Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Экзистенциальная концепция: 39.Экзистенциальная концепция понимания человека.

Содержание

6. Экзистенциальная философия права. Философия права. Учебник для вузов

6. Экзистенциальная философия права

Экзистенциалистский подход к праву сформировался в XX в. под влиянием экзистенциализма как философии существования. Сами основатели различных направлений философского экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.И. Сартр и др.) специально не занимались проблематикой права и закона и не оставили соответствующих концепций экзистенциалистского учения о праве. Однако разработанные ими идеи и положения философского экзистенциализма стали исходной основой для формирования ряда философско-правовых концепций экзистенциалистского профиля.

В экзистенциализме подлинное существование человека (экзистенция), «бытие-в-мире», противопоставляется его неподлинному существованию в мире объективации (в сфере сложившейся культуры, общества, государства, закона и т. д.). При этом экзистенция трактуется как исходное (дорациональное и дорефлективное) переживание и постижение человеком своего бытия в мире.

Человек, согласно экзистенциализму, — существо одинокое, уникальное и конечное (смертное), которое «заброшено» судьбой в эту ситуацию (ситуации) бытия, озабочено ею, обречено считаться с ней, найти в ней свое место и сделать свой выбор.

Экзистенция интенциональна, т. е. направлена на что-то другое, устремлена к чему-то (так, согласно Хайдеггеру и Сартру, она устремлена к ничто, к смерти, а в трактовке Ясперса она трансцендирует к богу). В экзистенции человек выступает как субъект, как подлинная личность и является самим собой. Вне этого экзистенциального состояния он предстает «как все», как «другой» для себя и для других, оказывается безличным объектом («man» у Хайдеггера) в мире объективированных ценностей, отношений и форм общения. В таком безличном мире человек лишь в ситуациях глубочайшего потрясения («пограничные ситуации» у Ясперса) постигает существо своей экзистенции, смысл своего бытия в мире.

С точки зрения такой философии, основная задача философии права состоит в понимании и трактовке права как экзистенциального явления в его различении и соотношении с официальным законом (позитивным правом).

В этом контексте экзистенциальное право выступает как подлинное право (как выражение «подлинного существования», экзистенции), а закон (позитивное право) — как нечто неподлинное, отчужденное от человека и противостоящее его экзистенциальной сути, как обезличенная объективированная форма выражения «неподлинного существования».

Данная общая идея экзистенциалистского правопонимания по-разному преломляется и реализуется в различных философско-правовых концепциях экзистенциализма[1247].

Различные аспекты экзистенциалистского подхода к праву разработаны в трудах известного немецкого юриста В. Майхофера[1248]. Бытие человека в мире, согласно его трактовке, включает в себя два момента: момент единичности и неповторимости бытия человека и момент влияния на человеческое бытие того мира, в котором осуществляется это бытие.

Такое понимание человеческой экзистенции, в которой индивидуальное бытие связано с социальным бытием, Майхофер выражает с помощью понятия «Als-Sein» («бытие-в-качестве»). В различных конкретных ситуациях своей экзистенции человек, согласно такой трактовке, выступает в различных экзистенциально обусловленных социальных ролях (отца или сына, мужа или жены, покупателя или продавца, кредитора или должника и т. д.). В этих ролевых проявлениях человеческой экзистенции «самобытие» одного индивида реализуется в отношениях с «самобытием» других индивидов в общем контексте социального «события» людей.

Применительно к таким конкретным ситуациям ролевых проявлений человеческой экзистенции Майхофер говорит о «конкретном естественном праве», под которым по сути дела имеется в виду экзистенциалистская интерпретация традиционной естествен-ноправовой категории «природа вещей»[1249]. При этом смысл такого «конкретного естественного права» он раскрывает как конкретизацию «золотого правила» («поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой») в виде максим ролевого поведения людей в экзистенциально обусловленных конкретных ситуациях их бытия в мире.

В такой трактовке подлинного, экзистенциального права в виде «конкретного естественного права» идеи экзистенциализма (человеческое «бытие-в-качестве», т. е. в форме типологизированных ролей субъектов права) сочетаются с положениями кантианства (выведение рациональных максим поведения для типологических ролей в конкретных ситуациях из общего естественноправового «золотого правила» по аналогии с максимами категорического императива разума).

Данная конструкция страдает внутренними противоречиями. Хотя исходное правообразующее значение в ней признается за человеческой экзистенцией в конкретной ситуации, однако вопреки этому конкретное правовое правило (т. е. норма подлинного, экзистенциального права) по существу появляется как дедукция из абстрактно-всеобщего «золотого правила».

Задача «естественного права как права экзистенции», по Майхоферу, состоит в том, чтобы дать соответствующий достоинству человека и ценностям человеческой жизни образец существования индивидов и их взаимоотношений[1250]. При этом традиционное естественноправовое положение о человеческом достоинстве он трактует как требование порядка максимально

возможной свободы всех людей при соблюдении их безопасности, удовлетворении их потребностей и развитии их способностей. Такой естественноправовой порядок, соответствующий достоинству человека, лежит в основе и его концепции правового государства.

В целом в философско-правовом учении Майхофера под правом (в его различении с законом) имеется в виду экзистенциальное право (право экзистенции), трактуемое как конкретноситуационное проявление требований рационалистического естественного права. Соотношение же такого экзистенциального права с законом (позитивным правом) в принципе остается в пределах традиционной модели соотношения естественного и позитивного права.

В духе естественноправовых положений рассматривает экзистенциальное право и другой представитель немецкой экзистенциалистской философии права Э. Фехнер[1251].

Он резко критикует юридический позитивизм, который, по его словам, признает лишь «эмпирические», «реальные» факты и игнорирует «идеальные», «метафизические» факторы, что приводит к трактовке права в виде «одностороннего эмпирического социологизма», «биологизма», «экономизма» (марксизма) или к отождествлению права с «произвольными установлениями государственной власти»[1252].

Опираясь на ряд положений экзистенциалистской философии Ясперса, Фехнер трактует «встречу» человека с правом и связанную с этим необходимость выбора и принятия одного из многих возможных решений как «пограничную ситуацию», которая актуализирует экзистенцию и содействует «извлечению бытия из его сокрытости»[1253]. Искомое и принятое индивидом в такой ситуации истинное решение (т. е. экзистенциальное право в данной ситуации) Фехнер рассматривает как вытекающее из человеческой экзистенции живое, естественное право со становящимся содержанием»[1254].

Такое живое, естественное право, порождаемое экзистенцией, — в отличие от позитивного права с его механическими, мертвыми нормами, не поддается, согласно Фехнеру, нормативному охвату и выражению.

Экзистенциальное правовое решение индивида, законодателя, правоприменителя — это, по Фехнеру, всегда субъективно-волевое решение, рассчитанное на порождение экзистенцией в «пограничной ситуации» ожидаемого живого, естественного права с адекватным данной правовой ситуации (данной правовой коллизии, конфликту и т.

д.) содержанием.

Только такое (т. е. экзистенциальное по своим основаниям) правовое решение может быть, согласно Фехнеру, истинным. Это означает, что истинное право — это всегда и только экзистенциальное право. Но Фехнер признает, что подобное экзистенциальное решение может оказаться неправильным и сопряжено с риском принятия неверного решения. Но без такого риска и вообще не может быть истинного правового решения и подлинного права.

Проблема соотношения права и закона (позитивного права) в трактовке Фехнера выглядит, следовательно, следующим образом. Экзистенциальное право как истинное право (т. е. живое, естественное право со становящимся содержанием) Фехнер резко противопоставляет механическому и мертвому позитивному праву. Для того чтобы закон (позитивное право) и его применение соответствовали требованиям права (т. е. экзистенциально порождаемому естественному праву), законодатель и правоприменитель должны, по Фехнеру, принимать правовые решения (т. е. творить право и применять его) так, как это делает экзистенциально озабоченный индивид в «пограничной ситуации».

Экзистенциалистское правопонимание, апеллирующее к индивидуальной экзистенции и приуроченное к конкретной ситуации, исходно отвергает ту всеобщность и общезначимость правового начала (правового принципа, правовой формы, нормы и т. д.), без чего вообще нет права, и по существу подменяет право произвольными правилами индивидуально-ситуационного характера.

Это отчетливо проявляется и в экзистенциалистском подходе швейцарского юриста Г. Кона. «Согласно нашей концепции, — утверждает он, — центр тяжести находится в конкретной ситуации. В ней смысл и право. Именно она придает закону и другим источникам права значимость и само существование. Это она притягивает их к себе и, наоборот, оставляет бездеятельными, когда не нуждается в них»[1255].

Как «индивидуальную норму поведения» трактует экзистенциальное право (интуитивное переживание индивидом своего свободного акта в качестве «экзистенциально должного») аргентинский философ права К. Коссио[1256].

Существенный недостаток различных экзистенциалистских концепций философии права состоит, в частности, в том, что проводимое в них различение права и закона (позитивного права) и произвольное конкретно-ситуационное («экзистенциальное») правопонимание по сути дела отвергают саму идею правового закона. В этих концепциях правопонимания разрыв между ситуационным правом и общим законом в принципе исключает возможность сколько-нибудь внутренне последовательной концепции их взаимной связи и соответствия.

Антивсеобщность, антиуниверсальность, конкретно-ситуационная природа «экзистенциального права» по существу свидетельствуют о его неправовом характере. Поэтому соответствующая экзистенциалистская свобода, т. е. свобода вне и без всеобщих требований права, представляет по сути своей произвол. Так же обстоит дело и с экзистенциалистскими представлениями о справедливости, которая вне и без правовой всеобщности неизбежно оказывается привилегией, в лучшем случае — ситуационной.

2. Экзистенциальная философия

2. Экзистенциальная философия Социология, психология и антропология учат рассматривать человека как объект, который следует изучить на основании опытных данных, позволяющих модифицировать его посредством ряда мероприятий; таким образом можно в самом деле узнать

§3.

Индийский экзистенциализм Гуру Датта и экзистенциальная философия Хайдеггера

§3. Индийский экзистенциализм Гуру Датта и экзистенциальная философия Хайдеггера Наш читатель мало знаком с творчеством К. Гуру Датта, разве что по критическому анализу некоторых положений его книги «Экзистенциализм и индийская философия», осуществленному почти три

§2 Экзистенциальная философия Леопольда Седара Сенгора между экзистенциализмом Сартра и феноменологией Хайдеггера

§2 Экзистенциальная философия Леопольда Седара Сенгора между экзистенциализмом Сартра и феноменологией Хайдеггера Л.С. Сенгор, выдающийся африканский поэт, мыслитель и государственный деятель (президент Сенегала с 1960 по 1981 годы)[810] одновременно и самобытный философ. Он

2. Философия права в системе наук

2. Философия права в системе наук Хотя философия права имеет давнюю и богатую историю, однако сам термин «философия права» возник сравнительно поздно, в конце XVIII в. До этого, начиная с древности, проблематика философско-правового профиля разрабатывалась— сперва в

Глава 1. Античная философия права

Глава 1. Античная философия права 1. Дике и номос: в поисках начал справедливости Уже во времена «гомеровской Греции» (конец II тысячелетия до и. э.)[589] эллины оперируют, в частности, такими понятиями, как дике (правда, справедливость), темис (обычай, обычное право), тиме (честь,

Тема I. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ ПРАВА?

Тема I. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ ПРАВА? Предмет, метод и необходимость философии права Что является предметом философии права? Какие области она в себя включает? Как соотносится с другими дисциплинами (в частности, с теорией права)? На эти вопросы нет единого ответа[2].

§ 2. Либерализм «философия права» П.И. Новгородцева

§ 2. Либерализм «философия права» П.И. Новгородцева В отечественной правовой культуре немало имен, не заслуженно забытых только потому, что они не вписывались в идеологические каноны. П.И. Новгородцев (1866-1924) глава Московской школы философии права, сторонник идей

Что же это такое — философия права?

Что же это такое — философия права? При ответе на поставленный вопрос можно было бы ограничиться ссыл­ками на известные, к тому же внешне впечатляющие, фи­лософски-утонченные определения, согласно которым философия права представляет собой «форму самосозна­ния

Философия и идеология права.

Философия и идеология права. Сначала— несколько соображений общего порядка. Философия (поскольку на деле реализуется ее предназначение), как и всякая наука, призвана строиться независима от политики, практических целей, тех интересов, во имя которых могут быть

VII. Экзистенциальная философия: ее историческое значение

VII. Экзистенциальная философия: ее историческое значение Своеобразный способ философствования, который в наши дни именует себя «Existenzphilosophie», или «экзистенциальной философией», возник и стал одним из ведущих течений немецкой мысли во времена Веймарской республики; среди

12. Философия права, государства, истории

12. Философия права, государства, истории Теперь рассмотрим прикладную, собственно практическую, этику Канта (к таковой можно отнести отчасти и его учение о религии). Это — проблематика философии права и истории, социологических и социально-политических воззрений Канта,

Что такое экзистенциализм и как он может вам помочь

10 марта 2022 Ликбез Жизнь

Философы объяснят, как принимать себя и не только.

Краткую версию статьи можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

Что такое экзистенциализм

Это философское направление, в основе которого лежит идея о том, что люди живут в непостижимой вселенной, обречены постоянно делать выбор и нести за него ответственность. Причём они не знают, что правильно, а что нет.

Одним из первых экзистенциалистов был датский философ Сёрен Кьеркегор ещё в XIX веке. Однако по‑настоящему направление сформировалось в первой половине XX столетия. Две мировые войны, кризис традиций, неспособность существующих теорий объяснить происходящее и утрата веры в прогресс сделали критические идеи Николая Бердяева, Карла Ясперса, Симоны де Бовуар, Альбера Камю и Жана‑Поля Сартра популярными. Два последних экзистенциалиста даже удостоились Нобелевской премии по литературе. Оба получили признание за свои художественные произведения, которые были неразрывно связаны с философией экзистенциализма.

Экзистенциализм стал значимым явлением в западной культуре. Эта философия сильно повлияла на творчество художников Альберто Джакометти и Джексона Поллока, а также кинорежиссёров Жан‑Люка Годара и Ингмара Бергмана. Знаковую роль в интеллектуальном мире эта концепция играет и сегодня.

Чему экзистенциализм может научить современного человека

Хотя направление существует уже многие годы, некоторые идеи актуальны и сейчас.

1. Продолжать искать смысл жизни, хоть мир и абсурден

Экзистенциалисты пришли к выводу, что огромная Вселенная не имеет цели, логики и смысла. Человеку приходится самостоятельно создавать себя в безразличном к нему мире, где никто никому ничего не должен. Поэтому люди одиноки, и даже общение не может избавить от этого чувства. Для экзистенциалистов бытие стало абсурдом.

Так, Альбер Камю сравнивал существование с трудом мифического царя Сизифа. Боги наказали правителя и обрекли его вечно тащить огромный камень на гору, с которой тот всё время падает, почти достигнув вершины.

«Сизиф», картина Тициана, 1548–1549 годы. Изображение: Museo Nacional del Prado / Wikimedia Commons

Люди, подобно Сизифу, обречены искать смысл жизни и не находить его. Поэтому они могут ощущать чувство тревоги, заброшенности и бесцельности своего пребывания — переживать так называемый экзистенциальный кризис.

Однако абсурдность мира не означает, что надо перестать искать смысл жизни. Потому как без этого поиска, согласно экзистенциалистам, невозможно полноценно жить. Если человек перестанет спрашивать себя, для чего существует, бытие начнёт всё сильнее тяготить его, а сам он погрузится в экзистенциальный кризис.

2. Нести ответственность за свой выбор

Экзистенциалисты предполагают, что существование никак не предопределено, а универсального пути не бывает. Каждый индивид сам выбирает свою дорогу, каждый день создаёт, или придумывает, себя. В этом смысле мы уникальны и не похожи ни на животных, ни на неживые объекты.

Но свобода в экзистенциализме — это не дар, а тяжёлое бремя. Она постоянно требует делать выбор. Согласно Сартру, человек «обречён на свободу», так как он должен либо быть самим собой, либо постоянно подстраиваться под окружение.

И за любой выбор надо нести ответственность.

3. Быть самим собой

Сартр утверждал, что личностью можно считать только «того, кто заставляет ценности существовать, чтобы они определяли его действия». Поэтому для экзистенциалистов следовать долгу и поступать согласно своим реальным представлениям и идеалам — не одно и то же.

Например, подлинно свободный человек будет вставать по будильнику не из‑за работы, а потому что сам решил просыпаться в шесть утра, быть ответственным и ходить каждый день в офис.

Моральные нормы экзистенциалисты считают искусственными, условными, а порой и вовсе ложными. Конечно, это не значит, что можно делать всё, что хочешь, например воровать или убивать. Главное — трезво оценивать собственные идеалы и навязанные обществом и миром правила. Так можно понять, к чему вы стремитесь на самом деле и что для вас по‑настоящему важно. Это поможет перестать беспокоиться и избавиться от синдрома упущенной выгоды.

4. Помнить, что не только пол и внешность характеризуют человека

Согласно экзистенциалистам, мы можем и должны обращать больше внимания на духовное, нежели на материальное. Ведь национальность, пол, цвет кожи и класс не определяют человека. Это лишь интерпретация его образа. Поэтому экзистенциалисты рекомендуют абстрагироваться от своего «Я» и от окружающего мира, чтобы взглянуть на себя и на других глазами беспристрастного наблюдателя. Только так можно увидеть людей настоящими.

5. Мыслить критически

Экзистенциалисты сомневались практически во всём: в морали, познаваемости мира и человека, существовании высших сил. Конечно, не обязательно повторять за философами, но умение мыслить критически в эпоху, когда очень сложно отличить правду от лжи, крайне ценно.

Читайте также 🤔💡📚

  • 8 философских идей, которые перевернут ваше мировоззрение
  • «Всё предопределено». Может ли детерминизм облегчить жизнь
  • 8 философских идей в пацанских цитатах
  • 5 знаменитых философских парадоксов и их значение для каждого из нас
  • Как философия помогает в повседневной жизни

Ключевые экзистенциальные концепции-Dummies

BY: Кристофер Панза и Грегори Гейл и

Обновлены: 03-26-2016

Из книги: Экзиол. На Amazon

Бессмысленность жизни, отсутствие Бога, одиночество мыслящего человека — похоже, экзистенциалисты не были самой счастливой группой людей, верно? Не обязательно правда. Читайте дальше, чтобы получить представление о том, что такое экзистенциализм.

  • Абсурд: С чем сталкиваются люди, соприкасаясь с миром. Абсурд возникает потому, что человеческий инстинкт поиска порядка и смысла нарушается из-за отказа мира быть упорядоченным или осмысленным.

  • Тревога: Кьеркегор сказал: «Тревога — это головокружение свободы». Вы чувствуете беспокойство, потому что признаете, что вы и только вы несете ответственность за свои действия. Это вызывает двустороннее чувство одновременного страха и восторга.

  • Отчуждение: Ощущение, что ты чужой в этом мире или чужой самому себе. Многие аспекты существования могут быть отчуждающими. Одним из первоисточников является абсурд. По иронии судьбы, истории и системы, разработанные философией и религией для решения этой абсурдности, могут быть такими же отчужденными.

  • Существование предшествует сущности: Фраза Сартра для описания экзистенциальной ситуации, в которой находятся люди. Это относится к тому факту, что когда вы рождаетесь, у вас нет ни смысла, ни цели, ни определения. Люди сначала существуют, и только потом определяют себя.

  • Сверхчеловек: Слово, которое Ницше использует для обозначения своего идеального человека. Буквально «сверхчеловек», это слово отражает важность в его философии преодоления — преодоления традиционных ценностей, преодоления стадного менталитета и, самое главное, преодоления себя. Вы преодолеваете эти вещи, чтобы достичь чего-то большего. Сверхчеловек Ницше — это нетрадиционный создатель ценностей, радостный свободный дух и тот, кто обнимает землю, а не тоскует по небу.

  • Смерть Бога: Смерть представления о том, что вера только в Бога или в любую религиозную или философскую систему достаточна, чтобы дать людям смысл, цель и определение, которых они жаждут. Это признание того, что, поскольку никакая внешняя система не может дать вам ответы, вы должны взять на себя ответственность за их предоставление самостоятельно.

  • Субъективность: Ваш взгляд на мир от первого лица, включая потребности, желания и эмоции, которые сопровождают этот взгляд. Экзистенциалисты принимают это как действительную и важную отправную точку для подлинно человеческих усилий. Это можно противопоставить научному мышлению, которое всегда начинается с объективности — взгляда на людей безлично, объективно, без эмоций или оценки их индивидуальной точки зрения.

Эта статья из книги:

  • Экзистенциализм для чайников,

Об авторах книги:

Кристофер Панца, доктор философии, ведет курсы по экзистенциализму, этике и свободе воли и опубликовал статьи по преподаванию философии. Грегори Гейл — адъюнкт-профессор философии.

Эту статью можно найти в категории:

  • Экзистенциализм ,

Экзистенциальный подход | НСПК

Экзистенциальный подход прежде всего философский. Он связан с пониманием положения людей в мире и с прояснением того, что значит быть живым. Он также стремится исследовать эти вопросы с восприимчивой, а не догматической позицией: целью является поиск истины с открытым разумом и удивлением, а не подгонка клиента под заранее установленные категории и интерпретации.

Экзистенциальный подход рассматривает человеческую природу как открытую, гибкую и способную к огромному диапазону опыта. Человек находится в постоянном процессе становления. Я создаю себя, как я существую. Нет сущностного, прочного «я», нет заданного определения личности и способностей.

Экзистенциальные мыслители избегают ограничительных моделей, которые классифицируют или навешивают на людей ярлыки. Вместо этого они ищут универсалии, которые можно наблюдать транскультурно. Не существует экзистенциальной теории личности, которая делит человечество на типы или сводит людей к составным частям. Вместо этого есть описание различных уровней опыта и существования, с которыми неизбежно сталкиваются люди.

Выдержки взяты из «Экзистенциальной терапии» (глава 8) Эмми ван Деурзен, изд. Справочник Драйдена по индивидуальной терапии, Лондон, Sage Publications, 2008.

Экзистенциальная терапия

Всемирная конфедерация экзистенциальной терапии

Предисловие

В 2014-2016 годах международная группа, представляющая широкий круг современных экзистенциальных терапевтов, объединилась для создания этого совместного проекта. Он был написан в духе инклюзивности и разнообразия, которые характеризуют эту уникальную ориентацию на достижение доступного, краткого, «достаточно хорошего» рабочего определения экзистенциальной терапии. Это определение признает и уважает общую и объединяющую позицию, которая лежит в основе и информирует различные способы понимания и практики экзистенциальной терапии сегодня, не нарушая присущей ей спонтанности, гибкости, творчества и таинственности. Далее следует текущая версия продолжающегося, постоянно развивающегося коллективного квеста.

  1. Что такое экзистенциальная терапия?
    Экзистенциальная терапия – это философски обоснованный подход к консультированию или психотерапии. Он включает в себя очень разнообразный спектр теорий и практик. Экзистенциальную терапию нелегко определить отчасти из-за ее растущего разнообразия. Например, некоторые экзистенциальные терапевты считают этот подход не отдельной и отдельной «школой» консультирования или психотерапии, а скорее отношением, ориентацией или позицией по отношению к терапии в целом. Однако в последние годы экзистенциальная терапия все чаще рассматривается другими как особый и специфический подход к самой себе. В любом случае можно сказать, что, хотя ее трудно формализовать и определить, по своей сути экзистенциальная терапия представляет собой глубоко философский подход, на практике характеризующийся упором на связанность, спонтанность, гибкость и свободу от жесткой доктрины или догмы. Действительно, из-за этих основных качеств многим экзистенциальным терапевтам попытка дать определение кажется противоречащей самой ее природе.
    Как и другие терапевтические подходы, экзистенциальная терапия в первую очередь (но не исключительно) касается людей, которые страдают и находятся в кризисе. Некоторые экзистенциальные терапевты вмешиваются таким образом, чтобы облегчить или смягчить такое страдание, когда это возможно, и помочь людям бороться с неизбежными жизненными проблемами более осмысленным, полноценным, аутентичным и конструктивным образом. Другие экзистенциальные терапевты менее ориентированы на симптомы или проблемы и вовлекают своих клиентов в широкомасштабное исследование существования, не предполагая каких-либо конкретных терапевтических целей или результатов, направленных на исправление когниций и поведения, смягчение симптомов или устранение недостатков. Тем не менее, несмотря на их значительные теоретические, идеологические и практические различия, экзистенциальные терапевты разделяют особое мировоззрение, основанное на философии, которое отличает их от большинства других современных практиков.
    Экзистенциальная терапия обычно состоит из поддерживающего и совместного исследования жизни и опыта пациентов или клиентов. Он придает первостепенное значение характеру и качеству терапевтических отношений здесь и сейчас, а также исследованию отношений между клиентами и их контекстуальными жизненными мирами за пределами консультационной комнаты. В соответствии со своим сильным философским основанием, экзистенциальная терапия берет само состояние человека – во всех его бесчисленных аспектах, от трагического до чудесного, ужасающего и прекрасного, материального и духовного – в качестве своего центрального фокуса. Кроме того, он рассматривает весь человеческий опыт как внутренне неотделимый от основы существования или «бытия-в-мире», в котором каждый из нас постоянно и неизбежно участвует.
    Экзистенциальная терапия призвана осветить способ, которым каждый уникальный человек — в определенных неизбежных пределах и сдерживающих факторах — выбирает, создает и увековечивает свой собственный способ существования в мире. Как в своей теоретической ориентации, так и в практическом подходе экзистенциальная терапия подчеркивает и чтит постоянно возникающую, раскрывающуюся и парадоксальную природу человеческого опыта и вызывает неутолимое любопытство к тому, что на самом деле означает быть человеком. В конечном счете, можно сказать, что экзистенциальная терапия сталкивается с некоторыми из самых фундаментальных и вечных вопросов, касающихся человеческого существования: «Кто я?» «Какова моя цель в жизни?» «Я свободен или полон решимости?» «Как мне справиться с собственной смертностью?» «Имеет ли мое существование какой-либо смысл или значение?» «Как мне прожить свою жизнь?»
  2. Почему это называется «экзистенциальной» терапией?
    Экзистенциальная терапия основана на широком спектре идей, ценностей и принципов, полученных из феноменологической и экзистенциальной философий. Эти философии существования подчеркивают определенные «последние заботы» — часто находящиеся в диалектическом напряжении друг с другом, — такие как свобода выбора, поиск смысла или цели, а также проблемы зла, изоляции, страдания, вины, беспокойства, отчаяния, и смерть. Для экзистенциальных терапевтов «феноменология» относится к дисциплинированному философскому методу, с помощью которого обращаются к этим конечным интересам или «данностям» и с помощью которого лучше всего может быть освещено или раскрыто основное переживание человеком бытия-в-мире, и, таким образом, более точно понял. Этот феноменологический метод начинается с сознательной попытки отложить в сторону свои предположения, чтобы быть более открытым и восприимчивым к исследованию субъективной реальности другого человека.
    Хотя у людей, решивших участвовать в этом исследовательском процессе, может быть много разных мотивов, как и в большинстве форм консультирования, психотерапии или психологического и психиатрического лечения, экзистенциальная терапия обычно нужна людям, переживающим экзистенциальный кризис: некоторые конкретные обстоятельство, в котором мы ощущаем, что наше основное чувство выживания, безопасности, идентичности или значимости находится под угрозой. Такие экзистенциальные угрозы могут иметь физическую, социальную, эмоциональную или духовную природу и могут быть направлены на самого себя, других, мир в целом или на идеи и представления, которыми мы живем. Они шокируют и лишают нас чувства безопасности и самодовольства, заставляя нас подвергать сомнению наши самые глубокие убеждения или ценности. Поскольку, согласно экзистенциальным терапевтам, человеческое существование по самой своей природе постоянно меняется или становится, мы естественным образом склонны испытывать такие экзистенциальные вызовы или кризисы на протяжении всей жизни. В экзистенциальной терапии эти дезориентирующие и вызывающие беспокойство периоды кризиса воспринимаются как опасный переход и как возможность для трансформации и роста.
  3. Как работает экзистенциальная терапия?
    Экзистенциальные терапевты рассматривают свою практику как взаимный, совместный, ободряющий и исследовательский диалог между двумя борющимися людьми, один из которых ищет помощи у другого, профессионально подготовленного для ее оказания. Экзистенциальная терапия уделяет особое внимание развитию заботливых, честных, поддерживающих, эмпатичных, но сложных отношений между терапевтом и клиентом, признавая жизненно важную роль этих отношений в терапевтическом процессе.
    На практике экзистенциальная терапия исследует, как чувства, мысли и динамические взаимодействия клиентов в рамках этих отношений и с другими могут освещать их более широкий мир прошлого опыта, текущих событий и будущих ожиданий. Эта уважительная, сострадательная, поддерживающая, но, тем не менее, очень реальная встреча — в сочетании с феноменологической позицией — позволяет экзистенциальным терапевтам более точно понять и описать способ существования человека в мире. Прилагая большие усилия, чтобы избежать навязывания своего собственного мировоззрения и системы ценностей клиентам или пациентам, экзистенциальные терапевты могут стремиться раскрыть и указать на определенные несоответствия, противоречия или несоответствия в чьем-то избранном, но привычном образе жизни. Поступая таким образом, некоторые экзистенциальные терапевты, когда это необходимо, конструктивно противостоят иногда саморазрушительным или разрушительным способам существования человека в мире. Другие преднамеренно избегают рассмотрения или обращения к какому-либо опыту или выражению человека в мире с точки зрения, которая истолковывает его как положительное/отрицательное, конструктивное/деструктивное, здоровое/нездоровое и т. д. В любом случае терапевтическая цель осветить, прояснить и поместить эти проблемы в более широкую перспективу, чтобы способствовать способности клиентов признавать, принимать и активно осуществлять свою ответственность и свободу: выбирать, как быть или действовать по-другому, если такие изменения так желательны; или, если нет, терпеть, подтверждать и принимать выбранные ими способы существования в мире.
    Чтобы облегчить этот потенциально освобождающий процесс, экзистенциальная терапия фокусируется в первую очередь на улучшении осознания человеком его или ее «внутренних» переживаний, «субъективности» или бытия: временного, преходящего, жизненно важного потока мыслей, ощущений и чувств от момента к моменту. . В то же время экзистенциальная терапия признает неизбежное взаимодействие между прошлым, настоящим и будущим. В этом отношении экзистенциальные терапевты уважают впечатляющую силу прошлого и будущего и напрямую обращаются к ней, когда она влияет на настоящее.
  4. Чем экзистенциальная терапия отличается от других видов терапии?  
    В дополнение к своему уникальному сочетанию философского мировоззрения, феноменологической позиции и основного акцента как на терапевтических отношениях, так и на реальном опыте, экзистенциальная терапия, как правило, менее сосредоточена на диагностике психопатологии и обеспечении быстрого облегчения симптомов как таковых, чем другие формы терапии. Вместо этого тревожные «симптомы», такие как тревога, депрессия или ярость, признаются потенциально значимыми и понятными реакциями на текущие обстоятельства и личную контекстуальную историю. Таким образом, экзистенциальная терапия в первую очередь связана с переживанием и исследованием этих тревожных явлений на глубине: прямой борьбой с ними, а не попыткой немедленно подавить или искоренить их. В соответствии с этим экзистенциальная терапия имеет тенденцию быть более исследовательской, чем целенаправленной или поведенческой. Его основная цель состоит в том, чтобы прояснить, понять, описать и исследовать, а не анализировать, объяснять, лечить или «исцелять» чье-то субъективное переживание страдания.
  5. Какие приемы или методы используют экзистенциальные терапевты?
    Экзистенциальная терапия не определяется преимущественно на основе какой-либо конкретной заранее определенной техники (методов). Действительно, некоторые экзистенциальные терапевты вообще избегают использования любых технических вмешательств, опасаясь, что такие надуманные методы могут снизить основные человеческие качества, целостность и честность терапевтических отношений. Однако единственной терапевтической практикой, общей практически для всех экзистенциальных работ, является феноменологический метод. Здесь терапевт старается максимально полно присутствовать, быть вовлеченным и свободным от ожиданий во время каждой терапевтической встречи, пытаясь временно отбросить в сторону все предубеждения относительно процесса. Цель состоит в том, чтобы получить более четкое контекстуальное глубокое понимание и принятие того, что определенный опыт может означать для этого конкретного человека в данный конкретный период его или ее жизни.
    Многие экзистенциальные терапевты также используют базовые навыки, такие как эмпатическое размышление, сократовское вопрошание и активное слушание. Некоторые из них могут также опираться на широкий спектр методов, полученных из других методов лечения, таких как психоанализ, когнитивно-поведенческая терапия, личностно-ориентированная, соматическая и гештальт-терапия. Эта техническая гибкость позволяет некоторым экзистенциальным практикам свободно адаптировать конкретный ответ или вмешательство к конкретным потребностям отдельного клиента и постоянно развивающемуся терапевтическому процессу. Однако какие бы методы ни использовались или не использовались в экзистенциальной терапии, они, как правило, намеренно выбираются, чтобы помочь осветить существо человека в данный конкретный момент его или ее истории.
  6. Каковы цели экзистенциальной терапии?
    Основная цель экзистенциальной терапии – позволить клиентам честно, открыто и всесторонне исследовать свой жизненный опыт. Благодаря этому спонтанному, совместному процессу открытия клиентам помогают получить более четкое представление о своем опыте и субъективных значениях, которые они могут иметь. Это самоисследование дает людям возможность противостоять и бороться с глубокими философскими, духовными и экзистенциальными вопросами каждого рода, а также с более приземленными проблемами повседневной жизни. Полное участие в этом поддерживающем, исследовательском и сложном процессе может помочь клиентам смириться со своим существованием и взять на себя ответственность за то, как они решили жить. Следовательно, это также может побудить их выбирать способы существования в настоящем и будущем, которые они сами считают более глубоко удовлетворяющими, значимыми и подлинными.
  7. Кому потенциально может быть полезна экзистенциальная терапия?
    Экзистенциальный подход может быть полезен людям, сталкивающимся с широким кругом проблем, симптомов или трудностей. Его можно использовать с широким кругом клиентов, от детей до пожилых людей, пар, семей или групп, и практически в любых условиях, включая клиники, больницы, частные практики, рабочие места, организации и в более широком социальном сообществе. Поскольку экзистенциальная терапия признает, что мы всегда существуем во взаимосвязи с миром, она может быть особенно полезна для работы с клиентами из разных демографических и культурных слоев.
    Хотя экзистенциальная терапия особенно хорошо подходит для людей, стремящихся исследовать свою собственную философскую позицию по отношению к жизни, в некоторых случаях она может быть менее подходящим выбором для пациентов, нуждающихся в быстром устранении болезненных, угрожающих жизни или изнурительных состояний. психические симптомы. Тем не менее, именно благодаря тому, что экзистенциальная терапия направлена ​​на существование человека в целом, а не исключительно на психопатологию и симптомы, потенциально она может быть эффективным подходом к решению даже самых тяжелых реакций на разрушительные психологические, духовные или экзистенциальные нарушения или потрясения в их жизни. , будь то в сочетании с психиатрическими препаратами, когда это необходимо, или отдельно.
  8. Какие существуют научные доказательства эффективности экзистенциальной терапии?
    Ряд хорошо контролируемых исследований показывает, что определенные формы экзистенциальной терапии для определенных групп клиентов могут привести к улучшению самочувствия и чувства смысла (Vos, Craig & Cooper, 2014). Эта совокупность доказательств растет, и новые исследования показывают, что экзистенциальная терапия может привести к таким же улучшениям, как и другие терапевтические подходы (например, Rayner & Vitali, в печати). Этот вывод согласуется с десятилетиями научных исследований, которые показывают, что в целом все формы психотерапии эффективны и что в среднем большинство методов более или менее одинаково полезны (Seligman, 19).95; Wampold & Imel, 2015), с конкретными характеристиками и предпочтениями клиентов, определяющими наилучший терапевтический подход для любого конкретного человека. Существует также большое количество доказательств, указывающих на то, что одно из основных качеств, связанных с экзистенциальной терапией, — теплые, ценящие и эмпатические отношения клиента или пациента и терапевта — предсказывают положительные терапевтические результаты (Norcross & Lambert, 2011). Кроме того, было показано, что центральный акцент экзистенциальной терапии на поиске или создании смысла в целом является важным фактором эффективного лечения (Wampold & Imel, 2015).
  9. Где я могу узнать больше об экзистенциальной терапии и/или профессиональной подготовке, чтобы стать экзистенциальным терапевтом?
    До недавнего времени формальных программ обучения для экзистенциальных терапевтов практически не существовало. В последние годы эта ситуация изменилась с созданием различных программ обучения в США, Великобритании, Бельгии, Австрии, Германии, Швейцарии, Италии, Португалии, России, Канаде, Скандинавии, Израиле, Аргентине, Мексике, Чили. , Перу, Колумбия, Бразилия, Литва, Греция, Австралия и многие другие страны.

Полный список учебных курсов доступен на веб-сайте.

Подробнее об экзистенциальном подходе

Выдержка из устава Федерации экзистенциальных терапевтов Европы (FETE), которую можно найти по адресу http://existentialfete.online/:

«Экзистенциальное мировоззрение:

Экзистенциальное Терапия ценит интерактивную, реляционную и воплощенную природу человеческого сознания и человеческого существования. Она считает, что люди свободны вносить изменения в свою жизнь ответственным, обдуманным, этичным и вдумчивым образом, понимая свои трудности и соглашаясь с ними. возможности и ограничения человеческого состояния в целом и их собственной жизни в частности. Он подчеркивает важность поиска смысла и цели путем вовлечения в жизнь на многих уровнях, физическом, социальном, личном и духовном. Он не предписывает определенного мировоззрения. но исследует напряженность и противоречия в образе жизни человека. Это будет включать рассмотрение экзистенциального ограничения, такие как смерть, неудача, слабость, вина, тревога и отчаяние.

Как работает экзистенциальная терапия?

Существует много форм экзистенциальной терапии, и у каждой есть свои особые методы и способы исследования трудностей и изменений, но все формы экзистенциальной терапии работают с диалогом, чтобы дать человеку возможность обрести собственный авторитет в исследовании своей жизни и пути. они хотят жить этим. Это часто будет включать философское и этическое исследование больших вопросов человеческого существования, таких как истина, смысл, справедливость, красота, свобода, сознание, выбор, ответственность, дружба и любовь.

Экзистенциальная терапия — это прагматический и основанный на опыте подход, который способствует воплощению, эмоциональной глубине, ясности и прямоте и использует среди других методов принципы логики, парадокса, диалектики, феноменологии и герменевтического исследования.

На что он нацелен?

Экзистенциальные терапевты стремятся подойти к беспокойству или страданию человека феноменологическим, целостным образом. Симптомы рассматриваются не как определяющий аспект проблем человека, а скорее как выражение оторванности человека от реальности или искаженной реальности.

Следовательно, экзистенциальные терапевты рассматривают симптомы как способ справиться с трудностью, проблемой или экзистенциальным кризисом. Опыт человека будет учитываться на всех уровнях.

Прошлому, настоящему и будущему человека будет уделено одинаковое внимание. Экзистенциальные терапевты способствуют лучшему осознанию человеком своего способа существования в мире, помогая ему лучше соприкоснуться со своей конкретной телесностью, своими взаимодействиями и отношениями, своей вовлеченностью в собственную идентичность или ее отсутствием, своим представлением о том, что лежит в основе их жизни. бытие и способы, которыми они могут вернуть к жизни поток и свою способность к трансцендентности, обучению и приятному движению вперед. Это помогает людям терпеть и принимать страдания и трудности, чтобы конструктивно с ними справляться.

Как мы обучаем людей?

Экзистенциальные терапевты обучаются по специализированным программам обучения, которые требуют обучения на последипломном уровне и включают теоретическое обучение, обучение навыкам, практическое обучение под наблюдением, процесс личной терапии, чтобы научиться применять экзистенциальные принципы на практике и завершение той или иной формы феноменологического исследовательского проекта или окончательного проекта, включающего теорию и практику».

 

  1. Норкросс, Дж. К., и Ламберт, М. Дж. (2011). Терапевтические отношения, основанные на доказательствах. В книге Дж. К. Норкросса (ред.), «Психотерапевтические отношения, которые работают: доказательная отзывчивость» (2-е изд., стр. 3–21). Нью-Йорк: Оксфордский университет.
  2. Райнер М. и Витали Д. (в печати). Краткосрочная экзистенциальная психотерапия в первичной медико-санитарной помощи: количественный отчет. Журнал гуманистической психологии. [Испанский перевод опубликован как Rayner, M.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *