Эмоциональные процессы и состояния
К эмоциональным процессам относятся эмоции, чувства, настроения и аффекты. Вообще процесс — это последовательная смена состояний в развитии чего-либо; ход, развитие какого-либо явления. Любой процесс имеет динамику, и может закончиться приведением объекта в какое-либо состояние. Следовательно, возникновение и зарождение эмоции, чувства, аффекта — это процесс, а результат этого процесса, протекающего с очень большой скоростью, — эмоция, чувство, аффект — это состояние. Поэтому психические процессы и состояния отличаются динамикой — у психических процессов она есть, а у состояний — практически нет. Можно сказать, что эмоциональные состояния — психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только энергетический уровень функционирования, но и направленность поведения. К ним относятся: удовлетворение, веселье, апатия, печаль, депрессия, агрессия, озлобленность, тревога, испуг, любопытство, презрение, брезгливость и др.
Эмоциональные процессы обеспечивают избирательное отношение человека к различным аспектам действительности. В основе эмоций лежат физиологические процессы активации различных кортикальных и вегетативных систем, но исследования показали, что физиологическое возбуждение — это необходимое, но недостаточное условие для возникновения специфических эмоций.
Чувства — более продолжительные по сравнению с эмоциями эмоциональные процессы и состояния, отражающие субъективное значение конкретных объектов для человека. Например, любовь к объекту внимания или ненависть; восхищение или презрение.
Чувства различаются по модальности, интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм, формам своего развития, уровням проявления в строении психического (высшие-низшие), по психическим процессам, с которыми они связаны, по потребностям, по предметному содержанию и направленности, по особенностям их выражения, по нервному субстрату.
Чувство — эмоциональный процесс переживания человеком своего отношения к кому-либо или чему-либо. Чувство обязательно имеет предмет или объект — что-нибудь или кого-нибудь, по отношению к которым и испытывается то или иное чувство.
Чувство — форма отражения действительности, выражающая субъективное отношение человека к удовлетворению его потребностей, к соответствию или несоответствию чего-либо его представлениям.
Одна из классификаций чувств показана в таблице 5.2.
Выделяют также чувства практические (праксические), связанные с деятельностью, — досада, удовольствие, творческий подъём и пр.; предметные — связанные или направленные на определённое событие, лицо, явление — материальные, интеллектуальные, эстетические; мировоззренческие — связанные с формированием собственной системы взглядов на объективный мир и место в нём человека, а также переживания, связанные с формированием жизненной позиции, ценностных ориентаций, убеждений, идеалов, принципов познания и деятельности и др.
Еще Аристотель говорил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности. Чувства, как и эмоции, могут быть положительными и отрицательными. По содержанию их можно классифицировать на простые и сложные, в зависимости от того, какого уровня потребности удовлетворяются у человека. К более простым относятся страх, гнев, радость, горе, зависть, ревность и т. п., к более сложным — моральное чувство, эстетическое чувство, чувство патриотизма, интеллектуальное чувство.
Страх — пассивно-оборонительная реакция на опасность, исходящую от более сильной стороны. Если угрожающая сторона более слабая, то реакция может приобрести агрессивный, наступательный характер — гнев. Соответственно говорят о реакции «кролика» и реакции «льва».
Грановская Р. М. пишет: «В первое мгновение сильный страх сопровождается ступором, оцепенением, которое сковывает мышцы, парализует мышление. Затем мышцы мобилизуются («только пятки сверкают»)». Чувство страха выражено неодинаково у разных людей. Попадая в одну и ту же ситуацию, некоторые испытывают лишь неуверенность, другие — чувство паники, третьи ощущают ужас, а четвертые сильные боли в животе.
Страх — самая сильная эмоция. Известна старинная притча о страхе. «Куда ты идешь?» — спросил странник, повстречавшись с Чумой. — «Иду в Багдад. Мне нужно уморить там пять тысяч человек». Через несколько дней тот же человек снова встретил Чуму: «Ты сказала, что уморишь пять тысяч, а уморила пятьдесят», — упрекнул он её. — «Нет, — возразила она, — я погубила только пять тысяч, остальные умерли от страха».
Зависть — чувство досады, раздражения, вызванное удачей, успехом, благополучием другого, сопровождаемое желанием обладать тем, что есть у другого.
Ревность — это иррациональное, мучительное, доставляющее беспокойство чувство, присущее в разной степени всем без исключения людям. Каждый, наверное, знает хотя бы одну жизненную историю, где муж ревновал жену (либо наоборот), предъявляя претензии своей второй половине. Конец истории, как правило, бывает печальным — развод, а то и убийство в гневе. Ревность проявляется уже в детстве — ревнуют маму, бабушку и т. д.
Что говорит в ревнующем? Задетая гордыня, чувство собственничества, тревоги и страха потерять то, что у него есть, или недополучить то, что у него, как он считает, должно быть, например: внимание, любовь, власть, материальное благосостояние, социальный или профессиональный статус, престиж и др. Но в любом случае нужно помнить, что человек не может быть собственностью другого человека, и каждый «… имеет право на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность».
Если тревожность — это эмоциональное проявление неуверенности в будущем, то беспечность — проявление избыточной уверенности. Она возникает в ситуации, когда успех еще не достигнут, но субъективно представляется гарантированным. Отчаяние — отрицательная астеническая эмоция, связанная с ощущением невозможности удовлетворить какую-то потребность. Человек начинает считать, что он никак не может исправить эту ситуацию, и в результате этого у него рождается ощущение безысходности, бесперспективности, собственного бессилия. Отчаяние может привести к депрессии или является одним из симптомов депрессии.
Надежда занимает промежуточное положение между тревожностью и беспечностью, а страх — между беспечностью и отчаянием. Если страх — объективная тревожность, то стыд — тревожность социальная, это тревога за свою репутацию, когда есть вероятность не соответствовать ожиданиям окружающих. Логика переходов здесь такова: от страха «что со мной сделают?» к стыду «что обо мне подумают?».
Вина (чувство вины, угрызения совести) — отрицательно окрашенное чувство, которое появляется тогда, когда субъект совершает поступок, имеющий негативные последствия для других людей. Если последствия имеют негативное влияние только на субъект, то возникает чувство досады, а не вины.
Моральные (нравственные) чувства возникают как результат оценки человеком поступков с точки зрения соответствия или несоответствия их нормам морали, выработанным обществом, его ценностям. Основная задача педагогики — формирование нравственных чувств.
Совокупность выработанных данным обществом правил и норм поведения называется моралью. Теория этих норм и правил — этикой, а практическая их реализация — нравственностью.
Еникеев М. И. пишет: «Нравственные чувства — эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам. Нравственные чувства основаны на принятом в данном обществе понимании добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости».
Нравственные чувства образуют высший механизм человеческой саморегуляции — это, по выражению Иммануила Канта, «нравственный закон внутри нас». Поведение человека формируется и модифицируется через формирование его доминирующих нравственных чувств, его сверхсознания. Нельзя обучить нравственности — моральные правила могут быть привиты лишь к «дереву чувств». Нравственный человек — не человек, боящийся плохого поступка, а человек, испытывающий высокое наслаждение от хорошего поступка.
Нравственные чувства переживаются людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Нравственные нормы зависят от традиций, обычаев, религии, господствующей идеологии, принятых в обществе.
Нравственное поведение не может быть основано только на системе внешних запретов, оно порождается гаммой положительных нравственных установок личности. Не угрозы и запреты формируют нравственную личность; она формируется в гуманных условиях социального бытия, в условиях повышенной социальной ответственности окружающих людей, неизменно исполняющих свой социальный долг.
Чувство долга — это осознание и принятие человеком социальных обязанностей. Чувство долга соотносится с чувством совести и чести. Чувство долга может проявляться и на работе, и в учёбе, и в повседневной жизни. Например, чувство долга заставляет учащегося сесть за выполнение задания преподавателя и отказаться от возможности посмотреть телевизор. Это же чувство заставляет его помочь родителям по хозяйству, жертвуя развлечениями.
Долг капитана корабля известен как морская традиция «Капитан покидает корабль последним», которая до сих пор задает высокие стандарты человеческого поведения и мужества, а её нарушение порицается. Например, в 1912 году капитан «Титаника» Эдвард Смит разделил трагическую судьбу парохода, оставшись на мостике. Эта традиция нашла отражение в писаных военно-морских уставах и законах некоторых государств.Совесть — способность личности к нравственному самоконтролю, критерий ее нравственного самосознания. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний — чувства вины или «угрызений совести», то есть связывает воедино разум и эмоции. Главной основой совести следует признать чувство стыда. В обществе совесть формировалась и формируется в континуумах эгоизм-альтруизм, плохо-хорошо. Эгоистические действия, приносящие вред людям, вызывают порицание; альтруистические действия, приносящие пользу людям, вызывают одобрение.
Чувство чести — повышенная эмоциональная чувствительность по отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее значимы для данного общества в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.
Чувства долга, социальной ответственности, совести и чести составляют основу социально адаптированного поведения. Все эти нравственные чувства связаны с повышенным самоконтролем личности, ее духовным самопостроением.
Эстетические чувства (от греч. aisthetikos — чувствующий) — это чувства, связанные с отражением эстетической стороны воспринимаемых явлений, т. е. с отражением прекрасного и безобразного.
Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предметов и явлений, художественное достоинство произведений искусства — один из основных показателей психической развитости индивида, его способности различать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное.
Одна из важных особенностей человека состоит в его способности созидать и воспринимать мир в соответствии с эталоном прекрасного. Прекрасное как эстетическая ценность отличается от нравственных и теоретических ценностей (от добра и истины) тем, что оно связано с непосредственно чувственным отражением соответствия действительности её высшим эталонам.
Эстетические чувства формируются в значительной мере средствами искусства. Искусство как отражение действительности в художественном образе, в художественном произведении рассчитано на способность человека понимать символическое отображение действительности. Искусство -часть духовной культуры и человека, и всего человечества. Человек испытывает эстетические чувства при восприятии произведений художественной литературы, музыкального, изобразительного, драматического и других видов искусства. Эстетическое отношение проявляется через такие чувства, как восторг, радость, презрение, отвращение, страдание и пр. Искусство обогащает духовную жизнь человека, возвышает его над обыденностью жизни и в высших своих проявлениях осуществляет катарсис (от греч. katharsis -очищение) — духовное перерождение через эмоциональное потрясение. Подлинное произведение искусства несет в себе нравственный потенциал, формирует соответствующие поведенческие установки.
Эстетические чувства проявляются не только в переживании прекрасного и безобразного, но и в переживании комического и трагического. Смешное, комическое возникает обычно в ситуации каких-либо неожиданных несоответствий. В юморе серьёзное выступает под маской смешного, в иронии — смешное под маской серьёзного; возможно и возвышенное комическое (образ Дон-Кихота). Восприятие комического сопровождается экспрессивной эмоцией — смехом, непроизвольной реакцией психической разрядки.
Но смеяться можно не над всем. Нельзя смеяться над людскими страданиями, над смертью человека и разрушением социальных ценностей. Здесь вступает в свои права эстетическое чувство трагического. Чувство трагического — возвышенно-патетическое чувство, чувство утраты бесконечно дорогого и сверхценного. Это чувство связано также с самоперестройкой личности, утверждением жизненной стойкости личности, ее несгибаемости под ударами судьбы.
Интеллектуальные (познавательные чувства) — это чувства, возникающие в процессе интеллектуальной (познавательной), умственной деятельности.
Радость познания — одно из самых сильных чувств, ради которых человек устремляется в космос и спускается на дно океана или в жерло вулкана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворения многих житейских потребностей.
К интеллектуальным чувствам относятся и чувства юмора и иронии, в которых проявляется отношение человека к объекту внимания. Чувство юмора связано с умением находить противоречия в окружающем мире. Существуют различные формы юмора: ирония, пародия, сатира, анекдот, шутка, каламбур и т. д. Особый вид юмора представляет собой чёрный юмор.
Наряду с текстовой формой, юмор может быть также представлен в графическом виде — карикатура, шарж и др.
Чувство юмора проявляют к лицу или явлению, которые оцениваются положительно и вызывают добродушный смех.
Ирония — это тонкая, скрытая насмешка посредством слов, в которых преднамеренно утверждается противоположное тому, что думают о лице или предмете. Это вариант отрицательной оценки человека или другого объекта. В иронии выражается весьма критическое отношение к миру, людям и к самому себе.
Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связано с особыми психическими состояниями, интеллектуальными чувствами — любопытством и любознательностью.
Любопытство — стремление узнать, услышать что-либо во всех, даже несущественных подробностях. Так, уличное происшествие привлекает толпу, необычные посетители обращают на себя внимание присутствующих -во всех этих случаях действует ориентировочный рефлекс, лежащий в основе состояния любопытства. Любопытство — интерес, лишённый рационального зерна, но лежащий в основе познания и являющийся корнем любознательности.
Но состояние любопытства прекращается сразу после его удовлетворения, оно не служит основой для дальнейшего познания. Чем выше культурный уровень человека, уровень его психического развития, тем он более любознателен.
Любознательность — постоянное стремление к приобретению всё новых знаний. Это одно из самых ценных интеллектуальных чувств человека проистекает из неудовлетворённости имеющимися знаниями, из стремления к радости познания, ко всё более глубокому и широкому освоению действительности. Вопрос «А что, если….?» лежит в основе многих открытий и изобретений. Без любознательности прогресс человечества был бы невозможен. Так бы и жили в пещерах и ходили в звериных шкурах. При воспитании ребёнка необходимо помнить о том, что ребёнок, да и любой человек, стремится повторять те действия, которые принесли и приносят ему положительные эмоции. Поэтому любознательность, проявляемая ребёнком при разборке игрушек, часов и т. п., не должна быть причиной отрицательных эмоций (нельзя наказывать юного «исследователя»).
Нравственность, эстетика и интеллектуальность тесно переплетены в структуре высших чувств человека. Преступное поведение, как правило, демонстрируют люди либо с низким уровнем сформированности высших чувств, либо с их отсутствием (эмоциональной тупостью, опустошённостью), либо с их извращённой направленностью. Но обычно чувства, испытываемые человеком, так сложны, что их трудно отнести к какой-либо одной категории. Так, в процессе творчества учёный испытывает сплав интеллектуальных, нравственных и эстетических чувств с преобладанием интеллектуальных, а художник, по-видимому, испытывает сплав этих же чувств, но с преобладанием эстетических.
Эмпатия — способность к сопереживанию, включению в эмоциональное состояние другого. Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми (педагоги, психологи, психотерапевты, руководители, продавцы и др.)
Аффект — это сильное и относительно кратковременное переживание, сопровождающееся резко выраженными двигательными, физиологическими, физическими и психическими реакциями с утратой волевого контроля (изумление, ярость, блаженство, отчаяние, ужас и др.). Заканчивается эмоциональным шоком, упадком сил, ступором (оцепенением). Он может возникать в случаях конфликта, противоречия между желанием и возможностью и т. п.
В состоянии аффекта человек может совершить убийство. Наказание за него — по статье 107 УК РФ.
Если удивление мы называем чувством, то изумление — то же самое по содержанию чувство, доведенное до степени аффекта; аналогично ярость — аффект гнева, блаженство — радости и удовольствия, отчаяние -горя, ужас — страха.
Настроение — сравнительно продолжительное, устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, проявляющееся как положительный или отрицательной фон психической жизни индивида.
Настроения, в свою очередь, способны влиять на эмоциональные реакции и поведение, на работоспособность и отношения с окружающими по механизму психического заражения, индуцирования.
Настроение влияет на все психические процессы и деятельность человека. Например, в одном исследовании было показано, что испытуемые могли вспомнить 78 % слов из тех, которые они запоминали, находясь в хорошем настроении, и 47 % слов из тех, которые они заучивали, находясь в плохом настроении.
Фрустрация (с лат. — обман, расстройство, разрушение планов) — состояние человека, возникающее при появлении на пути к цели непреодолимого препятствия и сопровождающееся чувствами безысходности, крушения надежд в достижении цели. Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций. Переживается как тревога, отчаяние, гнев, напряжение, подавленность. Реакцией может быть генерализованная агрессивность, проявляющаяся в оскорблениях, физических нападках (ударить, толкнуть, сломать и т. п.). Или же человек впадает в депрессию и т. п.
Страсть — это сильное стойкое всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. По интенсивности эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение. Мы знаем страсть любовную, к знанию, науке, музыке, к коллекционированию, к деньгам и др. Христианская мораль рассматривает страсть как непостижимую фатальную силу, которая ослепляет человека, вовлекает его во власть инстинктов.
Существует множество устойчивых чувств, захватывающих все помыслы и стремления личности и ярко характеризующих ее эмоциональную сферу. Заметное место среди них — особенно в юношеском возрасте — принадлежит любви, которое может рассматриваться как пример устойчивого чувства.
Любовь — одно из важнейших человеческих чувств. Понятие «любовь» имеет множество определений.
Толковый словарь С. И. Ожегова: любовь: 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.
Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой: любовь — чувство, основанное на взаимной симпатии и половом влечении.
Любовь — это сильное и относительно устойчивое позитивное чувство, физиологически обусловленное сексуальной потребностью. Характеризуется приподнятым настроением и эйфорией, иногда экстазом, неослабевающим вниманием к объекту.
Как писал классик советской психологии С. Л. Рубинштейн, «Радоваться самому существованию другого человека — вот выражение любви в её исходном и самом чистом виде». Согласно автору одной из первых психодиагностических методик любви Зику Рабину (Rubin, 1970), любовь включает заботу (альтруизм), влечение (привязанность) и доверие (интимность). Древнеиндийский трактат о любви «Ветка персика» пишет о любви следующее. Три источника имеют влечения человека: душу, разум и тело. Влечения души порождают дружбу. Влечения ума порождают уважение. Влечения тела порождают желание. Соединение трёх влечений порождает любовь.
Чувство любви, имеющее глубоко интимный характер, сопровождается многими ситуативно возникающими и изменчивыми эмоциями; сочетается с уважением, жалостью, ревностью, чувством собственного несовершенства, экзальтацией, экстазом, ощущением счастья, блаженством, умиротворением, вожделением, нежностью, радостью, тоской, грустью, болью, стыдливостью, робостью, приподнятым или подавленным настроением, иногда аффектами ликования или же горя и др.
Постепенно может смениться десенсибилизацией (угасанием чувства), разочарованием, охлаждением, ненавистью.
В сексологической энциклопедии рассматриваются два аспекта любви:
- как чисто психологического феномена (в нём существуют подразделения на любовь родительскую, в том числе материнскую, братскую, детей к родителям и т. д., хотя чаще всего подразумевается любовь между мужчиной и женщиной)
- как проявления физического влечения, эквивалента сексуальных отношений (любовь физическая, или сексуальная).
Термин «любовь» употребляется и тогда, когда речь идёт об особой привязанности к природе, животным, музыке, живописи и т. п. Многовековые попытки дать исчерпывающее определение любви до сих пор не завершены.
Слитность сексуальной потребности индивида, обеспечивающей в конечном счете продолжение рода, и любви как высшего чувства практически не позволяет в рефлексии отделить одно от другого.
Выбор объект любви — проблема особой сложности, и общепризнанного ответа не имеет. Хотя теорий любви создано немало. Среди них теории З. Фрейда, А. Адлера, Роберта Стернберга, комплементарных потребностей Уинча, инструментальная теория Сентерса, Мурштейна, общественной обусловленности, комплементарности геномов Артура Шопенгауэра, релизорная концепция Геннадия Симкина, химические теории любви. Любовь может быть следствием благодарности, развиться по индукции — по закону перехода количества благодарностей в качество — чувство любви.
Мы придерживаемся теории А. Шопенгауэра, получившей продолжение в релизорной концепции Геннадия Симкина. Они говорят о том, субъект влюбляется в того партнёра, геном которого является оптимальным генетическим дополнением (комплементом) к геному субъекта. Недостатки геномов при этом взаимно компенсируются, и в результате получается качественное потомство, — именно благодаря комплементарности геномов. Экспериментальная проверка теории не проводилась. Лишь в народе существует понятие «дитя любви», что означает дитя здоровое, красивое, талантливое (в потенции). Эта же теория может объяснить, почему проходит любовь: потому, что с течением времени комплементарность геномов уменьшается, а потом и вообще сходит на нет. Однако, как птица Феникс, любовь возрождается из пепла, только объект у неё уже другой — тот, чей геном в данный период времени является комплементарным. А если есть дети? Как быть? Разводы разрешены, а общество не одобряет и одобрять никогда не будет… Потому что в его интересах — моногамия, полная семья, полноценное воспитание детей как членов общества.
Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во-первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т. п.
Удовольствие и неудовольствие — основные состояния человека, к которым сводятся результаты воздействия всех эмоций и чувств. И удовольствие для человека, конечно же, предпочтительнее неудовольствия. Вопрос только в том, какой ценой достигается это удовольствие.
Многообразие индивидуальных эмоциональных проявлений обусловлено, прежде всего, особенностями нервной системы человека. Ими определяется степень эмоциональной возбудимости, сила эмоциональной возбудимости, сила эмоционального возбуждения и устойчивость эмоциональных состояний.
Эмоциональный процесс | это… Что такое Эмоциональный процесс?
У этого термина существуют и другие значения, см. Эмоциональный процесс (значения).
Эмоциона́льный проце́сс, Эмоциона́льный фено́мен, Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную), сленг. Аффе́кт (лат. Affectus — страсть, душевное волнение) — психофизиологический процесс, мотивирующий и регулирующий деятельность (поведение, восприятие, мышление), отражающий субъективное значение объектов и ситуаций, и представленный в сознании в форме переживания. Среди эмоциональных процессов выделяют аффекты, эмоции, чувства и настроения.
Содержание
|
Смысл понятия
В научном сообществе существует множество различных взглядов на природу эмоциональных процессов. Какой-то одной, общепринятой теории до сих пор не выработано. В связи с этим, универсального определения эмоционального процесса также не существует, как не существует и общепринятого термина для их обозначения. Психологи зачастую используют в этом широком смысле термины «аффект»[1] и «эмоция», однако эти названия в то же время используются для обозначения более узких понятий. Термин «эмоциональный процесс» также не является общепринятым, но он, по крайней мере, не содержит неоднозначности.
Несмотря на то, что все определения эмоциональных процессов пытаются описать одно и то же, различные авторы выделяют различные характеристики этого явления в качестве основных. Так, например, один из основателей деятельностного подхода в психологии А. Н. Леонтьев, определяет эмоциональные процессы следующим образом:
К эмоциональным процессам относится широкий класс процессов, внутренней регуляции деятельности. Эту функцию они выполняют, отражая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъекта, их значения для осуществления его жизни. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и т. п., которые играют роль ориентирующих субъективных сигналов. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в ходе развития эмоции утрачивают свою, прямую инстинктивную основу, приобретают сложнообусловленный характер, дифференцируются и образуют многообразные виды так называемых высших эмоциональных процессов: социальных, интеллектуальных и эстетических, которые у человека составляют главное содержание его эмоциональной жизни.
— [2]
В этом определении акцент делается на оценочной, ориентировочной природе эмоциональных процессов, а также на их двойственной природе: психической и физиологической.
Американский специалист в области эмоций К. Э. Изард даёт иное определение:
Эмоция — это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия.
— [3]
Здесь акцент смещён на не менее важный, мотивирующий аспект эмоциональных процессов, а также дополнительно обращается внимание на то, что эмоциональный процесс представлен в сознании переживанием. Можно также заметить, что в деятельностном подходе восприятие, мышление и действия — являются составными элементами деятельности.
Таким образом, под эмоциональными процессами в психологии понимают процессы, имеющие как психическую, так и физиологическую составляющие, выделяющиеся из других психофизиологических процессов тем, что отражают собой для субъекта значение чего-либо, и соответствующим этому значению образом регулирующие его поведение, мышление и даже восприятие. В сознании эмоциональные процессы представлены в виде различных переживаний. Например страх. Кроме очевидной психической составляющей, он имеет и ярко выраженную физиологическую (повышение выделения адреналина, потение, замедление пищеварительных процессов). Страх отражает собой реальную или мнимую опасность чего-либо для субъекта, а также готовит организм к деятельности, направленной на избегание опасности (обостряются ощущения, увеличивается приток крови к мышцам). В то же время, например, стресс, так же являющийся психофизиологическим процессом, появляется при любом воздействии, независимо от его значения для субъекта, и потому к эмоциональным процессам не относится.
Классификации
Различные исследователи по-разному понимают эмоциональные процессы, и по-разному их классифицируют. Существуют теории (например двухфакторная теория эмоций С. Шехтера), которые даже предполагают существование только одной эмоции, которая, в зависимости от различных факторов, может вызывать те или иные переживания. Согласно таким теориям классифицировать становится нечего.
Многие западные исследователи, изучая эмоциональные процессы, уделяют им внимание как целому, сосредотачиваясь на общих закономерностях и природе явления. Такие исследователи обычно используют понятие «эмоция» для обозначения любых эмоциональных процессов, а задача классификации выходит за рамки их работ. Например К. Э. Изард предполагает, что существует набор из 10 базовых эмоций, а все остальные эмоциональные процессы рассматривает как их комбинацию и модификации. Соответственно, основное внимание он уделяет именно базовым эмоциям, а не классификации производных.
В отечественной психологии широкое распространение получила практика классификации эмоциональных процессов на аффекты, эмоции, чувства, в зависимости от их психологических особенностей и закономерностей протекания.[2] Часто настроения так же выделяют как отдельный класс.[4] В результате получается следующая классификация:
- Аффекты — кратковременные и интенсивные эмоциональные процессы, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов. Например испуг.
- Эмоции — более продолжительные и менее интенсивные чем аффекты эмоциональные процессы, отражающие субъективное значение ситуаций, но не конкретных объектов самих по себе. Например тревога.
- Чувства — более продолжительные и менее интенсивные чем аффекты эмоциональные процессы, отражающие субъективное значение конкретных объектов. Например ненависть.
- Настроения — достаточно продолжительные эмоциональные процессы невысокой интенсивности.
Базовые эмоции
Многие исследователи пытаются, по различным основаниям, выделить так называемые базовые эмоции — то есть те элементарные эмоциональные процессы, из которых складывается всё многообразие эмоциональной жизни человека. Различные исследователи предлагают различные списки этих эмоций, но единого и общепринятого пока не существует.
См. также
- Ощущение
Примечания
- ↑ William Huitt. The Affective System
- ↑ 1 2 Леонтьев Алексей Николаевич. Потребности, мотивы и эмоции (рус.). — Москва: МГУ, 1971.
- ↑ Изард, Кэррол Эллис. Психология эмоций = The Psychology of Emotions. — Питер, 2007. — С. 27. — 464 с. — (Мастера психологии). — 3000 экз. — ISBN 5-314-00067-9
- ↑ Березанская, Наталия Борисовна, Нуркова, Вероника Валерьевна. Психология. — Юрайт-Издат, 2003. — 576 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-9692-0465-2
Понимание эмоций и способы их обработки
Психическое здоровье нашего общества далеко от идеального. Растет уровень стресса, депрессии и беспокойства. Особенно тревожны данные о студентах колледжей. Вероятно, есть много причин для этого роста, в том числе быстро развивающееся, быстро меняющееся общество, более высокий уровень одиночества и изоляции, ошибочные попытки лечить негативные чувства и экзистенциальная путаница в отношении истин человеческого существования. Но, возможно, основная причина, которую я вижу, заключается в том, что люди глубоко запутались в природе негативных эмоций и в том, как их обрабатывать.
Основное внимание в моей работе в качестве клинициста уделяется обучению людей тому, как понимать свои эмоции и как адаптивно относиться к ним и обрабатывать их. Цель этого длинного блога из пяти частей —
- Объяснить, что такое эмоции
- Как разместить их в матрице человеческого сознания
- Как возникает неадекватная эмоциональная обработка
- Как происходит адаптивная обработка эмоций
- Как мы можем способствовать более адаптивной обработке эмоций в обществе в будущем.
Часть I. Определение эмоций
Что такое эмоции? Они являются частью эмпирической системы, которую можно рассматривать как основную систему сознания. Сущностное сознание относится к вашему «театру переживаний», который координирует ваше поведение в мире и включает в себя три широкие области. Во-первых, это сенсорно-перцептивные переживания (видение деревьев, прослушивание музыки). Во-вторых, есть побуждения (хорошие вещи, к которым вы интуитивно хотите приблизиться, и плохие вещи, которых вы интуитивно хотите избежать). В-третьих, есть эмоции, которые представляют собой «наборы ответов», которые подготавливают и активизируют действие в ответ на восприятие и побуждения.
Например, представьте себе мышь, исследующую новую местность, и представьте, что она чувствует запах кошки. Восприятие кошки поблизости активирует мотив избегания кошки. Это, скорее всего, сначала заставит мышь замереть в попытке избежать обнаружения, а затем, если мышь почувствует, что берег свободен, она побежит туда, откуда пришла. Страх уменьшится, когда он вернется в безопасное место, а его «расстояние» от кошки увеличится. Мы можем видеть, что страх активизировал поведение избегания, поэтому это «набор ответов». Эмоции становятся активными, когда мы воспринимаем изменения, связанные с нашими потребностями или целями.
Второй ключевой момент: существуют различия между людьми в их эмоциональном темпераменте. Хотя у всех мышей есть системы отрицательных эмоций, у некоторых мышей отрицательные эмоциональные системы гораздо более чувствительны, легко запускаются, дают более интенсивные реакции и их труднее успокоить после активации. Поскольку мы млекопитающие, то же самое относится и к людям.
С помощью этой базовой карты мы можем сказать некоторые ключевые вещи об эмоциях, которые должен понимать каждый образованный взрослый. Я поднимаю вопрос об образовании, потому что наше нынешнее обучение эмоциям крайне слабо развито. Мои трое детей пройдут весь курс К-12 и не получат ни одного часа на понимание человеческих эмоций. Это смешно (сказано с чувством!).
- Эмоции являются центральной частью основного сознания.
- Эмоции предоставляют информацию о наших основных целях и потребностях.
- Существуют две широкие системы эмоций: отрицательные и положительные. Отрицательные эмоции сигнализируют об угрозе потребностям и целям и побуждают к избеганию. Положительные эмоции сигнализируют о возможности удовлетворить потребности и цели и активизируют подход.
- Эмоции готовят человека к действию.
- Существуют различия в эмоциональных темпераментах. Некоторые мыши (и люди) имеют негативные эмоциональные системы, которые легко запускаются, вызывают более интенсивные реакции и их труднее успокоить. Это называется чертой невротизма.
Часть II: Размещение эмоций на карте человеческого сознания
Если бы человеческий разум был подобен разуму мыши, то этот краткий обзор в значительной степени подытожил бы то, что нам нужно знать. Однако, в отличие от мышей, у людей есть целое дополнительное измерение сознания, называемое системой самосознания, и эта система значительно усложняет картину. Система самосознания отражает первичную основную эмпирическую систему и реагирует на нее. Таким образом, в то время как мышь просто чувствует страх, взрослый человек может распознать, что он чувствует страх, и судить об этом чувстве, а также о том, хотят ли они чувствовать его больше или меньше.
Люди также имеют явную систему общественного самосознания. То есть они знают, что другие люди могут видеть их эмоциональные реакции, если они воздействуют на них, и тогда они должны учитывать, как другие отреагируют на их эмоции. Именно из-за этих разных потоков сознания обработка эмоций у людей может стать очень противоречивой.
Почему? Рассмотрим следующий пример. Джонни 7 лет, и он учится кататься на велосипеде. Он падает, царапает колено и, плача, бежит к отцу. Подумайте о влиянии реакции его отца, если он скажет: «Перестань плакать. Мальчики не плачут. Не будь слабаком!» В отличие от: «Мне так жаль, что ты ранен! Позвольте мне обнять вас». Различные ответы означают очень разные вещи для того, как такие чувства будут выражаться в будущем. И когда Джонни станет подростком, это сильно повлияет на то, как он оценивает свои собственные чувства.
Трехсторонняя модель
Источник: Грегг Энрикес
Вот рабочая карта человеческого сознания, называемая трехсторонней моделью. Это имеет центральное значение для понимания эмоций, реакций и конфликтов, которые возникают у людей по этому поводу. Как видите, есть эмпирическое «я», в котором обитают основные эмоции, есть личное «я», которое представляет собой рассказчик, объясняющий и оценивающий основные чувства, и есть публичное «я», которым люди делятся с другими.
Центральным пунктом здесь является то, что существует мощная, сложная взаимосвязь между первичными эмоциями, порожденными системой переживаний, и тем, как они оцениваются и связаны с системой частного самосознания и общественной/межличностной системой (реакции других). .
Часть III: Как происходит неадекватная обработка эмоций
С помощью этой карты эмоций и человеческого сознания у нас теперь есть основа, необходимая для понимания того, как люди обрабатывают чувства и что приводит к неадекватной и адаптивной обработке. В некотором смысле неадаптивную обработку легче понять, поэтому давайте начнем с нее. Надеюсь, вы видите на трехсторонней карте и на примере Джонни, почему часто может возникнуть конфликт между глубинными чувствами и личной идентичностью или публичным проявлением поведения. Если я или другие оценивают негативные чувства (печаль, страх или тревогу, гнев, вину и т. д.) негативно, то мы можем сразу увидеть, что может возникнуть конфликт либо межличностный (другие судят о себе), либо внутрипсихический (самоосуждение себя). собственные ощущения).
Прежде чем приступить к подробному изложению некоторых проблем, возникающих при оценке чувств, я хочу прояснить, что есть очень веские причины иногда негативно оценивать чувства (я вернусь к этому в конце этого блога). Чувства — это примитивные, анималистические наборы реакций, которые ориентируют человека на действие. Стыд побуждает вас подчиняться, гнев побуждает наказывать других, страх убегать. В отличие от таких простых импульсов человеческое общество часто требует сложных, долгосрочных ответов. Если действовать, руководствуясь грубыми эмоциональными импульсами, могут последовать неприятности; таким образом, часто существует хорошая логика, которая управляет нашим суждением о «чрезмерно» эмоциональных реакциях.
Тем не менее, за осуждение и подавление чувств приходится платить. Мы можем увидеть это, когда рассмотрим, что происходит, когда люди пытаются подавить, отвлечь, избежать или подавить появление чувства. Такое необработанное состояние не исчезает просто так в эфире. Вместо этого, продолжая метафору театра сознания, он зажат в чулане за кулисами (в подсознании; вот пост об определении различных областей разума и сознания). Но если функция эмоции состоит в том, чтобы сообщать информацию о потребностях и целях, то эмоция не выполнила свою функцию, и есть веские основания полагать, что она сохраняет свой «потенциал» и будет продолжать существовать на заднем плане сознания, в состояние, которое мы могли бы назвать «незавершенным делом».
Давайте посмотрим, что произойдет, если кто-то все время будет пытаться блокировать негативные эмоции. Все больше и больше умственной энергии будет уходить на то, чтобы глушить все больше и больше эмоций за кулисами. Более того, система самосознания, скорее всего, будет использовать все более резкий и критический язык, чтобы подавить чувства: «Перестань так себя чувствовать!» «Что не так с тобой!?» «Это бессмысленно, перестань быть таким глупым». Эти элементы не только подавляют первоначальное чувство, но и сами по себе порождают глубинные чувства. То есть ядро чувствующего я будет чувствовать себя раненым и осужденным системой самосознания, что создает плохой интрапсихический цикл, цикл, в котором человек поворачивается против самого себя, что может легко привести к депрессии.
Надеюсь, это проливает свет на то, как неадекватная обработка эмоций может привести к клинически значимым проблемам. Вот еще две штуки. Во-первых, как отмечалось при описании базовых эмоций, люди различаются по чувствительности своей системы отрицательных эмоций. Это называется «чертовым невротизмом». Таким образом, люди с высоким уровнем личностного невротизма особенно склонны бороться с этими проблемами, потому что они регулярно испытывают более сильные негативные чувства, чем окружающие, что может создать сложную межличностную динамику, особенно если у людей нет хорошей структуры для понимания этого (часто, они не).
Второй важный момент заключается в том, что, поскольку отрицательные эмоции подавляются и не обрабатываются, возрастает уязвимость, что они будут запускаться и высвобождаться неконтролируемо. Это то, что происходит, когда кто-то неожиданно выходит из себя от ярости, или у него случается приступ паники, или депрессия, или глубокое чувство ненависти к себе, которое приводит к попытке самоубийства. Они пытались сдерживать эти чувства, но в конце концов накопилось достаточно триггеров, и «незавершенное дело» в закулисном чулане заполняется до краев, и все эти набитые чувства вырываются «на сцену».
В такой момент человек становится весь в чувствах и часто не может не действовать под влиянием мощных негативных эмоциональных импульсов. Конечно, такие грубые, болезненные, импульсивные проявления, как правило, создают больше проблем, чем решают. И это только закрепляет дезадаптивный процесс, потому что после такого эпизода многие люди захотят еще больше заблокировать свои эмоции, настраивая все на повторение.
Часть IV: Адаптивная эмоциональная обработка означает поиск оптимальной эмоциональной зоны
Учитывая эту формулировку того, как выглядит неадекватная обработка эмоций, я надеюсь, что может начать формироваться картина того, как адаптивно обрабатывать свои чувства. Вовлеченные неадаптивные элементы:
- Неспособность понять, что такое эмоции
- Чрезмерное торможение и отрицание отрицательных эмоций, часто в сочетании с самокритикой в попытке усилить торможение
- Чрезмерное, неконтролируемое проявление эмоций после неудачных попыток заблокировать или запретить.
Мы можем обратить эту формулировку, чтобы получить ключевые адаптивные ингредиенты, которые включают:
- Эффективное обучение и осознание того, что такое эмоции и области человеческого сознания, которые приводят к конфликту
- Воспитание в людях и отношениях здорового осознания и настройки на состояния чувств и информацию о потребностях и целях, предоставляемую ими
- Адаптивная регуляция импульсов, связанных с сильными чувствами, в соответствии с долгосрочными целями и ценностным образом жизни.
Этот анализ приводит к формулировке «наилучшей точки» адаптивной обработки эмоций. Золотая середина — это то, что находится между двумя полюсами. Два адаптивных полюса в данном случае таковы:
- Осознание и настройка на свои чувства с одной стороны
- Адаптивная регуляция сильных чувств по отношению к другому.
Таким образом, цель состоит в том, чтобы создать интрапсихическую и межличностную среду, способствующую эмоциональной обработке, которая осознает и настраивается на чувства, но также способна к адаптивной регуляции.
Вернемся к примеру с Джонни, падающим с велосипеда, и реакции его отца. Первый ответ («Хватит быть слабаком!») явно проблематичен, учитывая формулировку «золотого пятна». Он чрезмерно сдерживающий, ему не хватает осознания и настройки, и он носит карательный характер. Этот вид критики имеет большой потенциал для того, чтобы Джонни усвоил проблемное отношение к своим чувствам.
Второй ответ («Мне жаль, что вы ранены») — хорошее начало, но в зависимости от того, что последует, он также может быть проблематичным. Это высокий уровень осознания и настройки на выражаемое чувство, так что это хорошо. Но как это происходит с точки зрения адаптивной регуляции примитивного импульса эмоциональной боли? Потенциально, не очень хорошо. Поцарапанное колено — это просто поцарапанное колено; это не конец света. Став взрослым, отец должен это знать, и тогда он должен помочь Джонни понять это.
Более полным ответом было бы: «О, мне жаль, что ты повредил колено. Позволь мне увидеть это. Это просто царапина. Немного крови. Я знаю, что это больно, но это не убьет тебя. Это случается со всеми, когда они учатся кататься на велосипеде. Ты крепкий, ты справишься. Вы хотите попробовать еще раз или вы закончили на сегодня?»
У нас есть адаптивная регуляция чувства после констатации осознания, настроенной на то, что сообщало чувство. Функционально комментарии адаптивного регулирования аналогичны фразе «не будь слабаком», но делают это с положительным акцентом на преимущества отсутствия чрезмерного воздействия царапины на колене. Джонни может «приблизиться» к жесткости, потому что это адаптивно, вместо того, чтобы стыдить себя, чтобы не выглядеть слабаком.
V. Способствование более адаптивному эмоциональному функционированию в обществе
Изучение нашего общества показывает резкое колебание маятника в отношении того, как мы думаем о негативных эмоциях и кто отвечает за их регулирование. Не так давно общество в основном предполагало, что жизнь для многих была жестокой, и это чувство, по сути, было «крутым дерьмом». Каждый человек был ответственен за то, чтобы справиться со своей болью, и жизнь для многих была тяжелой, поэтому вам просто нужно было смириться с этим. Я считаю, что у людей, переживших Великую депрессию и Вторую мировую войну, было такое мышление.
За последние 30 лет маятник качнулся далеко в другую сторону. Многие люди чувствительны к негативным эмоциям, и во многих ситуациях негативные эмоциональные состояния рассматриваются как оправданные во всей их совокупности (см. здесь некоторую информацию об этой меняющейся культуре). Это может создать серьезные проблемы, и я поделюсь двумя примерами из жизни, которые привели меня в ужас. Один из них был, когда я собирался стать футбольным тренером для 8-летних детей. Все началось разумно. Мне говорили, что футбол в таком возрасте должен быть веселым. Я полностью согласился.
Затем мне сказали, что упор делается на «позитивное обучение», что переводится в правило, согласно которому я никоим образом не могу критиковать детские игры, потому что это может задеть их чувства. Об их поведении могу сказать только положительное. Теперь ответственность за любые негативные чувства возлагается на тренера, и сообщение для всех состоит в том, что критика любого рода (даже со стороны любящего тренера, который пытается способствовать росту) «повреждает». Разговор о кошмарных последствиях для общества. (См. здесь ссылку о том, как мы становимся обществом слабаков).
Другой пример был еще более ужасающим. Пару лет назад я присутствовал на презентации в комнате, полной психологов. Ведущий говорил о том, как донести свое сообщение, и говорил о «целевой» аудитории для сообщения. Психолог подняла руку и сказала: «Я работаю с травмированными людьми. Мы просим людей не использовать слово «цель», потому что с ним возникают болезненные ассоциации». Ошарашенный ведущий пробормотал, что постарается запомнить это. В эмоциональном плане мне было стыдно за то, что я в тот момент был психологом, а также за то, что не подняла руку и не дала решительный отпор такому безумию.
Я думаю, что мы наблюдаем рост эмоциональных проблем отчасти потому, что наше общество стало более чувствительным к ним, но мы не дали им хорошего образования и не объяснили, почему нам нужны и осознание, и настройка на чувства, и адаптивная регуляция состояния чувств.
Что нам нужно для продвижения вперед, так это лучшее знание об эмоциях и областях человеческого сознания, а также о том, почему у нас часто возникают конфликты по поводу наших чувств. Нам должно быть ясно, что эмоции — это информация, и что мы должны учить людей использовать их для решения проблем и, в большинстве случаев, не думать об эмоциях как о проблеме, которой следует избегать.
Для этого нам нужно воспитывать в каждом человеке любознательное отношение принятия, которое позволяет осознавать и настраиваться на свои чувства (и чувства других) и информацию о потребностях и целях, которые они сообщают. В то же время мы должны признать, что эмоции, как правило, подпитывают примитивные, недальновидные импульсивные действия, а люди живут в сложный век. Таким образом, мы должны научиться адаптивно регулировать более проблемные аспекты чувств, ориентированные на действия, и эффективно объединять их с нашими долгосрочными целями и ценными состояниями бытия.
4 шага к обработке эмоций
Знание того, что делать, когда мы испытываем эмоции, обычно является одной из самых больших проблем, с которыми люди сталкиваются. Мы либо чувствуем, что они захватывают нас и контролируют нас, либо мы можем оказаться на другой стороне спектра, закрываясь и избегая их. Биологически эмоции должны побуждать нас к действию. Само слово означает «энергия в движении». Эта энергия должна дать нам сигнал о том, что что-то важно и нам нужно обратить на это внимание. Но если мы позволяем им выйти из-под контроля или избегаем их любой ценой, мы упускаем сообщение, которое эти переживания пытаются донести. А эмоции, к которым не прислушиваются, не имеют свойства уходить. Сообщение, которое он пытался доставить, не было получено, и поэтому оно находится в папке «Входящие» как постоянное уведомление о непрочитанном сообщении с сообщениями, накапливающимися до тех пор, пока не придет время, когда оно будет открыто и прочитано.
Вот 4 шага, которые вы можете использовать и практиковать, чтобы иметь возможность обрабатывать свои эмоциональные переживания и получать сообщения, которыми они пытаются поделиться с вами:
1. Обратите внимание
Каково это для вас, когда вы осознаете, что чувствуете эмоция? Что кажется другим или как вы узнаете, что что-то не так? Начните замечать и осознавать свои эмоциональные переживания без осуждения. Эмоции не бывают ни хорошими, ни плохими, это всего лишь переживания, помогающие нам лучше понять себя и окружающий мир. Этот шаг меньше связан с действиями и больше с осознанием. Лучший способ справиться с эмоциями — стать наблюдателем своего опыта вместо того, чтобы чувствовать, что этот опыт является частью нашей личности или что-то говорит о нас как о личности. Эмоции — это не то, кто мы есть, это просто энергетические выражения и сигналы.
2. Позвольте
Как только вы заметите, что есть эмоция и ощущение, позвольте этой эмоции быть. Эмпирическое правило гласит: «То, чему мы сопротивляемся, сохраняется», поэтому позволение переживанию помогает эмоциям проходить сквозь нас. Переживание эмоциональной боли является частью жизни, и принятие этого как факта может помочь вам быть в состоянии быть со своим опытом, а не сопротивляться ему. В то время как эмоциональная боль является частью жизни, эмоциональное страдание возникает из-за сопротивления переживанию боли, поэтому эмоциональное страдание = боль x сопротивление. Начните практиковаться в том, чтобы опираться на свои эмоции и позволять тому, что должно выйти, быть там. Это может включать крик, крик или какое-то движение, и если позволить этому выйти наружу, это поможет эмоциям пройти и отпустить их.
3. Исследуйте
После того, как вы осознаете, что испытываете эмоцию и позволяете ей быть, начните исследовать и наблюдать за ней. Спросите себя: какие эмоции я испытываю? Где я чувствую эту эмоцию в своем теле? Что эта эмоция пытается сказать мне? Если бы эта эмоция могла говорить, что бы она сказала? Что вызвало эту эмоцию? Что я только что испытал, увидел или подумал, прежде чем начал чувствовать эту эмоцию? Потратьте время на то, чтобы вникнуть в ответы на эти вопросы, вместо того, чтобы пытаться придумать ответ. Если вы замедлитесь и сосредоточитесь на своих переживаниях, скорее всего, ваше тело ответит вам информацией, которая поможет понять ваши эмоциональные переживания. Не зацикливайтесь на мыслях или истории, которую вы создаете о своем эмоциональном опыте. Гонки негативных мыслей могут указывать на эмоциональное переживание, происходящее под поверхностью, поэтому вместо того, чтобы зацикливаться на мыслях, используйте это как маркер, чтобы заметить свои эмоциональные переживания. Верните свое внимание туда, где вы чувствуете эмоцию в своем теле. Чтобы сосредоточиться на своих эмоциях, вы можете вслух назвать эмоцию и то, где вы ее чувствуете, чтобы помочь сосредоточить свое внимание. Начните практиковать называние эмоций так, как будто они являются переживанием, а не частью вашей личности, например, «у меня грусть подступает к горлу» или «я чувствую страх внутри» вместо «мне грустно» или «мне страшно». Признание и обозначение своих эмоций может помочь укротить их, создав отделение от них как от части вас, а не от того, кто вы есть как личность.
4. Подтвердить
Теперь, когда вы осознали, что чувствуете эмоцию, позволили ей быть и исследовали ее, чтобы получить любую информацию, понимание или понимание того, что эмоция пришла к вам, ваша следующая задача — подтвердите это. Эмоция не возникала бы, если бы не было причины для ее возникновения. Вы можете знать, что это действительно так, потому что вы чувствуете эмоцию, что делает ее реальным опытом. Отрицание эмоции или говоря себе, что вы «не должны» что-то чувствовать, — это еще один способ сопротивляться или избегать обработки и переживания ваших эмоций. Часть того, чтобы быть человеком, состоит в том, чтобы испытывать широкий спектр эмоций от счастья и благодарности до печали, гнева и страха. Это совершенно естественно и необходимая часть жизни, чтобы чувствовать себя живым. Подтверждение также открывает опыт утешения, в котором нуждается тяжелая эмоциональная боль. Если мы воспринимаем нашу боль как настоящую, мы можем открыться для того, чтобы быть нежными, добрыми и любящими по отношению к себе. Часто потребность в утешении — это сообщение, которое эмоциональная боль пытается послать вам. Открытие сообщения может показаться эмоциональным риском, но в результате вы почувствуете больше внутренней легкости и комфорта, обработав эмоции и позволив им пройти через нас.
Что нужно помнить:
- Дайте себе время. Изучение нового способа быть со своими эмоциями требует времени.