Эффект Зейгарник или что значит «закрыть гештальт»?
Вы когда-нибудь сталкивались с ощущением, что ситуация или проблема, произошедшая с вами в прошлом, преследует вас до сих пор? Все, казалось бы, разрешилось, но некоторые моменты и переживания всплывают в памяти снова и снова, вызывая порой не самые приятные чувства. В психологической практике такое явление называют незакрытым гештальтом. Как «завершить» пережитые ситуации и почему они могут оставаться «открытыми», попробуем разобраться в этой статье.
Классический эксперимент Б. В. Зейгарник
Курт Левин всегда любил неформальное общение со своими студентами и часто играл с ними в так называемую «игру-поиск». Однажды, обедая в кафе со своими учениками, среди которых была и Блюма Вульфовна Зейгарник, он обратился к официанту с просьбой вспомнить заказ, который только что сделали несколько клиентов за соседним столиком. Официант без труда перечислил все заказанные ими блюда. Тогда Левин попросил проделать то же самое, но с заказами клиентов, которые уже расплатились и ушли из кафе. Молодой человек не смог вспомнить ни одного блюда, объяснив это тем, что клиенты уже рассчитались, и поэтому их заказы уже не приоритетны для него. Эта ситуация послужила поводом для предположения, что незаконченные действия или ситуации мы помним гораздо лучше, чем уже завершившиеся.
Широко используемые результаты классического эксперимента Зейгарник (1927) утверждают, что прерванные действия или ситуации действительно приобретают некоторый особый «статус» в памяти. В эксперименте участникам было задано около 20 задач. Эти задачи включали арифметику, головоломки, а также использование навыков моторики рук, включая строительство «зданий» из картонных коробок и создание глиняных фигур. В ходе выполнения этих заданий процесс прерывался, прежде чем участники успевали завершить действие и были вынуждены отложить его. Прерывание происходило, «когда объект выглядел наиболее погруженным в работу». В результатах эксперимента сообщалось, что это произошло, когда субъект обнаруживал, как должна быть решена проблема, но еще не предвидел окончательного результата.
Участникам было разрешено завершить вторую половину задания.
После выполнения всех задач испытуемым было предложено сообщить обо всех проблемах с использованием метода свободного отзыва. Зейгарник обнаружила, что незавершенные задачи были приведены в качестве примера проблем с выполнением на 90% чаще, чем завершенные. Зейгарник пришла к выводу, что существует значительное преимущество сохранения в памяти прерванных задач, по сравнению с теми, которые были решены. Хотя теория об «особом статусе» неразрешенных проблем в памяти является привлекательной, результаты эксперимента Зейгарник кажутся несколько противоречивыми.
Любое мемориальное преимущество в эксперименте Зейгарник должно коррелировать с законченными задачами, поскольку участник логически, в среднем, должен тратить больше времени на законченную задачу. Но, все же, используя меньше времени на обработку прерванных заданий, участники вспоминали их чаще.
Зейгарник объясняла этот эффект с точки зрения мотивационных факторов, предполагая, что когда объект намеревается выполнить требуемые операции по одной из задач, возникает «квази-потребность» завершения задания. Таким образом, «преимущество» прерванных задач должно быть обусловлено продолжением этой квази-зависимости, которая мотивирует человека на поиск решений, касающихся незаконченных задач.
С тех пор было предложено учитывать дополнительные социальные, мотивационные и личностные факторы в вариациях и модификациях оригинального эксперимента.
Богославский и Гатри (1941) предположили, что напряженность, которая присутствует во время решения проблемы, увеличивает запоминаемость проблемы.
Однако в других исследованиях были обнаружены расхождения с результатами оригинального эксперимента.
Розенцвейг (1943) выдвинул гипотезу о некой форме репрессии, чтобы объяснить расхождение с результатами Зейгарник. В исследовании, которое он провел, испытуемым было сказано, что задачи состоят из теста на интеллект. И в этом случае участники более полно помнили завершенные задачи, чем те, которые остались нерешенными. Розенцвейг объяснил это защитной реакцией мозга, при которой человек желает быстрее вытеснить ситуации или действия, характеризующие его как глупого, неуклюжего, неуместного и т. д. Другие ученые предложили факторы, связанные со стрессом (Гликсмен, 1949), индивидуальными различиями (Аплер, 1946) и субъективной усталостью для учета расхождения между их результатами и оригинальным экспериментом Зейгарник. Использование теорий, основанных на социальных, мотивационных и других, связанных с личностью переменных, были приняты с ограниченным успехом.
Такие теории не смогли объяснить многочисленные, казалось бы, противоречивые выводы.
Более высокая степень успеха может быть достигнута при попытке объяснить оригинальные результаты Зейгарник и некоторые последующие эксперименты с точки зрения когнитивной модели решения проблем. Пересмотрев эффект Зейгарник в плоскости современных теорий проблемных представлений, целей и контекстных эффектов, возможно, мы можем объяснить обстоятельства, при которых эффект будет иметь место.
Модификации эксперимента Б. В. Зейгарник
Изучая когнитивные факторы, многие ученые пытались объяснить как первоначальный эффект, так и различные исследования, которые порой не повторяли оригинальный эксперимент.
Одними из таких ученых стали сотрудники университета Колорадо.
В первом эксперименте они попытались сопоставить методы, использованные Зейгарник (1927 г.). Однако одним из необходимых изменений было использование только ментальных задач, без вхождения в структуру исследования задания, связанного с моторикой рук. Субъектами стали 39 студентов (25 женщин и 14 мужчин) из Мичиганского университета. В этом исследовании использовались задачи с двадцатью словами, в том числе математические, логические и аналитические (Мослер, 1977). Все они были разбиты на отдельные группы и требовали для успешного решения от 15 секунд до четырех минут. Каждая задача была представлена на отдельном листе бумаги и имела свое краткое название, например, «Мост».
Следующим этапом была субъективная оценка при помощи шкалы. По каждой ранее приведенной задаче испытуемым было предложено оценить, насколько они уверены в том, что их ответ был верным.
Субъектам были предоставлены следующие инструкции: «у вас будет ряд заданий. Пожалуйста, работайте быстро и точно. Не решайте задания интуитивно: попробуйте все проанализировать и дать четкий ответ. Как только вы заканчиваете одну задачу – вам тут же предоставят следующую. Не беспокойтесь, если вам не удастся закончить решение».
Следуя этим инструкциям, испытуемым были представлены две первые задачи. Одна была простой, и каждый участник завершал ее в течение периода между 30 и 210 секундами. Вторая была достаточно сложной, и каждого испытуемого успешно прерывал экспериментатор между 15 и 60 секундами. Экспериментатор следовал этой схеме на протяжении решения всех 20 тестовых заданий. Задачи теста были представлены в одном случайном порядке для всех испытуемых.
Сразу же после окончания выполнения всех 20 заданий участников попросили написать о заданиях, которые они могли вспомнить. Также экспериментатор просил отметить, насколько правильно участники решили каждую задачу, которую они смогли вспомнить, исходя из субъективной оценки корректности.
Результаты показали, что участники практически одинаково хорошо вспоминали как незавершенные задания, так и задания, которые они успели выполнить, и были абсолютно уверены в правильности их решения.
Был сделан вывод, что уверенность относительно того, как хорошо участники справились с задачей, формирует чувство удовлетворения.
Также выяснилось, что свободное запоминание выполненных задач немного лучше, чем запоминание прерванных задач. Однако это неудивительно, учитывая, что субъект тратит значительно больше времени как при верном решении задания, так и при ошибочном, по сравнению с временным отрезком, который тратится на выполнение прерванной задачи.
В другом исследовании американский психолог Джон Аткинсон сосредоточился на мотивационных аспектах завершения задачи. Он также обнаружил подтверждение эффекта Зейгарник, но отметил, что на запоминание незавершенных задач также влияют индивидуальные различия между участниками. Аткинсон пришел к выводу, что те субъекты, которые подошли к задачам с более высокой мотивацией к их выполнению, пытаются решить как можно большее их количество и, соответственно, число незавершенных задач при условии лимита времени увеличивается. Напротив, если участник был менее мотивирован, статус невыполненной задачи был менее интересен для него и, соответственно, менее запоминающимся (Аткинсон, 1953).
Еще одним вариантом классического эксперимента стало исследование М. Овсянкиной относительно желания испытуемых вернуться к завершению прерванной задачи.
Суть его состояла в том, что субъектам давали для выполнения простейшее задание – например, сложить фигурку из разных элементов. Когда задание было почти выполнено, экспериментатор прерывал участника и просил выполнить абсолютно другое действие. В это время экспериментатор должен был «нейтрализовать раздражитель» — накрыть стимульный материал газетой, бумагой, тканью и т.д. После того, как второе действие было завершено участником, экспериментатор должен был сделать вид, что чем-то очень занят и не слышит вопросов субъекта, но в то же время, должен был за ним наблюдать. Оказалось, что 86% участников возвращались к первому действию, которое было прервано в начале.
Левин, ознакомившись с результатами этого исследования, сначала был возмущен, почему взрослые люди возвращаются к выполнению бессмысленных и глупых задач, таких как простое складывание фигур. Но затем он пришел к заключению, что эмоциональное и психологическое напряжение, возникающее в ситуации решения любой по сложности задачи, должно быть снято, иначе наше сознание постоянно будет нас возвращать к этому незавершенному действию. Именно такую «заряженную» или напряженную систему Левин называл «квази-потребностью» или намерением что-то сделать в данный момент, что, по его мнению, отличалось от истинной потребности, существующей постоянно в сознании человека.
Понятие «закрытого гештальта»
Фундаментальная работа Зейгарник, основанная на эксперименте, стала одной из точек отсчета в формировании основного гештальт-принципа – завершенности и целостности. Основываясь на концепции К. Левина, Зейгарник объясняла полученные ею результаты следующим образом: прерванная задача или действия приводят к возникновению психологического напряжения у субъекта. Для того, чтобы произошла разрядка, субъект стремится к завершению той или иной задачи, то есть пытается сделать образ или воспоминание полным, законченным, пришедшим к логическому завершению. Понятие незавершенной задачи часто использовалось гештальт-психологами как аналог незаконченной перцептивной и когнитивной задачи, понятие которой ввели Перлз и Шепард.
Исходя из разработанных теорий и проведенных исследований, психологи все чаще стали использовать гештальт-принцип по отношению к ситуациям. Понятие «закрытого гештальта» приобрело окраску незавершенной эмоциональной или поведенческой реакции человека в определенной ситуации. Стали появляться предположения, что люди склонны «застревать» в событиях или переживаниях именно из-за открытого гештальта. К примеру, ситуация, произошедшая с человеком, имела для него неудовлетворительный финал. Напряжение, возникшее вследствие этого, имеет постоянный характер и не снимается эмоциональной разрядкой, поскольку человек не может изменить уже сложившиеся обстоятельства. Однако, существует один из парадоксальных принципов гештальт-терапии, который гласит, что ситуация или событие могли быть прерваны из-за механизма избегания как защитной реакции сознания. Событие могло быть психотравмирующим, и его переживание заставило человека «уйти» от действий, необходимых для завершения и последующей интериоризации. Но субъект постоянно прибегает к одним и тем же действиям, незавершенным в прошлом, склонен к фантазиям и раздумьям о былой ситуации, повторяет одни и те же сценарии действий в параллельных ситуациях в настоящем времени.
Поэтому прибегают к методу проигрывания ситуаций и возможных вариантов событий, которые позволят «отпустить» ситуацию. Задача психотерапевта — увеличить осознанность действий человека, обратить его внимание на то, что он делает и для чего. То есть, перевести гештальт из неосознанного в осознанное состояние. Именно законченность, удовлетворение от «нужного» завершения позволяет человеку закрыть гештальт и, тем самым, снять психологическое напряжение.
В завершение, стоит отметить, что сама Б. В. Зейгарник никогда не занималась гештальт-терапией и не имела к этому никакого отношения. Однако ее исследования активно используются до сих пор психотерапевтами и психологами самых различных направлений. Ведь именно результаты ее эксперимента позволили сделать вывод, что личность человека постоянно стремится к завершению ситуаций или задач. Прерывание таких действий способно вызвать психологическую напряженность и вполне может сформировать невроз.
Список литературы:
- 1. Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. М., 1971.
- 2. Соколова Е. Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М., 1976.
- 3. Birenbaum G. Das Fergessen einer Fornahme. — «Psych. Forschung», 1931.
- 4. Lewin K. Vorsatz, Wille und Bedurfnis Berlin, 1926.
- 5. Lewin K. A dynamic theory of personality. N. Y. — London, 1935.
- 6. Lewin K. Principles of topological psychology. N. Y., 1936.
- 7. Lewin K. The conflict between Aristotelian and Galilean modes of thought in contemporary psychology. N. Y., 1927.
- 8. Lewin K. Die phychologische situation bei Zohn und Strafe. Leipzig, 1931.
- 9. Owsiankina M. Die Wiederaufnahme unterbrochenen Handlungen. —«Psych. Forsch.», 1928, Bd 10.
- 10. Zeigarnik B. Uber das Behalten erledigter und unerlegiter Handlungen.— «Psych. Forsch.», 1927, Bd 9.
Автор: Чечко Ирина, психолог
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. | Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
Эффект Зейгарник — Психологос
Б. В. Зейгарник
В исследованиях Блюмы Вульфовны Зейгарник было установлено, что испытуемые, в широком возрастном диапазоне, склонны запоминать прерванные задания лучше (и чаще), чем они запоминали завершенные задания.
Половину видов деятельности, выполняемой испытуемыми в эксперименте, разрешалось продолжать до завершения (или выполнения задания), а оставшаяся половина прерывалась экспериментатором на том или ином ее этапе. Результаты этого исследования подтвердили первоначальную гипотезу Зейгарник. Количество вспомненных незаконченных или незавершенных заданий (обозначаемых буквой «Н») оказалось значительно выше количества завершенных заданий (обозначаемых буквой «З»). В общем, испытуемые, принимавшие участие в исследованиях Зейгарник, вспоминали в два раза больше незавершенных заданий, чем завершенных.
Было предложено несколько возможных альтернативных объяснений эффекта Зейгарник, которые не делают упор на переменной завершенность-незавершенность per se. Одно из таких объяснений состоит в том, что именно шоковый эффект, вызванный внезапным прерыванием или прекращением работы над заданием, усиливает выделенность незавершенного задания в сознании испытуемых. Результаты показывают, что шоковый эффект от внезапного прерывания задачи в очень малой степени связан, если вообще связан, с разницей в частоте воспроизведения.
В серии исследований Зейгарник коэффициент вспоминания для заданий, прерванных в середине или ближе к концу (почти завершенных заданий), оказался выше, чем для заданий, прерванных в самом начале или вскоре после начала их выполнения. Амбициозные испытуемые забывали завершенные задания быстрее, чем это делали люди со средними амбициями. Можно заключить, что цель этих испытуемых состояла не просто в выполнении задания, но и в достижении некоторого успеха, повышая, тем самым, коэффициент Н/З. Если бы прерывание задания интерпретировалось испытуемыми как означающее их провал, порождая угрожающую эго ситуацию, то коэффициент Н/З увеличивался бы еще больше, за счет испытуемых с тенденцией запоминать незавершенные задания более часто, чем раньше.
Другие возможные объяснения эффекта Зейгарник сводятся к следующему:
- прерывание заданий может активно вводить новый мотив, связанный с возмущением самим фактом прерывания или обидой на прерывателя, отсюда и лучшее запоминание причины этого возмущения;
- прерывание может выполнять функцию подчеркивания прерванного задания;
- с точки зрения гештальта, испытуемый может стремиться к завершению;
- настойчивость испытуемых в обдумывании нерешенной задачи могла часто вознаграждаться в прошлом, и потому способствует повышению уровня вспоминания незавершенных заданий.
Исследователи обнаружили, что эффект Зейгарник может быть чувствителен к ряду факторов, которые трудно, если вообще возможно, контролировать в условиях лабораторного исследования:
- вероятность проявления эффекта Зейгарник меньше, если испытуемый, до некоторой степени, лично заинтересован в выполнении определенного задания;
- эффект проявляется с большей вероятностью, если прерывание задания не выглядит частью плана экспериментальной игры;
- проявление эффекта наиболее вероятно в случае, если испытуемый всерьез настроился на выполнение незавершенного задания.
Объяснение эффекта Зейгарник — Мир психологов
Ваш собственный опыт подготовки к экзаменам может подсказать вам, что сеансы непрерывной концентрации могут помочь вам лучше запомнить ключевые фрагменты информации. Действительно, многие учащиеся будут заниматься периодами «зубрежки» — интенсивного повторения непосредственно перед тестом — в надежде, что основные факты и цифры по предмету будут заучены заранее, чтобы подготовиться к экзамену.
Однако это общепринятое мнение опровергается наблюдением, сделанным в психологическом исследовании. Теперь известен как Эффект Зейгарник , было обнаружено, что прерывание во время задачи, требующей сосредоточенности, может на самом деле улучшить , а не обращать внимание на способность человека запоминать ее впоследствии.
Этот неожиданный эффект влияет на методы, которые мы можем использовать для изучения и запоминания важной информации.
Открытие эффекта Зейгарник
Литовский психолог Блюма Зейгарник наблюдал эффект прерывания на обработку памяти у 1927. Во время учебы в Берлинском университете ее профессор Курт Левин заметил, что официанты в кафе лучше запоминают незавершенные счета, чем оплаченные и заполненные. Это, по-видимому, предполагает, что простое завершение задачи может привести к тому, что о ней забудут, в то время как незавершенные задачи, такие как обслуживание гостей за столом, которые еще не закончили свою еду, помогали гарантировать, что официант помнит их заказ.
Зейгарник решила проверить эту гипотезу в экспериментальных условиях и опубликовала свои выводы в «О выполненных и незаконченных задачах» в 1927. В ходе эксперимента она попросила каждого участника выполнить ряд отдельных задач, таких как решение головоломки или сборка плоской коробки. Примерно в половине заданий руководитель эксперимента незаметно прерывал участников, в то время как в оставшихся заданиях им давали время для их выполнения без перерыва.
После эксперимента Зейгарник опросила каждого участника, попросив их вспомнить детали каждой задачи, которую они пытались выполнить. Результаты были неожиданными, но, похоже, подтвердили первоначальное наблюдение Левина о влиянии прерывания на сохранение памяти официантов.
Первоначальные результаты Зейгарник показали, что участники могли вспомнить детали прерванных задач примерно на 90% лучше, чем те, которые они могли выполнять без помех. (Зейгарник, 1927). 1 Эти результаты свидетельствуют о том, что желание выполнить задание может привести к тому, что оно останется в памяти человека до тех пор, пока оно не будет выполнено, и что окончательность его завершения приводит к процессу забывания о нем.
Если быть точным, это подтверждает наше понимание функции памяти в том смысле, что активные репетиция информации позволяет ее удержание , в то время как информация, которая не репетируется, с большей вероятностью будет отброшена. Эта особенность репетиции памяти является ключевой, например, в модели рабочей памяти Баддели и Хитча.
Блюма Зейгарник
Блюма Вульфовна Зейгарник родилась в Пренай, Литва, в 1901 году. В детстве ей помешал менингит, но в 1922 году ей удалось поступить в Берлинский университет. Защитив докторскую диссертацию в 1927 году под руководством психолога Курта Левина, она продолжила работу в университете и опубликовала статью «О завершенных и незавершенных задачах», результаты которой впоследствии стали известны как эффект Зейгарник.
Зейгарник стал членом влиятельной группы ученых, известной как Кружок Выготского, названный в честь его лидера, русского психолога Льва Выготского (1896-1934). Она умерла в Москве в 1988 году в возрасте 86 лет.
Подтверждение
Эффект Зейгарник имел бы ограниченное применение, если бы его нельзя было воспроизвести, и после публикации Зейгарник было проведено множество исследований в попытке воспроизвести ее выводы. Эти исследования дали неоднозначные результаты, но в некоторой степени подтверждают ее первоначальные утверждения.
Британский психолог Джон Бэддели, который позже разработает модель рабочей памяти вместе с Грэмом Хитчем, в 1963 году провел эксперимент, в котором участников просили решить набор анаграмм, каждую в течение установленного периода времени. Если бы они не смогли решить анаграмму вовремя, им бы дали решение. Когда он попросил участников вспомнить слова решения, он обнаружил, что участники с большей вероятностью помнят анаграммы, которые они не решили, чем те, которые они завершили, что подтверждает эффект Зейгарник (Baddeley, 19).63). 2
В другом исследовании американский психолог Джон Аткинсон сосредоточился на мотивационных аспектах выполнения задач. Он также наблюдал эффект Зейгарник в воспоминании, но отметил, что на запоминание незавершенных задач также влияли индивидуальные различия между участниками. Аткинсон отметил, что те испытуемые, которые подходили к задачам с более высокой мотивацией для их выполнения, будут больше подвержены влиянию тех, которые они не смогли выполнить, и с большей вероятностью запомнят их. Напротив, если участник был менее мотивирован, незавершенный статус задачи вызывал меньше беспокойства и, следовательно, менее запоминался для него (Аткинсон, 19 лет).53). 3
Эффект Зейгарник был интересным наблюдением, когда его тезка популяризировала его в 1927 году, но как наши знания об этом могут быть применены в повседневных ситуациях? Можно ли использовать эффект прерывания задачи в положительном ключе, например, для сохранения памяти?
Запоминание деталей
В то время как исследования применения результатов Зейгарник для лучшего запоминания ограничены, один из способов использования эффекта Зейгарник при попытке запомнить детальную информацию, такую как длинный номер телефона, или при повторении темы, может заключаться в том, чтобы не пытаться запомнить его целиком за один присест.
Взгляните на информацию, ознакомьтесь с ней, затем «прервите себя» — отведите взгляд от написанного на несколько мгновений и подумайте о чем-нибудь другом, прежде чем вернуться еще несколько раз, чтобы запомнить фрагменты числа. Наконец, соберите эти фрагменты вместе и попытайтесь вспомнить число целиком.
Реклама
Могут ли маркетологи применять эффект Зейгарник, чтобы побудить потребителей воспринимать брендинг и рекламные сообщения?
В 1972 году Джеймс Хеймбах и Джейкоб Джейкоби предположили в статье, что «звон» в некоторых рекламных объявлениях может играть на эффекте Зейгарник, поскольку зрители будут вынуждены слушать музыкальную часть до ее естественного завершения. Поэтому они предположили, что зрители с большей вероятностью услышат рекламный контент, если он будет сопровождаться узнаваемым джинглом, который, по их мнению, необходимо услышать в конце, чем если бы он не сопровождался. Более того, они предположили, что прослушивание только фрагмента знакомой рекламы может побудить аудиторию запомнить ее. В серии экспериментов они проверили эти гипотезы, создав видеокассеты телевизионных программ, чередующиеся с различными полными или незавершенными рекламными роликами, и проверили, насколько зрители припоминают рекламу после просмотра кассет. Было обнаружено, что высоко мотивированные участники (те, чья «потребность в достижениях» была измерена как высокая) продемонстрировали эффект Зейгарник, вспоминая рекламу с мелодией. Кроме того, прерывание, особенно ближе к концу рекламы, способствовало лучшему запоминанию рекламы, что подтверждает влияние эффекта Зейгарник на запоминание рекламы зрителем (Heimbach and Jacoby, 19).72). 4
Почему незаконченная работа следует за нами домой [комикс]
В 1920-х годах русский психолог Блюма Зейгарник заметил странную вещь. Во время обеда вне дома она была впечатлена сложными заказами, которые официанты могли запомнить за один раз. Тем не менее, как только счет был оплачен, официанты совершенно забыли, что такое заказы. Это наблюдение привело к изучению того, что впоследствии стало известно как эффект Зейгарник.
Эффект Зейгарник относится к нашей склонности запоминать незавершенные или прерванные задачи лучше, чем выполненные. На первый взгляд эффект Зейгарник может показаться удобной адаптацией: хорошо помнить, что нам нужно сделать, и хорошо иметь желание завершить начатое. Когда дело доходит до нашей производительности, проблема двоякая:
Во-первых, каждая незавершенная задача, о которой напоминает вам ваш мозг, отнимает часть вашего внимания, рассеивая ваше внимание и затрудняя концентрацию на том, над чем вы сейчас работаете. Одно исследование показало, что люди, которых прервали во время выполнения задания, хуже справлялись с последующим заданием, чем те, кому разрешили выполнить первое задание, прежде чем приступить ко второму.
Во-вторых, даже если нам удастся физически отключиться от работы, эффект Зейгарник гарантирует, что незавершенные дела следуют за нами домой. Они вторгаются в наши семейные обеды, наши каникулы, наши выходные и наш сон. Всегда останется работа. Нам нужен способ избавиться от эффекта Зейгарник, чтобы мы могли мысленно отключиться в свободное от работы время.
Хорошей новостью является то, что вам не обязательно выполнять все задания, чтобы почувствовать психологическое облегчение от эффекта Зейгарник. Исследования показывают, что простое составление плана выполнения невыполненных задач может отложить автоматические напоминания вашего мозга.
Что вы можете с этим сделать:
Запишите свои задачи . Ваш мозг — ужасная система хранения документов. Вместо того чтобы держать задачи в голове, возьмите за привычку записывать их, как только они приходят к вам. Держите цифровой менеджер задач, такой как Todoist, на своем компьютере и телефоне, чтобы он всегда был под рукой, чтобы записать новую задачу.
Иметь систему для организации и регулярного просмотра ваших задач . Ваша система не будет работать, если ваш мозг не уверен, что она точна и актуальна. Создайте ритуалы планирования своего дня и недели, чтобы ваш мозг был уверен, что вы работаете над нужными делами в нужное время, а обо всем остальном можно было побеспокоиться позже.
Завершить ритуал завершения работы . Составьте план на завтра перед окончанием рабочего дня, чтобы незавершенные задачи не задерживались в вашей голове в нерабочее время.
Найдите небольшой способ начать . Эффект Зейгарник также может быть использован в наших интересах. Когда вы обнаружите, что откладываете особенно большую или сложную задачу, определите очень маленький первый шаг, который вы можете сделать. Простое начало может вызвать у вашего мозга желание идти до конца.
Не забудьте оглянуться назад и посмотреть, как далеко вы продвинулись . Еще один негативный побочный эффект эффекта Зейгарник заключается в том, что мы быстро забываем все, что уже сделали. Не забывайте оглядываться на свои выполненные задачи во время еженедельного обзора, чтобы отпраздновать то, что вы уже
Дополнительная литература, если вам интересно: Психология списка дел: почему ваш мозг любит упорядоченные задачи DayУзнайте о шести других когнитивных искажениях, из-за которых мы не умеем правильно распоряжаться временем.