Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Эксперименты бихевиористов: 10 психологических экспериментов о поведении человека, которые открывают удивительную правду о нас ⋆ ГардИнфо

Содержание

10 психологических экспериментов о поведении человека, которые открывают удивительную правду о нас ⋆ ГардИнфо

Человека всегда завораживала неизвестность того, как работает разум и каковы причины нашего поведения. И вот в начале XX века получила развитие экспериментальная психология.

Исследования изучали целый ряд областей: от поведенческих до социальной динамики и сложных биологических процессов, происходящих в мозге. Результаты тщательно контролируемых исследований, проведенных во имя экспериментальной психологии, поведали многое о человеческом состоянии, благодаря им мы стали лучше понимать, почему мы ведем себя так или иначе.

Мы собрали список самых знаменитых и интригующих экспериментов прошлого века. От самых простых социальных до изучающих сложные поведенческие модели, которые раскрывают то, как работает человеческое подсознание, и сдвигают принятые этические рамки. Вы точно задумаетесь, все ли вы знаете о себе и на что способен человек на самом деле.

«Голубоглазые/кареглазые»

В 1968 году после убийства борца за гражданские права Мартина Лютера Кинга учительница Джейн Эллиот попыталась обсудить проблемы дискриминации, расизма и предубеждения с учениками третьего класса в школе города Рисевилл, штат Айова. Чувствуя, что дети не только не понимают, что значит дискриминация по цвету кожи, но и никогда не встречали ее проявления в небольшом городе, Эллиот начала двухдневное упражнение «голубоглазые/кареглазые», чтобы показать всю несправедливость расизма.

Ученики были разделены на две группы по цвету глаз. У обладателей голубых глаз были привилегии в учебном процессе: вторая порция на обед, доступ в новую игровую комнату, лишние пять минут на перемене. Эллиотт разместила голубоглазых учеников на передних рядах класса, тогда как кареглазые были отправлены на задние ряды. Она мотивировала подопечных к общению только с одноклассниками из своей группы, советуя им избегать контактов с кареглазыми учениками.

Также представителям двух групп было запрещено пить воду из одного фонтанчика. Кареглазые постоянно подвергались наказанию со стороны учителя, когда не следовали правилам или допускали какие-то ошибки. Эллиотт подчеркивала различия между группами, выделяя достоинства голубоглазых учеников и недостатки кареглазых. На следующий день привилегированными учениками стали кареглазые.

В результате та группа, которая считалась превосходящей, стала лучше учиться. Те же, кто подвергался дискриминации, стали допускать больше ошибок — даже те ученики, которые до эксперимента были отличниками.

Ступени в виде пианино

Инициативная группа Volkswagen под названием The Fun Theory («Теория веселья») хотела доказать, что поведение человека может измениться к лучшему, если добавить в рутинные и скучные действия веселья. Они разместили в стокгольмском метро ступени в виде пианино, чтобы посмотреть, сколько людей выберет лестницу вместо эскалатора.

Результаты показали, что в тот день лестницу с музыкальными ступенями выбрали 66 процентов.

Скрипач в метро

12 января 2007 года около тысячи пассажиров, утром проезжающих через станцию ​​метро в Вашингтоне, округ Колумбия, услышали небольшой бесплатный концерт, который исполнил скрипач-виртуоз Джошуа Белл. Он играл около 45 минут, исполнив шесть классических произведений на скрипке Страдивари 1713 года, которая, по некоторым данным, стоит 3,5 миллиона долларов.

Только шесть человек остановились, чтобы послушать музыку. Около 20 дали денег, продолжая идти своим обычным темпом. Скрипач собрал 32 доллара. Когда он закончил играть и наступила тишина, никто этого не заметил. Никто не аплодировал. Никто не понял, что один из лучших музыкантов в мире сыграл одну из самых сложных композиций на скрипке стоимостью 3,5 миллиона долларов.

Писатель и журналист Washington Post Джин Вайнгартен (Gene Weingarten), автор этого эксперимента, описал его «как эксперимент о контексте, восприятии и приоритетах, а также оценке общественного вкуса: в банальной и скучной обстановке, в неудобное для всех время, будет ли заметна красота?».

Дым в комнате

Для эксперимента в одной комнате были собраны люди, которые заполняли анкету, когда из-под двери вдруг повалил дым. Что бы вы сделали? Вероятнее всего, встали бы и покинули помещение или сообщили об этом ответственному лицу. Теперь представьте себе ту же ситуацию, за исключением того, что вы не одни, с вами еще люди, которых, похоже, совсем не беспокоит дым.

Два нанятых актера должны были вести себя так, как будто ничего не происходит. В итоге только 10% испытуемых покинули комнату или сообщили о дыме. 9 из 10 фактически продолжали работать над анкетой, потирая глаза и отгоняя дым от лица.

Эксперимент показал, что люди реагируют медленнее или вообще не реагируют на чрезвычайные ситуации в присутствии пассивных личностей. Мы сильнее полагаемся на реакцию и поведение других людей, чем на собственные инстинкты. Если группа людей ведет себя так, как будто все в порядке, то, должно быть, так оно и есть, правильно? На самом деле нет. Не позволяйте себе бездействовать из-за пассивности других. Не стоит думать, что всегда поможет кто-то другой.

«Летний лагерь»

Этот эксперимент протестировал теорию реалистичных конфликтов и стал примером того, как возникает негативное отношение между группами из-за конкуренции за ограниченные ресурсы.

Экспериментаторы взяли две группы мальчиков 11 и 12 лет и поместили их в место, которое они посчитали летним лагерем. Первую неделю группы были разделены и не знали друг о друге. За это время отношения внутри групп стали крепче.

Далее мальчиков представили друг другу, и тут же стали появляться признаки конфликта. Экспериментаторы создали конкуренцию между группами, и, как и ожидалось, уровень враждебности и агрессивного поведения усилился.

На третьей неделе экспериментаторы создали условия, чтобы обе группы работали вместе, решая общую проблему. Например, проблема питьевой воды. У детей сложилось впечатление, что их питьевая вода была отрезана, возможно, из-за вандалов. Обе группы работали вместе, чтобы решить эту проблему.

К концу эксперимента, после того как мальчики из разных групп работали вместе, они подружились, что свидетельствует о том, что общая работа — это один из наиболее эффективных способов снижения предрассудков и дискриминации.

Эксперимент Carlsberg

Социальный эксперимент проводился датским пивоваренным заводом Carlsberg. Ничего не подозревающая пара входила в переполненный байкерами кинотеатр. Свободно было всего два места рядом с татуированным байкером.

По результатам неофициального эксперимента (он проводился в качестве рекламы продукта), не все пары сели на свободные места: увидев соседа, они тут же покидали зал. Некоторые все же оставались и занимали место, за что их сразу же вознаграждали аплодисментами и бесплатным пивом Carlsberg. Не стоит судить книгу по ее обложке.

Эффект дезинформации

В 1974 году Элизабет Лофтус начала изучать эффект дезинформации на примере дорожно-транспортных происшествий. В одном из экспериментов семь видеорядов длительностью от 5 до 30 секунд были показаны 45 студентам, разделенным на группы по 9 человек. В этих видео была запись автомобильной аварии. После каждого видео студенты заполняли опросный лист, первый пункт в котором был сформулирован так: «Дайте отчет об аварии, которую вы только что увидели».

Далее был представлен ряд конкретных вопросов про ДТП. Самый главный вопрос касался скорости автомобилей, представленных на видео. Девятерых человек спросили: «Как быстро двигались автомобили на видео в тот момент, когда они врезались друг в друга?» Остальные испытуемые получили похожий вопрос, но в нем вместо слова «врезались» использовались слова «соприкоснулись», «ударились», «разбились», «стукнулись». При использовании в вопросе слова «разбились» машинам приписывалась наибольшая скорость — 40,8 миль/ч. Результатом данного эксперимента стал вывод о том, что форма вопроса влияет на ответ свидетеля. Лофтус сделала предположение, что это связано с изменениями представления в памяти испытуемых.

Эксперимент Милгрэма

Этот эксперимент был проведен в 1961 году психологом Стэнли Милгрэмом. Его целью было понять, как далеко могут зайти люди в подчинении авторитетам, даже если приказы от этих авторитетов вредят другим людям.

В опыте участвовали экспериментатор, испытуемый и актер, игравший роль другого испытуемого. Заявлялось, что один из участников («ученик») должен заучивать пары слов из длинного списка, пока не запомнит каждую пару, а другой («учитель») — проверять память первого и наказывать его за каждую ошибку все более сильным электрическим разрядом.

В начале эксперимента роли учителя и ученика распределялись между испытуемым и актером «по жребию» с помощью сложенных листов бумаги со словами «учитель» и «ученик», причем испытуемому всегда доставалась роль учителя. После этого «ученика» демонстративно привязывали к креслу с электродами. «Учитель» получал «демонстрационный» удар током.

«Учитель» уходил в другую комнату и садился за стол перед прибором-генератором. Экспериментатор поясняет «учителю», что при нажатии на каждый из переключателей к ученику подводится соответствующее напряжение, при отпускании переключателя действие тока прекращается. Нажатый переключатель остается в нижнем положении, чтобы «учитель» не забывал, какой выключатель был уже нажат, а какой нет. Прибор производил серьезное впечатление реального, не давая повода сомневаться в подлинности эксперимента.

На самом деле никого не било током. «Ученик» специально отвечал на вопросы неправильно и делал вид, что ему становится больнее, поскольку напряжение якобы увеличивалась с каждым неправильным ответом. Несмотря на это, многие субъекты продолжали бить током людей, когда им приказывал авторитет — «экспериментатор». В конце концов 65% испытуемых применили такой «удар электричеством», который мог бы быть смертельным.

Результаты эксперимента показали, что обычные люди, вероятнее всего, будут следовать приказам от авторитетной фигуры, вплоть до убийства невиновного человека. Подчинение власти укоренилось во всех нас, поскольку именно так нас воспитывают в детстве.

Тест маршмеллоу

Эксперимент конца 1960-х — начала 1970-х годов под руководством психолога Уолтера Мишеля включал серию исследований на тему отложенного вознаграждения.

Детей от 4 до 6 лет сажали на стул в комнату, где на столе лежало угощение (чаще всего маршмеллоу, иногда печенье или крендель). Детям говорили, что они могут съесть сладкое, но если подождут 15 минут и не поддадутся искушению, то получат вторую порцию.

Мишель заметил, что некоторые закрывали глаза руками или поворачивались так, чтобы не видеть сладости, другие начинали пинать стол, дергать себя за волосы или поглаживать зефир, как будто это была плюшевая игрушка. Другие же просто съедали зефир, как только уходили исследователи.

В эксперименте приняли участие более 600 детей. Сразу же съели угощение меньшинство. Из тех, кто пытался удержаться, одна треть получила второе угощение. Причем возраст был основным определяющим фактором.

Дальнейшие исследования показали, что дети, которые были в состоянии ждать, как правило, имели лучшие результаты в жизни, более высокий уровень образования и низкий индекс массы тела.

Эффект ложного консенсуса

В этом эксперименте исследователи спросили студентов колледжа, будут ли они ходить по кампусу в течение получаса с большой табличкой с сообщением: «Ешьте у Джо».

Затем студентов попросили прикинуть, как много людей согласится на это. В итоге те, кто согласился пройтись с табличкой, предположили, что большинство людей тоже согласятся. Те, кто отказался, естественно, думали, что большинство так же, как они, откажутся. То есть участники исследования твердо верили, что большинство людей сделает тот же самый выбор, что и они.

Результаты продемонстрировали то, что в психологии известно как эффект ложного консенсуса. Независимо от того, каковы наши убеждения, мнения или поведение, мы склонны полагать, что большинство других людей согласны с нами и действуют так же, как и мы.

bigpicture.ru

*Бихевиоризм (англ. behaviour — поведение) – направление в психологии, изучающее поведение человека как объективный феномен психики.

Великие психологические эксперименты: «Маленький Альберт»

Алексей Паевский, Снежана Шабанова
«Троицкий вариант» №9(103), 8 мая 2012 года

Продолжая серию рассказов о «классических», или «знаменитых», психологических экспериментах, нужно заметить, что многие из них не могли бы быть поставлены в наше время. Современные этические правила, требующие безусловного предотвращения как физической, так и психической травмы у испытуемого, не позволили бы провести ни эксперимент Стэнли Миллграма (ТрВ-Наука, №86), ни Стэнфордский тюремный эксперимент Филиппа Зимбардо (ТрВ-Наука, №102).

Поведение — наше всё

Эксперимент, поставленный основателем бихевиоризма Джоном Бродесом Уотсоном (John Broadus Watson) и вошедший в историю психологии под названием «маленький Альберт», тоже можно поставить в один ряд с этими опытами.

Полный тезка биографа Шерлока Холмса родился в 1878 году. В 1913 году он заявил о создании нового направления в психологии — бихевиоризма. Согласно этой теории, предметом психологии является поведение, а не психика человека. Поведение же, согласно этой теории, зависит от внешних стимулов и внешней среды, а не от внутренних психических процессов.

Бихевиоризм быстро набрал силу, и в 1916 году, на один год, Уотсон был избран президентом Американской психологической ассоциации (86 лет спустя на этой должности побывал и автор Стэнфордского тюремного эксперимента).

Маленький Альберт

В самом конце 1919 года Уотсон и его ассистентка и любовница Розали Рейнер ставят эксперимент, который призван показать правоту бихевиористической теории. Их задача — вызвать посредством внешних стимулов сложную психическую эмоцию там, где ее раньше не было.

Уотсон и Рейнер выбрали для экспериментов 11-месячного младенца «Альберта Б.». Он был нормально развитым ребенком, флегматичным, а главное — доступным для исследований: его мать работала нянькой в местном приюте для детей-инвалидов.

Сначала экспериментаторы проверили реакции Альберта, показывая ему белую крысу, разнообразные маски, горящую газету и хлопковую пряжу. Ни один из этих предметов не выявил страха у малыша.

Затем Уотсон с ассистенткой приступили к формированию реакции страха. Одновременно с тем, как ребенку давали поиграть с белой крысой, экспериментатор сильно бил молотком по стальной метровой полосе так, чтобы малыш не видел молотка и полосы. Громкий звук пугал Альберта. Разумеется, достаточно быстро ребенок стал пугаться и самой крысы — без удара. Первая фаза эксперимента закончилась — условный рефлекс страха на крысу действительно закрепился у малыша.

Потом была взята пауза на пять дней. Альберт снова оказался у экспериментаторов. Они проверили его реакцию: обычные игрушки не вызывали негативной реакции. Крыса же всё еще пугала малыша. Теперь нужно было проверить — случился ли перенос реакции страха на других животных и похожие предметы. Выяснилось — ребенок действительно боится кролика (сильно), собаки (слабо), мехового пальто, хлопковой пряжи (минимально), шевелюры исследователя, маски Санта-Клауса.

Дальше Уотсон и Рейнер (по их словам) планировали продемонстрировать и возможность снять (переопределить) вызванные реакции страха, но не смогли, поскольку ребенка забрали из больницы, где проводились исследования. Впрочем, в самой первой статье об эксперименте говорится, что психологи прекрасно знали, когда заберут малыша, и лишь указывается, как они хотели бы снять страх [1]. Только в последующих публикациях и интервью они говорили, что ребенка забрали «внезапно».

Впрочем, сейчас за подобные методы «лечения страха» психолог в США мог бы получить очень длинный тюремный срок за изнасилование и педофилию — ведь эти методы включали не только конфету, предлагаемую малышу одновременно с крысой, но и стимулирование половых органов ребенка.

Интересно, что в статье Уотсон не только писал о правоте своей теории, но еще и не преминул пнуть теорию Зигмунда Фрейда.

«Через двадцать лет фрейдисты, если их гипотезы не изменятся, анализируя страх Альберта перед пальто из меха морского котика (при условии, что он придет к ним на сеанс), возможно, будут упрашивать его пересказать им содержание его сна и скажут, что Альберт в возрасте трех лет пытался играть с волосяным покровом на лобке своей матери и получил за это взбучку. (Мы никоим образом не отрицаем, что это могло бы вызвать условную реакцию в любом другом случае.) Если бы психоаналитик в достаточной степени подготовил бы Альберта к признанию такого сна в качестве объяснения его избегательных тенденций и если бы психоаналитик обладал властью и личным авторитетом для того, чтобы добиться своей цели, то Альберт, возможно, был бы полностью убежден в том, что его сон действительно раскрыл все факторы, приведшие к возникновению этого страха».

Начало конца

Уотсон торжествовал, но, как ни странно, эксперимент оказался началом конца бихевиоризма.

Во-первых, последующие «подгонки» и «приглаживания» результатов эксперимента показали, что методологически у эксперимента не всё хорошо. Оказалось, Уотсон время от времени «подкреплял» реакции страха на втором этапе и мешал ребенку включать компенсаторные механизмы (Альберт сосал палец и успокаивался, Уотсон вытаскивал палец изо рта).

Во-вторых, дальнейшая судьба Альберта осталась неизвестной — как и долгосрочный эффект «закрепления» страха.

В-третьих, впоследствии повторить эксперимент не удалось никому. В том числе и самому Уотсону: через шесть месяцев после публикации ему пришлось покинуть университет Джона Хопкинса в связи с этическим скандалом. Правда, никого не волновала судьба малыша — роман женатого Уотсона с аспиранткой возмутил общество гораздо сильнее. Психологу пришлось уйти в рекламу.

Этим экспериментом Уотсон пытался доказать свой тезис, сейчас раздерганный на цитаты в учебниках: «Дайте мне дюжину здоровых, нормально развитых младенцев и мой собственный особый мир, в котором я буду их растить, и я гарантирую, что, выбрав наугад ребенка, смогу сделать его по собственному усмотрению специалистом любого профиля — врачом, адвокатом, торговцем и даже попрошайкой или вором — вне зависимости от его талантов, наклонностей, профессиональных способностей и расовой принадлежности его предков».

Правда, мало кто цитирует продолжение: «Я делаю выводы, недостаточно подкрепленные фактами, и я признаю это, но то же самое делают и защитники противоположной точки зрения, причем они занимались этим в течение тысячелетий».

Watson J. В., Rayner R. Conditioned emotional reactions // J. exp. Psychol. 1920. №3(1). P. 1–14.

Вы обусловлены? Объяснение величайших экспериментов бихевиоризма

 

Бихевиоризм — это дисциплина в психологии, которая предполагает, что любое поведение людей и животных обусловлено взаимодействием с окружающей средой. Он систематически изучает наблюдаемое поведение людей и животных, игнорируя более субъективную информацию, такую ​​как мысли и чувства субъекта.

 

Бихевиоризм был доминирующей философией в господствующей психологии вскоре после 19-го века.13 публикация книги Джона Б. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» до середины 1950-х гг.

 

Научные корни бихевиоризма
Портрет Томаса Гоббса работы Джона Майкла Райта, ок. 1769 г., через Национальную портретную галерею

 

Еще в семнадцатом веке выдающийся мыслитель Томас Гоббс (1650, 1709) выразил заинтересованность в том, чтобы выяснить, можно ли применить ошеломляющие достижения науки к изучению человеческой природы. По данным Harzem (2006):

 

«Начиная с эпохи Возрождения и заканчивая эпохой просвещения, обоснованное решение все больше приобретало первенство над решением на основе веры или указом в научных исследованиях и вопросах человеческих дел. Естественным следствием этого развития было то, что науки в совокупности стали рассматриваться как императивное предприятие, если нужно было найти надежные решения проблем человеческой жизни».

 

Бихевиористы участвовали в амбициозной попытке найти методы, позволяющие получать эмпирические объективные данные, которые можно было бы надежно собирать и адаптировать для различных исследовательских задач (Harzem, 2006). Традиционная психология и чрезвычайно влиятельные работы Зигмунда Фрейда и Карла Юнга уделяли особое внимание бессознательным процессам.

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Бихевиористы проводили эксперименты, направленные на устранение субъективного, надеясь получить новые знания, привнося психологию в область современной науки.

 

Основные теории бихевиоризма
Эксперимент с птицей в воздушном насосе Джозефа Райта из Дерби, 1768 г., через Лондонскую национальную галерею

 

Джон Уотсон (1913) утверждал, что люди и животные, неоднократно подвергавшиеся вызывающему воспоминания стимулу (например, чему-то страшному), сопровождаемому нейтральным стимулом (например, чем-то неинтересным), в конечном итоге реагируют на нейтральный стимул так же, как и на нейтральный стимул. сам вызывающий стимул. Это стало известно как классическое обусловливание — известным примером являются эксперименты Ивана Павлова на собаках.

 

Эдвард Ли Торндайк (1927) позже утверждал, что существа, вознаграждаемые за одни виды поведения и наказываемые за другие, в будущем будут демонстрировать больше вознаграждаемых поступков, что впоследствии стало называться 9. 0029 оперантное обусловливание . Эти утверждения были проверены с помощью различных экспериментов, проведенных на животных и людях в лабораториях по всему миру. Некоторые из этих экспериментов дали плодотворное понимание психологии; другие прославились страданиями, причиняемыми испытуемым.

 

Уотсон считал, что его открытия можно использовать для прогнозирования результатов, которые определенные стимулы, опыт и образ жизни могут проявляться в течение жизни человека. Его видение на этом не остановилось — он думал, что преднамеренное манипулирование человеческим опытом и стимулами может привести к конкретным желаемым результатам.

 

«Дайте мне дюжину здоровых младенцев, хорошо сформированных, и мой собственный определенный мир, в котором я буду их воспитывать, и я гарантирую, что возьму любого наугад и обучу его любому специалисту, которого я выберу — доктору, юрист, художник, купец-главнокомандующий и, да, даже нищий и вор, независимо от его талантов, склонностей, наклонностей, способностей, призваний и расы его предков». (****)

 

4 самых известных бихевиористских эксперимента
Павлов в своей лаборатории с одной из своих собак, ок. 1904 г., через Британскую психологическую ассоциацию

 

.

Основная философия, лежащая в основе бихевиоризма, заключается в том, что только данные, собранные в ходе научных наблюдений, могут дать надежные результаты. Многие увлекательные эксперименты, вытекающие из этой философии, действительно сделали бихевиористов знаменитыми.

 

1. Собаки Павлова – 1898-1925

 

Истинный генезис бихевиоризма как теории пришелся на 1890s, когда физиолог Иван Павлов изучал пищеварительную систему собак. Он создал систему для измерения количества слюны, выделяемой собаками во время кормления, но отметил, что это начиналось, как только собаки слышали шаги помощника, который их кормил.

 

Далее он обнаружил, что любые явления, которые собаки научились ассоциировать с едой, вызывали одинаковую реакцию. Это открылось Павлову как важное научное открытие, и он посвятил этому изучению большую часть своей оставшейся карьеры.

 

В работе 1902 года Работа пищеварительных желез Павлов отмечал, что безусловный раздражитель (пища) непроизвольно вызывает безусловную реакцию (слюноотделение). Затем он нашел нейтральный стимул или что-то, что изначально не вызывало реакции у собак, в данном случае тиканье метронома. Он начал включать метроном до и во время кормления и обнаружил, что после нескольких повторений одного только метронома было достаточно, чтобы вызвать слюноотделение.

 

Павлов в своей лаборатории с одной из своих собак, ок. 1890 г., через Лестерский университет

 

2. Исследование Маленького Альберта – 1919

 

В самом раннем эксперименте по классическому обусловливанию, примененном к людям, Уотсон и Рейнер в 1920 году начали исследовать, можно ли создать стойкую реакцию страха или фобию. За этим последовал эксперимент, не отвечающий современным этическим стандартам.

 

Альберту Б. было 9 месяцев, когда Уотсон и Рейнер впервые познакомили его с рядом безвредных предметов; белая крыса, обезьяна, кролик, маски, тлеющая бумага и звук удара молотком по четырехфутовой трубе. Они заметили, что он не боялся ни одного из предметов, но испугался и заплакал, когда ударили по трубе.

 

Семь раз в течение следующих недель Альберт подвергался воздействию крыс одновременно с ударом по трубе. Он каждый раз плакал, а также начинал плакать при виде одной крысы. Это была условная реакция, которую Уотсон и Рейнер надеялись вызвать. Они обнаружили, что Альберт реагировал так же, когда видел других маленьких животных или белые пушистые предметы: мягкие игрушки, бороду Санта-Клауса и шубу Рейнера.

 

Исследователи продолжили тестировать Альберта через месяц после окончания условного рефлекса и обнаружили, что он продолжает демонстрировать обусловленное поведение.

 

Исследователи проверяют «реакцию Альберта на маску», 1920 г., архив Пенсильванского государственного университета

 

3. Кошки Торндайка – 1898-1905 гг.

 

Торндайк помещал голодного кота в коробку, которая открывалась, когда кошка наступала на встроенный переключатель. Снаружи коробки он ставил миску с едой, чтобы мотивировать ее на побег.

 

Он заметил, что кошки, которых он тестировал, мяукают и бродят внутри коробки в поисках выхода, пока случайное нажатие на переключатель не вознаградит их доступом к еде. Когда одну и ту же кошку тестировали несколько раз, время, необходимое кошке, чтобы открыть коробку, обычно уменьшалось с каждым повторением. Кроме того, он обнаружил, что скорость снижения каждый раз увеличивалась, прежде чем стабилизироваться, как только кошка научилась эффективно выполнять задачу. Это привело к тому, что он ввел термин «кривая обучения».

 

Торндайк утверждал, что повышение производительности кошек не указывает на понимание механики их затруднительного положения; «Нет никакого рассуждения, никакого процесса вывода или сравнения; нет размышлений о вещах, нет сложения двух и двух; нет никаких идей — животное не думает ни о ящике, ни о еде, ни о действии, которое оно должно совершить».

 

Портрет Эдварда Л. Торндайка, из цифровой коллекции Национальной медицинской библиотеки

 

4. Коробка Скиннера

 

Берхус Скиннер впервые применил метод помещения животных в небольшую коробку, чтобы подвергнуть их оперантному обусловливанию. Они были сконструированы таким образом, чтобы блокировать внешние раздражители и держать животное в узде, пока его обучали определенным действиям.

 

Они использовались в экспериментах, подобных экспериментам Торндайка, а также в классических исследованиях условного рефлекса. В них животных учили ассоциировать действие, такое как поворот направо, с горящей лампочкой и наградой в виде еды. В конце концов, животное можно было заставить повернуть направо, просто включив лампочку и не получая никакой награды.

 

В других экспериментах животных заставляли нажимать на рычаг либо для получения вознаграждения, либо для прекращения поражения электрическим током. Как и Торндайк, Скиннер обнаружил, что животные выполняли эти задачи за все более короткое время.

 

Скиннер в своей лаборатории в Индиане, ок. 1947 г., через коллекцию исторических научных инструментов Гарвардского университета

 

Уроки и наследие бихевиоризма

 

По мере роста научного мировоззрения многие из ранее авторитетных человеческих институтов постепенно ввергались в кризис легитимности. По мере того, как накапливались технологические триумфы научного мировоззрения, рос скептицизм в отношении идей и взглядов, которые не соответствовали этим новым стандартам.

 

Бихевиористы попытались решить эту проблему, примирив психологию с научным методом наблюдения и исследования. Это также имело значение для области философии; Э. О. Уилсон (1975) предположил, что «этические философы интуитивно постигают деонтологические каноны морали», консультируясь со своими собственными «эмотивными центрами». Далее он предположил, что «этический бихевиоризм» может предоставить средства «интерпретации активности эмоциональных центров как биологической адаптации». Таким образом, моральное обязательство можно интерпретировать как набор моделей поведения, усвоенных детьми посредством оперантного обусловливания (Wilson, 1995).

 

Скиннер со своими голубями, ок. 1971 г., из архива Гарвардского университета

 

Критики утверждают, что современная когнитивная психология превратила бихевиоризм в устаревшую дисциплину (Harzem, 2006). Бланшар (1965) утверждал, что отрицание внутренних процессов бихевиористами наносит ущерб развитию самой психологии; «Некоторые головные боли, по-видимому, вызваны беспокойством и страхом, другие — аллергией на шоколад. […] В той мере, в какой психология может говорить о физической причинности, она обретает точность, объективность и контроль».

 

Бихевиористы установили многие из самых глубоких психологических истин, которые сегодня считаются само собой разумеющимися; понимание механизмов дрессировки животных, обучения детей и того, как наследуются социальные нормы. Они попытались определить и устранить то, что они считали недостатками прежних доминирующих методов, подобно тому, как после них это сделали когнитивные психологи. Как писал Исаак Ньютон (Merton, 1985) в письме коллеге-ученому Роберту Хуку;

 

«Если я и видел дальше, так это стоя на плечах гигантов».

 

Портрет Джона Б. Ватсона, ок. 1930 г., через хранилище журналов (JSTOR)

 

Библиография

 

Бланшард, Б. (1965). Критические размышления о бихевиоризме . Труды Американского философского общества, 109 (1), 22-28. Получено 4 сентября 2021 г. с http://www.jstor.org/stable/9.85775

Хоббс, Т., и Мисснер, М. (2016). Томас Гоббс: Левиафан (Библиотека первоисточников по философии Лонгмана) . Рутледж.

Гоббс, Т. (1999). Элементы права, естественного и политического: Часть I, человеческая природа, часть II, de corpore politico; с тремя жизнями . Издательство Оксфордского университета, США.

Мертон, РК (1985). На плечах гигантов: Шандейский постскриптум (Том 63). Харкорт.

Торндайк, Э. Л. (1927). Закон Эффект . Американский журнал психологии, 39, 212-222.
https://doi.org/10.2307/1415413

Уотсон, Дж. Б. (1913). Психология с точки зрения бихевиориста . Психологический обзор, 20 (2), 158–177.

Уилсон, Э. О. (1975). Некоторые центральные проблемы социобиологии. Информация по социальным наукам , 14 (6), 5–18. https://doi.org/10.1177/053

7501400601

Уилсон, Э. О. (1995). Генная мораль . Вопросы эволюционной этики, 153-164.

4 Захватывающие классические исследования обусловливания и бихевиоризма

Можете ли вы вспомнить, когда вы были в школе, когда прозвенел звонок на обед?

Было ли у вас урчание в животе еще до того, как вы вошли в столовую и увидели еду?

Если это так, то ваше бессознательное поведение на самом деле было реальным примером классической обусловленности.

В этой статье представлены исторические предпосылки и теория классического обусловливания и бихевиоризма. Вы также узнаете, как эти теории применяются в современном обществе и по-прежнему имеют большое значение при изучении человеческого поведения.

Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.

Эта статья содержит:

  • Классическая обусловленность в истории психологии
  • Объяснение эксперимента Павлова с собакой
  • Взгляд на рождение бихевиоризма
  • Исследования маленького Альберта Уотсона
  • Исследования Скиннера по кондиционированию
  • 4 Современные выводы и тематические исследования
  • Ресурсы с сайта PositivePsychology. com
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Классическое обусловливание в истории психологии

Чтобы понять классическую теорию обусловливания, сначала нужно понять обучение. Обучение — это процесс приобретения новых знаний, идей, поведения и взглядов (Rehman, Mahabadi, Sanvictores, & Rehman, 2020). Обучение может происходить сознательно или бессознательно (Rehman et al., 2020).

Классическое обусловливание — это процесс, при котором автоматическая условная реакция и стимулы сочетаются друг с другом (McSweeney & Murphy, 2014). В классической литературе по обусловливанию есть ссылки на то, что это поведение является стимулом и реакцией (McSweeney & Murphy, 2014).

Знаменитой работой по классической обусловленности является работа русского физиолога Ивана Павлова, родившегося в 1849 году. Его влияние на изучение классической обусловленности было огромным. За это исследование он получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине (The Nobel Prize, nd). Классическая обусловленность была открыта случайно и получила название «павловская обусловленность» (Павлов, 19).27).

В этой статье вы найдете практические примеры классического обусловливания в классе.

Технические термины

Павлов (1927) разработал следующие технические термины для объяснения процесса классического обусловливания и того, как он работает.

  •  безусловный стимул (UCS) возникает естественным и автоматическим образом и безоговорочно вызывает реакцию.
  • Необусловленная реакция (UCR) является незаученной реакцией. Это происходит естественно как ответ на UCS.
  • Условный стимул (CS) является ранее нейтральным стимулом, который после связывания с UCS приводит к запуску условной реакции.
  • Условная реакция (CR) является реакцией на CS, связанную с UCS. CR — это ответ, который делается только на CS и без необходимости в UCS.

Объяснение эксперимента с собакой Павлова

Как физиолог Иван Павлов (1897) исследовал пищеварение у собак в конце 19 века.

Одно интересное наблюдение, сделанное Павловым, заключалось в том, что непосредственно перед тем, как дать еду, у собак начиналось слюноотделение. Иногда это происходило просто от вида лабораторных халатов техников, которые их кормили. Это заставило Павлова задуматься, почему у собак выделяется слюна, когда в поле зрения нет еды.

Павлов решил провести серию экспериментов с собаками, чтобы исследовать эти наблюдения. Павлов каждый раз звонил в колокольчик перед кормлением собак. Сначала не было ответа. Затем, когда появилась еда, собаки поняли, что звук колокольчика означает еду, и у них выделилось слюноотделение. После этого звук колокольчика сам по себе вызывал у собак слюноотделение. Они связывали звонок с прибытием еды.

На следующей диаграмме (рис. 1) показаны различные этапы классического процесса обусловливания в экспериментах Павлова (1897) с собаками.

Взгляд на рождение бихевиоризма

Классическое обусловливание уходит своими корнями в бихевиоризм. Бихевиоризм измеряет наблюдаемое поведение и события (Watson, 1913; Watson, 1924).

Джон Б. Уотсон, как и Павлов, исследовал условные нейтральные стимулы, вызывающие рефлексы при обусловливании респондентов (Watson & Rayner, 19).20). Бихевиоризм рассматривает окружающую среду как основное влияние на поведение человека, а не генетические факторы (Thorndike, 1905).

Бихевиоризм, основанный на более ранних исследованиях Эдварда Торндайка (1905 г.) и Закона Эффекта в конце 19 века. Это рассматривало последствия, которые усиливают и ослабляют поведение.

Попытка заменить глубинную психологию (Владислав и Дидье, 2018), уходящая корнями в теории Зигмунда Фрейда, Карла Густава и Альфреда Адлера (Льюис, 19 лет).58). Глубинная психология испытывала трудности с экспериментальной проверкой прогнозов (Владислав и Дидье, 2018).

Б. Ф. Скиннер, американский психолог, разработал свою собственную позицию в отношении бихевиористского подхода, известного как радикальный бихевиоризм (Schneider & Edward, 1987). Он предположил, что когниции и эмоции имеют те же переменные контроля, что и наблюдаемое поведение (Мекка, 1974).

Его техника была известна как оперантное обусловливание . Это связано с подкреплением и наказанием для повышения или снижения эффективности поведения (Скиннер, 19 лет).53).

Исследование маленького Альберта Уотсона

Мы уже обсуждали, как Павлов проводил эксперименты с животными и показывал процесс обусловливания на собаках.

Уотсон показал, что люди также могут быть обусловлены так же, как и животные (Beck, Levinson, & Irons, 2009).

Уотсон использовал в своих экспериментах маленького младенца, которого назвали Маленький Альберт (Watson & Rayner, 1920). Ребенка подвергали различным раздражителям, включая кролика, собаку, шерсть, маску, обезьяну и горящие газеты, чтобы увидеть его реакцию.

Маленький Альберт не боялся предметов. Только после того, как объекты были соединены с громким звуком (удары молотком по металлическому пруту), он начал плакать после того, как ему показали белую крысу. Затем ребенок ожидал услышать пугающий шум, когда увидел белую крысу (нейтральный раздражитель) сам по себе.

Белая крыса стала условным раздражителем, а эмоциональная реакция плача стала условной реакцией. Это похоже на дистресс (необусловленная реакция), который он первоначально демонстрировал на шум. Дальнейшие исследования показали, что Маленького Альберта раздражают пушистые предметы и даже маска Санта-Клауса (Watson & Rayner, 19 лет).20).

Это очень раннее исследование классического обусловливания является прекрасным примером того, как могут развиваться фобии (Davey, 1992).

Загрузить 3 бесплатных набора инструментов для позитивной психологии (PDF)

Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.

Исследования Скиннера по кондиционированию

Б. Ф. Скиннер (1948) провел различные эксперименты на крысах в ящике, известном как «ящик Скиннера». Сначала он поместил в ящик голодную крысу, которая бродила вокруг, и обнаружил рычаг. В конце концов крыса поняла, что после того, как она нажала на рычаг, в коробку попала еда.

Затем крыса снова нажимала на рычаг каждый раз, когда была голодна. Затем он сразу же нажимал на рычаг каждый раз, когда его помещали в коробку, что показывало, что он был кондиционирован. Нажатие на рычаг — это оперантная реакция, а еда — награда (Skinner, 1948).

Этот тип эксперимента также известен как инструментальное обусловливание (Ainslie, 1992). Реакция играет важную роль в получении пищи. Этот эксперимент выявил положительное подкрепление (Skinner, 1948).

Затем Скиннер провел еще один эксперимент с крысами. Он поместил крысу в такой же ящик, и на этот раз был использован электрический ток. Когда крыса забеспокоилась и побежала вокруг коробки, она случайно задела рычаг. Это автоматически остановило электрический ток.

Затем крыса научилась идти сначала к рычагу, чтобы избежать дискомфорта от электрического тока. Нажатие рычага — это оперативная реакция, а прекращение подачи электрического тока — награда за нее. В этом эксперименте было выявлено негативное подкрепление (Скиннер, 19 лет).51).

4 Современные находки и тематические исследования

Экспериментальные исследования Павлова, Уотсона и Скиннера проводились много лет назад, но их влияние все еще можно наблюдать каждый день в современном обществе.

Давайте посмотрим.

1. Классическая обусловленность и фобии

Классическая и оперантная модели обусловленности, разработанные Павловым, Уотсоном и Скиннером, очень актуальны в современном обществе. Они могут помочь объяснить этиологию и лечение фобий у людей (Дэйви, 19 лет).92).

Фобия — это стойкий и иррациональный страх перед определенной ситуацией, объектом или деятельностью (Американская психологическая ассоциация, без даты).

В качестве примера рассмотрим аэрофобию, то есть боязнь летать. Люди, страдающие этой фобией, испытывают сильный страх и тревогу перед полетом, иногда даже при одной мысли о самолете.

Люди с этой фобией могут избегать полетов, насколько это возможно, чтобы уменьшить свои страдания. Более пристальный взгляд на причину, по которой люди боятся летать, показывает, что в прошлом решающим фактором могли быть плохой опыт взлета, плохая погода во время полета или турбулентность (Clark & ​​Rock, 2016).

Мы можем вспомнить эксперименты Павлова с собакой, чтобы понять больше. Кажется, что вид или мысль о самолете стали условным раздражителем, а страх перед полетом — условной реакцией.

Эффективное лечение фобии полета часто основано на тех же принципах классического обусловливания и обучения (Rothbaum, Hodges, Lee, & Price, 2000). Терапевты могут активировать структуру страха, подвергая человека пугающим стимулам. Это вызовет реакцию страха (Rothbaum et al., 2000).

После того, как воздействие было предпринято несколько раз, в процессе, известном как привыкание (Bouton, 2007), фобия больше не усиливается (известная как угасание) и в конечном итоге исчезает (Miltenberger, 2012). Таким образом, фобию можно обратить вспять с помощью тех же принципов классического обусловливания.

2. Классическое обусловливание и социальная тревожность

Социальное тревожное расстройство — это тревожное расстройство, которое характеризуется крайней и стойкой социальной тревожностью, вызывающей дистресс и препятствующей участию в социальной деятельности (American Psychological Association, n.d.).

Социальное тревожное расстройство может быть вызвано каким-либо стрессовым событием в раннем возрасте ребенка, например травлей, жестоким обращением в семье или каким-либо общественным смущением (Erwin, Heimberg, Marx, & Franklin, 2006).

Преобладающее психологическое лечение тревожных расстройств также включает повторное воздействие, аналогичное лечению фобий, описанному выше.

Систематическая десенсибилизация представляет собой постепенное воздействие фобического раздражителя, возможно, включая постепенное воздействие социальных ситуаций.

Затопление — это альтернативный подход, а не постепенный. Это немедленное воздействие самого пугающего аспекта ситуации (Американская психологическая ассоциация, nd), например, посещение большого собрания.

Систематическая десенсибилизация и затопление могут проводиться in vitro (воображаемое воздействие фобического раздражителя) или in vivo (фактическое воздействие фобического раздражителя). Menzies и Clarke (1993) обнаружили, что методы in vivo гораздо более успешны. Можно использовать in vitro, если это более практично.

Это еще один пример того, как приобретенные страхи могут быть устранены с помощью принципов классической обусловленности.

3. Оперантное обусловливание и азартные игры

Азартные игры основаны на оперантном обусловливании, поскольку игровое поведение подкрепляется, увеличивая вероятность повторения поведения. Азартные игры могут стать зависимостью и определены как таковые в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (Американская психологическая ассоциация, nd).

Griffiths (2009) предполагает, что некоторые виды азартных игр, такие как игровые автоматы, вызывают привыкание, потому что нажатием на рычаг можно получить финансовое вознаграждение. Он также описывает множество других вознаграждений, таких как физиологическое вознаграждение (прилив адреналина от победы), психологическое вознаграждение (волнение) и социальное вознаграждение (похвала сверстников).

Аасвед (2003) обнаружил, что игроки продолжают играть и повторяют этот опыт. Азартные игры не склонны к угасанию, так как подкрепляются частично (не каждый раз), что заставляет игрока повторять поведение.

Азартные игры предполагают лишь частичное подкрепление, так как подкрепляются только часть реакций. Отсутствие предсказуемости заставляет людей играть в азартные игры. Напоминает ли это вам исследование Скиннера с крысами и вознаграждение в виде еды, которую они получали, нажимая на рычаг?

Существует множество способов лечения зависимости от азартных игр. Лечение, сочетающее принципы когнитивно-поведенческой терапии и стратегии воображения in vivo последствий игрового поведения, может быть эффективным для проблемных игроков (Bowden-George & Jones, 2015).

4. Оперативное обусловливание и злоупотребление психоактивными веществами

Некоторые люди употребляют алкоголь и наркотики из-за приятных положительных ощущений, которые они получают от этого опыта. Если они навязчиво повторяют этот опыт с течением времени для достижения одних и тех же вознаграждающих стимулов, неблагоприятным последствием может стать зависимость (Angres & Betinardi-Angres, 2008).

Терапия отвращением (Американская психологическая ассоциация, без даты) — это один из способов устранения зависимостей посредством ассоциации с вредными и неприятными переживаниями (Brewer, Streel, & Skinner, 2017; Platt, 2000). Он основан на принципах оперантного обусловливания.

Терапия отвращением включает сочетание нежелательного и вызывающего привыкание поведения с неприятным опытом. Например, кому-то можно дать лекарство, которое вызывает у него тошноту и рвоту, если он употребляет алкоголь.

После терапии отвращением алкоголь может ассоциироваться с чувством тошноты, поэтому человек не хочет повторять такое поведение (Brewer, Meyers, & Johnson, 2000).

Опять же, это напоминает технику Скиннера, когда крыс подвергали удару током и учили нажимать на уровень, чтобы избежать этого опыта.

Ресурсы с сайта PositivePsychology.com

В нашем блоге вы найдете множество ресурсов, которые помогут вашим клиентам справиться с негативными привычками, бессознательно приобретенными в результате многократного обусловливания.

Приведенные ниже инструменты могут помочь вашим клиентам лучше узнать об этих привычках и поведении и помочь им обрести контроль над своей жизнью.

  • Рабочие листы с градуированным воздействием
    В этом рабочем листе клиентам предлагается ранжировать свои фобии от наименее до наиболее пугающих в качестве первого шага к проведению воздействия воздействия.
  • Формирование новых привычек
    В этом рабочем листе кратко объясняется, как формируются привычки, и есть место, где клиенты могут составить план развития новой полезной привычки.
  • Мозговой штурм в действии
    Это упражнение помогает клиентам выявить, оценить, а затем сломать или изменить привычки, которые могут мешать осуществлению желаемых изменений или приближению к цели.
  • Изменение физических привычек
    Этот рабочий лист помогает клиентам задуматься о своих уязвимых местах и ​​привычках, связанных с аспектами их физического здоровья, и рассмотреть шаги по выработке более здоровых привычек.
  • Рабочий лист замены вознаграждения
    Этот рабочий лист помогает клиентам определить негативные последствия поведения, которое они используют, чтобы вознаградить себя, и выбрать другое поведение вознаграждения с положительными последствиями, чтобы заменить его.
  • 17 упражнений по позитивной психологии
    Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим улучшить свое самочувствие, эта фирменная коллекция содержит 17 проверенных инструментов позитивной психологии для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим процветать и процветать.

Важная информация

Классическое и оперантное обусловливание сыграло огромную роль в зарождении бихевиоризма.

Классическое обусловливание оказалось наиболее ценным для понимания приобретения негативных и нежелательных форм поведения, таких как фобии, тревога и зависимости.

Это также ценно для лечения людей, поскольку те же принципы используются для отмены непреднамеренно сформировавшегося поведения. Эти новые методы лечения включают экспозиционную терапию, терапию отвращением, систематическую десенсибилизацию и затопление.

Мы надеемся, что вам понравилось читать эту статью, и вы сможете помочь своим клиентам внести необходимые изменения с помощью рекомендуемых ресурсов.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения по позитивной психологии.

  • Эйнсли, Г. (1992). Пикоэкономика: стратегическое взаимодействие последовательных мотивационных состояний внутри человека . Издательство Гарвардского университета.
  • Американская психологическая ассоциация. (2021). Словарь по психологии.
  • Ангр, Д. Х., и Беттинарди-Ангр, К. (2008). Болезнь наркомании: Происхождение, лечение и выздоровление. Болезнь-А-Месяц , 54 (10), 696–721.
  • Аасвед, М. (2003). Социология азартных игр (том 2). Чарльз С Томас.
  • Бек, Х. П., Левинсон, С., и Айронс, Г. (2009). В поисках маленького Альберта. Американский психолог , 64 , 605–614.
  • Бутон, Мэн (2007 г.). Обучение и поведение: современный синтез . М.А. Синауэр.
  • Боуден-Джордж, Х., и Джонс, С. (2015). Руководство для врачей по работе с проблемными игроками . Рутледж.
  • Брюэр, К., Мейерс, Р., и Джонсон, Дж. (2000). Помогает ли дисульфирам предотвратить рецидив злоупотребления алкоголем? Препараты ЦНС , 14 , 329–341.
  • Брюэр, К., Стрил, Э., и Скиннер, М. (2017). Контролируемая превосходная эффективность дисульфирама при лечении алкоголизма: этические, методологические и психологические аспекты. Алкоголь и алкоголизм , 52 (2), 213–219.
  • Кларк, Г.И., и Рок, А.Дж. (2016). Процессы, способствующие поддержанию летной фобии: описательный обзор. Границы психологии , 7 , 754.
  • Дэйви, GC (1992). Классическая обусловленность и приобретение человеческих страхов и фобий: обзор и синтез литературы. Достижения в области поведенческих исследований и терапии , 14 (1), 29–66.
  • Эрвин, Б. А., Хаймберг, Р. Г., Маркс, Б. П., и Франклин, М. Э. (2006). Травматические и социально стрессовые жизненные события у лиц с социальным тревожным расстройством. Журнал тревожных расстройств , 20 , 896–914.
  • Гриффитс, доктор медицины (2009). Психология азартных игр: личный обзор. Psychology Review , 16 (1), 25–27.
  • Льюис, Дж. В. (1958). Обзор творчества Адлера. New Scientist , 4 (83), 224–225.
  • Максуини, Ф.К., и Мерфи, Э.С. (2014). Справочник Уайли Блэквелла по оперантному и классическому обусловливанию . Мальден.
  • Мекка, К. (1974). Радикальный бихевиоризм: философия и наука . Авторский кооператив.
  • Мензис, Р. Г., и Кларк, Дж. К. (1993). Сравнение in vivo и заместительного воздействия при лечении детской водной фобии. Поведенческие исследования и терапия , 31 (1), 9–15.
  • Милтенбергер, Р. (2012). Модификация поведения, принципы и процедуры (5-е изд.). Уодсворт.
  • Нобелевская премия. (н.д.). Получено 11 июня 2021 г. с
    https://www.nobelprize.org/prizes/medicine/1904/pavlov/facts/
  • .
  • Павлов, И. П. (1897). Работа пищеварительных желез . Грифон.
  • Павлов, И. П. (1927). Условные рефлексы: Исследование физиологической деятельности коры головного мозга . Издательство Оксфордского университета.
  • Рехман, И., Махабади, Н., Санвикторес, Т., и Рехман, К. (2020). Классическое кондиционирование . StatPearls. Получено 2 июня 2021 г. с https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK470326/
  • .
  • Ротбаум, Б.О., Ходжес, Л.С., Ли, Дж.Х., и Прайс, Л. (2000).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *