Урок 3. Психология и педагогика. Принципы эффективного обучения
Психология на протяжении столетий являлась спутником педагогики, ведь в образовательном процессе просто необходимо учитывать психологические характеристики учащихся. Существует и специальный раздел психологии, изучающий особенности образовательного процесса. Называется он психологией образования или педагогической психологией. И сегодня мы рассмотрим вопросы взаимодействия этих двух дисциплин.
Точно так же, как психология взаимосвязана с воспитанием и обучением человека, так и педагогика не может существовать вне зависимости от наук, изучающих его личность. Знания педагога в области психологии способны многократно повысить эффективность его деятельности. В том же случае, если педагогика не будет опираться на психологические знания, она станет просто набором педагогических рекомендаций, неспособным оказать педагогу существенную помощь в работе.
Любая область педагогики (дидактика, теории восприятия, частные методики и т. д.) предполагает психологическое исследование. Знание о законах, по которым протекают психические процессы, формируются умения и навыки, а также о том, чем характеризуется их динамика и в чём заключается природа мотивов и способностей, имеет огромнейшее значение в процессе решения главных педагогических проблем, к примеру, повышения эффективности образовательных и воспитательных методов или содержания образования на каждой ступени обучения.
Доподлинно известно, что цель воспитания состоит в том, чтобы сформировать личность, которая будет соответствовать требованиям социума. Достижение же данной цели невозможно без изучения тех закономерностей, согласно которым формируется личность: мотивов, потребностей, способностей, направленности и т.п. Благодаря связи педагогики и психологии началось изучение возрастных особенностей учащихся, выявление факторов и условий, которые влияют на развитие детей.
Стремление специалистов интегрировать в педагогический процесс психологию стало основой, на которой впоследствии была построена вся система педагогической психологии, появившейся в первой половине XX столетия, а также обусловило тот факт, что в разработке педагогических проблем стали принимать участие учёные из других областей науки. Собственно, взаимосвязь педагогики и психологии отражается в одном общем связующем их звене – педагогической психологии.
Педагогическая психология
Педагогическая психология является наукой , изучающей факты, механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта, закономерности личностного и интеллектуального развития ребёнка, выступающего субъектом педагогической деятельности, которая организуется и управляется педагогом в различных условиях образовательного процесса. Если обобщить, то педагогическая психология занимается изучением психологических аспектов управления процессом образования.
Педагогическая психология отличается наличием ряда проблем: как соотносится обучение и развитие, как соотносится обучения и воспитание, какие существуют сенситивные периоды развития в процессе обучения, как производится работа с одарёнными детьми, в чём заключается проблема готовности детей к обучению в школе и т.д. Исходя из этого, основная задача педагогической психологии состоит в выявлении, изучении и описании психологических особенностей и закономерностей, управляющих интеллектуальным и личностным развитием человека в условиях учебной и воспитательной деятельности. Это и обуславливает и саму структуру данного научного направления, состоящую их психологии обучения, психологии воспитания и психологии педагога.
Психология и педагогика не могут существовать, не опираясь на знание о психике и особенностях психического развития человека. Связь педагогики и психологии сама по себе естественна, о чём можно судить по тому, какое значение имеет применение психологических знаний в целях педагогики. На практике их объединение приводит к появлению новой – производной от них науки – педагогики индивидуальности. Она представляет собой перевод теоретических основ психологии к практической деятельности человека, а её задачей является раскрытие способов применения психологических знаний человеком к своей профессиональной деятельности и психическому здоровью. Именно этот подход, в котором при помощи психологических методов воздействия на человека решаются базовые педагогические задачи, разделяют в настоящее время множество отечественных и зарубежных учёных.
И сегодня имеется множество проблем, вызывающих жаркие споры на тему того, чему необходимо обучать современных школьников, какая именно научная информация должна быть отобрана для доведения её до учащихся, как более эффективно выстраивать педагогическую деятельность и т. п. Ответы на эти и другие подобные вопросы должны даваться с учётом именно психологических знаний, точно так же, как должен определяться потенциал и резервы психического развития учащихся на разных возрастных стадиях.
Из всего сказанного выше следует, что педагогика, как одно из научных направлений, изучающих человека, находится не только на стыке с психологией, но и прочно взаимодействует с другими науками, как с социальными, так и с естественными и философскими. Но, естественно, основы обучения, если рассматривать этот вопрос с позиции отношений педагогики с другими направлениями, диктуются психологией.
Психологические основы обучения
Как известно, обучение представляет собой педагогический процесс, где учащиеся под контролем педагога осваивают опыт и навыки по применению систематизированных знаний различных дисциплин. Представленный процесс является двусторонним, и соединяет в себе работу педагога (обучение) и работу учащегося (изучение). Результат обучения заключается в получении учащимся общего образования, формировании у него научного мировоззрения и его подготовке к жизни.
Педагог же обязан знать не только особенности правильного построения педагогического процесса, но и обладать пониманием его общих психологических закономерностей, а также уметь формировать умения и навыки, развивать и направлять мыслительный процесс. Успешное решение задач воспитания и образования может быть достигнуто только при знании психологических особенностей процесса становления личности, возрастных особенностей, индивидуальных, волевых и эмоциональных критериев психического развития, нюансов умственной и познавательной деятельности. Особое значение отводится тому, как хорошо педагог знает актуальную на современном этапе концепцию личностного развития.
Согласно психологии, психологические особенности личности человека являются продуктом среды, воспитания и обучения. Другими словами, они формируются посредством стороннего влияния. И если эти особенности оказывают на формирование личности управляющее воздействие, то основополагающую функцию берут на себя всё же социальное воспитание и условия, в которых живёт, воспитывается и обучается человек. Особая роль в психологическом становлении личности отводится обучению и воспитанию как процессам воздействия, которые отвечают требованиям социума, процессам влияния на младшее поколение старшего поколения на пути к сознательным целям.
Психологами уже давно признан факт того, что человек как существо активное способен производить сознательные изменения в собственной личности, а значит, может заниматься самовоспитанием. Однако самовоспитание не может быть реализовано вне окружающей среды, т.к. происходит благодаря активному взаимодействию человека с окружающим миром. Таким же образом и естественные данные являются важнейшим фактором психического развития человека. Например, анатомо-физические особенности представляют собой естественные условия развития способностей вообще. На формирование способностей оказывают воздействие условия жизни и деятельности, условия воспитания и обучения. Однако это вовсе не означает, что наличие одинаковых условий влечёт за собой одинаковое развитие интеллектуальных способностей. К примеру, нельзя не брать во внимание тот факт, что психическое развитие находится во взаимосвязи с биологическим возрастом, в особенности, если говорить о развитии мозга. И данный факт обязательно должен учитываться в образовательно-воспитательной деятельности.
Отечественным психологом Л. С. Выготским впервые была выдвинута идея о том, что образование и воспитание играет управляющую роль в психическом развитии. Согласно этой идее, образование опережает развитие и направляет его. Если человек не обучается, он не может быть полноценно развит. Но образование не исключает из внимания и внутренние закономерности процесса развития. Необходимо всегда помнить о том, что обучение хоть и обладает огромными возможностями, но эти возможности далеко не бесконечны.
С развитием психики развивается устойчивость, единство и целостность личности, в результате чего она начинает обладать теми или иными качествами. Если педагог в своей учебно-воспитательной деятельности учитывает личностные особенности учащегося, это даёт ему возможность применять в работе педагогические средства и методы, соответствующие возрастным критериям и возможностям ученика.
И здесь просто необходимо брать во внимание индивидуальные особенности, степень умственного развития учащихся, а также особенности психологической работы.О степени умственного развития говорит происходящее в сознании человека. Психологами была дана характеристика умственного развития и указаны его критерии:
- Скорость, с которой учащийся усваивает материал
- Темп, в котором учащийся воспринимает материал
- Количество обдумываний как показатель сжатости мышления
- Степень аналитико-синтетической деятельности
- Приёмы, при помощи которых переносится умственная деятельность
- Способность к самостоятельной систематизации и обобщению полученных знаний
Процесс обучения необходимо выстраивать таким образом, чтобы для умственного развития учащегося была максимальная польза. Изыскания в психологической области позволяют сделать вывод о том, что вместе с системой знаний необходимо давать и комплекс приёмов умственной деятельности.
Если говорить о детях младшей школьной возрастной группы, то их развитие имеет свои особенности. Например, именно в этот период приоритет нужно ставить на развитии научно-творческих способностей, ведь обучение должно быть не только источником знаний, но и гарантом умственного роста. А если говорить о студентах, то основная направленность их научно-творческих способностей требует, чтобы педагог обладал достаточным опытом преподавания и научно-творческим потенциалом. Это обусловлено тем, что для повышения мыслительной активности студентов нужно выстраивать занятия с установкой на подготовку высококлассных специалистов, обладающих высоким интеллектуальным потенциалом, а также являющихся опорой социума и его продолжателями.
Одним из факторов, способных повысить качество педагогического процесса, является соответствие образовательных методов и конкретных педагогических условий – только так можно добиться надлежащего усвоения новых знаний и сотрудничества в образовательном процессе педагога и учащегося.
Развивая творческий потенциал учеников, важно особое внимание уделять организации занятий. И здесь талант и мастерство педагога состоят в использовании инновационных образовательных технологий и творческого подхода к изучаемому материалу в ходе уроков. Это будет способствовать повышению мыслительной активности и расширению границ мышления.
Перед образовательными учреждениями стоит важнейшая из задач – реализовать образование молодого поколения, которое будет соответствовать требованиям современности и научно-технического прогресса, а также вооружить учащихся самостоятельными базовыми знаниями и основами актуальных дисциплин, пробудить стремление в постоянному совершенствованию умений, навыков и знаний и подготовить к осознанному выбору профессии и активной социальной и трудовой деятельности. Чтобы эта цель была достигнута, нужно добиться сознательного усвоения мотивов образования и сформировать у учащихся позитивное отношение и интерес к изучаемому предмету.
С психологической точки зрения мотивы здесь являются причинами, по которым учащиеся совершают те или иные действия. Мотивы формируются требованиями, инстинктами, интересами, идеями, решениями, эмоциями и предрасположенностью. Мотивы к обучению могут быть различны, например: соответствовать требованиям родителей и оправдать их надежды, желание развиваться вместе со сверстниками, получить аттестат или золотую медаль, поступить в университет и т.п. Однако самыми высокими мотивами являются стремление к получению знаний, чтобы быть полезным обществу, и желание много знать.
Задачей педагога является формирование у учащихся именно высоких, можно сказать, духовных мотивов – воспитание веры в необходимость получать знания, чтобы принести социальную пользу, и культивирование отношения к знаниям, как ценности. Если удаётся сформировать у учащихся такой мотив и привить им интерес к получению знаний, то всё обучение будет намного результативнее.
Если педагогу удаётся пробудить интерес к своей дисциплине, то ученик получает дополнительную мотивацию, желает получать знания и преодолевать преграды в процессе их получения. Он будет с удовольствием работать и самостоятельно, уделяя предмету свободное время. Если же интереса к предмету нет, то материал не оставляет в сознании учащегося никакого следа, не вызывает положительных эмоций и быстро забывается. Сам ученик в таком случае остается безучастным и безразличным к процессу.
Как несложно заметить, основной уклон в педагогическо-воспитательной деятельности делается именно на том, чтобы сформировать у учащегося мотивацию к обучению, которая включает в себя и интерес, и тягу к знаниям, и желание развиваться и учиться новому, овладевать новыми навыками и т.
д. Мотивация должна всячески поощряться и поддерживаться педагогом, и во многом именно это обуславливает успешность и эффективность как педагогической работы (обучения), так и работы учеников (изучения).И при развитии мотивации имеют значение условия образовательного процесса, которые должны включать в себя не только подходящую форму преподнесения информации, но и различные формы деятельности: выдвижение гипотез, мыслительное моделирование, эксперименты, наблюдения и т.п. Помимо прочего, большое значение имеет и личность педагога: педагог, который уважает и любит преподаваемую им дисциплину, всегда вызывает уважение и привлекает внимание учащихся, а его личностные качества и поведение во время занятий будут прямым образом влиять на то, как ученики будут относиться к занятиям.
В дополнение к этому можно использовать не только традиционные методы обучения привычные для всех нас, но и более современные, которые ещё не успели «набить оскомины» и либо введены в образовательную деятельность не очень давно, либо только начинают вводиться. Но о методах обучения мы ещё поговорим в нашем курсе, а пока заключим, что любой педагог, который ставит перед собой цель повысить качество своей деятельности и сделать её более результативной, всенепременно должен руководствоваться основными психологическими знаниями.
В действительности на эту тему можно рассуждать ещё очень и очень долго, но мы постарались лишь сделать так, чтобы у вас сложилось ясное представление о том, как педагогика связана с психологией, и почему об этом следует знать. Огромное количество информации на тему педагогической психологии вы можете найти самостоятельно на страницах Интернета, а на тему психологии вообще мы предлагаем вам пройти наш специализированный тренинг (он находится здесь). Сейчас же будет более логичным продолжить беседу на тему достижения эффективности обучения, а именно: мы поговорим о том, какими принципами следует руководствоваться, чтобы обучение и развитие человека – вашего ребёнка, ученика или студента дало максимальные результаты. Информация будет полезна и тем, кто занимается самообразованием.
10 принципов эффективного обучения и развития
Любые принципы обучения находятся в зависимости от тех целей, которые ставит перед собой педагог. Он может, например, развивать творческое мышление своего ученика, расширять его запас общих знаний, способствовать познанию явлений окружающего мира, создавать наиболее подходящие для его развития условия и т.д. Но очень важно помнить, что какого-то универсального «рецепта», согласно которому любой человек может стать развитым и умным, не существует, однако есть несколько принципов, которые помогут педагогу стать действительно хорошим учителем и максимизировать эффективность своей деятельности.
1
Принцип первый – убедиться в том, что обучение и развитие необходимы
В первую очередь нужно провести точный анализ навыков и умений учащихся и определиться с тем, что потребность в обучении действительно есть (касается, главным образом, выпускников ВУЗов, людей, желающих повысить квалификацию, пройти переподготовку и т. п.). Также нужно удостовериться в том, что данная потребность или проблема является вопросом именно обучения. К примеру, если учащийся не выполняет требования образовательного процесса, нужно выяснить, обеспечен ли он условиями для этого, осознаёт ли сам, что от него требуется. В дополнение к этому следует провести анализ способностей, навыков, знаний, темперамента и других особенностей личности. Это поможет лучше понять, в какое русло следует направлять образовательный процесс. В условиях школы это способно помочь определить склонности и предрасположенность ученика к тем или иным предметам.
2
Принцип второй – создать условия, способствующие обучению и развитию
Требуется снабдить учащихся информацией о том, что получать новые знания, приобретать новые навыки и развиваться – необходимо, и почему это необходимо. После нужно убедиться в том, что учащиеся понимают связь между получением образования и его последующим практическим применением в жизни. Эффективность обучения многократно повышается, если учащиеся осознают взаимосвязь между своим обучением и возможностью быть полезными для общества в целом и для себя лично. Успешное выполнение учебных заданий можно стимулировать посредством признания прогресса, хороших отметок и положительных отзывов. Таким образом, учащиеся будут ещё более мотивированы.
3
Принцип третий – обеспечить именно такое обучение и развитие, которое будет полезно на практике
Необходимо внедрять в педагогический процесс такие предметы и дисциплины (знания, умения и навыки), которые будут представлять не эфемерную полезность в сознании учеников, а иметь конкретное практическое значение. То, что узнают учащиеся, они в обязательном порядке должны будут применять в своей жизни. Без взаимосвязи теории и практики обучение теряет не только свою эффективность, но и перестаёт мотивировать, а значит, необходимые для выполнения учащимися функции будут выполняться лишь формально, а результаты будут посредственными, что полностью противоречит целям образования.
4
Принцип четвёртый – включать в обучение и развитие измеримые задачи и конкретные результаты
Результаты обучения и развития должны отражаться на деятельности учащихся, по причине чего педагогический процесс необходимо планировать.
Проверка усвоения знаний и навыков должна осуществляться на каждом этапе – это могут быть тесты, контрольные работы, экзамены и т.п.
5
Принцип пятый – объяснить учащимся, из чего будет состоять процесс обучения
Учащиеся должны ещё до начала обучения знать, что будет включено в образовательный процесс, а также что ожидается и от них самих, как во время, так и после обучения. Таким образом, они смогут сконцентрироваться на обучении, изучении материала и выполнении заданий, не испытывая при этом никакого дискомфорта или страха перед неизвестным.
6
Принцип шестой – донести до учащихся, что они несут ответственность за своё обучение
Любой педагог должен уметь доносить до сознания учеников информацию о том, что, в первую очередь, за своё образование ответственны именно они. Если они будут это понимать и принимать, то и их отношение к обучению будет серьёзным и ответственным. Приветствуются предварительные беседы и подготовка заданий, активное участие учащихся в обсуждениях и практических занятиях, использование в педагогическом процессе новых и нестандартных решений, причём учащиеся здесь тоже имеют право голоса – они могут сами предлагать и выбирать наиболее удобный для них способ обучения, план занятия и т. д.
7
Принцип седьмой – использовать весь педагогический инструментарий
Каждый педагог должен уметь оперировать основными педагогическими инструментами. Среди них есть те, что связаны с действиями педагога, и те, которые связаны с взаимодействием между педагогом и учащимися. Речь идёт об использовании педагогом разнообразия – как способа постоянного поддержания внимания и интереса, ясности – как способа грамотной подачи запутанной и непонятной информации, вовлечённости – как способа привлечь учеников к активной деятельности, поддержке – как способа придать ученикам веру в свои силы и возможности познавать новое, и уважительного отношения – как способа сформировать в учащихся доверие к себе.
8
Принцип восьмой – использовать больше визуального материала
Доподлинно известно, что 80% информации поступает в мозг от зрительных объектов, и педагог должен учитывать это в своей работе. По этой причине необходимо использовать как можно больше того, что учащиеся могут увидеть своими глазами, причём не только прочесть. Источниками визуальной информации могут быть плакаты, схемы, карты, таблицы, фотографии, видеоматериалы. По этой же причине во всех классах и аудиториях всегда есть доски для писания мелом или маркером – даже самые простые данные всегда записываются. А наиболее эффективным методом визуального обучения являются опыты и практические лабораторные работы.
9
Принцип девятый – сначала доносить суть, а после – детали
Об этом принципе мы уже несколько раз упоминали, когда говорили о дидактической работе Яна Коменского, но упомянуть о нём ещё раз будет только на пользу. Обучение связано с изучением огромных массивов данных, поэтому нельзя доносить до учащихся всё и сразу. Большие темы должны быть разбиты на подтемы, а подтемы, при необходимости, на более мелкие подтемы. Сначала следует объяснять суть какого-либо предмета или проблемы, и только потом переходить к обсуждению деталей и особенностей. К тому же и мозг человека изначально улавливает смысл того, что воспринимает, а уже затем начинает различать детали. Педагогический процесс должен соответствовать этой природной особенности.
10
Принцип десятый – не перегружать информацией и давать время на отдых
Отчасти этот принцип связан с предыдущим, но в большей степени он основывается на том, что организм человека всегда должен иметь время на «подзарядку». Даже самые трудолюбивые люди осознают ценность отдыха и полноценного сна. Обучение – процесс сложный, и связан с высоким нервным и психическим напряжением, повышенным вниманием и концентрацией, максимальным использованием потенциала головного мозга. Переутомление недопустимо в обучении, в противном случае учеником может овладеть стресс, он станет раздражительным, а его внимание рассеянным – толку от такого ученичества не будет. Согласно этому принципу, учащиеся должны получать столько информации, сколько допускают их возрастные особенности, и всегда иметь время на отдых. Что касается сна, то спать рекомендуется 8 часов в стуки, поэтому и ночных бдений за учебниками лучше не допускать.
На этом и мы подведём итог третьему уроку, и скажем только о том, что учащиеся должны учиться учиться, а педагоги должны учиться учить, а понимание психологических особенностей образовательного процесса способно значительно увеличить шансы на успех как самих педагогов, так и их учеников.
Наверняка вам хочется поскорее узнать, какие же существуют образовательные методы, ведь теории уже предостаточно, а практики несравнимо меньше. Но не отчаивайтесь, следующий урок посвящён традиционным методам обучения – именно тем практическим методам, которые уже проверены множеством педагогов и закалены годами, тем методам, применить на практике которые сможете и вы.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Cтатистика На весь экран
Евгений БуяновКирилл
← 2 Принципы дидактики4 Традиционные методы →
Карта сайта
Карта сайтаКраснотурьинский
Колледж Искусств
- Сведения об образовательной организации
- Методобъединение
- Доп. образование
- Абитуриенту
- Студенту
- Специальности
- Конкурсы
Краснотурьинский
Колледж Искусств
Свердловская обл., г. Краснотурьинск, ул. Бульвар Мира, 15 корп. Б
8 (34384) 6-35-80
- Информация для преподавателей
- Обращения граждан
- Доступнаясреда
- Противодействие коррупции
- Комплексная безопасность
- Антикоррупционное просвещение
- Охрана труда
|
|
Психодинамическая теория | Психология детства – ван Бладель
Зигмунд Фрейд.
Начнем с часто противоречивой фигуры Зигмунда Фрейда. Фрейд был очень влиятельной фигурой в области развития; его взгляд на развитие и психопатологию доминировал в области психиатрии до появления бихевиоризма в 1950-х годах. Его предположения о том, что личность формируется в течение первых нескольких лет жизни и что способы взаимодействия родителей или других опекунов с детьми оказывают долгосрочное влияние на эмоциональное состояние детей, на протяжении многих лет направляли родителей, педагогов, клиницистов и политиков. . Мы только недавно начали осознавать, что опыт раннего детства не всегда приводит к определенным чертам личности или эмоциональным состояниям. Растет объем литературы, посвященной жизнестойкости детей, выросших в суровых условиях, но при этом развивающихся без повреждения эмоциональных шрамов (O’Grady and Metz, 19).87). Фрейд стимулировал огромное количество исследований и породил множество идей. Согласие с теорией Фрейда в целом вряд ли необходимо для оценки вклада, который он внес в область развития.
Предыстория
Зигмунд Фрейд (1856-1939) был венским доктором медицины, получившим образование в области неврологии и приглашенным для работы с пациентами, страдающими истерией, условностью, отмеченной моими неконтролируемыми эмоциональными вспышками, страхами и беспокойством, которые веками ставили в тупик врачей. Его также попросили поработать с женщинами, страдающими физическими симптомами и формами паралича, не вызванными органическими причинами. В то время многие люди считали, что некоторые люди генетически неполноценны и, следовательно, более подвержены психическим заболеваниям. Считалось, что женщины генетически неполноценны и, следовательно, склонны к таким заболеваниям, как истерия (которую ранее приписывали отделенной матке, путешествующей по телу).
Однако после Первой мировой войны многие солдаты вернулись домой с проблемами, похожими на истерию. Это поставило под сомнение идею генетической неполноценности как причины психических заболеваний. Фрейд начал работать с истерическими пациентами и обнаружил, что, когда они начинают рассказывать о некоторых своих жизненных переживаниях, особенно о тех, которые имели место в раннем детстве, их симптомы исчезают. Это привело его к первому чисто психологическому объяснению физических проблем и психических заболеваний. Он предположил, что нашими действиями управляют бессознательные мотивы и желания, страхи и тревоги. Когда в наше сознание начинают проникать расстраивающие воспоминания или мысли, мы вырабатываем защитные механизмы, чтобы оградить себя от этих болезненных реалий. Эти защитные механизмы включают в себя отрицание реальности, подавление или отталкивание болезненных мыслей, рационализацию или поиск кажущегося логическим объяснения обстоятельств, проецирование или приписывание наших чувств кому-то другому или внешнее противостояние тому, чего мы внутренне желаем (так называемое формирование реакции). Фрейд считал, что многие психические заболевания являются результатом неспособности человека принять реальность. Фрейд подчеркивал важность опыта раннего детства в формировании нашей личности и поведения . В нашем естественном состоянии мы биологические существа. Нами движут в первую очередь инстинкты. Однако в детстве мы начинаем становиться социальными существами, когда учимся управлять своими инстинктами и преобразовывать их в социально приемлемое поведение. Тип воспитания, который получает ребенок, оказывает очень сильное влияние на развитие личности ребенка. Мы продолжим исследовать эту идею при обсуждении психосексуального развития.
Теория разума
Фрейд считал, что большинство наших психических процессов, мотиваций и желаний находятся вне нашего сознания. Наше сознание, то, что мы осознаем, представляет собой лишь верхушку айсберга, из которого состоит наше психическое состояние. Предсознательное представляет собой то, что может быть легко вызвано в сознательный разум. В процессе развития наши мотивы и желания постепенно оттесняются в бессознательное, потому что необработанные желания часто неприемлемы в обществе.
Теория Я
Во взрослом возрасте наша личность или Я состоит из трех основных частей: ID , Эго и Суперэго . ID — это часть личности, с которой мы рождаемся. Он состоит из биологически обусловленного «я» и включает в себя наши инстинкты и побуждения. Это часть нас, которая хочет немедленного удовлетворения. В более позднем возрасте он становится домом для наших самых сокровенных, часто неприемлемых желаний, таких как секс и агрессия. Он действует в соответствии с принципом удовольствия, что означает, что критерием для определения того, хорошо это или плохо, является то, хорошо это или плохо. Младенец — это все ID. Эго — это часть личности, которая развивается по мере того, как мы узнаём, что существуют пределы того, что допустимо делать, и что часто мы должны ждать, пока наши потребности не будут удовлетворены. Эта часть личности реалистична и разумна. Умеет идти на компромиссы. Он действует в соответствии с принципом реальности или признанием того, что иногда удовлетворение потребности должно быть отложено по практическим причинам. Он действует как посредник между Ид и Суперэго и рассматривается как самая здоровая часть личности.
Появляются защитные механизмы, помогающие человеку искажать реальность, чтобы правда была менее болезненной. К защитным механизмам относится вытеснение, то есть вытеснение болезненных мыслей из сознания (другими словами, думать о чем-то другом). Отрицание — это, по сути, неприятие правды или ложь себе. Например, такие мысли, как «со мной этого не случится», или «ты не уйдешь», или «у меня нет проблем с алкоголем». Регрессия означает возвращение в то время, когда мир казался более безопасным местом, возможно, возвращение в детство. Это менее распространено, чем первые два защитных механизма. Сублимация включает в себя преобразование неприемлемых побуждений в более социально приемлемое поведение. Например, подросток, испытывающий сильное сексуальное влечение, использует физические упражнения, чтобы перенаправить эти влечения в более социально приемлемое поведение. Перемещение предполагает перенос разочарований на более безопасную цель. Человек, который злится на начальника, может вымещать свое раздражение на других, когда едет домой, или на супруге по прибытии. Проекция — это защитный механизм, при котором человек приписывает свои неприемлемые мысли другим. Например, если кто-то напуган, он или она обвиняет кого-то другого в том, что он боится. Наконец, формирование реакции — это защитный механизм, при котором человек внешне противостоит тому, чего он внутренне желает, но считает неприемлемым. Примером этого может быть гомофобия или сильная ненависть и страх перед гомосексуализмом. Это неполный список защитных механизмов, предложенных Фрейдом. Если эго сильно, человек реалистичен и принимает реальность и остается более логичным, объективным и разумным. Развитие силы эго является главной целью психоанализа (фрейдистской психотерапии). Итак, для Фрейда иметь большое эго — это хорошо, потому что оно относится не к высокомерию, а к способности принимать реальность.
Суперэго — это часть личности, которая развивается по мере того, как мы усваиваем правила, стандарты и ценности общества. Эта часть личности принимает во внимание моральные принципы, являющиеся частью нашей культуры. Это управляемая правилами часть личности, которая действует под влиянием чувства вины (вина — это социальная эмоция — это чувство, что другие меньше думают о вас или считают, что вы не правы). Если человек нарушает суперэго, он или она чувствует себя виноватым. Суперэго полезно, но может быть слишком сильным; в этом случае человек может чувствовать чрезмерную тревогу и вину за обстоятельства, над которыми он не властен. Такой человек может испытывать высокий уровень стресса и подавленности, которые мешают ему жить хорошо. Ид является врожденным, но эго и суперэго развиваются в ходе наших ранних взаимодействий с другими людьми. Эти взаимодействия происходят на фоне обучения решению ранних биологических и социальных проблем и играют ключевую роль в развитии нашей личности.
Психосексуальные стадии
Психосексуальные стадии развития по Фрейду представлены ниже. На любой из этих стадий ребенок может «застрять» или зациклиться, если воспитатель чрезмерно потакает потребностям ребенка или игнорирует их. Зацикленный взрослый будет продолжать пытаться решить эту проблему позже в жизни. Примеры фиксации даны после презентации каждого этапа.
В течение примерно первого года жизни младенец находится на оральной стадии психосексуального развития. Младенец удовлетворяет потребности прежде всего за счет орального удовлетворения. Ребенок хочет сосать или жевать любой предмет, который приближается ко рту. Младенцы исследуют мир через рот и также находят утешение и стимуляцию. Психологически младенец — это все Оно. Младенец ищет немедленного удовлетворения своих потребностей, таких как комфорт, тепло, еда и стимуляция. Если опекун последовательно удовлетворяет оральные потребности, ребенок отойдет от этой стадии и продвинется дальше. Однако, если опекун непоследователен или небрежен, человек может застрять на оральной стадии. Во взрослом возрасте человек может чувствовать себя плохо, если он не участвует в какой-либо оральной деятельности, такой как еда, питье, курение, кусание ногтей или навязчивые разговоры. Эти действия приносят утешение и безопасность, когда человек чувствует себя неуверенно, боится или ему скучно.
Во время анальной стадии , которая совпадает с детским возрастом или подвижностью и приучением к горшку, ребенка учат, что некоторые побуждения необходимо сдерживать, а некоторые действия откладывать. Существуют правила, касающиеся определенных функций, а также того, когда и где они должны выполняться. Ребенок учится самоконтролю. Эго развивается. Если опекун очень внимательно относится к приучению к горшку (стоит над ребенком, ожидая малейшего признака того, что ему, возможно, нужно пойти на горшок, и сразу же подхватывает ребенка и усаживает его, например, на горшок), ребенок может взрослеть, боясь потерять контроль. Он может зацикливаться на этой стадии или «анально цепляться» — бояться отпустить ситуацию. Такой человек может быть чрезвычайно опрятным и чистым, организованным, надежным и контролирующим других. Если опекун пренебрегает обучением ребенка контролировать побуждения, он может вырасти «анальным экспульсивным» или взрослым, неряшливым, безответственным и неорганизованным.
Фаллическая стадия происходит в дошкольном возрасте (3-5 лет), когда перед ребенком стоит новая биологическая задача. Фрейд считал, что ребенок испытывает сексуальное влечение к своему родителю противоположного пола. Мальчики испытывают «Эдипов комплекс», при котором они испытывают сексуальное влечение к своим матерям, но понимают, что им мешает отец. Он намного мощнее. Некоторое время мальчик опасается, что, если он будет преследовать свою мать, отец может его кастрировать (кастрационная тревога). Таким образом, вместо того, чтобы рисковать потерять свой пенис, он отказывается от своей привязанности к матери и вместо этого учится становиться больше похожим на своего отца, подражая его действиям и манерам, и тем самым усваивает роль мужчин в своем обществе. Из этого опыта мальчик учится чувству мужественности. Он также узнает, что, по мнению общества, он должен делать, и испытывает чувство вины, если не подчиняется. Так развивается суперэго. Если он не решит эту проблему успешно, он может стать «фаллическим самцом» или мужчиной, который постоянно пытается доказать свою мужественность (в чем он неуверен), соблазняя женщин и избивая мужчин! Маленькая девочка испытывает «комплекс Электры», при котором у нее развивается влечение к отцу, но она понимает, что не может конкурировать с матерью, поэтому отказывается от этой привязанности и учится становиться больше похожей на свою мать. Однако это не без некоторого сожаления. Фрейд считал, что девушка чувствует себя неполноценной, потому что у нее нет пениса (испытывает «зависть к пенису»). Но она должна смириться с тем фактом, что она женщина, и ей просто нужно узнать свою подчиненную роль в обществе как женщины. Однако, если она не разрешит этот конфликт успешно, она может иметь слабое чувство женственности и вырасти «кастрирующей самкой», пытающейся конкурировать с мужчинами на работе или в других сферах жизни.
В среднем детстве (6-11 лет) ребенок входит в латентную стадию , сосредоточивая свое внимание не на семье, а на дружеских отношениях. Биологические влечения временно затихают (латентно), и ребенок может направить внимание на более широкий мир друзей. Если ребенок сможет завести друзей, он или она приобретет чувство уверенности. В противном случае ребенок может продолжать быть одиночкой или сторониться других даже во взрослом возрасте.
Заключительная стадия психосексуального развития называется генитальная стадия . С подросткового возраста на протяжении всей взрослой жизни человек озабочен сексом и размножением. У подростка повышается уровень гормонов, половое влечение и влечение к голоду становятся очень сильными. В идеале подросток будет полагаться на свое эго, чтобы помочь логически мыслить в этих побуждениях, не предпринимая действий, которые могут нанести ущерб. Подросток может научиться перенаправлять свои сексуальные побуждения на более безопасные занятия, такие как бег, например. Успокоение Ид с помощью Суперэго может привести к чувству чрезмерной застенчивости и вины из-за этих побуждений. Будем надеяться, что на этом этапе укрепляется эго, и подросток использует разум для управления побуждениями.
Сильные и слабые стороны теории Фрейда
Теория Фрейда подверглась резкой критике по нескольким причинам. Во-первых, это очень трудно проверить с научной точки зрения. Как воспитание в младенчестве может быть прослежено до личности во взрослой жизни? Существуют ли другие переменные, которые могли бы лучше объяснить развитие? Эта теория также считается сексистской, поскольку предполагает, что женщины, которые не принимают подчиненное положение в обществе, имеют психологические недостатки. Фрейд сосредотачивается на более темной стороне человеческой природы и предполагает, что многое из того, что определяет наши действия, нам неизвестно. Так почему же мы изучаем Фрейда? Как упоминалось выше, несмотря на критику, предположения Фрейда о важности переживаний раннего детства для формирования нашего психологического «я» нашли свое применение в практике детского развития, образования и воспитания. Теория Фрейда имеет эвристическую ценность, поскольку обеспечивает основу для разработки и модификации последующих теорий развития. Многие более поздние теории, особенно бихевиоризм и гуманизм, бросали вызов взглядам Фрейда.
Шизотипическое расстройство личности. Симптомы и причины
Обзор
Людей с шизотипическим расстройством личности часто называют странными или эксцентричными, и у них обычно мало близких отношений, если они вообще есть. Как правило, они не понимают, как формируются отношения или влияние их поведения на других. Они также могут неправильно интерпретировать мотивы и поведение других людей и развить значительное недоверие к другим.
Эти проблемы могут привести к сильному беспокойству и склонности избегать социальных ситуаций, поскольку человек с шизотипическим расстройством личности склонен придерживаться специфических убеждений и может испытывать трудности с адекватной реакцией на социальные сигналы.
Шизотипическое расстройство личности обычно диагностируется в раннем взрослом возрасте и, вероятно, сохранится на протяжении всей жизни, хотя лечение, такое как лекарства и терапия, может улучшить симптомы.
Продукты и услуги
- Книга: Книга семейного здоровья клиники Мэйо, 5-е издание
- Информационный бюллетень: Письмо о здоровье клиники Мэйо — электронное издание
Симптомы
Шизотипическое расстройство личности обычно включает пять или более из следующих признаков и симптомов:
- Одиночество и отсутствие близких друзей, кроме ближайших родственников
- Плоские эмоции или ограниченные или неадекватные эмоциональные реакции
- Постоянная и чрезмерная социальная тревожность
- Неверная интерпретация событий, например ощущение, что что-то на самом деле безобидное или безобидное имеет прямое личное значение
- Своеобразное, эксцентричное или необычное мышление, убеждения или манеры
- Подозрительные или параноидальные мысли и постоянные сомнения в лояльности окружающих
- Вера в особые способности, такие как мысленная телепатия или суеверия
- Необычные восприятия, такие как ощущение присутствия отсутствующего человека или наличие иллюзий
- Необычный стиль одежды, например неопрятный вид или ношение необычно подобранной одежды
- Особый стиль речи, такой как расплывчатая или необычная манера речи или странная бессвязность во время разговора
Признаки и симптомы шизотипического расстройства личности, такие как повышенный интерес к уединенной деятельности или высокий уровень социальной тревожности, могут наблюдаться в подростковом возрасте. Ребенок может плохо успевать в школе или вести себя не в ногу со сверстниками, что может привести к насмешкам или издевательствам.
Шизотипическое расстройство личности в сравнении с шизофренией
Шизотипическое расстройство личности можно легко спутать с шизофренией, тяжелым психическим заболеванием, при котором люди теряют контакт с реальностью (психоз). В то время как люди с шизотипическим расстройством личности могут испытывать короткие психотические эпизоды с бредом или галлюцинациями, эти эпизоды не такие частые, продолжительные или интенсивные, как при шизофрении.
Другое ключевое отличие заключается в том, что люди с шизотипическим расстройством личности обычно могут осознать разницу между их искаженными представлениями и реальностью. Людей с шизофренией, как правило, невозможно отвлечь от своих заблуждений.
Несмотря на различия, людям с шизотипическим расстройством личности могут помочь методы лечения, аналогичные тем, которые используются при шизофрении. Иногда считается, что шизотипическое расстройство личности находится в одном спектре с шизофренией, при этом шизотипическое расстройство личности считается менее тяжелым.
Когда обращаться к врачу
Люди с шизотипическим расстройством личности обычно обращаются за помощью только по настоянию друзей или членов семьи. Или люди с шизотипическим расстройством личности могут обратиться за помощью по поводу другой проблемы, такой как депрессия. Если вы подозреваете, что это расстройство может быть у друга или члена семьи, вы можете мягко предложить человеку обратиться за медицинской помощью, начиная с лечащего врача или специалиста в области психического здоровья.
Если вам нужна немедленная помощь
Если вы обеспокоены тем, что можете причинить вред себе или кому-либо еще, немедленно обратитесь в отделение неотложной помощи или позвоните по телефону 911 или по местному номеру службы экстренной помощи. Или обратитесь на горячую линию для самоубийц. В США позвоните или отправьте текстовое сообщение 988, чтобы связаться с 988 Suicide & Crisis Lifeline, доступной 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Или воспользуйтесь чатом Lifeline. Услуги бесплатные и конфиденциальные.
Записаться на прием
Причины
Личность — это сочетание мыслей, эмоций и поведения, которое делает вас уникальным. Это то, как вы смотрите, понимаете и относитесь к внешнему миру, а также как вы видите себя. Личность формируется в детстве в результате взаимодействия унаследованных склонностей и факторов окружающей среды.
При нормальном развитии дети со временем учатся правильно взаимодействовать с другими, интерпретировать социальные сигналы и правильно и гибко реагировать на социальные ситуации. Что именно идет не так у человека с шизотипическим расстройством личности, точно неизвестно, но вполне вероятно, что определенную роль могут играть изменения в функционировании мозга, генетика, влияние окружающей среды и приобретенное поведение.
Факторы риска
Риск развития шизотипического расстройства личности может быть выше, если у вас есть родственник, страдающий шизофренией или другим психотическим расстройством.