§4. Виды слушания
Американский исследователь общения Келли выделяет четыре вида слушания.
НАПРАВЛЕННОЕ, КРИТИЧЕСКОЕ СЛУШАНИЕ. При таком виде слушания участник общения сначала осуществляет критический анализ сообщения (зачастую делая это превентивно, то есть приходя с установкой на критическое восприятие информации), а потом делает попытку его понимания. Такое слушание бывает полезно, когда используется ситуативно, оно уместно, например, на деловом совещании, дискуссии, конференции, то есть там, где обсуждаются решения, проекты, идеи, новый опыт, точки зрения и пр. Там же, где обсуждается новая информация, сообщаются новые знания, например на лекции, сообщении, информационном докладе, семинаре, критическое слушание малоперспективно.
Установка на отторжение информации не позволяет прислушиваться к ней, требует акцентирования внимания только на том, что подтверждает нежелательность слушания. В результате все ценное как бы пролетает мимо, интерес к информации отсутствует, человек просто теряет время и остается неудовлетворенным.
ЭМПАТИЧЕСКОЕ СЛУШАНИЕ. При эмпатическом слушании участник делового взаимодействия уделяет большее внимание «считыванию » чувств, а не слов, пониманию того, как человек относится к тому, что говорит. Эмпатическое слушание бывает эффективным, если говорящий вызывает у слушающего положительные (стенические) эмоции (радость, надежды на лучшее, уверенность в себе, в завтрашнем дне, удовольствие, удовлетворение и пр.) и неэффективным, если говорящий вызывает своими словами отрицательные (астенические) эмоции (страх, тревога, печаль, огорчение, разочарование, безысходность, чувство «тупика» и т. п.).
НЕРЕФЛЕКСИВНОЕ СЛУШАНИЕ. Этот вид слушания предполагает минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальной сосредоточенности на ней. Умение внимательно молчать, не вмешиваться в речь партнера своими замечаниями, репликами, комментариями, демонстрируя при этом доброжелательность и поддержку, облегчает для говорящего процесс самовыражения и помогает слушающему лучше понять смысл передаваемой информации, уловить, что стоит за словами.
Такое слушание целесообразно в следующих ситуациях:
а) партнер горит желанием выразить свою точку зрения, отношение к чему-нибудь;
б) партнер хочет обсудить наболевшие вопросы, он испытывает отрицательные эмоции: обеспокоен, обижен чем-то, неудовлетворен;
в) партнеру трудно выразить словами то, что его волнует, любое вмешательство в разговор создает еще большие трудности;
г) партнер застенчив, неуверен в себе, ему легче «общаться» с техникой, вещами, чем с себе подобными;
д) партнер просит: «Выслушайте меня до конца, а потом посоветуйте, как мне быть». В этой ситуации возможна временная»ловушка», поэтому необходимо сразу же оговорить регламент длительности высказывания и соотнести его с вашими временными возможностями. Если это не предусмотреть заранее, то можно оказаться в сложной ситуации, когда слушать уже невозможно, а перебивать, после обещания выслушать, некорректно.
При нерефлексивном слушании целесообразно подавать сигналы партнеру, подтверждающие ваше понимание и включенность, типа «Хм-хм», «да-да», кивок головой, «так-так», «продолжайте, я вас слушаю», «понимаю», «правда?». Иногда бывает достаточным просто внимательно выслушать партнера, однако если ваша точка зрения отличается от мнения собеседника, тогда необходимо вступить в беседу и высказаться, то есть перейти к рефлексивному слушанию.
АКТИВНОЕ РЕФЛЕКСИВНОЕ СЛУШАНИЕ. При этом виде слушания осуществляется такая организация коммуникации, при которой партнеры лучше понимают друг друга: все более осмысленно высказываются, проверяют и уточняют свое понимание, совместно выясняют степень его адекватности.
При таком слушании с говорящим устанавливается ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ, которая позволяет устранить преграды, искажения информации, продемонстрировать сопереживание, сочувствие, желание помочь.
В деловом общении как слова, так и жесты имеют много значений и могут быть раскодированы, как уже отмечалось, слушателем по-разному. Иногда говорящий, особенно взволнованный, путается в словах, дает слишком большую волю чувствам, выражаемым путаной жестикуляцией, — все это может исказить смысл высказываний настолько, что сам говорящий перестает соображать, о чем же он, собственно, ведет речь.
Нередко людям трудно прямо и открыто высказать свое мнение. Боязнь быть неправильно понятым, показаться странным или глупым, столкнуться с неодобрением, осуждением заставляет «предпринимать обходные маневры», нагромождать слова, скрывая истинные мотивы. Мы часто ходим вокруг и около в своих высказываниях и можем позволить себе говорить о самом важном лишь тогда, когда уверены, что это нам ничем не грозит, что нас действительно стремятся понять.
На адекватность понимания влияют и такие факторы, как зависимость от групповых норм, недостаточная психологическая и эмоциональная культура, «фильтры», через которые большинство людей пропускают информацию (установки, прошлый опыт, жизненные ценности, убеждения, интересы, ожидания, предрассудки, образы прошлого и будущего, гипотезы и пр.).
Чтобы обеспечить понимание, слушающий должен дать говорящему знать, чтб именно воспринято точно, а что искажено, чтобы тот мог скорректировать свое сообщение и сделать его еще более понятным.
Именно такой обмен сигналами прямой и обратной связи и представляет собой процесс активного рефлексивного слушания.Специалисты в области общения выделяют четыре приема установления обратной связи: расспрашивание, перефразирование, отражение чувств и резюмирование.
Из общей теории общения. Слушание.
В продолжение темы о умных словах. Предлагаю кратко (ха-ха!) пройтись по такому естественному и привычному для нас действию, как слушание. Ниже описанные виды вклёченного слушания (т.е. внимательного, когда вам интересна эта тема и/или собеседник в данную конкретную минуту, а не «слышу-в-пол-уха» или «вообще-не-слышу-но-головой-киваю»). Все они естественны и обычны, присущи каждому человеку, произвольно и непринуждённо сменяют друг друга порой на протяжении одного и того же разговора или иного акта общения. Они меняются автоматически сообразно нуждам и состоянию организма или произвольно по желанию слушающего. Всеми ими вы обладаете и прекрасно умеете бессознательно пользоваться.
Но тем не менее назовём их поимённо:
Текст исправленный и дополненный =)
1. Критическое слушание – слушание при имеющейся заранее критической установке к говорящему, теме или тому и другому вместе. При этой предустановке вся информация оценивается как сомнительная и основной задача слушающего — найти в ней уязвимые, слабые места.
Если такой способ слушания используется в простой беседе, то что не слушай – всё бред выходит. Если видишь, что собеседник слушает тебя таким образом – можешь смело замолкать, никакого толку тут не будет. Выдернуть собеседника из этого вида слушания крайне трудно.
Активнейшим образом критическое слушание используется в интернет, особенно на женских сайтах. Знаю один такой, где только так и слушают =)
А так же при общении супругов со стажем брака больше пары лет. Чем больше стаж, тем увы чаще этот вид включается.
Но есть и много положительных примеров использования критического слушаня. В некоторых профессиях, например, оно просто необходимо. А порой именно с помощью него можно оказать помощь другому человеку.
2. Эмпатическое слушание – слушание при котором большее внимание уделяется не информационной составляющей послания, а эмоциональной, как позитивной так и негативной, а так же собственным эмоцианальным реакциям на говорящего и/или тему.
Информационная составляющая отодвигается на второй план и либо оценивается в соответствии с эмоциональным восприятием или не воспринимается вовсе.
При таком слушании информация, которую, отправил говорящий и которую воспринял слушающий наибольшим образом искажается, по сравнению с другими видами слушания. Типичный пример – разговор свежевлюблённой пары. Оба целиком в эмпатическом слушании, что там собеседник говорит – не важно, это всё равно звучит мило, смещно, гениально крайне умно. Помните эпизод из Хауса с ФБРовской докторицей? Вот это было оно в чистом виде.
Но есть и отрицательные эмоции, соответственно отрицательное восприятие при эмпатическом слушании. Прошло 2 месяца, у наших свежевлюблённых спала волна гормонов, зачастили ссоры и недопонимание и вот уже самое простое безэмоциональное её высказывание воспринимается им как наезд, а ничуть не обидное его замечание – как жесточайшая оскорбительная критика.
3. Пассивное (нерефлексивное) слушание – внимательное слушание собеседника, сосредоточение на восприятии информационной части его послания и трезвом анализе его эмоциональной составляющей и своей реакции. Это слушание проводится без какого либо корректирующего вмешательства в речь говорящего, но с сохранением и демонстрацией своего полного внимания. При таком слушании информация имеет наименьшее количество искажений, слушающий наиболее объективен.
Считается что это самый сложный вид слушания при беседе (напоминаю мы сейчас говорим о включённом слушании, а не «в пол уха», при последнем как раз таки очень просто не прерывать собеседника =))). И считается оправданно – каждый слушающий на самом деле мечтает стать говорящим, что бы говорить о себе-любимом. Даже высказывая своё мнение по какому-то вопросу, свою поддержку другу в беде, своё участие, своё сочувствие… высказывая что? СВОЁ. Вот тот же. Так что да, сосредоточиться на получаемой от другого человека информации, заткнуться и искренне внимательно слушать в беседе кого либо хотя бы 5 минут не встревая с чем-нибудь своим – очень трудно.
Но на лекции, докладе, слушании устного увлекательного рассказа – это другое дело, тут куда проще молча внимать.
4. Активное (рефлексивное) слушание – внимательное слушание собеседника при активном личном интересе к теме и/или говорящему. Восприятие информации идёт параллельно с её активной обработкой в результате акт общения приобретает черты совместной работы над некой задачей. Характеризуется наличием обратной связи: уточняющие вопросы, парафразы (повторяющие последнюю фразу говорящего с перефразировкой или без, утвердительно или вопросительно), резюмирование.
Ага, вот оно, модное слово! — «активное слушание», преподносящееся как отдельная техника общения во всяком коучинге и педагогике. А на самом деле простой и естественный, давным-давно вами освоенный акт.
Конечно есть и другие классификации, но мне нравится эта =)
И конечно в чистом виде, без примесей других видов какой то один вид слушания используется крайне редко и в основном при патологических нарушениях личности =) В основном же у здорового человека это соло с оркестром (реже дует с подпевкой) – один ведущий вид и остальные в меньшей степени.
Любой из этих видов слушания в некоторых ситуациях бывает полезен и оптимален, а в других – вреден и губителен. И любой вы применяете по сто раз на дню непринуждённо переходя между ними. Вот вам задачка – найдите из своей жизни примеры когда бы вам было полезно, а когда вредно применить каждый из видов слушания (а может и без «бы», а реально оказалось полезным или вредит вам?).
Чтение и внимательное слушание | Центр письма и общения
Версия для печати «Чтение и критическое слушание» (PDF).
Критическое чтение и слушание — это действия, требующие от коммуникаторов выхода за пределы поверхностного и анализа текста или говорящего. Этот раздаточный материал предназначен для того, чтобы объяснить преимущества развития навыков критического чтения и аудирования, а также предлагает конкретные стратегии, которые вы можете использовать в классе или во время исследования.
Критическое чтение
Критическое чтение является важным действием в оценке письменных аргументов. Это помогает в следующих действиях:
- Исследование доказательств и логики
- Оценка внешних воздействий на аргумент
- Изучение ограничений исследования или текста
- Оценка интерпретации и представленных фактов
- Решение в какой степени вы принимаете обоснованность аргумента и заключения
В то время как многие люди занимаются чтением как пассивным занятием (просто просматривая текст), вы можете извлечь больше пользы из чтения, если будете активно вовлекать в представленный материал. Критическое чтение дает следующие преимущества:
- Способствует пониманию и усвоению материала
- Предоставляет контекст для фактов, событий и людей
- Обеспечивает оценку знаний по их достоинствам
- Повышает концентрацию
- Это демонстрирует вашу способность выполнять основных академических навыков
Пассивное чтение в сравнении с критическим (активным) чтением
Пассивное чтение
Назначение: базовое понимание текста
Активность: поглощающая; понимание
Фокус: что говорит текст
Вопросы: Какая информация содержится в тексте? Какую информацию я могу извлечь из текста?
Направление: принять текст
Цель: пересчет; резюме
Активное чтение
Цель: суждения о том, как работает текст
Деятельность: анализ; устный перевод; оценка
Фокус: что текст делает и означает
Вопросы: Как работает текст? Как это аргументируется? Какой выбор делает автор? Какие узоры присутствуют? Какие аргументы и доказательства используются? Каковы основные предположения? Что означает текст?
Направление: вызов текста
Назначение: описание; интерпретация; оценка
Шаги критического чтения
- Скимминг
- Просмотрите текст перед уроком
- Посмотреть ключевых слов , названий , заголовков , фраз , дат и мест
- Аннотирование
- Активно читать : отвечать на текст
- Напишите заметок на полях
- Подчеркните важные идеи
- Подсветка памятных изображений
- Знак тезис и ключевые слова
- Подчеркнуть источников
- Определите запутанных разделов
- Подведение итогов
- Парафраз общая идея
- Выделить ключевых слов из текста
- Обрисовать аргументов писателя
- Анализ
- Определить общее значение текста
- Рассмотрите, связаны ли и каким образом доказательства с общим сообщением
- Оценить значимость улик
- Сопряжение с анализатором с примерами/доказательствами
- Оцените достоверность текста и его автора(ов)
- Перечитывание
- Первое чтение: беглый просмотр основные идеи
- Второе чтение: отразить в тексте
- Третье чтение: ответов вопросов
Критическое слушание
Критическое слушание так же важно, как и критическое чтение. Критическое слушание — это процесс для понимание сказанного и оценка , оценка и формирование мнения о том, что вы слышите. Слушатель оценивает сильные и слабые стороны содержания, соглашается или не соглашается с информацией, анализирует и синтезирует материал.
Критические стратегии слушания
- Найдите областей интереса в материале, который вы слушаете
- Сдержанное суждение: признайте свои эмоциональных предубеждений
- Работайте над слушанием: мысленно обобщайте и просмотрите то, что говорится, организуйте информацию и найдите связи с тем, что вы уже знаете
- Избегайте отвлекающих факторов (внутренних или внешних)
- Прослушайте и запишите основные идеи ; сосредоточиться на центральных темах
Назад к ресурсам Центра письма.
4.5 Критическое слушание – встаньте, выскажитесь
Цели обучения
- Дать определение и объяснить критическое слушание и его важность в контексте публичных выступлений.
- Узнайте о шести различных способах улучшить свою способность критически слушать речи.
- Оцените, что значит быть этичным слушателем.
Будучи студентом, вы подвергаетесь разного рода сообщениям. Вы получаете сообщения с академической информацией, институциональными правилами, инструкциями и предупреждениями; вы также получаете сообщения через политические дискурсы, рекламу, сплетни, шутки, тексты песен, текстовые сообщения, приглашения, веб-ссылки и любые другие способы связи. Вы знаете, что это не все равно, но не всегда ясно, как отделить правду от сообщений, которые вводят в заблуждение или даже откровенно ложны. Также не всегда ясно, какие сообщения предназначены для помощи слушателю, а какие служат корыстным интересам говорящего. Часть того, чтобы быть хорошим слушателем, заключается в том, чтобы научиться проявлять осторожность при оценке сообщений, которые мы слышим.
Критическое слушание в этом контексте означает использование тщательного, систематического мышления и рассуждений, чтобы увидеть, имеет ли сообщение смысл в свете фактических данных. Критическому слушанию можно научиться с практикой, но это не обязательно легко сделать. Некоторые люди никогда не учатся этому навыку; вместо этого они принимают каждое сообщение за чистую монету, даже если эти сообщения противоречат их знаниям. Проблемы возникают, когда сообщения повторяются другим людям, которые еще не развили навыки, позволяющие отличить правильное сообщение от ошибочного. Критическое слушание может быть особенно трудным, когда сообщение сложное. К сожалению, некоторые ораторы могут намеренно усложнять свои сообщения, чтобы избежать критической проверки. Например, городской казначей, выступающий с бюджетной презентацией, может использовать очень длинные слова и технический жаргон, из-за чего слушателям будет трудно понять предлагаемый бюджет и задать наводящие вопросы.
Шесть способов улучшить критическое слушание
Критическое слушание — это прежде всего навык, которому можно научиться и который можно улучшить. В этом разделе мы рассмотрим шесть различных техник, которые вы можете использовать, чтобы стать более критическим слушателем.
Признание разницы между фактами и мнениями
Сенатору Дэниелу Патрику Мойнихану приписывают высказывание: «Каждый человек имеет право на собственное мнение, но не имеет права на свои собственные факты» (Wikiquote). Частью критического слушания является умение отделять мнения от фактов, и это работает двумя способами: критически настроенные слушатели знают, передает ли говорящий фактическое сообщение или сообщение, основанное на мнении, и они также осознают взаимосвязь между их собственными мнениями. и факты, когда они слушают сообщения.
В американской политике вопрос реформы здравоохранения сильно перегружен как мнениями, так и фактами, и разобраться в некоторых из них крайне сложно. Столкновение фактов и мнений произошло 9 сентября 2010 года во время выступления президента Обамы по национальному телевидению на совместном заседании Конгресса, в котором он излагал свой план реформы здравоохранения. В этой речи президент Обама ответил на несколько слухов о плане, в том числе на утверждение, что «наши усилия по реформе застрахуют нелегальных иммигрантов. Это тоже неверно — реформы, которые я предлагаю, не коснутся тех, кто находится здесь нелегально». В этот момент один конгрессмен закричал: «Вы лжете!» Ясно, что этот конгрессмен не очень высокого мнения ни о плане реформы здравоохранения, ни о президенте. Однако, когда беспристрастная наблюдательная группа Factcheck.org изучила формулировки предложенного законопроекта, они обнаружили, что в нем есть раздел под названием «Никаких федеральных платежей для иностранцев без документов» (Factcheck.org, 2009).).
Часто, когда люди отрицательно относятся к теме, они не желают принимать факты. Вместо этого они подвергают сомнению все аспекты речи и имеют негативную предрасположенность как к речи, так и к говорящему.
Это не означает, что говорящие не должны выражать свое мнение. Многие из величайших речей в истории включают личные мнения. Возьмем, к примеру, знаменитую речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта», в которой он выразил свое личное пожелание будущего американского общества. Критически настроенные слушатели могут соглашаться или не соглашаться с мнением говорящего, но дело в том, что они знают, когда сообщение, которое они слышат, основано на мнении, а когда — на фактах.
Раскрытие предположений
Если что-то соответствует действительности, существуют подтверждающие доказательства. Тем не менее, нам по-прежнему нужно быть осторожными в отношении того, что означает доказательство, а что нет. Предположения — это пробелы в логической последовательности, которые слушатели пассивно заполняют своими идеями и мнениями и могут быть или не быть точными. Когда вы слушаете публичную речь, вас могут попросить принять что-то за факт, тогда как на самом деле многие люди сомневаются в этом факте. Например, предположим, вы слушаете речь о похудении. Спикер рассказывает о том, что люди с избыточным весом просто не мотивированы или не обладают самодисциплиной, чтобы похудеть. Спикер построил речь на предположении, что мотивация и самодисциплина — единственные причины, по которым люди не могут похудеть. Вы можете подумать про себя, а как насчет генетики? Слушая критически, вы с большей вероятностью заметите необоснованные предположения в речи, что может побудить вас задать вопросы говорящему, если они будут заданы, или провести дополнительное исследование, чтобы проверить обоснованность предположений говорящего. Однако если вы будете пассивно сидеть в сторонке и позволите предположениям говорящего не подвергаться сомнению, вы можете обнаружить, что вас убедила информация, которая не соответствует действительности.
Когда вы критически слушаете речь, вы можете услышать информацию, которая кажется неподтвержденной доказательствами. Вы не должны принимать эту информацию безоговорочно. Вы примете его при условии, что говорящий представит достоверные доказательства, прямо поддерживающие его.
Таблица 4.1 Факты и предположения
Факты | Предположения |
---|---|
Факты подтверждаются четкими и недвусмысленными доказательствами. | Предположения не подтверждены доказательствами. |
Большинство фактов можно проверить. | Предположения о будущем нельзя проверить в настоящем. |
Будьте открыты для новых идей
Иногда люди настолько увлечены своим мировосприятием, что не способны внимательно слушать сообщения, которые имеют смысл и могут принести им огромную пользу. Человеческий прогресс был возможен, иногда вопреки всему, благодаря умственному любопытству и проницательности немногих людей. В конце 1700-х годов, когда была введена техника вакцинации для предотвращения оспы, против нее выступили как медицинские работники, так и обычные граждане, устроившие публичные протесты (Музей Эдварда Дженнера). Спустя более двух столетий прививки от оспы, дифтерии, полиомиелита и других инфекционных заболеваний спасли бесчисленное количество жизней, однако общественное сопротивление продолжается.
В мире публичных выступлений мы должны быть открыты для новых идей. Посмотрим правде в глаза, люди склонны отфильтровывать информацию, с которой они не согласны, и отфильтровывать информацию, которая поддерживает то, во что они уже верят. Николай Коперник был астрономом шестнадцатого века, который осмелился опубликовать трактат, объясняющий, что Земля вращается вокруг Солнца, что было нарушением католической доктрины. Астрономические открытия Коперника были названы еретическими, а его трактат запрещен, потому что группа людей в то время не была открыта для новых идей. В мае 2010 года, почти через пятьсот лет после его смерти, Римско-католическая церковь признала свою ошибку и перезахоронила его останки с соблюдением всех обрядов католического захоронения (Owen, 2010).
Несмотря на то, что случай с Коперником является довольно драматическим поворотом, слушатели всегда должны быть открыты для новых идей. Мы не предлагаем вам соглашаться с каждой идеей, с которой вы сталкиваетесь в жизни; скорее, мы предлагаем вам хотя бы выслушать сообщение, а затем оценить его.
Положитесь на разум и здравый смысл
Если вы слушаете речь и здравый смысл подсказывает вам, что сообщение нелогично, вы вполне можете быть правы. Вы должны думать о том, кажется ли речь правдоподобной и последовательной. Таким образом, ваше использование здравого смысла может служить для вас системой предупреждения.
Один из наших соавторов однажды услышал речь об опасности фейерверков для окружающей среды. Спикер утверждал, что фейерверки (публичные, а не личные, которые люди покупают и запускают у себя на заднем дворе) опасны для окружающей среды из-за мусора. Хотя, безусловно, некоторое количество бумаги попадает на землю перед тем, как сгореть, количество мусора, создаваемого фейерверками, относительно невелико по сравнению с другими источниками мусора, включая мусор, оставленный всеми зрителями, наблюдающими фейерверк в общественных парках и других местах. . Просто не имеет смысла относить несколько кусочков обугленной бумаги к серьезной опасности для окружающей среды.
Если сообщение не согласуется с тем, что вы уже знаете, если аргумент нелогичен или язык преувеличен, вы должны изучить проблемы, прежде чем принять или отклонить сообщение. Часто вы не сможете сделать этот шаг во время презентации сообщения; может потребоваться больше времени, чтобы собрать достаточно знаний, чтобы принять это решение самостоятельно.
Однако, когда вы говорите, вы не должны подменять здравый смысл доказательствами. Вот почему во время выступления необходимо ссылаться на авторитет ученых, исследования которых неопровержимы или, по крайней мере, весьма заслуживают доверия. Слишком легко сделать ошибку в рассуждениях, иногда называемую заблуждением, при изложении своего дела. Мы обсудим эти заблуждения более подробно в главе 8 «Поддерживающие идеи и построение аргументов». Одна из самых распространенных ошибок — 9.0410 post hoc, ergo propter hoc , форма логики «здравого смысла», которая примерно переводится как «после факта, следовательно, из-за факта». Аргумент гласит, что если А произошло первым, а затем В, то А вызвало Б. Мы знаем, что результат не может произойти раньше, чем причина, но мы также знаем, что эти два события могут быть связаны косвенно или что причинность работает в другом направлении. Например, представьте говорящего, утверждающего, что, поскольку солнце встает после крика петуха, петух вызвал восход солнца. Этот аргумент явно нелогичен, потому что петухи кукарекают много раз в день, а восход и закат солнца не меняются в зависимости от кукарекания или его отсутствия. Но эти два события связаны по-разному. Петухи, как правило, просыпаются и начинают кукарекать с первыми лучами солнца, примерно за сорок пять минут до восхода солнца. Таким образом, именно надвигающийся восход солнца вызывает предрассветное пение.
В главе 2 «Этика имеет значение: понимание этики публичных выступлений» мы указывали, что то, что является «здравым смыслом» для людей одного поколения или культуры, может быть совершенно противоположным для людей другого поколения или культуры. Таким образом, важно не предполагать, что ваша аудитория разделяет убеждения, которые для вас являются здравым смыслом. Точно так же, если сообщение вашей речи сложное или противоречивое, вы должны учитывать потребности своей аудитории и делать все возможное, чтобы объяснить ее сложность фактически и логически, а не интуитивно.
Сопоставление новых идей со старыми
Как говорящий, так и слушатель, одна из самых важных вещей, которую вы можете сделать для понимания сообщения, — это соотнести новые идеи с ранее существовавшими идеями. Представьте, что вы произносите речь о биологических системах и вам нужно использовать термин «гомеостаз», который относится к способности организма поддерживать стабильность путем постоянных корректировок. Чтобы помочь вашей аудитории понять гомеостаз, вы могли бы показать, как гомеостаз похож на регулировку, производимую термостатами, которые поддерживают более или менее постоянную температуру в наших домах. Если вы установите термостат на семьдесят градусов и станет жарче, центральное охлаждение включится и охладит ваш дом. Если в вашем доме станет ниже семидесяти градусов, ваш обогреватель включится и нагреет ваш дом. Обратите внимание, что в обоих случаях ваш термостат постоянно настраивается, чтобы оставаться на уровне семидесяти градусов. Объяснение того, что гомеостаз тела работает аналогичным образом, сделает его более актуальным для ваших слушателей и, вероятно, поможет им понять и запомнить эту идею, потому что она связана с чем-то, что они уже испытали.
Если вы можете делать эффективные сравнения во время прослушивания, это может углубить ваше понимание сообщения. Если вы можете представить эти сравнения своим слушателям, вы облегчите им рассмотрение ваших идей.
Делать заметки
Делать заметки — это навык, который улучшается с практикой. Вы уже знаете, что почти невозможно записать все, что говорит оратор. На самом деле, пытаясь записать все, вы можете отстать и пожалеть, что не распределяли свое внимание по-другому между записью и прослушиванием.
Аккуратное, выборочное ведение заметок важно, потому что нам нужна точная запись, отражающая смысл сообщения. Как бы вы ни концентрировались на заметках, вы можете непреднамеренно пропустить важное слово, например, вместо , и подорвать надежность ваших тщательно написанных заметок. Наоборот, если вы уделяете столько же внимания и внимания слушанию, вероятность того, что вы совершите подобную ошибку, снизится.
Важно найти баланс между хорошим прослушиванием и хорошими заметками. Многие люди борются с этим балансом в течение длительного времени. Например, если вы попытаетесь записать только ключевые фразы вместо полных предложений, вы можете обнаружить, что не можете вспомнить, как связаны две идеи. В этом случае было сделано слишком мало заметок. С другой стороны, чрезмерное ведение заметок может привести к потере акцента на самых важных идеях.
Чтобы улучшить свои навыки критического слушания, продолжайте развивать свою способность определять основные моменты в сообщениях, чтобы вы могли делать точные заметки, отражающие смысл, задуманный говорящим.
Этичное слушание
Этическое слушание во многом зависит от честных намерений. Мы должны относиться к ораторам с тем же уважением, которого мы хотим получать, когда подходит наша очередь говорить. Мы должны смотреть на говорящего с открытыми глазами. Мы не должны проверять наши мобильные телефоны. Мы должны избегать любого поведения, которое умаляет говорящего или сообщение.
Ученые Стефани Купман и Джеймс Лулль подчеркивают важность создания атмосферы заботы и взаимопонимания, отмечая, что «уважение точки зрения других является отличительной чертой умелого слушателя» (Coopman & Lull, 2008). Уважение или безусловное положительное отношение к другим означает, что вы относитесь к другим с уважением и порядочностью, согласны вы с ними или нет. Профессора Спраг, Стюарт и Бодари (Sprague, et al., 2010). также призывайте нас относиться к говорящему с уважением, даже если мы не согласны, не понимаем сообщение или считаем речь скучной.
Дуг Липпман (1998) (Lippman, 1998), тренер по сторителлингу, написал в своей книге мощно и деликатно о слушании:
Как и многие из нас, я воспринимал слушание как должное, приукрашивая этот шаг, когда я устремлялся к более активным, видимым способам оказания помощи. Теперь я убежден, что умение слушать — это самый важный элемент любых отношений помощи.
Умение слушать имеет огромную силу. Он вытягивает из людей мысли и чувства, как ничто другое. Когда кто-то внимательно слушает вас, вы начинаете осознавать чувства, которые вы, возможно, не осознавали. У вас есть идеи, о которых вы, возможно, никогда раньше не думали. Вы становитесь красноречивее, проницательнее…
Как услужливый слушатель, я не перебиваю вас. Я не даю советов. Я не делаю ничего другого, слушая вас. Я не передаю рассеянность нервными манерами. Я не заканчиваю за вас фразы. Несмотря на все мои попытки понять вас, я не предполагаю, что знаю, что вы имеете в виду.
Я не выражаю неодобрения, нетерпения или снисходительности. Если я запутался, я проявляю стремление к разъяснениям, а не неприязнь к вашей тупости. Я не действую оправданным, когда вы говорите неправильно или исправляете себя.
Я не сижу безучастно, отказываясь от участия.
Вместо этого я излучаю привязанность, одобрение, интерес и энтузиазм. Я ваш партнер в общении. Я жажду твоего скорого успеха, очарован твоей борьбой, прощаю твои ошибки, всегда ожидая лучшего. Я ваш восторженный слушатель (Lippman, 1998).
В этом отрывке выражается порядочность, с которой люди должны относиться друг к другу. Это не означает, что мы должны принимать все, что слышим, но с этической точки зрения мы должны воздерживаться от принижения опасений друг друга. У всех нас был болезненный опыт игнорирования или неправильного понимания. Вот откуда мы знаем, что один из величайших даров, который один человек может дать другому, — это умение слушать.
Key Takeaways
- Критическое слушание — это процесс, через который слушатель проходит, используя тщательное, систематическое мышление и рассуждения, чтобы увидеть, имеет ли сообщение говорящего смысл в свете фактических данных. Когда слушатели не критически относятся к сообщениям, на которые они обращают внимание, они, скорее всего, будут убеждены нелогичными аргументами, основанными на мнениях, а не на фактах.
- Критическое слушание можно улучшить, используя одну или несколько стратегий, помогающих слушателю проанализировать сообщение: распознавать разницу между фактами и мнениями, раскрывать предположения, высказанные говорящим, быть открытым для новых идей, использовать разум и здравый смысл при анализе сообщений. , связывайте новые идеи со старыми и делайте полезные заметки.
- Быть этичным слушателем означает уважительно относиться к идеям говорящего, даже если вы можете не соглашаться с этими идеями или принимать их.
Каталожные номера
Купман, С.Дж., и Лулл, Дж. (2008). Публичные выступления: развитие искусства . Cengage Learning, с. 60.
Музей Эдварда Дженнера. (н.д.). Вакцинация. Получено с http://www.jennermuseum.com/Jenner/vaccination.html
.Factcheck.org, проект Анненбергского центра общественной политики Пенсильванского университета. (2009 г., 10 сентября). Речь Обамы о здравоохранении. Получено с http://www.