Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Духовная составляющая: Духовная составляющая психологии элит Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Содержание

Четыре составляющих духовной жизни — Православный портал «Азбука веры»

Святой Феофан Затвор­ник писал своей духов­ной дочери: «Вы совер­шенно верно опре­де­лили для себя основ­ную цель жизни – соот­вет­ство­вать высо­кому досто­ин­ству чело­века. Для этого вовсе не обя­за­тельно (во всяком случае, чаще всего) кар­ди­нально менять внеш­нюю сто­рону своей жизни, основ­ные изме­не­ния каса­ются сокро­вен­ной духов­ной жизни чело­века. Обычно можно по-преж­нему рабо­тать в том же месте, не раз­ры­вать обще­ния с дру­зьями, инте­ре­со­ваться теми же пред­ме­тами, что и прежде. Только все это напол­нится иным содер­жа­нием, все это будет важно не само по себе, теперь чело­век через все это будет вос­хо­дить к Богу».

Святые всех веков хри­сти­ан­ской эры утвер­ждают: если вы хотите начать духов­ную жизнь, то должны пом­нить о четы­рех ее состав­ля­ю­щих и про­дви­гаться во всех четы­рех направ­ле­ниях, иначе все наши усилия будут тщетны. Эти четыре состав­ля­ю­щие духов­ного пути суть:

  • чтение Еван­ге­лия и духов­ной лите­ра­туры и раз­мыш­ле­ние над про­чи­тан­ным,
  • уча­стие в бого­слу­жеб­ной жизни Церкви, в ее Таин­ствах, и, прежде всего, Таин­стве Евха­ри­стии,
  • инди­ви­ду­аль­ная молитва,
  • доб­ро­де­ла­ние.

Совре­мен­ный подвиж­ник отец Алек­сандр Мень срав­ни­вал важ­ность сле­до­ва­ния этим прин­ци­пам для нашего духов­ного рав­но­ве­сия с важ­но­стью ножек для рав­но­ве­сия стола. Он гово­рил: если у стола одна ножка отсут­ствует, то стол кача­ется, но еще может кое-как стоять, но если убрать еще одну или более ножек, то стол непре­менно упадет. Так и в нашей жизни, если забы­ва­ется одна состав­ля­ю­щая духов­ного пути, то наша духов­ная жизнь начи­нает качаться и хро­мать, если забы­ва­ются и другие, то мы неиз­бежно теряем рав­но­ве­сие и наша духов­ная жизнь рушится. Под­ра­зу­ме­ва­ется не полное забве­ние какого-либо пункта духов­ной жизни, а мень­ший упор на нем, при­да­ние ему мень­шего зна­че­ния по срав­не­нию с дру­гими. В этой связи данный пример можно при­ве­сти и в несколько ином виде: пока стол нашей духов­ной жизни крепко стоит на забот­ливо при­спо­соб­лен­ных к нему равных ножках, все в порядке. Но если хотя бы одна из ножек ока­зы­ва­ется меньше других, то рав­но­ве­сие нару­ша­ется, стол начи­нает качаться и ста­но­вится непри­го­ден для исполь­зо­ва­ния.

«Сын Божий стал чело­ве­ком, чтобы чело­век сде­лался сыном Божиим» (св. Ириней Лион­ский). И если мы стре­мимся вос­хо­дить в это сынов­ство, то пере­чис­лен­ные основы духов­ной жизни должны занять свое место в нашей повсе­днев­но­сти. Они должны стать как бы опор­ными точ­ками, между кото­рых рас­по­ло­жено все осталь­ное про­стран­ство нашей жизни.

Соб­ственно, эти четыре точки, четыре пункта, по сути – раз­лич­ные про­яв­ле­ния одного стрем­ле­ния, стрем­ле­ния чело­века встре­титься с Богом. Молитва, гово­рят святые, это беседа с Богом, обра­ще­ние одной лич­но­сти к Другой. И в этом смысле и инди­ви­ду­аль­ная молитва дома, и молитва собор­ная за бого­слу­же­нием, и чтение и раз­мыш­ле­ние о духов­ных вещах, и доб­ро­де­ла­ние, – все это можно назвать молит­вой. Дей­ствуя в каждом из этих направ­ле­ний, чело­век обра­ща­ется к Богу либо непо­сред­ственно, либо через ближ­него.

Про­то­и­е­рей Алек­сандр Мень, выда­ю­щийся пас­тырь и про­по­вед­ник наших дней, любил при­во­дить сле­ду­ю­щий пример. Он гово­рил: ко мне часто при­хо­дят люди, кото­рые жалу­ются на то, что все в их жизни не ладится, что Бога они в молитве не чув­ствуют и что, вообще, Бог никак не про­яв­ля­ется в их жизни и не изме­няет ее. На это отец Алек­сандр отве­чал вопро­сом: а дей­ству­ете ли вы в соот­вет­ствии с моими ука­за­ни­ями об обя­за­тель­но­сти для духов­ного про­дви­же­ния упо­мя­ну­тых четы­рех пунк­тов? Посе­ща­ете ли регу­лярно бого­слу­же­ния и при­ча­ща­е­тесь ли, доста­точно ли вни­ма­тельны к окру­жа­ю­щим и доста­точно ли быстро откли­ка­е­тесь на их нужды? Выде­ля­ете ли хотя бы неболь­шое время в неделю для чтения духов­ной лите­ра­туры? И, нако­нец, моли­тесь ли еже­дневно? Самый мини­мум еже­днев­ной инди­ви­ду­аль­ной молитвы – десять минут. Если вы этого не выпол­ня­ете, то каких же изме­не­ний вы ждете? В данном случае свя­щен­ник как врач дает реко­мен­да­ции, а резуль­тат зави­сит от чело­века, его рвения. Если к врачу при­хо­дит чело­век и жалу­ется, что у него печень, то врач гово­рит: вы не должны есть острого, соле­ного, жир­ного и т.

д. Но если паци­ент не выпол­няет реко­мен­да­ций, то врач не может ему ничем помочь. Так и в духов­ной жизни: если не выпол­ня­ете этот мини­мум, то ждать улуч­ше­ния в духов­ном состо­я­нии нечего.

Часто можно услы­шать: для чего нужна молитва? Понятно, соци­аль­ная дея­тель­ность, от нее есть реаль­ная польза миру. А какая польза от молитвы? Молимся для Бога? Но Бог и так знает все наши мысли и настро­е­ния, зачем объ­яс­нять Ему все то, что Он и без того пре­красно знает.

Конечно, молитва нужна не Богу, а нам. Молитва – это беседа с Богом, а беседа пред­по­ла­гает, что обе сто­роны не только гово­рят, но и слу­шают друг друга. Мы же чаще всего спо­собны только гово­рить сами, мы не даем Богу вста­вить в наш моно­лог хотя бы слово. Такая молитва, без­условно, не имеет смысла, потому что Бог не сосед, кото­рому мы спешим изло­жить наши про­блемы, порой к тому же немного кривя душой и что-то пре­уве­ли­чи­вая, что-то скры­вая, в надежде извлечь из обще­ния какую-нибудь выгоду. Бог знает нас и наши нужды гораздо лучше нас самих, потому неза­чем вда­ваться в долгие объ­яс­не­ния. Но если мы хотим, чтобы беседа с Богом состо­я­лась, наша глав­ная задача – научиться слу­шать, что гово­рит нам Бог.

Пси­хо­логи и фило­софы послед­него сто­ле­тия часто оста­нав­ли­ва­лись на особом свой­стве души совре­мен­ного чело­века – неспо­соб­но­сти слу­шать и слы­шать кого-нибудь, кроме себя. Конечно, эта про­блема стояла всегда, пред всеми поко­ле­ни­ями людей. Но в наш без­ре­ли­ги­оз­ный век она встала осо­бенно остро.

Чело­век стал менее мисти­че­ски вос­при­им­чи­вым, если можно так ска­зать. Это про­изо­шло в силу тех­ни­че­ского про­гресса, дости­же­ния кото­рого не дают чело­веку вре­мени поску­чать, не дают ему побыть наедине с самим собою. Чтобы выде­лить неболь­шое время для Бога, чтобы ото­рвать себя от при­выч­ного вре­мя­пре­про­вож­де­ния перед теле­ви­зо­ром, у ком­пью­тера, с маг­ни­то­фо­ном, чело­век должен делать огром­ные усилия. Совре­мен­ный чело­век пора­бо­щен изоб­ре­тен­ными им меха­низ­мами, ему почти невоз­можно ото­рвать себя от того, что зани­мает созна­ние как посто­ян­ный фон, не застав­ляя чело­века в то же время при­кла­ды­вать усилие.

То же про­ис­хо­дит и в сфере обще­ния. Чело­век и всегда-то – в силу своего гре­хов­ного эго­изма – с трудом откры­вал свое сердце и созна­ние навстречу ближ­нему. Теперь он и вовсе отвык делать усилия в обще­нии, при­вык­нув к тому, что нескон­ча­е­мый поток инфор­ма­ции посто­янно про­хо­дит в его созна­нии, но не задер­жи­ва­ется в нем и не тре­бует обду­мы­ва­ния, серьез­ного и глу­бо­кого осмыс­ле­ния и пере­жи­ва­ния.

Да что гово­рить о Боге, – чело­век не может услы­шать и дру­гого чело­века. Люди иногда могут годами дру­жить или жить вместе, оста­ва­ясь совер­шенно чужими друг другу в силу того, что друг друга не слышат. Может быть, хотят услы­шать, но не слышат. Где уж тут услы­шать голос неви­ди­мого Бога, если даже чело­века, кото­рый рядом с нами, мы вос­при­ни­маем с трудом.

Что же прежде всего необ­хо­димо, чтобы изме­нить ситу­а­цию? Конечно, основ­ное – это жела­ние и усер­дие. Наша стар­шая дочка Ека­те­рина часто пока­зы­вает нам яркие при­меры того, сколь мно­гого можно добиться, если все­рьез этого захо­теть. Недавно на дет­ском празд­нике все играли в прятки. Прошло довольно много вре­мени, и нако­нец все, кроме Кати, были най­дены. Ее стали искать семь взрос­лых чело­век, где только ни смот­рели, какие только хит­ро­сти ни при­ду­мы­вали, чтобы заста­вить ее выдать свое место­на­хож­де­ние. Все было бес­по­лезно. Она, кото­рая нико­гда не может и двух минут спо­койно поси­деть на месте, чем всех всегда сердит, сорок минут где-то сидела не шелох­нув­шись и не под­да­ва­лась ни на какие про­во­ка­ции. Мы уже ни на шутку испу­га­лись: жива ли она, может, залезла, куда и уро­нила на себя что-нибудь. Когда мы ее все-таки нашли, ее крест­ная, помо­гая Кате вылезти, ска­зала: «Роди­тели, обра­тите вни­ма­ние, сколько у вашей дочки тер­пе­ния и выдержки,

стоит ей только захо­теть. Как, ока­зы­ва­ется, она может ста­ра­тельно и само­сто­я­тельно выпол­нять домаш­ние зада­ния, если захо­чет».

Так бывает и в нашей жизни. Мы можем пока­зать верх вни­ма­ния и серьез­но­сти, если дело каса­ется про­дви­же­ния по работе, полу­че­ния какой-то выгоды или удо­воль­ствия, но тру­диться, чтобы вни­мать Богу или хотя бы ближ­нему, у нас не хва­тает сил. А тре­бу­ется-то от нас, в первую оче­редь, то же, что и мы тре­буем от невни­ма­тель­ного ребенка: научиться сосре­до­то­чи­ваться.

Чтобы услы­шать ближ­него, нужно, прежде всего, уметь быть доста­точно вни­ма­тель­ным к его словам, не отвле­каться, не думать в это время о своем, не оста­нав­ли­ваться вни­ма­нием на том, что нам в его речи близко или инте­ресно, а просто слу­шать… Слу­шать и вос­при­ни­мать его слова, мысли, пере­жи­ва­ния. И это тяже­лая работа над собой: научиться не просто мол­чать в при­сут­ствии дру­гого, но и не отвле­каться, слу­шать и пони­мать его.

То же можно ска­зать и в отно­ше­нии Бога. Чтобы услы­шать голос Божий, необ­хо­димо не просто так­тично помол­чать, чтобы при первой воз­мож­но­сти вновь пере­клю­чить раз­го­вор на себя, свои нужды, а именно с инте­ре­сом и вни­ма­нием вслу­ши­ваться в то, что отве­чает нам Гос­подь.

При таком под­ходе молитва не будет казаться чем-то ненуж­ным, лишним в отно­ше­ниях с Богом. Она необ­хо­дима для нас. От нас немно­гое зави­сит, но то, что мы обя­за­тельно должны сде­лать, без чего не достичь обще­ния с Гос­по­дом – это при­ло­жить мак­си­мум ста­ра­ния, чтобы научить свой ум не рас­се­и­ваться, пре­бы­вать в состо­я­нии сосре­до­то­чен­ного вни­ма­ния. (Оста­но­ви­тесь мыслью на этом заме­ча­тель­ном слове: вни­ма­ние. Это слово озна­чает нашу готов­ность слу­шать!)

Фило­соф и пси­хо­лог Эрих Фромм в своей книге «Искус­ство любить» именно в этом видит воз­мож­ность изле­чить отно­ше­ния любя­щих друг друга людей: через еже­днев­ные упраж­не­ния на умение сосре­до­то­чить вни­ма­ние. Фромм пред­ла­гает каждый день выде­лить неболь­шое время, хотя бы пол­часа, в кото­рые надо попы­таться отклю­читься от всего и осво­бо­дить свое созна­ние от любых мыслей. Он пре­ду­пре­ждает, что дело это очень труд­ное, тре­бу­ю­щее огром­ного тер­пе­ния и настой­чи­во­сти. На этом самом эле­мен­тар­ном уровне молитва подобна восточ­ной меди­та­ции, кото­рая тоже тре­бует от чело­века научиться управ­лять своим созна­нием, уметь осво­бо­дить его от всего посто­рон­него. Это то, что зави­сит от самого чело­века, а потому при­зна­ется и дале­кими от рели­гии людьми и дости­га­ется регу­ляр­ными упраж­не­ни­ями, кото­рые вполне срав­нимы с еже­днев­ной заряд­кой или обу­че­нием какому-либо реме­слу.

Апо­стол Павел срав­ни­вает хри­сти­а­нина со спортс­ме­ном, кото­рый бежит свою, Богом отме­рен­ную, дистан­цию. И здесь важно ска­зать: в деле молитвы регу­ляр­ные упраж­не­ния так же важны. Как тре­ни­ровки для спортс­мена. Как спортс­мен посто­ян­ными тре­ни­ров­ками доби­ва­ется того, что его тело ста­но­вится ему послуш­ным и гото­вым к боль­шим нагруз­кам, так и ум наш бла­го­даря соот­вет­ству­ю­щим упраж­не­ниям ста­но­вится послуш­ным и вни­ма­тель­ным.

Как инстру­мент, для того чтобы он был готов к испол­не­нию, так и наша душа должна быть хорошо настро­ена, чтобы в ней зазву­чало при­кос­но­ве­ние Божие, небес­ная музыка.

В молитве мы учимся быть вни­ма­тель­ными, не рас­се­и­ваться, в этом смысле она выпол­няет для нас роль спе­ци­аль­ного упраж­не­ния. Можно было бы учиться вни­ма­нию в отдель­ное время, выпол­няя спе­ци­аль­ные упраж­не­ния для этого, а затем обра­щаться уж к Богу, но это было бы в высшей сте­пени нера­зумно. Обра­ща­ясь к Богу в молитве, чело­век пре­красно пони­мает свои огра­ни­чен­ные воз­мож­но­сти, он вовсе не наде­ется достичь Бога своими уси­ли­ями. В этом корен­ное отли­чие хри­сти­ан­ской молитвы от прак­тик восточ­ных куль­тов.

От чело­века тре­бу­ется ста­ра­ние, осталь­ное пода­ется Богом как дар. Гос­подь под­хо­дит к каж­дому из нас как Лич­ность. Как в школе: если ученик не обла­дает спо­соб­но­стями, но ста­ра­ется, учи­тель будет помо­гать ему больше и они вместе добьются успеха. Так и в молитве: одни люди обла­дают более силь­ной волей, другие же пришли к Богу с нетре­ни­ро­ван­ной или вовсе атро­фи­ро­ван­ной волей. Одни изна­чально более вни­ма­тельны и собраны, другие совсем рас­се­янны. Перед Богом все в равном поло­же­нии, нужно только при­ло­жить ста­ра­ние, а в осталь­ном Гос­подь помо­жет. В пер­спек­тиве обе­то­ван­ного соеди­не­ния с Богом все мы нуж­да­емся в помощи, кто-то чуть больше, кто-то чуть меньше. Святой Мака­рий срав­ни­вал наше поло­же­ние с поло­же­нием мла­денца: ребе­нок ничего не может сам, он даже не спо­со­бен встать на ноги и подойти к матери. В его силах только отча­янно пла­кать и звать мать. И она, видя свое чадо ищущим ее с таким нетер­пе­нием, спешит к нему навстречу, берет на руки, нежно обни­мает. Бог ведет себя подобно матери, объ­яс­няет св. Мака­рий. В порыве Своей бес­ко­неч­ной любви Он Сам при­хо­дит, при­бе­гает к взыс­ку­ю­щей и зову­щей его душе.

Есть в наших отно­ше­ниях с Богом один фун­да­мен­таль­ный аспект. При­хо­жанка, отча­яв­ша­яся оттого, что ей тяжело молится, задала как-то отцу Алек­сан­дру Меню про­во­ка­ци­он­ный вопрос. Как же так, воз­му­ща­лась она, вы гово­рите, что наша беседа с Богом должна быть бесе­дой двух любя­щих существ. Но когда раз­го­ва­ри­ва­ешь с чело­ве­ком, кото­рого любишь, не при­хо­дится посто­янно делать усилия, чтобы быть с ним, а чтобы бесе­до­вать с Богом при­хо­дится тяжело тру­диться.

В этом кон­тек­сте сле­дует оста­но­виться на двух момен­тах, игра­ю­щих важную роль в нашей духов­ной жизни. Во-первых, в пра­во­слав­ном бого­сло­вии есть поня­тие бла­го­дать при­зы­ва­ю­щая. Это бла­го­дать, кото­рая пода­ется как дар, как аванс чело­веку только что при­шед­шему к Богу. Это первая непо­сред­ствен­ная встреча чело­века с Богом, залог воз­мож­ного в даль­ней­шем дости­же­ния един­ства с Богом. Она срав­нима с влюб­лен­но­стью, и как влюб­лен­ность через какое-то время теряет пер­во­на­чаль­ную яркость пере­жи­ва­ний, так и эта бла­го­дать посте­пенно отхо­дит от хри­сти­а­нина. Теперь чело­век знает, сколь пре­красно быть с Богом, и должен при­ла­гать свои усилия, чтобы дости­гать того же и гораздо боль­шего. Молитва в данном случае играет как раз ту роль, о кото­рой мы гово­рили, – роль упраж­не­ния, помо­га­ю­щего научиться сосре­до­то­ченно вни­мать Богу; роль упраж­не­ния, помо­га­ю­щего услы­шать, узнать Бога. Как люди, жела­ю­щие вер­нуть утра­чен­ную любовь, могут сде­лать это, если будут осо­бенно вни­ма­тельны друг к другу, будут тру­диться, чтобы лучше понять друг друга, так и хри­сти­а­нин должен рабо­тать, чтобы вновь почув­ство­вать бли­зость к Богу. Потому что насто­я­щая любовь к Богу тоже дости­га­ется нема­лым трудом.

Почему мы думаем, что для того, чтобы полю­бить чело­века, нужно при­ло­жить усилия, а Бога мы спо­собны любить изна­чально? Надо рабо­тать над своим уме­нием любить, тогда беседа с Богом дей­стви­тельно будет для нас радо­стью и отды­хом, как бывает при­ятна беседа с люби­мым чело­ве­ком. Тогда уже не будет посто­янно воз­ни­кать уста­лость и жела­ние поско­рее закон­чить молитву.

Кроме того, не надо забы­вать, что нас от Бога отде­ляют и наши грехи, они создают пре­граду между нами и Святым Богом. Если мы хотим научиться молиться, сле­дует пом­нить, что наши успехи в молитве будут прямо про­пор­ци­о­нальны нашему нрав­ствен­ному изме­не­нию, очи­ще­нию души от стра­стей. Сколько бы чело­век ни упраж­нялся во вни­ма­нии, каких бы высот в этом ни достиг, каким бы ни стал собран­ным и уме­ю­щим слу­шать, все бес­по­лезно, если одно­вре­менно не идет посто­ян­ная борьба с грехом в себе.

из книги «О молитве»

Реформы Петра Великого.

Духовная составляющая

Екатерина ГИНДИНА, Санкт-Петербург

18.07.2022

В Музее истории религии открылась выставка «Петр Великий. К 350-летию со дня рождения» — история о взаимоотношениях первого российского императора с церковью и о духовной составляющей его реформ.

Одна из центральных тем — реформа церковного управления. Именно управления, ибо Петр I, оставаясь религиозным человеком, не касался догм. Просто посчитал себя вправе использовать на благо государства все имеющиеся в наличии ресурсы. В том числе авторитет церкви.

«Это очень старый спор между светской и духовной властью. В рамках одного государства сосуществуют два лидера: лидер светской власти — монарх, самодержец, и лидер духовной власти, в нашем случае патриарх, — рассказывает куратор выставки, научный сотрудник Музея истории религии Владимир Безродин. — Естественно, что монарх по духовным вопросам не может не подчиниться патриарху. С другой стороны, патриарх живет на территории государства и должен следовать его законам».

Петр Великий был не первым русским царем, пожелавшим разрешить это противоречие, его предшественники не раз пытались утвердить примат «царства» над «священством». Иван Грозный, к примеру, позиционировал себя как живого наместника Бога на земле, ссылаясь при этом на апостола Павла, писавшего: «Всякая душа да повинуется владыке, власть имеющему; нет власти, кроме как от Бога: тот, кто противится власти, противится Божьему повелению». Алексей Михайлович, отец Петра I, выступал не столь радикально, но и он не постеснялся устранить неугодного ему патриарха Никона. Его сын, будучи практиком, решил вопрос кардинально. Созданный им Святейший правительствующий синод стал, по сути, структурной калькой с правительствующего Сената — одной из коллегий, органом, подчиняющимся государю императору.

На выставке в Музее истории религии можно увидеть портреты главных действующих лиц этого своеобразного переворота. Среди них Феофан Прокопович, главный идеолог петровских преобразований, и Стефан Яворский, ставший после смерти патриарха Адриана блюстителем патриаршего престола, а затем президентом духовной коллегии (и присягнувший на верность Петру Великому). И тот, и другой сыграли свои роли с блеском, поддержав императора всей силой своих талантов, авторитета и эрудиции.

Есть в экспозиции и портрет патриарха Адриана, фигуры не менее интересной. Как рассказывает Владимир Безродин, Адриан в целом поддерживал реформаторские идеи молодого Петра I, но по ряду вопросов с ним спорил: в частности, он отказался принять постриг первой супруги царя Евдокии Лопухиной, пытался заступиться за стрельцов после подавления Стрелецкого восстания 1698 года. В то же время царь обсуждал с ним уровень российского образования и свои реформы в области просвещения, прислушивался к его мнению.

Очевидно, что Петр Великий понимал и ценил образовательную функцию церкви. Ему нравилось, когда в храмах звучали проповеди, объясняющие основы Священного писания и… подкрепляющие надлежащими примерами его собственные преобразования. Не случайно в соборах Петровской эпохи (например, в Петропавловском соборе, в Петербурге) появляются кафедры, элемент для православных церквей нехарактерный.

Да и сами храмы нередко становятся напоминанием о том или ином историческом событии. Полтавская битва произошла в день памяти Сампсония Странноприимца? Через несколько лет после этого события в Петербурге, на Выборгской стороне был основан Сампсониевский собор. Оба крупных морских сражения Северной войны, Гангут и Гренгам, случились в день памяти святого Пантелеимона Целителя? Уже после первого из них заложена Пантелеимоновская церковь. На выставке можно увидеть, как эти храмы выглядели 300 лет тому назад и как выглядят сегодня.

Двигаясь дальше, легко убедиться в том, что Петр I опирался на авторитет церкви на протяжении всех лет своего правления, от начала и до конца. Так, портрет Митрофана Воронежского, главы Воронежской епархии, напомнит о том, как зимой 1695–1696 года строился гребной флот для взятия крепости Азов. Именно Митрофан освятил тогда первый русский боевой флаг. Каким он был, сказать сложно, потому что в это время, на рубеже XVII–XVIII веков, царь еще экспериментировал с символикой. Мы знаем, что военно-морской флаг — белое полотнище с синим андреевским крестом. Однако на гравюре Адриана Шхонебека, первого из мастеров гравюры, приглашенных Петром в Россию, мы видим сочетание андреевского креста и… современного триколора.

Окончательный, привычный нам вариант флага запечатлен на иконе Андрея Первозванного. Она была написана много позже петровского времени, в 1907 году, но вошла в состав выставки — в раздел, посвященный русской наградной системе.

Известно, что до Петра I российские монархи награждали своих подданных деньгами, землями и прочими полезными дарами. Петр же ввел европейскую систему орденов, берущую свое начало со времен Крестовых походов и орденской системы крестоносцев. «Постепенно эти рыцарские духовные ордена трансформировались, и у светских правителей появились свои орденские организации (ведь орденом не награждали, в орден принимали), — рассказывает Владимир Безродин. — Причем назвать их могли по-разному — Орден Подвязки, Орден Почетного легиона… Однако Петр I привязал российскую наградную систему к религиозной традиции». Музей истории религии представляет три самых первых русских ордена — те, что были основаны самим Петром I или по его замыслу. Это ордена Андрея Первозванного, Святой Екатерины и Святого Александра Невского (самих наград на выставке нет, зато есть иконы соответствующих святых и портреты награжденных).

Специальный раздел посвящен Александру Невскому, одному из покровителей Санкт-Петербурга, петровского Парадиза. Тут и икона, на которой он изображен в воинском одеянии и горностаевой мантии (до петровского времени князя изображали в монашеской одежде). И гипсовый рельеф «Перенесение мощей святого Александра Невского в Петербург» — макет фрагмента южных врат Исаакиевского собора, выполненный Иваном Петровичем Витали в середине XIX столетия. Его окончательную версию можно увидеть, осмотрев сам собор, а еще один из вариантов — на выставке «И мореплаватель, и плотник» в Русском музее.

Всего на выставке представлено более 110 экспонатов (это иконы, живопись, гравюра, скульптура, реконструкции мундиров солдат Семеновского полка, «Указ Петра I о наследниках и клятвенное обещание» и многое другое). Среди этих памятников и весьма эффектные (такие как икона «Богоматерь Черниговская-Ильинская» с планом Азовской битвы), и те, что требуют вдумчивого изучения («Духовный регламент»). Однако интереснее рассматривать экспозицию не как мозаику, сложенную из отдельных вещей и фактов, а как цельную историю.

Во все времена находились те, кто критиковал Петра I за практический, протестантский подход к церковным вопросам. И, да, выставка в Музее истории религии показывает его именно таким — практиком, направлявшим все силы, в том числе церковные, духовные, на решение конкретных государственных задач. Делавшим это иногда импульсивно, но все же последовательно, смело, талантливо и жестко. 

Фотографии предоставлены пресс-службой Музея истории религии

Эта страница была перемещена | Springfield College

Страница, которую вы ищете, не найдена.

Используйте инструмент поиска в верхней части этой страницы, чтобы увидеть, есть ли какие-либо результаты поиска для того, что вы ищете.

Если у вас по-прежнему возникают трудности, попробуйте использовать указанный ниже каталог.

Каталог веб-сайтов

Просмотр офисов и страниц услуг

  • Академический консультационный центр
  • Академические вопросы
  • Академические календари
  • Центр академического успеха
  • Прием
  • Отношения с выпускниками
  • Программа американского корпуса
  • Легкая атлетика
  • Архивы и специальные коллекции
  • Спортивные лагеря
  • Книжный магазин
  • Руководство по брендингу
  • Календарь
  • Кэмп Массасойт
  • Карты кампуса
  • Отдых в кампусе
  • Безопасность кампуса
  • Карьерный центр
  • Центр обслуживания и лидерства
  • Центр молодежного развития и исследований
  • Центр развития ребенка
  • Каталоги колледжей
  • Связь
  • Конференции и специальные мероприятия
  • Консультационный центр
  • Курсы
  • Разработка
  • Столовая
  • Схема проезда к колледжу
  • Восточный кампус
  • Подготовка преподавателей и лицензирование: педагогическое образование
  • Работа в SC
  • Управление объектами
  • Финансовая помощь
  • Главный юрисконсульт
  • Пожертвование Спрингфилдскому колледжу
  • Центр здоровья
  • История Спрингфилдского колледжа
  • Жилье и жилая жизнь
  • Гуманитарные науки в действии
  • Гуманитарная философия
  • Управление персоналом
  • Вовлечение и участие сообщества
  • Информационные и технологические услуги
  • Институциональные исследования
  • Международный центр
  • Библиотечные услуги
  • Маркетинг и коммуникации
  • Мультикультурные вопросы
  • Новости
  • Типография
  • Общественная безопасность (отделение)
  • Регистратор
  • Серия изящных искусств Симпсона
  • Школа искусств и наук
  • Школа медицинских наук
  • Школа физического воспитания, исполнительского мастерства и спортивного лидерства
  • Школа социальной работы и поведенческих наук
  • Учетные записи учащихся
  • Студенческие дела
  • Справочник для учащихся
  • Учеба за границей
  • Духовная жизнь
  • Летние лагеря
  • Раздел IX
  • Магазин треугольников
  • Служба ветеранов
  • Оповещение о чрезвычайной погоде
  • Оздоровительно-оздоровительный комплекс
  • ИМКА

Справочник преподавателей и сотрудников

Поиск по академическому отделу

Кафедра биологии/химии

Департамент управления бизнесом

Департамент консультационной информации

Департамент уголовного правосудия

Департамент образования

Департамент физических упражнений и спортивной подготовки

Департамент медицинских наук

Департамент социальных и социальных услуг

7

7

Общественные науки

Факультет гуманитарных и социальных наук – клон

Факультет литературы, письма и журналистики

Кафедра математики, физики и информатики

Кафедра трудотерапии

Кафедра физического воспитания и санитарного просвещения

Кафедра лечебной физкультуры

Кафедра фельдшера

Кафедра социальной психологии

Кафедра трудовой деятельности 900 Информация

Департамент спортивного менеджмента и отдыха

Департамент визуальных и исполнительских искусств

Программа с отличием Преподаватели и сотрудники 2022-2023

Поиск по офисам и услугам

Академический консультационный центр

Академические вопросы

Информация Центра академического успеха

Прием в магистратуру

Прием — региональный и онлайн

Прием — перевод

Прием — бакалавриат 7 Alumni

0 Advancement Информация о взаимоотношениях

Информация AmeriCorps

Информация о легкой атлетике

Информация об отдыхе в кампусе

Центр информации о карьере

Центр повышения квалификации в области преподавания, обучения и получения стипендий

Центр информации об услугах и лидерстве

Центр молодежного развития и исследовательской информации

Центр информации о детском развитии

Приемная комиссия Китая

Конференции и

Информация о специальных мероприятиях

Консультационный центр Товарищество

Развитие

Информация восточного кампуса

Информация о подготовке преподавателей и лицензировании

Управление зачислением

Управление объектами

Финансы и администрация

Информация о финансовой помощи

Главный юрисконсульт

Информация о медицинском центре

9007 Человеческие ресурсы 9006 Жилье и проживание 90 07

Инклюзивность и участие сообщества

Информационные и технологические услуги

Институциональное развитие

Институциональные исследования

Международный центр

Библиотечные услуги

Маркетинг

Управление информации о разнообразии, справедливости и интеграции

Информация офиса регистратора

Группа высшего руководства

Информация о духовной жизни студентов

900 Студенческая деятельность и университетский городок

Студенческие дела

Информация об обучении за рубежом

Отношения YMCA

Поиск по региональным кампусам

Springfield College Boston Information

Springfield College Greater Houston Information

Поиск по школам

Информация о Школе искусств и наук

Информация о Школе наук о здоровье

Информация о Школе физического воспитания, спортивных достижений и лидерства в спорте

Информация о Школе социальной работы и поведенческих наук

11-to-1

Соотношение студентов и преподавателей

100%

100% новых студентов бакалавриата получили помощь.

33 500 долларов США

В среднем наш пакет финансовой помощи составляет 33 500 долларов США, включая стипендии, гранты и займы.

98%

98% выпускников бакалавриата 2021–2022 годов либо работали, либо учились в аспирантуре.

Наши четыре школы

Искусства и науки

Физкультура, исполнительское мастерство и лидерство в спорте

Науки о здоровье

Социальная работа и науки о поведении

Духовные компоненты Двенадцати шагов АА

Мы все ежедневно сталкиваемся с проблемами в современном сложном и требовательном мире. Блог Консультационного уголка ВДА предлагает продуманные идеи, предложения и стратегии, которые помогут вам жить более счастливой и здоровой жизнью.

Колонки могут быть перепечатаны полностью или частично со ссылкой на блог Counseling Corner Американской ассоциации консультирования.

 


31 мая 2016 г.

Анонимные Алкоголики (АА) и Анонимные Наркоманы (АН) были неотъемлемым компонентом трезвости многих людей. Настолько, что во многих стационарных лечебных учреждениях есть 12-шаговый компонент, требующий от клиентов посещения ежедневных собраний, поиска спонсоров и начала создания сети.

Поскольку многие люди слышали термин «12 шагов», но не знают точно, что это за 12 шагов, я написал их ниже. Я также выделил жирным шрифтом пару духовных компонентов, к которым обращается каждый шаг.

Двенадцать шагов Анонимных Алкоголиков

  1. Мы признали свое бессилие перед алкоголем, что наша жизнь стала неуправляемой. (смирение, честность)
  2. Пришли к выводу, что Сила более могущественная, чем мы сами, может вернуть нам здравомыслие . (опять же, смирение, честность и связь с другими или с высшей силой по своему выбору).
  3. Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь заботе Бога, как мы его понимали. (возможность делать то, что вы можете делать, и не беспокоиться о неконтролируемом — выбор веры вместо страха).
  4. Провели тщательную и бесстрашную моральную инвентаризацию самих себя.   (смирение, честность — признание любых проступков, которые вы совершили, признание тех тяжелых проступков, которые были совершены против вас).
  5. Признаться Богу, себе и другому человеку в истинной природе наших ошибок (честность, смирение).
  6. Были полностью готовы к тому, чтобы Бог удалил все эти дефекты характера. (молитва, смирение и желание изменить нездоровое поведение).
  7. Смиренно просили Его устранить наши недостатки. (смирение, честность, молитва).
  8. Составили список всех, кому мы причинили вред, и захотели возместить им всем ущерб. (смирение, честность, сострадание).
  9. Непосредственно возмещал ущерб таким людям везде, где это было возможно, за исключением случаев, когда это могло причинить вред им или другим. (смирение, честность, сострадание).
  10. Продолжали проводить личную моральную инвентаризацию и, когда мы были неправы, сразу же признавали это. (честность, скромность).
  11. Стремление через молитву и медитацию улучшить наш сознательный контакт с Богом, как мы Его понимаем, молясь только о знании Его воли для нас и силы для ее исполнения. (молитва, медитация, смирение)
  12. Получив духовное пробуждение в результате этих шагов, мы старались нести это послание алкоголикам и применять эти принципы во всех наших делах. (эмпатия, связь с другими, сострадание). (Всемирные службы анонимных алкоголиков, 2010 г.).

Хотя я предложил только пару духовных концепций для каждого шага выше, очевидно, что есть и другие, которые можно было бы добавить/обсудить. При этом, когда вы разберете эти шаги, вы сможете увидеть, как те, у кого нет зависимостей, могут даже извлечь пользу из выполнения этих шагов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *