Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Классификации потребностей: Классификация потребностей

Содержание

Потребности и их классификация — NovaInfo 44

NovaInfo 44, с.263-266, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Философские науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1009
CC BY-NC

Аннотация

В статье анализируются различные потребности человека, приводятся различные классификации потребностей. Обращается внимание на потребность самоактуализации личности.

Ключевые слова

МОТИВ, ИНТЕРЕС, ПОТРЕБНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Аудиоверсия

Текст научной работы

Человек нуждается в определенных условиях существования. Вся деятельность людей направлена на то, чтобы удовлетворять их разнообразные потребности. Потребности человека могут быть различными на разных этапах его жизни, однако часть из них остается неизменной: это базовые физиологические потребности, без удовлетворения которых невозможно биологическое существование человека.

Структура социальных и культурных потребностей формируется и меняется на протяжении всей жизни индивида, превращая его в человеческую личность, субъекта духовной жизни. Эти потребности способствуют развитию подлинно человеческих качеств: разума, нравственности, стремления к истине, к созидательной деятельности на благо общества. Человек способен ограничивать свои потребности, опираясь на заключения разума и ориентируясь на социальные нормы. Далеко не всегда его потребности могут быть удовлетворены в полной мере. Кроме того, их удовлетворение может противоречить нравственным нормам общества и ущемлять интересы других людей.

Потребности человека – основа для его интересов. Интерес – это форма осознанной потребности, целенаправленное отношение человека к объекту, стремление действовать определенным образом, чтобы добиться желаемого. Потребности человека также проявляются в мотивах его деятельности. Неудовлетворенные потребности обладают побудительной силой, они вызывают активность человека, формируют и направляют его устремления к определенной цели.

Классификация потребностей

Во всем многообразии человеческих потребностей можно выделить две основные группы: первичные и вторичные потребности. Первичные (врожденные) потребности человека относятся к области физиологии и необходимы для выживания и воспроизводства организма: это потребности в еде, воде, сне, убежище, отдыхе, безопасности и т. п. Как правило, они возникают на уровне бессознательного и носят иррациональный характер [1, c. 45].

Вторичные (приобретенные) потребности относятся к области психологии: потребности в общении, социальных связях, внимании со стороны других людей, самоуважении, творческой самореализации и т. п. Вторичные потребности также называют приобретенными, потому что процесс духовного становления человека, формирования его личности связан с развитием его интереса и способностей к социальному взаимодействию и культурной деятельности. Таким образом, духовное взросление человека сопровождается возрастанием роли вторичных потребностей, удовлетворение которых превращает его в социальное существо и выделяет из мира живой природы. Например, в суфийской модели человека их относят к второму уровню и считают их «представителями» общества в человеке [2].

В науке существует и более дробная классификация потребностей человека. Первичные потребности подразделяются на:

  1. биологические, или материальные органические потребности (пища, дыхание, жилище и т. п.),
  2. экзистенциальные (связанные с чувством безопасности, уверенностью в будущем, гарантиями благополучного существования и обеспечения биологических потребностей).

Среди вторичных потребностей выделяют:

  1. социальные потребности (связанные с чувством принадлежности к обществу),
  2. престижные потребности (связанные с оценкой деятельности человека, уважением и самоуважением, общественным признанием его успехов в карьере и творчестве, достижением авторитета),
  3. духовные, или идеальные, познавательные потребности (познание мира, самовыражение, самореализация, творческая деятельность личности, направленная на создание прекрасного). К ним относятся и потребности, связанные с религиозной верой человека [3].

Также можно разделить потребности человека на три основные группы: естественные (биологические), социальные и духовные (культурные) потребности.

Иерархическая теория потребностей Абрахама Маслоу

Американский психолог А. Маслоу создал иерархическую теорию потребностей. Все потребности человека он расположил в восходящем порядке, от низших к высшим. Для наглядности можно расположить эти категории потребностей в виде пирамиды. Главный принцип этой иерархии: потребности каждого следующего уровня становятся актуальными, когда удовлетворены потребности предыдущей ступени. В основании пирамиды находятся физиологические потребности (голод, жажда), на следующем уровне – потребности самосохранения (безопасность, чувство защищенности), еще выше – социальные потребности (любовь, чувство духовной близости, принадлежности к группе), на следующем уровне – потребности в уважении (признание, авторитет, социальный статус), на вершине пирамиды – потребности в самоутверждении (творчество, самореализация).

Естественные потребности

Естественные потребности человека также называют врожденными, биологическими, физиологическими, материальными, органическими, природными, витальными. По своей сути это потребности в условиях существования, необходимых для жизни, развития и воспроизводства организма. Неудовлетворение потребностей такого рода может привести к смерти. В основе естественных потребностей лежат биологические инстинкты, присущие человеку как живому существу: пищевой инстинкт, инстинкты самосохранения и продолжения рода. К числу естественных потребностей относятся потребности в воздухе, воде, пище, жилище, одежде, сне, отдыхе, физических движениях, биологическом воспроизводстве людей, в возможности сохранить и защитить свою жизнь, обезопасить себя, свою семью и жилище. Удовлетворению этих потребностей служит хозяйственная деятельность человека, создание материальных благ, благоустройство бытовой стороны жизни [5].

Социальные потребности

Социальные потребности определяются принадлежностью человека к обществу (без этого формирование личности невозможно). К социальным потребностям относят потребности человека в трудовой деятельности, социальной активности, разнообразных контактах с другими людьми, признании его успехов и достижений. Удовлетворить эти потребности могут только явления общественной жизни. Социальные потребности, в свою очередь, подразделяются на три категории.

  1. Потребности для себя — это потребности в самоидентификации, самоутверждении в обществе, обретении власти, авторитета, признания.
  2. Потребности для других выражаются в разных формах альтруизма: родительская любовь, дружеская преданность, защита близких, помощь слабым.
  3. Потребности коллективного характера основаны на общих для человеческого коллектива нуждах: потребность в социальном мире, справедливости, свободе, безопасности, ограничении внешней агрессии.

Духовные потребности

Это внутренние побуждения человека к реализации своего творческого потенциала, к созданию и освоению культурных ценностей, этических и эстетических представлений и идеалов, к обретению разноплановых знаний о мире. Основа идеальных потребностей человека – стремление к познанию окружающего мира и смысла своего существования. Эта категория потребностей стимулирует развитие науки, искусства, философии, религиозных учений.

В иерархии потребностей, составленной А. Маслоу, высшую ступень занимает самоактуализация человека – осуществление его творческих способностей, реализация талантов через созидательную духовную деятельность [6]. Результаты самореализации нужны не только самому индивиду, который ее осуществляет, но и обществу. Профессиональное становление – один из результатов самореализации. Для общества самореализация индивидов означает развитие экономики, политических отношений, искусства, науки, спорта и т. д.

Читайте также

Список литературы

  1. Рахматуллин Р.Ю., Хидиятов Н.Б. Иррационалистическое направление в философии: учебное пособие. Уфа: Уфимская высшая школа МВД России, 1995. 99 с.
  2. Рахматуллин Р.Ю. Модель человека в суфизме // Вестник ВЭГУ. 2014. № 3 (71). С. 120-129.
  3. Рахматуллин Р.Ю. Кораническая антропология // Молодой ученый. 2014. № 10 (69). С. 561-563.
  4. Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р. Традиционализм и либерализм в свете философии права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2014. № 1 (52). С. 41-44.
  5. Рахматуллин Р.Ю. Биологическое в структуре личности // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 14. С. 64-66.
  6. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007. 672 с.

Цитировать

Галиева, М.О. Потребности и их классификация / М.О. Галиева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 263-266. — URL: https://novainfo.ru/article/5536 (дата обращения: 03.04.2023).

Поделиться

Классификация потребностей потребителя | Z&G

Чтобы сделать своим клиентам предложение, от которого невозможно отказаться, необходимо четко и ясно представлять, что же именно необходимо вашему потребителю.   Зная потребности вашей целевой аудитории можно взаимодействовать более эффективно, решая проблему клиента, а, не рассказывая о том, насколько хорош ваш продукт сам по себе.

Разберем, что же такое потребность. Это понятие означает несоответствие между текущим и желаемым состоянием человека. Чем больше это несоответствие, тем сильнее человек желает исправить его.

Многие социологи и маркетологи пытались создать собственную  систему классификации потребностей человека. Пожалуй, самой знаменитой из них является пирамида потребностей Маслоу .  Она очень широко известна, поэтому в этой статье мы не будем рассматривать ее подробно, просто перечислим группы потребностей по нарастающей: физиологические,  в безопасности, потребности социальные, потребности связанные с уважением,  потребности  в самоактуализации.

Другим подходом является разделение потребностей на функциональные и  эмоциональные. Последние в свою очередь делятся на психологические и социальные.

Функциональные потребности являются наиболее очевидными. Так лекарство должно излечивать болезнь, шапка – согревать голову, а духовому шкафу полагается запекать еду. Эти потребности являются первоочередными, так как именно они подталкивают потребителя к совершению покупки. К сожалению, удовлетворения  функциональных потребностей на современном высококонкурентном рынке недостаточно.  Взгляд на продукт с точки зрения функциональных потребностей не дает возможностей для качественной отстройки от конкурентов (джинсы разных марок функционально не слишком отличаются друг от друга).

В исключительных случаях может работать отделение по функциональному признаку. Для этого необходимо быть первым (и желательно единственным) продуктом, удовлетворяющим данную потребность, либо иметь какое-то преимущество. Позволяющее удовлетворять потребность гораздо лучше других (такое преимущество необходимо запатентовать, чтобы защитить от копирования). Удовлетворение только функциональной потребности не позволяет выстраивать качественные долговременные коммуникации с потребителями.

Чтобы построить с потребителями более долговечные и крепкие отношения, вы должны удовлетворять и его эмоциональные потребности. Они более разнообразны и не столь очевидны как функциональные. Так например товар, являющийся символом принадлежности к какой-либо социальной группе удовлетворяет именно социальную потребность. Это же относится к товарам, подчеркивающим статус обладателя.

Основными эмоциональными потребностями являются:

 — Потребности в защите и безопасности

 — Потребности в уменьшении затрат (финансовых, временных и других)

— Потребности в увеличении своих ресурсов

— Потребности подчеркнуть свою принадлежность к какой-либо группе людей

— Потребности выразить свое «внутреннее я», подчеркнуть индивидуальность.

И эти потребности можно разделить на две большие группы:

Психологические (внутренние) – потребности относящиеся к внутреннему миру человека. Сюда, например, относятся товары, уменьшающие или полностью устраняющие страхи потребителя (Тойота – самый безопасный автомобиль).

Социальные (внешние) – эти потребности произрастают из взаимоотношений личности и общества. Человек – существо социальное, и одна из его основных потребностей — принятие обществом. Создание и поддержание определенного имиджа также относится к этому типу потребностей. Примерами, товаров и услуг, решающих такие потребности могут быть:

— одежда от кутюр (подчеркивает высокий статус в обществе)

— вещи, подчеркивающие женственность/мужественность (способствуют укреплению гендерной роли)

— эко-продукты (указывают на принадлежность к социальной группе, подчеркивают значимость социальной ответственности для потребителя).

А например Альфред Маршалл разделил потребности сразу по нескольким группам:

  • Первичные (в воде и пище) и Вторичные (просмотр кино)
  • Абсолютные (необходимость общения) и Относительные (иметь страничку в социальных сетях)
  • Высшие (эстетические, духовные, когнитивные) и Низшие (связанные с физиологией)
  • Положительные (потребность в познании) и Отрицательные (зависимости)
  • Неотложные и те, что можно  отложить
  • Общие (есть у всех представителей человечества) и Особенные (сложившиеся в определенных социальных группах)
  • Индивидуальные (потребности индивида) и коллективные (потребности группы людей)
  • Обычные и обусловленные чрезвычайными обстоятельствами
  • Частные (потребности индивида, семьи или фирмы) и Государственные (например, потребность в охране границ)

Выявить потребности вашей целевой аудитории можно при проведении маркетинговых исследований. Продукт, не удовлетворяющий потребность потребителей не может существовать на рынке – на него просто не будет спроса. Конечно, потребность у потребителей можно сформировать, однако это потребует больших затрат.

Часто ключом к успеху является выявление скрытых потребностей клиентов. Такие потребности могут показать незанятую нишу для вашего товара. Приготовьтесь к тому, что у вашего продукта могут быть аналоги, удовлетворяющие те же самые потребности, поэтому изучение потребностей не заменяет исследование рынка в целом.


Категории инвалидов IDEA | Понятно

В соответствии с Законом об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA) государственные школы должны обеспечивать учащихся, отвечающих требованиям. Но не каждый ребенок, который борется в школе, соответствует требованиям. Чтобы быть застрахованным, на успеваемость ребенка в школе должна «отрицательно повлиять» инвалидность в одной из 13 категорий, указанных ниже.

1.

Специфическая неспособность к обучению (SLD)

Категория «специфическая неспособность к обучению» (SLD) охватывает определенную группу проблем с обучением. Эти состояния влияют на способность ребенка читать, писать, слушать, говорить, рассуждать или считать. Вот несколько примеров того, что может попасть в эту категорию:

  • Дислексия
  • Дискалькулия
  • Нарушение письменной речи (вы также можете слышать, что это называется дисграфией)

SLD является наиболее распространенной категорией IDEA. В 2018–19 учебном году около 33 процентов учащихся, получивших квалификацию, поступили в эту категорию.

Изучите темы, выбранные нашими экспертами

  • Поддержка школы

  • Трудности в школе

2. Другие нарушения здоровья

Категория «другие нарушения здоровья» охватывает состояния, ограничивающие силу, энергию или внимательность ребенка. Одним из примеров является СДВГ, который влияет на внимание и .

3. Расстройство аутистического спектра (РАС)

РАС — нарушение развития. Он включает в себя широкий спектр симптомов, но в основном влияет на социальные и коммуникативные навыки ребенка. Это также может повлиять на поведение.

4. Эмоциональное расстройство

Различные проблемы с психическим здоровьем могут подпадать под категорию «эмоциональное расстройство». Они могут включать тревожное расстройство, шизофрению, биполярное расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство и депрессию. (Некоторые из них также могут быть включены в категорию «другие нарушения здоровья».)

5. Речевые или языковые нарушения

Эта категория охватывает трудности с речью или языком. Типичный пример — заикание. Другими примерами являются проблемы с произношением слов или произнесением звуков голосом. Он также охватывает языковые проблемы, из-за которых детям трудно понимать слова или выражать свои мысли.

6. Нарушение зрения, в том числе слепота

Ребенок, имеющий проблемы со зрением, считается слабовидящим. В эту категорию входят как частичное зрение, так и слепота. Если очки могут исправить проблему со зрением, то они не подходят.

7. Глухота

В эту категорию попадают дети с диагнозом глухота. Это дети, которые не слышат большинство или все звуки даже со слуховым аппаратом.

8. Нарушение слуха

Термин «нарушение слуха» относится к потере слуха, не подпадающей под определение глухоты. Этот тип потерь может меняться со временем. Быть слабослышащим — это не то же самое, что иметь проблемы со слуховой или языковой обработкой.

9. Слепоглухота

У детей с диагнозом слепоглухота наблюдается выраженная потеря слуха и зрения. Их коммуникативные и другие потребности настолько уникальны, что программы только для глухих или слепых не могут их удовлетворить.

10. Ортопедические нарушения

Ортопедические нарушения — это когда у детей отсутствуют функции или способности тела. Пример — детский церебральный паралич.

11. Интеллектуальная инвалидность

Дети с этим типом инвалидности имеют умственные способности ниже среднего. У них также могут быть плохие навыки общения, ухода за собой и социальные навыки. Синдром Дауна является одним из примеров состояния, связанного с умственной отсталостью.

12. Черепно-мозговая травма

Это черепно-мозговая травма, вызванная несчастным случаем или применением какой-либо физической силы.

13. Множественная инвалидность

Ребенок с множественной инвалидностью имеет более одного заболевания, покрываемого IDEA. Наличие нескольких проблем создает образовательные потребности, которые не могут быть удовлетворены в программе, разработанной для какой-либо одной инвалидности.

Узнать больше

Наличие инвалидности недостаточно для получения специального образования. Инвалидность должна иметь «неблагоприятное влияние» на образование ребенка.

  • Узнайте, как узнать, имеет ли ребенок право на получение специального образования.
  • Изучите руководство по индивидуальным программам обучения (IEP) для детей, имеющих право на специальное образование.
  • Прочтите о раннем вмешательстве для детей дошкольного возраста и младше.

Основные выводы

  • Каждая из 13 категорий инвалидности в IDEA может охватывать ряд трудностей.

  • Дислексия, дискалькулия и расстройство письменной речи подпадают под категорию «специфическая неспособность к обучению».

  • «Другие нарушения здоровья» могут охватывать СДВГ.

    Связанные темы

    • Школьные поддержки

    • Школьная борьба

    Идентификация, оценка, оценка и классификация

    Идентификация — Оценка — Оценка и классификация 9019 4000 4. с их академическим образованием, или если вы обеспокоены тем, что у них может быть инвалидность, важно знать, каковы классификации инвалидности для соответствия требованиям и программ специального образования.

    У правительства есть закон под названием «Закон об образовании для лиц с ограниченными возможностями», который может предусматривать доступность специальной учебной программы для вашего ребенка, если он подпадает под одну из тринадцати различных категорий инвалидности, которые имеют право на специальное обучение. Первый шаг к тому, чтобы узнать, имеет ли ваш ребенок право на специальное образование, — это узнать, какие существуют классификации, соответствующие требованиям.


    Идентификация 

    Индивидуальные тесты интеллекта  обычно являются частью серии тестов, которые школьный психолог использует для оценки учащихся, направляемых на оценку. Двумя наиболее часто используемыми являются WISC (Шкала интеллекта Векслера для детей) и Стэнфордская шкала Бине. В течение многих лет WISC считался наиболее достоверной мерой интеллекта, потому что в нем были элементы, основанные как на языке, так и на символах, а также элементы, основанные на производительности. WISC также предоставил диагностическую информацию, потому что вербальную часть теста можно было сравнить с элементами производительности, чтобы показать несоответствие между языковым и пространственным интеллектом.

    источник: Министерство образования США, Управление специальных образовательных программ, Стандартизированная программа тестирования

    .

    Классификация

    В соответствии с IDEA учащиеся с ограниченными возможностями имеют право на получение специальных образовательных услуг через местный школьный округ в возрасте от 3 до 18 или 21 года. Чтобы получить специальные образовательные услуги, учащийся должен продемонстрировать инвалидность в одной из 13 конкретных категорий, включая аутизм, инвалидность в развитии, специфическая неспособность к обучению, умственная отсталость, эмоциональная и/или поведенческая инвалидность, речевая и языковая инвалидность, слепоглухота, нарушение зрения, нарушение слуха, ортопедические или физические нарушения, другие нарушения здоровья (включая синдром дефицита внимания), множественные нарушения и травматическое повреждение мозга. В зависимости от индивидуальных потребностей учащихся, они могут быть включены, включены в основной курс или помещены в специальную школу и/или могут получать множество специализированных услуг в ресурсной комнате или автономном классе. В дополнение к академическим целям цели, задокументированные в IEP, могут касаться самообслуживания, социальных навыков, физического, речевого и профессионального обучения. Размещение программы является неотъемлемой частью процесса и обычно происходит во время собрания по IEP.


    Оценка

    Оценка для специального образования  
    является основой для успешного выявления, размещения и программирования для детей с особыми потребностями. Оценка может варьироваться от формальной (стандартизированной) до неформальной: оценки, сделанные учителем. В этой статье будут рассмотрены формальные инструменты для измерения интеллекта, достижений (или академических способностей) и функциональных способностей учащихся.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *