Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Доминанты пример: 1. приведите примеры доминанты и объясните почему при иллюзии установки мы не сразу замечаем фигуры…

Принцип Доминанты: redjit — LiveJournal

А поговорим мы об одномиз основных механизмов практики – принципе Доминанты. Именно благодаря этому принципу практика существует и именноиз-за этого принципа шансы каждого из насв практике ничтожны. Действительно, наше дело – оно действительно безнадежно,—на первых порах даже трудно представить себе – насколько оно безнадежно. Именно из-за принципа Доминанты личность наша настолько «зацементирована», что сделать с нейчто-то, выбраться из оков обусловленности фактически невозможно… Но, тем не менее,мы веримв полный успех, потому что именно принцип Доминанты дает нам возможность надеяться на то, что используя знание этого принципа, мы сможем таки выстроить практику так, что выйдем за пределы личностной обусловленности и придемк постижению Истины…

Принцип Доминанты обуславливает искажения нашего восприятия; это то, что не дает нам понять друг друга; это то,из-за чего вы не можете услышать меня и во всей полноте понять то, что я говорю;это то,из-за чего наше внимание отвлекается в самые ответственные моменты; это то, что полностью подрывает все наши усилия в канун решающего усилия; это то,из-за чего появляются искушения и соблазны сойти с Пути; это все проявления «злокозненного дьявола»… Наше восприятие, работающее по принципу Доминанты не дает нам воспринять даже ничтожную часть мира и себя…В тот момент, когда приходит очень важная для вас информация вы ее не слышите,не видите, пропускаете, забываете – это работа принципа Доминанты…

Принцип Доминанты – это то, что позволяет точно выстроить практику; это то, что позволяет подобрать нужные дозировки; это то, что дает возможность удерживать внимание в нужном диапазоне; это то, благодаря чему мы можем надеяться на то, что восприятие станет целостным; это то, что позволяет выйти за проявления доминант в диапазон чистого восприятия и пережить свою истинную природу. Только благодаря принципу Доминанты мы можем совершить любое действие. Без этого мы не могли быни поднять руку, ни сдвинутьсяс места,ни сказать слово… Не сформировав доминанту, мы не можем сделать никакого дела. Весь мир проявился, как доминанта, и существует по принципу Доминанты.

Естественно, сам принцип существует вне осознания его людьми. Был он известен под разными именами и использовалсяв практикес древних времен. Для наукии для современного языка принцип Доминанты был открыт в начале двадцатого века физиологом академиком Ухтомским. Кстати, кроме того, что этот человек был выдающимся ученым, он всей своей жизнью явил пример настоящего Подвижника. И я вам всячески рекомендую почитать его работы и, прежде всего, «Учение о Доминанте».Это гораздо более поучительные и практические работы, чем разнообразные околоэзотерические и квазиэзотерические книжки и брошюры, которые в изобилии лежат на лотках и в магазинах. «Учение о Доминанте» Ухтомского – это богатейший источник бесценных практических знаний. Там дается очень глубокое объяснение того, как работает человеческий организм, восприятие. Хотя Ухтомский писал о физиологии, принцип Доминанты описывает работу любой системы.

Начинались исследования Ухтомского так: он проводил опыты с лягушкамии заметил несколько любопытных явлений. Лягушка подвешивалась в приборе и ей электродом прижигалась лапка. Естественно, срабатывал рефлекс и лягушка отдергивала лапку. Явление известное. Но, то ли случайно, то ли еще как, Ухтомский проделал такой опыт: у лягушки сначала вызывался интенсивный глотательный рефлекс,— она начинала энергично глотать, и, в это самое время ей прижигали электродом лапку (но не сильным током). В результате результат был удивительным – вместо того, чтобы отдернуть лапку, лягушка начинала еще интенсивнее глотать. О чем это говорит? В то время, когда в организме сформирован какой-то преобладающий очаг возбуждения, то есть, весь организм поглощен каким-то очень интенсивным процессом, любые другие сигналы (если только они не были предельно сильными) подкрепляют этот процесс, суммируются в преобладающий очаг возбуждения.

Бесчисленные примеры работы этого принципа мы можем наблюдать постоянно на всех уровнях нашего бытия. Взять простую, но наглядную бытовую ситуацию: у вас заболел зуб и вы полностью поглощены этой болью. Что быне происходило, все только усугубляет вашу боль: зажегся или погас свет, проехала машина, зазвонил телефон, кто-то вас о чем-то спросил… Все ваши мысли, эмоции, помыслы и мечты – только о больном зубе и, даже если по какой-то необходимости они отклоняются в сторону, то вскоре вновь сворачивают в то же русло. Сигналы суммируются и усиливают господствующий очаг возбуждения.

Существуют три свойства нашего восприятия, которые наглядно отображают то, как работает принцип Доминанты. Это искажение, обобщение и опущение информации. Что такое искажение информации? Предположим, вам с детства родители тысячу раз повторяли: «Ты дурак!», ну, или еще какую-либо характеристику, неважно, положительную или отрицательную. И вы начинаете вести себя так, как будто вы действительно дурак (или кто-то там еще). Информация, которую вы будете воспринимать будет искажена, преломлена через сложившуюся в вашей психике, благодаря длительной культивации, доминанте, соответствующей убеждению «Я дурак». На менякто-токак-то посмотрел – это оттого, что я дурак!На меня вообще не посмотрели – потому, что я дурак!Мне ответилитак-тои так-то – потому что я дурак!И так далее. Все суммируетсяи усилит ваше убеждение не потому, что люди на вас действительно смотрели или не смотрели отвечали или не отвечали – у них могли быть свои, совершенно иные причины для этого, а потому что в вас существует доминирующее убеждение о себе. Каждый из нас носит в себе множество таких очагов, которые взаимосвязаны друг с другом одной большой доминантой – нашей личностью, и которые преломляют и всячески искажают информацию на всех уровнях восприятия,— начиная от физического тела и кончая системой ценностей. Тронь такой очаг хоть косвенно – начинает зудеть и притягиватьк себе все, что происходит. Одни ите же грабли, на которыемы постоянно наступаем, даже если исходные ситуации разные…

Вся личность — это совокупность отдельных очагов, отдельных доминант, проявляющихся в тех или иных ситуациях. Отдельные очаги могут «дремать», но, чуть только рядом пройдет какой-то сигнал, сильнее некого уровня,— доминанта тут же запускается и начинает тянуть одеяло восприятия на себя… Искажения информации происходят на каждом шагу. К любой информации мы вынуждены относится избирательно. Мы не можем воспринять все сразу, одновременно и одинаково. Когда мы читаем книгу, смотрим фильм, слушаем собеседника и в других функциях, мы выбираемкакие-то места, наиболее нас волнующие, наиболее близкие нашим собственным переживаниям и картине мира, а все остальное либо отсеиваем, либо искажаем, подгоняя под свои уже устоявшиеся модели, стереотипы, убеждения…

Опущение информации – это когда информация просто проходит мимо. Шоры восприятия. Узенький коридорчик. Часто мы опускаем информацию, которая могла бы оказаться очень полезной для развития, для осознания. Это называется «закрыть глаза» и «заткнуть уши». Отсеивается также то, что может противоречить картине мира, что может оказаться болезненно для личности. Те сигналы, которые для господствующего очага возбуждения являются посторонними или, как еще говорят, неспецифическими… Слепое пятно, хотя, как раз наоборот, то что мы можем воспринять, то что резонирует с доминантойличности,— это крохотное пятнышко в океане жизни.

У меня однажды был случай, ярко иллюстрирующий, что такое опущение и каким образом можно жить и не воспринимать большую часть жизни, большую часть информации о мире.Это произошлово время одной психотерапевтической работы. Хотя я много читал и знало таких явлениях, но, когда это произошло у меняна глазах,я пережил потрясение, потому что впервые увидел как человек может не воспринимать то, что как говориться у него перед самым носом. А дело было так. Года три назад я консультировалв одной крупной больнице. Работал, в основном,с наркоманами. Одним из моих пациентов был молодой паренек, назовем его Саша. Мы уже заканчивали с ним работу – дело двигалось к выписке.Саша не успел еще сильно втянуться в зависимостьот наркотикаи дела его продвигались довольно хорошо. По крайней мере нам с ним удалось найти иные важные потребности в его жизни и сфокусировать внимание на них. Вообще, наркомания почти неизлечима, но Саша подавал надежды и шансына другой образ жизни у него появились. Саша был очень гипнабельным и превосходно входил в транс, чем я и решил воспользоваться на последнем сеансе. Итак, последний сеанс,—в кабинете находимся я, Саша и моя помощница Оксана. Я погрузил Сашу в транси произнес: «Когда ты откроешь глаза, ты увидишь, что в кабинете находимся только мы трое – я, ты и Оксана».И тут жея попросил Оксану привести в кабинет двух других пациентов. Это были недавно поступившие наркоманы. Саша их знал, так как они лежали в соседних палатах. Но Саша сразу после сеанса шел на выписку – он ужене был наркоманом (мы с ним сформировали убеждение, что он уже полноценный, здоровый человек с новыми интересами и ценностями), а те два были в его восприятии наркоманами. Я попросилих сесть прямо напротив Саши и обращатьсяк немус разными вопросами, прикасаться к немуи так далее. Так онии поступили, когда я сказал Саше, чтобы он открыл глаза. Саша никакне реагировал на их вопросыи прикосновения, как будто их не было вообще. Тогда я спросилу него: «Кто сейчас в кабинете?». «Как кто?», – пожал плечами Саша,— «Я, ты и Оксана». «А может быть еще кто-тоесть?»,—не унимался я. «Да ты что, что я не вижу что ли?» – отвечал Саша, глядя прямо на тех двоих, вернее, сквозь них. Ребята от такой неожиданности сами обалдели и впалив транс, чем я тут же воспользовался и попросилих погружаться все глубже и глубже,а дальше начал рассказывать им о том, что они только что убедились, как можно не видеть очевидного. Потом я рассказал ряд метафор о том, что мир неизмеримо богаче, чем его воспринимает человек, особенно вовлеченный в зависимостьот наркотика и о том, как можно расширить свои интересы, потребности и мотивы, начав видеть то, что не было заметно ранее. Сашу я ужек этому моменту поднял и выпроводилиз кабинета,и вывел его окончательно из транса.Для него этот урок с ограничением восприятия должен был сыграть, по моему лихому замыслу, как раз позитивную роль. Ведь что для вылечившегося наркомана опаснее всего? — Другие наркоманы, которые введут во искушение!А я дал Саше инструкцию, причем не словами, а на деле,— как не воспринимать наркоманов. Именно не воспринимать!Те двое были для него наркоманами. Глаза его видели их, уши слышали, тело чувствовало, а вот ум не воспринимал!

И для тех двоих был урок,— они смогли вживую убедиться, как большая часть жизни от них может быть скрыта.

Но и для нас с Оксаной было потрясение! Хоть мыне разо подобных опытах читали и слышали. Человек смотрит в упор, его касаются, к нему обращаются, а он, в прямом смысле слова – ноль внимания! Сколько вещей вокруг, на которыемы,—вроде бы нормальные люди, смотрим и не замечаем.Мы можемне замечать то, что перед самым носом. Этот опыт наводит на размышленияо том, что мир вокруг нас может быть настолько другим, чем мы его привыкли воспринимать, что даже представить трудно!

Прямо сейчас, здесь может быть столько всего разного, чего мы можемне слышать и не видеть. Что мыи делаем. Ничтожнейшая часть мира составляет нашу жизнь. А каков он во всем своем многообразии и чтовообще-то существует – неизвестно. Сигналы идут мимо доминанты… А доминанта – картина того, как устроен мир и чегов нем может быть, а чегоне может уже с детства сформирована. Так что то, что может быть в наших картинах мира – то будет, а чегоне может – того и не будет, разве что померещится однажды, но глаза протрешь и нет ничего. Нет, потому что не должно быть! Не надо быть наркоманом, не надо входить в транс – в трансемы почтис самого рождения. Это все работа принципа Доминанты. Это – опущение…

Следующее свойство восприятия, демонстрирующее работу принципа Доминанты – обобщение. Когда информация обобщается. Банальный пример: человеку изменила жена,— один раз, другой… Развелся, женился на другой,—и эта изменила. «Ага!»,— говорит он,— «Все бабы –шлюхи!» Два неудачных опыта, а этот человек уже делает обобщение, в которое включены уже все (!!!) женщины Земли. В этот момент в его сознании действительно все женщины сплавлены в один досадный ему обобщающий образ. Он не знает всех женщин. Он зналс этой стороны только двух. Может быть есть все-таки и не шлюхи!

Такие выводы делаются достаточно часто. Сейчас, когда я вамчто-то рассказываю, я тоже делаю обобщения. Это удобно: все, всегда, любой, каждый, никогда… Это иногда помогает в передаче материала и вполне естественно, когда собеседники понимают, что обобщения – условность, помогающая не вдаватьсяв детали. Но, это здорово искажает реальность, когда такого осознания нет.

Давайте теперь посмотрим, как образуется доминанта. Возьмем, для примера, некую систему. Пусть это будет пример из физиологии – нервная система. Итак, в одиниз участков нервной системы приходит сигнал: в системе возникает возбуждение. Есть какое-то время последействия,— пока система ответит на возбуждениеи снова придет в начальное состояние. Если ко времени, когда система еще продолжает быть возбужденной, приходит следующий сигнал, а затем еще и еще, то возбуждение начинает накапливаться. Если сигналы приходят с определенной частотой, не давая системе прийти в невозбужденное состояние, то, через некоторое время возникает стойкое возбуждение. Такой очаг возбуждения начинает реагировать уже на более широкий спектр сигналов, то есть на те импульсы, которые для этой системы были в обычном состоянии нейтральными и никак ее не возбуждали.Если процесс продолжается, то возбуждение становится настолько жестким и всеобъемлющим, что реагирует уже на все, что угодно. Как говорит одна моя знакомая: «Моя соседка, если уж завелась, то все,— ничем ее не уймешь,— хоть ты с ней спорь, хоть соглашайся,— результат один».

Если сигналы приходят с маленькой частотой, так что система успевает «отдохнуть», она будет адекватно реагировать на эти сигналы и доминантане будет формироваться. Если сигналы приходят очень часто, то происходит как бы запредельное торможение,— доминанта пресыщается и данный участок системы перестает вообще на что-либо реагировать. В организме обычного человека, как правило, множество таких перекормленных доминант,— участков организма, ставших нечувствительными и невосприимчивыми. Когда человек начинает заниматься собой, такие очаги начинают рассасываться и на месте ранее нечувствительной области все вдруг как зашевелится, как закипит…

Если же сигналы поступают с более менее регулярно и не слишком редко, и не слишком часто, то доминанта образуется и становится устойчивой. Она начинает занимать весь фокус сознания.

Теперь о величине сигналов, возбуждающих доминанту. Для каждой доминанты можно выделить три вида сигналов по их силе. Первый – слишком слабые сигналы. Они ниже порога возбуждения системы и доминанта пропускает их мимо. Таких сигналов в окружающем мире большинство. Предположим, что актуальной доминантой для вас является больной зуб. Вы смотритев окно,— по стеклу ползет муха, за окном ходят люди и еще много других вещей происходит. Но для зуба вашего (вернее, для вашего внимания, на зубе зафиксированного) от этогоне хуже и не лучше.Все эти сигналы – ниже порога доминанты. Второй вид сигналов – средние. Они как раз доминанту подкрепляют и усиливают. Относительно больного зуба: за стенойкто-то громко крикнул,— зуб заныл сильнее… И, наконец, слишком сильные сигналы: вдруг вам позвонили и сообщилио крупной денежной премии. Будучи возбуждены счастливым известием, о зубе вы на некоторое время забываете. Или, выходя из комнаты,вы споткнулисьи разбили коленку. Коленка заболела сильнее и тоже отвлекла внимание от зуба.Как говориться – клин клином… Но, есть и разновидность сверхсильных сигналов, которые разрушают любую устойчивую доминанту, но вместес ней может уничтожиться и сам носитель доминанты…

Я не буду здесь подробно рассказывать методологию, которая позволяет выстраивать практику на основании принципа Доминанты. Она требует серьезной практической индивидуальной передачи. Скажу только, что она существует и мы ей пользуемся.

Если посмотреть теперь не с точки зрения отдельной доминанты, а с большегомасштаба,—с масштаба личности человека, как совокупности разнообразных доминант, то мы увидим следующую картину: когда мы с вами обращаемся к некоторой актуальной проблематике, мы выясняем господствующий, на данный момент, очаг возбуждения, то есть, мы получаем своеобразные «моментальные снимки» того среза личности, который доминирует в данныймомент,— то, что «выпирает», то, что нарушает целостность системы. Далее, следуя специальной методологии, мы выходимза пределы личностной обусловленности, соединяясь с естественным потоком жизни, где текущие доминанты рождаются и гаснут,не образуя жесткой структуры, а следуя моменту…

Теперь о другой стороне практики, которая также связана с принципом Доминанты. Для того, чтобы ответить на главный вопрос практики и жизни, нужно сформировать у себя очень мощную доминанту устремления, доминанту намерения… Только тогда, когда все остальное будет ничтожно, по сравнению с желанием ответить на этотвопрос,— только тогда и может случиться ответ. Только когда все остальные заботы, интересы, помыслы станут второстепенны и доминанта намерения станет господствующей. Тогда возможно Постижение своей истинной природы. И, затем, уже из этой позиции – свободное жизнетворчество…

Давайте теперь от высокого пафоса этих слов перейдем к простым житейским примерам. О том, как формируется доминанта есть забавный, хотя и старый анекдот. Ватсон решил отучить Холмса от курения. Улучшив момент, когда Холмс вышел из комнаты,он взял его трубку и поковырялся ей у себяв заднице, надеясь, что дурной запах и привкус отобьют у Холмса пагубную привычку. Но, Холмс, вернувшись, закурил как ни в чемне бывало.На следующий день Ватсон повторил свой эксперимент. Холмс опять невозмутимо закурил… Прошел месяц: Холмс как курил, так и продолжает курить, а вот Ватсон уже не может обойтись без трубки… Доминанта – она требует подкрепления…

Влад Лебедько   Семь вечеров(Беседы о Практике)

Принцип доминанты по А.

А. Ухтомскому

Автор — © И.Л. Викентьев, 1991 г.

С сайта Экспертные системы «ТРИЗ-ШАНС»

До 80% французских телезрителей не высыпаются, ибо не могут найти силы выключить телевизор до конца телепередачи. Отдел писем телестудии завален посланиями: «Из-за этой дряни вы заставили нас сидеть до полуночи!», «Сделайте хоть перерыв для ужина!», «Ваша отвратительная передача отняла столько времени, а у меня масса срочной работы». Казалось бы: передачу смотрят взрослые люди и нет ничего проще взять и повернуть ручку переключателя. Но что-то им помешало сделать это…

А вот пример более положительный: «Если вы представите себе человека, — рассказывала жена известного изобретателя Томаса Эдисона, — живущего в состоянии непрерывного возбуждения, не видящего ничего, что не связано непосредственно с решаемой задачей, то вы будете иметь точное представление об Эдисоне во время работы». Пора из столь противоположных примеров сделать вывод. Он хорошо известен психофизиологам: деятельность человека во многом определяется доминантой — устойчивым очагом повышенной возбудимости в коре и/или подкорке головного мозга. Это и есть таинственное «что-то». Доминантный очаг способен стягивать внешние раздражители (подобно тому, как откликается на любой толчок больной зуб или палец).

Оценим: каждый нормальный человек все время — даже во сне — думает. Но о чем? Где новые мысли? Увы, их часто нет: из-за доминантных очагов мысли редко сбиваются со своего круга… Хотя, казалось бы, каждый волен думать, что хочет, он не всегда волен решить, что ему хотеть… Недаром Бернард Шоу писал: «Не многие думают чаще, чем два или три раза в год. Я добился мировой известности благодаря тому, что думаю раз или два в неделю…» Да, застойный очаг, с одной стороны, физиологическая основа вредных стереотипов, инерции мышления (вспомним пример с французскими телезрителями), а с другой — основа творческого «осенения», «озарения». Отсюда столь популярные в творческой среде истории про «озарения» — ванну Архимеда, яблоко Ньютона, чайник Уатта, пасьянс Менделеева. Из-за стягивания внешних раздражителей и постоянной подпитки ими доминанты даже случайное впечатление может вызвать в воспаленном мозгу искомое решение. А может — и ложный вывод.

Наиболее полно и последовательно исследовал механизм доминанты Алексей Алексеевич Ухтомский (1875-1942 г.г.).

«Сравните ваши переживания, когда вы встречаете вновь в вашей памяти давно знакомый вам образ конуса. Вы знаете, что, кроме известных вам геометрических свойств, в нем не найдете ничего нового, и, использовав его для данного момента, вы откладываете его в склады памяти без всяких перемен. Конус для вас, так сказать, решенный интеграл, успокоенный, зафиксированный, навсегда однозначный препарат, лишенный всего «субъективного».

Сравните, с другой стороны, ваши переживания, когда после разлуки вы встречаете старого друга. Все прежние волнения переживаются вновь, жадно избираются новые впечатления, и, когда прежний друг уходит опять, вас удивляет, как образ его переинтегрировался для вас, — от того ли, что вы сами изменились, от того ли, что он оказался теперь не тем, что вы о нем думали. Друг остался для вас волнующим мучительным образом, наполненным «субъективными» оценками.

Старая доминанта возобновляется или для того, чтобы при новых данных обойтись при помощи старого опыта или для того чтобы по новым данным переинтегрировать старый опыт».Ухтомский А. А., «Доминанта и интегральный образ», 1924

Как возникает доминанта? В своем развитии она проходит три стадии.

Первая стадия

Доминанта возникает под влиянием внутренней секреции (например, полового созревания) и внешних раздражителей. В качестве поводов для подпитки доминанта привлекает самые разнообразные раздражители. Вспомним, как видит Андрей Болконский Наташу Ростову на первом балу в Петербурге: «Он любовался на радостный блеск ее глаз и улыбки, относившейся не к говореным речам, а к ее внутреннему счастью… вы видите, как меня выбирают, и я этому рада, и я счастлива, и я всех люблю, и мы с вами все это понимаем, — и еще многое, многое сказала эта улыбка».

Вторая стадия

Это стадия образования условного рефлекса по И.П. Павлову, когда из прежнего множества действующих возбуждений доминанта выделяет группу, которая для нее особенно «интересна», — идет выборка раздражителя для данной доминанты. .. «… князь с бережливо-нежным выражением стоял перед нею и говорил ей что-то. Она, подняв голову, разрумянившись и, видимо, стараясь удержать порывистое дыхание, смотрела на него. И яркий свет какого-то внутреннего, прежде потушенного огня опять горел в ней. Она вся преобразилась. Из дурной опять сделалась такой же, какой она была на бале». Отметим: на балу раньше Наташа возбуждена, красива и счастлива для всех; теперь она хороша, и возбуждена, и счастлива для одного князя Андрея; доминанта нашла своего адекватного раздражителя.

Третья стадия

Между доминантой и внешним раздражителем устанавливается прочная связь так, что раздражитель будет вызывать и подкреплять ее. Внешняя среда целиком поделилась на отдельные предметы, лишь части из которых отвечает определенная доминанта. И уже даже не сам князь Андрей, а лишь его имя тотчас вызывает в Наташе ту, единственную среди прочих, доминанту, которая некогда создала для Наташи князя Андрея.

Перечислим основные свойства доминантного очага, установленные А. А. Ухтомским:

  • повышенная возбудимость,
  • инерция во времени (доминанта существует, хотя раздражение великовато) и, самое главное,
  • способность суммировать внешние раздражители, «само-подпитываться ими».

Ухтомский А.А. Доминанта, «Наука», М.-Л., 1966 г.

Пример

Вот отрывок из письма девушки психотерапевту: «Больше всего меня расстраивают уши, я их ненавижу за форму и величину. Все время о них думаю. Даже мерещится постоянно что-то об ушах — моих, конечно. Слушаю, допустим, песню Высоцкого «Спасите наши души», воспринимаю как «Спасите мои уши». Я уже несколько раз обращалась к косметологам, но те утверждают одно и то же: дескать, уши абсолютно нормальные, и нечего дурака валять. А не нравится — обратись к психиатру, он тебе живо мозги на место поставит. В общем, нигде ни сочувствия, ни утешения. Поначалу я думала, что все косметологи, у которых я консультировалась, сговорились: никто не хотел меня всерьез выслушать, а потом поняла, что никакого сговора нет».

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра, М.: Просвещение, 1988, стр.172.

Принцип доминанты — принцип функционирования организма, и, оказывается, никаких перегородок между инерцией мышления, обыденным и творческим мышлением нет.

«Не входить в споры и прения потому, что, если сложилась доминанта, ее не преодолеть словами и убеждениями, — она будет ими только питаться и подкрепляться. Это оттого, что доминанта всегда самооправдывается, и логика — слуга ее», — писал А.А. Ухтомский.

Вспомним самооправдание: «Поначалу я думала, что все косметологи, у которых я консультировалась, сговорились…» «А трагизм в том, — продолжает Ухтомский, — что человек сам активно подтверждает и укрепляет в других то, что ему в них кажется: а кажется в других то, что носишь в себе самом. Проходит мимо Красота и Чистота, а люди усматривают грязь, ибо носят грязь в себе. Вот — возмездие! И выход тут один: систематическое недоверие к себе, своим оценкам и своему пониманию, готовность преодолеть себя ради другого, готовность отбросить свое ради другого».

Что же советует А.А. Ухтомский?

Во-первых, иметь много доминант (вспомним освежающий эффект от новых поездок и встреч). Во-вторых, пытаться осознать свои доминанты — быть не их жертвой, а командиром. (Вероятно, на подобном механизме осознания подкорковых доминант основан эффект психологических бесед по методу Зигмунда Фрейда). В-третьих, подпитывать свои доминанты, связанные с творческим процессом. Например, неоднократно отмечалось стимулирующее влияние (подпитка) доминанты с помощью ходьбы или музыки. Так, любили на ходу обдумывать свои проблемы Жан Жак Руссо, В. Гёте, П.И. Чайковский, В.И. Ленин и др.

(К сожалению, выдающийся русский физиолог А.А. Ухтомский, принадлежащий скорее к школе И.М. Сеченова, чем являвшийся последователем И.П. Павлова, очень мало известен в среде педагогов и психологов).

Доминирование | Определение и примеры

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Факты и сопутствующий контент

Что такое доминантный и рецессивный?

Типы наследования

Серповидноклеточная анемия — это наследственное заболевание, вызывающее боль и повреждение органов и мышцы. Вместо уплощенных круглых эритроцитов у людей с этим заболеванием жесткие, серповидные клетки. Длинные заостренные клетки крови попадают в капилляры, где они блокируют кровоток. Мышцы и клетки органов не получают достаточного количества кислорода и питательных веществ, и они начинают умирать.

Заболевание имеет рецессивный тип наследования: только лица с двумя копиями серповидноклеточный аллель имеет заболевание. Люди с одной копией здоровы.

Аллель серповидноклеточной анемии не только вызывает заболевание, но и делает носителей ее устойчивыми к малярии, тяжелому заболеванию, переносимому комарами. Устойчивость к малярии имеет доминирующее характер наследования: всего одной копии аллеля серповидноклеточной анемии достаточно для защиты от инфекционное заболевание. Это тот самый аллель, который при рецессивном типе наследования вызывает серповидно-клеточная анемия!

Теперь давайте снова посмотрим на форму клеток крови. Люди с двумя копиями серповидноклеточной анемии аллель имеют много серповидных эритроцитов. Люди с двумя копиями «нормального» аллеля имеют дисковидные эритроциты. Люди с одним серповидно-клеточным аллелем и одним нормальным аллелем имеют небольшое количество серповидных клеток, и их клетки легче серповидны при определенных условиях. Таким образом, мы можем сказать, что форма эритроцитов имеет кодоминантный тип наследования. То есть, люди с одной копией каждого аллеля имеют промежуточный фенотип.

Так является ли аллель серповидноклеточной анемии доминантным, рецессивным или кодоминантным? Это зависит от того, как вы на это смотрите.

Функция белка

Если мы посмотрим на белки, которые кодируются двумя аллелями, картина станет немного более ясной. Пораженным белком является гемоглобин, молекула, несущая кислород, которая наполняет эритроциты. Аллель серповидноклеточной анемии кодирует слегка модифицированную версию белка гемоглобина. Модифицированный белок гемоглобина по-прежнему переносит кислород, но в условиях низкого содержания кислорода белки слипаются.

Когда у человека есть два аллеля серповидноклеточной анемии, весь его гемоглобин представляет собой липкую форму, а белки образуют очень длинные жесткие волокна, которые искажают эритроциты. Когда у кого-то есть один серповидноклеточный аллель и один нормальный аллель, только часть гемоглобина липкая. Нелипкий гемоглобин образуется из нормального аллеля, а липкий гемоглобин образуется из серповидноклеточный аллель (каждая клетка имеет копию обоих аллелей). Склеивание эффект разбавлен, и в большинстве клеток белки не образуют волокон.

Протисты, вызывающие малярию, растут и размножаются в эритроцитах. Как именно Аллель серповидноклеточной анемии приводит к устойчивости к малярии, является сложным и не до конца изученным. Однако оказывается, что паразит размножается медленнее в клетках крови, которые немного модифицированного гемоглобина. А инфицированные клетки, поскольку они легко деформируются, быстрее изымаются из обращения и уничтожаются.

Чтобы увидеть больше примеров того, как изменения в генах влияют на черты, посетите The Outcome of Mutation.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *