Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Фаталист это человек: Фаталист — это человек, который считает фатализм своим жизненным принципом

кто это такой, какие бывают и их плюсы и минусы

«Чему быть – того не миновать» или «так на роду написано» – фразы, которые можно услышать от фаталиста. Кто-то согласится с такими высказываниями, но основная масса людей считают их нелепыми. Почему же тогда фаталист, как тип личности, не исчез под давлением рационализма и логики? Что заставляет людей до сих пор верить в судьбу? Насколько справедливы их убеждения? Имеет ли фатализм какие-нибудь преимущества, либо только усложняет жизнь человека? Как строить диалог с обладателем такого типа личности? Что нужно о нем знать?

Кто такой фаталист?

Фаталист — это человек, который уверен в предначертанности событий. Он верит в судьбу и предназначение. Если что-то происходит, то так обязательно должно быть. В мировоззрении фаталиста роль человека незначительна, а все решения принимаются высшими силами. Такому типу личности присущи религиозность и суеверность. Он часто верит в приметы, предсказания, гадания. Склонен во всем видеть влияние Фатума (судьбы), от которого и происходит его название.

Вера в судьбу возникла на заре человечества. Религии и культы мира лишь подогревали мнение людей о божественном влиянии на их жизнь. Несмотря на развитие науки, фатализм никуда не делся и в современную эпоху. Воспринимать его сугубо, как пережиток прошлого, нельзя, ведь люди до сих пор не научились управлять своей судьбой. Мы понимаем, как формируются склонности и задатки, логически осмысливаем свое призвание, но настоящее предназначение зачастую открываем случайно.

Именно эти непредвиденные моменты и относятся к судьбе, которая ведет человека по известным только ей маршрутам. Фатализм имеет целый ряд обоснований и порой благотворно влияет на психику человека, в противовес тем, кто всю ответственность взваливает на свои плечи. О преимуществах фатализма поговорим чуть позже, а сейчас рассмотрим историю развития этого мировоззрения

Понятие Фатума, как синонима судьбы, зародилось в Древнем Риме. Он был божественной природы, проявляя волю высших сил по отношению к смертным. Жизненный путь человека определялся при рождении. За это отвечали Фаты – божества, имеющие власть над судьбами. Еще раньше, во времена Древней Греции их звали Мойрами.

Стоит отметить, что вера в судьбу присутствовала и у других давних народов. Божественное влияние на события в жизни человека казалось очевидным и само собою разумеющимся. Древние шумеры, египтяне, хеты и прочие цивилизации были уверены, что предназначение не зависит от воли человека. Хотя последний мог определенными поступками скорректировать свою судьбу, если боги принимали решение пересмотреть свои изначальные планы. Это убеждение особенно сильно было развито в давней китайской культуре, философы которой считали, что судьба человека напрямую зависит от правильности его поведения.

Как бы там ни было, но попытки приоткрыть завесу будущего предпринимались всеми народами. Предсказатели, астрологи и гадалки прочно укоренились в нашем обществе с самого момента его появления. Менялись формы и методы их работы, но суть оставалась неизменной. Эти люди обещают предсказать события, до того момента, когда они произойдут. Учитывая популярность гороскопов и гаданий, даже в нашу высокотехнологичную эпоху, можно констатировать, что победа над фатализмом не так и близка.

С другой стороны, нет дыма без огня. Ближайшие астрономические объекты, в первую очередь Луна и Солнце, действительно влияют на жизнь человека. Отсутствие Высшего Разума не доказано, так же как и не опровергнуто. Регулярно встречаются упоминания о необъяснимых стечениях обстоятельств, кардинально меняющих жизни людей, либо ход исторических событий. Все это позволило фатализму прочно укорениться в подсознании многих людей, вытесняя из него самоуверенность и рационализм.

Пройти тест на уверенность в себе

Если рассматривать еще и религию, с ее представлениями о конце света и прочими предсказаниями пророков, то к рядам фаталистов можно причислить десятки миллионов людей. Учитывая их количество, наивно предполагать однородность этой группы, которая включает в себя самые разные виды восприятия судьбы.

Виды фаталистов

Фатализм, как разновидность мировоззрения, чаще всего, приобретает одну из трех возможных вариаций:

  • Бытовой (повседневный) – обывательский пессимизм, подталкивающий человека винить в своих неудачах высшие силы;
  • Религиозный (теологический) – вера в предначертанность событий и влияние божественной воли на жизнь людей;
  • Логический (рациональный) – убежденность в том, что происходящие события становятся результатом предшествующих действий.

Первые две разновидности можно еще назвать иррациональным (нелогическим) фатализмом. На обывательском уровне суеверные люди чаще всего склонны искать подсказки в гороскопах, приметах и советах гадалок. Такие фаталисты порой даже отношения заводят, согласно совместимости знаков зодиака. Черная кошка, либо старушка с пустым ведром могут заставить их отказаться от самого важного дела.

Менее впечатлительны верующие фаталисты.

Они реже прислушиваются к народным приметам и, тем более, не ходят к предсказателям. У них всегда и на все «Воля Божия», что позволяет спокойно переносить любые испытания и неудачи. Этот подход обладает определенным терапевтическим эффектом. Поэтому верующие люди менее подвержены стрессам и депрессии. О пользе такого фатализма поговорим чуть позже.

Логический фаталист совмещает рациональность нашей эпохи и представления о судьбе, заложенные еще нашими предками. Эту разновидность сложно назвать классическим фаталистом, поскольку такой человек верит в причинно-следственную связь, а не вмешательство высших сил. Например, у кого-нибудь возникнет генетическая мутация, которая передастся потомкам, частично определяя их жизнь. С одной стороны, это можно считать волей судьбы. С другой – механизмы возникновения мутации абсолютно закономерны, как результат неправильного образа жизни, либо влияния мутагенов.  Фаталист рационального вида постарается разобраться в причинах события, а не перекладывать ответственность на высшие силы.

Он уверен, что судьбу определяют предыдущие дела человека.

Как распознать фаталиста

Вне зависимости от вида, всех фаталистов объединяет вера в предначертанность событий. Поэтому фразы «так суждено», «значит, так и должно было произойти», «такая судьба», то и дело будут от них звучать. Это главным образом определяет их инертность и нерешительность. А зачем что-то предпринимать самому, если высшие силы все давно решили? Лучше просто плыть по течению и ни о чем не переживать. С одной стороны, такое мировоззрение отдаляет человека от успеха, лишая его лидерских качеств. С другой – умеренный фатализм заметно успокаивает нервы, избавляя человека от депрессии и лишних переживаний. Так что, фаталист имеет свои плюсы и минусы, о которых и пойдет речь в следующем разделе.

Пройти тест на депрессию

Хорошо или плохо быть фаталистом?

На первый взгляд – плохо. На второй – тоже. Но, если присмотреться более пристально, то фаталисту не так уж и трудно живется, что позволяет говорить о некоторых преимуществах этого типа мышления.

Преимущества фаталистов

Человек с мировоззрением фаталиста намного меньше нервничает по сравнению с теми, кто взваливает на себя груз ответственности. Он подсознательно перекладывает на внешние силы вину за все свои провалы и неудачи. Такой человек предпочитает подстраиваться, а не бороться с обстоятельствами. Психологически это успокаивает, поскольку снимает с человека активную роль и какую-либо ответственность.

Тот, кто с благодарностью воспринимает все происходящие события, реже впадает в депрессию. В этом фатализм выигрывает перед проактивностью. Но, наверное, только в этом. Во всем остальном такое мышление делает человека пассивным и беспомощным, неспособным противостоять каким-либо сложностям.

Недостатки фаталистов

В первую очередь, фаталист очень часто опускает руки в ситуации, которая в принципе разрешима. Вместо того чтобы проявить немного настойчивости, он просто отступает. Тем самым, отдавая победу другому. Напротив, тот, кто проявляет целеустремленность, методично следуя намеченным маршрутом, способен добиться успеха даже в изначально проигрышной ситуации.

Во-вторых, непоколебимая уверенность фаталиста в своем будущем может сыграть с ним и его окружением злую шутку. История полна примеров людей, которые понадеялись на счастливый финал и должным образом не подготовились в ответственный момент, за что жестоко поплатились. Среди них древнеримский император Гай Юлий Цезарь, шведский король Густав III, голландский режиссер Теодор Ван Гог и многие другие.

Третий недостаток фаталистов связан с их суеверностью. Поскольку они убеждены в предначертанности будущего, то всеми силами пытаются его узнать, зачастую становясь жертвами аферистов. Возможно, бывают вещуны, которые проявляют феноменальную точность предсказаний, но, все же, основная их масса оказывается шарлатанами. Последние за счет фаталистов и живут, порой внушая им абсолютно безрассудные домыслы.

Пройти тест на самооценку

Как себя вести с фаталистом?

Фаталиста можно воспринимать таким, какой он есть, либо попытаться его переделать. В первом случае, он будет чувствовать себя комфортно, а во втором – скорее всего, включит психологическую защиту. Но путем разумных и логичных доводов, его можно постепенно перевоспитать. Например, объяснить, что дурные приметы – это плод человеческого воображения. Или доказать, что настойчивостью можно добиться большего, чем пассивностью. Лучше это демонстрировать на своем примере, либо биографии того, кто пользуется у него авторитетом.

Если фатализм граничит с пессимизмом, то общаться с таким человеком, будет сложнее. Он не просто верит в предрешенность будущего, но и убежден в негативности предстоящих событий. Встречается это явление не только среди отдельных людей. Ряд сект пропагандируют конец света, из-за чего десятки, сотни и даже тысячи их последователей живут в состоянии апатии. Контактировать с ними не только неприятно, но порой даже опасно.

Как воспитывать фаталиста?

Начнем с того, что фаталистами не рождаются. Этот тип мышления формируется под влиянием окружения. Если родители и другие родственники не «промывают мозги» своему ребенку чрезмерной верой в предначертанность будущего, то он сам и не начнет так думать. Воспитание фаталиста начинается с формирования соответствующей психической установки. Такое происходит в семьях, которые отличаются повышенной суеверностью, либо религиозностью.

Когда человек с детства привыкает к тому, что от него ничего не зависит, то с возрастом это убеждение только укрепляется. Ведь принцип обратной связи работает практически без осечек. Каждый получает то, во что верит. Если ребенку прививают уверенность в своих силах и проактивность, то о фатализме даже речи не будет. В этом также переусердствовать не стоит, поскольку чрезмерная ответственность способна вогнать человека в депрессию. Ребенку следует объяснять, что не все зависит от него, но шанс добиться успеха есть практически всегда.

Фаталист оказывается прав в тех случаях, когда называет судьбой свое призвание или удачное стечение обстоятельств. Такой подход оправдан. Ведь, когда человек занимается тем, к чему у него есть склонности, он чаще добивается успеха. Аналогично и с поиском друзей, либо любви. И то и другое нельзя придумывать, они появляются сами, когда приходит время.

Пройти тест на тип личности

кто это такой, плюсы и минусы, признаки

Приветствую Вас, друзья!

Люди всегда задумывались о том, почему в их жизни случаются определенные вещи, над которыми они сами часто не властны. Они не всегда могли понять настоящую причину произошедшего события, но всегда пытались найти объяснение – такова человеческая природа. Именно благодаря этому любопытству много тысячелетий назад сформировалась вера в судьбу и её неотвратимость.

Позже это мировоззрение стало неотъемлемой частью большинства религий, ведь предначертанность – простое, удобное и всеобъемлющее объяснение для любого происходящего события, хорошего или плохого, справедливого или нет. В современной литературе это мировоззрение называется фатализмом, а его приверженцы – фаталистами. Сегодня мы подробно поговорим о том, кто такой фаталист, а заодно разберёмся, чем хороша и чем плоха эта система взглядов для обычного человека.

Кто такой фаталист?

Фаталист – это человек, верящий в предначертанность значимых событий и неотвратимость судьбы. Обычно это религиозный или очень суеверный человек, во всём уповающий на высшие силы. Он считает, что может оказывать лишь незначительное влияние на то, что с ним происходит, а все важные события в его жизни предначертаны судьбой. Фаталисты верят в предсказания, пророчества и приметы, и во всём склонны видеть влияние фатума (судьбы).

Вера в судьбу появилась на заре становления человеческой цивилизации, когда возникли первые религии. Людям нравилось верить в божественное предопределение. И эта вера не ослабевала тысячелетиями, несмотря на стремительное развитие общества, просвещение и научно-технический прогресс. Даже сегодня большинство людей продолжает разделять это мировоззрение, считая, что их жизни предопределёны, а они сами способны влиять лишь на незначительные повседневные события.

Самым известным литературным персонажем, ассоциирующимся со словом «фаталист» является, конечно же, Григорий Печорин – ключевой персонаж романа «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова. Он высокомерен, циничен и хладнокровен, часто демонстрирует храбрость и спокойно рискует жизнью, поскольку верит, что каждый умрёт лишь тогда, когда ему суждено.

С точки зрения психологии, фатализм может благотворно влиять на психику, смягчая стресс от пережитых неприятностей. Человеку очень тяжело признавать ошибки, которые привели к значительным потерям. Но если он верит, что произошедшая неприятность была уготована судьбой, ему гораздо проще смириться с ней.

Признаки фаталиста

Чтобы лучше понять, кто такой фаталист, рассмотрим его наиболее типичные черты. Как мы уже выяснили, он полностью полагается на судьбу. Проявляться это может по-разному, но чаще всего ему свойственны следующие особенности поведения:

1. Отказ от ответственности. Фаталист – это человек, верящий, что он практически не влияет на собственную судьбу, и любые значительные события происходят в его жизни лишь потому, что так было предначертано.

2. Вера в гадания и приметы. Людей всегда волновало их будущее, поэтому были придуманы тысячи примет, а такой промысел как гадание распространился по всему миру.

3. Пессимистичность. Фаталисты более склонны верить в негативные сценарии развития событий, чем в позитивные, и чаще всего являются пессимистами.

4. Неверие в собственные силы. Если человек не верит, что способен повлиять на свою судьбу, у него формируется уверенность в том, что от него вообще мало что зависит.

5. Неверие в случайные события. Фаталист не верит в случайности. Если событие предопределено, оно обязательно должно произойти. И если что-то маловероятное произошло, то лишь потому, что это должно было произойти.

Плюсы и минусы фаталиста

Исходя из вышесказанного, может сложиться впечатление, что быть фаталистом — плохо. Однако у людей с данным типом мышления есть и вполне выраженные преимущества, значительно упрощающие их жизнь. Главный плюс заключается в том, что их психика не нагружена переживаниями за собственные ошибки. Ответственность за все неудачи он сразу же перекладывает на некие внешние силы, а все положительные события воспринимает с благодарностью.

В противовес данному преимуществу можно выделить сразу три существенных недостатка фаталистов:

1. Склонность быстро опускать руки. Фаталист не верит, что настойчивость помогает добиваться поставленной цели. Поэтому, столкнувшись с первой неудачей, он часто сразу же прекращает попытки.

2. Плохая подготовка к важным событиям. Известная латинская пословица гласит: «Победа любит подготовку» (Amat victoria curam). В истории существует немало примеров, когда великие и успешные полководцы проигрывали войны, уверовав, что им покровительствует влиятельное божество, и все битвы будут заведомо успешными.

3. Суеверность. Эта черта характера создаёт массу проблем самому фаталисту и его близким. Он может менять планы и отказываться от важных дел, если ему приснился «вещий сон» или кошка перебежала дорогу. Кроме того, фаталисты часто становятся жертвами мошенников, охотно пользующихся их суевериями.

Почему люди становятся фаталистами?

Если вы правильно поняли, кто такой фаталист, то для вас уже очевидно, что фатализм не заложен в генах. Это мировоззрение формируется у человека в процессе воспитания, взросления и получения определенного жизненного опыта. Чаще всего причинами формирования фатализма становятся такие факторы как:

1. Убеждения, заложенные в детстве. Любой ребёнок склонен принимать на веру то, что говорят взрослые. Нередко убеждения, заложенные родителями, воспитателями или учителями сохраняются и во взрослом возрасте. Поэтому дети суеверных или религиозных родителей, повзрослев, часто становятся фаталистами.

2. Гиперопека со стороны родителей. Подобная тактика воспитания практически всегда приводит к тому, что ребёнок вырастает безответственным. Ему сложно принять, что ответственность за собственную жизнь лежит на нём самом. Уж лучше списывать свои ошибки на промысел судьбы (более подробно о гиперопеке читайте в этой статье).

3. Низкая самооценка. Человек, не верящий в собственные силы, склонен полагаться на судьбу и винить в собственных неудачах обстоятельства.

4. Негативные события. Сильный стресс может сломить человека и сделать его безвольным. А если человек не верит в себя, он также всецело полагается на судьбу.

5. События, которые человек воспринимает как «чудо». Как было сказано выше, люди иногда сталкиваются с серьезными неприятностями. Но все неприятности однажды заканчиваются, и в такой момент у человека может сформироваться убежденность, что его берегут некие высшие силы.

Зарождение и история фатализма

Выше мы рассматривали фатализм в основном как индивидуальное мировоззрение, формирующееся у человека под влиянием тех или иных обстоятельств. Но фатализм – это система взглядов, существовавшая и развивавшаяся на протяжении многих веков. Принято считать, что он зародился в Древнем Риме – цивилизации с тщательно продуманной и хорошо структурированной политеистической религией.

Фатум в древнеримской мифологии был олицетворением судьбы. Древние римляне верили, что судьбу человека определяют особые божества – Фаты. В древнегреческой мифологии также описывались божества, отвечающие за судьбу людей – Мойры. Другие древние религии также уделяли большое внимание судьбе, пророчествам и предназначению. Но именно римляне и греки первыми выделили фатализм в отдельную систему взглядов.

Во всех современных религиях присутствует концепция расплаты за хорошие и плохие поступки. Это также разновидность фатализма, поскольку суть подобных верований заключается в том, что будущее человека определяется заранее, и совершив определенные поступки, он уже не сможет избежать расплаты. Кроме того, практически во всех религиях в мельчайших деталях описан «Конец света». Интересно, что к повседневным пророчествам и гаданиям большинство религий при этом относится негативно (и возможно, не зря).

Всевозможные прорицатели, гадалки и астрологи умело эксплуатируют склонность большинства людей к фатализму. И вполне современный человек с хорошим образованием может заказывать индивидуальный гороскоп, веря в то, что движение Юпитера как-то предопределяет его судьбу. И причина отнюдь не в том, что он не способен мыслить рационально. Для него это отличная возможность переложить ответственность за собственную жизнь на судьбу и не тратить эмоциональную энергию на сомнения и переживания.

Заключение

Фаталист – это человек, во всём полагающийся на судьбу и не верящий, что способен повлиять на значимые события в своей жизни. Он уверен, что всё уготованное обязательно произойдёт, и любые попытки поступить иначе никак не повлияют на конечный результат. В чем-то подобное отношение к жизни полезно, поскольку значительно снижает количество стресса, связанного с переживаниями о собственных неудачах.

Кроме того, фаталист уверен, что если ему суждено утонуть, то в пожаре он не сгорит и от пули не погибнет, а потому в определенных ситуациях он может поступать довольно храбро и самоотверженно. Однако важно учитывать, что люди, добивающиеся действительно выдающихся успехов, редко бывают фаталистами, ведь они осознают, что всё зависит только от их настойчивости, но никак не от судьбы.

Фатализм и безразличие к себе

Источник: Sam Wordley/Shutterstock

Вы когда-нибудь встречали человека, который перед лицом плохого события проявляет усталую покорность и обычно говорит что-то вроде: «Это было неизбежно». случаться»? Иногда он может заявить: «Я ничего не могу с этим поделать». Человек может сделать еще более широкое заявление: «Никто ничего не мог сделать». Этот человек — фаталист, тот, кто смиряется перед лицом событий, считающихся неизбежными.

Принятие и смирение часто ошибочно принимают друг за друга. Принятие включает в себя активность и свободу действий. Например, я принимаю тот факт, что я могу не получить работу, на которую претендую. Однако мое принятие активно. Я тщательно готовлюсь, изучая учебную программу факультета, создавая интересную обучающую демонстрацию и выступая с интересным докладом о работе. Принятие требует, чтобы я действовал таким образом, чтобы реагировать на изменяющуюся реальность, и чтобы я делал это с осознанием того, что мои действия не гарантируют результат. Я не могу контролировать внешние факторы (лучшие кандидаты, бюджетные ограничения и т. д.), но я могу контролировать свое отношение. Это тоже предполагает выбор. Действуя преднамеренно и реагируя на мою реальность, я могу изменить часть своей реальности. Я использую свою свободу воли, когда делаю выбор, действую в соответствии с ним и управляю своим отношением.

Отличительной чертой смирения является отказ от заботы или беспокойства. В своей доброкачественной форме смирение предполагает изменение отношения к чему-либо без потери свободы действий. В своей более тревожной форме покорность предполагает отказ от свободы воли. Я смирился с тем, что никогда не буду профессионально играть в теннис или путешествовать в Антарктиду. Эти две вещи находятся вне моего контроля; ничто из того, что я мог бы сделать при обычном ходе событий, не имело бы значения. Смирение уместно, когда я четко осознаю, что находится под моим контролем и за что я несу ответственность, а за что не отвечаю. Я изменил свое отношение к этим двум вещам; Я больше не забочусь о них так же, как в молодости. Мой опыт отражает важное утверждение Эпиктета, философа, родившегося рабом в 50 г. н.э. Он сказал,

«Некоторые вещи зависят от нас, а некоторые не зависят от нас. Наше мнение зависит от нас, и наши импульсы, желания, отвращения — короче, все, что мы делаем сами. Наши тела не зависят от нас, равно как и наше имущество, наша репутация или наши государственные должности…»

Когда я осознаю это различие и живу в соответствии с ним, я могу испытывать смирение с некоторыми конкретными вещами в моей жизни, но я все еще вижу себя как наличие выбора и формирование части моей реальности. Я остаюсь активным в том, что я делаю и чувствую.

Смирение становится неприятным, когда оно возникает из-за отсутствия ясности относительно того, что находится под нашим контролем, а что нет. Когда мы теряем из виду то, что зависит от нас, мы склонны считать, что у нас нет выбора и практически нет контроля над тем, что происходит. Продолжая приведенный выше пример, если я подал заявку на работу, когда у меня случился прилив оптимизма, но затем смирился с тем, что не получил ее, я мог не подготовиться к собеседованию в меру своих возможностей. Даже если бы я получил интервью, моя отставка просочилась бы и, вероятно, была бы очевидна для сотрудников отдела. Я могу сказать себе, что, что бы я ни делал, я не получу работу. Я сужаю сферу своего выбора и становлюсь более пассивным. Другими словами, выбор кажется мне иллюзорным, потому что я верю, что независимо от того, что я делаю, результат неизбежен. Это фатализм.

Мы, люди, склонны больше заботиться и придавать большее значение вещам, в которые наши действия вносят свой вклад. В отсутствие вклада, зачем беспокоиться и зачем заботиться? Вот где безразличие входит в кадр. Человек безразличен к себе, когда у него полное отсутствие интереса и заботы о себе. Безразличие к себе есть следствие фаталистической покорности. Безразличие к себе — это процесс, который может сначала идти медленно, но затем быстро ускоряться. Он не имеет немедленного начала, если только не происходит что-то действительно катастрофическое, например, экзистенциальное сотрясение мозга. Как человек может начать узнавать это в себе или в других? Зачастую легче распознать черту или мировоззрение в другом, чем увидеть это в себе. И здесь может быть даже парадокс: нужно хотя бы немного заботиться о том, чтобы не заботиться о себе.

Уильям Джеймс в Разнообразие религиозного опыта (1902) признает, что некоторые люди пали так низко и почти выпали из обычного человеческого движения, что им нужна помощь или даже спасение. Джеймс говорит, что первое, что должно произойти, — это «заставить их почувствовать, что какой-то порядочный человек достаточно заботится о них, чтобы они интересовались вопросом, должны ли они подняться или упасть». Человеку, безразличному к себе, уже все равно, поднимается он или опускается. Такой человек не может генерировать заботу о себе и вместо этого должен черпать энергию и заботу от кого-то другого. Я описываю это как моральный эквивалент прыжка. Каждый из нас может обеспечить этот толчок для кого-то другого и даже не подозревать об этом. В других случаях это будет более очевидно.

Если достижение безразличия к себе является процессом, то таким же процессом является достижение состояния неполного страдания, некоторого счастья и спокойствия. Если у вас появится крошечный осколок заботы о себе — даже если вы заимствуете его у кого-то другого — это будет значительным достижением. Чувствуя эту заботу, человек проявляет свою свободу воли, что может изменить его отношение к себе.

Является ли кальвинизм теистическим фатализмом? – СОТЕРИОЛОГИЯ 101

Когда я был кальвинистом по 5 пунктам, я также проповедовал. Я участвовал в миссионерских усилиях и так же активно делился своей верой с другими, как и сегодня. В этом блоге и в своем подкасте я регулярно стремился помочь своим братьям-некальвинистам понять, что кальвинисты обычно не настроены против евангелизма и что каждый современный кальвинистский ученый или пастор, которого я знаю, очень заинтересован в распространении Евангелия среди всех людей. Каким бы логически непоследовательным это ни казалось некоторым, это поддающийся проверке факт.

Этот факт, однако, не умаляет достоинства некоторых здравых логических аргументов, выдвинутых против кальвинистской системы верований. Есть веская причина, по которой верующие знакомятся с кальвинизмом, их первый вопрос обычно – о необходимости евангелизации. Об этой естественной реакции на учение кальвинизма свидетельствуют объемы работ, которые были созданы учеными-кальвинистами в течение многих лет, чтобы ответить на это возражение:

«Если Бог неизменно определил, кто спасется, а кто нет, то что какая разница, евангелизирую я или нет?»

Ниже приведен отрывок из статьи уважаемого кальвиниста, пытающегося ответить на это слишком распространенное возражение:

Некоторые считают кальвиниста сторонником того, что иногда называют «теистическим фатализмом». Очевидно, что этот взгляд, сильно отличающийся от фатализма чистого типа «судьбы», признавал бы Бога причиной всех вещей, что, безусловно, верно, но затем привел бы к ложному заключению о бездействии.

И это, в конечном счете, то, что отличает теологического кальвиниста от теистического фаталиста: вывод, который мы делаем на основе Божьего суверенитета и предопределения. Фатализм ведет к бездействию, а кальвинизм ведет к обратному…

Вера кальвинистов в суверенную силу Бога ведет не к бездействию, а к деятельности в широком масштабе. И отчасти причина этого в том, что кальвинист верит, что Бог не только предопределяет конец; но и средства. Фатализм, однако, в значительной степени не заботится о средствах, придерживаясь больше философии типа «давайте есть, пить и веселиться, потому что завтра мы умрем». Это сильно отличается от результатов кальвинистской философии Божьей предопределяющей работы. Кальвинисты учат, что хотя Бог предопределяет «конец» спасения Своим избранным; Он также предписывает «средства» их спасения через веру в Евангелие.

Чистый библейский кальвинизм привел бы к яркой форме евангелизации; как я думаю, вы ясно видите в Новом Завете апостолами. Таким образом, и «цель», и «средства» предопределены Богом. — Шейн Кастлер <ссылка> (курсив добавлен)

Мне интересно, что когда кальвинист пытается защититься от обвинений в том, что он «теистический фаталист», он часто утверждает: « Бог не только предопределяет конец; но также и средства », как будто теист-фаталист в любом случае будет отрицать это.

Этот аргумент не избегает обвинения в теистическом фатализме, а фактически подтверждает его. Ибо что такое теистический фатализм, как не установление Богом не только целей, но и каждого отдельного желания, мысли и действия (то есть «средств»), которые приводят к этим целям?

Что, по мнению кальвинистов, достигается этой квалификацией в их стремлении отличиться от теистического фаталиста? Вера в то, что Бог неизменно является причиной каждой мельчайшей детали как целей, так и данных им средств, лежит в основе теистического фатализма.

Существуют ли теистические фаталисты, утверждающие, что «Бог не определяет средства», в то время как кальвинисты поправляют их, говоря: «Нет, нет, Бог тоже не контролирует средства?» Конечно нет. Обе системы мысли ясно утверждают Божью причину всех вещей, включая цели и соответствующие им средства.

Итак, чего же хочет добиться автор, указывая на общее убеждение, которое кальвинисты разделяют с теистическими фаталистами?

Мне кажется, что единственная реальная разница между теистическим фаталистом и компатибилистским кальвинистом заключается в том, что последний отказывается принимать практические последствия своих собственных заявлений, чтобы оставаться последовательным с ясным учением Библии.

Как в теистическом фатализме, так и в кальвинизме, если Бог суверенно повелевает мне идти свидетельствовать моему ближнему, Он даст мне действенное желание свидетельствовать моему ближнему. Если мой ближний — один из Его избранных и Бог неизменно избрал меня быть средством, с помощью которого мой ближний приходит ко Христу, то логически я должен был бы верить, что Бог даст мне действенное желание и возможность осуществить Его предопределение. план (т. е. «Бог предопределил средства»). Если это действенное желание никогда не приходит, то почему я не мог сделать правильный вывод , что в конечном итоге Бог не предопределил мне быть средством, с помощью которого мой ближний придет ко Христу?

Единственный логический аргумент, который компатибилист-кальвинист может привести к этому обвинению: «Это правда, но вы не можете так думать!» Другими словами, компатибилист должен игнорировать утверждения об истине своей собственной систематики, чтобы жить практически. Его настоящие убеждения несостоятельны, и их следует игнорировать, чтобы оставаться в соответствии с библейским наказом.

Если вы вернетесь и перечитаете кальвинистское объяснение, опубликованное выше, вы заметите, что нет никакой разницы в фактических утверждениях кальвинистов и теистических фаталистов. Единственная разница в том, как человек решает действовать в ответ на широко распространенное мнение о Божественном детерминизме. И в этом заключается проблема для кальвиниста, поскольку этот выбор так же неизменно определяется Богом, как и выбор Его избранных верить.

Вы следили за этим? Согласно кальвинистской системе, Бог неизменно определяет тех, кто примет веру в то, что 

Бог не только предопределяет конец; но и средства». И Он определяет, ответит ли этот верующий евангелизационной активностью или бездействием. Другими словами, Бог решает, станет ли сторонник теистического детерминизма гиперкальвинистом, который отказывается активно участвовать в евангелизации, или продуктивным, послушным кальвинистом, как автор выше.

Известно, что кальвинисты утверждают: «Бог предназначил избранным Своим спасаться через провозглашение Евангелия». не провозглашать его, когда они остаются непослушно бездействующими? В конце концов, автор утверждает, что Бог является причиной всего происходящего, включая бездействие святых, не так ли?

Подумайте об этом. Если какой-либо конкретный кальвинист решает не повиноваться Богу и не провозглашать Евангелие, когда к этому побуждает Святой Дух, кто на самом деле несет ответственность за этот выбор непослушания?

Разве Бог по какой-то неизвестной причине не даровал достаточно благодати, чтобы убедить волю Своего посланника провозглашать истину, когда ему было сказано это сделать? Или этот посланник ослушался своей либертарианской свободы воли? И каков результат этого непослушания? Когда отдельный верующий-кальвинист не подчиняется Божьему повелению евангелизировать, откликается ли в вере меньшее количество избранных, чем то, что предопределил Бог? Конечно нет.

Почему? Потому что Бог предопределил непослушание этого кальвиниста с таким же уровнем «суверенного контроля», как Он предопределил послушание другому кальвинисту.

Видите ли, кальвинист может утверждать, что евангелизация вообще необходима для спасения избранных вообще , но логически ваша личная ответственность за евангелизацию любого конкретного избранного человека не является необходимой для спасения этого избранного человека. В конце концов, если бы вы не были посвящены евангелизировать этого избранного человека, им был назначен кто-то другой, иначе они не были бы избраны.

Конечно, кто-то (но не обязательно вы) должен поделиться Евангелием с избранными, чтобы они были спасены. Если Бог предназначил вас быть этим евангелистом, тогда Он даст вам действенное желание сделать это. Таким образом, если вы воздержитесь от этого, вы можете сделать правильный вывод, что вы не должны были быть средством для спасения этого человека. У вас остается прекрасное оправдание вашего бездействия и неповиновения Божьему повелению: «Бог неизменно предопределил средства, или, в данном случае, мое отсутствие участия в этих средствах».

Итак, в следующий раз, когда кальвинист будет утверждать, что «Бог предопределяет как цели, так и средства», просто помните, что это не избегает обвинения в теистическом фатализме , а фактически подтверждает его. На самом деле их система логически утверждает, что неактивное непослушание верующего так же соответствует установленному Богом плану, как и активное послушание другого верующего. Итак, если и когда кальвинист становится «гипер» или «антиевангелистом» в своем поведении, он делает это по Божьему указу. И точно так же, если кальвинист в своем поведении становится крайне евангелистом, он делает это в равной степени по велению Бога (т. е. «Бог предписывает средства»). Последовательный ученый-кальвинист не может обойти этот логический факт, сколько бы теологической риторики он ни использовал, чтобы успокоить своих противников. Лучшее, что они могут сделать, это сказать: «Просто не думай об этом таким образом», что, по сути, означает: «Поступай так, как будто то, во что мы верим, не соответствует действительности».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *