Эгоизм: что это, признаки здорового и нездорового, как избавиться
Слово «эгоист» чаще всего используют с осуждением или даже обвинением. Но на самом деле здоровый эгоизм полезен. Разбираемся, почему не стоит оценивать эгоизм однозначно негативно
- Что такое
- Каким бывает
- Здоровый и нездоровый
- Как избавиться
- Как общаться с эгоистом
Что такое эгоизм
Эгоизм — это модель поведения, при которой человек сфокусирован на личной пользе и выгоде, ставя свои интересы выше интересов других. Слово происходит от латинского ego — «я».
Эгоизм часто воспринимается как негативная черта. Эта установка уходит корнями в христианскую этику Средних веков, которая предполагала смирение перед богом, помощь ближним и аскетизм [1]. Но с развитием философской мысли в XVII-XVIII веках представление об эгоизме как об однозначно отрицательном явлении сменилось новой идеей. Мыслители осознали, что эгоизм — неотъемлемая человеческая черта.
Эгоизм традиционно противопоставляют альтруизму. Первым, кто это сделал, стал французский философ и социолог Огюст Конт. Согласно Конту, суть альтруизма в том, чтобы «жить для других», и именно альтруизм приведет к всеобщему счастью [4]. Но с этой трактовкой не соглашались многие мыслители. Британский философ Джон Стюарт Милль отвергал представление Конта о счастье для всех, добываемом самопожертвованием каждого. Он писал, что удовлетворение эгоистических склонностей является необходимой частью счастливой жизни и благоприятствует развитию доброжелательности к другим [5].
Три теории эгоизма
Исследователи Стэнфордского университета в своем обзоре основных философских концепций эгоизма выделяют психологический, этический и разумный [6].
Психологический эгоизм
Это описательная теория, которая фиксирует реальное поведение людей. Согласно этой концепции, человек всегда действует в собственных интересах, даже если он «маскирует» свою мотивацию выполнением долга или помощью другим. В рамках этой теории даже волонтерство объясняется эгоизмом. Помогающий делает жизнь других лучше, но и сам получает моральные дивиденды и в результате чувствует себя «хорошим».
Этический эгоизм
Эта теория, как и следующая, — нормативная. Они рассматривает, как человеку должно себя вести. Теория этического эгоизма утверждает, что следовать своим интересам нравственно, а не следовать им — наоборот. Никто не должен продвигать чьи-либо интересы, кроме своих. В рамках этой концепции, этичен даже тот эгоизм, который идет в ущерб благу других людей, если он идет на пользу самому индивиду.
Рациональный или разумный эгоизм
Согласно этой теории, быть разумным эгоистом правильно, потому что действовать в своих интересах — рационально. Эта теория предполагает, что человек должен совершать действие тогда и только тогда, когда он разумом понимает, что оно максимизирует его личный успех. При этом разумный эгоист не препятствует реализации разумного эгоизма других. Полное пренебрежение интересами других считается деструктивным и невыгодным для самого человека.
Особый вклад в теорию разумного эгоизма внес Николай Чернышевский, русский писатель, философ и один из лидеров революционного движения 1860-х годов. Он сформулировал концепцию разумного эгоизма в романе «Что делать?», написанном во время заключения в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Основная мысль Чернышевского в том, что личная выгода человека должна соответствовать общественным интересам или интересам всего народа. Именно таким ему виделось «светлое будущее», которое должны строить «новые люди», где «каждый думает больше всего о себе», но эгоизм используется как внутренний побудитель общественно-полезных поступков человека. Критики отмечали, что труд Чернышевского стал настольной книгой будущих российских революционеров и зародил в обществе эмоциональную динамику, которая в итоге привела к революции 1917 года [8].
В XX веке концепцию разумного эгоизма развивала американская писательница российского происхождения Айн Рэнд (урожденная Алиса Розенбаум). В романе «Атлант расправил плечи» и сборнике эссе под названием «Добродетель эгоизма» Рэнд отвергает жертвенную этику христианского наследия, утверждая, что человеку правильно жить своей собственной жизнью. По Рэнд, эгоизм — это добродетель, которой нужно следовать: «Человек всегда должен быть бенефициаром своего действия и действовать в своих собственных рациональных интересах». В одном из своих интервью она парировала вопрос журналиста о том, почему она финансово поддерживает своего супруга-художника, сказав, что делает это ради себя, помогая человеку, которого она любит [9].
Дилемма заключенного
Разницу между концепциями этического и разумного эгоизма легко понять на примере «Дилеммы заключенного» [10]. Эта модель помогает понять, почему концепция этического эгоизма, где каждый всегда думает только о себе, не работает в условиях реального общества. И почему в мире, который состоит из множества связанных между собой людей, более применима концепция разумного эгоизма.По условиям «Дилеммы заключенного», преступники А и Б находятся в тюрьме по подозрению в совместной краже. Изолировав их друг от друга, полиция предлагает им одинаковую сделку на следующих условиях:
- Если А признается в совершении преступления, а Б нет, А выйдет на свободу за помощь следствию, а Б сядет на 10 лет.
- Если Б признается, а А нет, он будет освобожден, а А получит 10 лет тюрьмы.
- Если оба признаются, оба получат пять лет.
- Если ни один не признается, оба получат два года.
Хотя оба преступника не могут угадать, что сделает второй, каждый понимает, что самым надежным индивидуальным вариантом будет признаться: тогда наихудшим исходом станет срок в пять лет. Руководствуясь этическим эгоизмом, они оба выбирают наиболее безопасный для себя вариант. Ирония заключается в том, что если бы они имели возможность договориться о совместной стратегии, каждый получил бы только по два года, хотя, казалось бы, и пренебрег личными интересами.
Смысл этого мысленного эксперимента прост: когда каждая из сторон преследует только собственные интересы, не принимая в расчет других, результат выходит хуже, чем при поиске лучшего решения через сотрудничество с окружающими.
Стратегия рационального эгоизма предполагает взаимодействие человека с другими и допускает отказ от сиюминутной выгоды ради желаемой цели. В результате разумный эгоизм каждого приводит к более выгодному для всех итогу.
Здоровый эгоизм
Идею, что эгоизм бывает полезен, переняла из философии современная психология. В наши дни психологи часто прибегают к понятию здорового эгоизма. Впервые это понятие предложил Абрахам Маслоу, автор знаменитой Пирамиды потребностей [11]. По Маслоу, здоровый эгоизм — это уважение к себе и забота о собственном здоровье, личностном росте, счастье, радости и свободе. Именно о здоровом эгоизме идет речь в известном примере о том, что в условиях чрезвычайной ситуации на борту самолета необходимо сначала надеть кислородную маску на себя, а потом помогать окружающим.
«Когда удовлетворены наши личные потребности, у нас становится больше сил, улучшается настроение, мы чувствуем себя в большей безопасности. Человеческий мозг так устроен, что неудовлетворенность, обида, раздражение и тревога вызывают у нас ощущение угрозы. Все ресурсы организма в этот момент направлены на обретение безопасности и спасения от этой угрозы — реальной или субъективной».
Когда человек доволен, здоров и в безопасности, у него как бы освобождается место в голове для заботы об окружающих, сотрудничества и взаимопомощи. Здоровый эгоизм выражается в форме заботы о себе и своем благополучии, удовлетворении своих потребностей, таких как признание, безопасность и отдых. Это — эгоизм, поскольку речь идет о личных интересах человека, но при этом есть миллионы способов сделать хорошо себе, не причиняя вреда окружающим».
Признаки нездорового эгоизма
Специалисты отмечают следующие признаки нездорового эгоизма:
- нежелание помогать людям без явной выгоды для себя в сочетании с ожиданием безвозмездной помощи от других;
- неприятие компромиссов и альтернативного мнения — либо «по-моему», либо никак;
- уверенность в собственном праве критиковать действия других людей;
- убежденность, что если что-то не получается, это ошибка других; отказ от ответственности за неудачи.
Если вы подозреваете, что можете быть нездорово эгоистичным, Дарья Сучилина советует посмотреть на качество отношений с окружающими. Она предлагает следующее:
-
Нарисовать «карту» своих отношений — расположить себя в центре листа бумаги и отметить остальных людей из своей жизни на том же листе ближе или дальше, в зависимости от того, насколько ваши отношения доверительные и близкие. Если окажется, что вы в центре в одиночестве, а все остальные люди где-то на периферии, то вам, возможно, имеет смысл чаще вспоминать о них, а не о себе.
-
Спросить людей, которым вы доверяете и которых считаете своими друзьями, как они оценивают вас. Честную обратную связь получать сложно и страшно, но очень важно, чтобы увидеть чуть более объективную картину.
-
Составить список ситуаций, в которых вы кому-то помогли, заметив их проблемы или боль, или просто сделали безвозмездное доброе дело. Этот список тоже даст понять, насколько в вашей жизни есть место альтруизму и состраданию.
Как избавиться от эгоизма (или жить с ним)
Для начала важно проанализировать природу своего эгоизма. И определив, здоровый он или деструктивный, понять, стоит ли от него избавляться.
Дарья Сучилина предлагает следовать принципам Терапии, сфокусированной на сострадании (CFT). Это предполагает, в частности, быть чувствительнее к своему и чужому дискомфорту, боли и страхам. Хорошая новость в том, что чувствительность и мудрость — это навыки, которым можно обучаться.
Дарья Сучилина:
«Иногда бывает важно начать с себя, потому что в нашей культуре сострадание и помощь другим воспринимаются как социально приемлемые, а самосострадание расценивается как нездоровый эгоизм и потакание своим слабостям. Однако, порой нам нужно заметить собственную боль и помочь себе, чтобы накопить сил и готовности для совершения альтруистических поступков».
По словам Сучилиной, чтобы освоить сострадание к другим, стоит чаще задавать людям вопросы об их настроении и самочувствии, об их желаниях и нуждах. Кроме того, имеет смысл читать истории о человеческой доброте и взаимопомощи, чтобы вдохновляться чужими примерами. И самое главное — начать совершать добрые дела, чтобы получать новый опыт, приносящий удовлетворение.
Правила поведения с эгоистом
Для наиболее комфортного взаимодействия с людьми, которые ведут себя излишне эгоистично, психологи предлагают следующее:
- Использовать в разговоре факты, а не эмоции; не спорить и не доказывать свою правоту.
- Не пытаться объяснить себе, почему другой человек позволяет себе такое поведение — иногда рационального объяснения не существует.
- Не принимать ничего из сказанного таким человеком близко к сердцу.
- Направлять чужой эгоизм в выгодное для себя русло, предлагая «бартерное» сотрудничество.
При этом, как отмечает Дарья Сучилина, не существует патологического диагноза «эгоист», который бы заставлял людей причинять зло окружающим. Она советует не вешать на людей ярлыки: «Не бывает эгоистов и альтруистов в чистом виде, во всех нас есть разные виды мотивации. И в каждом конкретном случае нам всем приходится решать, что нам важно, какими ценностями мы будем в этом общении руководствоваться и каких целей нам надо вместе достичь. Иногда с эгоистами даже проще иметь дело, потому что им можно предлагать какие-то выгодные сделки».
Сталкиваясь с нездоровым эгоизмом, важно понимать, что такое поведение продиктовано исключительно личным эго человека. А значит, не имеет смысла воспринимать поступки эгоиста на свой счет, и тем более, переживать из-за них. Разумный подход — не поддаваться на провокации и минимизировать воздействие чужого деструктивного поведения. Другими словами, самому проявлять здоровый эгоизм: не потакать чужим слабостям в ущерб себе.
«Я» в центре мира: эгоизм vs эгоцентризм
Быть эгоистом — это плохо? Однозначно ответить на этот вопрос трудно. Некоторые философы, например Шопенгауэр, считали, что человек по своей природе эгоистичен и это нельзя изменить. Одной из решающих идей стала концепция «рационального эгоизма», согласно которой удовлетворение собственных потребностей и интересов может приносить пользу другим. Т&Р рассказывают о видах эгоизма и его признаках, а также объясняют, чем это понятие отличается от эгоцентризма.
Виды и признаки эгоизма
Эгоизм связан с себялюбием, чрезмерной заботой о своем «я» и собственных интересах. В философии это понятие противопоставляется альтруизму. Эгоисты способны понимать других людей и рассматривать чужие точки зрения, но они не будут действовать в ущерб себе и не пойдут на компромисс, если это доставляет им дискомфорт.
В философии эгоизм рассматривали как разрушающее чувство, но в то же время некоторые мыслители предполагали, что все люди по своей природе эгоистичны и главный вопрос заключается в том, как эта черта проявляется и как эти действия влияют на других. Например, Артур Шопенгауэр утверждал, что эгоизм — основа поведения как животного, так и человека. В этической концепции Чернышевского появилась концепция «разумного эгоизма» как «свободного подчинения личной выгоды общему делу, от успеха которого выигрывает в конечном счете и личный интерес индивида».
Зигмунд Фрейд также считал, что все люди эгоистичны, и понимал эгоизм как стремление индивида удовлетворить свои естественные потребности. Психоаналитик отмечал, что наиболее эгоистичными являются маленькие дети, так как они всегда стремятся любой ценой достичь желаемого, а привязанность к родителям объясняется тем, что именно они способны помочь им в этом.
Характеристики эгоиста:
Ставит себя выше других
Воспринимает мир как место, где постоянно нужно бороться за свои интересы и внимание
Понимает эмоции других людей, но переживания других вряд ли повлияют на принятое им решение
Осознает, что причиняет вред другим, но считает, что это необходимо в конкретной ситуации
Его раздражает, если другим уделяют больше внимания
Виды эгоизма
Этический
Этический эгоизм предполагает, что с моральной точки зрения человек должен совершить какое-то действие только тогда, когда его выполнение максимизирует его личные интересы. Согласно этой концепции, продвижение собственного блага согласуется с моральными принципами. При этом нужно обращать внимание и на других: сотрудничество необходимо, чтобы получить желаемые блага. Адам Смит в своей работе «Богатство народов» отмечал, что стремление к получению благ дает благо обществу в целом, так как сами люди, как правило, лучше понимают собственные интересы, чем власти.
Психологический
Согласно теории психологического эгоизма, каждый человек всегда стремится только к одному — к благополучию. Однако под ним может подразумеваться как получение личного удовольствия, так и благополучие других людей.
Согласно концепции психологического эгоизма, помощь другим возможна, но, скорее всего, благие поступки также совершаются из эгоистичных побуждений, а не альтруистических
Разумный (рациональный)
Согласно этой концепции, человек должен совершить какое-то действие только тогда, когда его выполнение максимизирует личные интересы и не наносит ущерба остальным.
Идеи разумного эгоизма начали развиваться в Новое время. В полном объеме эта концепция была представлена в романе Чернышевского «Что делать?». Основная идея заключалась в том, что личная выгода индивида должна соответствовать общественным интересам, связанным с интересами трудового народа. В XX веке эту концепцию развивает американская писательница и философ Айн Рэнд в сборнике эссе «Добродетель эгоизма». Она связывала разумный эгоизм с рационалистическим мышлением и объективизмом в этике.
«Жизнь организма — это ценностный стандарт: то, что способствует продолжению жизни, — добро, то, что ей угрожает, — зло». Айн Рэнд. «Добродетель эгоизма»
В отличие от этического и психологического типов эгоизма, рациональному нужны аргументы и поводы для совершения любых действий. Если под эгоистом подразумевают человека, пренебрегающего интересами других людей, то «разумные эгоисты» обычно отмечают, что такое отношение, на самом деле, невыгодно человеку и разрушает его самого. Так, разумный эгоизм — это умение жить в соответствии с собственными интересами и потребностями и при этом не противоречить интересам других.
Понятие эгоцентризма и его отличие от эгоизма
Эгоцентризм понимается как крайняя форма эгоизма. Это отношение к миру, которое характеризуется сосредоточенностью исключительно на своем «я». В философии это понятие граничит с солипсизмом — позиция, согласно которой человек признает собственное индивидуальное сознание в качестве единственной реальности и отрицает объективную реальность. В определении универсальной энциклопедии «Британники» дается яркий пример проявления эгоцентризма: играющий ребенок закрывает глаза и радостно восклицает: «Вы меня не видите!»
Швейцарский психолог и биолог Жан Пиаже один из первых изучал эгоцентризм у детей и наблюдал за их развитием, отмечая период, когда они выходят из состояния эгоцентризма и приходят к пониманию того, что другие люди также имеют свои желания и потребности. Согласно исследованиям Пиаже, младенец на сенсомоторной стадии эгоцентричен. На предоперационной стадии (от двух до семи лет) дети начинают понимать, что могут быть альтернативные взгляды, но пока что они не осознают, что может быть разное отношение к одному и тому же объекту. Дети преодолевают эгоцентризм, когда достигают операциональной стадии и начинают понимать чужие точки зрения. Теория когнитивного развития Пиаже подразумевает, что к семи годам эгоцентризм практически не проявляется.
Признаки эгоцентрика
Не способен поставить себя на место другого человека
Ставит себя в центр всех событий
Не интересуется окружающим миром
Воспринимает других людей как второстепенных персонажей
Придерживается правила «добиться любой ценой»
Не замечает причиняемых им неудобств, потому что не думает о других
Не осознает влияние своего поведения на других людей
Может считывать жесты и эмоции, но не интересуется внутренним миром других людей
Чаще всего не чувствует вины
Ищет причину проблемы во внешнем мире и не признает собственную вину
«Эгоцентризм отличается от эгоизма, представляющего собой прежде всего моральную ценностную ориентацию личности и проявляющегося в корыстном поведении вопреки интересам других людей. Эгоист может осознавать цели и ценности окружающих, но намеренно пренебрегает ими; таким образом, он может и не быть эгоцентричным.
Эгоцентрик же может вести себя как эгоист, но не обязательно потому, что он противопоставляет свои интересы интересам другого, а потому, что чужую позицию он не воспринимает, будучи целиком сконцентрирован на собственных интересах».
Популярная психологическая энциклопедия. Сергей Степанов
Основные отличия эгоизма от эгоцентризма:
Эгоцентрик, в отличие от эгоиста, даже не стремится выслушать чужую точку зрения
Эгоисты имеют более реалистичный взгляд на мир, чем эгоцентрики, благодаря пониманию других людей
Эгоисты намеренно пренебрегают интересами других, в то время как эгоцентрики это совершают потому, что они не способны распознать чужие мнения и взгляды
Эгоцентризм наиболее ярко проявляется в детском возрасте, эгоизм — на протяжении всей жизни
Эгоцентризм — крайняя форма проявления эгоизма
Любовь Карась
Теги
#поведение
#психология
#природа человека
#философия
#эгоизм
Этический эгоизм: Мораль эгоизма – Философия на 1000 слов: Вводная антология
Автор: Натан Нобис
Категория: Этика 02 Эгоизм часто считается пороком, а эгоистичные действия часто считают ошибочным. Но иногда мы должны делать то, что лучше для нас самих: в некотором смысле мы иногда должны быть эгоистичными.
Этическая теория, известная как этический эгоизм , утверждает, что морально мы всегда обязаны делать то, что отвечает нашим собственным интересам. Мнение не в том, что мы эгоистичны — это психологический эгоизм [1] — но что мы должны быть.
В этом эссе исследуется этический эгоизм и основные аргументы за и против него.
Нарцисс1. Понимание эгоизма
Эгоистичные люди часто имеют неприятные наклонности по отношению к другим людям, но этический эгоизм обычно препятствует этому: такой эгоизм редко идет нам на пользу, особенно в долгосрочной перспективе. И эгоизм не означает, что мы никогда не помогаем другим: эгоисты могут быть весьма щедры.
Однако эгоизм влечет за собой то, что делает поступать так правильно, когда это правильно, так это то, что это для нашей собственной выгоды: это делает нас лучше. Итак, если вы должны помочь кому-то другому, это только потому, что это было бы полезно для вас; и если вы должны воздерживаться от причинения вреда кому-то, это тоже только потому, что это делается для вашей же пользы.
2. Почему Эгоизм?
2.1. Люди лучше знают себя
Некоторые эгоисты утверждают, что, поскольку каждый из нас лучше всех знает свои собственные желания и потребности, каждый должен сосредоточиться на себе: люди, вмешивающиеся в жизнь других людей, обычно плохо себя чувствуют.
2.2. Уникальная ценность вашей собственной жизни
Кроме того, некоторые утверждают, что эгоизм однозначно признает ценность жизни и целей отдельных людей. Другие этические теории могут требовать альтруистических жертв своими интересами ради других людей или абстрактных стандартов, тогда как эгоисты утверждают, что у каждого человека есть своя жизнь, чтобы жить для себя , а не для кого-то или чего-то другого. [2]
2.
3. Эгоистическое объяснение правильного и неправильногоНаконец, некоторые эгоисты утверждают, что их теория лучше всего объясняет то, что делает неправильных действий неправильными, а правильные действия правильными. Кантианцы говорят, что дело в том, используется ли кто-либо как «простое средство»; консеквенциалисты говорят, что это последствия действия; эгоисты говорят, что именно так чьи-то действия влияют на их личные интересы. [3]
Давайте ответим на эти аргументы, рассмотрев некоторые возражения.
3. Почему не эгоизм?
3.1. Эгоизм и то, что хорошо для всех
Во-первых, в ответ на утверждение о том, что эгоизм желателен, потому что каждый, кто примет его, будет полезен для всех, мы должны заметить, что это не эгоистичный аргумент, так как мотивирующей заботой являются интересы каждого , которые не важны, если эгоизм истинен: для вас должны иметь значение только вы .
И действительно ли мы всегда «мешаем» людям, когда помогаем им — скажем, пытаемся помочь накормить людей, которые умирают от голода или живут в крайней нищете, — как говорят некоторые эгоисты?
3.
2. Эгоизм и противоречияОдно возражение предполагает, что этические теории должны помогать разрешать конфликты: например, для консеквенциалистов, кто должен победить на президентских выборах? Тот, кто произведет наилучшие последствия в качестве президента. Эгоисты, однако, говорят, что каждый кандидат должен делать то, что в его интересах, то есть победить на выборах. Но, возражают критики, они оба победить не могут, поэтому эгоизм требует невозможного, так что это не может быть правильно. [4]
Эгоисты могут возразить, что не все могут поступать правильно: если ты выигрываешь, то поступаешь правильно; если вы проиграли, вы поступили неправильно.
Они также могут использовать это возражение для утончения эгоизма: вы должны пытаться делать то, что лучше для вас, не обязательно достигать этого. Фактический успех часто бывает трудным, но каждый может попытаться.
3.3. Эгоизм и несправедливость к другим ради собственной выгоды
Еще одно возражение подводит нас к сути дела. Представьте себе:
Счет по вашей кредитной карте должен быть выставлен сегодня вечером, но вы не сможете оплатить всю сумму до следующего месяца, поэтому с вас будут начислены проценты и штраф за просрочку платежа.
Вы только что видели, как кто-то случайно оставил свой кошелек на скамейке в парке, из которого свисала куча наличных денег. Вы видели, куда они пошли, но вы могли взять наличные, чтобы оплатить счет, и никто никогда не узнал бы.
Кроме того, вы знаете пожилого человека, который всегда носит с собой много денег на вечерней прогулке. Вы знаете, что можете ограбить их, оплатить счет, уж точно никогда не попасться, а потом купить ужин в модном ресторане.
Если истинен этический эгоизм, то не только можно дозволено брать бумажник и грабить кого-то, вы должны : а не делать это было бы неправильно, так как эти преступления совершаются в ваших личных интересах. (Если вы почувствуете себя виноватым, делая это, эгоисты ответят, что вы не должны этого делать, поскольку, по их мнению, вы не сделали ничего плохого. ) аргумент в 2.3 терпит неудачу: эгоизм делает , а не лучше всего объясняют наши моральные обязательства даже если мы иногда должны делать то, что лучше для нас самих.
Эгоист может ответить, что мы просто , предполагая, что их теория ложна: они не согласны с тем, что мы не должны красть бумажник и воздерживаться от нападения. [5]
Но мы ничего не «предполагаем»: у нас просто больше оснований полагать, что нападение с целью личной выгоды неправильно , чем то, что эгоизм истинен . Вспомним, что расисты и сексисты тоже не согласны с тем, что их формы дискриминации неверны, но это не оправдать расизм или сексизм. Люди иногда придерживаются ложных моральных взглядов; это может относиться к эгоистам.
3.4. Эгоизм и дискриминация
Наконец, расисты и сексисты считают, что люди из их группы имеют право на особые привилегии и даже имеют право причинять вред людям, не принадлежащим к их группе. Нечто подобное думают и эгоисты, но о себе : вред, который они допускают и причиняют другим людям, просто не имеет значения.
А есть что-нибудь о чьей-либо расы, пола или самого себя, что оправдывает плохое обращение с другими? Нет, значит, эгоизм — это форма предубеждения в пользу собственной группы из одного, вас . [6] Это возражение согласуется с аргументом 2.2, что каждый действительно имеет свою жизнь, но исправляет это тем, что имеет значение жизнь каждого, а не только жизни эгоиста.
4. Заключение
Поступать правильно иногда в наших собственных интересах. Однако, если приведенное выше обсуждение верно, то, что действие приносит нам пользу, никогда не является единственной причиной его правильности. И, что более важно, если действие равно , а не в наших собственных интересах, тем не менее мы можем быть обязаны это сделать. [7]
Есть и другие рассуждения об эгоизме. Их рассмотрение может быть в наших личных интересах. Должны ли мы?
Примечания
[1] Психологический эгоизм представляет собой эмпирическое, научное, наблюдательное или описательное утверждение о наших мотивах: все, что мы делаем, является попыткой сделать себя лучше .
Проблема, однако, в том, что этому утверждению нет надежных научных доказательств. Нам иногда эгоистичны или преследуют собственные интересы, но какие наблюдения могут показать, что мы всегда эгоистичны? Наши многочисленные мотивы никогда не были должным образом исследованы, чтобы заключить что-либо подобное: более того, часто бывает трудно окончательно определить, каковы чьи-либо мотивы, тем более что мотивы часто смешиваются.
Сторонники психологического эгоизма просто не имеют таких доказательств, да и не могли иметь таких доказательств, поэтому точка зрения обычно предлагается как своего рода догма или неподтвержденная гипотеза, и поэтому не должна приниматься.
Стоит, однако, отметить, что если психологический эгоизм был истинен (а мы всегда делали то, что считаем нужным в наших собственных интересах), и этический эгоизм были истинны (и поэтому мы должны делать то, что в наших силах корысти или попытаться), то мы всегда будем делать то, что правильно, и не сможем сделать ничего плохого, мы всегда будем делать то, что в наших интересах. Поскольку кажется очевидным, что мы не всегда делаем то, что правильно, или даже пытаемся, по крайней мере одна из этих теорий ложна, если не обе.
Кроме того, если бы психологический эгоизм был правдой, то, поскольку большинство других этических теорий требуют некоторого альтруизма (то есть действий, приносящих пользу другим, ради них самих), эти другие теории требуют невозможного. А поскольку некоторые из нас иногда кажутся альтруистами, психологический эгоизм кажется ложным.
Кроме того, поскольку этические эгоисты советуют делать выбор, который принесет нам пользу, это признает, что мы можем потерпеть неудачу в этом, и даже не пытаться, что предполагает, что даже этические эгоисты признают, что психологический эгоизм ложен.
[2] Описание этого и связанных с ним вопросов см. в Rand (1964).
[3] Для введения в эти теории см. «Деонтология: кантианская этика» Эндрю Чепмена и «Консеквенциализм» Шейна Гронхольца.
[5] Эгоисты могут счесть это ответом на их теорию, вызывающим вопросы. «Задать вопрос» — значит предложить аргумент, который каким-то образом предполагает заключение аргумента как предпосылку: это тип кругового рассуждения. Так вот обвинение в том, что этот ответ предполагает , что эгоизм ложен, утверждая, что эгоизм ложен. В основном тексте этого эссе я отвечаю на это обвинение и объясняю, почему этот аргумент против эгоизма не вызывает вопросов.
[6] Этот аргумент был разработан Джеймсом Рейчелсом (1941-2003). Его последнюю презентацию см. в Rachels and Rachels (2019). Помимо расизма и сексизма, еще одной потенциальной формой дискриминации, которую можно сравнить и противопоставить эгоизму, является «видовщина»: см. «Видение» Дэна Лоу для обсуждения.
[7] Родственные, но более тонкие этические вопросы, помимо эгоистического вопроса о том, должны ли придавать какое-либо моральное значение или моральный вес другим, заключаются в том, можем ли мы когда-либо и в какой степени оправданно «пристрастен» к чьим-либо интересам: например, могу ли я допустимо действовать таким образом, чтобы благоприятствовать интересам моей семьи и близких, а не интересам, скажем, незнакомых людей? Для введения в эти вопросы см. (Im) пристрастность Шейна Гронхольца.
Ссылки
Байер, Курт. «Этический эгоизм и межличностная совместимость». Философские исследования , том. 24, нет. 6, 1973, стр. 357–368.
Рэнд, Айн. Добродетель эгоизма: новая концепция эгоизма . Нью-Йорк: Новая американская библиотека, 1964.
Рэйчелс, Джеймс и Рэйчелс, Стюарт. Элементы моральной философии , 9-е издание (1986 г., 1-е издание). Boston: McGraw-Hill, 2019.
Для дальнейшего чтения
Шейвер, Роберт, «Эгоизм», Стэнфордская философская энциклопедия (весеннее издание 2019 г.), Эдвард Н. Залта (ред.).
Мозли, Александр, «Эгоизм», Интернет-энциклопедия философии .
Похожие эссе
Деонтология: кантианская этика Эндрю Чепмена
Консеквенциализм Шейна Гронхольца
(Не)пристрастность Шейна Гронхольца
Зачем быть нравственным? Мысленный эксперимент Платона «Кольцо Гигеса», Спенсер Кейс
Счастье, Кики Берк
Смысл жизни: что делает нашу жизнь значимой? Мэтью Пианальто
Этика и абсолютная бедность: Питер Сингер и эффективный альтруизм Брэндон Беш
Африканская этика убунту Таддеус Мец
Специзм Дэн Лоу
Эволюция и этика Майкл Кленк
9 0002 Теория общественного договора Дэвида Антонини«Теория справедливости» Джона Роулза Бена Дэвиса
Скачать PDF
Скачать это эссе в формате PDF.
Об авторе
Натан Нобис — профессор философии в Морхаус-колледже, Атланта, Джорджия. Он является автором книги Животные и этика 101 , соавтором книги Критическое мышление об аборте , соавтором книги Права шимпанзе и автором или соавтором многих других статей, глав и обзоров по философии и этика. www.NathanNobis.com
Следите за 1000-Word Philosophy на Facebook и Twitter и подпишитесь на уведомления о новых эссе по электронной почте: 1000WordPhilosophy.comНравится:
Нравится Загрузка…
Этический эгоизм | Определение, примеры, аргументы и факты
- Ключевые люди:
- Томас Гоббс Генри Сиджвик
- Похожие темы:
- этика вселенский эгоизм
Просмотреть весь связанный контент →
этический эгоизм , в философии, этическая теория, согласно которой принятие моральных решений должно руководствоваться исключительно личным интересом. Этический эгоизм часто противопоставляется психологическому эгоизму, эмпирическому утверждению, что продвижение личных интересов является основным мотивом всех человеческих действий.
Большое преимущество этического эгоизма перед другими нормативными теориями заключается в том, что он позволяет избежать любого возможного конфликта между личным интересом и моралью. Во-вторых, она делает моральное поведение рациональным по определению (при правдоподобном предположении, что рационально преследовать собственные интересы).
More From Britannica
этика: этический эгоизм
Можно различать две формы этического эгоизма. Позиция индивидуального этического эгоиста может быть выражена так: «Все люди должны делать то, что в моих интересах». Это действительно этический эгоизм, но он не может быть универсализирован (поскольку он существенно отсылает к конкретному индивидууму). Таким образом, возможно, это вовсе не этический принцип. Точно так же, с практической точки зрения, отдельный этический эгоист вряд ли сможет убедить других следовать курсу действий, который так явно предназначен для пользы только того человека, который его отстаивает.
Всеобщий этический эгоизм выражается в таком принципе: «Все люди должны делать то, что в их собственных интересах». В отличие от индивидуального принципа, этот принцип универсален. Более того, многие эгоистичные люди могут быть склонны принять его, потому что он, по-видимому, оправдывает действия в соответствии с желаниями, которые традиционная мораль может помешать удовлетворить. Универсальный этический эгоизм иногда подхватывают популярные писатели, в том числе историки-любители, социологи и философы, которые провозглашают его очевидным ответом на все беды общества; их взгляды обычно принимаются значительной частью населения. Американская писательница Айн Рэнд – пожалуй, лучший пример такого рода авторов 20 века. Ее версия этического эгоизма, изложенная в романе Атлас расправил плечи (1957) и Добродетель эгоизма (1965), сборник эссе, представляли собой довольно запутанную смесь призывов к личным интересам и предположений о больших выгодах для общества, которые могут быть получены в результате ничем не ограниченного эгоизма. заинтересованное поведение. В основе этой версии лежало молчаливое предположение о том, что подлинные личные интересы не могут служить лжи, воровству, мошенничеству или другим подобным антиобщественным действиям.
Как показывает этот пример, то, что начинается как защита универсального этического эгоизма, очень часто превращается в косвенную защиту консеквенциализма: утверждение состоит в том, что всем будет лучше, если каждый человек будет делать то, что в его или ее собственных интересах. Этические эгоисты практически вынуждены делать это требование, ибо в противном случае парадокс в том, что они вообще защищают этический эгоизм. Такая пропаганда противоречила бы самому принципу этического эгоизма, если только этические эгоисты не получают выгоду от того, что другие становятся этическими эгоистами. Если их интересы таковы, что им будет угрожать чужое преследование их собственных интересов, то им лучше защищать альтруизм и держать в секрете свою веру в этический эгоизм.
К несчастью для этического эгоизма, утверждение о том, что всем будет лучше, если каждый человек будет делать то, что в его собственных интересах, неверно. Об этом свидетельствуют мысленные эксперименты, известные как «дилеммы заключенного», которые играли все более важную роль в дискуссиях по этической теории в конце 20-го века (см. также теория игр). Базовая дилемма заключенных представляет собой воображаемую ситуацию, в которой двое заключенных обвиняются в совершении преступления. Если один признается, а другой нет, то тот, кто признается, будет немедленно освобожден, а тот, кто не признается, будет заключен в тюрьму на 20 лет. Если ни один из них не признается, каждый будет задержан на несколько месяцев, а затем освобожден. А если оба сознаются, то каждого посадят в тюрьму на 15 лет. Далее оговаривается, что заключенные не могут общаться друг с другом. Если каждый из них решит, что делать, исходя исключительно из корысти, каждый поймет, что для него лучше сознаться, чем не сознаться, что бы ни делал другой заключенный. Парадоксально, но когда каждый заключенный действует эгоистично, т. е. как этический эгоист, в результате обоим становится хуже, чем было бы, если бы каждый действовал сообща.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчасХотя пример может показаться странным, аналогичные ситуации в больших масштабах случаются довольно часто. Рассмотрим дилемму пассажира. Предположим, что каждый пассажир находит личный автомобиль немного более удобным, чем автобус, но когда каждый пассажир водит машину, движение становится чрезвычайно перегруженным. Таким образом, всем лучше в ситуации, когда все ездят на автобусе, чем в ситуации, когда все ездят на машине. Однако, поскольку частные автомобили несколько более удобны, чем автобусы, и поскольку на общий объем движения не влияет заметное влияние еще одного автомобиля на дороге, в интересах каждого пассажира продолжать движение. Таким образом, по крайней мере на коллективном уровне эгоизм обречен на провал — вывод, хорошо сделанный английским философом Дереком Парфитом в Причины и лица (1984).
Тот факт, что этический эгоизм коллективно обречен на провал, не означает, что это неправильно.