К. Гольдштейн. Абстрактное и конкретное поведение: Psychology OnLine.Net
К. Гольдштейн. Абстрактное и конкретное поведение
Добавлено Psychology OnLine.Net
23.08.2004 (Правка 13.04.2006)
На основании клинических и экспериментальных исследований мы можем выделить два вида человеческого поведения, или два общих подхода к миру, которые мы назвали абстрактным и конкретным поведением (Гольдштейн и Гельб, 1925). Прежде чем охарактеризовать их более детально, я хотел бы показать различие этих двух подходов на простом примере.
Когда мы входим в темную спальню и зажигаем лампу, мы действуем конкретно, часто даже не осознавая того, что мы делаем. Нам просто хочется, чтобы стало светло, и наша реакция непосредственно определяется той внешней ситуацией, в которой мы находимся. Если же мы понимаем, что свет может разбудить спящего в комнате человека, и в соответствии с этим не зажигаем лампу, мы подходим к ситуации абстрактно, т. е. выходим за пределы непосредственно данных чувственных впечатлений.
Такого рода установки или формы поведения не следует рассматривать ни как приобретенные индивидом определенные умственные склонности или привычки, ни как специфические способности наподобие памяти или внимания. Скорее они представляют собой различные уровни способности личности в целом, каждый из которых образует основу всех отправлений организма внутри определенного круга отношений к ситуациям внешнего мира.
Конкретная установка реалистична. При такой установке мы отданы во власть, или привязаны, к непосредственному переживанию данной вещи или ситуации в ее конкретной уникальности. Наши мысли и действия направляются непосредственными побуждениями, исходящими от какой-либо одной конкретной стороны объекта или ситуации в нашем окружении.
При абстрактной установке мы отвлекаемся от конкретных свойств предметов и явлений. В своих действиях мы ориентируемся более отвлеченной точкой зрения, будь то категория, класс или обобщенное значение, перед которыми отступают конкретные объекты.
Мы отделяем себя от данного чувственного впечатления, и конкретные вещи предстают перед нами как частные случаи или репрезентации некоторых категорий. Поэтому абстрактная установка может быть названа также категориальной или понятийной установкой. Абстрактная установка является основой следующих способностей:1) произвольно принимать ту или иную установку сознания;
2) произвольно переходить от одного аспекта ситуации к другому;
3) удерживать в уме различные аспекты одновременно;
4) схватывать существо данного целого, расчленять данное целое на части и выделять их произвольно;
5) обобщать, отвлекать общие свойства, планировать заранее в уме, принимать определенную установку по отношению к «чистой возможности», а также мыслить символически;
6) отделять свое «я» от внешнего мира.
Абстрактное поведение — более активное поведение, конкретное — более пассивное. Перечисленные выше возможности не являются необходимыми условиями для конкретного поведения.
Существуют различные уровни абстрактного и конкретного поведения, соответствующие степеням сложности, с которыми сопряжено выполнение того или иного задания. Так, особенно высокий уровень абстрактного поведения нужен для сознательного и произвольного выполнения всякого целенаправленного действия и объяснения его себе и другим. Более низкий уровень абстрактного поведения требуется для разумного поведения, если его выполнение не сопровождается осознанием собственных действий. Метафорическое мышление, встречающееся в нашей обыденной жизни, можно рассматривать как частный случай абстрактного поведения еще более низкого уровня.
Такого рода градации приложимы и к конкретному поведению. Наиболее конкретным образом действия в ситуации или с вещами является реакция на одно из свойств, то, которое одно только и переживается; например, реакции на один какой-то цвет, или какую-то особую форму объекта, или на ту практическую функцию объекта, к которой он, собственно, и предназначен. Менее конкретный подход проявляется в том случае, когда человек принимает во внимание конкретную конфигурацию объекта или ситуации в целом, а не ориентируется в своем действии исключительно на одну какую-либо их особенность.
Здоровый человек сочетает обе эти установки и может переходить от одной из них к другой в зависимости от требований ситуации. Некоторые задания могут быть выполнены только благодаря абстрактной установке; для других — достаточной оказывается и конкретная установка.
В своем повседневном поведении больные с нарушением абстрактной установки могут не очень отличаться от здоровых людей, так как большинство привычных ситуаций не требует абстрактного подхода. Однако применение специальных тестов (см.
Мы утверждаем, что в начале любого действия предполагается использование абстрактной установки. Для тех задач, которые могут быть выполнены с помощью конкретного поведения, ситуация должна быть заранее спланирована так, чтобы это поведение протекало гладко и беспрепятственно. Для того чтобы достичь этого, необходима абстрактная установка. Но если использование только конкретного поведения является невозможным, то каким образом реально существуют люди, действующие только конкретно? В ответе на этот вопрос вновь могут помочь наблюдения за больными.
Так, в клинике мозговых поражений мы наблюдаем у больных сильное нарушение абстрактной установки. Более того, сразу после начала заболевания они почти полностью теряют контакт с миром, не способны выполнить элементарные требования и поэтому легко впадают в беспокойство. Однако со временем они заметно лучше общаются с окружающими и становятся способными использовать те конкретные навыки, которые знали прежде. Я не могу обсуждать здесь, как именно это происходит, но с определенностью утверждаю, что это происходит вне их собственного сознания
Аналогичным примером служит существование ребенка в первый год его жизни. Ребенок приходит в мир беспомощным существом, в частности, и потому, что его абстрактная способность еще не развита. Его постоянно подстерегала бы опасность гибели, и, главное, он не мог бы использовать даже свои врожденные способности, если бы не соответствующая забота взрослых. Эта забота заключается в создании специальной среды, отвечающей физическим и психическим нуждам ребенка, которая изменяется по мере его роста.
Организация такого адекватного «мира» является, как и в случае с больным, результатом абстрактного поведения окружающих. Общение с матерью приводит в дальнейшем к формированию собственной абстрактной установки ребенка.Таким образом, при всех специфических отличиях абстрактной и конкретной установок человеческое существование требует взаимодействия обоих уровней поведения.
Разница между конкретным и абстрактным мышлением
Есть два типа мыслительных процессов, по которым можно разделить идеи: абстрактное мышление и конкретное мышление.
Образовательная викторина
Проверьте свои знания по темам, связанным с образованием
1 / 10
Какой раздел математики занимается изучением форм и размеров предметов?
Алгебра
Геометрия
Тригонометрия
Исчисление
2 / 10
Кто написал пьесу «Гамлет»?
Уильям Шекспир
Charles Dickens
Джейн Остин
Марк Твен
3 / 10
Как называется изучение языков?
Этимология
Grammar
Языкознание
Синтаксис
4 / 10
Кто написал знаменитый роман «Дракула»?
Стивен Кинг
Брэм Стокер
Мэри Шелли
Эдгар Аллан По
5 / 10
Доктор Люк посещает эмоционально неуравновешенных студентов. Какие услуги предоставляет доктор Люк?
Служба инвентаризации
Информационная служба
Служба размещения
Консультационная служба
6 / 10
Какова основная цель формулировки тезиса в эссе?
Подводя итог эссе
Чтобы предоставить справочную информацию
Сформулировать главный тезис сочинения
Чтобы предоставить подтверждающие доказательства
7 / 10
Как называется изучение растений?
ботаника
зоология
палеонтология
Геология
8 / 10
Средний балл считается важным, поскольку он необходим для поступления на программы бакалавриата и магистратуры. Укажите истинное или ложное.
Правда
Ложь
9 / 10
Кто написал известное произведение «Звездная ночь»?
Пабло Пикассо
Винсент Ван Гог
Клод Моне
Сальвадор Дали
10 / 10
В классе есть дети, которые обычно выбиваются из круга общения. Как вы описываете этих детей?
Агрессивный тип
Дружелюбный тип
Склочный тип
Застенчивый тип
ваш счет
Основные выводы
- Конкретное мышление фокусируется на материальных объектах, конкретных деталях и ситуациях реального мира.
- Абстрактное мышление включает в себя концептуализацию, обобщение и способность понимать сложные отношения.
- Когнитивное развитие идет от конкретного мышления в детстве к абстрактному мышлению в подростковом и взрослом возрасте.
Разница между конкретным мышлением и абстрактным мышлением заключается в том, что абстрактное мышление относится к процессу глубокого размышления о какой-либо абстрактной идее. С другой стороны, конкретное мышление — это процесс мышления на поверхностном уровне. Это включает в себя размышления о физических вещах, которые кто-то может почувствовать, сделать или обработать.
Хотите сохранить эту статью на потом? Нажмите на сердечко в правом нижнем углу, чтобы сохранить в свой собственный блок статей!
Этот тип мышления является частью нашего инстинкта выживания, который включает в себя размышления о наших средствах к существованию, в том числе о таких факторах, как источник пищи и жилья, а также о том, что можно улучшить.
Абстрактное мышление — это процесс более глубокого анализа этих мыслей, позволяющий найти решение различных дилемм ума.
Сравнительная таблицаПараметры сравнения | Конкретное мышление | Абстрактное мышление |
---|---|---|
Определение | Конкретное мышление относится к процессу мышления о физических вещах с поверхностного уровня. | Абстрактное мышление — это процесс глубокого осмысления абстрактных идей. |
Задействованные идеи | Задействованы идеи, относящиеся к инстинкту выживания. | Абстрактные идеи, такие как эмоции, такие как любовь, гнев, ненависть, участвуют в абстрактном мышлении. |
Уровень мышления | Мышление включает только поверхностный уровень | Задействован глубокий уровень мышления |
Сценарии | Этот тип мышления возникает во время оценки окружающего | Этот тип мышления возникает во время принятия важных решений. |
Темп мышления | Быстрое мышление выполняется | Это трудоемкий процесс |
Конкретное мышление — полная противоположность абстрактному мышлению. Это процесс размышлений о физических вещах, таких как работа, деньги, дом, с поверхностного уровня.
Каждое животное должно постоянно думать и планировать вещи, связанные с его выживанием. Это включает в себя источник пищи, укрытие, способы избежать опасной ситуации и т. д.
Скорее они попытаются понять важные детали ситуации как можно быстрее, чтобы использовать факты в своих интересах.
Что такое абстрактное мышление?Абстрактное мышление относится к процессу глубокого размышления об абстрактных идеях.
Таким образом, размышления длительны и приводят к порождению различных точек зрения и взглядов на идею.
Абстрактное мышление является отправной точкой идей свободы и освобождения. Многие борцы за свободу и философы мыслили абстрактно.
Основные различия между конкретным мышлением и абстрактным мышлением- Конкретное мышление делается для быстрой оценки ситуации и рассмотрения важных деталей фактов. Абстрактное мышление осуществляется при принятии важных решений, связанных с абстрактными идеями.
- Конкретное мышление быстро. Абстрактное мышление отнимает много времени.
Рекомендации
- https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0022103106001910
- https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1878929314000516
- https://psycnet.apa.org/doiLanding?doi=10.1037/0022-3514.87.2.177
- https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0956797611398494
Один запрос?
Я приложил столько усилий, чтобы написать этот пост в блоге, чтобы предоставить вам ценность. Это будет очень полезно для меня, если вы подумаете о том, чтобы поделиться им в социальных сетях или со своими друзьями/родными. ДЕЛИТЬСЯ ♥️
Эмма Смит
Эмма Смит имеет степень магистра английского языка в колледже Ирвин-Вэлли. Она работает журналистом с 2002 года, пишет статьи об английском языке, спорте и праве. Подробнее обо мне на ней био страница.
Психология абстрактного и конкретного мышления
В чем разница между абстрактным и конкретным мышлением? Как мир повествования помог пациентке Ребекке справиться с ее неспособностью понимать абстрактные идеи?
Психолог Оливер Сакс обсуждает свою пациентку Ребекку в своей книге Человек, который принял жену за шляпу . Из-за умственной отсталости Ребекка изо всех сил пыталась понять абстрактные мысли, но преуспела в написании стихов благодаря своему пониманию повествования.
Вот что сказал Оливер Сакс об абстрактном и конкретном мышлении и об удивительной истории Ребекки.
Сакс считал, что в работе с пациентами с умственной отсталостью есть что-то очень трогательное. Многое из этого было связано с различиями между абстрактным и конкретным мышлением. Вообще говоря, абстрактное мышление имеет дело с миром идей и понятий, которые не «существуют» в физическом мире. Между тем конкретное мышление касается того, что до существуют в физическом мире. Конкретный мир — это мир тактильного, особенного и непосредственного.
Людям с ограниченными интеллектуальными возможностями часто трудно понять абстракцию . Вместо этого они населяют чисто конкретный мир. Поскольку они были освобождены от обременений абстракции, у них было спокойное чувство полноты и невинности, редко встречающееся у «нормальных» людей. Более того, их мир часто был более насыщенным и ярким, освобожденным от обременений абстракции.
Этот взгляд на умственную отсталость, однако, противоречил традиционной неврологии того времени, когда он писал. Классическая неврология считала способность постигать абстрактные идеи одним из главных достижений человеческого мозга, чертой, отделяющей его от мозга других, низших организмов. Между тем эта школа мысли рассматривала конкретность как примитивную и регрессивную.
Но, как мы увидим из последующих историй болезни, такая точка зрения ошибочна. Конкретное мышление является важной частью того, что значит быть человеком . Его отсутствие может посеять хаос — чтобы увидеть последствия этого, нам не нужно смотреть дальше истории доктора П. из главы 1, в остальном умного человека, который, тем не менее, не имел способности понимать конкретный мир прямо перед собой. его и мог понять только с точки зрения стилизованных абстракций.
Как мы видели во всех наших случаях, плохое функционирование в одной области мозга, по-видимому, приводит к улучшению функционирования и способностей в другой. Без абстракции умственно отсталые пациенты могут полностью погрузиться в мир конкретного, накопив ослепительную мысленную коллекцию деталей и частностей.
Конкретная мысль способна выражать эмоции и чувства так же остро и мощно, как и абстрактная мысль. Мы видим некоторые из основных элементов нашей собственной человечности в изучении умственно отсталых.
Поиск смысла через повествованиеРебекка была 19-летней девочкой с серьезными умственными недостатками. У нее был IQ 60 (90-110 считается нормальным или средним интеллектом) и она не могла одеваться, читать, писать или считать, и это лишь некоторые из ее недостатков. В целом, она боролась с задачами, которые требовали абстрактного мышления и видения «общей картины».
Но Ребекка обладала необычайной способностью понимать истории и повествования и полностью улавливала метафоры, символы и образы, содержащиеся в них , потому что символы, в конце концов, всего лишь конкретные объекты, представляющие абстрактные идеи. Действительно, история и символ были ключами, с помощью которых Ребекка открывала абстрактные тайны своего мира.
У нее был большой аппетит к сказкам, и она часто просила бабушку и дедушку читать ей. Сакс заметил, что это похоже на то, как маленькие дети могут понимать такие идеи, как сочувствие и любовь, когда они представлены в рассказе, но не могут понять такие абстрактные понятия, когда они представлены вне контекста повествования.
Ребекка могла даже понимать сложную поэзию и в полной мере участвовать в молебнах в ортодоксальной еврейской синагоге своей семьи в Нью-Йорке, несмотря на то, что в противном случае она не могла понять даже самые простые словесные команды. Она освободилась от своих интеллектуальных ограничений, когда вошла в основанный на повествовании мир литературы и духовности.
У нее была душа и дух поэта; она была духовно и эмоционально полноценной, даже если у нее был интеллектуальный «дефицит». Ребекка могла создавать повествование и смысл так же хорошо, как и понимать его. Сакс несколько раз наблюдала ее колдовские поэтические образы в чудесных, неожиданных вспышках, когда она задумчиво смотрела на природу. Несмотря на то, что у нее не было способности видеть абстрактные узоры или схемы, она видела реальный мир с ясностью, которую могли видеть немногие.
Когда ее любимая бабушка умерла, Ребекка могла выразить свою глубокую скорбь только через аллегории и метафоры — литературные приемы, которые, конечно же, являются способами связать конкретный мир с абстрактным миром идей. Она сказала Саксу: «Сейчас зима, я чувствую себя мертвой»; «Часть меня умерла вместе с ней»; — Она ушла в свой Долгий Дом.
Работая с Ребеккой, Сакс обнаружил, что лечение в традиционных клинических условиях мало что ей дало. Но когда она записалась в специальную театральную группу для умственно отсталых, она расцвела. Ребекка смогла придать смысл и стать завершенной, играя персонажей. Ребекка удачно описала свое состояние: «Я как живой ковер… Я рассыпаюсь, распутываюсь, если нет замысла… У меня должен быть смысл».
Ограничения Ребекки скрывали те части ее личности, которые были сохранены и действительно процветали. После опыта работы с ней Сакс понял, что неврология слишком много внимания уделяет дефектам, а ее диагностические и лечебные инструменты не могут должным образом учитывать все возможности человека.
Почему и как: роль абстрактного и конкретного мышления при тревоге и депрессии, Дженна Виейра
Исследования показали, что тревожные и депрессивные люди склонны думать о своих проблемах абстрактно. В исследовании, проведенном Иоахимом Штёбером и Томасом Борковеком (2002), людей с диагнозом генерализованное тревожное расстройство (ГТР) попросили описать две основные проблемы, которые их в настоящее время беспокоят, и их потенциальные негативные последствия. Было обнаружено, что по сравнению с людьми без расстройства люди с ГТР описывали свои проблемы в терминах, которые были менее специфичны и менее характерны для ситуации. Аналогичное исследование, проведенное Эдвардом Уоткинсом (2007) с участием людей с депрессией, показало, что по сравнению с людьми, не страдающими депрессией, они менее конкретно и менее отчетливо описывали свои проблемы.
Абстрактное мышление расплывчатое, общее и не зависит от конкретной ситуации. Мысли связаны с тем, почему что-то произошло, что это значит и что подразумевает для будущего. Например, человек, который находится в ресторане в ожидании прибытия друга и замечает, что он опаздывает, может задаться вопросом, не случилось ли что-то плохое с его другом, не любит ли он его больше или почему это происходит с ним. Вместо того чтобы сосредотачиваться на деталях, которые делают ситуацию уникальной («Я заметил, что общественный транспорт остановился, когда шел в ресторан, возможно, поэтому мой друг опаздывает»), человек вместо этого думает о широких последствиях. ситуации («Может быть, мой друг меня не уважает»).
Размышление о проблеме в целом, а не конкретно, затрудняет поиск альтернативных, более нейтральных объяснений. Это также затрудняет выполнение конкретных действий по подготовке, предотвращению или решению проблемы. Это способствует избеганию проблемы, а не прямому столкновению с ней, а это означает, что она никогда не будет полностью устранена, а беспокойство и негативное мышление по этому поводу будут продолжаться.
Ясно, что тенденция тревожных и депрессивных людей думать о своих проблемах абстрактно на самом деле совершенно бесполезна. Так как же это исправить? Если проблема заключается в слишком общем мышлении, то следует заметить улучшение их настроения, когда они начинают думать более конкретным, конкретным образом. Чтобы исследовать эту идею, Эдвард Уоткинс, Селин Байенс и Ребекка Рид (2009 г.) разработали вмешательство, называемое обучением конкретности (CNT), целью которого является обучение людей переходу от абстрактного стиля мышления к более конкретному. В первоначальном исследовании экспериментатор направлял людей с депрессией к тому, чтобы они практиковали конкретное мышление о шести предоставленных сценариях (наполовину позитивных и наполовину негативных) и трех личных конкретных сценариях по памяти. Это повлекло за собой сосредоточение внимания на деталях каждого сценария с использованием всех органов чувств, замечание того, что делало события каждого сценария уникальными, представление процесса как события развивались, и придумать пошаговый план как продвигаться вперед. Затем участники получали запись тренинга, которую им предлагалось практиковать один раз в день в течение одной недели. Было обнаружено, что через одну неделю симптомы депрессии у тех, кто получил CNT (по сравнению с теми, кто прошел сравнительный тренинг, от которого не ожидалось многого), значительно уменьшились.
В конечном счете, конкретное мышление может быть полезным, поскольку поощрение человека к яркому воображению события, происходящего в настоящий момент, побуждает его противостоять этому. Это часто позволяет им понять, что ситуация на самом деле не такая уж плохая или угрожающая, и помогает им преодолеть ее. Кроме того, этот тип мышления побуждает человека к действию, а это означает, что он может с большей вероятностью обнаружить и использовать более эффективные стратегии, чтобы справиться с проблемами, которые их беспокоят или огорчают, и решить их. Учитывая успех, наблюдаемый при обучении людей с депрессией принятию более конкретного стиля мышления, будущие исследования должны быть направлены на то, чтобы выяснить, является ли это столь же полезным вмешательством для тревожных людей.
Ссылки
Stöber, J., & Borkovec, T.D. (2002). Снижение конкретности беспокойства при генерализованном тревожном расстройстве: результаты терапевтического исследования. Когнитивная терапия и исследования , 26 (1), 89-96. doi:10.1023/A:1013845821848
Уоткинс, Э. (2007). Снижение конкретности размышлений при депрессии: экспериментальное исследование.