Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Эрик эриксон периодизация: Возрастная периодизация Эриксона — Мамсила

17.Периодизация психического развития э.Эриксона

Периодизация психического развития — выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности стадий (периодов) психического развития.

Эриксон — последователь Фрейда, но развитие ребенка рассматривал широко, в системе общественных отношений.

  1. Младенчество: базальное доверие / базальное недоверие. (Орально-сенсорная стадия)(от 0 до 1года)

В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности». Главным условием выработки чувства доверия к людям Эриксон считает качество материнской заботы. Младенец со сложившимся чувством базового доверия воспринимает свое окружение как надежное и предсказуемое; он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу «отделения» от нее.

2. Раннее детство: автономия / стыд и сомнение. (Мышечно-анальная стадия 1-3 года)

Биологическое созревание создает основу для появления новых возможностей самостоятельного действия ребенка в целом ряде областей (например, стоять, ходить, карабкаться, умываться, одеваться, есть).

С точки зрения Эриксона, столкновение ребенка с требованиями и нормами общества происходит далеко не только при приучении ребенка к горшку, родители должны постепенно расширять возможности самостоятельного действия и реализации самоконтроля у детей. Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» .Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребенка. В случае постоянной чрезмерной опеки или же, напротив, когда родители ожидают от ребенка слишком многого, у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе.

3.Возраст игры: инициативность / вина. Локомоторно-генитальная стадия, 3-6 лет

В дошкольном периоде, который Эриксон называл «возрастом игры», от 3 до 6 лет, разворачивается конфликт между инициативой и виной. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных.

Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребенка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей. Близкие взрослые, жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины, пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

4.Школьный возраст: трудолюбие / неполноценность. Латентная 6-12 лет

Соперничество с родителем своего пола уже преодолено. В возрасте от 6 до 12 лет происходит выход ребенка за пределы семьи и начинается систематическое обучение. Универсальным в концепции Эриксона признается именно стремление и восприимчивость к обучению чему-то, что значимо в рамках данной. Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Связанный со школьными порядками ритуал — совершенство исполнения.

Опасность этого периода состоит в появлении чувства неполноценности, или некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников.

  1. Юность: эго — идентичность / ролевое смешение. Подростковая 12-19 лет

Эриксон уделил очень большое внимание подростковому и юношескому возрасту, считая его центральным в формировании психологического и социального благополучия человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый. Подростки размышляют, могут придумывать идеальную семью, религию, философскую систему. Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: «Кто я? », «Куда я иду? », «Кем я хочу стать? ».

Подростки испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности, делинквентного (отклоняющегося) поведения. В случае негативного разрешения кризиса возникает «ролевое смешение», расплывчатость идентичности у индивидуума. Кризис идентичности, или ролевая спутанность, приводит к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям в собственной половой идентичности.

Периодизация психосоциального развития Эрика Эриксона

Статьи

Периодизация психосоциального развития Эрика Эриксона

Возрастная периодизация Эриксона — учение о психосоциальном развитии личности, разработанное германо-американским психологом. В ней он описывает 8 стадий, делая основной акцент на развитии «Я-индивида». В своей теории он уделял большое внимание понятию Эго. Когда теория развития Фрейда ограничивалась только детским возрастом, Эриксон считал, что личность продолжает развиваться на протяжении всей своей жизни. Причем каждая стадия этого развития отмечается специфическим конфликтом, только при благоприятном разрешении которого происходит переход на новый этап.

Таблица Эриксона

Возрастную периодизацию Эриксон сводит к таблице, в которой обозначает стадии, возраст, в котором они наступают, добродетели, благоприятный и неблагоприятный выход из кризиса, базовые антипатии, перечень значимых взаимоотношений.

Отдельно психолог отмечает, что любые качества личности нельзя трактовать как хорошие или плохие. При этом выделяются сильные стороны в возрастной периодизации по Эриксону, которыми он называет качества, помогающие человеку решать поставленные перед ним задачи. К слабым относит те, которые ему мешают. Когда человек по итогам очередного периода развития приобретает слабые качества, делать следующий выбор ему становится значительно труднее, но все равно возможно.

СтадииВозрастСильные стороныСлабые стороныЗначимые взаимоотношения
Младенчестводо 1 годаБазисное довериеБазисное недовериеЛичность матери
Детство1-3 годаАвтономияСомнение, стыдРодители
Дошкольный возраст3-6 летПредприимчивость, инициативностьЧувство виныСемья
Школа6-12 летТрудолюбиеНеполноценностьШкола, соседи
Юность12-20 летИдентичностьРолевой беспорядокРазные модели лидерства, группа сверстников
Молодость, ранняя зрелость20-25 летИнтимностьИзоляцияПартнеры по сексу, друзья, сотрудничество, конкуренция
Зрелость26-64 годаПроизводительностьЗастойВедение домашнего хозяйства и разделение труда
Старостьпосле 65 летИнтеграция, целостностьБезвыходность, отчаяние«Свой круг», человечество
Младенчество

Самая первая стадия в возрастной периодизации Э. Эриксона — младенчество. Она продолжается от рождения человека до первого года его жизни. Именно на ней появляются основы здоровой личности, появляется искреннее чувство доверия.

В возрастной периодизации Эриксона отмечается, что если у младенца складывается это основополагающее чувство базового доверия, то он начинает воспринимать свое окружение как предсказуемое и надежное, что очень важно. При этом он в состоянии переносить отсутствие матери без чрезмерных тревог и страданий по поводу отделения себя от нее. Главный ритуал на этом этапе его развития в возрастной периодизации Э. Эриксона — взаимное узнавание. Оно сохраняется на всю жизнь, определяя отношения с окружающими.

Примечательно, что методы обучения подозрительности и доверию отличаются в зависимости от культуры. При этом универсальным остается метод, в результате которого человек доверяет окружающим, в зависимости от того, как он относился к своей матери. Ощущение страха, недоверия и подозрительности возникает в том случае, если мать подозрительна, отвергает ребенка, проявляя свою несостоятельность.

В этот период возрастной периодизации Эриксона формируется начальное положительное качество для развития нашего Эго. Это вера в лучшее, основанная на отношении к культурной среде. Приобретается она в случае успешного разрешения конфликта, основанного на доверии или недоверии.

Раннее детство

Раннее детство — вторая стадия периодизации возрастного развития Эриксона, которая развивается от одного до трех лет. Ее можно в точности соотнести с анальной фазой в теории Фрейда. Происходящее биологическое созревание дает основу для проявления самостоятельности ребенка в самых разных областях — передвижении, еде, процессе одевания. В своей периодизации возрастного развития Э. Эриксон отмечал, что столкновение с нормами и требованиями общества происходит не только на этапе приучения к горшку. Родители должны расширять и поощрять самостоятельность малыша, развивать у него чувство самоконтроля. Разумная дозволенность способствует формированию его автономии.

Важной на этом этапе становится критическая ритуализация, которая опирается на конкретные примеры зла и добра, плохого и хорошего, запрещенного и разрешенного, безобразного и красивого. При успешном развитии ситуации у человека развивается самоконтроль, воля, а при негативном исходе — слабоволие.

Дошкольный возраст

Следующий этап в периодизации возрастного развития Эриксона — дошкольный возраст, который он еще называет возрастом игры. С трех до шести лет малыши активно интересуются всевозможными трудовыми занятиями, пробуют что-то новое, устанавливают контакт со сверстниками. Социальный мир в это время настаивает, чтобы ребенок вел себя активно, важным становится приобретение навыков решения определенных задач. Возникает принципиально новая ответственность за домашних животных, младших детей в семье, самого себя.

Появляющаяся в этом возрасте инициативность связывается с предприимчивостью, ребенок начинает испытывать радость от самостоятельных действий и движений. Легко поддается воспитанию и обучению, охотно идет на контакт с другими людьми, ориентируется на конкретную цель.

В возрастной периодизации Эрика Эриксона на этом этапе у человека формируется Суперэго, появляется новая форма самоограничения. Родителям рекомендуется признавать его права на фантазию и любознательность, самостоятельные начинания. Это должно развивать его творческие способности, границы независимости.

Если вместо этого дети охвачены чувством вины, в будущем они не будут способны к продуктивной деятельности.

Школьный возраст

Давая описание кратко возрастной периодизации Эриксона, остановимся на каждом из этапов. 4-й этап развивается в возрасте от шести до двенадцати лет. Здесь уже появляется противостояние с отцом или матерью (в зависимости от пола), ребенок выходит за пределы семьи, приобщаясь к технологической стороне культуры.

Главными терминами этой стадии теории возрастной периодизации Э. Эриксона становятся «вкус к работе», «трудолюбие». Дети поглощены познанием окружающего мира. Эго-идентичность человека выражается в формуле «Я — то, чему я научился». В школе они приобщаются к дисциплине, развивают трудолюбие, стремление к достижениям. На этой стадии ребенку предстоит научиться всему, что его может подготовить к продуктивной взрослой жизни.

У него начинает формироваться чувство компетентности, если его хвалят за достигнутые результаты, у него появляется уверенность в том, что он сможет научиться чему-то новому, появляются таланты к техническому творчеству. Когда взрослые видят в его стремлении к деятельности только баловство, возникает вероятность выработки чувства неполноценности, сомнения в собственных способностях.

Юность

Не менее важна в возрастной периодизации Э. Эриксона стадия развития юность. Она продолжается с 12 до 20 лет, считаясь основным периодом в психосоциальном развитии человека.

Это вторая попытка развить автономность. Подросток бросает вызов общественным и родительским нормам, узнает о существовании незнакомых ранее социальных ролей, размышляет о религии, идеальной семье, устройстве окружающего мира. Все эти вопросы нередко вызывают у него чувство озабоченности. Идеология представляется в слишком упрощенном виде. Его главная задача на этом этапе в теории возрастной периодизации Эриксона — собрать все имеющиеся к тому моменту знания о самом себе, воплотить в образ себя, сформировав Эго-идентичность. Он должен включать осознанное прошлое и предполагаемое будущее.

Появляющиеся изменения проявляются в виде борьбы между желанием сохранить зависимость от заботы близких и стремлением к собственной независимости. Сталкиваясь с подобной неразберихой, юноша или девушка стремится стать похожим на своих сверстников, у него развиваются стереотипные идеалы и модели поведения. Возможно разрушение строгих норм в поведении и одежде, увлечение неформальными движениями.

Неудовлетворенность общественными ценностями, резкие социальные изменения ученый рассматривает как фактор, который мешает развитию идентичности, появлению чувства неопределенности и неспособности продолжить образование, выбрать карьеру.

Отрицательный выход из кризиса может быть выражен в плохой самоидентичности, ощущении своей ненужности, бесцельности. Подростки кидаются в сторону делинквентного поведения. Из-за чрезмерной идентификации с представителями контркультуры и стереотипными героями подавляется развитие их идентичности.

Молодость

В периодизации возрастной психологии Эриксона шестая стадия — молодость. В возрасте от 20 до 25 обозначается фактический старт настоящей взрослой жизни. Человек получает профессию, начинается самостоятельная жизнь, возможен ранний брак.

Способность участвовать в любовных отношениях включает в себя большинство из предыдущих стадий развития. Не доверяя другим, человеку будет сложно довериться самому себе, из-за неуверенности и сомнений ему будет сложно позволять окружающим пересекать свои границы. Чувствуя себя неадекватно, станет трудно сближаться с окружающими, самому проявлять инициативу. А при отсутствии трудолюбия возникнет инертность в отношениях, душевный разлад может вызвать проблемы с определением места в обществе.

Совершенным становится способность к близости, когда у человека получается строить партнерские отношения, даже если для этого требуются значительные компромиссы и жертвы.

Положительным разрешением этого кризиса становится любовь. Среди основных принципов возрастной периодизации по Эриксону на этой стадии — эротическая, романтическая и сексуальная составляющая. Близость и любовь могут рассматриваться как возможность начать верить другому человеку, оставаться самому верным в отношениях, даже если ради этого предстоит идти на самоотречение и уступки. Данный тип любви проявляется во взаимном уважении, заботе, ответственности за другого человека.

Стремиться избежать близости человек может из-за боязни потерять независимость. Это грозит самоизоляцией. Неумение выстраивать доверительные и спокойные личные отношения приводит к чувству социального вакуума, одиночества и изоляции.

Период ранней зрелости

Взрослый человек сталкивается с вопросом близости или интимности. Как раз на этой стадии дает о себе знать настоящая сексуальность. При этом человек готов не только к физической, но и к социальной близости. По окончании поисков и окончательного утверждения своего я он идет на то, чтобы слиться с идентичностью любимого человека. Сохранность близких отношений с друзьями или любимыми требует того, чтобы индивидуум был верным, готовым жертвовать и быть нравственно сильным.

При этом зрелый человек не боится потерять себя в этих отношениях. Он становится готовым к созданию семьи.

Эриксон описывает эротический, романтический и нравственный смысл этого периода. Брак рассматривается как способ проявить заботу, уважение и желание взять на себя ответственность за любимого человека. Если на этом этапе человек не способен на любовь и установление доверительных отношений с другими – рано или поздно он познает всю полноту изоляции и чувства одиночества.

Зрелость

Крайне продолжительная возрастная стадия. Самую важную роль играет то, какое отношение личность сформировала к результатам своего труда и к своим отпрыскам, к способам реализации имеющихся возможностей передачи опыта представителям следующего поколения. Эриксон обращает внимание на то, что старшее поколение в семье часто зависит от младшего. При этом зрелый человек остро ощущает потребность в том, чтобы быть нужным.

Если продуктивность отсутствует, как и потребность заботиться о ком-то, будь то люди, дела или идеи, может возникнуть безразличие ко всему, и тогда личность будет сосредоточена только на себе. Эгоисты, балующие себя как ребенка, смогут получить лишь застои и довольно бедную личную жизнь.

Поздняя зрелость

На последней стадии под названием «поздняя зрелость» происходит значительная по масштабам интеграция, поскольку в эту пору человек пожинает плоды всех предыдущих стадий развития личности. Индивидуум осознает необходимость принять пройденные им дороги как должное и обрести целостность своей личности. Только на этом этапе возникает жизненная мудрость. Бросив взгляд в прошлое, человек может высказать удовлетворение прожитым. А поскольку все жизненные достижения человек теперь понимает как свое продолжение, он перестает бояться смерти.

Если человек недоволен своим опытом и воспринимает жизнь только в качестве цепочки ошибок и утраченных возможностей, он не сможет осознать свою целостность. Изменить что-либо уже невозможно, это раздражает, а потому человек начинает грызть себя изнутри и в итоге впадает в отчаяние.

Старость

После 65 лет начинается финальная стадия — старость. Для нее характерен конфликт безнадежности и цельности. Это может означать принятие себя и собственной роли в мире, осознание человеческого достоинства. К этому времени основная работа в жизни позади, приходит время для забав с внуками и размышлений.

При этом человек начинает представлять собственную жизнь как слишком короткую, чтобы достичь всего, что было запланировано. Из-за этого может появляться чувство недовольства и безысходности, отчаяние от того, что жизнь сложилась не так, как хотелось, а начинать что-либо сначала уже поздно. Появляется страх смерти.

Психологи в отзывах о теории психосоциального развития Эрика Эриксона постоянно сравнивают его работу с классификацией Зигмунда Фрейда, которая включает в себя только пять этапов. На всех этапах развития современной науки к идеям Эриксона относились с повышенным вниманием, так как предложенная им схема позволяла более детально изучить развитие человеческой личности. Основные претензии были связаны с тем, что развитие человека продолжается и во взрослом возрасте, а не только в детстве, как утверждал Фрейд. С этим связаны главные сомнения, которые высказывали критики работ Эриксона.

Эриксон принял основные положения теории Фрейда. Хотя Фрейд сосредоточил внимание на сексуальных факторах как движущей силе психологического развития, Эриксон считал, что социальные факторы также играют жизненно важную роль.

В отличие от Фрейда, который утверждал, что личность формируется к 5 годам, Эриксон считал, что человек продолжает развивать свою личность и в подростковом возрасте, и даже на протяжении всей взрослой жизни.

Сравнение теорий развития

Не существует единой теории, которая могла бы дать исчерпывающее представление о развитии человека в течение жизни. Чтобы получить более или менее полное представление о ней, важно познакомиться с несколькими теориями, которые выражаются в типе периодизации. Эта статья направлена ​​на сравнение и противопоставление двух основных теоретических точек зрения на развитие продолжительности жизни: психосоциальную теорию Эриксона и когнитивную теорию Пиаже.

СКИДКА 15% на первый заказ

Мы предоставим индивидуальную

Теорию развития человека документ, адаптированный к вашим требованиям, с хорошей скидкой психика и природа общества. На первом этапе младенчества эмоциональное общение младенца со взрослыми является ведущей деятельностью, влияющей на дальнейшее развитие. Второй этап раннего детства связан с формированием самостоятельности и самостоятельности. На третьем этапе детства появляется индивидуальное восприятие себя. На четвертом этапе младшего школьного возраста, если дети успешно осваивают новые навыки, они становятся уверенными в себе (Эрскин, 2019).).

Наоборот, неудачи приводят к возникновению неполноценности. На пятом этапе подросткового возраста формируется эго-идентичность. На шестом этапе молодости актуально тесное сотрудничество с людьми. На седьмом этапе взрослой жизни люди посвящают себя работе и заботе о детях. Если нет работы, семьи, детей, человек опустошен. Заключительный период зрелости – это время физиологического и психологического равновесия. На восьмом этапе создается полная форма эго-идентичности на основе всего пути развития личности.

Жан Пиаже, как и Эриксон, различал несколько стадий человеческого развития. Однако он считал, что вместо социальной правильное развитие познавательной сферы повышает вероятность успешной и счастливой взрослой жизни. Он выделил четыре стадии: сенсомоторную, предоперационную, операционную и стадию специфических операций. Сенсомоторная стадия длится от 0 до 2 лет, когда развиваются моторные навыки (Erskine, 2019). Дети проходят дооперационный этап от 2 до 6 лет, когда они воспринимают свою точку зрения как единственно правильную. Оперативный этап длится с 6 до 11 лет, когда ребенок может логически связывать мысли и рассуждения. Стадия конкретных операций начинается с 11 лет, когда развиваются абстрактное мышление и способность к объяснению сложных вещей и явлений.

Эрик Эриксон разработал свою теорию гораздо позже Пиаже, но он также участвовал в формировании уникальных этапов человеческой жизни. Несмотря на использование этапов, они оба различаются по времени. Теория Эриксона утверждает, что первая стадия заканчивается в один год, тогда как Пиаже постулирует, что первая стадия заканчивается в два года. Их взгляды на развитие обнаруживают существенные различия и в позднем подростковом возрасте. Пиаже рассматривает подростка как рациональное существо с рациональными мыслями. Эриксон утверждает, что на этом этапе подросток сосредотачивается на независимости в принятии решений, отношениях и самопознании. Причина различий в том, что этапы Пиаже основывались на исследованиях и наблюдениях, а этапы Эриксона — на опыте.

Эрскин, Р. Г. (2019). Развитие ребенка в интегративной психотерапии: первые три стадии Эрика Эриксона. Международный журнал интегративной психотерапии, 10, 11-34.

Своевременная доставка!

Получите индивидуальную и 100% свободную от плагиата бумагу всего за 3 часа

Приступим

322 специалисты онлайн

АПА-6

Справочник

ПсихологияПисьмо. (2023, 25 января). Сравнение теорий развития. Получено с https://psychologywriting.com/comparing-the-theories-of-development/

Ссылка

PsychologyWriting. (2023, 25 января). Сравнение теорий развития. https://psychologywriting.com/comparing-the-theories-of-development/

Процитированная работа

«Сравнение теорий развития». PsychologyWriting , 25 января 2023 г., психология.com/comparing-the-theories-of-development/.

Список литературы

ПсихологияПисьмо . (2023) «Сравнение теорий развития». 25 января.

Список литературы

ПсихологияПисьмо . 2023. «Сравнение теорий развития». 25 января 2023 г. https://psychologywriting.com/comparing-the-theories-of-development/.

1. ПсихологияПисьмо . «Сравнение теорий развития». 25 января 2023 г. https://psychologywriting.com/comparing-the-theories-of-development/.

Библиография

ПсихологияПисьмо . «Сравнение теорий развития». 25 января 2023 г. https://psychologywriting.com/comparing-the-theories-of-development/.

Теория развития личности Эрика Эриксона среди других подходов

Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона – одна из наиболее авторитетных и устоявшихся теорий развития личности. При этом важно понимать, какой подход он реализует, на какие вопросы отвечает, а на какие нет.

Развитие личности интересует не только психологов. Личностное развитие важно также для педагогов, которые развивают личность детей разного возраста, личностное развитие важно для бизнесменов, которые заинтересованы в развитии личности своих сотрудников, личностное развитие также важно для людей, которые хотят развивать свою личность.

Важно отметить, что концепция Э. Эриксона почти целиком находится в области психологии, в незначительной степени ориентируясь на педагогические потребности. Как А.В. Петровский писал:

» следует различать психологический подход к развитию личности и основанную на нем периодизацию возрастных этапов и педагогический подход к последовательному выделению социально обусловленных задач формирования личности на этапах онтогенеза.

Первый из них ориентирован на то, что реально выявляют психологические исследования на этапах возрастного развития в соответствующих конкретно-исторических условиях, что есть («здесь и сейчас») и что может быть в развивающейся личности в условиях целенаправленные воспитательные воздействия. Второй — на том, что и как должно сформироваться в личности, чтобы она отвечала всем требованиям, которые предъявляет к ней общество на данном возрастном этапе» (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, М.: ИНФРА-М, 19).98).

Однако в скрытой форме модель Эрика Эриксона предлагает некоторые педагогические решения. Перечисляя естественные этапы развития личности, общие для всех людей, Эриксон фактически подсказывает своим читателям, в каком возрасте они должны принимать какие решения, чтобы следующий этап их жизни прошел хорошо, а не криво. Поскольку нет никаких доказательств того, что такой выбор может быть сделан только бессознательно и не может быть сделан сознательно (в самом деле, почему бы и нет?), в модели Э. Эриксона есть некий замаскированный педагогический смысл.

С другой стороны, кажется, нет смысла изучать эту теорию тому, кто хочет стать Человеком с большой буквы, изучающим пути саморазвития и самосовершенствования личности. Личностное развитие может быть результатом как естественного, пассивного, так и активного личностного роста и развития личности, которое происходит в результате авторских инициатив самого человека.

При пассивном личностном росте интеллект и психологическая культура растут естественным образом, как растет человеческое тело. Наряду с телом медленно развивается интеллект, и постепенно, в течение жизни, закономерно формируется общая и психологическая культура. Психологическая картина этого процесса описывается разными психологами по-своему, но общая линия одна и та же: человек проходит свой естественный путь от детства к отрочеству, от юности к зрелости, а затем к старости.

E. Концепция развития личности Эриксона не является руководством для тех, кто хочет развиваться как личность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *