Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Э эриксона: Эрик Эриксон — Психологос

Содержание

Эрик Эриксон — фото, биография, личная жизнь, причина смерти, психолог

Биография

Эрик Эриксон — психолог и психоаналитик, изучавший развитие психики в ходе онтогенеза и разработавший эпигенетическую теорию развития личности. Ему принадлежит создание термина «кризис идентичности». Ученый реализовался как теоретик и практик, преподавая в престижных учебных заведениях и ведя приемы в клиниках. Кроме того, он стал автором книг по профильному направлению.

Детство и юность

Эрик Хомбургер Эриксон родился 15 июня 1902 года во Франкфурте-на-Майне и оказался плодом тайной связи Карлы Абрахамсен и неизвестного датчанина еврейского происхождения. В этот период женщина была замужем за биржевым маклером Вальдемаром Саломонсеном, поэтому сын получил его фамилию.

Спустя время Карла окончила курсы медсестры и сбежала в Карлсруэ, где прошли юные годы Эрика. В 1904-м мать мальчика сочеталась браком с педиатром Теодором Хомбургером. Спустя 7 лет отчим официально усыновил ребенка. Карла воспитывала сына в еврейских традициях.

Внешность мальчика не соответствовала национальности. В Еврейской религиозной школе приятели высмеивали его за светлые волосы и голубые глаза, а в обычной школе он терпел издевки за вероисповедание. Смешение идентичностей спровоцировало внутренний конфликт, и юноша все чаще задумывался о своем происхождении.

Будучи гимназистом, Эрик увлекался искусством, языками и гуманитарными науками. Отчим хотел, чтобы по окончании школы он поступил в медицинский институт, но пасынок стал учеником художественной школы в Мюнхене.

Вскоре молодой человек оставил обучение. Некоторое время он путешествовал по Европе, посещая города Германии и Италии в компании друга детства Питера Блоса. Эриксон зарабатывал продажей эскизов, но понимал, что никогда полноценно не свяжет биографию с искусством. Вернувшись в Карлсруэ, он принял предложение Блоса переехать в Вену и стать учителем живописи в местной школе.

Педагогический талант наставника оценила богатая заказчица, которая наняла его для обучения детей. Слухи о том, что Эриксон отлично ладит с малышами и подростками, разошелся по округе. Наставника начали приглашать другие родители. Среди них были друзья Анны и Зигмунда Фрейд.

Личная жизнь

Эрик Эриксон женился в 1930 году. Его избранницей стала танцовщица и художница из Канады Джоан Моуэт Серсон. Знакомство пары состоялось на балу. Жена подарила мужчине двух сыновей и дочь. Находясь в браке, психолог принял христианство.

Когда в 1933-м стало ясно, что приход к власти Адольфа Гитлера влечет за собой нацистскую угрозу, Эрик вместе с супругой и детьми уехал в Копенгаген. Обеспечить датское гражданство не получилось, поэтому семья перебралась в США, где этот вопрос не стоял так остро, а строить личную жизнь было проще.

В конце 1930-х психолог взял фамилию Эриксон, а фамилия отчима стала вторым именем.

Научная деятельность

В возрасте 25 лет Эрик познакомился с четой Фрейд. Дочь психоаналитика Анна помогла ему стать слушателем лекций в Венском психоаналитическом институте. Молодой человек занялся детской психологией. Параллельно он изучал методику Монтессори, в основе которой лежит внимание к развитию ребенка и этапам половых изменений. В 1933-м психолог получил диплом.

Переехав в США, Эриксон стал первым детским психоаналитиком в Бостоне. Поначалу работал в Массачусетской больнице, затем в Центре судьи Бейкера и Гарвардской медицинской школе. Он также был врачом психологической клиники. В 1936-м Эрику предложили должность в Медицинской школе и Институте социальных отношений в Йельском университете. Помимо психоанализа, исследователь занимался изучением связи антропологии и психологии, взаимодействуя с авторитетными представителями обоих направлений.

В 1938 году Эриксон завершил работу в Йеле и отправился в Южную Дакоту, чтобы наблюдать за племенем сиу, а затем ознакомился с традициями племени юрок в Калифорнии. Сопоставив особенности детского развития в сообществах, психолог нашел различия. Они мотивировали ученого на исследования в области воздействия на психику событий, происходящих в подростковом возрасте. Спустя год вместе с семьей Эриксон переехал в Калифорнию, где присоединился к команде Института социального обеспечения Беркли, исследующего детское развитие. Он также практиковал в Сан-Франциско.

На новом месте Эрик повторно отправился в племя юрок и завершил второе исследование. В 1950-м опубликовали книгу «Детство и общество», которая принесла ему известность. В ней описывались мысли относительно мира детства и влияния на него социума. В том же году ученый покинул стены Калифорнийского университета.

В период с 1951 по 1960 год Эрик Эриксон преподавал в Центре Остина Риггса и работал с эмоционально неблагополучными молодыми людьми. Параллельно он выступал в Университете Питтсбурга в качестве приглашенного профессора. В 1958-м опубликовали книгу ученого под названием «Молодой Лютер».

Вернувшись в Гарвард в конце 1960-х, он занимал должность профессора вплоть до 1970-го. В 1968-м вышла книга Эриксона «Идентичность: юность и кризис». В 1973-м исследователь выступил чтецом на Джефферсонской лекции и получил высшую награду США от Национального гуманитарного фонда.

Ученый сделал весомый вклад в психологию. Принимая теорию Фрейда, он не концентрировался на идее отношений детей и родителей, а ставил во главу угла интерес к личности. Его теория развития личности разделяла психологическое становление не на 5 этапов, а на 8 стадий жизненного цикла. Кроме описанных Фрейдом фаз, в схеме появились еще 3 периода взрослого состояния.

Рассуждая о путанице в идентичности, Эриксон создал следующую периодизацию стадий развития: орально-сенсорная, мышечно-анальная, локомоторно-генитальная, латентная, подростковая, ранняя зрелость (молодость), средняя зрелость, поздняя зрелость (старость).

Он придавал большое значение эго, считая, что его идентичность позволяет каждому человеку быть индивидуальностью. Ролевые искажения ведут к тому, что субъект может не состояться как член социума. Исследователь считал, что окружающая среда в значительной мере влияет на адаптацию ребенка, формирование самосознания и идентичности. Эго отвечает за гармонию с окружением, личностный рост и реализацию, уверенность в своих силах.

Смерть

Эрик Эриксон скончался 12 мая 1994 года. Причиной смерти оказались сопутствующие преклонному возрасту заболевания. Последнее пристанище он нашел в городе Харуич, в штате Массачусетс. Вместе с супругой психолог похоронен на кладбище конгрегационалистской церкви.

Труды ученого востребованы и по сей день, а его фото размещают в учебниках и книгах о возрастной психологии.

Библиография

  • 1950 — «Детство и общество»
  • 1958 — «Молодой Лютер. Историко-психоаналитическое исследование»
  • 1959 — «Идентичность: юность и кризис»
  • 1969 — «Истина Махатмы Ганди: о происхождении воинствующего ненасилия»
  • 1978 — «Взрослый период»
  • 1986 — «Жизненная вовлечённость в старости»
  • 1987 — «Жизненный цикл завершён»

Интересные факты

  • В произведениях автор описывал путаницу идентичности, с которой столкнулся лично. Мужчина признавался, что она приводила его к состоянию, граничащему с неврозом и психозом. В решении проблемы помогла смена фамилии. Дети психолога обрадовались изменениям, ведь их больше не дразнили «гамбургерами».
  • Эрику Эриксону часто приписывают родство с Милтоном Эриксоном, другим специалистом в области психологии, но они были однофамильцами. Зато сын Эрика Кай стал известным в США социологом.
  • В 1970 году библиография ученого пополнилась книгой «Истина Ганди», за которую он получил Пулитцеровскую премию в области нехудожественной литературы.
  • Психолог сформулировал «Золотое правило поведения» для тех, кто регулярно связан с коммуникациями. В соответствии с этим нужно вести общение так, чтобы оно давало новые силы и энергию всем его участникам.
  • Эго-психология стала одним из направлений неофрейдизма.

Теория Э. Эриксона основных стадий жизненного пути личности и формировние законопослушного поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Колесов С.Г. ©

Доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин, кандидат психологических наук, Кузбасский институт федеральной службы

исполнения наказаний

ТЕОРИЯ Э. ЭРИКСОНА ОСНОВНЫХ СТАДИЙ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ И ФОРМИРОВНИЕ ЗАКОНОПОСЛУШНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация

В статье совершается попытка исследовать формирование законопослушного поведения на основе теорию Э. Эриксона о делении всей жизни личности на восемь стадий.

Ключевые слова: теория Э. Эриксона основных стадий жизненного пути, законопослушное поведение.

Keywords: the theory of E. Erikson main stages of the life path, law-biding behavior.

Теория Э. Эриксона о делении всей жизни на восемь стадий связана со стадиями сексуального развития человека, которые предложил З. Фрейд. Научные изыскания Эриксона связаны с психосоциальными аспектами формирования «Я» [2, 203 — 215].

Каждый из восьми кризисов возрастного развития личности, как предполагал Эриксон, связан непосредственно с сексуальным развитием человеческого «Я». Речь идёт об описанных Фрейдом фазах сексуального развития (оральной, анальной, фаллической и генитальной). Эриксон утверждал, что существуют и психологические ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. С другой стороны он считал, что становление личности не заканчивается в подростковом периоде жизни, а совершается от её начала и до завершения. Наконец, на каждой стадии существуют собственные параметры развития, способные принимать положительные и отрицательные значения в отношении самой личности.

Однако цель написания нашей статьи связана с тем, что психосоциальное развитие личности, описанное Эриком Эриксоном, связано не только с сексуальным развитием, но и с формированием её законопослушного поведения. Это поведение формируется с раннего возраста в процессе семейного воспитания ребёнка, претерпевая влияние психосоциальных кризисов. То есть с расширением границ социальных контактов и по мере взросления ребёнок приобретает способность различать (осознавать) законопослушное и противоправное (криминальное) поведение. Это осознание законопослушания, как регулятор человеческого поведения в социуме, наряду с процессом становления личности также растягивается на весь жизненный цикл [3, 346 — 376].

Первая стадия. Основополагающая вера против основополагающей безнадежности. В качестве проявления социальной веры на этой стадии у младенца можно выделить лёгкое кормление, глубокий сон, нормальную работу кишечника. Социальный опыт отношений матери и младенца помогает понять важность внутреннего комфорта и материнской заботы, в психосоциальном аспекте формирования «Я» ребёнка. Это соответствует формированию доверия и надежды при постоянной проверке отношений с матерью. Это формирует социальное чувство собственной индивидуальности, являющееся в будущем основой доверия социальным нормам и законам. При формировании чувства безнадежности закладывается чувство недоверия -веры в безнадежность норм и законов.

©Колесов С.Г., 2012 г.

Вторая стадия. Автономность против стыда и сомнения. Внешний контроль на данной стадии должен быть для её позитивного исхода строго успокаивающим со стороны взрослых. Социальное окружение ребёнка должно поощрять его автономию («встать на ноги»), но в то же время остерегаться проявления переживания стыда и сомнения, когда со стороны социума в отношении ребёнка устанавливается жёсткий контроль над его поведением. В данном случае у ребёнка формируется чувство неуверенности в отношении соблюдения социальных норм поведения, а в последующем справедливости законов от сознания собственной неправоты относительно других людей.

Третья стадия. Инициативность против чувства вины. Чувство инициативы совместно с чувством автономности придаёт личности качество предприимчивости, которое определяет возможность индивидууму способность «атаковать» задачу ради переживания чувства «двигательной радости» и проворности при подчёркнутой в поведении независимости. Противоположным качеством инициативы при этом оказывается чувство вины в отношении предполагаемых целей и действий. Особой опасностью для индивидуума может стать инициатива, вступающая в противоречия с социальными нормами, а в более зрелом возрасте с законом. Агрессия, насилие и предрасположенность к аффекту может стать приобретением данной стадии развития социальных отношений личности уже в раннем детстве, если её своевременно не ограничат в действиях подобного плана. Без профилактических мер со стороны взрослых в период данной стадии индивидуум обретёт на более зрелых стадиях развития поведенческую тенденцию к жестокости, грубости и холодности в отношении окружающих его людей. Инициатива, выраженная в поступках, связанных с экстремальными ситуациями, с большей вероятностью выйдет за рамки закона.

Четвёртая стадия. Трудолюбие против неполноценности. В данный период развития трудолюбия очень существенно переживание чувства появления новых способностей, стимулирующих желание идти вперёд, преодолевая различные трудности. Для ребёнка важно приобретение чувства умелости, убеждённости в собственной состоятельности при решении задач технологического, социально-экономического плана, непосредственно связанных с успехами в учебной и трудовой деятельности. Роль социума, окружающего ребёнка состоит в признании, утверждении, традиционном поощрении успехов и напротив, указания на отдельные неудачи и безделье, — с другой стороны. Труд переживается при этом ребёнком как социальная ценность, защищаемая правовыми нормами общества.

Пятая стадия. Личностная индивидуальность против смешения ролей. Интеграция идентификаций на данном этапе развития личности достигается в умственных способностях, социальных ролях, влечениях к лицам противоположного пола, наконец, значимости для других людей вызывает ощущение перспективы «карьеры» наряду с освоением новых видов деятельности и успешностью самовыражения себя в социуме. В этот период формируются нравы подростковой индивидуальности, сопровождающиеся «влюблённостью», строгой избирательностью в общении, формированием идеалов, окружения своего и чужого. Подростки, как правило, находятся в состоянии перехода между моралью, усвоенной ранее и этикой, и тем, что необходимо ещё сформировать в себе. Сталкиваясь с идеологически определёнными ценностями общества и проблемой смысла жизни, у подростков возникает внутриличностный конфликт между «дозволенным» и «недозволенным», «реальным» и «фантастическим». В результате этого вырабатывается концепция поведения индивидуума, с учётом критериев «нормальности» и «законности», либо наблюдаются криминальные и психотические эпизоды, относящиеся к смешению социальных ролей.

Шестая стадия. Близость против одиночества. Люди, оказавшиеся на данной стадии, рискуют тем, что было наиболее ценным и в тоже время уязвимым на

предыдущей. Взрослый человек, личность которого готова и желает открыть свою индивидуальность перед другой индивидуальностью, стремясь к близости и сотрудничеству в социальных группах. В этом случае при такой выраженной открытости возможны жертвы и компромиссы со стороны инициаторов интимности и солидарности. Переживая погружение в своё «Я» и в то же время, чувствуя при этом неудачу в близости, у отдельных индивидуумов может возникнуть проблема в избегании подобных контактов, что приводит человека, в конечном счете, к одиночеству, как в мыслях, так и в отношениях к людям. Последствия данной ситуации могут привести к психопатологии характера, что предрасполагает отдельных индивидуумов к появлению проблем, связанных с нарушениями этических норм, крайностью которых может оказаться противоправное поведение.

Седьмая стадия. Производительность против застоя. На данной стадии индивидуум представлен Э. Эриксоном как существо зрелое, творческое, полное энергии и инициатив, наблюдаемых в различных видах деятельности. Поэтому понятие производительность на личностном уровне приобретает смысл продуктивности и креативности с одной стороны, успешно реализующей поставленные цели, впавшей в застой, личностное оскудение — с другой. Простое наличие детей или попытки их иметь ещё не говорит о полноте достижения на данной стадии производительности. Речь идёт о том, что производительность должна быть успешно осуществляемой и регулируемой рамками закона и права. Это во многом повышает шансы в достижении на последней стадии вершины периодизации Эрика Эриксона -целостности личности.

Восьмая стадия. Целостность личности против отчаяния. Личностная индивидуальность предполагает чувство интеграции (целостности), позволяющее ощутить полноту и радость содеянного, обусловленного своеобразием комплекса пережитых ранее побед, поражений, надежд и разочарований. Обладатель такого чувства целостности воспринимает жизненный путь как предел жизни, в отличие от чувства отчаяния, которое вызывает мысль о том, что времени остаётся совсем мало и, начать всю жизнь сначала уже невозможно. Соответственно такая личность испытывает чувство единения и согласия не только внутри себя, но и с внешними социальными регуляторами поведения — моралью, ценностями и системой правовых норм общества, сущность которых влияла в процессе всей жизни на её формирование.

Таким образом, согласно теории Эриксона, специфические, связанные с развитием конфликты становятся критическими только в определённых точках жизненного цикла. На каждой из восьми одна из задач развития личности, или один из таких конфликтов, приобретает существенное значение по сравнению с другими [1, 88]. Однако, несмотря на то, что каждый из конфликтов является критическим только на одной из стадий, он присутствует в течение всей жизни, поэтому специфика объяснения вероятности появления противоправного поведения у человека на основании данной теории объясняется неразрешённостью внутриличностного конфликта (возрастного кризиса). Вероятность психосоциальной адаптации личности на каждой стадии развития снижается, если эта конфликтность приобретает кумулятивный (накопительный) характер в процессе проживания каждой из восьми стадий. С большой вероятностью можно предположить, что при достижении социальной неприспособленности на первых четырёх стадиях психосоциального развития личность склонна вступать в противоправные отношения с обществом. С другой стороны, если конфликты на определённой стадии не получили своего урегулирования, но этого удалось достичь на последующих стадиях, то вероятность формирования законопослушного поведения данного индивидуума должна увеличиться, так как значительно повышается его психосоциальная адаптация.

Литература

1. Крейг Г. Психология развития. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 992 с.: ил.

2. Фрейд З. Введение в психоанализ [Текст]: Лекция. — М.: Наука. 1989. — 450с.:

3. Эриксон Э. Г. Детство и общество [Текст]: пер. с англ. — СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. — 592 с.

8 стадий психосоциального развития Эрика Эриксона

Эриксон утверждал, что личность развивается в предопределенном порядке через восемь стадий психосоциального развития, от младенчества до взрослой жизни. На каждом этапе человек переживает психосоциальный кризис, который может иметь положительный или отрицательный результат для развития личности.

Для Эриксона (1958, 1963) эти кризисы носят психосоциальный характер, поскольку они связаны с психологическими потребностями личности (т. е. психопатами), противоречащими потребностям общества (т. е. социальным).

Согласно теории, успешное завершение каждого этапа приводит к здоровой личности и приобретению основных добродетелей. Основные добродетели — это характерные сильные стороны, которые эго может использовать для разрешения последующих кризисов.

Неспособность успешно завершить этап может привести к уменьшению способности проходить дальнейшие этапы и, следовательно, к более нездоровой личности и самоощущению. Эти этапы, однако, могут быть успешно решены в более позднее время.

Этап Психосоциальный кризис Основная Добродетель Возраст
1. Доверие против недоверия Надежда 0 – 1½
2. Автономия против стыда Воля 1½ – 3
3. Инициатива против Вины Назначение 3 – 5
4. Трудолюбие против неполноценности Компетенция 5 – 12
5. Идентичность и путаница ролей Верность 12 – 18
6. Близость против изоляции Любовь 18 – 40
7. Генерация против стагнации Уход 40 – 65
8. Целостность эго против отчаяния Мудрость 65+

Содержание

1.

Доверие против недоверия

Доверие против недоверия — первый этап теории психосоциального развития Эрика Эриксона. Эта стадия начинается с рождения и продолжается примерно до 18-месячного возраста. На этом этапе младенец не уверен в мире, в котором он живет, и смотрит на своего основного опекуна за стабильностью и последовательностью ухода.

Если забота, которую получает младенец, постоянна, предсказуема и надежна, у него разовьется чувство доверия, которое перенесет его в другие отношения, и он сможет чувствовать себя в безопасности, даже когда ему угрожают.

Если эти потребности не удовлетворяются постоянно, могут развиться недоверие, подозрительность и тревога.

Если уход был непоследовательным, непредсказуемым и ненадежным, у младенца может развиться чувство недоверия, подозрительности и беспокойства. В этой ситуации у младенца не будет уверенности в окружающем мире или в своих способностях влиять на события.

Успех и неудача на первом этапе

Успех на этом этапе приведет к добродетели надежда . Развивая чувство доверия, младенец может иметь надежду на то, что по мере возникновения новых кризисов существует реальная возможность того, что другие люди окажутся рядом в качестве источника поддержки.

Неспособность обрести добродетель надежды приведет к развитию страха. Этот младенец перенесет с собой базовое чувство недоверия в другие отношения. Это может привести к беспокойству, повышенной неуверенности и чрезмерному чувству недоверия к окружающему миру.

В соответствии со взглядами Эриксона на важность доверия исследование Боулби и Эйнсворта показало, как качество раннего опыта привязанности может повлиять на отношения с другими людьми в более позднем возрасте.

2. Автономия против стыда и сомнения

Автономия в противовес стыду и сомнению — вторая стадия психосоциального развития Эрика Эриксона. Эта стадия происходит в возрасте от 18 месяцев до примерно 3 лет. По словам Эриксона, дети на этом этапе ориентированы на развитие чувства личного контроля над физическими навыками и чувства независимости.

Успех на этом этапе приведет к добродетели будет . Если детей на этом этапе поощрять и поддерживать в их растущей независимости, они становятся более уверенными и уверенными в своей способности выживать в этом мире.

Если детей критикуют, чрезмерно контролируют или им не дают возможности самоутвердиться, они начинают чувствовать себя неадекватными в своей способности выживать, а затем могут стать чрезмерно зависимыми от других, терять чувство собственного достоинства и испытывать чувство стыда или сомнения в своих силах.

Что происходит на этом этапе?

Ребенок развивается физически и становится более подвижным, и обнаруживает, что он или она обладает многими навыками и способностями, такими как надевание одежды и обуви, игра с игрушками и т. д. Такие навыки иллюстрируют растущее чувство независимости и автономии ребенка.

Например, на этом этапе дети начинают отстаивать свою независимость, уходя от матери, выбирая, с какой игрушкой играть, и делая выбор в отношении того, что им нравится носить, есть и т.

д.

Что могут сделать родители, чтобы развить чувство контроля?

Эриксон утверждает, что очень важно, чтобы родители позволяли своим детям исследовать пределы своих способностей в благоприятной среде, терпимой к неудачам.

Например, вместо того, чтобы надевать на ребенка одежду, поддерживающий родитель должен иметь терпение и позволять ребенку пробовать до тех пор, пока он не добьется успеха или не попросит о помощи.

Итак, родители должны поощрять ребенка к тому, чтобы он становился более самостоятельным, и в то же время защищать ребенка, чтобы избежать постоянных неудач.

От родителя требуется тонкий баланс. Они должны стараться не делать все за ребенка, но если ребенок не справляется с определенной задачей, они не должны критиковать ребенка за неудачи и несчастные случаи (особенно при приучении к туалету).

Целью должен быть «самоконтроль без потери чувства собственного достоинства» (Гросс, 19 лет).92).

3. Инициатива против вины

Инициатива против вины — это третий этап теории психосоциального развития Эрика Эриксона. На стадии «инициатива против вины» дети чаще самоутверждаются, направляя игру и другие социальные взаимодействия.

Это особенно живые, бурно развивающиеся годы в жизни ребенка. По словам Би (1992), это «время энергичных действий и поведения, которое родители могут расценивать как агрессивное».

В этот период основной особенностью ребенка является регулярное взаимодействие с другими детьми в школе. Центральное место на этом этапе занимает игра, поскольку она дает детям возможность исследовать свои навыки межличностного общения посредством инициирующих действий.

Дети начинают планировать занятия, придумывать игры и инициировать занятия с другими. Если предоставляется такая возможность, дети развивают чувство инициативы и чувствуют себя уверенно в своей способности руководить другими и принимать решения.

И наоборот, если эта склонность подавляется посредством критики или контроля, у детей развивается чувство вины. Ребенок часто переступает черту в своей настойчивости, и опасность заключается в том, что родители склонны наказывать ребенка и слишком сильно ограничивать его инициативу.

Именно на этом этапе ребенок начнет задавать много вопросов по мере роста его тяги к знаниям. Если родители относятся к вопросам ребенка как к тривиальным, раздражающим или смущающим, а другие аспекты их поведения как к угрожающим, то у ребенка может возникнуть чувство вины за то, что он «причиняет неудобства».

Слишком сильное чувство вины может замедлить взаимодействие ребенка с другими людьми и помешать его творчеству. Некоторая вина, конечно, необходима; иначе ребенок не умел бы владеть собой или иметь совесть.

Важен здоровый баланс между инициативой и чувством вины. Успех на этом этапе приведет к добродетели цели , а неудача приведет к чувству вины.

4. Трудолюбие против неполноценности

Четвертый психосоциальный кризис Эриксона, связанный с трудолюбием (компетенцией) и неполноценностью, возникает в детстве в возрасте от пяти до двенадцати лет.

Дети находятся на этапе, когда они будут учиться читать и писать, считать, делать что-то самостоятельно. Учителя начинают играть важную роль в жизни ребенка, обучая его конкретным навыкам.

Именно на этом этапе группа сверстников ребенка приобретет большее значение и станет основным источником самооценки ребенка. Теперь ребенок чувствует потребность завоевать одобрение, демонстрируя определенные компетенции, которые ценятся обществом, и у него начинает развиваться чувство гордости за свои достижения.

Если детей поощряют и поощряют за их инициативу, они начинают чувствовать себя трудолюбивыми (компетентными) и чувствуют уверенность в своей способности достигать целей. Если эта инициатива не поощряется, если она ограничивается родителями или учителем, то ребенок начинает чувствовать себя неполноценным, сомневаться в своих силах и поэтому может не реализовать свой потенциал.

Если ребенок не может развить определенный навык, которого, по его мнению, требует общество (например, быть спортивным), у него может развиться чувство неполноценности.

Некоторые неудачи могут быть необходимы, чтобы ребенок мог развить некоторую скромность. Опять же, необходим баланс между компетентностью и скромностью. Успех на этом этапе приведет к достоинству компетентности .

5. Идентичность и путаница ролей

Пятая стадия теории психосоциального развития Эрика Эриксона — это идентичность и смешение ролей, и она возникает в подростковом возрасте, примерно с 12 до 18 лет. На этом этапе подростки ищут ощущение себя и личной идентичности посредством интенсивного изучения личных ценностей, убеждений и целей.

В подростковом возрасте наиболее важен переход от детства к взрослой жизни. Дети становятся более самостоятельными и начинают смотреть в будущее с точки зрения карьеры, отношений, семьи, жилья и т. д. Человек хочет принадлежать обществу и вписаться в него.

Подростковый ум — это, по сути, ум или мораторий, психосоциальная стадия между детством и взрослой жизнью, между моралью, усвоенной ребенком, и этикой, которую должен развить взрослый (Эриксон, 19).63, с. 245).

Это основная стадия развития, на которой ребенок должен усвоить роли, которые он будет играть во взрослом возрасте. Именно на этом этапе подросток пересматривает свою личность и пытается точно выяснить, кто он или она. Эриксон предполагает, что задействованы две идентичности: сексуальная и профессиональная.

Согласно Би (1992), в конце этой стадии должно произойти «реинтегрированное ощущение себя, того, что человек хочет делать или кем он хочет быть, и своей соответствующей половой роли». На этом этапе образ тела подростка меняется.

Эриксон утверждает, что подросток может какое-то время чувствовать себя некомфортно в своем теле, пока не сможет адаптироваться и «врасти» в изменения. Успех на этом этапе приведет к добродетели верности .

Верность предполагает способность посвятить себя другим на основе принятия других, даже когда могут быть идеологические различия.

В этот период они изучают возможности и начинают формировать свою личность на основе результатов своих исследований. Неспособность установить чувство идентичности в обществе («Я не знаю, кем хочу стать, когда вырасту») может привести к путанице ролей. Путаница ролей предполагает, что человек не уверен в себе или своем месте в обществе.

В ответ на смешение ролей или кризис идентичности подросток может начать экспериментировать с другим стилем жизни (например, с работой, образованием или политической деятельностью).

Также давление на кого-то в идентичности может привести к бунту в виде установления негативной идентичности, а вдобавок к этому чувству несчастья.

6. Близость или изоляция

Близость против изоляции — шестой этап теории психосоциального развития Эрика Эриксона. Этот этап происходит в молодом взрослом возрасте в возрасте примерно от 18 до 40 лет. На этом этапе основной конфликт сосредоточен на формировании близких, любовных отношений с другими людьми.

На этом этапе мы начинаем более тесно делиться собой с другими. Мы исследуем отношения, ведущие к долгосрочным обязательствам с кем-то, кроме члена семьи.

Успешное завершение этого этапа может привести к счастливым отношениям и чувству приверженности, безопасности и заботы в отношениях.

Избегание близости, боязнь обязательств и отношений может привести к изоляции, одиночеству, а иногда и к депрессии. Успех на этом этапе приведет к достоинству любовь .

7. Генерация против стагнации

Генерация против стагнации — седьмая из восьми стадий теории психосоциального развития Эрика Эриксона. Этот этап происходит в середине взрослой жизни (в возрасте от 40 до 65 лет).

С психологической точки зрения, генеративность означает «оставлять свой след» в мире, создавая или взращивая вещи, которые переживут человека. В среднем возрасте люди испытывают потребность создавать или развивать вещи, которые переживут их, часто имея подопечных или создавая позитивные изменения, которые принесут пользу другим людям.

Мы приносим пользу обществу, воспитывая наших детей, продуктивно работая и участвуя в общественной деятельности и организациях. Благодаря генеративности мы развиваем ощущение того, что являемся частью более широкой картины.

Успех приводит к ощущению полезности и достижения, а неудача приводит к поверхностной вовлеченности в мир.

Не находя способ внести свой вклад, мы становимся застойными и чувствуем себя непродуктивными. Эти люди могут чувствовать себя оторванными или оторванными от своего сообщества и общества в целом. Успех на этом этапе приведет к достоинству уход .

8. Целостность эго против отчаяния

Целостность эго против отчаяния — это восьмой и последний этап стадийной теории психосоциального развития Эрика Эриксона. Эта стадия начинается приблизительно в возрасте 65 лет и заканчивается смертью. Именно в это время мы размышляем о своих достижениях и можем развить честность, если видим, что ведем успешную жизнь.

Люди, которые размышляют о своей жизни и сожалеют о том, что не достигли своих целей, будут испытывать чувство горечи и отчаяния.

Эриксон описал целостность эго как «принятие своего единственного жизненного цикла как чего-то, что должно быть» (1950, с. 268), а позже как «чувство связности и целостности» (1982, с. 65).

По мере того, как мы становимся старше (65+ лет) и становимся пожилыми гражданами, мы склонны снижать нашу продуктивность и исследовать жизнь как пенсионеры.

Эрик Эриксон считал, что если мы считаем свою жизнь непродуктивной, чувствуем вину за свое прошлое или чувствуем, что не достигли своих жизненных целей, мы становимся неудовлетворенными жизнью и развиваем отчаяние, что часто приводит к депрессии и безнадежности.

Успех на этом этапе приведет к добродетели мудрости . Мудрость позволяет человеку оглянуться на свою жизнь с чувством завершенности и полноты, а также принять смерть без страха.

Мудрые люди не характеризуются постоянным состоянием целостности эго, но они испытывают как целостность эго, так и отчаяние. Таким образом, поздняя жизнь характеризуется как целостностью, так и отчаянием как чередующимися состояниями, которые необходимо уравновешивать.

Критическая оценка

Распространяя понятие развития личности на всю жизнь, Эриксон описывает более реалистичную перспективу развития личности (McAdams, 2001).

Основываясь на идеях Эриксона, психология переосмыслила то, как рассматриваются более поздние периоды жизни. Средняя и поздняя взрослость больше не считаются несущественными, благодаря Эриксону, они теперь считаются активными и важными периодами личностного роста.

Теория Эриксона имеет хорошую внешнюю валидность. Многие люди обнаруживают, что могут относиться к его теориям о различных стадиях жизненного цикла через собственный опыт.

Однако Эриксон довольно расплывчато о причинах развития. Какой опыт должен быть у людей, чтобы успешно разрешать различные психосоциальные конфликты и переходить с одной стадии на другую? Теория не имеет универсального механизма выхода из кризиса.

Действительно, Эриксон (1964) признает, что его теория представляет собой скорее описательный обзор человеческого социального и эмоционального развития, который не объясняет адекватно, как и почему это развитие происходит. Например, Эриксон явно не объясняет, как результат одной психосоциальной стадии влияет на личность на более поздней стадии.

Тем не менее, Эриксон подчеркивал, что его работа была «инструментом для размышлений, а не фактическим анализом». Таким образом, ее цель состоит в том, чтобы предоставить основу, в которой можно рассматривать развитие, а не проверяемую теорию.

Одной из сильных сторон теории Эриксона является ее способность связать воедино важное психосоциальное развитие на протяжении всей жизни.

Хотя существует поддержка стадий развития личности Эриксона (McAdams, 1999), критики его теории приводят доказательства, свидетельствующие об отсутствии дискретных стадий развития личности (McCrae & Costa, 19).97).

Эриксон против Маслоу

 Чем иерархия потребностей Маслоу отличается от стадий психосоциального развития Эриксона? 
Маслоу Эриксон
Маслоу предложил ряд мотивационных стадий, каждая из которых основывается на предыдущей (т. е. не может развиваться, не удовлетворяя предыдущей стадии). Эриксон предложил ряд предопределенных стадий, связанных с развитием личности. Стадии привязаны ко времени.
Продвижение по этапам зависит от жизненных обстоятельств и достижений (т. е. является гибким). Продвижение по этапам зависит от возраста человека (т. е. жесткого). На каждом этапе человек приобретает черты личности, полезные или патологические.
Есть только одна цель достижения, хотя не все ее достигают. Цель достижения варьируется от этапа к этапу и включает в себя преодоление психосоциального кризиса.
Люди продвигаются вверх по мотивационным ступеням/пирамиде, чтобы достичь самореализации. Первые четыре стадии подобны ступенькам. Успешное завершение каждого этапа приводит к здоровой личности и приобретению основных добродетелей. Базовые добродетели — это характерные сильные стороны, используемые для разрешения последующих кризисов.

Сводка

Подобно Фрейду и многим другим, Эрик Эриксон утверждал, что личность развивается в заранее определенном порядке и опирается на каждую предыдущую стадию. Это называется эпигенетическим принципом.

Восемь стадий психосоциального развития Эриксона включают:

Доверие против недоверия

Эта стадия начинается с рождения и длится примерно до года. Младенец развивает чувство доверия, когда взаимодействие обеспечивает надежность, заботу и привязанность.

Отсутствие этого приведет к недоверию.

Автономия против стыда и сомнения

Эта стадия происходит в возрасте от 18 месяцев до примерно двух-трех лет. У младенца развивается чувство личного контроля над физическими навыками и чувство независимости.

Эриксон утверждает, что очень важно, чтобы родители позволяли своим детям исследовать пределы своих способностей в благоприятной среде, терпимой к неудачам.

Успех приводит к чувству самостоятельности, неудача вызывает чувство стыда и сомнения.

Инициатива против вины

Эта стадия происходит в дошкольном возрасте, в возрасте от трех до пяти лет. Ребенок начинает утверждать контроль и власть над своим окружением, планируя действия, выполняя задания и сталкиваясь с трудностями.

Успех на этом этапе ведет к целеустремленности.

Если инициатива отвергается или обескураживает посредством критики или контроля, у детей развивается чувство вины.

Трудолюбие против неполноценности

Эта стадия происходит в детстве в возрасте от пяти до двенадцати лет.

Именно на этом этапе группа сверстников ребенка приобретет большее значение и станет основным источником самооценки ребенка.

Ребенок справляется с новыми учебными и социальными требованиями.

Успех ведет к ощущению компетентности, а неудача — к ощущению неполноценности.

Идентичность и смешение ролей

Пятая стадия происходит в подростковом возрасте, примерно в 12-18 лет.

Подростки исследуют, кто они как личности, и стремятся установить чувство собственного достоинства, и могут экспериментировать с различными ролями, действиями и поведением.

По словам Эриксона, это важно для процесса формирования сильной личности и развития чувства направления в жизни.

Близость против изоляции

Этот этап происходит в юношеском возрасте в возрасте примерно от 19 до 40 лет.

В этот период основные конфликты сосредоточены на формировании близких, любовных отношений с другими людьми. Успех ведет к крепким отношениям, а неудача приводит к одиночеству и изоляции.

Генеративность против стагнации

Эта стадия происходит в середине взрослой жизни в возрасте примерно от 40 до 65 лет.

Люди испытывают потребность создавать или развивать вещи, которые переживут их, часто имея подопечных или создавая позитивные изменения, которые принесут пользу другим людям.

Успех приводит к ощущению полезности и достижения, а неудача приводит к поверхностной вовлеченности в мир.

Целостность эго против отчаяния

Этот этап наступает после 65 лет и включает в себя размышления о своей жизни и либо переход к чувству удовлетворенности и счастья своей жизнью, либо к ощущению глубокого чувства сожаления.

Успех на этом этапе вызывает чувство мудрости, а неудача вызывает сожаление, горечь и отчаяние.

Ссылки

Пчела, HL (1992). Развивающийся ребенок . Лондон: ХарперКоллинз.

Эриксон, Э. Х. (1950). Детство и общество . Нью-Йорк: Нортон.

Эриксон, Э. Х. (1958). Молодой человек Лютер: исследование психоанализа и истории . Нью-Йорк: Нортон.

Эриксон, Э. Х. (1963). Молодежь: перемены и вызов . Нью-Йорк: Основные книги.

Эриксон, Э. Х. (1964). Проницательность и ответственность . Нью-Йорк: Нортон.

Эриксон, Э. Х. (1968). Личность: Молодость и кризис . Нью-Йорк: Нортон.

Эриксон Э. Х . (1982). Жизненный цикл завершен . Нью-Йорк: WW Нортон и компания.

Эриксон, Э. Х. (1959). Психологические проблемы . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Международный университет
Press

Фрейд, С. (1923). Эго и Ид . СЭ, 19: 1-66.

Гросс, Р. Д., и Хамфрис, П. (1992). Психология: наука о разуме и поведении . Лондон: Ходдер и Стоутон.

МакАдамс, Д. П. (2001). Психология жизненных историй. Обзор общей психологии , 5(2), 100.

Маккрей, Р. Р. и Коста-младший, П. Т. (1997). Структура черт личности как человеческая универсалия. Американский психолог, 52(5) , 509.

Дополнительная информация

Эриксон – почему он был важен? Статья о психосоциальных стадиях

Психосоциальное развитие от колледжа до среднего возраста: 34-летнее последовательное исследование

Связь целостности Эго и отчаяния с чертами личности и психическим здоровьем

Психосексуальные стадии развития (Фрейд)

Эрик Эриксон | Американский психоаналитик

Дата рождения:
15 июня 1902 г. Франкфурт-на-Майне Германия
Умер:
12 мая 1994 г. (91 год) Харвич Массачусетс
Награды и награды:
Пулитцеровская премия
Предметы изучения:
развитие ребенка психологическое развитие сиу Юрок культура

Просмотреть весь связанный контент →

Эрик Эриксон , полностью Эрик Хомбургер Эриксон , также известный как Эрик Х. Эриксон , (родился 15 июня 1902, Франкфурт-на-Майне, Германия — умер 12 мая 1994, Харвич, Массачусетс, США), американский психоаналитик немецкого происхождения, чьи работы по социальной психологии, индивидуальной идентичности и взаимодействию психологии с историей, политикой и культурой повлияли на профессиональные подходы к психосоциальным проблемам и вызвали большой общественный интерес.

В молодости Эриксон посещал художественную школу и путешествовал по Европе. В 1927 году, когда психоаналитик Анна Фрейд пригласила его преподавать искусство, историю и географию в небольшой частной школе в Вене, он вместе с ней начал заниматься психоанализом и сам прошел обучение, чтобы стать психоаналитиком. Он заинтересовался лечением детей и опубликовал свою первую статью в 1930 лет, до завершения психоаналитического обучения и избрания в Венский психоаналитический институт в 1933 году. В том же году он эмигрировал в Соединенные Штаты, где практиковал детский психоанализ в Бостоне и поступил на факультет Гарвардской медицинской школы. Он заинтересовался изучением того, как эго, или сознание, творчески действует у здравомыслящих, хорошо организованных людей.

More From Britannica

личность: Эриксон

Эриксон покинул Гарвард в 19 лет36, чтобы поступить в Институт человеческих отношений Йельского университета. Два года спустя он начал свои первые исследования влияния культуры на психологическое развитие, работая с детьми индейцев сиу в резервации Пайн-Ридж в Южной Дакоте. Эти исследования, а также более поздняя работа с антропологом Альфредом Кребером среди индейцев юрок в северной Калифорнии, в конечном итоге способствовали выработке теории Эриксона о том, что все общества создают институты для обеспечения развития личности, но типичные решения сходных проблем, к которым приходят разные общества, различаются.

Эриксон перенес свою клиническую практику в Сан-Франциско в 1939 году и стал профессором психологии в Калифорнийском университете в Беркли в 1942 году. основное изложение его взглядов на психосоциальное развитие. Вызывающую воспоминания работу редактировала его жена Джоан Серсон Эриксон. Эриксон выделил восемь стадий развития, каждая из которых сталкивала человека со своими собственными психосоциальными требованиями, которые продолжались до старости. Развитие личности, по Эриксону, происходит через серию кризисов, которые человек должен преодолеть и усвоить для подготовки к следующему этапу развития.

Отказавшись подписать клятву верности, требуемую Калифорнийским университетом в 1950 году, Эриксон оставил свой пост и в том же году присоединился к Центру Остин Риггс в Стокбридже, штат Массачусетс. Затем он вернулся в Гарвард в качестве лектора и профессора (1960–70) и почетного профессора (с 1970 до своей смерти).

В Молодой человек Лютер (1958) Эриксон объединил свой интерес к истории и психоаналитической теории, чтобы изучить, как Мартин Лютер смог порвать с существующим религиозным истеблишментом, чтобы создать новый взгляд на мир.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *