Четыре составляющих духовной жизни — Православный портал «Азбука веры»
Святой Феофан Затворник писал своей духовной дочери: «Вы совершенно верно определили для себя основную цель жизни – соответствовать высокому достоинству человека. Для этого вовсе не обязательно (во всяком случае, чаще всего) кардинально менять внешнюю сторону своей жизни, основные изменения касаются сокровенной духовной жизни человека. Обычно можно по-прежнему работать в том же месте, не разрывать общения с друзьями, интересоваться теми же предметами, что и прежде. Только все это наполнится иным содержанием, все это будет важно не само по себе, теперь человек через все это будет восходить к Богу».
Святые всех веков христианской эры утверждают: если вы хотите начать духовную жизнь, то должны помнить о четырех ее составляющих и продвигаться во всех четырех направлениях, иначе все наши усилия будут тщетны. Эти четыре составляющие духовного пути суть:
- чтение Евангелия и духовной литературы и размышление над прочитанным,
- участие в богослужебной жизни Церкви, в ее Таинствах, и, прежде всего, Таинстве Евхаристии,
- индивидуальная молитва,
- доброделание.
Современный подвижник отец Александр Мень сравнивал важность следования этим принципам для нашего духовного равновесия с важностью ножек для равновесия стола. Он говорил: если у стола одна ножка отсутствует, то стол качается, но еще может кое-как стоять, но если убрать еще одну или более ножек, то стол непременно упадет. Так и в нашей жизни, если забывается одна составляющая духовного пути, то наша духовная жизнь начинает качаться и хромать, если забываются и другие, то мы неизбежно теряем равновесие и наша духовная жизнь рушится. Подразумевается не полное забвение какого-либо пункта духовной жизни, а меньший упор на нем, придание ему меньшего значения по сравнению с другими. В этой связи данный пример можно привести и в несколько ином виде: пока стол нашей духовной жизни крепко стоит на заботливо приспособленных к нему равных ножках, все в порядке. Но если хотя бы одна из ножек оказывается меньше других, то равновесие нарушается, стол начинает качаться и становится непригоден для использования.
«Сын Божий стал человеком, чтобы человек сделался сыном Божиим» (св. Ириней Лионский). И если мы стремимся восходить в это сыновство, то перечисленные основы духовной жизни должны занять свое место в нашей повседневности. Они должны стать как бы опорными точками, между которых расположено все остальное пространство нашей жизни.
Собственно, эти четыре точки, четыре пункта, по сути – различные проявления одного стремления, стремления человека встретиться с Богом. Молитва, говорят святые, это беседа с Богом, обращение одной личности к Другой. И в этом смысле и индивидуальная молитва дома, и молитва соборная за богослужением, и чтение и размышление о духовных вещах, и доброделание, – все это можно назвать молитвой. Действуя в каждом из этих направлений, человек обращается к Богу либо непосредственно, либо через ближнего.
Протоиерей Александр Мень, выдающийся пастырь и проповедник наших дней, любил приводить следующий пример. Он говорил: ко мне часто приходят люди, которые жалуются на то, что все в их жизни не ладится, что Бога они в молитве не чувствуют и что, вообще, Бог никак не проявляется в их жизни и не изменяет ее. На это отец Александр отвечал вопросом: а действуете ли вы в соответствии с моими указаниями об обязательности для духовного продвижения упомянутых четырех пунктов? Посещаете ли регулярно богослужения и причащаетесь ли, достаточно ли внимательны к окружающим и достаточно ли быстро откликаетесь на их нужды? Выделяете ли хотя бы небольшое время в неделю для чтения духовной литературы? И, наконец, молитесь ли ежедневно? Самый минимум ежедневной индивидуальной молитвы – десять минут. Если вы этого не выполняете, то каких же изменений вы ждете? В данном случае священник как врач дает рекомендации, а результат зависит от человека, его рвения. Если к врачу приходит человек и жалуется, что у него печень, то врач говорит: вы не должны есть острого, соленого, жирного и т.
д. Но если пациент не выполняет рекомендаций, то врач не может ему ничем помочь. Так и в духовной жизни: если не выполняете этот минимум, то ждать улучшения в духовном состоянии нечего.Часто можно услышать: для чего нужна молитва? Понятно, социальная деятельность, от нее есть реальная польза миру. А какая польза от молитвы? Молимся для Бога? Но Бог и так знает все наши мысли и настроения, зачем объяснять Ему все то, что Он и без того прекрасно знает.
Конечно, молитва нужна не Богу, а нам. Молитва – это беседа с Богом, а беседа предполагает, что обе стороны не только говорят, но и слушают друг друга. Мы же чаще всего способны только говорить сами, мы не даем Богу вставить в наш монолог хотя бы слово. Такая молитва, безусловно, не имеет смысла, потому что Бог не сосед, которому мы спешим изложить наши проблемы, порой к тому же немного кривя душой и что-то преувеличивая, что-то скрывая, в надежде извлечь из общения какую-нибудь выгоду. Бог знает нас и наши нужды гораздо лучше нас самих, потому незачем вдаваться в долгие объяснения. Но если мы хотим, чтобы беседа с Богом состоялась, наша главная задача – научиться слушать, что говорит нам Бог.
Психологи и философы последнего столетия часто останавливались на особом свойстве души современного человека – неспособности слушать и слышать кого-нибудь, кроме себя. Конечно, эта проблема стояла всегда, пред всеми поколениями людей. Но в наш безрелигиозный век она встала особенно остро.
Человек стал менее мистически восприимчивым, если можно так сказать. Это произошло в силу технического прогресса, достижения которого не дают человеку времени поскучать, не дают ему побыть наедине с самим собою. Чтобы выделить небольшое время для Бога, чтобы оторвать себя от привычного времяпрепровождения перед телевизором, у компьютера, с магнитофоном, человек должен делать огромные усилия. Современный человек порабощен изобретенными им механизмами, ему почти невозможно оторвать себя от того, что занимает сознание как постоянный фон, не заставляя человека в то же время прикладывать усилие.
То же происходит и в сфере общения. Человек и всегда-то – в силу своего греховного эгоизма – с трудом открывал свое сердце и сознание навстречу ближнему. Теперь он и вовсе отвык делать усилия в общении, привыкнув к тому, что нескончаемый поток информации постоянно проходит в его сознании, но не задерживается в нем и не требует обдумывания, серьезного и глубокого осмысления и переживания.
Да что говорить о Боге, – человек не может услышать и другого человека. Люди иногда могут годами дружить или жить вместе, оставаясь совершенно чужими друг другу в силу того, что друг друга не слышат. Может быть, хотят услышать, но не слышат. Где уж тут услышать голос невидимого Бога, если даже человека, который рядом с нами, мы воспринимаем с трудом.
Что же прежде всего необходимо, чтобы изменить ситуацию? Конечно, основное – это желание и усердие. Наша старшая дочка Екатерина часто показывает нам яркие примеры того, сколь многого можно добиться, если всерьез этого захотеть. Недавно на детском празднике все играли в прятки. Прошло довольно много времени, и наконец все, кроме Кати, были найдены. Ее стали искать семь взрослых человек, где только ни смотрели, какие только хитрости ни придумывали, чтобы заставить ее выдать свое местонахождение. Все было бесполезно. Она, которая никогда не может и двух минут спокойно посидеть на месте, чем всех всегда сердит, сорок минут где-то сидела не шелохнувшись и не поддавалась ни на какие провокации. Мы уже ни на шутку испугались: жива ли она, может, залезла, куда и уронила на себя что-нибудь. Когда мы ее все-таки нашли, ее крестная, помогая Кате вылезти, сказала: «Родители, обратите внимание, сколько у вашей дочки терпения и выдержки,
Так бывает и в нашей жизни. Мы можем показать верх внимания и серьезности, если дело касается продвижения по работе, получения какой-то выгоды или удовольствия, но трудиться, чтобы внимать Богу или хотя бы ближнему, у нас не хватает сил. А требуется-то от нас, в первую очередь, то же, что и мы требуем от невнимательного ребенка: научиться сосредоточиваться.
Чтобы услышать ближнего, нужно, прежде всего, уметь быть достаточно внимательным к его словам, не отвлекаться, не думать в это время о своем, не останавливаться вниманием на том, что нам в его речи близко или интересно, а просто слушать… Слушать и воспринимать его слова, мысли, переживания. И это тяжелая работа над собой: научиться не просто молчать в присутствии другого, но и не отвлекаться, слушать и понимать его.
То же можно сказать и в отношении Бога. Чтобы услышать голос Божий, необходимо не просто тактично помолчать, чтобы при первой возможности вновь переключить разговор на себя, свои нужды, а именно с интересом и вниманием вслушиваться в то, что отвечает нам Господь.
При таком подходе молитва не будет казаться чем-то ненужным, лишним в отношениях с Богом. Она необходима для нас. От нас немногое зависит, но то, что мы обязательно должны сделать, без чего не достичь общения с Господом – это приложить максимум старания, чтобы научить свой ум не рассеиваться, пребывать в состоянии сосредоточенного внимания. (Остановитесь мыслью на этом замечательном слове: внимание. Это слово означает нашу готовность слушать!)
Философ и психолог Эрих Фромм в своей книге «Искусство любить» именно в этом видит возможность излечить отношения любящих друг друга людей: через ежедневные упражнения на умение сосредоточить внимание. Фромм предлагает каждый день выделить небольшое время, хотя бы полчаса, в которые надо попытаться отключиться от всего и освободить свое сознание от любых мыслей. Он предупреждает, что дело это очень трудное, требующее огромного терпения и настойчивости. На этом самом элементарном уровне молитва подобна восточной медитации, которая тоже требует от человека научиться управлять своим сознанием, уметь освободить его от всего постороннего. Это то, что зависит от самого человека, а потому признается и далекими от религии людьми и достигается регулярными упражнениями, которые вполне сравнимы с ежедневной зарядкой или обучением какому-либо ремеслу.
Апостол Павел сравнивает христианина со спортсменом, который бежит свою, Богом отмеренную, дистанцию. И здесь важно сказать: в деле молитвы регулярные упражнения так же важны. Как тренировки для спортсмена. Как спортсмен постоянными тренировками добивается того, что его тело становится ему послушным и готовым к большим нагрузкам, так и ум наш благодаря соответствующим упражнениям становится послушным и внимательным.
Как инструмент, для того чтобы он был готов к исполнению, так и наша душа должна быть хорошо настроена, чтобы в ней зазвучало прикосновение Божие, небесная музыка.
В молитве мы учимся быть внимательными, не рассеиваться, в этом смысле она выполняет для нас роль специального упражнения. Можно было бы учиться вниманию в отдельное время, выполняя специальные упражнения для этого, а затем обращаться уж к Богу, но это было бы в высшей степени неразумно. Обращаясь к Богу в молитве, человек прекрасно понимает свои ограниченные возможности, он вовсе не надеется достичь Бога своими усилиями. В этом коренное отличие христианской молитвы от практик восточных культов.
От человека требуется старание, остальное подается Богом как дар. Господь подходит к каждому из нас как Личность. Как в школе: если ученик не обладает способностями, но старается, учитель будет помогать ему больше и они вместе добьются успеха. Так и в молитве: одни люди обладают более сильной волей, другие же пришли к Богу с нетренированной или вовсе атрофированной волей. Одни изначально более внимательны и собраны, другие совсем рассеянны. Перед Богом все в равном положении, нужно только приложить старание, а в остальном Господь поможет. В перспективе обетованного соединения с Богом все мы нуждаемся в помощи, кто-то чуть больше, кто-то чуть меньше. Святой Макарий сравнивал наше положение с положением младенца: ребенок ничего не может сам, он даже не способен встать на ноги и подойти к матери. В его силах только отчаянно плакать и звать мать. И она, видя свое чадо ищущим ее с таким нетерпением, спешит к нему навстречу, берет на руки, нежно обнимает. Бог ведет себя подобно матери, объясняет св. Макарий. В порыве Своей бесконечной любви Он Сам приходит, прибегает к взыскующей и зовущей его душе.
Есть в наших отношениях с Богом один фундаментальный аспект. Прихожанка, отчаявшаяся оттого, что ей тяжело молится, задала как-то отцу Александру Меню провокационный вопрос. Как же так, возмущалась она, вы говорите, что наша беседа с Богом должна быть беседой двух любящих существ. Но когда разговариваешь с человеком, которого любишь, не приходится постоянно делать усилия, чтобы быть с ним, а чтобы беседовать с Богом приходится тяжело трудиться.
В этом контексте следует остановиться на двух моментах, играющих важную роль в нашей духовной жизни. Во-первых, в православном богословии есть понятие благодать призывающая. Это благодать, которая подается как дар, как аванс человеку только что пришедшему к Богу. Это первая непосредственная встреча человека с Богом, залог возможного в дальнейшем достижения единства с Богом. Она сравнима с влюбленностью, и как влюбленность через какое-то время теряет первоначальную яркость переживаний, так и эта благодать постепенно отходит от христианина. Теперь человек знает, сколь прекрасно быть с Богом, и должен прилагать свои усилия, чтобы достигать того же и гораздо большего. Молитва в данном случае играет как раз ту роль, о которой мы говорили, – роль упражнения, помогающего научиться сосредоточенно внимать Богу; роль упражнения, помогающего услышать, узнать Бога. Как люди, желающие вернуть утраченную любовь, могут сделать это, если будут особенно внимательны друг к другу, будут трудиться, чтобы лучше понять друг друга, так и христианин должен работать, чтобы вновь почувствовать близость к Богу. Потому что настоящая любовь к Богу тоже достигается немалым трудом.
Почему мы думаем, что для того, чтобы полюбить человека, нужно приложить усилия, а Бога мы способны любить изначально? Надо работать над своим умением любить, тогда беседа с Богом действительно будет для нас радостью и отдыхом, как бывает приятна беседа с любимым человеком. Тогда уже не будет постоянно возникать усталость и желание поскорее закончить молитву.
Кроме того, не надо забывать, что нас от Бога отделяют и наши грехи, они создают преграду между нами и Святым Богом. Если мы хотим научиться молиться, следует помнить, что наши успехи в молитве будут прямо пропорциональны нашему нравственному изменению, очищению души от страстей. Сколько бы человек ни упражнялся во внимании, каких бы высот в этом ни достиг, каким бы ни стал собранным и умеющим слушать, все бесполезно, если одновременно не идет постоянная борьба с грехом в себе.
из книги «О молитве»
Социально-духовная составляющая самоценности жизни.
– ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ. Часть II – Философия. Основные понятия о философииСоциально-духовная составляющая самоценности жизни представляет собой смысл жизнедеятельности человека, наполняющий его благоговением перед своей судьбой. Это позволяет каждому лично «конструировать» собственную жизнь, несмотря на непредсказуемые процессы в индивидуальном бытии.
Ведь жизнь человека, рассматриваемая как биопсихосоциальное личностное существование, является уникальной возможностью, объективно предоставляемой каждому индивиду фактом его случайного рождения, осмысленно пройти свой жизненный путь, при этом реализовать заложенный природой потенциал, оставив заметный след в какой-либо области профессиональной и общественной деятельности или просто в памяти людей, живущих с ним рядом.
В настоящее время наблюдается тенденция развития общественных событий, характеризующаяся явным обострением интегральных противоречий (во-первых, между ростом смертности и уменьшением рождаемости, а во-вторых — между увеличением степени усложнения общества и относительной стабильностью уровня его организованности), обусловленных, в конечном плане, позитивной биофизиологической саморегуляцией, но явно не такой экстремальной.
Человечество почему-то исторически развивается, бросаясь из одной крайности в другую. Главным противоречием этого движения является двойственная определенность: животное и человек; человек и общество. Поведение животного определяется прежде всего как одна из форм функционирования его организма. Совершенно иначе обстоит дело с человеком. Вместо «генетических инструкций» у него на первый план выходят регулятивы типа традиций, морали, права и т.д.
Человек в своих антропологических, духовных и социально-исторических проявлениях есть существо еще далеко не совершенное, в определенном смысле даже «кризисное». И тем не менее у него существует идеал достижения наивысшего духовного состояния. Это тот идеал, который становится смыслом жизни и движет индивидом в процессе его самосовершенствования, продолжения собственной неизменной природы. Творческое создание человечества — ноосфера — тоже пока еще достаточно дисгармонична, в настоящее время она находится в состоянии становления. Человек — это единственное из всех известных живых существ, которое не просто живет согласно законам природы, но стремится стать лучше. Природа, в свою очередь, гарантировала ему стимул к дальнейшему саморазвитию. Важно отметить, что человек превратился в существо сугубо гетеротрофное и, следовательно, может, по мнению В.И. Вернадского, сознательно строить свое существование и поддерживать его посредством усвоения других организмов или продуктов их жизнедеятельности.
Однако этого утверждения ученого для понимания смысла основных составляющих самоцености человеческой жизни явно недостаточно. Человек — не только дитя Космоса (природы), но и собственной истории. При этом он одновременно является и результатом общественного развития и общественных отношений, и объективным творцом их. Только в таком диалектическом единстве возможно становление и саморазвитие человеческой личности. Именно в нем фактически реализуется тождество субъекта и объекта.
Аристотель был совершенно прав в утверждении, что человек, не способный к общению, есть или животное, или Бог. Именно человеческое общение порождает общество людей, которое представляет собой вовсе не совокупность взаимодействия индивидов. Это было бы сродни объединениям животных типа стада, табуна, где происходит естественное биофизиологическое разделение функций. Люди образуют нечто иное — надбиологическое объединение, где и осуществляется социальнокультурное функционирование индивидов как личностей. Общество выступает как морально-этическая, нормативно-ценностная система, регулирующая индивидуальное и групповое поведение людей. Именно наличие культуры в общении принципиально отличает человеческое общество от любого объединения животных или насекомых.
На философском языке культуру можно выразить как некую форму, в недрах которой развиваются и передаются из поколения в поколение эталоны взаимосвязей человеческих индивидов, а также результаты данной взаимосвязи, исследуемые учеными и философами на протяжении всей истории развития человеческого общества. «Итак, нет конца жизни, конца разума и совершенствования человечества, — убеждал К.Э. Циолковский. — Прогресс его вечен». «Население солнечной системы -пишет ученый, — делается в сто тысяч миллионов раз больше теперешнего земного. Достигается предел, после которого неизбежно расселение по всему Млечному пути» [26]. Цивилизация, рано или поздно достигнув высочайшей степени научного и технического могущества, должна будет разорвать «земные цепи» и вырваться на просторы космического пространства, распространиться во Вселенной, охватив сначала Солнечную систему, а затем и миры дальнего Космоса.
Итак, человек есть одновременно существо космическое и цивилизационное, то есть природное и социально-культурное. Вне всякого сомнения, оставаясь созданием естественной природы, он не может в своей жизнедеятельности не выходить за ее пределы, то есть функционировать исключительно в рамках своей собственной биофизиологической сущности.
Духовная составляющая здорового питания
«Мы, как церковь, говорили о духовной войне и эмоциональной войне — поле битвы разума. Но я думаю, что мы забываем о физической войне».
Лаура Харрис Смит говорит, что когда мы думаем о здоровом образе жизни, нам нужен подход, объединяющий дух, разум и тело. Наша духовная жизнь связана с нашим физическим здоровьем.
«Мы были созданы по Его образу. И Он троичен – Он Отец, Сын и Святой Дух. Итак, если мы созданы по Его образу, у нас тоже есть три части, и мы не можем их разделить. Если мы хотим быть целыми, мы должны иметь дело со своим телом, нашим разумом и нашим духом».
В своей книге она излагает план по избавлению нашей жизни и тела от токсинов и восстановлению полного здоровья, чтобы мы могли беспрепятственно ходить со Христом.
Первоначальным видением Лауры был план, который должен был убрать химические вещества и токсины из жизни ее читателей. Но пришел неожиданный результат:
«Я понятия не имел, что люди собираются так сильно похудеть, потому что это не книга о похудении».
Лаура получила электронное письмо сразу после выхода книги, которое положило начало тренду. Оно пришло от женщины из Южной Африки.
«Она сказала: : «Первые четыре дня были настоящим кайфом. Но я похудела на пять фунтов!»
Сначала Лаура удивилась. Но она объясняет, почему это имеет смысл.
«Токсины откладываются в жире. Много раз они просто устраиваются и устраиваются в жировых клетках».
Когда вы боретесь с токсинами, употребляя пищу, которая очищает ваш организм, вы «вторгаетесь» в жирные места.
«Жир сжигается, и все потому, что вы едите правильные продукты в нужное время дня, и ваш метаболизм ускоряется. Люди выделяют токсины. То, что происходит снаружи, — действительно хорошая картина того, что происходит внутри».
30-дневный детокс «Вера» включает большое количество воды и натуральных, органических, необработанных продуктов, которые воздействуют на различные физические системы. Когда мы заботимся об этих системах, мы можем жить той жизнью, которую Бог приготовил для нас, и нам не мешают проблемы со здоровьем.
Почему это важно? В здоровом образе жизни есть духовный компонент, и, как заключает Лора, он связан с войной.
«Мы забываем, что враг хотел бы уничтожить нас и заставить нас жить не долго и сильно, а сократить наши жизни, чтобы мы не могли продолжать служить Господу».
Ключевые места Писания: 1 Фессалоникийцам 5:23
Основные моменты: Духовная составляющая здорового питания
30-дневная детоксикация верой
Аудио
Должен ли я заслужить любовь Бога?
В какой-то степени все вырастают в мире, где любовь обусловлена. Я думаю, нам трудно не проецировать это на Бога, как будто Он не может быть другим.
Аудио
Ложные представления о благодати
Мы часто живем с ложными представлениями о Божьей благодати, которые мешают нам испытать эту благодать так, как задумал Бог.
Аудио
Понимание оправдания, освящения и прославления
Божья работа оправдания, освящения и прославления, работающая в тандеме, чтобы привести нас от полной потери и отделения от Бога к вечности с Ним на небесах.
Посмотреть ещё
- Сейчас играет
- Недавно играли
Просмотреть еще
Почти невозможный вопрос
Присоединяйтесь к нашему почти невозможному вопросу в 6:20 утра каждого буднего дня на Life 102.5!
Аудио
Доброта заразительна – 26.10.22
«Мы, как церковь, говорили о духовной войне и эмоциональной войне – поле битвы разума. Но я думаю, что мы забываем о физической войне». Лаура Харрис Смит говорит, что когда мы думаем о здоровом образе жизни, нам нужен подход, объединяющий дух, разум и тело. Наша духовная жизнь связана с нашим…
Аудио
Чаша ободрения с мисс Тенишей – 24.10.22
«Мы, как церковь, говорили о духовной войне и эмоциональной войне – поле битвы разума. Но я думаю, что мы забываем о физической войне». Лаура Харрис Смит говорит, что когда мы думаем о здоровом образе жизни, нам нужен подход, объединяющий дух, разум и тело. Наша духовная жизнь связана с нашим…
Слушайте в прямом эфире
Почему Духовная составляющая? — Wrestling Mindset
Борцов часто замечают за их физические качества. Люди говорят о скорости таких борцов, как Нахшон Гаррет, о взрывной силе таких борцов, как Джордан Берроуз и Кайл Дейк, и о силе таких борцов, как Адам Кун.
Именно эти впечатляющие физические характеристики привлекают нас к спорту в целом. Вот почему спорт начался правильно? Люди хотели увидеть, кто самый быстрый, сильный и физически доминирующий спортсмен в мире.
В то время как общие компоненты умственной стороны спорта , такие вещи, как воля к победе и уверенность в себе, , считались важными, только в относительно недавние годы область Спортивная психология стала популярной.
Люди хотели иметь возможность улучшить умственный аспект своего вида спорта так же, как вы улучшаете физический.
Например, как вы тренируетесь, чтобы иметь такое душевное равновесие чтобы проиграть большую часть матча и переломить ситуацию в последнюю минуту, как Джордан Берроуз в своем матче против Фрэнка Чамизо на Beat the Streets?
На этом сосредоточено борцовское мышление; чтобы иметь возможность тренировать свой разум подобно тому, как вы тренируете свое тело с помощью упражнений и тренировок. Но остается вопрос, почему мы включаем духовный аспект?
Ответ прост, потому что он подтолкнет вас дальше и поможет вам стать более совершенным спортсменом и человеком . Может быть легко отделить духовность от различных аспектов нашей жизни.
Однако, позволяя вашей духовности проявить себя через борьбу может вселить в вас целеустремленность чтобы подтолкнуть вас, когда вы думаете, что больше не можете подталкивать себя.