Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Экзистенциальное направление: Экзистенциальное направление в психологии Общая психология

Экзистенциальное направление

Экзистенциальное направление в психологии возникло в Европе в пер­вой половине ХХ в. на стыке двух тенденций. С одной стороны, появле­ние его было продиктовано неудовлетворенностью многих психологов и терапевтов господствовавшими тогда детерминистскими взглядами и установкой на объективный, научный анализ человека. С другой — мощ­ным развитием экзистенциальной философии, которая проявляла боль­шой интерес к психологии и психиатрии. В результате в психологии появилось новое течение, представленное такими именами, как К. Яс-перс, Л. Бинсвангер, М. Босс, В. Франкл и др. Важно отметить, что влия­ние экзистенциализма на психологию не ограничилось появлением соб­ственно экзистенциального направления — очень многие психологические школы в той или иной мере ассимилировали эти идеи. Особенно сильны экзистенциальные мотивы у Э. Фромма, Ф. Перлса, К. Хорни, С. Л. Ру­бинштейна и др.

Экзистенциальная психология (терапия) в узком смысле выступает как хорошо осознаваемая и последовательно реализуемая принципиальная позиция.

Первоначально это собственно экзистенциальное направление (в узком смысле) именовалось экзистенциально-феноменологическим или экзистенциально-аналитическим и представляло собой чисто европейский феномен. Но после Второй мировой войны экзистенциальный подход по­лучил широкое распространение и в США. Причем там в число его наибо­лее ярких представителей вошли некоторые лидеры третьей, гуманисти­ческой, революции в психологии (которая, в свою очередь, во многом опиралась на идеи экзистенциализма) — Р. Мэй, Д. Бюджентал и др.

Экзистенциалистский взгляд на человека берет свое начало из кон­кретного и специфического осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Экзистенция («существование») происходит от латинского ех1&ете — «выделяться, появляться». Этим подчеркивается, что существование — не прозябание, не статистический процесс, а динамический. Внимание экзистенциалистов, в отличие от представителей других направлений, переключается с объекта на процесс.

Таким образом, сущность — это не­кая фикция, а существование — это постоянно изменяющийся процесс. Тогда понятно, что разница в понятиях «сущность» и «существование» в данном случае раскрывается несколько иначе.

Впервые термин был употреблен датским философом и теологом С. Кьеркегором, прожившим короткую и трагическую жизнь в мучитель­

ных попытках философского и теологического самопознания. Идейным истоком экзистенциализма стала феноменология Гуссерля. Философско-методологическими предпосылками развития экзистенциального направ­ления в психологии явились труды М. Бубера, Ж. П. Сартра, М. Хайдегге-ра. Среди экзистенциалистов можно провести четкую разграничительную линию: одни из них (Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов) являются истин­но религиозными, другие (Хайдеггер, Сартр, Камю) считали себя атеиста­ми. Деление это можно считать принципиальным, поскольку одни из них видели смысл всего в Боге, другие же находили его в самой жизни, в ее процессе.

До сих пор попытки изложить полный обзор теории экзистен­циализма не увенчались успехом. Дело в том, что трудов в духе этого направления по философии, литературе, психологии и психиатрии ог­ромное множество, но между ними существует большое количество раз­ногласий. Однако есть один момент, который объединяет всех экзистен­циальных мыслителей — это вера в реальность свободы личности.

Экзистенциальная психология — наука о том, как человеческая судьба зависит от отношения человека к жизни и смерти, а следова­тельно, и к смыслу своей жизни, поскольку первые две категории неминуемо приводят к третьей.

Основные проблемы, интересовавшие экзистенциалистов, — это про­блема жизни и смерти, проблема свободы и ответственности, проблема общения и одиночества, а также проблема смысла жизни. Они выполня­ют динамическую функцию по отношению к человеку — побуждают раз­витие его личности. Но столкновение с ними болезненно, поэтому люди склонны защищаться от них, что зачастую приводит к иллюзорному ре­шению проблемы. Люди должны начать переоценивать ценности, стараться не совершать тривиальных, типичных, лишенных оригинальности, бес­смысленных поступков, глубже понимать смысл жизни в настоящем, стать свободными от внешних и внутренних обстоятельств.

Экзистенциалисты в свою теоретическую основу вкладывали основ­ные принципы гуманистической психологии, произведения таких ав­торов, как Гегель, Достоевский, Ницше, Сартр и др. Особое влияние на развитие экзистенциальной идеи оказал постулат Гегеля о том, что обстоятельства и влечения управляют человеком ровно настолько, насколько он им позволяет. Отсюда было сделано два очень важных вывода.

  1. Обстоятельства и влечения действительно могут управлять че­ловеком.

  2. Человек может им не позволить сделать этого.

Воля является одним из ключевых понятий экзистенциализма. А. Шопенгауэр одним из первых экзистенциалистов обращается к этому понятию, утверждая, что человек может наделить жизнь смыс­лом и представить ее так, как ему нужно, если у него есть воля. По­лучается, что, признавая неуловимость реального бытия, в то же время признается реальность воздействия наших представлений и возможность волевого управления ими.

Представители данного направления критикуют Фрейда, Юнга, Адле­ра за то, что у них человек зависим от влечений, а Уотсона, Торндайка — за зависимость от окружающей среды и несвободу. В рамках экзистенци­ального направления, наоборот, личность обладает свободой выбора, а каждая ситуация открывает для человека возможность найти свое наи­лучшее применение, и это является для человека смыслом.

Особо рассматривается проблема связи человека с миром. С точки зрения этой теории попытка понять человека отдельно от его мира — онтологическая ошибка. Не существует человека без мира (бытия), точно так же не существует и мира без человека.

Основным постулатом экзистенциальной теории стали слова Гёте:

Принимая человека какой он есть, мы делаем его хуже;

принимая его таким, каким он должен быть,

мы помогаем ему стать таким, каким он может быть.

Экзистенциалисты понимают природу «бытия» таким образом, что бытие включает в себя «бытие в будущем». Мы не запираем человека в настоящем, а даем ему возможность для изменения и динамики. Все свойства человеческой личности понимаются экзистенциалистами как процессы, а не как «состояния» или «черты».

Не менее важно с точки зрения данного направления и осознание свое­го способа существования. Только в экстремальных ситуациях возникает ощущение экзистенции — подлинного существования (аутентичности). Аутентичность является одним из ключевых понятий экзистенциальной психологии, это свобода быть самим собой. Мы ощущаем аутентичность в минуты горя, радости, высшего блаженства, восторга, когда освобождаем­ся от всех масок. Здесь проявляется наша сущность.

Особое отношение сложилось у экзистенциалистов к кризисным жизненным ситуациям, которые помогают человеку переосмыслить свою жизнь. Хорошей иллюстрацией данного утверждения будет отры­вок из произведения В.

Г. Короленко «Дети подземелья», в котором глав­ный герой впервые сталкивается с «загадкой жизни и смерти». «О да, я помнил ее (о матери. — С. Т.)!.. Когда она, вся покрытая цветами, мо­

лодая и прекрасная, лежала с печатью смерти на бледном лице, я, как зверек, забился в угол и смотрел на нее горящими глазами, перед кото­рыми впервые открылся весь ужас загадки о жизни и смерти».

На уровне инстинкта мы боимся смерти. Но по существу мы боимся не смерти вообще, а ранней смерти, когда чувствуем, что жизненная программа неестественно прервана, гештальт не завершен.

Еще одно принципиальное положение экзистенциализма — един­ство объекта и субъекта. Б. В. Зейгарник полагает, что объектом нау­ки, по мнению экзистенциалистов, должен стать субъект, который вы­ступает не как продукт социальных отношений или биологического развития, а как неповторимая личность, познание которой достигает­ся только через интуитивное переживание.

Между воспринимающим и воспринимаемым нет резкой границы, объект и субъект как бы вли­ваются друг в друга, и объективного восприятия быть не может, оно всегда искажено.

Таким образом, отправной точкой экзистенциализма является че­ловек как личность. От остальных его обособляют свобода, ответствен­ность, право выбора, смысл жизни.

Яркий представитель данного направления — Виктор Франкл (1905-1997), автор логотерапии и экзистенциального анализа, объединенных об­щим названием Третья венская школа психоте­рапии.

Пройдя первую (психоанализ Фрейда) и вторую (индивидуальную психологию Адлера) венские школы, Франкл встал на путь создания собственной. Термин «логотерапия» Виктором Франклом был предложен еще в 20-е гг., впо­следствии в качестве равноценного использовал­ся термин «экзистенциальный анализ». Стоит от­метить, что сам термин «логос» для Франкла — не просто «слово», не просто вербальный акт, а квинтэссенция идеи, смысла, т. е., по сути, это и есть сам смысл.

Особое внимание Франкл уделяет «пограничным» ситуациям и по­ложениям, когда человек оказывается перед лицом неизвестного за­болевания или в концентрационном лагере, — так он получает возмож­ность познать смысл и ценность своего существования. Слова Ницше: «Если есть ЗАЧЕМ жить, можно вынести почти любое КАК», стали своеобразным девизом экзистенциальной психологии.

Сам В. Франкл прошел с 1942 по 1945 г. пять концлагерей, в которых потерял родителей, жену и брата. Трагические события его жизни, несом­ненно, обогатили его как психолога: «Когда че­ловек перестает видеть конец какого-то времен­ного отрезка своей жизни, он не может поставить себе никакой дальнейшей цели, никакой задачи; жизнь тогда теряет в его глазах всякое содержа­ние и всякий смысл. И наоборот, стремление к какой-либо цели в будущем составляет ту духов­ную опору, которая так нужна узнику лагеря, так как только эта духовная опора в состоянии убе­речь человека от падения под влиянием отрицательных сил социаль­ной среды, уберечь его от полного отказа от самого себя». 1 По мнению В. Франкла, «латинское слово «finis» означает как «конец», так и «цель»».

Именно смысл и ответственность определяют психическое здоро­вье человека и гармонию между составляющими человеческого есте­ства, считает Франкл. Личность должна быть сосредоточена на про­блеме, на чем-то объективном, что стоит делать. Задача заставляет забыть об удовлетворении влечений, удовольствиях, гордости, защи­те. Здесь и очевидна связь с ответственностью.

Франкл вводит термин экзистенциальный вакуум, обозначающий пустоту, отсутствие смысла жизни, переживаемое человеком. След­ствием экзистенциального вакуума является массовая невротическая триада: депрессия, наркомания, агрессия. Самое главное, что помогает жить, — это смысл жизни. Осознание неизбежности смерти меняет жизнь человека. Когда он осознает это, он становится более ответствен­ным за свою жизнь, считает Виктор Франкл. При этом человек обла­дает определенной свободой, которую не может отнять у него никто.

Одним из ярких представителей экзистенциальной терапии явля­ется Дж. Бюдженталь, который назвал свою терапию жизнеизменя-ющей. Важнейшие положения его подхода заключаются в следующем.

Экзистенциальное направление


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 31Следующая ⇒

 

К экзистенциальному направлению относят теории и системы личностной коррекции, основанные на теории экзистенциализма, подчеркивающей важность проблем человеческого становления и ответственности человека за свое личностное становление, когда упор делается на «свободную волю», осознание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизнен­ного пути. При таком подходе целью коррекции становится доведе­ние до понимания человека смысла, который он хочет придать своей жизни.

Основателем экзистенциализма считается С. Кьеркегор,датский теолог и философ. Термин existentia переводится с позднелатинского как существование. В 20-е годы ХХ века с появлением работы М. Хай­деггера «Бытие и время», а также работ К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, А. Камю, Э. Гуссерля и других писателей и философов были созданы ключевые понятия в концепции человеческого существования, ставшие в совокупности с освоением новой физики основой одного из наиболее влиятельных и плодотворных течений в современной консультативной психологии и психокоррекции.

Д. Буженталь, один из теоретиков экзистенциального подхода, выдвинул следующие основные посылки:

• человек есть целое, несводимое к сумме его частей;

• человек существует в контексте собственных человеческих проблем;

• человек способен к осознанию и способен действовать рационально;

• человек всегда имеет выбор;

• поведение человека всегда интенционально, т. е. имеет причину, всегда преднамеренно, человек может принимать осознанные решения.

 

 

Основные понятия и положения
экзистенциального подхода

Диалог – понятие, выдвинутое и разработанное М. Бубером. Согласно Буберу, в языке существуют основные слова, образующие словесные пары. Отличие основных слов в том, что они не обозначают нечто существующее, а, будучи произнесены, порождают существование. Эти слова: Я – ты, Я – оно. По Буберу, основное слово Я – ты порождает и утверждает мир отношений, в отличие от Я – оно, которое порождает опыт.

Опыт – понятие, отношение к которому в науке и философии вылилось в драматическую борьбу. Категория «опыт» соотносима не с объективной истиной по отношению к «моей» экзистенции, а с субъективностью «моего» онтологически, а не гносеологически постигаемого бытия. В этом смысле опыт жизни пятилетного ребенка ничуть не менее истинен, чем опыт жизни умудренного годами старца.

Поэтому в тесной связи с понятием «опыт» идет понятие «переживание».

Переживание – понятие, характеризующее собой особый способ или состояние бытия. Предложенное в 1965 году Джендлином, оно описывается следующим образом: переживание, которое скорее чувствуется, чем мыслится, знается или вербализуется; переживание происходит в непосредственном сиюминутном настоящем. Переживание – это изменчивый поток чувствований, делающий возможным для каждого индивида почувствовать что-то в любой данный момент. Особое значение придается пиковым переживаниям, сопровождающим самоактуализацию, рост личности. Пиковое переживание – максимальное ощущение полноты бытия и всех своих потенций.

Аутентичность (подлинность) – понятие, введенное М. Хайдеггером и развитое К. Ясперсом в связи с центральной проблемой философии человека, а именно – проблемой превращения неподлинного человеческого бытия в подлинное. Подлинность по Ясперсу – бытие, не скованное и не укрепленное какой-либо одной концепцией, идеей или возможностью, которая навязана извне и предопределяет выбор человека. Иначе говоря, это искренность до конца и по отношению к другим, и по отношению к себе, при которой индивид свободен как от внешнего манипулирования, так и от самоманипулирования, проявляя себя в непосредственно ясном и ответственно свободном бытии.

Самоактуализация – это понятие, по мнению одного из его создателей, А. Маслоу, выступает в синонимичном ряду с такими понятиями, как «рост», «саморазвитие», «индивидуация». Оно определяется двумя существенными признаками:

1) принятием и выражением внутреннего ядра (самости), т.е. актуализацией латентных способностей и потенциала;

2) минимальным наличием нездоровья (неврозов и других потерь дееспособности).

В истоках же осмысления понятия лежит поиск исходной ценностной парадигмы, которую можно назвать здоровьем, причем полным (психическим, социальным, физическим), т.е. здоровьем как полнейшим раскрытием человеческих возможностей в индивидуальной жизни.

Ценность – понятие, которое в экзистенциальной психокоррекции отражает содержание, относящееся к направленности, устремленности переживаний. Ценность еще не смысл, но по крайней мере его условие. Реализация ценности может составить жизненный смысл. Различают следующие ценности:когнитивные предпочтения, эстетические, моральные, культуральные Я. Маслоу предложил следующую дихотомию ценностей:

1) В-ценностибытовые ценности, ценности полноты бытия;

2) Д-ценностидепривационные ценности (ценности, возникающие от дефицита чего-либо).

Тип ценности, свойственный человеку, определяет его бытие. По
А. Маслоу, В-ценности включают: добро, справедливость, красоту, правдивость, самодостаточность и другие понятия в традиционной формулировке, в которой представлены базисные, т.е. основные, жизненные потребности. Их можно разграничить еще и таким образом:
В-цен­ности – порождения индивида и его направленные на мир переживания, в то время как Д-ценности – требования индивида и его переживания, направленные от мира к себе.

Бытие в мире – этакатегория анализируется практически всеми представителями экзистенциальной психологии и обозначает совокупность сущностных признаков и феноменологии переживаниясобственного Я как пребывающего в мире.

Поэтому с категорией бытия тесно связана категория становления, а сама категория бытия соизмерима с категорией «мир».

Жизненный мир – понятие, введенное и разработанное Э. Гуссерлем. Это то, что имеет значимость для сознания. Жизненный мир – понятие, фиксирующее самовстраивание переживаемого, осознаваемого, воспринимаемого, проговариваемого мира как такового фактологического. Понятие жизненного мира не только признает онтологичность (независимую данность человеческого сознания), но и требует обязательного учета этой внутренней онтологии сознания, принятие всерьез ее в работе с клиентом.

Событие – скорее не предметно отнесенное понятие, а принцип построения коррекционной работы в экзистенциальной психологии. Принцип событийности предполагает отказ от инструментального активизма (с его инфантильным стремлением к самоутверждению любой ценой) и отводит субъекту деятельности иное место в гораздо более сложном взаимосвязанном мире, чем это казалось в эпоху классических научных представлений.

Цели коррекции.Основная цель экзистенциальной коррекции – помочь клиенту обрести смысл жизни, осознать личностную свободу, ответственность и открыть свои потенции как личности в полноценном общении. И одновременной задачей экзистенциального взаимодействия выступает безусловное признание личности клиента и его судьбы важнейшим, уникальным и безусловным, заслуживающим признания жизненным миром, само существование которого есть ценность.

Позиция психолога.Основная предпосылка психологической позиции – понимание клиента в терминах его собственного жизненного мира, образа себя и действительности. Основные задачи психолога, участвующего в процессе экзистенциальной коррекции:

• полностью присутствовать, чтобы содействовать клиенту в его погружении и помогать ему в более полном описании своего интереса в решении проблемы;

• формировать и поддерживать убежденность клиента в том, что он способен что-то сделать для себя сам;

• помогать клиенту обнаруживать в себе силы, разрушающие его и его жизнь, помогать находить консервативные структуры, которые он сам построил и соответственно может сам изменить;

• быть сочувствующим и заботливым, особенно в моменты тяжелых, глубоких переживаний клиента;

• быть глубоко уверенным в том, что клиент в состоянии помочь себе сам.

Требования к клиенту и ожидания от него.В экзистенциальной психокоррекции основные усилия направлены на помощь клиенту принять всерьез свой феноменологический мир, понять реальность своих осознанных или неосознаваемых выборов и их последствий. Поэтому позиция клиента не ограничивается достижениями инсайта, формулируется как ожидание действий, проистекающих из проясненной ценности личности и ее потенций. Для этого в клиентах поощряется открытость, спонтанная активность и сосредоточенность на основных проблемахжизни, таких как рождение, любовь, тревога, судьба, вина, смерть, ответственность,т.е. на экзистенциальных проблемах, которые не имеют рационального решения, но конфронтация с которыми позволяет решать текущие психологические проблемы клиента.

Процесс экзистенциальной коррекции состоит в развитии внутреннего самосознания, модифицирующего собственные структуры восприятия, изменяющего конструкт «Я и внешний мир»

В экзистенциальной психокоррекции отсутствует прямое обучение. Человек может научиться только сам. Поэтому особую значимость имеют именно нюансы в поведении, установках психолога. Развитие открытости, сензитивности клиента к нюансам отношений в общении – таков путь в экзистенциальной психокоррекции.

 

 

⇐ Предыдущая12345678910111213141516Следующая ⇒

 

Поиск по сайту:

История, убеждения, использование и многое другое

Экзистенциальная теория основана на вере в то, что мы несем ответственность и имеем свободу создавать свой собственный смысл.

Какова цель моей жизни? Если вы когда-либо задавали себе этот вопрос, возможно, вам потребовалось много размышлений. Тем не менее, то, как мы придаем смысл своей жизни, может влиять на наш выбор в том, как мы ведем себя и взаимодействуем с другими.

Вы можете чувствовать себя перегруженным выбором и испытывать тревогу. Но, с другой стороны, вы можете сделать выбор, который покажется вам целеустремленным и полезным. Экзистенциальная теория объясняет, как мы придаем смысл и применяем этот смысл в своей жизни.

Экзистенциальная теория основана на философской идее о том, что у людей есть свободный выбор, и благодаря этому свободному выбору мы можем создать цель и смысл своей жизни. Экзистенциальная теория предполагает, что у нас есть выбор, кем мы хотим быть.

Корни экзистенциальной теории восходят к началу 1800-х годов, и первым философом, исследовавшим идею экзистенциализма, был датский философ Сёрен Кьеркегор. Его часто называют отцом экзистенциализма.

Другие ключевые факторы, повлиявшие на экзистенциалистскую теорию, включают:

  • Фридрих Ницше
  • Доктор Карл Джасперс
  • Доктор Мартин Хайдеггер
  • Жан-Паул Сартр
  • Доктор Виктор Франкл
  • . вы придаете значение своей жизни.

    Экзистенциализм фокусируется на личном выборе и вопросе: что значит существовать?

    Есть много ключевых идей экзистенциализма.

    Существование предшествует сущности

    Это одна из важнейших концепций в понимании экзистенциалистской теории. Это исследует идею о том, что мы существуем и находим смысл позже. У нас есть свободный выбор, чтобы создавать свой смысл и развивать наши ценности. Концепция объясняет, что это является нашей целью в жизни: создать смысл.

    Экзистенциальные философы считают, что когда мы рождаемся, мы «ничто». Вместо этого, развивая смысл, мы становимся тем, что делаем из самих себя.

    Свобода

    Экзистенциализм подчеркивает важность неограниченной свободы для людей делать свой собственный выбор. Этот выбор, благодаря свободе, которой обладают люди, позволяет им:

    • создавать цели
    • делать что-то из себя
    • создавать значимые переживания в своей жизни

    абсурд

    жизнь к созданию смысла. Абсурд относится к идее, что в жизни много неизвестных обстоятельств, и с вами может случиться что угодно в любой момент.

    Идея объясняет, что события, которые могут произойти с вами, не следуют определенной схеме. Экзистенциальные теоретики считают жизнь «абсурдной» и не имеющей смысла, пока мы не придаем ей значение.

    Тревога

    Тревога часто возникает, когда вы осознаете абсурдность жизни. Экзистенциалисты предполагают, что осознание своей свободы и ответственности часто может привести к ощущению непреодолимого страха.

    Тем не менее, свободный выбор позволяет нам делать либо здоровый, либо разрушительный выбор благодаря этому осознанию. Цитируя Кьеркегора, «тревога — это головокружение свободы».

    Подлинность

    Подлинность — еще один важный элемент экзистенциалистской теории. Аутентичность заключается в том, чтобы быть искренним и делать выбор таким образом, который имеет основополагающее значение для того, кем вы являетесь, независимо от внешнего давления.

    Индивидуальность — важный аспект экзистенциальной теории, связанный с аутентичностью.

    Экзистенциальные теоретики считают, что не существует неотъемлемого состояния «человеческой природы», поэтому люди должны определить, на какие ценности или цели следует обращать внимание.

    Заброшенность

    Эта концепция экзистенциальной теории исходит из идеи, что люди являются их единственным источником ценности. Предпосылка предполагает, что это знание создает чувство одиночества и изоляции.

    Он предполагает, что свобода людей может заставить их чувствовать себя в ловушке.

    Преимущество экзистенциализма в том, что он помогает людям найти смысл в своей жизни. Осознавая свободу и выбор, люди могут уменьшить свою тревогу по поводу неизвестного.

    Полноценная жизнь может уменьшить страх перед неожиданными событиями и помочь нам справиться с непреодолимыми эмоциями, такими как страх.

    Одним из существенных ограничений экзистенциализма является идея ответственности. Экзистенциалисты утверждают концепцию личной свободы и ответственности.

    Но, как предполагают некоторые исследователи, давление общества ограничивает наши свободы, или у нас есть личные обязанности, необходимые для выживания, которые накладываются на свободу.

    Например, вы можете совмещать финансовое благополучие с созданием семьи. Эти две вещи могут конкурировать за ваши потребности и накладываться на понятие свободы.

    Экзистенциальная терапия помогает человеку принять и смириться с конкретными жизненными данностями, такими как осознание своей смерти.

    Экзистенциальная терапия обращается к четырем важнейшим тревогам:

    1. свобода и ответственность
    2. изоляция
    3. смерть
    4. бессмысленность

    Экзистенциальная терапия обращается к вопросам о природе нашего существования. Считается, что, преодолевая стресс, связанный с экзистенциальными темами, проблемы с психическим здоровьем, такие как тревога, будут уменьшены или предотвращены.

    Техники, используемые в экзистенциальной терапии

    Если вам интересно, чего ожидать от экзистенциального терапевта, есть несколько стандартных используемых техник.

    Первая техника, обычно используемая в экзистенциальной терапии, — это то, что Франкл назвал логотерапией.

    Логотерапия изучает страхи, которые вызывают симптомы тревоги или другие симптомы психического здоровья. В логотерапии основная предпосылка состоит в том, что существует упреждающая тревога, когда человек сталкивается с пугающей ситуацией или думает о ней.

    В логотерапии основное внимание уделяется провоцирующему событию, вызывающему симптомы. Иногда сеансы даже направлены на то, чтобы воспроизвести симптомы и противостоять им на более целенаправленном уровне, чем когда-либо прежде.

    Цель состоит в том, чтобы помочь отделить себя от симптомов, чтобы они потеряли над вами власть.

    Еще одна техника, широко используемая в экзистенциальной терапии, — сократовские вопросы. Сократические вопросы — это техника, которую экзистенциальные терапевты используют, чтобы помочь вам обрести новую перспективу.

    Сократовские вопросы представляют собой серию вопросов, которые помогают облегчить поведение и мысли для достижения терапевтических целей.

    Экзистенциальная теория фокусируется на важных вопросах жизни. Какова моя цель? Как мне создать смысл? Как мне справиться с собственной смертностью? Экзистенциализму уже много веков, и он до сих пор используется для решения глубоких вопросов.

    Основные идеи экзистенциализма вытекают из создания смысла и индивидуального выбора, который у вас есть. Тревога или страх часто могут возникать из-за осознания свободы и ответственности.

    Целью экзистенциальной терапии является создание осмысленной и целеустремленной жизни. Терапевт делает это посредством рефлексивного слушания и сократовского опроса. Экзистенциальная терапия может помочь людям работать над более целенаправленной жизнью.

    Что такое экзистенциальная терапия? — Охватывающий

    Экзистенциальная терапия – поиск света во тьме

    Вы можете подумать, что я никогда раньше не слышал об экзистенциальной терапии. Звучит так негативно, мрачно, тяжело, пессимистично и/или депрессивно. Я не уверен, что это сделает мою жизнь более подавленной и тревожной, чем я уже есть.

    Хотя экзистенциалистское мнение о том, что страдание можно рассматривать как часть человеческого существования, совершенно верно, экзистенциальную психологию можно считать пессимистичной. Однако это не поощрение страданий, а только признание того факта, что это неотъемлемая часть человеческого бытия. То, что экзистенциальная терапия делает , так это побуждает людей принять реальность страдания, чтобы пройти через него и извлечь из него уроки.

    Не сторонники отчаяния

    Экзистенциалисты не сторонники отчаяния. Вместо этого они выступают за решительное и мужественное отношение, которое готово посвятить себя жизненным проектам, несмотря на присущую жизни абсурдность. Это позволяет нам быть подлинными и иметь решительную приверженность тому, что мы хотим достичь в своей жизни

    Подумайте о том, чтобы рассматривать экзистенциальную тревогу как учителя и руководство, а не что-то, что считается иррациональным или патологическим — как это влияет на вашу точку зрения?

    Мы считаем, что клиенты являются экспертами в своей жизни . Способность к самосознанию означает, что мы, люди, можем размышлять и делать выбор. Экзистенциальная терапия может помочь расширить ваше осознание через осознание того, что:

    • мы конечны: время ограничено
    • у нас есть потенциал и выбор действовать или не действовать
    • значение не является автоматическим – мы должны искать его
    • мы подвержены одиночеству, бессмысленности, пустоте, вине и изоляции
    Столкновение с симптомами стресса вместо их подавления

    Экзистенциальная терапия отличается от других методов лечения тем, что основывается на философском мировоззрении. Как правило, мы меньше сосредоточены на диагностике психопатологии и обеспечении быстрого облегчения симптомов как таковых, чем другие формы терапии. Вместо этого тревожные «симптомы», такие как тревога, депрессия или ярость, распознаются как 90 135 потенциально значимых и понятных реакций 90 136 на текущие обстоятельства и личную контекстуальную историю. Мы избегаем диагностического навешивания ярлыков или патологизации людей. Мы относимся к людям, а не к ярлыкам .

    Таким образом, экзистенциальная терапия в первую очередь связана с переживанием и исследованием этих тревожных явлений в глубине: прямой борьбой с ними, а не попыткой немедленно подавить или искоренить их. Его основная цель состоит в том, чтобы прояснить, понять, описать и исследовать, а не анализировать, объяснять, лечить или «излечивать» чей-либо субъективный опыт страдания.

    Экзистенциальная терапия не директивная, а направленная . Основное внимание в терапии уделяется терапевтическим отношениям и реальному опыту клиента. Терапевт не навязывает клиентам свое мировоззрение, ценности, мысли и чувства. Терапевт стремится исследовать вопросы своих клиентов с восприимчивой, а не догматической позицией: поиск истины с непредвзятостью и удивлением является целью, а не подгонка клиента под заранее установленные категории и интерпретации.

    Я не люблю философию

    Терапевты используют экзистенциальную философию, чтобы направлять их в своей работе с клиентом и позволить клиенту увидеть ваши трудности с более экзистенциальной точки зрения. Однако работа во время сеанса фокусируется только на том, что приносит клиент. Терапевт старается оставаться с тем материалом, который приносит клиент. Вопреки тому, что вы могли подумать, экзистенциальная терапия не для интеллектуалов! Вы не будете говорить о теориях или философии в терапии. Человеку не обязательно быть философом или ученым, чтобы извлечь выгоду из принципов экзистенциальной терапии, и этот подход также может помочь многим людям, которые активно борются с проблемами психического здоровья.

    Экзистенциальная терапия постепенно получает признание; в 2016 году насчитывалось 136 учреждений экзистенциальной терапии в 43 странах на шести континентах, а экзистенциальные практикующие врачи находились как минимум в 48 странах мира. Ряд хорошо контролируемых исследований показывает, что определенные формы экзистенциальной терапии для определенных групп клиентов могут привести к улучшению самочувствия и чувства смысла . Существует множество доказательств, указывающих на то, что одно из основных качеств, связанных с экзистенциальной терапией, — теплые, ценящие и эмпатические отношения клиента или пациента и терапевта — предсказывают положительные терапевтические результаты. Кроме того, было показано, что центральный акцент экзистенциальной терапии на поиске или создании смысла в целом является важным фактором эффективного лечения.

    Ссылки

    https://www.nspc.org.uk/about-the-school/the-existential-approach

    https://www.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *