Список феминистских движений, течений и идеологий
Источник: Reddit (сообщество /r/Feminism)
Перевод: Алёна Старостина (Московская область)
Надпись на картинке: «Тьфу! Да они вообще ненастоящие феминистки!»
Феминизм — это собрание движений и идеологий, направленных на определение, установление и защиту равных политических, экономических и социальных прав для женщин.
Либеральный феминизм
— Прежде всего фокусируется на возможности женщин демонстрировать и поддерживать равенство посредством их собственных действий и выбора.
— Утверждает, что наше общество поддерживает ложную установку, будто женщины по своей природе имеют меньше умственных и физических способностей, чем мужчины, и это приводит к дискриминации женщин в академиях, дискуссиях и на рынке. Либеральные феминистки верят в то, что «женское подчинение укоренилось в ряде обычаев и правовых ограничений, которые затрудняют для женщин доступ и достижение успеха в так называемой общественной жизни», и они усердно работают над тем, чтобы подчеркнуть равные права между мужчинами и женщинами посредством политических и правовых реформ.
Термины:
Процессуальные аспекты личной независимости. Для того, чтобы женщины наслаждались личной независимостью, они должны иметь широкий спектр благоприятных условий для этого, таких как: быть свободными от насилия и угрозы насилия, быть свободными от ограничений, насаждаемых патриархальными и морализаторскими законами, иметь доступ к существующим возможностям.
Рекомендуемые авторки/ы: Мэри Уолстонкрафт, Джон Стюарт Милль; Бетти Фридан, Глория Стайнем; Ребекка Уокер.
Экофеминизм
— Связывает эксплуатацию и господство над женщинами с таким же отношением к окружающей среде; экофеминизм настаивает на том, что существует связь между женщинами и природой, которая исходит из их общей истории угнетения патриархальным Западным обществом.
Термины:
Глубинная экология. Философия о том, что проблемы окружающей среды обусловлены принятой антропоцентрической идеологией. Они могут быть решены, только если нужды природы будут поставлены на первое место или на тот же уровень, что и человеческие нужды.
Биоцентризм, или экоцентризм. Признание, что нужды природы важнее или стоят в одном ряду с нуждами человека.
Рекомендуемые авторки: Франсуаза Дюбон, Вандана Шива, Мария Миес.
Анархо-феминизм
— Рассматривает патриархат как проявление принудительно насаждаемой иерархии, которая должна быть заменена децентрализованным добровольным объединением. Анархо-феминистки уверены, что борьба с патриархатом — это важная часть классовой борьбы и борьбы анархизма против государства. По сути, эта философия представляет анархистскую борьбу как необходимый компонент феминистской борьбы и наоборот.
— Важным аспектом является оппозиция анархо-феминизма по отношению к традиционным представлениям о семье, образовании и гендерных ролях; наиболее широко данное течение выступает против института брака.
Термины:
Свободная любовь. Общественное движение, которое не признаёт брак и представляет его как форму социального рабства. Его первоначальной целью было отделение государственных дел от половых вопросов, таких как брак, контроль рождаемости и прелюбодеяние. Оно заявило, что такие проблемы должны беспокоить только вовлечённых в них людей и никого больше.
Рекомендуемые авторки: Эмма Гольдман, Вольтарина де Клер, Люси Парсонс, Мария Ласерда де Моура.
Чёрный феминизм
— Утверждает, что сексизм, классовое угнетение и расизм неразрывно связаны друг с другом. То, как они соотносятся друг с другом, называют интерсекциональностью. Формы феминизма, стремящиеся преодолеть сексизм и классовое угнетение, но игнорирующие расизм, могут дискриминировать многих людей, включая женщин, посредством расовых предрассудков. Теория чёрного феминизма утверждает, что чёрные женщины находятся внутри структуры власти кардинально другим образом, нежели белые женщины. Организации чёрного феминизма, возникшие в 1970-е, столкнулись со многими трудностями со стороны политических организаций как белого феминизма, так и чёрного национализма, с которыми они были в конфронтации. Эти женщины боролись с исключением из больших движений, из рядов которых вышли многие из них.
Термины:
Интерсекциональность (также называется «теорией пересечений» — прим. переводчицы). Исследование того, как различные биологические, социальные и культурные категории, такие как гендер, раса, класс, инвалидность, сексуальная ориентация и другие маркеры идентичности, взаимодействуют на множественных и зачастую синхронных (параллельных) уровнях, приводя к систематическому социальному неравенству. Интерсекциональность предполагает, что классические концепции угнетения внутри общества, такие как расизм, сексизм, гомофобия и религиозная нетерпимость, не действуют независимо друг от друга; напротив, эти формы угнетения взаимосвязаны и создают систему угнетения, отражающую «пересечения» многочисленных форм дискриминации.
Матрица доминирования. Социологическая парадигма, которая объясняет вопросы угнетения, затрагивающие расу, класс и гендер, которые, хотя и признаны как различные социальные классификации, все являются взаимосвязанными. Например, многие заявляют, что успех Колина Пауэлла (как одного чёрного мужчины из миллионов) — доказательство того, что Соединённые Штаты уже ликвидировали дискриминацию, основанную на расе, или близки к этому. Однако сторонники теории матрицы доминирования сказали бы, что упущены из вида вопросы социального класса, гендера и возраста, ведь Пауэлл — принадлежащий к высшим слоям, средних лет/пожилой мужчина.
Рекомендуемые авторки: Анджела Дэвис, Кимберли Креншоу, Элис Уокер.
Постколониальный феминизм
— Через анализ укоренившихся властных структур в бывших колонизированных странах, постколониальный феминизм объясняет то, насколько часто экономические и политические институты и социальные практики в этих странах притесняют и маргинализируют женщин. Кроме того, он показывает, как женщины во всём мире борются за обеспечение равенства и независимости для себя, своих семей и своих наций.
— Часто обозначаемый как феминизм «третьего мира», концентрируется вокруг идеи о том, что расизм, колониализм и долгосрочные последствия колониализма (экономические, политические и культурные) в постколониальной обстановке тесно связаны с уникальными гендерными реалиями не-белых и не-западных женщин. Постколониальные феминистки критикуют западных феминисток за их длительную универсализацию проблем женщин и за то, что те часто неправильно понимают, как представлять интересы женщин всего мира.
— Таким образом, одна из центральных идей постколониального феминизма — в том, что использование термина «женщина» как универсальной группы, определяет женщин лишь по их гендеру, но не по социальному классу или этнической идентичности. Также постколониальные феминистки убеждены, что основная масса западных феминисток игнорировала голоса не-белых и не-западных феминисток на протяжении долгих лет, порождая таким образом возмущение феминисток из развивающихся стран.
— Постколониальные феминистки тесно связаны с чёрными феминистками, потому что колониализм обычно включает в себя темы расизма. Обе группы боролись за признание не только со стороны мужчин в пределах собственной культуры, но также и со стороны западных феминисток.
Рекомендуемые авторки/ы: Арундати Рой, Бучи Эмечета, Франц Фанон, Джамайка Кинкейд, Гаятри Чакраворти Спивак.
Радикальный феминизм
— Фокусируется на теории патриархата как системы власти, которая организует общество в комплекс отношений, базирующихся на утверждении, что превосходство мужчин подавляет женщин. Радикальный феминизм преследует цель опротестовать и искоренить патриархат путём противостояния общепринятым гендерным ролям и угнетению женщин и требует радикального переустройства общества.
— Находит истоки угнетения женщин в патриархальных гендерных отношениях, а не в правовых системах (как в либеральном феминизме) и не в классовом конфликте (как в социалистическом или марксистском феминизме).
Рекомендуемые авторки: Шуламит Файрстоун, Энн Коедт, Кейт Миллетт.
Социалистический феминизм
— Утверждает, что освобождение может быть достигнуто только через уничтожение экономических и культурных причин угнетения женщин.
— Расширяет марксистско-феминистское обоснование роли капитализма в притеснении женщин и радикально-феминистскую теорию о роли гендера и патриархата.
— Отвергает основное утверждение радикального феминизма, что патриархат — это единственный или основной источник угнетения женщин и заявляет, что женщины не имеют возможности стать свободными из-за их финансовой зависимости от мужчин в обществе. Женщины оказываются подчинёнными мужским правилам при капитализме из-за дисбаланса в благосостоянии. Они рассматривают экономическую зависимость как движущую силу женского порабощения мужчинами. К тому же социалистические феминистки представляют женское освобождение как необходимую часть более широкого процесса по поиску социальной, экономической и политической справедливости.
Рекомендуемые авторки: Шарлотта Перкинс Гилман.
Постмодернистский феминизм
— Включает постмодернистскую и постструктуалистскую теорию и, таким образом, рассматривает себя как выходящий за пределы полярных модернистских течений — либерального феминизма и радикального феминизма.
— Его описывают как течение, в наибольшей степени принимающее многообразия: «Множество истин, множество ролей, множество реальностей — в центре его внимания. Это отвержение сущностной (эссенциальной) природы женщины, наличия единственно возможного пути быть женщиной. Постструктуралистский феминизм предлагает полезную философию для выражения разнообразия в феминизме из-за своего принятия разнообразных истин и отказа от эссенциализма».
Джудит Батлер о перформативности гендера:
— Рассматривает гендер как действие, которое было отрепетировано, словно по сценарию, и мы, как актёры, делаем сценарий реальностью посредством повторений, тем самым подходя к его воплощению в состоянии веры в него.
— Разница между личным и политическим или частным и общественным является выдумкой, предназначенной для поддержки угнетающего (опрессивного) статус-кво: наши самые личные поступки, по сути, непрерывно обуславливаются сценарием гегемонных социальных установок и идеологий.
— Рассматривает гендер не как выражение того, чем является человек, а как совокупность действий человека. Более того, она рассматривает его не как социальное навязывание гендерно-нейтральному телу, а скорее как процесс «самосотворения», через который субъекты становятся понятными социуму (социально интеллигибельными). Согласно теории Батлер, гомосексуальность и гетеросексуальность не фиксированные категории. Человек лишь находится в состоянии «делать гетеросексуальность» или «делать квирность».
Рекомендуемые авторки: Мэри Джо Фраг, Джудит Батлер, Кейт Борнстайн.
Трансфеминизм
— Категория феминизма, наиболее известная тем, что поднимает тему трансгендерности в феминистском дискурсе и тему феминизма в трансгендерном дискурсе.
— Часто критикует идею «универсального сестринства», вместо этого рассматривает гендер как многогранный комплекс разнообразных внутренних и социальных качеств. Например, существуют транс/цис-мужчины/женщин, которые выражают себя в необычном феминном или маскулинном ключе. Так как это сильно влияет на то, как человек проживает свой гендер, и, кроме того, на его/её местоположение в патриархальном мире, трансфеминистки утверждают, что выражение маскулинности/феминности — это важный концепт, достойный феминистского исследования, и его следует сравнивать и противопоставлять и данному при рождении полу, и гендерной идентичности.
Мультирасовый феминизм
— Ссылается на активистскую и научную работу, произведённую цветными женщинами и антирасистски настроенными белыми союзницами для продвижения расового, классового и гендерного равенства. По сравнению с хорошо задокументированной второй волной белого, среднеклассового феминизма, которая была сосредоточена на уничтожении патриархата и ставили патриархат на первое место как форму угнетения всех остальных, цветные женщины-феминистки оказывают сопротивление разделению форм подавления и настаивают на признании пересечения расового, классового и гендерного угнетения.
Марксистский феминизм
— Фокусируется на общественных институтах частной собственности и капитализма, чтобы объяснить и подвергнуть критике гендерное неравенство и угнетение.
— Постулирует, что частная собственность приводит к экономическому неравенству, зависимости, политической и семейной борьбе между полами и является корнем угнетения женщин в нынешнем социальном контексте.
Чикано-феминизм
— Анализирует историческую, социальную, политическую и экономическую роль мексикано-американских, Чикано и латиноамериканских женщин в Соединённых Штатах.
Постструктуралистский феминизм
— Подчёркивает «условную и дискурсивную природу всех типов идентичности» и, в частности, социальное конструирование гендерных субъективностей.
— Сопротивляется универсалистским и нормализующим концепциям, представляющим женщин как отдельную группу или вообще отвергает понятие «женщина». Они разделяют скепсис психоаналитических феминисток относительно фалологоцентричности языка и социальных структур, также как и отказ французских феминисток от метанарративных объяснений и предписывающих норм в вопросах гендера и сексуальности.
Французский феминизм
— Отличается подходом более философским и литературным. Тексты этого течения отличаются экспансивностью и образностью, будучи в меньшей степени озабоченными политической доктриной, они, в основном, фокусируют внимание на теориях «тела». Термин включает и авторок, не являющихся француженками, но по большей части работавших во Франции и в русле французской традиции.
— Анализ Симоны де Бовуар фокусируется на социальном конструировании Женщины как Другого, что, по её мнению, является фундаментом угнетения женщин. Де Бовуар настаивает на том, что женщина исторически рассматривалась как нечто отклоняющееся и ненормальное, и утверждает, что даже Мэри Уолстонкрафт видела мужчину идеалом, к которому женщины должны стремиться. Она утверждает, что для движения вперёд феминизм обязан отказаться от такого подхода.
Атеистический феминизм
— Движение, которое продвигает феминизм в рамках атеизма. Атеистические феминистки также противопостоят религии как главному источнику женского притеснения и неравенства, веря в то, что большинство религий являются сексистскими и угнетающими по отношению к женщинам.
Феминистская теология
— Это движение, которое появилось в нескольких религиях — например, в буддизме, христианстве, иудаизме и Новом мышлении (американское религиозное движение — прим. переводчицы), — чтобы пересмотреть традиции, практики, священные писания и теологические доктрины этих религий с точки зрения феминизма. Некоторыми из целей феминистской теологии являются повышение роли женщин среди духовенства и религиозных авторитетов, переинтерпретация божественных образов и языка, основанных на мужском доминировании, определение места женщины относительно карьеры и материнства, а также изучение женских образов в религиозных священных текстах.
Транснациональный феминизм
— Внимателен к пересечениям национальной (государственной) принадлежности, расы, гендера, сексуальности и экономической эксплуатации в мировом масштабе, в условиях развивающегося глобального капитализма.
— Выясняет социальные, политические и экономические условия, составляющие империализм; их связи с колониализмом и национализмом; роль гендера, государства, классовой принадлежности и сексуальности в организации сопротивления гегемониям при создании и разрушении нации и национального государства.
— Практика транснационального феминизма уделяет внимание феминизму и как освободительной структуре, и как структуре, имеющей давние связи с колониализмом, расизмом и империализмом. Поэтому он противостоит утопическим идеям «всемирного сестринства», одновременно с этим работая над тем, чтобы заложить фундамент более продуктивных и равноправных социальных отношений между женщинами из разных стран и культурных контекстов.
как довести политическое движение до абсурда? — Моноклер
Рубрики : Общество, Последние статьи
Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными, сделав любое пожертвование или купив что-то из нашего литературного мерча.
Радикальный феминизм: борьба за права человека или подмена понятий? Когда и как феминизм принял агрессивные формы, ведущие к обратному сексизму? Снизит ли уровень насилия замена патриархата на матриархат? Чего добиваются радикальные феминистки, и к чему ведет популяризация мужененавистнических настроений? Разбираемся.
Сложно представить, что всего лишь чуть более века назад женщина представляла собой «одушевленный предмет», наделенный ограниченным списком функций. Вне зависимости от её воли, интеллекта, желаний и мечт с рождения любая девушка находилась в прямой зависимости от отца, опекунов, братьев или мужа и неизбежно примеряла на себя одобряемые в социуме роли, например, матери или супруги. Отказ от традиционных моделей поведения грозил социальной гибелью — отсутствием средств и осуждением в обществе. При этом изменить существующий порядок вещей было практически невозможно, так как женщина не имела прав на высшее образование вообще или в большинстве сфер, не могла голосовать и участвовать в другой политической деятельности, самостоятельно выбирать себе супруга, задумываться о карьерных перспективах. Более того, рамки действующих тогда патриархальных норм были сильны настолько, что максимально ограничивали её и в быту. Например, по данным Карен Юханнисон, исследовавшей историю понимания психических патологий в Европе, считалось, что отправившаяся в одиночное путешествие женщина находится на грани помешательства.
«Женские путешествия такого рода, с одной стороны, более опасны, с другой, иначе расцениваются обществом. Побеги представительниц слабого пола считаются проявлением истерии и одновременно доказательством морального и нравственного падения. … Побеги женщин считались случайными и неорганизованными действиями и противопоставлялись целеустремленным мужским путешествиям».
Стену социального рабства пробила так называемая первая волна феминизма, когда в XIX-начале
XX вв. многие женщины объединились и массово выступили за возможность иметь те же права, что и мужчины. Болезненная борьба закончилась победой суфражисток (тех, кто выступал за получение прав собственности и права голосовать).
В течение последующих 60-ти лет женская эмансипация продолжила набирать обороты: девушки получили право на высшее образование и получение «мужской» работы.
Американский пропагандистский плакат, 1943 г. / © Дж. Говард Миллер
В разных странах процесс избавления от патриархальных норм был вызван различными причинами. Например, в СССР «освобождение от кухонного рабства» было связано с повсеместной индустриализацией и нехваткой рабочей силы. При этом в обществе были живы представления о «женском предназначении», что заставляло девушек брать на себя двойную нагрузку — забота о детях и домашнем хозяйстве по-прежнему оставались сугубо женскими обязанностями. Представление о том, что этим мог бы заниматься мужчина, казалось странным и непонятным. Позднее такой тип гендерных отношений исследователи назовут типично-советским.
Несмотря на то, что феминистки смогли добиться колоссального прорыва, в Европе и СССР оставалось множество законодательно закреплённых норм и общественных стереотипов, нарушающих базовые права женщин и превращающих их жизнь в драму. Так, девушки не могли распоряжаться собственным телом — фактически не имели права на сексуальное самовыражение и аборты. Решением именно этих проблем занялись активистки феминизма второй волны, зародившегося в 60-х годах XX века. Кроме того, они выступали за право на развод, равную оплату труда и привлечение насильников к реальной ответственности.
Ключевым требованием феминисток в то время стало получение права на личный выбор. Безусловно, общество, не готовое к радикальным переменам, негативно относилось ко всем предлагаемым инициативам. Однако феминизм второй волны решил большую часть поставленных перед ним задач.
С начала 90-х годов XX века и по сей день работает так называемый феминизм третьей волны. После того, как многие права и возможности были закреплены законодательно, феминистки начали работу практически на метафизическом уровне. Сегодня активистки пытаются объяснить опасность гендерного программирования, проработать вопрос гендерной идентификации, и, наконец, изжить патриархальные стереотипы из коллективного сознания. Ведь несмотря на то, что на бумаге женщины и мужчины стали во многом равны, социум все равно упорно приписывает и тем и другим традиционные модели поведения. Так, в общественном сознании «идеальный» мужчина по-прежнему обязан быть успешным карьеристом, обеспечивающим свою семью, а «идеальной» женщине традиционно приписывают роль матери, примерной супруги, домохозяйки и сексуального объекта.
Более того, несмотря на многочисленные победы феминисток, некоторые законы требуют существенных доработок и остаются социально опасными. Например, стоит вспомнить узаконенную декриминализацию домашнего насилия, повлекшую рост серьезных бытовых конфликтов, или сложность привлечения к ответственности за сексуальное насилие. Эти и другие проблемы сейчас решает третья волна феминизма.
Интересно, что за десятки лет феминизм прошел путь от полного отрицания до абсолютного тренда, который оставил след в мировом кинематографе, литературе, фотографии, искусстве, общественном сознании, вышел на повестку дня в СМИ. Сегодня сложно представить хотя бы неделю без новостей о той или иной феминистической деятельности. В отличие от ещё недавнего времени, 90-х годов, любое публичное сексистское высказывание стало оборачиваться скандалом, а в медиа появились призывы к отказу от замалчивания насилия и любых видов дискриминации.
Но несмотря на явные преимущества, перед общественностью неожиданно встала новая, малопредсказуемая проблема — обратный сексизм. Популяризация так называемого радикального (агрессивного) феминизма привела к росту мужененавистнических настроений. Представители данного движения не верят в то, что изменения могут быть достигнуты законодательным образом. Они призывают к реконструированию сексуальности и максимальному отстранению от мужчин. Отдельные представители радфема (лесбийского феминизма) и вовсе считают, что гетеросексуальность способствует поддержке патриархальной системы. В связи с этим некоторые активистки принимают нетрадиционную ориентацию только по политическим причинам.
Между тем, ранее именно радикальный феминизм помог женщинам приобрести значительную часть репродуктивных, сексуальных, социальных и других прав. Однако сегодня высказывания радикальных феминисток нередко можно назвать экстремистскими, социально опасными и даже близкими к идеологии фашизма. На просторах сети все большее количество людей открыто заявляет о ненависти к мужчинам и недоверии к ним только по признаку пола. Многие женщины пропагандируют мнение о потенциальной опасности любого мужчины, закрывая глаза на его личность.
В одном из самых популярных сообществ в «ВКонтакте» более 25 тыс. подписчиков ежедневно читают и кормят аудиторию постами об ущербности всего мужского пола. Участники группы призывают к игнорированию любых мужских проблем, высмеивают мужское поведение и пропагандируют презрение к маскулинности. Обратная дискриминация по половому признаку маскируется под защиту женских прав.
Радикальный феминизм в целом и отдельные его направления, такие как культурный феминизм, стремятся к созданию матриархата. При этом возникает опасность возникновения реальной обратной гендерной дискриминации. В словаре гендерных терминов, составленном Зоей Шевченко, сказано:
«Приведенные примеры свидетельствуют о нахождении радикального феминизма вне современного гендерного дискурса. Акцентируя внимание эпатажными теориями и методами исключительно на женском вопросе, радикальная феминистская философия собственноручно маргинализирует себя».
Несмотря на благие намерения, радфем игнорирует существование реальных мужских проблем, таких как необходимость следовать гендерным ролям, социальную незащищённость отцов-одиночек и пр. Кроме того, защищая матриархат, фактически активистки движения отзеркаливают негатив патриархальной системы и просто пытаются сделать угнетенной мужскую группу населения. Очевидно, что «подмена патриархата матриархатом не является решением женской проблемы».
Многие задаются вопросом о том, нужен ли вообще феминизм сегодня, когда, казалось бы, большинство вопросов гендерного неравенства решены. Да, нужен. До тех пор, пока в мире существуют принудительные браки, женское обрезание и подобные калечащие здоровье традиции, высокий уровень изнасилований, законы о декриминализации побоев, абсурдные социальные представления о роли мужчин и женщин — борьба за права человека должна продолжаться. Однако сегодня можно говорить об опасной тенденции, развитие которой может стать абсолютной копией патриархальной системы наоборот.
Для решения проблем и предотвращения дискриминаций по половому признаку нужно учиться договариваться и пытаться изменять законы таким образом, чтобы современное общество пришло к действительно эгалитарным (т.е. равноправным) отношениям.
Обложка: © Wikimedia Commons
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
историяобщество
Похожие статьи
Феминизм | Определение, история, типы, волны, примеры и факты
Мэри Уоллстонкрафт «Защита прав женщины: со критикой политических и моральных тем»
Просмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Мэри Маклейн Джойс Банда Джудит Батлер Кэроли Шнееманн Лена Данэм
- Похожие темы:
- философский феминизм лесбийский феминизм экофеминизм личное политическое теория точки зрения
См. весь связанный контент →
Последние новости
9 марта 2023 г., 2:13 по восточноевропейскому времени (AP)
Мероприятия, посвященные женскому дню, освещают основные пробелы в гендерном равенстве
От требований конституционных прав в Исламабаде до призывов к экономическому паритету в Маниле, Париже и Мадриде демонстрации, посвященные Международному женскому дню, подчеркивают незавершенную работу по обеспечению справедливости для половины населения планеты
Основные вопросы
Что такое феминизм?
По своей сути феминизм — это вера в полное социальное, экономическое и политическое равенство женщин. Феминизм во многом возник в ответ на западные традиции, ограничивавшие права женщин, но феминистская мысль имеет глобальные проявления и вариации.
Кто были ранние феминистские мыслители и активистки?
В средневековой Франции философ Кристин де Пизан бросила вызов социальным ограничениям в отношении женщин и выступила за женское образование. В Англии 18-го века Мэри Уолстонкрафт «Защита прав женщины » стала основополагающим произведением англоязычной феминистской философии. Феминизм в Соединенных Штатах имел ряд видных активистов в середине-конце 19 века. Среди известных основных активистов были Лукреция Мотт, Элизабет Кэди Стэнтон и Сьюзен Б. Энтони. Менее распространенные, но столь же важные взгляды исходили от Соджорнер Трут, бывшей порабощенной чернокожей женщины, и Эммы Гольдман, ведущей анархистки страны в конце 19 века.
Что такое интерсекциональный феминизм?
Интерсекциональность — это термин, введенный профессором Кимберле Креншоу в 1989 году для описания того, как взаимодействуют различные социальные категории, что иногда приводит к усугублению эффектов и напряженности. В ее статье на эту тему утверждалось, что дискриминация конкретно чернокожих женщин отличается от общей дискриминации женщин или античерного расизма. Вместо этого он включает в себя уникальный сложный опыт как сексизма, так и расизма. Первоначально использовавшаяся в контексте закона о дискриминации, эта концепция возродилась в 21 веке среди левых активистов, которые расширили интерсекциональность, включив в нее такие категории, как класс и сексуальная ориентация.
Как феминистская политика изменила мир?
Феминизм предоставил западным женщинам более широкие возможности для получения образования, право голоса, защиту от дискриминации на рабочем месте и право принимать личные решения относительно беременности. В некоторых сообществах феминизму также удалось бросить вызов широко распространенным культурным нормам в отношении женщин. За пределами западного мира такие активисты, как Малала Юсуфзай, выдвигали на первый план такие проблемы, как неравный доступ к образованию для женщин.
феминизм , вера в социальное, экономическое и политическое равенство полов. Хотя феминизм зародился в основном на Западе, он проявляется во всем мире и представлен различными институтами, приверженными деятельности в защиту прав и интересов женщин.
Почему Международный женский день 8 марта?
Посмотреть все видео к этой статьеНа протяжении большей части западной истории женщины были ограничены домашней сферой, в то время как общественная жизнь была зарезервирована для мужчин. В средневековой Европе женщинам было отказано в праве владеть имуществом, учиться или участвовать в общественной жизни. В конце 1910 века во Франции все еще заставляли прилюдно покрывать голову, а в некоторых частях Германии муж все еще имел право продать свою жену. Даже в начале 20 века женщины не могли ни голосовать, ни занимать выборные должности в Европе и большей части Соединенных Штатов (где несколько территорий и штатов предоставили женщинам избирательное право задолго до того, как это сделало федеральное правительство). Женщинам запрещалось вести бизнес без представителя-мужчины, будь то отец, брат, муж, законный представитель или даже сын. Замужние женщины не могли осуществлять контроль над своими детьми без разрешения своих мужей. Более того, женщины практически не имели доступа к образованию и были лишены доступа к большинству профессий. В некоторых частях мира такие ограничения для женщин сохраняются и сегодня. См. также эгалитаризм.
История феминизма
Древний мир
Однако это восстание оказалось исключительным. На протяжении большей части записанной истории только отдельные голоса высказывались против неполноценного положения женщин, предвещая грядущие аргументы. Во Франции конца 14-го и начала 15-го века первый философ-феминистка Кристин де Пизан бросила вызов преобладающему отношению к женщинам, призвав к женскому образованию. Ее мантию позже в том же веке приняла Лаура Серета, венецианка 15-го века, опубликовавшая Epistolae familyes 9. 0042 (1488; «Личные письма»; англ. пер. Собрание писем феминистки эпохи Возрождения ), том писем, посвященных множеству женских жалоб, от отказа в образовании и семейного угнетения до легкомыслия женской одежды.
Защита женщин стала литературным поджанром к концу 16 века, когда был опубликован Il Merito delle Donne (1600; Ценность женщин ), феминистский репортаж другого венецианского автора, Модераты Фонте. посмертно. Защитники статус-кво изображали женщин поверхностными и аморальными по своей сути, в то время как зарождающиеся феминистки составляли длинные списки мужественных и успешных женщин и провозглашали, что женщины будут интеллектуально равны мужчинам, если им будет предоставлен равный доступ к образованию.
Так называемые «дебаты о женщинах» не доходили до Англии до конца 16 века, когда памфлетисты и полемисты объединились в битве за истинную природу женственности. После того, как была опубликована серия сатирических статей, высмеивающих женщин, первая памфлетистка-феминистка в Англии, писавшая как Джейн Энгер, ответила Джейн Энгер, Ее защита для женщин (1589). Этот залп мнений продолжался более века, пока другой английский автор, Мэри Эстелл, не выступила с более аргументированным возражением в Серьезное предложение дамам (1694, 1697). В двухтомном труде предлагалось, чтобы женщины, не склонные ни к замужеству, ни к религиозному призванию, основывали светские монастыри, где они могли бы жить, учиться и преподавать.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Голоса феминисток эпохи Возрождения никогда не сливались в связную философию или движение. Это произошло только в эпоху Просвещения, когда женщины стали требовать, чтобы новая реформистская риторика о свободе, равенстве и естественных правах применялась к обоим полам.
Первоначально философы Просвещения сосредоточились на неравенстве социальных классов и каст, исключая пол. Французский философ швейцарского происхождения Жан-Жак Руссо, например, изображал женщин глупыми и легкомысленными существами, рожденными для того, чтобы подчиняться мужчинам. Кроме того, Декларация прав человека и гражданина, которая определила французское гражданство после революции 1789 года, явно не урегулировала правовой статус женщин.
Женщины-интеллектуалы эпохи Просвещения поспешили указать на отсутствие инклюзивности и ограниченность реформистской риторики. Олимпия де Гуж, известный драматург, опубликовала Déclaration des droits de la femme et de la citoyenne (1791; «Декларация прав женщины и [женщины] гражданина»), провозглашающая женщин не только равными мужчине, но и его партнершами. В следующем году в Англии была опубликована основополагающая англоязычная феминистская работа Мэри Уоллстонкрафт «: Защита прав женщины » (1792). Оспаривая представление о том, что женщины существуют только для того, чтобы нравиться мужчинам, она предложила предоставить женщинам и мужчинам равные возможности в образовании, работе и политике. Женщины, писала она, по своей природе так же рациональны, как и мужчины. Если они глупы, то только потому, что общество учит их быть неуместными.
Эпоха Просвещения превратилась в эпоху политического брожения, отмеченного революциями во Франции, Германии и Италии и подъемом аболиционизма. В Соединенных Штатах феминистский активизм укоренился, когда женщины-аболиционисты стремились применить концепции свободы и равенства к своим собственным социальным и политическим ситуациям. Их работа привела их к контакту с женщинами-аболиционистками в Англии, которые пришли к тем же выводам. К середине 19 века проблемы, связанные с феминизмом, добавились к шуму социальных изменений, когда идеи стали обмениваться в Европе и Северной Америке.
В первой феминистской статье, которую она осмелилась подписать своим именем, Луиза Отто, немка, она основывалась на работе Шарля Фурье, французского социального теоретика, цитируя его изречение, что «по положению, которое женщины занимают в стране, вы можно увидеть, густой ли воздух штата от грязного тумана или свободный и чистый». А после того, как парижские феминистки начали издавать ежедневную газету под названием La Voix des femmes («Голос женщин») в 1848 году, немецкая писательница Луиза Диттмар последовала их примеру год спустя со своим журналом 9. 0041 Социальная реформа .
Феминизм | Определение, история, типы, волны, примеры и факты
Мэри Уоллстонкрафт «Защита прав женщины: со критикой политических и моральных тем»
Просмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Мэри Маклейн Джойс Банда Джудит Батлер Кэроли Шнееманн Лена Данэм
- Похожие темы:
- философский феминизм лесбийский феминизм экофеминизм личное политическое теория точки зрения
См. весь связанный контент →
Последние новости
9 марта 2023 г., 2:13 по восточноевропейскому времени (AP)
Мероприятия, посвященные женскому дню, освещают основные пробелы в гендерном равенстве
От требований конституционных прав в Исламабаде до призывов к экономическому паритету в Маниле, Париже и Мадриде демонстрации, посвященные Международному женскому дню, подчеркивают незавершенную работу по обеспечению справедливости для половины населения планеты
Популярные вопросы
Что такое феминизм?
По своей сути феминизм — это вера в полное социальное, экономическое и политическое равенство женщин. Феминизм во многом возник в ответ на западные традиции, ограничивавшие права женщин, но феминистская мысль имеет глобальные проявления и вариации.
Кто были ранние феминистские мыслители и активистки?
В средневековой Франции философ Кристин де Пизан бросила вызов социальным ограничениям в отношении женщин и выступила за женское образование. В Англии 18-го века Мэри Уолстонкрафт «Защита прав женщины » стала основополагающим произведением англоязычной феминистской философии. Феминизм в Соединенных Штатах имел ряд видных активистов в середине-конце 19 века. Среди известных основных активистов были Лукреция Мотт, Элизабет Кэди Стэнтон и Сьюзен Б. Энтони. Менее распространенные, но столь же важные взгляды исходили от Соджорнер Трут, бывшей порабощенной чернокожей женщины, и Эммы Гольдман, ведущей анархистки страны в конце 19 века.
Что такое интерсекциональный феминизм?
Интерсекциональность — это термин, введенный профессором Кимберле Креншоу в 1989 году для описания того, как взаимодействуют различные социальные категории, что иногда приводит к усугублению эффектов и напряженности. В ее статье на эту тему утверждалось, что дискриминация конкретно чернокожих женщин отличается от общей дискриминации женщин или античерного расизма. Вместо этого он включает в себя уникальный сложный опыт как сексизма, так и расизма. Первоначально использовавшаяся в контексте закона о дискриминации, эта концепция возродилась в 21 веке среди левых активистов, которые расширили интерсекциональность, включив в нее такие категории, как класс и сексуальная ориентация.
Как феминистская политика изменила мир?
Феминизм предоставил западным женщинам более широкие возможности для получения образования, право голоса, защиту от дискриминации на рабочем месте и право принимать личные решения относительно беременности. В некоторых сообществах феминизму также удалось бросить вызов широко распространенным культурным нормам в отношении женщин. За пределами западного мира такие активисты, как Малала Юсуфзай, выдвигали на первый план такие проблемы, как неравный доступ к образованию для женщин.
феминизм , вера в социальное, экономическое и политическое равенство полов. Хотя феминизм зародился в основном на Западе, он проявляется во всем мире и представлен различными институтами, приверженными деятельности в защиту прав и интересов женщин.
Почему Международный женский день 8 марта?
Посмотреть все видео к этой статьеНа протяжении большей части западной истории женщины были ограничены домашней сферой, в то время как общественная жизнь была зарезервирована для мужчин. В средневековой Европе женщинам было отказано в праве владеть имуществом, учиться или участвовать в общественной жизни. В конце 1910 века во Франции все еще заставляли прилюдно покрывать голову, а в некоторых частях Германии муж все еще имел право продать свою жену. Даже в начале 20 века женщины не могли ни голосовать, ни занимать выборные должности в Европе и большей части Соединенных Штатов (где несколько территорий и штатов предоставили женщинам избирательное право задолго до того, как это сделало федеральное правительство). Женщинам запрещалось вести бизнес без представителя-мужчины, будь то отец, брат, муж, законный представитель или даже сын. Замужние женщины не могли осуществлять контроль над своими детьми без разрешения своих мужей. Более того, женщины практически не имели доступа к образованию и были лишены доступа к большинству профессий. В некоторых частях мира такие ограничения для женщин сохраняются и сегодня. См. также эгалитаризм.
История феминизма
Древний мир
Свидетельств раннего организованного протеста против такого ограниченного статуса немного. В 3 веке до нашей эры римские женщины заполнили Капитолийский холм и заблокировали все входы на Форум, когда консул Маркус Порций Катон сопротивлялся попыткам отменить законы, ограничивающие использование женщинами дорогих товаров. «Если они победят сейчас, чего они не предпримут?» Катон заплакал. «Как только они станут равными вам, они станут выше вас».
Однако это восстание оказалось исключительным. На протяжении большей части записанной истории только отдельные голоса высказывались против неполноценного положения женщин, предвещая грядущие аргументы. Во Франции конца 14-го и начала 15-го века первый философ-феминистка Кристин де Пизан бросила вызов преобладающему отношению к женщинам, призвав к женскому образованию. Ее мантию позже в том же веке приняла Лаура Серета, венецианка 15-го века, опубликовавшая Epistolae familyes 9.0042 (1488; «Личные письма»; англ. пер. Собрание писем феминистки эпохи Возрождения ), том писем, посвященных множеству женских жалоб, от отказа в образовании и семейного угнетения до легкомыслия женской одежды.
Защита женщин стала литературным поджанром к концу 16 века, когда был опубликован Il Merito delle Donne (1600; Ценность женщин ), феминистский репортаж другого венецианского автора, Модераты Фонте. посмертно. Защитники статус-кво изображали женщин поверхностными и аморальными по своей сути, в то время как зарождающиеся феминистки составляли длинные списки мужественных и успешных женщин и провозглашали, что женщины будут интеллектуально равны мужчинам, если им будет предоставлен равный доступ к образованию.
Так называемые «дебаты о женщинах» не доходили до Англии до конца 16 века, когда памфлетисты и полемисты объединились в битве за истинную природу женственности. После того, как была опубликована серия сатирических статей, высмеивающих женщин, первая памфлетистка-феминистка в Англии, писавшая как Джейн Энгер, ответила Джейн Энгер, Ее защита для женщин (1589). Этот залп мнений продолжался более века, пока другой английский автор, Мэри Эстелл, не выступила с более аргументированным возражением в Серьезное предложение дамам (1694, 1697). В двухтомном труде предлагалось, чтобы женщины, не склонные ни к замужеству, ни к религиозному призванию, основывали светские монастыри, где они могли бы жить, учиться и преподавать.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Голоса феминисток эпохи Возрождения никогда не сливались в связную философию или движение. Это произошло только в эпоху Просвещения, когда женщины стали требовать, чтобы новая реформистская риторика о свободе, равенстве и естественных правах применялась к обоим полам.
Первоначально философы Просвещения сосредоточились на неравенстве социальных классов и каст, исключая пол. Французский философ швейцарского происхождения Жан-Жак Руссо, например, изображал женщин глупыми и легкомысленными существами, рожденными для того, чтобы подчиняться мужчинам. Кроме того, Декларация прав человека и гражданина, которая определила французское гражданство после революции 1789 года, явно не урегулировала правовой статус женщин.
Женщины-интеллектуалы эпохи Просвещения поспешили указать на отсутствие инклюзивности и ограниченность реформистской риторики. Олимпия де Гуж, известный драматург, опубликовала Déclaration des droits de la femme et de la citoyenne (1791; «Декларация прав женщины и [женщины] гражданина»), провозглашающая женщин не только равными мужчине, но и его партнершами. В следующем году в Англии была опубликована основополагающая англоязычная феминистская работа Мэри Уоллстонкрафт «: Защита прав женщины » (1792). Оспаривая представление о том, что женщины существуют только для того, чтобы нравиться мужчинам, она предложила предоставить женщинам и мужчинам равные возможности в образовании, работе и политике. Женщины, писала она, по своей природе так же рациональны, как и мужчины. Если они глупы, то только потому, что общество учит их быть неуместными.
Эпоха Просвещения превратилась в эпоху политического брожения, отмеченного революциями во Франции, Германии и Италии и подъемом аболиционизма. В Соединенных Штатах феминистский активизм укоренился, когда женщины-аболиционисты стремились применить концепции свободы и равенства к своим собственным социальным и политическим ситуациям. Их работа привела их к контакту с женщинами-аболиционистками в Англии, которые пришли к тем же выводам. К середине 19 века проблемы, связанные с феминизмом, добавились к шуму социальных изменений, когда идеи стали обмениваться в Европе и Северной Америке.
В первой феминистской статье, которую она осмелилась подписать своим именем, Луиза Отто, немка, она основывалась на работе Шарля Фурье, французского социального теоретика, цитируя его изречение, что «по положению, которое женщины занимают в стране, вы можно увидеть, густой ли воздух штата от грязного тумана или свободный и чистый».