартин Селигманн, известный как один из отцов позитивной психологии, заметил, что собаки в лабораторных условиях были готовы предпринять действия для улучшения своего положения только тогда, когда считали, что способны это сделать. Если они считали, что не контролируют свою жизнь, они отказывались от простых задач и позволяли себе подвергаться раздражающему (или даже мучительному) обращению со стороны исследователей.
Эти идеи применимы и к людям. Когда мы верим, что контролируем свою судьбу, мы можем расти и двигаться вперед по пути к индивидуальному успеху.
Я упоминаю эти идеи, потому что они проложили путь теории самоопределения. Без этой новой волны сосредоточения внимания на положительных аспектах человеческого поведения, мотивации и решимости SDT, возможно, не стала бы популярной и упоминаемой теорией, какой она является сегодня.
Кто создал теорию самоопределения?
Позитивная психология заняла центральное место в мире психологии в 1960-х годах, когда Мартин Селигман впервые начал свои эксперименты на собаках в Пенсильванском университете. В 1970-х годах психологи начали более внимательно изучать, как внутренняя мотивация влияет на поведение человека.
В 1975 году Эдвард Л. Деси и Ричард М. Райан опубликовали книгу «Внутренняя мотивация и самоопределение в человеческом поведении». Самая известная версия этой книги появилась десятью годами позже. Деси и Райан продолжили изучение этой теории и даже опубликовали более обновленную книгу по теории самоопределения в 2016 году.
Основные идеи этой теории не претерпели существенных изменений со времени первой публикации «Внутренней мотивации». Когда мы погружаемся в эти идеи, имейте в виду, что психология никогда не высечена на камне, и в будущем могут быть приняты различные точки зрения и теории самоопределения.
Континуум самоопределения
В основе теории самоопределения лежит движущая нами мотивация. Важно знать, что психологи признают два основных типа мотивации: внутреннюю и внешнюю.
Внешняя мотивация
Внешняя мотивация исходит извне человека. Если вас мотивирует действовать общество, правила, одобрение других или любой другой источник, который не является вашей собственной свободной волей, вы действуете на основе внешней мотивации.
Этот тип мотивации сформировал оперантное и классическое обусловливание. Психологи считали, что люди мотивированы наградами и наказаниями. Обучая другого человека с помощью наклеек, еды или одобрения, мы можем поощрять определенные виды поведения и препятствовать другим.
Пример теории самоопределения (внешняя мотивация)
Одним из примеров этого являются оценки и высшее образование. Вы можете обнаружить, что вас мотивирует мысль о том, что вам нужно получить оценку «А», которую хотят получить ваши учителя, или пособие, которое ваши родители дадут вам, если вы наберете 100%. Эти факторы могут повлиять на то, будете ли вы учиться, а также на то, как вы будете готовиться к тесту.
Внутренняя мотивация
Внутренняя мотивация, с другой стороны, является исключительно внутренней. Даже если бы вы были изолированы на острове без связи с внешним миром, внутренняя мотивация подтолкнула бы вас к изучению новых навыков и росту как личности. Этот тип мотивации был в центре внимания позитивной и когнитивной психологии.
Пример теории самоопределения (внутренняя мотивация)
Можно видеть, насколько внутренняя мотивация может быть более эффективной или продуктивной, чем внешняя мотивация. Я буду использовать пример обучения и оценок, чтобы показать, как; если вас мотивирует исключительно оценка или результат теста, вы можете учиться только «до теста». Вы можете даже поискать альтернативные способы получить оценку, приемлемую для внешних источников, например, обмануть на тесте или попросить кого-нибудь пройти тест вместо вас.
Когда вы стремитесь к росту и приобретению новых навыков, вы, скорее всего, глубже погрузитесь в материал и поймете предмет на более целостном уровне. Вы не просто запоминаете факты и цифры — вы взаимодействуете с материалом таким образом, что он застревает в вашем мозгу и даже связывается с другими идеями и предметами, не входящими в ваш тест.
Комбинация обоих
Так что же остается в SDT относительно внешней и внутренней мотивации? Хотя эта теория признает, что существуют обе формы мотивации, самоопределившиеся люди с большей вероятностью будут движимы внутренней мотивацией, чем люди, которые не самоопределены.
Конечно, наши действия редко мотивируются только внутренней или внешней мотивацией. Итак, Деси и Райан создали континуум, который варьируется от несамоопределения до самоопределения. На стороне несамоопределения находится амотивация — полное отсутствие мотивации. Континуум движется, чтобы показать различные типы внешней мотивации. Наконец, на стороне самоопределения находится внутренняя мотивация.
Каждое решение, которое мы принимаем, находится где-то на этой линии. Мы можем быть внешне мотивированы одобрением со стороны общества или другими наградами, но если действие также соответствует нашим собственным интересам или внутреннему удовлетворению, оно окажется в другой части континуума, чем действие, которое просто совершается из-за несоблюдения.
Каковы три компонента теории самоопределения?
Согласно SDT, у нас есть три основные потребности, которые определяют, как часто мы действуем, руководствуясь внутренней мотивацией, и достигаем психологического роста. Когда эти потребности удовлетворены, мы можем стать более самостоятельными. Этими потребностями являются автономия, компетентность и связанность.
Автономия
Автономия – это способность управлять собой или выбирать собственные действия. Когда вы чувствуете себя автономным, вы больше контролируете себя и свою судьбу. Это звучит знакомо? Подобно позитивному психологу Мартину Селигману, Деси и Райан считали, что вера в то, что вы контролируете свою судьбу, побуждает вас выбирать действия, которые приближают вас к собственной судьбе.
Например, если вы считаете, что мир никогда не проголосует за ваше избрание на политический пост, вы вряд ли сделаете что-либо для начала своей кампании. Но если вы верите, что ваши действия могут повлиять на других и поставить вас в положение, в котором вы хотели бы быть, вы будете действовать.
Компетентность
Компетентность — это способность использовать или приобретать навыки. Когда вы чувствуете, что способны чего-то достичь, вы с большей вероятностью предпримете необходимые для этого шаги. Если вы хотите покорить гору фри-соло, но не чувствуете себя компетентным в поднятии тяжестей, скалолазании или боулдеринге, вы можете не думать о фри-соло как о возможности. Но если вы верите, что у вас есть возможность расти и овладевать этими навыками, вы, скорее всего, внесете эту цель в свой список дел и добьетесь ее.
Родство
Последняя потребность — это родство. Это может показаться противоречивым, но вы чувствуете принадлежность к другим, вы, скорее всего, захотите думать, действовать и совершенствоваться для себя. Эта идея похожа на другую в психологии: Иерархия потребностей Маслоу. Удовлетворяя потребность в принадлежности, мы приближаемся на один шаг к самореализации.
Что теория самоопределения говорит об изменении поведения и мотивации?
Мотивация и самоопределение не закреплены внутри кого-то. Если вы чувствуете отсутствие мотивации прямо сейчас, вы можете найти людей, виды деятельности и формы мотивации, которые выведут вас из депрессии, удовлетворят потребности в автономии, компетентности и привязанности и приблизят вас к самоопределению.
Определенные виды внешней мотивации, в том числе одобрение со стороны коллег, могут помочь нам удовлетворить эти потребности и обеспечить рост внутренней мотивации. Например, вы можете пойти на занятие по йоге для начинающих и испугаться, что не можете сделать стойку на голове или даже коснуться пальцев ног. Если учитель или ваши сокурсники позволят вам почувствовать эту некомпетентность, вы вряд ли вернетесь в класс и продолжите заниматься. Но если учитель подбадривает вас и дает понять, что вы совершенны именно там, где вы есть, вы с большей вероятностью почувствуете себя компетентным и достаточно удобным, чтобы пойти на урок, даже без навыков человека или людей рядом с вами.