Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Экзистенциальная позиция: Экзистенциальная жизненная позиция. Самооценка. Жизненная позиция Я — О’Кей, ты — О’Кей — Психологический центр Ирины Летовой

Содержание

Экзистенциальная жизненная позиция. Самооценка. Жизненная позиция Я — О’Кей, ты — О’Кей — Психологический центр Ирины Летовой

Все права на копирование текстов защищены и принадлежат мне, Ирине Летовой.

Основное содержание этой темы:

  • Жизненная позиция — это основа сценария жизни.
  • Жизненная позиция формирует самооценку.
  • От жизненной позиции зависит ваша сила и возможности: в общении, карьере и во всём, что вы делаете.
  • Автономная «здоровая» личность имеет жизненную позицию Я — ОК; Ты-ОК.
  • Как определить свою жизненную позицию?
  • Как изменить свою жизненную позицию?

В детстве каждый человек что-то понимает (узнаёт) о жизни, о себе и других людях: каким он должен быть, что должен делать, чего не делать, чтобы другие люди не отвергали его, а способствовали удовлетворению его потребностей. Это понимание влияет на человека и его судьбу также, как принятое командиром корабля решение о том, в каком направлении плыть. Поэтому в ТА оно называется детским ( сценарным) решением. Это понимание остаётся с человеком на всю жизнь, если он специально не анализирует и не пересматривает его с помощью ТА-анализа.

Когда ребёнок формирует такое понимание, мы говорим, что он принял Сценарное решение.

Сценарное решение — основа сценария жизни.

Сценарное решение состоит из нескольких частей. Самая важная часть сценарного решения — это жизненная позиция.

Берн выдвинул идею о том, что еще на раннем этапе формирования сценария маленький ребенок уже имеет определенные представления о себе и окружающих его людях. Эти представления, по-видимому, остаются с ним всю жизнь и могут быть охарактеризованы следующим образом:

1. Я-ОК, ты-ОК;

2. Яне ОК, ты — ОК;

3. Я-ОК, ты-не ОК;

4. Я не ОК, ты — не ОК.

Эти четыре взгляда на жизнь получили название жизненных позиций. Некоторые авторы называют их основными позициями, экзистенциальными позициями или просто позициями. Они представляют собой основные качества (ценности), которые человек ценит в себе и других людях, что означает нечто большее, чем просто какое-то мнение о своем поведении и поведении других людей.

Когда ребенок принимает одну из этих позиций, весь остальной свой сценарий он подстраивает под нее. В этой связи Берн писал, что <любая игра, сценарий и судьба человека основана на одной из этих четырех основных позиций>. Ребенок, который выбрал позицию <Я — ОК, ты — ОК>, скорее всего выберет сценарий победителя. Он считает, что его любят, и принимает решение о том, что его родители хорошие люди, которым можно доверять, распространяя впоследствии этот взгляд на всех окружающих. Если ребенок избирает позицию <Я — не ОК, ты — ОК>, то, скорее всего, он напишет банальный или проигрышный сценарий. Для согласования своей основной позиции со сценарием он построит его вокруг тем, связанных с преследованием и проигрышем другим людям.

Жизненная позиция формирует самооценку.

Жизненная позиция проявляется во всём, что чувствует, говорит и делает человек на любом этапе своей жизни. Она влияет на его успех или не успех в делах, на впечатление, которое он создаёт у других людей, на физическое состояние и финансовое благополучие.

Жизненная позиция — это вывод ребёнка о себе и людях.
Вывод о себе ребёнок делает на основе отношения к нему близких людей.

По мнению Клода Стайнера — одного из основоположников транзактного анализа, жизненные позиции принимаются уже в первые месяцы кормления ребенка. Для Стайнера позиция <Я — ОК, ты — ОК> находит свое отражение в приятной атмосфере взаимозависимости между сосущим ребенком и его матерью. Он приравнивает ее к позиции «основного (базового) доверия», описанной специалистом по детскому развитию Эриком Эриксоном, которая представляет собой такое состояние дел, при котором младенец чувствует, что он живет в гармонии с миром и все в мире находится в гармонии с ним.

Стайнер считает, что вначале все дети начинают с позиции <Я — ОК, ты — ОК>. При этом ребенок меняет позицию лишь в том случае, если что-то вмешивается в его взаимозависимость с матерью, например, когда ребенок ощущает, что мать перестает защищать его и заботиться о нем, как она это делала ранее. Некоторые дети само рождение воспринимают как подобную угрозу. В ответ на эти неудобства ребенок может решить, что он — не ОК или что другие люди не ОК, перейдя из состояния «основного доверия» по Эриксону, в состояние принципиального недоверия. В соответствии с этим принципиальным представлением о себе и окружающих, ребенок формирует свою самооценку и начинает писать собственный сценарий.

Ребёнок делает вывод о том, что он не-Ок, если

  • родители ухаживали за ребёнком, любили его не созвучно с его потребностями;
  • родители часто хмурились и выглядели недовольными, напряжёнными в присутствии ребёнка;
  • родители кричали на ребёнка или били его;
  • ребёнок болел и чувствовал себя физически ослабленным;
  • и в других случаях.

В настоящее время я вношу изменения в эту статью. Продолжение статьи будет опубликовано в ближайшее время.

С уважением, Ирина Летова.

Информация от юриста. На основании Федерального закона Российской федерации «Об авторском и смежных правах» (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений размещенных в данном разделе, в архивированном виде, категорически запрещен.

Данные тексты представлены исключительно в ознакомительных целях. Копируя и сохраняя тексты, вы принимаете на себя всю ответственность, согласно действующему законодательству РФ.

Все авторские права на данные тексты сохраняются за правообладателем. Любое коммерческое и иное использование текстов без согласия Ирины Летовой запрещено.

Если вы используете идеи или материалы статей Ирины Летовой, вы должны обязательно указывать источник информации — сайт www.letova.com

Экзистенциальная позиция. Лечение алкоголизма

Экзистенциальная позиция. Лечение алкоголизма

ВикиЧтение

Лечение алкоголизма
Штайнер Клод

Содержание

Экзистенциальная позиция

Каждый человек в определенной степени определяет для себя на раннем этапе, в чем состоит смысл его жизни или существования.

Некоторые определения отличаются простотой, например: «Я хороший человек». Другие более замысловаты; люди решают, что у них все в порядке и их ждет хорошая жизнь, тогда как многие другие приходят к выводу, что у них не все в порядке и они потерпят неудачу. С каждой игрой люди все больше убеждаются в обоснованности своей экзистенциальной позиции. В вышеописанной распространенной игре Наталья получила подтверждение, что никто не любит ее настолько, чтобы помочь ей решить проблемы, а собеседницы в равной мере удостоверились в своем предположении, что человека невозможно изменить.

Другим примером является Маша, часто посещающая бары, после чего она оказывается в постели с незнакомым человеком, в котором вскоре разочаровывается. Маша слышала от своего отца, что от мужчин нельзя ждать ничего хорошего и, следовательно, ей никогда не встретить мужчину, который смог бы ее полюбить. Сексуальные игры, в которые играет Маша, подтверждают пророчество отца, касающееся ее жизни. Каждый раз, когда мужчина ее разочаровывает, Маша укрепляется в мысли, что ее папочка был прав: все мужчины негодяи, и ни один не полюбит ее по-настоящему.

Такова ее экзистенциальная позиция.

Но нужно помнить о том, что игры всегда ведутся таким образом, что всем игрокам присуща равная ответственность и заинтересованность, поэтому все мужчины в играх Маши исполняют роли, которые столь же важны, как и ее роль, и также извлекают из игры выгоду. Мужчины выбирают Машу в баре, предполагая, что даже если они «получат свое», то любовная история все равно закончится неудачей. Им нужны награды, но каждый мужчина ожидает, что либо Маша отвергнет его, либо ему самому придется в конце концов ее отвергнуть. Если она ему нравится, он будет ожидать получения отказа. Если он нравится ей, ему придется быть настороже, поскольку у нее непременно появятся ожидания, которые в итоге превратятся в назойливые требования.

В любом случае Машин партнер может не опасаться краха своего плана, который предвещает неудачу с женщинами. Его экзистенциальное вознаграждение от игры — это подтверждение обоснованности его решения, что ему никогда не добиться успеха у женщин. Это решение является частью сценария одиночества и отсутствия любви, управляющего жизнью мужчин и женщин с взаимосвязанными сценариями, которые находят друг друга в барах.

Экзистенциальная зависть

Экзистенциальная зависть Я-концепция содержит большое количество черт, каждая из которых может стать предметом сравнения. Я завидую росту, богатству, внешней привлекательности, социальному положению родителей других. Если оволосение груди будет социально ценным, то

3. Экзистенциальная психодинамика

3. Экзистенциальная психодинамика Прежде чем рассмотреть экзистенциальную психодинамику энеа-типа I, было бы неплохо повторить еще раз постулат, который будет формулироваться для сути всех девяти характеров в книге: основа возникновения страстей — тиковая обскурация;

3.

Экзистенциальная психодинамика

3. Экзистенциальная психодинамика Так же, как наличие экзистенциального момента в шизоидном характере явно для того, кто остро осознает внутреннюю пустоту, так же для энеа-типа III характерно, что экзистенциальный момент внутреннего вакуума хорошо виден стороннему

3. Экзистенциальная психодинамика

3. Экзистенциальная психодинамика В то время как у нас имеются достаточно веские причины считать, что истоки зависти лежат в неудовлетворенной потребности в привязанности в раннем детстве, и хроническое ощущение боли в этом характере можно понять как отголосок боли

3. Экзистенциальная психодинамика

3. Экзистенциальная психодинамика В случае с энеа-типом VI это особенно релевантная тема в виду связи между точками IX и VI в энеаграмме: можно сказать, что страх действий ведет к оторванности от самого себя, что отсутствие обоснования бытия выражается в хрупкости или

3.

Экзистенциальная психодинамика

3. Экзистенциальная психодинамика Осталось тщательно рассмотреть, как и в отношении других характеров энеа-типов, как основная страсть укрепляется день за днем не только воспоминаниями о прошедших удовлетворениях и разочарованиях, но и благодаря тому влиянию, какое

3. Экзистенциальная психодинамика

3. Экзистенциальная психодинамика Чрезмерное развитие способности действовать для того, чтобы бороться в опасном мире, которому нельзя доверять, возможно, и есть тот фундаментальный путь, избрав который, характер энеа-типа VIII не смог развить все свои человеческие

3. Экзистенциальная психодинамика

3. Экзистенциальная психодинамика Так же как внизу энеаграммы (IV и V) осознанная экзистенциальная боль максимальна, в энеа-типе IX, вверху, она минимальна; и в то время как тиковая обскурация энеа-типа III лучше постигается сторонним наблюдателем, который может спросить, «о

Экзистенциальная вина

Экзистенциальная вина Последняя разновидность вины носит экзистенциальный характер; она является неизбежной спутницей человеческого существа. Например, мы знаем основной закон, согласно которому за жизнью следует смерть. Жизнь и смерть — это не только систола и

Экзистенциальная фрустрация

Экзистенциальная фрустрация Психиатры знают по собственному опыту, что в наши дни стремление к смыслу у многих людей остаётся неутолённым. Иными словами, люди страдают не только от сексуальной неудовлетворённости, от невозможности удовлетворить своё сексуальное

Часть 3. «Экзистенциальная моя жизнь»

Часть 3. «Экзистенциальная моя жизнь» Ива и Ручей Ива росла у ручья. Ручей и Ива были влюблены друг в друга. Жаркими днями Ива опускала в Ручей свои ветки, и они плыли по воде и гладили ее; а Ручей расчесывал их как косы и, играя, окутывал Иву завесой мельчайших брызг.Когда-то,

1.2. Экзистенциальная поддержка

1. 2. Экзистенциальная поддержка Достаточно часто встречаемый в психотерапии термин. Под экзистенциальной поддержкой я понимаю признание терапевтом всех экзистенциальных прав и своего клиента и

1.2.1. Экзистенциальная поддержка клиента

1.2.1. Экзистенциальная поддержка клиента Иными словами, признание за клиентом права на существование в том виде, в котором он живет сей-час. И права на изменения, если клиент решает измениться. Обычно люди признают только одну свою половину. Терапевт признает обе!Как это

1.2.2. Экзистенциальная поддержка терапевта

1.2.2. Экзистенциальная поддержка терапевта В шутку я делю отвергающих терапевтов на две категории. На тех, кто пытается ездить на клиенте. И на тех, кто норовит угодить под седло сам. Терапия не должна происходить за счет страдания клиента. Но она не должна быть мучительной

Экзистенциальная вина

Экзистенциальная вина Последняя разновидность вины носит экзистенциальный характер; она является неизбежной спутницей человеческого существа. Например, мы знаем основной закон, согласно которому за жизнью следует смерть. Жизнь и смерть – это не только систола и

Я в порядке, ты в порядке — Психологические позиции ТА

Главная » Терапевтические подходы » Эго-состояния » Я в порядке, ты в порядке – Психологические позиции ТА
 
Дети вынуждены принимать решения о себе — Я в порядке или нет Хорошо — и другие люди — Ты в порядке или нет — слишком рано в жизни, когда они растут в менее чем заботливой семье.

Эти решений становятся Экзистенциальными или Психологическими Позициями, из которых действует ребенок… они формируют основы самооценки . Психологические позиции дают ребенку набор инструкций о том, как думать, чувствовать и действовать — «жизненный сценарий» согласно теории ТА.

Эти глубоко укоренившиеся решения являются ментальными фильтрами, через которые мы придаем смысл (мысленные фильмы) себе, другим и происходящему в мире вокруг нас. Классическая книга доктора Томаса А. Харриса « Im Ok – You’re Ok » представляет собой оригинальную работу по транзакционному анализу, в которой исследуются психологические позиции Родителя, Взрослого и Ребенка.

Если мы примем во внимание, что существует несколько раненых Состояний Внутреннего Ребенка (ЭС) у Взрослых Детей травматического детства… тогда мы должны рассмотреть возможность того, что каждый Ребёнок ЭС принял свои собственные решения и, возможно, проживает в результате другой сценарий жизни.

Например, Естественный Ребенок умеет находить и подчеркивать хорошее в себе… Критикующий Родитель ES может извергать негативные разговоры с самим собой… Уязвимый Ребенок обычно занимает позицию Жертвы безнадежности, беспомощности или бесполезности… в то время как Злой/Непокорный Ребенок может преследовать других, выражая свое презрение вовне.

Экзистенциальные или психологические позиции

Ниже мы исследуем эти психологические позиции, поскольку они связаны с концепциями Критикующего Родителя, Злого/Непокорного Ребенка и Уязвимого Эго-состояния Ребенка, созданных в менее чем заботливых семьях.


  • «Я в порядке… Ты в порядке» (здоровая позиция) Это потенциально психически здоровая позиция. Реалистичные люди с такой позицией в отношении себя и других могут конструктивно решать свои проблемы. Они принимают значимость людей и хорошо ладят с другими. Они достигают независимости (я могу делать что-то самостоятельно) и взаимозависимости: «Я могу стать частью команды и добиться даже большего, чем то, что я могу сделать в одиночку».
  • Эго-состояния: Здоровый родитель (P2), Здоровый взрослый (A2) и Здоровый ребенок (C2)

  • «Я в порядке… Ты не в порядке» (проективная позиция — экстернализаторы) Это позиция людей, которые чувствуют себя жертвами или преследуемыми, поэтому виктимизируют и преследуют других. Они винят других в своих несчастьях. Видя Уязвимого Ребенка (воспринимаемого как слабость) в других, они могут спровоцировать их на демонстрацию своего презрения к этой части себя, чтобы удержать позицию Im Ok, что в крайних случаях может привести к агрессивному поведению, включая жестокое обращение с детьми и убийства. В более легких случаях это может принимать форму необоснованной обиды родителя на собственных детей, вызывающую у них чувство стыда и вины, потому что они не знают, почему они так себя чувствуют… Обычно это Злой/Непокорный Ребенок и/ или Критикующий Родитель, пытающийся загнать своего Уязвимого Ребенка еще глубже в сокрытие (или изгнание).
  • Эго-состояния: Комбинация Эго-состояний Злого/Непокорного Ребенка и Критического Родителя часто занимает эту позицию Im ok… они могут полностью отречься или подавить свое эго-состояние Уязвимого Ребенка в раннем возрасте.

  • «Я не в порядке… Ты в порядке» (интроективная позиция — интернализаторы) Это обычная позиция людей, которые чувствуют себя бессильными, недостаточно хорошими или менее важными, когда сравнивают себя с другими. Люди в этом положении чувствуют себя недостаточно хорошими или менее важными, потому что они усваивают голос своего Критикующего Родителя. Они снова и снова прокручивают на себе критические и постыдные записи детства… еще больше превращая в жертву своего и без того раненого Уязвимого Ребенка.
  • Эго-состояния: Они обычно чувствуют себя бессильными, потому что они отвергли или подавили свою ЭС Разгневанного/Непокорного Ребенка, из-за чего им не хватает уверенности и границ. Эта позиция приводит их к замкнутости, депрессии и в тяжелых случаях к суициду.

  • «Я не в порядке… Ты не в порядке» (позиция тщетности – Безнадежность, Беспомощность или Бесполезность) Это позиция тех, кто теряет интерес к жизни, кто проявляет эксцентричное поведение, а в крайних случаях , может совершить самоубийство или убийство. Это позиция, над которой нужно работать. Требуется время или очень серьезная травма, чтобы все стало настолько плохо, что все защитные механизмы рухнули, оставив этого человека незащищенным от его боли. Когда дела обстоят хуже всего, возникает вопрос, будет ли направлена ​​вся эта боль и враждебность внутрь, что приведет к попытке самоубийства… или наружу, что приведет к попытке убийства/самоубийства.
  • Состояния Эго: Полное выражение серьезно раненного Уязвимого Ребенка, Злого/Непокорного Ребенка и Критически настроенного Родителя.

Психологические толстовки

Эрик Берн, доктор медицины, часто говорил о своей аналогии с психологическими «Толстовками»… концепция, используемая для объяснения того, как человек может одновременно занимать две экзистенциальные или психологические позиции . Одна позиция обычно явная (сознательная), а другая неявная (подсознательная). Толстовка иллюстрирует двойственность борьбы с тем, чего мы хотим больше всего. Аналогия состоит в том, чтобы представить человека в толстовке с явным сообщением спереди и неявным сообщением сзади. Каждое сообщение представляет свою собственную экзистенциальную позицию — обычно противоречивые сообщения.

Вот несколько примеров…

  • Спереди: «Кто-нибудь, пожалуйста, полюбите меня» Сзади: «Не дурак!»
  • Спереди: «Держись подальше!» , Задняя сторона: «Пожалуйста, поближе»
  • Лицевая сторона: «Почему это всегда происходит со мной?» Задняя сторона: «Ударь меня»
  • Фронт: «Я просто пытался помочь» Назад: «Теперь я поймал тебя, сукин сын!
  • Лицевая сторона: «Пожалуйста, скажите мне, что делать» Оборотная сторона: «Итак, я могу сказать вам, почему это не работает».
  • Спереди: «Я тебя ненавижу!» Оборотная сторона: «Пожалуйста, люби меня»

«Толстовки» часто являются результатом отказа от одного эго-состояния, такого как эго-состояние Злого/Непокорного Ребенка или Уязвимого Ребенка, которое увеличивает эго-состояние, действующее на сознательном уровне. Толстовки также хорошо отражают природу психологических игр, которые человек подсознательно инициирует и в которых участвует.0009

Во многих случаях единственным способом узнать, что вы были частью подсознательной игры, является неожиданное плохое чувство, которое вы испытываете после ее окончания. Я в порядке — ваша не игра или наоборот может начаться с невинного вопроса, но закончиться неприятным ощущением в животе — и вы понятия не имеете о том, что только что произошло.

Внезапное плохое чувство известно в ТА как «Выигрыш» за игру — Выплата часто является несколько раздражающим, но странным образом удовлетворяющим чувством, подтверждающим вашу экзистенциальную позицию.

Узнайте больше в Serenity Cafe Academy

Экзистенциальная позиция. Главной аксиомой человеческой жизни является… | Джош Йейтс

Модель психики Фрейда

Главной аксиомой человеческой жизни является реальность того, что вы одиноки. Иллюзорное ощущение, что собственная значимость и чувство направления зависят от общения с другими людьми, является основным мифом, от которого должен отказаться разумный человек. Именно поэтому мы видим, как люди бесцельно бегают, ища облегчения в браке, свиданиях и так называемых «отношениях». Навязчивая идея, что одиночество — это своего рода дурной опыт, что человек потерпел неудачу как человек, если остался один, — это великий популярный миф нашей современной культуры.

Выздоравливающий алкоголик только в одиночестве может столкнуться и почувствовать своих демонов, свои искажения жалости к себе, негодования, уязвленной гордости и депрессии. Ведь через эти бурные эмоции не может пройти ни один другой человек, кроме самого пострадавшего от алкоголизма. А.А. Члены (Анонимных Алкоголиков) могут делать 4-й и 5-й шаги вместе, но он все равно должен научиться чувствовать все свои «измы» и связывать свое мышление и поведение с самим собой.

В этом часто тревожном и сложном процессе просто нет коротких путей. Ни один спонсор не может «держать его за руку», поскольку он предельно честен в том, что он думает или чувствует, особенно во время неизбежных эмоциональных спадов в жизни. Таким образом, большая часть выздоровления алкоголика происходит в эти тихие моменты в одиночестве, а не в сидении с другими в АА. встречи.

Кроме того, преимущество для нерелигиозных членов А.А. состоит в том, что его дефекты: страх, ревность, негодование и т. д. можно увидеть без фантазийного посредника, «Бога». Поэтому неверующий должен навязывать свои проблемы в лоб, с чистой оценкой того, что на самом деле не так, что должно измениться в моей жизни, без реальности — искажающей надежды на какого-то «Бога».

Концепция «Бога» особенно смущает неверующих. В конце концов, мое выздоровление состояло в преодолении магического мышления, вызванного ложным алкоголем-Богом. Последнее, что мне нужно сделать, это заменить мышление об алкоголе каким-то другим «магическим» мышлением. Оба пути — «Бог» или алкоголь — преграждают путь к чистому и всестороннему осознанию в моей жизни. Вместо этого мне нужно научиться нести ответственность за свои мысли и поведение теперь, когда я трезв. Мне нужно перестать «перекладывать ответственность».

Итак, что мне делать, когда мои «измы» начинают действительно капризничать? Вместо того, чтобы молиться и ждать, пока сработает какая-то сила «сверху», я действую. Я могу пойти погулять. Я могу позвонить выздоравливающему другу. Я могу найти что-то хорошее для чтения. Я могу написать. Я могу совершать практически любые конструктивные действия, если это выводит меня из ума, т. е. «выводит меня из себя».

Все это удерживает человека в реальном мире — мире повседневных дел. Я должен получить больше, чем поверхностное знакомство с реальностью, если я когда-нибудь приму ее и приспособлюсь к ней в повседневной жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *