Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Элементы мышления: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова

Составные элементы критического мышления и способы их развития

Ни один здравомыслящий человек в современном обществе не обходится без аналитических способностей, которые помогают отделить правду от лжи, достоверное от фальшивого, точное от приближенного и пр. В значительной степени облегчает «мыслительный процесс» и повышает качество полученных результатов критическое мышление, о котором мы неоднократно писали. Давайте подробнее рассмотрим каждый составляющий элемент данного навыки.

СОДЕРЖАНИЕ

Коротко о главном: критическое мышление – это…

Критическое мышление – это может быть, как генетически заложенный, так и обретаемый навык, позволяющий корректно, грамотно и эффективно анализировать информацию. При этом важно постоянно им пользоваться и развиваться, совершенствоваться, в противном случае он начинает утрачиваться или «притупляться», снижая эффективность получаемых результатов и достоверность данных.

Понятие критического мышления

Пользоваться критическим мышлением могут все без ограничений, но овладевает настоящей и качественной методикой не каждый индивид. К сожалению, постичь данный прием посильно только тем желающим, которые обладают следующими качествами:

  • Логика и последовательность в рассуждениях;
  • Аргументированность позиции;
  • Умение сравнивать ситуации, находить сходства и отличия;
  • Навыки по констатации фактов и формулировке аргументированных выводов.

Исходя из основных качеств, необходимых для реализации критического мышления в жизни, можно сделать вывод: критическое мышление представляет собой комплекс важных навыков, связанных со сбором и обработкой данных, грамотной интерпретацией результатов. На развитие столь важных способностей уходит не 1-2 года, а вся жизнь (недаром говорят: «Век живи – век учись»). Самый активный период «роста» наблюдается в студенческие и первые рабочие годы, период дополнительного обучения или переквалификации.

Данный навык позволяет получить объективную оценку и результаты анализа по любому поводу, теме или проблеме, полагаясь на имеющиеся под рукой качества и умения: рассудительность, логика, сравнение и сопоставление, причинно-следственные связи и пр.

Не стоит путать критическое и логическое мышление, так как второе является составной частью первого метода работы и фактически выступает его основным инструментом.

Система элементов критического мышления

Ключевыми составляющими критического мышления являются:

  • Вычитка текста.

Знакомство с информацией – именно с этого момента начинается использование аналитических способностей, в том числе критического и логического мышления. На данном этапе важно разобраться в ресурсах, определить наиболее подходящие первоисточники, соответствующие требованиям качества (достоверность, актуальность, аргументированность), соответствие выбранной теме/проблеме исследования, выявление фактов и доказательств для подтверждения собственной гипотезы или установления «справедливости».

Схема применения критического мышления
  • Анализ данных.

Анализ – второй и, пожалуй, самый важный элемент критического мышления. Данный компонент предполагает задействование одновременно нескольких параметров: сравнение и сопоставление данных для определения достоверности и корректности сведений, логика – для диагностики взаимосвязей, причин и следствий, воздействующих факторов, последовательности аналитической мысли и пр.

Еще одним важных параметром при проведении анализа является оценка, предполагающая исследование полученных результатов (как промежуточных, так и итоговых) на предмет точности, правдоподобности, эффективности и пр.

Данный этап предполагает тотальную обработку собранных источников информации и подготовку «доказательной почвы» обоснованного поиска решений.

  • Интерпретация результатов.

Это финальный этап применения критического мышления, предполагающий констатацию фактов и формулирование выводов: что изучено сделано и получено, на основе каких данных. Здесь важно показать обоснованность суждений и выводов. Рекомендаций автора, подчеркнув при этом его индивидуальность: методы исследования, способ обработки информации, манера изложения и пр.

Исходя из трех основных этапов реализации критического мышления можно выделить следующие основные параметры: фактчекинг, анализ данных, логика, обоснованность данных, констатация фактов и аргументов (состоятельность итогов), индивидуальность.

Особенности применения критического мышления и его роль в жизни исследователя

Критическое мышление призвано повысить эффективность использования информации и качество полученных результатов в процессе исследования. Если этого не происходит, значит исследователь полагался на собственные минимальные усилия и возможности при минимальном задействовании специальных навыков и методов работы.

Применение данного алгоритма содействует:

  • Развитию мыслительной деятельности: упорядочивание информации, ее сортировка и обработка максимально удобным способом с гарантированным результатом. В этом деле все средства хороши: от банального сравнения и сопоставления до моделирования, проектирования, антонимизации и пр.
  • Абстрагированию. Данный принцип нацелен на изучение конкретной информации, в рамках утверждённой темы/научной области, отказ от лирических отступлений и изучение лишних первоисточников. Абстрагирование позволяет отказаться от непроверенных данных, внешних факторов, сконцентрироваться на самом важном и ценном, получить более достоверные результаты.
Специфика применения критического мышления
  • Развитию навыков по самостоятельной организации и проведению изысканий с целью добычи весомой и эффективной, качественной «доказательной базы», проверенной лично (эксперимент, наблюдение). Здесь будет также заметен акцент на самостоятельной работе автора научной работы по принципу «сделал-получил».
  • Развитию индивидуальности. Критическое мышление, в первую очередь, способствует отказу от следования за толпой и отстаиванию собственной позиции любыми путями и ценой, поиску альтернатив и пр. Не стоит бежать за толпой и опираться на общие факты, моменты, слухи. Идите своей дорогой, по четкой траектории и плану, изучите все нюансы самостоятельно и убедитесь в качестве используемой информации, чтобы получить объективное решение и мнение. Неважно, что думают другие. Главное – докопаться до истины, а критическое мышление будет этому способствовать.
  • Повышению эрудированности и образованности. Притом сначала изменяется уровень эрудиции, а вслед за ней – уровень образования. На начальном этапе (вычитка текста) исследователь знакомится с информацией, пополняя собственный багаж знаний новыми фактами и сведениями. Далее он начинает разбираться в ресурсах, подключая соответствующие инструменты и приемы, оттачивая мастерство по работе с первоисточниками и выстраивая четкую стратегию решения проблемы. Фактически критическое мышление расширяет кругозор и способствует усвоению надежной и качественной информации, ее дальнейшему использованию.

Самые простейшие методики развития и совершенствования критического мышления

Чтобы не утратить данный навык, важно пользоваться им не только в процессе обучения или выполнения рабочих обязанностей, но и на повседневной основе, обыденно: читайте газету и анализируйте данные, сопоставляйте различную информацию (от разных собеседников, издательств и пр.).

Расширяйте кругозор любым удобным способом: читайте книги, слушайте песни или аудиокниги, смотрите видеоролики, но главное – запоминайте информацию и обрабатывайте ее, выделяя актуальное, достоверное и важное.

Как развивать свое критическое мышление?

Не бойтесь учиться на собственных ошибках. Такой подход не просто закаляет, но и позволяет минимизировать возникновение подобных ситуаций в перспективе, исключать лишние действия, отказываться от заведомо известных источников (если они показали себя с отрицательной стороны: противоречивые/сомнительные данные, неактуальные, недостоверные) и пр. Проанализируйте свои (можно захватить и чужие) ошибки, установите, что было сделано не так и извлеките урок на будущее.

Развивайте мозг. Данный принцип не связан с погружением в науку или чтением книг. Развиваться можно в простых и интересных формах: деловые игры, интеллектуальные игры (шахматы, домино, головоломки, ребусы), квесты, настольные игры и пр.

Как гласит народная мудрость, доверяй, но проверяй. Критическое мышление – это современный и обязательный навык, обойтись без которого в век информации просто нереально и невозможно. От грамотного применения спектра оценочных критериев и умений автора по работе с разными ресурсами зависит качество полученных результатов, правильность и объективность решений, их эффективность.

Памятка «Элементы технологии критического мышления»

 

Памятка приемов технологии развития

критического мышления                                1. Прием «Представление информации в кластерах»

                 Кластеры (блоки идей) или «грозди» — это графический способ организации учебного  материала.

         Делая  записи, зарисовки для памяти, мы, часто

 интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по  категориям.

         Графическое представление размещения информации в кластере.

Знаю

Хочу узнать 

Узнал

         Грозди это графический прием в систематизации 

материала.  Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. расположены в определенном порядке.

Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, 

планеты и их спутники. В центре звезда: Это наша тема. Вокруг нее – планеты, т. е крупные смысловые единицы. 

         Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты – свои спутники, у спутников – свои.

        Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. 

          Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова, или на стадии рефлексии.

 

 

 

2. Прием ЗХУ

         Данный прием был разработан Донной Огл. 

Чаще всего я использую его, когда ориентирую учащихся на выполнение 

самостоятельной работы. 

Данная работа представляется в виде  таблицы.       

         Для эффективного использования данного приема

 необходимо помнить некоторые рекомендации:

1. Вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу,

 запишите эти сведения в первой графе таблицы.

2.Попробуйте систематизировать имеющиеся сведения до работы с основной информацией, выделите

 категории информации.

3.Поставьте вопросы к изучаемой теме до ее изучения.

4.Познакомьтесь с текстом (фильмом, послушайте рассказ преподавателя).

5.Ответьте на вопросы, которые сами поставили, запишите свои ответы в третью графу  таблицы.

6.Посмотрите, нельзя ли расширить список «категорий

 информации», включите в него новые категории 

 (после работы с новой информацией), запишите это.

7.Поработайте с третьей частью таблицы. В ней столько

 граф, сколько категорий информации вы выделили. 

3. Прием «ИНСЕРТ» или чтение с разметкой.

         В процессе чтения текста очень важно не упустить

 существенные детали, позволяющие достаточно полно 

 раскрыть его смысл, а так же сформировать свою точку 

зрения на ту информацию, которая в нем содержится.  

 

 

 

         Внимательно читая, можно использовать 

следующую систему пометок:

« V » — уже знал,      « + » — новое, «-» — думал  иначе,       « ? » — не понял, есть  вопросы

ИНСЕРТ

I — interactive                                      

N — noting                                            

S — system                                            

E – effective

R — reading and                                     

T — thinking

         При работе с текстом старайтесь следовать 

следующим правилам:

1.Делайте пометки, используя либо два значка «+» и «v»

 или четыре – «+» ,  «v», «-», «?».

2. Ставьте значки по ходу чтения текста.

3. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали  по данной теме раньше.

4. Обязательно прочтите текст еще раз, поскольку 

количество значков может увеличиться.

         После прочтения текста и расстановки пометок на

 его полях можно заполнить таблицу ИНСЕРТ.  

          В нее лучше записывать ключевые слова или фразы.

V

+

?

Таблица ИНСЕРТ:

         После заполнения таблицы, информация, 

представленная в ней может стать предметом обсуждения на уроке, 

 а сама таблица может пополниться новыми фактами, которые не были занесены в нее первоначально. 

 

 

 

         При заполнении таблицы дети часто пишут в

 таблицу не ключевые слова, а целые предложения, так как не умеют правильно 

представлять информацию.

 4. Прием «Фишбон»  (Fish bone).

         Для того, чтобы учащиеся в процессе чтения текста

 смогли четко сформулировать проблему, обозначить

 направления поиска ее решения, можно воспользоваться

 приемом Фишбон.                  В процессе чтения, учащиеся работают со схемой 

Фишбон, что в переводе означает «рыбный скелет».  

          В «голове» этого скелета они обозначают ту 

проблему, которая рассматривается в тексте

   На самом скелете есть верхние и нижние «косточки. На верхних «отростках» ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы.Напротив верхних «косточек» есть нижние отростки, на которых

 обучающиеся по  ходу чтения выисывают факты,

подтверждающие существование сформулированных ими причин

         Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 отражающие суть.

5. Стратегия решения проблем Дж. Брэмсфорда

         Часто, в тексте автор ставит перед читателем

различные проблемы.  Это прекрасный повод для задействования навыков критического мышления. Читатель задумывается о том, как бы он сам решил эту проблему. 

         Иногда его метод отличается от того, который 

предложен автором текста.   

         В данном пособии предлагается одна из возможных

 стратегий  решения проблем при чтении текста. Дж. Брэмсфорд разработал способ, который может помочь учащимся «идеально» подойти крешению пробле-

мы,  который называется IDEAL.

    Стратегия IDEAL

I — Выделите в тексте проблему.

D — Опишите ее (выявите ее суть).

Е — Определите варианты подходов к решению проблемы.

А — Действуйте (решайте).

L —

 

 

 

 Сделайте вывод (научитесь), проведите рефлексию своей работы.

1.Я зачитываю отрывок текста, в котором описана

 проблема, требующая решения.

2.После того, как ученики прослушали отрывок из текста, им предлагается решить  поставленную автором проблему,

которую необходимо сформулировать самостоятельно.

 Для работы в данном режиме предлагается следующая таблица:

Таблица  Лист для решения проблем

         Ученики работают в парах, последовательно 

переходя от пункта к пункту данной таблицы.

1.После окончания данной работы преподаватель просит

 высказаться каждую пару. При этом он

заполняет сводную таблицу на доске. Далее, классу 

необходимо выбрать два способа из всего разнообразия возможных 

решений проблемы в процессе дискуссии «Совместный 

поиск», отмечая при этом все плюсы и минусы этих способов.

2.В заключительной части модельного урока можно

 сравнить выбранные учениками способы решения проблемы с тем, 

который предложил сам автор текста. Преподаватель

 читает текст до конца.                         

6. Таблица ПИМ

         Автор Эдуард Боно, для чтения не эмоционально

 окрашенных текстов.

1. Прежде, чем учащиеся начнут читать текст, предложить им нарисовать таблицу из трех граф:

«+»

«-»

«?»

 

 

 

1.  «Плюс» — сюда записываются те факты, которые могут отвечать на

 вопрос «Что хорошего»? (для ученика, для 

 взрослых, для человечества, для государства)

2. «Минус» — в нее записываются те факты и мысли, которые могут

 отвечать на вопрос «Что в этом плохого?

     (для кого бы то ни было)

3. «Интересно» — обозначается «?», и  предназначена для записи различных интересных фактов, мыслей, предположений. 

Даже если будет одна запись это прекрасно. По моим

 наблюдениям, такой вид таблицы подходит для сложных, 

 неинтересных текстов.                                              7. «Тонкие и толстые вопросы»             Прием «Тонкие и толстые вопросы» может быть

 использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, 

слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного.

Таблица » толстых » и » тонких » вопросов

        По ходу работы с таблицей,  в правую колонку записываются вопросы, требующие

 простого, односложного ответа.  В левой колонке – 

вопросы, требующие подробного 

развернутого ответа. 

 

 

Толстые и тонкие вопросы могут быть оформлены в виде

 таблицы. Таблицы, схемы — основа для обмена мнениями, эссе, 

исследований, дискуссий и т. д.

8. Стратегия «ПРИМА».

Дети работают в группах по 3 или 4 человека, можно

 организовать работу в парах. На каждый этап отводится строго 

дозированное время. На каждом этапе идёт заполнение 

таблицы. Совместно, сражаясь с проблемой, отыскивая 

собственный выход из сложившейся ситуации, ученик действительно думает. 

Приём используется на стадии осмысления. На этапе вызова, когда идут первые минуты урока,  детей

нужно увлечь или подкинуть им какую либо проблему.

9. Верите ли, вы …

По опыту знаю 50% и более ответов – не верю. В конце урока или по ходу – дети корректируют свои

знания.

В начале

урока

№1

№2

№3

№4

№5

«верю»

«не верю»

10.  «Верные и неверные утверждения».

Учитель предлагает несколько утверждений по еще 

не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, 

полагаясь, на собственный опыт или просто угадывая.

 В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют 

ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. 

На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

11. Прием «Ключевые слова».

 

 

Детям предлагается записать за 1-3 минуты всё, что приходит им в голову по какой-то теме. 

Затем даю поразмыслить над написанным, с соседом по 

парте, вычеркнуть, что явно не подходит. 

Один-два ученика зачитывают, остальные сверяют, отмечают,

 какие у них слова есть, каких нет.

         Второй вариант: предлагаются ключевые слова, я

 сама их записываю на доске.          Организуется групповая или работа в парах: 

учащиеся составляют небольшой рассказ,

 используя эти слова.

Объект сравнения

Линия сравнения

Отличительные признаки

первого объекта 

Общие одинаковые

параметры для сравнения

Отличительные признаки

второго

 объекта 

 

 А затем на стадии осмысления ищут подтверждения 

своим предположениям.                                               

12. «Перепутанные логические цепочки»

         Учащимся предлагаются перепутанные логические

цепочки процессов и явлений, они должны расставить в правильной

 последовательности.                                   

13. Вопросы «Кто?», «Что?», «Когда», «Где», «Почему?»

Я зачитываю короткую занимательную

информацию. Дети отвечают на все пять вопросов. Если на некоторые вопросы  нет ответов в информации, пусть попробуют домыслить, где это могло 

происходить, когда и т.д. Пусть попробуют

изложить содержание рассказа в одном предложении, 

содержащем ответы, на все пять вопросов.

Информация будет полной, если учащиеся смогли ответить на все эти 

пять вопросов.                                                    

14. Прием «Эссе» (пятичастное), семь предложений.

1. Введение (это актуальность)

2. Тезисы (главная идея)

3.  Три аргумента, доказательства тезиса

4. Перефразировка тезиса

5. Вывод (перспектива).

Я должна заметить, это сложный вид работы и удается он не каждому ребенку.

Прием обучения написания эссе можно применять на

 факультативных занятиях, при подготовке к исследовательской работе.

15. «Мозговая атака»

Мозговая атака-очень быстрый способ генерирования необходимого разнообразия идей, которые служат  основой для серьезного поиска решений. Так как диапазон мнений разнообразен, то мозговая атака способствует 

проявлению разветвленного мышления. 

16. Прием «Автобусная остановка»

         По изученной теме на стадии рефлексии 

предлагается учащимся записать на листочке, какие вопросы остались не 

выясненными. Что не понял? 

Далее учащиеся помещают эти вопросы на доске в виде «вагонов поезда» друг за другом.

 С этих вопросов начинается следующий урок.

 

Элементы эффективного мышления

Мышление|Время чтения: 3 минуты

Хотите придумывать более оригинальные идеи? Вы спотыкаетесь со сложными проблемами? Вы хотите найти новые способы противостоять вызовам?

Конечно. Я тоже.

Но когда вы в последний раз думали о , как вы думаете о ?

Есть ли у вас процесс принятия решений? Используете ли вы ментальные модели и связываете большие идеи из разных дисциплин? Вы предпринимаете шаги, чтобы уменьшить когнитивные искажения? Вы определили проблему и знаете, как выглядит успех?

Как и в случае с любым другим навыком, некоторые из нас думают лучше, чем другие. Почему?

Нас обманывают, веря, что гениальные мыслители рождаются такими. Мы думаем, что они волшебным образом рождают блестящие идеи.

Ничто не может быть дальше от истины, хотя, вероятно, существуют генетические исключения, подавляющее большинство людей, которых мы считаем блестящими, используют свой разум по-разному.

Часто эти гении практикуют приобретаемые привычки мышления, которые позволяют им смотреть на мир по-другому. Поступая так, они избегают многих глупостей, которые так часто заманивают в ловушку других. Искоренить глупость легче, чем искать гениальность.

Удивительно, как много долгосрочных преимуществ получают такие люди, как мы, постоянно стараясь не быть глупыми вместо того, чтобы стараться быть очень умными.

Чарли Мангер

Я наткнулся на книгу «Пять элементов эффективного мышления» , авторами которой являются доктор Эдвард Б. Бургер и доктор Майкл Старберд, в которой представлены некоторые практические способы улучшения нашего мышления.

Они делают довольно смелое заявление во введении.

Вы сами можете решить стать более успешным, выработав пять полезных привычек, которые в этой книге мы не только подробно объясним, но и сделаем конкретными и практическими.

Пять привычек:
1. Глубоко понимать
2. Делать ошибки
3. Задавать вопросы
4. Следить за потоком идей
5. Меняться

Давайте немного рассмотрим каждый из них.

Глубоко понимать

Не сталкиваться со сложными проблемами лицом к лицу; сначала глубоко понять простые идеи. Избавьтесь от беспорядка и выявите то, что действительно важно. Будьте предельно честны в том, что вы знаете и чего не знаете. Затем посмотрите, чего не хватает, определите пробелы и заполните их. Избавьтесь от предубеждений, предубеждений и предубеждений. Существуют степени понимания (это не просто утверждение «да» или «нет»), и вы всегда можете повысить свою степень. Четкое понимание — залог успеха.

Делать ошибки

Неудача. Намеренно ошибиться, чтобы неизбежно получить еще более правильное. Ошибки — отличные учителя — они подчеркивают непредвиденные возможности и пробелы в вашем понимании. Они также показывают вам, в какую сторону повернуть дальше, и разжигают ваше воображение.

Задавайте вопросы

Постоянно задавайте вопросы, чтобы уточнить и расширить свое понимание. Каков реальный вопрос? Работа над неправильными вопросами может привести к потере жизни. Идеи витают в воздухе — правильные вопросы выявят их и помогут увидеть связи, которые иначе были бы невидимы.

Следуйте за потоком идей

Оглянитесь назад, чтобы увидеть, откуда пришли идеи, а затем посмотрите вперед, чтобы узнать, куда эти идеи могут привести. Новая идея — это начало, а не конец. Идеи редки — доите их. Последствия маленьких идей могут привести к большим выплатам.

Это четыре основных строительных блока эффективного мышления. Пятая – Изменение.

Изменение

Неизменный элемент — это изменение. Освоив первые четыре элемента, вы сможете изменить свое мышление и способ обучения. Вы всегда можете совершенствоваться, расти и извлекать больше из своего образования, себя и своего образа жизни. Изменения — это универсальная константа, которая позволяет вам получать максимальную отдачу от жизни и обучения.

Если вы застряли, вам нужна новая идея или вы просто хотите улучшить свое мышление, 5 элементов эффективного мышления помогут вам на этом пути.

Пять элементов эффективного мышления [Инфографика] | Даниэль Череску

Вот факт: чтобы принимать более правильные решения, вы должны выработать привычки к лучшему мышлению. Независимо от того, являетесь ли вы студентом, профессионалом, руководителем бизнеса, художником или писателем, вам необходимо усвоить несколько основных принципов мышления.

Почему?

Потому что это приведет к эффективному обучению, пониманию и инновациям.

В сегодняшней статье я поделюсь 5 мощными стратегиями, которые могут кардинально улучшить ваше мышление. И вот лучшая часть:

Вам не нужен высокий врожденный IQ. И уж точно не нужно быть гением, чтобы овладеть навыками, необходимыми для улучшения мышления.

Они доступны не избранным и самое главное, вы сами можете освоить и применять эти стратегии в своей жизни.

В своей замечательной книге «Пять элементов эффективного мышления » Эдвард Б. Бургер и Майкл Старберд начинают со слов:

Корень успеха во всем, от учебы до бизнеса, лидерства, личных отношений и всего остального. , есть мышление — будь то мышление, замаскированное под интуицию, или под хорошие ценности, или под принятие решений, или решение проблем, или творчество, — все это мышление.

Вы, наверное, уже знаете, насколько важно мышление для вашего успеха и самореализации в жизни. Как поняли древние философы тысячи лет назад, «…человек — это буквально то, что он думает, его характер — полная сумма всех его мыслей».

Авторы книги продолжают, говоря:

Для того, чтобы сделать что-то лучше, требуется эффективное мышление, то есть выдвижение более творческих идей, столкновение со сложными проблемами, поиск новых способов их решения, осознание скрытых возможностей и затем принять меры.

Без лишних слов, давайте углубимся и выясним, какие 5 элементов помогут вам улучшить свое мышление.

Мы все предвзяты, и у всех нас есть предвзятое мнение обо всем. У всех нас есть убеждения и убеждения, которые не основаны на веских аргументах. Глубокое понимание означает попытку избавиться от недостатков, которым мы все подвержены, и быть открытыми для новых идей.

Глубокое понимание также начинается с твердого понимания основ, основ.

Не пытайтесь сначала изучить сложные вопросы предмета. Вместо этого разбейте материал на элементарные части. Изучайте более простые понятия, а затем продвигайтесь к более глубокому пониманию.

Кроме того, всякий раз, когда вы изучаете интересующую вас область, постарайтесь открыть для себя ее основные части. Избавьтесь от беспорядка и выявите то, что действительно важно. Овладейте основами.

Не зацикливайтесь на множестве идей, потому что все они основаны на одних и тех же базовых принципах.

«Я боюсь не того, кто отработал 10 000 ударов один раз, а того, кто отработал один удар 10 000 раз».

– Брюс Ли

Это верно не только в боевых искусствах, но и в любой сфере, будь то бизнес, спорт, искусство, образование и т. д.

Опять же, это не означает, что вы должны только сосредоточиться на основах и избегать других элементов. Это означает, что пока вы развиваетесь и изучаете новые вещи, не забывайте всегда возвращаться к основам, к сути.

Вы всегда будете видеть их в другом свете, чем раньше. Итак, будьте хороши в основах.

Вот видео, в котором Майкл Старберд объясняет первый элемент:

Во втором элементе авторы предполагают, что для того, чтобы чему-то научиться, нужно делать ошибки.

Говорят, что « ошибок — отличные учителя, потому что они выявляют непредвиденные возможности и пробелы в вашем понимании».

Не удалось. Намеренно ошибиться, чтобы неизбежно получить еще более правильное.

Делать ошибки хорошо, когда к ним правильное отношение. Всякий раз, когда вы делаете это, вы всегда должны останавливаться и спрашивать себя:

  • Где я был неправ? или
  • Где не так ? и
  • Что я могу узнать из этого?

Очень важно учиться на своих ошибках. Это намного лучше, чем биться головой об одну и ту же стену снова и снова.

Учась на своих ошибках, вы действительно можете определить правильное направление, в котором вам нужно двигаться дальше.

Другой способ выразить эту мысль состоит в том, что вы должны учиться на ошибках, но никто не говорил, что они должны быть вашими . Хорошо учиться на своих ошибках, но гораздо лучше учиться на чужих ошибках.

Вот где в игру вступают наставники, книги (особенно биографии и автобиографии), семинары и конференции. Вы можете извлечь самые ценные уроки из их успехов и неудач.

А вот и другая сторона медали…

Учиться на своих ошибках важно, но уроки, которые вы извлекли, касаются того, что НЕ сработало. Другими словами, вы все еще не знаете, что РАБОТАЕТ.

Поэтому лучше учиться на своих успехах. Попробуйте вернуться в прошлое и посмотреть, что сработало действительно хорошо. Тогда спросите себя:

  • Что я сделал правильно?
  • Почему это сработало?
  • Как повторить?

Сосредоточьте свою энергию на изучении своих успехов, а затем посмотрите, как вы можете воспроизвести тот же результат в текущей ситуации. Джейсон Фрайд разделяет аналогичную точку зрения в этой статье.

Вот видео, в котором Майкл Старберд объясняет второй элемент:

Одним из величайших философов, которых когда-либо знал мир, был человек по имени Сократ. На самом деле, говорят, что Дельфийский оракул объявил его мудрейшим из греков.

Несмотря на это, Сократ никогда не заявлял, что обладает мудростью, а только искал ее с любовью. Это было краеугольным камнем его скромной философии:

«Одно знаю только я, а именно то, что я ничего не знаю».

– Сократ

Если и было что-то, в чем он был действительно хорош, так это способность задавать вопросы . Он всегда больше спрашивал, чем отвечал. А задавая вопросы, он доказывал другим людям, что они не знают того, что, по их мнению, они знают.

Вот откуда берет начало метод Сократа: всегда задавайте вопросы обо всем. Если вам что-то непонятно, задавайте вопросы. Если вы чего-то не знаете, задавайте вопросы.

Вопросы и ответы стимулируют критическое мышление. Это очень полезно, потому что часто приводит к идеям и выводам, которые помогают глубже понять предмет.

Любознательны во всем (кстати, это одна из вещей, которым мы должны учиться у детей).

Но давайте сделаем еще один шаг. Это также означает, что мы всегда должны подвергать сомнению наши твердые убеждения.

«Философия начинается тогда, когда человек учится сомневаться — особенно сомневаться в своих лелеемых убеждениях, своих догмах и своих аксиомах. Кто знает, как эти заветные верования стали у нас достоверностью, и не породило ли их украдкой какое-то тайное желание, облачив желание в одежду мысли?

Настоящей философии не существует, пока ум не обратится и не исследует себя. Gnothi seauton, сказал Сократ: «Познай самого себя».

– Уилл Дюран

Если у вас есть твердое убеждение в чем-то, подвергайте это сомнению, подвергайте сомнению.

Спросите себя: Так ли это на самом деле? Какие у меня есть доказательства, подтверждающие мою веру?

Лучшее, что вы можете сделать, это всегда искать опровергающие доказательства. Это поможет вам разобраться в сути проблемы, и у вас будет гораздо больше шансов узнать правду.

В обобщенном виде:

Никогда не притворяйтесь, что знаете больше, чем на самом деле. Не стройте на двусмысленности и невежестве. Когда вы чего-то не знаете, как можно быстрее признайтесь в этом и сразу же принимайте меры — задавайте вопрос.

Вот видео, в котором Майкл Старберд объясняет третий элемент:

Все великое , что когда-либо случалось с человечеством, началось с идеи в чьем-то уме. Поэтому, чтобы что-то создать, нужен постоянный поток идей.

Все, будь то физический продукт, концепт или идея, пришло откуда-то, пришло туда, где оно есть сейчас, и будет меняться в будущем. Это постоянная эволюция.

Вот что говорят авторы:

Оглянитесь назад, чтобы увидеть, откуда пришли идеи, а затем посмотрите вперед, чтобы узнать, к чему эти идеи могут привести. Новая идея — это начало, а не конец. Идеи редки — доите их. Последствия маленьких идей могут привести к большим выплатам.

Есть такая латинская метафора: nanos gigantum humeris insidentes. В переводе с английского это означает «стоять на плечах гигантов». И это выражает значение «открытие истины на основе предыдущих открытий».

Более известная интерпретация принадлежит Исааку Ньютону:

Если я и видел дальше, то стоя на плечах гигантов.

Это один из основных принципов инноваций. Чтобы внедрять инновации, вы должны устанавливать связи между различными идеями из разных областей, пока вам не удастся соединить точки между ними.

Томас Эдисон был в высшей степени успешен в изобретении продукта за продуктом, используя принцип, согласно которому каждая новая идея имеет полезность, превышающую ее первоначальную цель, поскольку он писал: «Я начинаю с того места, где остановился последний человек».

Более остро он отметил, что «многие неудачники в жизни — это люди, которые не осознавали, насколько близки они были к успеху, когда сдавались».

Обладая более качественной информацией и лучшими идеями, вы сможете принимать более обоснованные решения. Вот почему я призываю вас использовать междисциплинарный подход к обучению.

Не изучайте только одну область. Получите представление об основных идеях из различных областей: истории, биологии, физики, философии, экономики, психологии и т. д.

Вы сможете устанавливать гораздо более тесные связи между идеями и станете гораздо более инновационными.

Вот видео, в котором Майкл Старберд объясняет четвертый элемент:

Эти четыре строительных блока являются основными элементами эффективного мышления.

Авторы книги придумали простой способ запомнить их. Все, что нам нужно, — это вспомнить классические элементы, которые когда-то считались неотъемлемыми частями всей природы и материи. Этими элементами являются: Земля, Огонь, Воздух и Вода.

Таким образом, они связали каждый классический элемент с одной из четырех стратегий эффективного мышления, обучения и творчества следующим образом:

Земля ↔ Глубоко понимать

Огонь ↔ Делать ошибки

Воздух ↔ Поднимите вопросы

Вода ↔ Следуйте за потоком идей

Классические элементы природы включали пятый особый элемент — квинтэссенционный элемент — это была неизменная материя, из которой были созданы все небеса. По иронии судьбы, здесь, в нашем контексте мышления и обучения, наиболее существенным элементом являются изменения.

Квинтэссенция ↔ Изменение

Последний элемент эффективного мышления — изменение.

В настоящее время существует множество свидетельств того, что объем знаний в любой области увеличивается более чем вдвое каждые пять лет. Это означает, что каждый год двадцать процентов ваших знаний и способностей в своей области устаревают.

Чтобы идти в ногу с изменениями в своей области, вы должны быть гибкими и приспосабливаться к изменениям в вашей среде, изменениям в экономике, изменениям в обществе и т. д.

В частности, вы всегда должны узнавать что-то новое, приобретать новые навыки и подпитывать свой разум мощными идеями.

«В мире перемен ученики унаследуют землю, а ученые окажутся идеально приспособленными для мира, которого больше не существует».

– Эрик Хоффер

Помните, что вы всегда в процессе, постоянно развиваетесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *