Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Это система отношений и ценностей: Ценностная система личности − высший уровень социальной регуляции — Социосфера

Ценностная система личности − высший уровень социальной регуляции — Социосфера

Система ценностей выступает как интегрированная основа культу­ры, отдельной личности, социальной группы, нации, всего человечества. Разрушение ценностной основы рассматривается как кризис личности, общества, культуры. Ни одна из национальных культур не смогла искоре­нить различие темпераментов, но способствовала формированию стерео­типов восприятия национальных характеров. Ценности – важнейшие ком­поненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами. Их суще­ствование укоренено в экзистенциальной активности субъекта культурно­го творчества, его диалоге с другими людьми, ориентированном не только на область сущего, но и на значимое, нормативно должное [4, с. 141].

С изменением общественных отношений происходит переоценка ценностей. В рамках той или иной концепции у человека формируется оп­ределенный набор ценностных ориентаций, иерархическая структура, ко­торая динамична, ценности выступают как интегративная основа как для отдельно взятого индивида, так и для любой, независимо от ее количест­венного состава, социальной группы, культуры, нации, всего человечества.

Разрушение ценностной основы связано с кризисом как отдельно взятой личности, так и общества, культуры, но не с окончательной гибелью, а ее возрождением через обновление ценностей и преобразование старых. Тем не менее, ценностная система личности выступает в качестве высшего уровня социальной регуляции.

Ценностные ориентации человека выступают как цементирующее основание в поведении людей, обеспечивающее их взаимодействие и оп­ределяющие социальные и культурные интересы личности.

Изучая социальные и культурные ценности в процессе развития различных культур, многие исследователи пришли к выводу: понимание культуры вне соответствующей ценностной системы невозможно. Так, Д. Ли в разных культурах различает ценности вообще (а value) и ценности конкретной культуры (system of values). Первые ценности, по его мнению, воспринимаются как некоторое ощущение значимости и осмысления си­туации и не всегда осознаваемое руководство к действию, а вторые служат основой для индивидуального выбора и ценностных суждений.

Но сущест­вует и такая точка зрения, согласно которой некоторые элементы культу­ры в форме культурных архетипов, связанных с менталитетом, все же на­следуются генетически.

«Отрицательных ценностей» нет и, следовательно, определение куль­туры посредством термина «ценностей» является узким и односторонним. Между тем в понятии «ценности» заключен не только позитивный смысл. Наряду с положительными ценностями существуют ложные ценности, цен­ности абсурдные, псевдоценности и антиценности и т. д.

Развитие культуры и приращение новых ценностей проходит через плотное сито традиций. В ходе такого отбора ценностей, основанном на длительной их адаптации к господствующим культурообразующим ком­понентам, формируется ядро культуры, основное содержание которого пе­редается от поколения к поколению и остается неизменным. Благодаря такой консервативности, каждая отдельно взятая культура имеет свое ли­цо, свою ценностную определенность и неповторимость.

Существуют многочисленные типологии ценностей. Так, согласно одной из них, ценности подразделяются на четыре категории. К первой группе относится ценностная способность вещей и идей выступать средст­вом удовлетворения потребностей человека или социальной группы; вто­рая группа составляет значимость вещей и идей для жизнедеятельности субъекта; третья группа связывается со специальной формой проявления ценностного отношения между субъектом и объектом; специфика четвер­той группы определяется посредством ценностных форм индивидуального и общественного сознания, выступающих в виде идеалов, норм, побужде­ний и т. д. Усвоение личностью этих ценностей включает в себя два мо­мента. Во­первых, объектно­содержательный, когда субъект осознает и выделяет себя как личность, а ценности обусловливают определенное «ви­дение» окружающей действительности, в основе которого лежит установ­ка, готовность к восприятию «значимой» действительности.

Во­вторых, субъектно­содержательный момент усвоения ценностей, с которым связы­вается их отбор и выбор, формирование внутренней системы ценностных ориентаций личности.

Система ценностных ориентации личности включает три компонен­та: 1) когнитивный, или познавательный, который связан с выражением взглядов, мнений, интересов, убеждений личности; 2) эмоциональный, характеризующийся степенью значимости ценностей; 3) поведенческий, отражающий готовность к тому или иному виду действия. Их усвоение и содержание зависят от типа личности (биогенетической основы и социа­лизации). В усвоении тех или иных ценностей человек проявляет избира­тельность, что обусловлено его психосоциальной природой и системой уже сложившихся ценностей определенной культуры. Фактически усвоение ценностей культуры есть процесс социализации индивида, способ адапта­ции личности.

Культура представляет собой динамическую систему. При относи­тельной устойчивости отдельных ее элементов происходят те или иные изменения в ходе ее развития. Наиболее изменчива система традицион­ных ценностей, что проявляется в приращении новых культурных ценно­стей, отбрасывании некоторых «старых ценностей». Ценностные ориента­ции личности тоже динамичны, их устойчивость относительна. Так, изме­нение общественных отношений приводит к переоценке ценностей. Мно­гое из того, что считалось абсолютным и непреложным, зафиксированным в культуре в форме ценностных идеалов, культурных стереотипов, видо­изменяется и проявляется в формировании новых ценностных ориентаций личности. Более устойчивые ценностные ориентации личности связаны с усвоением традиционных ценностей культуры в виде общечеловеческих ценностей, относящихся к уровню «высокой культуры». Менее устойчи­вые, меняющиеся ценностные ориентации личности связаны с усвоением новых культурных образований, относящихся к уровню массовой культуры («низовой культуры»).

Таким образом, некоторые особенности и функции ценностно­смысловой организации сознания каждой отдельной личности, прояв­ляющиеся в различных типах коммуникационных воздействий (внешних и внутренних), присущи любой культуре и определяют ее ценности, будь то предмет материальной или духовной культуры, ее включенность в со­циально­коммуникативный процесс, в процессе общей жизнедеятельности человека.

Итак, актуализация ценностных ориентаций личности в межлично­стном общении связана с наполнением конкретным содержанием его мо­тивационно­смысловой сферы. Ценностные ориентации личности высту­пают как средство выбора и отбора социальных и культурных форм обще­ния, регулируют взаимоотношения индивида с группой, обществом, спо­собствуют ее самореализации.

Если социальные ценностные ориентации этнических общностей кристаллизуются, прежде всего, в религиозных верованиях, то возникает вопрос о том, в каком соотношении находятся понятия «менталитет» и «религия»? Как нам представляется, выбор религии опосредован влияни­ем тех ментальных структур общественного сознания этнических общно­стей, образование которых есть результат воздействия природных и со­циокультурных факторов. Религия же, став фактором этнического созна­ния, во многом определяет такой элемент менталитета, как социальный контекст. Естественно, принятие христианства тогдашней Русью не было безболезненным актом.

Так, например, в Новгороде сохранилась легенда о введении там христианства епископом Иокакимом Корсунянином и кня­жескими воеводами Добрыней и Путятой, когда «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем» [6, с. 18]. Таким образом, принятие христианства Киев­ской Русью, мы считаем, во многом было предопределено особенностями менталитета той этнической общности, которая составляла ее население. Но, если рассматривать роль православия по отношению к этнической общности, образовавшейся в Московской Руси (великороссам), то нам представляется, что именно тогда этот социокультурный ген выполнил, по выражению И. Экономцева, роль «духовной закваски русского этногенеза» [8, с. 163]. Особенно заметно это проявилось в период татаро­монгольского правления, когда православие было основным этноконсолидирущим фак­тором. Митрополит был религиозным представителем «всея Руси» гораз­до раньше, – отмечал П. Н. Милюков, – чем московский князь сделался ее политическим представителем [2, с.
35].

Если мы признаем, что православие играло роль «духовной заква­ски этногенеза русского народа», то закономерным представляется вопрос о том, в какой степени ценности, укорененные в православии, являются этническими? В данном случае, видимо, следует иметь в виду то, что, вос­принимаясь этнической общностью, формируя ее в известной степени, ре­лигия и ценности, постулируемые ею, претерпевают модификацию, адап­тируются в соответствии с особенностями менталитета и конкретными ис­торическими и социокультурными условиями. Как известно, не всё насе­ление Древней Руси стало приверженцами православия. Часть из них при­няли католицизм. Чем это было вызвано? Видимо, не только исторической ситуацией, но и особенностями менталитета различных групп формирую­щейся этнической общности. Православие – это не столько совокупность догматических формулировок, канонов и обрядов, сколько определенный строй духовной жизни, духовный такт и даже «вкус».

Православие, по мнению Л. Н. Гумилева, являлось основным объединяющим фактором российского суперэтноса, причем не только как религия, но и как мен­тальность. К российскому суперэтносу, название, которому дали русские, Л. Н. Гумилев относил финно­угорские народы Восточной Европы: каре­лов, вепсов, зырян (коми), мордву, удмуртов, а также православных укра­инцев, чувашей и множество сибирских народов, включая алеутов. Един­ство данной суперэтнической группы поддерживалось во многом степенью близости их систем социальных ценностных ориентации, которые были сформированы в русле православной традиции.

Особенности менталитета проявляются не только на суперэтниче­ском, но и на субэтническом уровне. Многие поведенческие реакции чело­века, его общечеловеческие принципы своим исходным началом имеют созданные естественным отбором врожденные запреты. Один из основных запретов у очень многих видов «не убей своего». Для различения своих и чужих, следовательно, должна быть программа. У хорошо вооруженных природой животных есть запреты применять смертоносное оружие или убийственный прием в драке со своим. Человек от природы вооружен сла­бо, поэтому и врожденные ограничения у него слабы. Компенсацией этому могут быть только культурные факторы. Четко выражен запрет в мире жи­вотных: не бей того, кто принял позу покорности (у людей: не бей лежаче­го; повинную голову меч не сечет). Человек есть часть природы. Действие ее законов отчасти распространятся и на него. В своих фундаментальных проявлениях законы природы действуют одинаково на всей планете. Зна­чит ли это, что основные социальные ценностные ориентации человечест­ва в главных своих духовных проявлениях совпадают, и тогда вопрос об особых социальных ценностях этнических общностей, если рассматривать природный аспект их детерминации, является неправомерным? Видимо, верным будет то, что человечество имеет совпадающие основные социаль­ные ценности. Различия, на наш взгляд, будут заключаться в иерархии этих ценностей и степени их выраженности. Мысль о том, что истоки нравственности надо искать в самом человеке, высказывалась русскими философами и ранее. К. Г. Юнг утверждал, что мораль не была ниспослана свыше в форме синайских скрижалей и навязана народу, а напротив, мо­раль есть функция человеческой души, и стара, как само человечество. По­терявшему контакт с природой и во многом лишившемуся корней «естест­венной нравственности» человеку «понадобилось сохранить от забвения прежние нравственные нормы, записать и проповедовать их в назидание как предостережение против выбора иных жизненных установок», – счи­тает Ю. Салин. Безусловно, во всех системах существуют нравственные нормы, представляющие ценностные ориентации для социальных общно­стей, разделяющих их. «Преодоление собственной алчности, любовь к ближнему, поиск истины (в отличие от некритического знания фактов) – вот цели, общие всем гуманистическим системам Запада и Востока», – от­мечал Э. Фромм [7, с. 287].

Религиозные и философские системы призваны обеспечить духов­ный базис для выживания человечества и составляющих его этнических групп в новых, несомненно более сложных условиях. Ограниченность дей­ствия ценностных установок локальных культур К. Г. Юнг определял сле­дующим образом: «Моральные законы имеют силу лишь внутри группы живущих совместно людей. За ее пределами их действие прекращается. Вместо них там действует старая истина: «человек человеку – волк». С развитием культуры удается подчинить все большее количество людей власти одной и той же морали, хотя до сих пор не удалось добиться господ­ства морального закона даже и за пределами границ сообществ, то есть в свободном пространстве сообществ, независимых друг от друга. Там с древних времен господствуют бесправие, распущенность и вопиющая без­нравственность, о чем вслух говорят лишь враги» [9, с. 56]. Видимо, не­достаточной зрелостью человечества можно объяснить существующее и поныне деление на внешнюю и внутреннюю мораль.

Кризис, который переживает наше общество, есть отражение духов­ного кризиса, переживаемого человечеством в настоящее время. Данное обстоятельство понимается все большим количеством людей. Способом существования человеческого рода является этническая общность. Разру­шение этнической целостности какой­либо общности это обеднение рода человеческого в целом.

Но могут ли ценности, определяемые западным менталитетом (ин­дивидуализм, прагматизм, утилитаризм, техницизм и активизм) рассмат­риваться в качестве общезначимых культурных мотиваций для всего чело­вечества? Такие выдающиеся западные философы, как К. Ясперс, М. Хай­деггер, А. Камю, X. Ортега­и­Гассет, Э. Фромм считали, что названные ценности ведут к обесцениванию духовных и этических начал человече­ского существования, к смыслоутрате и дегуманизации самого человека. Как нам представляется, в современный век ни одна социокультурная сис­тема не может оставаться самодостаточной, так как ничье автономное су­ществование сегодня в принципе невозможно. Следовательно, человечест­во должно, исходя из своих общих ментальных основ, согласиться с тем, что высшими ценностями являются те, что позволяют сохранить нашу планету в состоянии, которое бы обеспечивало развитие на ней всего жи­вого, без утраты качественного своеобразия. «Многокрасочность» мира нужна не сама по себе, а как возможность человечества находить внутри себя элементы, позволяющие стать основой для выживания (адаптации) на каждом из исторических витков спирали. Локальные цивилизации не являются искусственными образованиями, они есть результат адаптации, развития этносов, этнических групп на достаточно длительном историче­ском отрезке времени. Правомерной, на наш взгляд, является постановка вопроса о необходимости соотнесения воспроизводства этносов, цивили­заций, как части воспроизводства человечества и экосистемы в целом.

Ценности как интериоризованные в сознании личности нормы и правила общества представляют собой результат действия различных ме­ханизмов социализации (инкультурации), под воздействием которых че­ловек оказывается с самого рождения. Так рассуждает об этом В. В. Столин в своей работе «Самосознание личности»: «Культура первоначально не выступает для ребенка абстрактно, она проявляется для него в конкретном общении, в живой совместной деятельности, в виде образцов поведения других людей, их стремлений и ценностей, их отношений между собой и к ребенку, их действий <…> Приобщаясь к конкретным людям в конкретных отношениях и уподобляясь им, ребенок в то же время приобщается к куль­туре вообще. Однако разные люди несут в себе разные взгляды, ценности, способы жизни, поэтому, приобщаясь к одним, он одновременно и диффе­ренцируется от других людей» (Столин В. В., 1983, с. 184).

Будучи внутренними регуляторами поведения, ценности, как инте­риоризованные нормы играют существенную роль во взаимодействии эт­носов. Ценности относятся к важнейшим параметрам этнической группы и формируются «на основании выработки определенного отношения к со­циальным явлениям, продиктованным местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной дея­тельности» [1, с. 147]. Следовательно, если кросс­культурная специфика ценностей этнической группы определяется ее уникальным опытом жиз­недеятельности, продукт этой деятельности ценности культуры несет в се­бе в определенной мере сакральный смысл для общности, его создавшей.

Подтверждается тот факт, что общечеловеческие ценности есть нечто трансцендентное по отношению к самосознанию, которое должно признать эти ценности и следовать им. Общечеловеческие ценности интегрируют в себе систему ценностей и ценностных ориентаций личности и националь­ных государств. Это положение обусловлено не только тем, что по природе своей общечеловеческие ценности являются высшей ступенью в иерархии социальных ценностей, а прежде всего тем, что в силу возрастания взаимо­зависимости между всеми народами национальные ценности не могут быть полноценны и даже невозможны без учета общечеловеческих.

Ценностные отношения в семье как объект психологического анализа

Год издания и номер журнала: 

2015, №4

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема трансформации ценностных ориентаций современной российской семьи, обозначены категории ценностей современной личности, определена главная ценностная проблема современности – противоречие ценностных ориентаций. Кроме того, рассматривается аспект ранних объектных отношений матери и ребенка как основы ценностной структуры и их влияние на передачу системы ценностей последующим поколениям. Важным моментом в данной статье является факт трансгенерационной передачи системы ценностей.

Ключевые слова: ценностные ориентации, семейные ценности, система ценностей, объектные отношения, межпоколенная связь, трансгенерационная передача.

 

Введение

В современном обществе семья как единица психологического анализа находится в весьма удручающем состоянии. Влияние на семью макроэкономической, геополитической ситуации в мире и в стране очевидно. Внешняя нестабильная ситуация актуализирует внутренние проблемы населения, манифестируя наличие более глубоких пластов нарушений. Для взрослых ситуация осложняется наличием ответственности за других членов семьи, в частности, детей. Необходимость выполнять одновременно несколько функций (материальное обеспечение семьи, ведение домашнего хозяйства, воспитательные функции, функции контроля за детьми и др. ) зачастую осложняет определение приоритетов, в маниакальном стремлении «успеть все».

Попытка стабилизировать собственное внутреннее состояние и обеспечить стабильность существования не только себе, но и членам семьи, зачастую приводит у взрослых к увеличению времени, проводимому на работе, изменению дистанции в отношениях с близкими людьми, в том числе с детьми, актуализации потребности восстановления с помощью дополнительных агентов (не всегда адаптивных, например – ПАВ). В свою очередь, дети и подростки также реагируют на нестабильность внешней ситуации и состояние родителей усилением патогенной симптоматики. Удовлетворяющие, поддерживающие, «достаточно хорошие» детско-родительские отношения являются опорой для детей и подростков в ситуации нестабильности и небезопасности, оказываясь «надежной базой» для преодоления возникающих трудностей.

Критерием благополучия семьи как матрицы являются семейные ценности. В свою очередь, благополучие общества как матрицы определяется благополучием семьи. Таким образом, система семейных ценностей отражает благополучие/неблагополучие общества. Проблема семейных ценностей занимала и продолжает занимать психологов прошлого и настоящего. На сегодняшний день проблемой семейных ценностей занимаются многие науки: философия, социология, психология, культурология, этнография, история и др.

Особенностью рассмотрения проблемы семейных ценностей в данной статье, является определение фокуса локализации проблемы семейных ценностей на паре матери и ребенка, как базовой структуры семьи, передающей ценностную основу, в том числе и трансгенерационно (между поколениями).

На данный момент ни для кого не является секретом очевидность сходства ценностных основ у нескольких поколений одной семьи. То, что оказывалось ценным (в общечеловеческом контексте, в отличие от материальных и ситуативных ценностей) для бабушки, как правило является ценным и для внука. Примером может являться отношение нескольких представителей разных поколений к животным, людям, межличностным отношениям. [1] Например, в семье, где у дедушки и бабушки, всегда была собака-друг, внук вырастет таким же собаколюбом, относящимся к животным по-человечески. И наоборот, жестокость по отношению к собаке со стороны дедушки и бабушки, наверняка проявится у внука, даже не живущего с ними и редко общающегося с ними. Такая передача поведенческих установок по отношению к базовым ценностям происходит посредством трансгенерационной передачи системы ценностей от дедушек и бабушек маме и папе, а уже от папы и мамы к настоящему поколению.

Также очевидно, что каждая семья будет обладать уникальной, только данной семье свойственной ценностной системой, которая, как уникальный код, будет бессознательно передаваться от родителей к детям. Главной в этом пути, является диада мать-ребенок, потому что, именно в ранних (первые три года жизни ребенка) отношениях закладывается основа всех представлений, определяющих все ценностные и личностные установки ребенка в дальнейшем.

Именно поэтому, в данной статье будет рассматриваться аспект ранних объектных отношений матери и ребенка как основы ценностной структуры семьи и личности.

В современной психологии термин «семья» в самом строгом значении относится к фундаментальной единице родства. В своей минимальной или ядерной форме семья состоит из матери, отца и потомства. В более широком использовании это может относиться к расширенной семье, которая может включать дедушку и бабушку, двоюродных братьев и сестер, приемных детей и т.д., которые все вместе действуют как отдельная социальная единица. Второе более широкое значение этого слова – группа людей с близкими социальными или личными связями, даже если между ними нет никаких кровных связей. (Психологическая энциклопедия // Интернет ресурс: Энциклопедии и словари)

Таким образом, в данной статье семья понимается как открытая структура, состоящая из группы людей с близкими социальными и личными связями, как правило, имеющих кровное родство.

Под ценностями в данной статье понимаются – продукты жизнедеятельности семьи, общества и человечества в целом в виде человеческой личности. Они вбирают в себя и поступки людей, и представления морального созна­ния, моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра, зла, справедливости, счастья. Ценности могут быть как общечелове­ческими, «вечными» и конкретно-историческими. (Волжина, 2001)

Система семейных ценностей формируются под влиянием общества (и еще шире – социума), культуры и имеет свой уникальный неповторимый ни в какой другой семье вид.

Кроме того, семья имеет способность аккумулировать в себе ценности, приобретенные предшест­вующими культурами, цивилизациями и поколениями.

Таким образом, семья является точкой соединения прошлого (опыт предшествующих поколений, культур, цивилизаций), настоящего (существующая система ценностей) и будущего (формирование системы базовых ценностей у будущих поколений).

Ценностными ориентациями современной российской семьи являются внутрисемейные ценности (супружества, родительства, родства) и внесемейные ценностные ориентации, связанные с ценностями социума и культурными ценностями, в том числе профессиональной, творческой и личностной самореализацией.

Среди основных факторов, определяющих ценностную систему современной семьи, можно выделить факторы макроуровня и микроуровня. К факторам социального макроуровня можно отнести уровень и качество жизни людей, их уровень занятости и социальный статус. Немаловажным фактором является актуальное состояние социальной инфраструктуры. Факторы микроуровня делятся на объективные, которые включают: возраст, пол, образование, материальный статус; и субъективные (мотивы деятельности, актуальные потребности, интересы и предпочтения).

В процессе изменений в современном российском обществе, более явным оказывается противоречие между внутрисемейными и внесемейными ценностными ориентациями.

С одной стороны, семья была и остается главной ценностью российских людей, с другой, тенденции к индивидуальности и автономности человека не всегда находят реализацию внутри семьи, тем самым, осложняя эффективное выполнение семейных обязанностей. Данное противоречие отражает не только ценностную проблему, но и более глубокую проблему – проблему нарушения объектных отношений. Способность человека, а зачастую и его потребность, строить жизнь автономно, не поддерживая родственных связей, отражает существующую в современном обществе проблему – отрицание потребности в принадлежности к семье (шире, к референтной группе), страх взаимозависимости. Изначально, именно благодаря функции взаимной зависимости в семье, ее члены были способны выжить, как в социокультурном, так и в витальном смысле. Обеспечение базовых физиологических потребностей (обеспечение пищей, жильем, материальное благополучие) и психологических потребностей (потребность в любви, поддержке, заботе, самореализации) происходило в семье.

На данный момент система ценностей современного общества изменилась, сместив функции обеспечения психологических потребностей в виртуальную сферу иллюзорных отношений. Примерами таких отношений может являться гендерная парадигма с ее гостевыми или однополыми браками, возведением одиночества в статус нормы или сознательно бездетные браки как новая форма инфантильного партнерства. Стремление планирования семьи в современном обществе, изначально являясь мерой профилактики разводов не останавливает поток разводов в молодых семьях. Сексуальное просвещение, главной идеей которого является попытка гармонизировать супружеские отношения, приводит к ранней половой жизни подростков, появлению преждевременного интереса к половой проблематике, извращенному сексуальному поведению, промискуитету и проституции. Толерантность к альтернативным формам семейных отношений (в том числе, супружеских), повсеместно идеологизируемая как либеральная ценность, приводит к деформации образа традиционной семьи, распаду семьи как таковой с соответствующими следствиями как личностного, так и социального характера.

Очевидно обесценивание базовых ценностей семьи и семейных отношений взаимной зависимости как базовой психологической потребности.

Именно поэтому, семья на сегодняшний момент является колыбелью новой системы семейных ценностей, которые могут возродиться, трансформируясь в соответствии с актуальной внешней ситуацией, но сохраняя гомеостатический баланс между стремлением индивида к автономности (индивидуальные ценности) и потребность в отношениях (как индивидуальная, так и семейная ценность).

Данная проблема находит отражение в теоретическом рассмотрении ранних объектных отношениях младенца и матери.

М.Малер – венский педиатр и детский психоаналитик изучала эмоциональные связи между младенцем и матерью и рассматривала отношения мать-дитя как динамическое единство противоположных стремлений – потребность ребенка в привязанности к матери, с одной стороны, и стремлении ребенка к собственной автономии через установление четких границ своего «Я» в этих отношениях с другой.

Перспективы развития ребенка определяются качеством объектных отношений, в том числе, потребностью и способностью ребенка к самостоятельности, автономии, а также наличием эпистомофилического импульса и потребности в сохранении стабильных объектных отношений как ресурсной поддержки, так и надежной базы для дальнейшего развития.

В трудах отечественных психологов так же прослеживается линия, обозначающая значимость для ребенка отношений со значимым взрослым, его потребности в внешних впечатлениях как предиката его дальнейшего развития.

«Таким образом, сила потребности во внешних впечатлениях заключается в том, что, удовлетворяя ее, взрослый вводит ребенка в мир социальной действительности – общественно выработанных навыков, умений, способов практической деятельности, морали и т. д. А так как в предметах материальной и духовной культуры и в ее традициях находят свое воплощение исторически сложившиеся формы психической жизни людей, то ребенок, познавая культуру и овладевая ею, вместе с тем усваивает и эти формы; на этой основе у него развиваются специфические социальные формы психики.

Исследования обнаруживают, что на протяжении всего раннего и дошкольного детства главным фактором формирования личности ребенка продолжает оставаться взрослый человек, поддержка и одобрение которого составляют необходимое условие «уравновешенности» ребенка с окружающей его средой и переживания им эмоционального благополучия. Стремление к одобрению взрослых, особенно родителей, является в этом возрасте настолько сильным, что именно оно побуждает ребенка к такому поведению, в котором он не испытывает непосредственной потребности. Следовательно, «санкции» взрослых являются важнейшими регуляторами поведения ребенка» (Божович, 1982).

Именно взаимодействие ребенка с первичным объектом (лицом, которое обеспечивает базовый уход за младенцем – как правило, матерью) позволяет ребенку сформировать собственный индивидуальный стиль контакта с миром и систему ценностей, которая являясь совокупностью многих факторов, определяет набор ценностей индивида, начиная от культурологического влияния и влияния предыдущих поколений и заканчивая внутрисемейными ценностями.

Таким образом, рассматривая диаду матери и ребенка как базовую единицу семейной матрицы, можно говорить о сохранении системы традиционных семейных ценностей, и семьи как главной ценности, посредством стабилизации и гармонизации ранних объектных отношений.

Концепция трансгенерационной передачи уходит своими корнями далеко в прошлое. Многие психотерапевтические направления рассматривают трансгенерационную передачу как основной путь получения знаний. Культурно-историческая психология Л.С. Выготского рассматривает развитие личности через призму социально-культурных знаний, аккумулируемых многими поколениями и актуальной социально-культурной ситуацией.

Трансгенерационная психология и психотерапия рассматривает связь поколений в контексте передачи родовой травмы. Гештальт-терапия констатирует наличие «интроектов» (образов, взглядов, мотивов, установок, бессознательно заложенных родителями), влияющих на жизнь индивида и определяющих мотивы его поведения.

Психоаналитическое направление рассматривало опыт взаимосвязи поколений, начиная с основателя психоанализа.

В начале прошлого века З. Фрейд в своих работах «Введение в психоанализ», «Новые лекции по психоанализу» и др. говорил о том, что индивидуальный опыт человека отражает опыт предыдущих поколений. (Фрейд, 1989). В работе «Тотем и табу» З. Фрейд говорит об очевидности наличия межпоколенной связи: «Если психические процессы одного поколения не передавались бы другому, не продолжались бы в другом, каждому пришлось бы вновь учиться жизни, что исключало бы всякий прогресс и развитие». (Фрейд, 1991)

Продолжая идею З.Фрейда о наличии трансгенерационной связи, его коллега К.Г. Юнг вводит в психологию понятие «коллективного бессознательного». Согласно К.Г. Юнгу, коллективное бессознательное существует вне всякого индивидуального опыта. В нем аккумулирован весь опыт предыдущих поколений, который представлен в архетипических образах и моделях, передаваемых из поколения в последующее поколение. (Юнг, 1991). Архетипы являются основой общечеловеческой символики, сказок, художественных текстов.

Ф. Дольто рассматривает проблему трансгенерационной передачи частично разрешенного конфликта, семейной тайны, и др. Ф.Дольто в работе «Дело детей» пишет: «Каждый ребенок вынужден… нести груз патогенных последствий, доставшихся в наследство от патологического прошлого своей матери и отца». И далее: «Все, что замалчивается в первом поколении, второе носит в своём теле». Ф.Дольто говорит о наличии прочной связи между бессознательным матери и бессознательным ребенка в пренатальный период его развития. Ребенок уже в этот период, по мнению автора, знает, угадывает и чувствует вещи, относящиеся к его семье на протяжении нескольких поколений. (Шутценбергер, 2001).

Таким образом, во взглядах З. Фрейда и его последователей прослеживается факт трансгенерационной связи, детерминирующей передачу предыдущими поколениями и принятие последующими поколениями мыслей, моделей поведения, переживаний, чувств и др. – «что получил, то и отдал».

Таким образом, с точки зрения психоаналитической теории, можно говорить о наличии психологического механизма трансгенерационного воспроизводства паттернов родительского отношения. Очевидно, что такой передаче подвержен не только патологический, травматический опыт, но и самый обычный, ежедневный, накопленный поколениями опыт межличностных взаимодействий (в том числе и опыт ранних объектных отношений), паттерны социального взаимодействия, и конечно, система ценностей.

Особенностью трансгенерационной передачи системы ценностей оказывается необходимость диады «мать-ребенок» как базы для воссоединения всех поколений: предков с их опытом и культурой, актуальных отношений как ресурса для накопления, структурирования и дальнейшей передачи ценностных ориентиров и потомков.

 

Заключение

Семья является одним из важных феноменов бытия че­ловека, она всегда была и остается объектом изучения психологов. Семья была и остается источником безопасности, духовности, стабильности, близости, терпимости. Кроме того, именно семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность, выступает «базой» для успешной социализации нового поколения.

Человеческая семья возникает под влиянием культурных факторов, в то же время в ней как в одной из форм социальной организации проявляется основная функция культуры («налаживание связи человека с окружающей средой»).

Семейные ценности всегда были и остаются базовыми составляющими человеческого бытия и залогом благополучного развития общества. В настоящее время ценность семьи определяется реализацией главных функций семьи – репродуктивной, воспитательной, ценностноформирующей. Кроме того, функция формирования активного общественного сознания, определяет семью как приоритетную ценность общества. 
Следует заметить, что семья и семейные ценности оказываются специфическими для каждого времени, но всегда остаются главными в перечне общечеловеческих ценностей. В семье происходит интериоризация культурных, социальных, религиозных, нравственных ценностей. Интересно, что семья находится одновременно и внутри, и снаружи системы ценностей, оставаясь наиболее устойчивой в социальной системе единицей и развиваясь вместе с обществом. Семья находится в постоянном движении, изменяясь под воздействием внешних условий, при этом сохраняя свою динамическую структуру.

В современном обществе отмечается явное противоречие. С одной стороны, отмечается тенденция, направленная на увеличение степени автономии личности, расширение ресурсных возможностей личности и значимости внесемейной деятельности. Кроме того, значимость образования (в том числе, самообразования) и творческой самореализации, обусловливает влияние внесемейных ценностных ориентаций.

С другой стороны, актуальная политическая, экономическая и социальная ситуация в стране вызывает усиление социальной напряженности. И именно семья противостоит социальной напряженности, являясь для членов семьи «надежной базой», объединяющим ресурсным центром. Семья была и остается для человека местом удовлетворения базовых физиологических и, что несомненно важно, психологических потребностей. Именно поэтому, в современной российской семье, социальная и личностная значимость семейных ценностей оказывается напрямую связана с развитием самой семьи и индивида в семье.

Главной базовой единицей семейной матрицы является диада мать-ребенок, которая отвечает за формирование, сохранение и передачу индивидуальных и семейных ценностей как внутри семьи и обществе, так и последующим поколениям.

Таким образом, семья являясь общественный орга­низмом, сама по себе является важнейшей общечеловеческой ценностью, формирующей, сохраняющей и передаю­щей из поколения в поколение систему индивидуальных и семейных ценностей.

 

Value Family Relationships as an Object of Psychological Analysis

Annotation

In this article the problem of transformation of value orientations of modern Russian family, designated categories of values of the modern person, determined the principal value problem of modernity – the conflict of value orientations. In addition, the aspect of the early object relations of mother and child as the basis of value patterns and their impact on the transmission system values to the subsequent generations. The important point in this article is the fact that transgenerational transmission of values.

Keywords: value orientations, family values, system values, object relations, intergenerational communication, transgenerational transmission.


[1] Обращаю внимание на то, что в данной статье рассматривается статистически значимое большинство случаев, которые определяют закономерность, оставляя некоторый процент в виде случаев исключения.

Ценности, убеждения и взгляды

Что делать, если ваши ценности, убеждения и отношение расходятся с ценностями школы, развития ребенка или закона? Присоединяйтесь к обсуждению.

© University of Reading

Человеческие ценности, убеждения и взгляды формируются и закрепляются с течением времени под влиянием семьи, друзей, общества и жизненного опыта. Таким образом, к тому времени, когда вы станете взрослым, вы можете иметь очень определенные взгляды практически на все с чувством «никто не изменит мое мнение».

Рисунок 1: Определения ценностей, убеждений и взглядов. ©University of Reading

Сочетание ваших личных ценностей, убеждений и взглядов — это ваши моральные принципы, которыми вы руководствуетесь в жизни и которые влияют на ваше поведение. Однако ваши взгляды могут сильно отличаться от других, и в таком учреждении, как школа, эти убеждения могут противоречить ценностям школы, развитию ребенка или даже закону. Вот несколько примеров:

Ценности, противоречащие развитию ребенка.

Вы считаете, что мальчики нуждаются в большей помощи и менее способны позаботиться о себе, чем девочки, из-за вашего опыта общения с детьми. Дома вы возитесь с сыном гораздо больше, чем с дочерью. В школе существует подход равенства возможностей, и ожидания от девочек и мальчиков состоят в том, что они одинаково хорошо себя ведут, прибираются и помогают друг другу. Однако вы не верите, что это может произойти. На уроках вы уделяете больше внимания мальчикам, удостоверяясь, что у них есть все необходимое, даете им бумагу, карандаши и ресурсы, доверяя девочкам, что они уже организованы. Считаете ли вы справедливым такое предположение? Какие сообщения вы отправляете мальчикам и девочкам?

Ценности, противоречащие эффективному управлению детьми.

Некоторые ученики воспитываются в семьях, где ругань является нормой, и они привносят это мнение в школу. Вы, однако, яростно ненавидите ругаться, и когда ученик ругается, вы наказываете его самым ужасным образом. Думали ли вы, соответствует ли наказание «преступлению»? Или даже связано с проблемой? Наказание больше связано с руганью, чем с тем, что сделал ученик? Возможно, ученика так спровоцировали, что он выругался. Если вы не занимаетесь глубинными проблемами и просто наказываете сквернословие, то превалирует ваш моральный компас, а не моральный компас школы.

У каждого свое мнение об образовании и о том, что оно должно включать в себя, что может привести к здоровым дискуссиям и идеям. Однако необходимо признать, что личная точка зрения так и останется — если только она не подкреплена вескими доказательствами.

Работая в школе, вы должны быть готовы приспособить свою систему убеждений к системе образования и школы. Если вы обратитесь к предыдущему Шагу в качестве примера, даже если вы не согласны с образованием в области секса и отношений для всех возрастов — если это закон — вам придется преподавать и поддерживать этот предмет. Это немного похоже на выключатель света — вы должны выключить свои ценности в школе. Это может быть трудно, но несправедливо по отношению к ученикам, если от них ожидают, что их чему-то научат, а потом этому не учат или учат плохо. Следуя правилам и ценностям школы, вы не идете на компромисс со своими ценностями и убеждениями.

Можете ли вы представить себе ситуацию, когда ваши взгляды (личные или профессиональные) изменились по сравнению с ранее определенными взглядами? Что случилось, чтобы изменить ваше мнение?

Наш совет по курсу

Если можете, постарайтесь принять участие в беседах, которые происходят во время мероприятий текущей недели, чтобы улучшить свой учебный опыт и получить от него максимальную отдачу.

© University of Reading

Культура, ценности и убеждения | Введение в социологию

Результаты обучения

  • Сравните материальную и нематериальную культуру
  • Описать культурные ценности и верования

Люди — социальные существа. С момента появления Homo sapiens почти 250 000 лет назад люди объединялись в сообщества, чтобы выжить. Живя вместе, люди формируют общие привычки и модели поведения — от конкретных методов воспитания детей до предпочитаемых способов добывания пищи. В современном Париже многие люди ежедневно делают покупки на открытых рынках, чтобы купить то, что им нужно для ужина, покупая сыр, мясо и овощи в различных специализированных киосках. В Соединенных Штатах большинство людей делают покупки раз в неделю в супермаркетах, набивая большие тележки до краев. Как парижанин воспримет поведение покупателей в США, которое американцы из пригородов считают само собой разумеющимся?

Обратите внимание, что в приведенном выше сравнении мы рассматриваем культурные различия, демонстрируемые в двух разных местах, в пригороде Америки и в городах Франции, даже несмотря на то, что мы изучаем поведение людей в обоих местах. Важно отметить, что географические место является важным фактором в культуре — верованиях и обычаях, а также в обществе — социальных структурах и организации отдельных лиц и групп.

Почти каждому человеческому поведению, от покупок до брака и выражения чувств, можно научиться. В Соединенных Штатах люди склонны рассматривать брак как выбор между двумя людьми, основанный на взаимном чувстве любви. В других странах и в другие времена браки устраивались посредством сложного процесса собеседований и переговоров между целыми семьями или, в других случаях, посредством прямой системы, такой как «невеста по почте». Тому, кто вырос в Нью-Йорке, брачные обычаи семьи из Нигерии могут показаться странными или даже неправильными. И наоборот, кого-то из традиционной семьи Калькутты может озадачить идея романтической любви как основы для брака и пожизненных обязательств. Другими словами, то, как люди относятся к браку, во многом зависит от того, чему их учили.

Поведение, основанное на выученных обычаях, не является чем-то плохим. Знакомство с неписаными правилами помогает людям чувствовать себя в безопасности и «нормально». Кроме того, возможно, такие культурные традиции утешительны тем, что они, кажется, уже достаточно хорошо работали, чтобы наши предки сохранили их. Большинство людей хотят жить своей повседневной жизнью, будучи уверенными в том, что их поведение не будет оспорено или нарушено. Но даже такое, казалось бы, простое действие, как поездка на работу, свидетельствует о значительной культурной уместности и усвоенном поведении.

Рисунок 1. Как поведет себя и почувствует себя гость из пригорода США в переполненном токийском поезде? (Фото предоставлено simonglucas/flickr)

Возьмем случай, когда вы едете на работу в общественном транспорте. Независимо от того, путешествуют ли люди в Дублине, Каире, Мумбаи или Сан-Франциско, многие модели поведения будут одинаковыми, но между культурами также возникают значительные различия. Как правило, пассажир находит отмеченную автобусную остановку или станцию, ждет свой автобус или поезд, платит агенту до или после посадки и спокойно занимает место, если оно есть. Но при посадке в автобус в Каире пассажирам, возможно, придется бежать, потому что автобусы там часто не останавливаются до полной остановки, чтобы принять посетителей. Ожидается, что пассажиры автобуса в Дублине протянут руку, чтобы показать, что они хотят, чтобы автобус остановился для них. А при посадке в пригородный поезд в Мумбаи пассажирам приходится втискиваться в переполненные вагоны среди множества толчков и толчков на переполненных платформах. Такое поведение считалось бы верхом грубости в Соединенных Штатах, но в Мумбаи оно отражает ежедневные проблемы, связанные с передвижением по системе поездов, которая загружена до предела.

В этом примере поездок на работу культура состоит как из неосязаемых вещей, таких как убеждения и мысли (например, ожидания относительно личного пространства), так и из материальных вещей (автобусные остановки, поезда и вместимость).

Предметы или имущество группы людей считаются материальной культурой . Проездные билеты на метро и автобусные жетоны являются частью материальной культуры, как и автомобили, магазины и физические сооружения, которым люди поклоняются или участвуют в других узнаваемых моделях поведения.

Нематериальное культура , напротив, состоит из идей, взглядов и убеждений общества. Материальные и нематериальные аспекты культуры связаны между собой, а физические объекты часто символизируют культурные идеи. Проездной на метро — это материальный объект, но он представляет собой форму нематериальной культуры, а именно капитализма и принятия платы за проезд. Одежда, прически и украшения являются частью материальной культуры, но уместность ношения определенной одежды для определенных событий отражает нематериальную культуру. Школьное здание относится к материальной культуре, но методы обучения и образовательные стандарты в нем относятся к нематериальной культуре образования. Эти материальные и нематериальные аспекты культуры могут незначительно или сильно различаться от региона к региону. По мере того, как люди путешествуют дальше, перемещаясь из разных регионов в совершенно разные части мира, некоторые материальные и нематериальные аспекты культуры становятся совершенно незнакомыми. Что происходит, когда мы сталкиваемся с разными культурами? Когда мы взаимодействуем с культурами, отличными от нашей собственной, мы лучше осознаем различия и сходства между символическими и материальными мирами других людей и нашим собственным.

Попробуйте

Ценности и убеждения

Первыми и, возможно, наиболее важными элементами культуры, которые мы обсудим, являются ее ценности и убеждения. Ценности являются стандартом культуры для определения того, что хорошо и справедливо в обществе. Ценности глубоко укоренились и имеют решающее значение для передачи и обучения культурным убеждениям. Убеждения — это постулаты или убеждения, которые люди считают истинными. Люди в обществе имеют определенные убеждения, но они также разделяют коллективные ценности. Чтобы проиллюстрировать разницу, американцы обычно верят в американскую мечту — что любой, кто достаточно усердно работает, будет успешным и богатым. В основе этого убеждения лежит американское представление о том, что богатство — это хорошо и важно.

Ценности помогают формировать общество, предлагая, что хорошо и что плохо, красиво и безобразно, чего следует добиваться или избегать. Подумайте о том, какое значение Соединенные Штаты придают молодежи. Дети олицетворяют невинность и чистоту, в то время как взрослый, молодой на вид, означает сексуальную жизненную силу. Руководствуясь этой ценностью, люди ежегодно тратят миллионы долларов на косметические продукты и операции, чтобы выглядеть молодыми и красивыми. В Соединенных Штатах также существует индивидуалистическая культура, а это означает, что люди высоко ценят индивидуальность и независимость. Напротив, многие другие культуры являются коллективистскими, что означает, что благополучие группы и групповые отношения являются главной ценностью.

Жить в соответствии с культурными ценностями может быть непросто. Легко ценить хорошее здоровье, но трудно бросить курить. Супружеская моногамия ценится, но многие супруги изменяют. Культурное разнообразие и равные возможности для всех людей ценятся в Соединенных Штатах, однако на высших политических должностях в стране доминируют белые мужчины.

Ценности часто подсказывают, как люди должны себя вести, но они не точно отражают то, как люди ведут себя на самом деле. Значения изображают идеальная культура , стандарты, которые общество хотело бы принять и соответствовать им. Но идеальная культура отличается от настоящей культуры , того, каким общество является на самом деле, исходя из того, что происходит и существует. В идеальной культуре не было бы дорожно-транспортных происшествий, убийств, бедности или расовой напряженности. Но в реальной культуре полицейские, законодатели, педагоги и социальные работники постоянно стремятся предотвратить или исправить эти несчастные случаи, преступления и несправедливости. Американским подросткам рекомендуется ценить целибат. Однако количество незапланированных беременностей среди подростков показывает, что не только трудно соответствовать идеалу, но и одной ценности недостаточно, чтобы уберечь подростков от потенциальных последствий секса.

Рисунок 2. Во многих частях Африки и Ближнего Востока для мужчин считается нормальным держаться за руки в знак дружбы. Как американцы отреагируют на этих двух солдат? (Фото предоставлено Джорди Моттом/Wikimedia Commons)

Одним из способов, с помощью которого общества стремятся претворить ценности в жизнь, являются санкции : поощрения и наказания, которые побуждают людей жить в соответствии с представлениями их общества о том, что хорошо и правильно. Когда люди соблюдают нормы общества и отстаивают его ценности, они часто вознаграждаются. Мальчик, который помогает пожилой женщине сесть в автобус, может получить улыбку и «спасибо». Бизнес-менеджер, который увеличивает размер прибыли, может получать ежеквартальную премию. Люди позитивно санкционируют определенное поведение, выражая свою поддержку, одобрение или разрешение, или негативно санкционируют его, ссылаясь на формальную политику неодобрения и неподдержки. Санкции — это форма социальный контроль , способ поощрения соответствия культурным нормам. Иногда люди подчиняются нормам в ожидании или в ожидании положительных санкций: например, хорошие оценки могут означать похвалу со стороны родителей и учителей. С точки зрения уголовного правосудия правильно используемый социальный контроль также является недорогим средством борьбы с преступностью. Использование подходов социального контроля подталкивает большинство людей к соблюдению социальных правил, независимо от того, присутствуют ли авторитетные лица (например, правоохранительные органы).

Когда люди идут против ценностей общества, их наказывают. Мальчик, который отталкивает пожилую женщину в сторону, чтобы сесть в автобус первым, может получить неодобрение или даже выговор от других пассажиров. Бизнес-менеджера, который отпугивает клиентов, скорее всего, уволят. Нарушение норм и отказ от ценностей может привести к культурным санкциям, таким как получение отрицательного ярлыка — ленивый, нехороший бомж — или к юридическим санкциям, таким как штрафы за нарушение правил дорожного движения, или тюремное заключение.

Значения не являются статическими; они меняются во времени и между группами, поскольку люди оценивают, обсуждают и меняют коллективные социальные убеждения. Ценности также варьируются от культуры к культуре. Например, культуры различаются по своим ценностям в отношении того, какие виды физической близости уместны на публике. Редко можно увидеть двух друзей или коллег мужского пола, держащихся за руки в Соединенных Штатах, где такое поведение часто символизирует романтические чувства. Но во многих странах мужская физическая близость считается естественной на публике. Это различие в культурных ценностях стало очевидным, когда люди отреагировали на фотографии бывшего президента Джорджа Буша, держащегося за руки с наследным принцем Саудовской Аравии в 2005 году. Пример нематериальной культуры, простой жест держания за руку несет в себе большие символические различия. культуры.

Попробуйте

Глоссарий

убеждения:
90 124 догматов или убеждений, которые люди считают верными 90 125
культура:
общие убеждения, обычаи и материальные объекты группы людей
идеальная культура:
стандарты, которые общество хотело бы принять и соответствовать
реальная культура:
то, как действительно устроено общество, основано на том, что действительно происходит и существует
санкции:
поощрения или наказания за принятое поведение; способ разрешить или официально осудить определенное поведение 90 125
социальный контроль:
способ поощрения соответствия культурным нормам
значения:
стандарт культуры для определения того, что хорошо и справедливо в обществе

Поддержите!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *