Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Фромм типы личности: Типы личности по Э. Фромму — Медиасвод

Типы личности по Э. Фромму — Медиасвод

Темой исследований Э. Фромма являются проблемы этики, норм и ценностей, ведущих к реализации человеком своего Я и своих возможностей. Он анализирует два способа существования: обладание и бытие. Выделенные Фроммом пять типов личности (потребительский, эксплуататорский, накопительский, рыночный и производительный) скорее отражают влияние социальных, а не врожденных факторов (Е. Fromm, 1964).

Потребительский тип

 Человек считает, что источник всех благ находится вовне, и настроен на то, чтобы пассивно воспринимать эти блага.

 Приобретение — временное обладание и пользование — выбрасывание (или, если возможно, выгодный обмен на лучшую модель) — новое приобретение — таков порочный круг потребительского приобретения. Лозунгом сегодняшнего дня поистине могли бы стать слова: «Все новое прекрасно!»

Э.Фромм
БЫТЬ ИЛИ ИМЕТЬ

Это потребитель во всех сферах жизни. Например, в любви он желает «быть любимым», но не «любить».  Будучи предоставленным самому себе, хотя бы и временно, он теряется, становится как бы парализованным. Это тип «приживалы», который преданно относится к «руке дающей» и боится ее потерять.  Типические его черты — пассивность, покорность и боязливость. Этот тип формируется в результате того, что ребенок осознавал себя в детстве пассивным придатком к взаимоотношениям родителей.

Потреблению присущи противоречивые свойства: с одной стороны, оно способствует уменьшению ощущения беспокойства и тревоги, поскольку то, чем человек владеет, не может быть у него отобрано; но с другой — оно вынуждает человека потреблять все больше и больше, так как всякое потребление со временем перестает приносить удовольствие. Нынешние потребители вполне могут определять себя по такой формуле: я есть то, чем я обладаю и что я потребляю.

Э.Фромм
БЫТЬ ИЛИ ИМЕТЬ

Эксплуататорский тип

Тоже считает, что источник его благ находится вовне и ничего нельзя создать самому. Но склонен не столько ждать, когда эти блага ему предоставят, сколько взять их силой. В сфере любви его больше привлекают люди «несвободные», потому что ему приятнее «отнять» их у кого-то. «Чужое» для него всегда привлекательнее, чем «ничье». Любит язвить в отношении других. Для него характерны агрессивность, эгоцентризм, высокомерие, завышенная самооценка и стремление совращать людей. Человек этого типа формируется в результате доминантного положения в семье, когда он оказывается «пупом земли».

Они используют и эксплуатируют все и всякого, из чего или из кого они могут что-то выжать. Их девиз: «Краденый плод – самый сладкий». Поскольку они хотят использовать и эксплуатировать людей, они «любят» тех, кто прямо или косвенно может стать объектом эксплуатации, и им «наскучивают» те, из кого они уже выжали все.

Символом этой ориентации, кажется, может служить язвительная гримаса, которая часто бывает отличительной чертой таких людей. Не ради игры слов стоит отметить, что они часто делают «язвительные» замечания в адрес других людей. Их установка окрашена смесью враждебности и манипуляции. Каждый человек рассматривается как объект эксплуатации и оценивается по его полезности. Вместо доверчивости и оптимизма, свойственных рецептивному типу, здесь мы обнаруживаем подозрительность и цинизм, зависть и ревность. Поскольку они удовлетворяются только вещами, которые могут отнять у других, они склонны переоценивать то, что принадлежит другим, и недооценивать свое собственное.

Э.Фромм
ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ

Накопительский тип

Слабо верит в возможность получить новое из внешнего мира и считает, что его безопасность обеспечивается только накоплением и сохранением добытого. Склонен получать любовь, нежели дарить. Очень пунктуален, скуп, подозрителен, упрям, одержим, имеет недостаточное воображение. Такой тип представляет собой результат родительского отчуждения в условиях прохладной семейной атмосферы.

Данная же ориентация дает людей, мало верящих в то, что они могут получить из внешнего мира что-то новое; их безопасность основывается на стяжательстве и экономии, а траты они воспринимают как угрозу. Они окружают себя как бы защитной стеной, и их главная цель – как можно больше в свое укрытие приносить и как можно меньше из него отдавать. Их скупость распространяется как на деньги и материальные вещи, так и на чувства и мысли. Любовь для них – это, по существу, обладание: сами они не дают любви, но стараются получить ее, завладевая «любимым». Ориентированный на стяжательство человек часто демонстрирует особый вид верности людям и даже воспоминаниям. Его сентиментальность превращает прошлое в золотой век; он держится за прошлое и предается воспоминаниям о прежних чувствах и переживаниях.

Рыночный тип

Воспринимает себя как товар, который имеет рыночную стоимость и должен подчиняться закону спроса и предложения. Поэтому даже свою внешность он формирует в соответствии со «спросом», подражая кинозвездам или знаменитым спортсменам.

Приятелей подбирает тоже по их «рыночной» стоимости. Для него типичны оппортунизм, бесцельность, непостоянство, в том числе и в принципах, релятивизм и осознание собственной ненужности. Этот тип возникает в результате отчуждения родителей от ребенка, когда в семье царит холодная психологическая атмосфера.

Успех зависит главным образом от того, насколько люди умеют выгодно преподнести себя как «личность», насколько красива их «упаковка», насколько они «жизнерадостны», «здоровы», «агрессивны», «надежны»; «честолюбивы»; кроме того, он зависит от происхождения, принадлежности к тому или иному клубу, от знакомства с «нужными людьми».

«Я» постоянно меняется в соответствии с принципом «я такой, какой я вам нужен»

Э.Фромм
БЫТЬ ИЛИ ИМЕТЬ

Люди с рыночным характером не имеют иных целей, кроме постоянного движения, выполнения всех дел с максимальной эффективностью.

Э.Фромм
БЫТЬ ИЛИ ИМЕТЬ

Поскольку современный человек воспринимает себя и как продавца, и как товар для продажи на рынке, его самооценка зависит от условий, ему неподвластных. Если он «преуспевает» – он ценен; если нет – он лишен ценности. Степень неуверенности, являющейся результатом данной ориентации, трудно переоценить. Если человек чувствует, что его ценность определяется не его человеческими качествами, а успехом в рыночной конкуренции с ее постоянно меняющимися условиями, его самооценка непременно будет шаткой и постоянно будет нуждаться в подтверждении со стороны других людей. Если человек вынужден неуклонно пробиваться к успеху, и любая неудача являет жестокую угрозу его самооценке, то результатом будет чувство беспомощности, неуверенности и неполноценности. Если превратности рынка выступают мерилом ценности человека, чувства собственного достоинства и самоуважения разрушаются.

Э.Фромм
ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ

Производительный тип

Это человек, который вобрал в себя все положительное. Он не стремится к господству над другими людьми, обладает мощным интеллектом, глубоко проникающим в сущность явлений, событий и предметов, видит и предвидит то, что другие не замечают и о чем не подозревают. Для него типичны скромность, адаптированность к среде, доверчивое отношение к другим людям, активность, гордость, уверенность в себе, практичность, терпеливость, преданность, открытость и т. д. В общем, это идеал человека, к которому следует стремиться всем людям. Этот тип рождается в здоровой, теплой, благоприятной семейной атмосфере, где ребенок научается ценить себя и других за то, что он и они есть, ощущает безопасность и внутренний мир с самим собой и с окружающими.

Плодотворность – это реализация человеком присущих ему возможностей, использование своих сил. Силой своего разума он может проникнуть в глубь явлений и понять их сущность. Силой своей любви он может разрушить стену, отделяющую одного человека от другого. Силой своего воображения он может сделать зримыми вещи, еще не существующие; он может планировать и так начинает творить.

Плодотворные отношения с миром могут осуществляться посредством деятельности и посредством постижения. Человек производит вещи, и в процессе созидания он применяет свои силы к материи. Человек постигает мир, ментально и эмоционально, при помощи любви и разума. Сила разума дает ему возможность проникать вглубь и постигать сущность предмета, вступая в активные отношения с ним. Сила его любви дает ему возможность разрушить стену, отделяющую одного человека от другого. Хотя любовь и разум – это всего лишь две различные формы постижения мира, и одна невозможна без другого, они являются выражениями различных сил, силы чувства и силы мышления, и, следовательно, их нужно рассматривать по-отдельности.

Понятие плодотворной любви имеет мало общего с тем, что часто принято называть любовью… Забота и ответственность означают, что любовь – это деятельность, а не страсть, кого-то обуявшая, и не аффект, кого-то «захвативший». 

Материнская любовь – самый общераспространенный и самый общепонятный пример продуктивной любви; сама ее сущность – забота и ответственность. Рождая ребенка, материнское тело «трудится» ради него, а после рождения материнская любовь состоит в напряженных усилиях взрастить дитя. Материнская любовь не зависит от того, удовлетворяет ли ребенок определенным требованиям, чтоб быть любимым; материнская любовь безусловна, основана только на материнском отклике на надобности ребенка. Неудивительно, что материнская любовь была в искусстве и религии символом высшей формы любви.

Э.Фромм
ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ

Статьи по теме:

Опубликовано: 15.02.2023

Что такое хорошая жизнь и как она связана с развитием личности? Что значит развитие личности? Карл Роджерс, американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии, разрабатывал свою концепцию личности

Опубликовано: 23.12.2022

Исследователи рациональности сегодня предлагают выделять три ее разновидности: Типы рациональности проявляются не только в высоких сферах научного постижения мира, но и в обычной жизни. Типы рациональности описывают наиболее характерные принципы

Опубликовано: 24. 11.2022

Через какие этапы проходит развитие личности? Что такое жизнестойкость? Как переносить онтологическую тревогу, связанную с выбором будущего? Что такое стиль жизни? Является ли стиль жизни результатом подражания моделям поведения других

Опубликовано: 20.12.2018

Все мы по-разному ведем себя в сложных ситуациях, работаем в разном темпе, реагируем на критику. Во многом эти различия обусловлены типом нервной системы. Тип нервной системы может быть сильный или

Опубликовано: 29.09.2018

А. Миллер (A. Miller, 1991) создал типологию на основе комбинации черт личности . Он использовал три измерения черт личности: когнитивные, аффективные и конативные. Когнитивное измерение — аналитичность — холистичность (в других концепциях

Опубликовано: 29.09.2018

Темой исследований Э. Фромма являются проблемы этики, норм и ценностей, ведущих к реализации человеком своего Я и своих возможностей. Он анализирует два способа существования: обладание и бытие. Выделенные Фроммом пять типов

Опубликовано: 29. 09.2018

Еще один подход к классификации типов личности — подход Д. Кейрси (1956). Кейрси развил и дополнил концепцию Карла Густава Юнга с учетом последних достижений как когнитивно-бихевиоральной, так и экзистенциально-гуманистической психологии. В результате

Опубликовано: 29.09.2018

Согласно работам И.Л. Зеленковой и Е.В. Беляевой, существует классификация нравственных типов личности, которая приоткрывает завесу на поступки людей и их мотивацию. Всего авторы описывают пять типов личности. Нередко случается, что

16. Теория личности э. Фромма. Основные типы характера как результат процесса ассимиляции.

Теория личности Э. Фромма, или гуманистический психоанализ – это попытка преодолеть ограниченность психоаналитической теории с ее биологизаторской детерминацией развития личности и рассмотреть роль социологических, политических, экономических, религиозных, и культурных факторов в ее формировании.

Личность, с точки зрения Фромма, – это целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Под приобретенными свойствами автор понимал, прежде всего, различия в характере, представляющие проблему этики и свидетельствующие об уровне, достигнутом индивидом в искусстве жить. Обосновывая общественно-исторической обусловленность характера и личности человека, Фромм вводит понятие «социального характера» как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества. В работе «Человек для себя» Э. Фромм описывает следующие социальные типы характера:

1.     Рецептивная ориентация (берущая) – человек представляет, что источник всех благ лежит во внешнем мире. Он зависим и пассивен, доверчив и сентиментален, стремится «быть любимым», а не любить. Зависит не только от авторитетов, но и от людей, способных оказать любую поддержку. Всегда ищет помощника, а если помогает другим, то ради лишь того, чтобы добиться их расположения.

2.     Эксплуататорская ориентация (овладевающая) – человек также считает, что источник благ вовне, но, не надеясь получить их в дар, стремится добыть их силой или хитростью. Он не способен к творчеству и поэтому добивается любви, обладания, эмоций, заимствуя их у других. Такой человек агрессивен, надменен, самонадеян, эгоцентричен, уверен в себе, импульсивен.

3.     Стяжательская ориентация (сберегающая) – в отличие от предыдущих типов, человек не верит, что может получить что-то из внешнего мира. Его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза. Его скупость распространяется как на вещи и деньги, так и на мысли и чувства. Он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое; он маниакально чистоплотен, ригиден, подозрителен, упрям, предусмотрителен, лоялен и сдержан.

4.     Рыночная ориентация (обменивающая) – личность рассматривается как товар, выставляемый на продажу. Успех зависит от того, насколько хорошо человек может подать и продать себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей. Самооценка человека зависит от мнения других людей, поскольку его ценность определяется не его человеческими качествами, а успехом в рыночной конкуренции.

5.     Плодотворная ориентация в отличие от неплодотворных, является идеалом гуманистической этики – человек воспринимает себя как воплощение своих сил — способностей, которые не скрыты и не отчуждены от него, а свободно реализуются. Силой разума он может понять сущность явлений; силой любви – разрушить стену, отделяющую одного человека от другого; силой воображения – творить.

Характер любого человека представляет смешение этих пяти ориентации, хотя одна или две могут выделяться из остальных. Позже, в работе «Душа человека», Фромм описал еще два типа характера: некрофильный, как направленность на мертвое. И биофильный, как любовь к жизни.

Социальные типы характера.

Фромм выделял пять социальных типов характера, превалирующих в современных обществах. Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди.

Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы. К категории непродуктивных типов относятся рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный типы характера. Категорию продуктивных типов характера представляет тип идеального психического здоровья в понимании Фромма. Фромм отмечал, что ни один из этих типов характера не существует в чистом виде, поскольку непродуктивные и продуктивные качества сочетаются у разных людей в разных пропорциях. Следовательно, влияние данного социального типа характера на психическое здоровье или болезнь зависит от соотношения позитивных и негативных черт, проявляющихся у человека.

  1. Рецептивные типы убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. Они зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи, и думают, что их основная задача в жизни – скорее быть любимыми, чем любить. Рецептивных индивидуумов можно охарактеризовать как пассивных, доверчивых и сентиментальных.

    Если отбросить крайности, то люди с рецептивной ориентацией могут быть оптимистичными и идеалистичными.

  2. Эксплуатирующие типы берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью. Они тоже неспособны к творчеству, и поэтому добиваются любви, обладания, идей и эмоций, заимствуя все это у других. Негативными чертами эксплуатирующего характера являются агрессивность, надменность и самонадеянность, эгоцентризм и склонность к соблазнению. К положительным качествам относятся уверенность в себе, чувство собственного достоинства и импульсивность.

  3. Накапливающие типы пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. В отличие от первых двух типов, «накопители» тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое. Они напоминают анально — удерживающую личность по Фрейду: ригидные, подозрительные и упрямые. Согласно Фромму, у них есть и некоторые положительные особенности – предусмотрительность, лояльность и сдержанность.

  4. Рыночный тип исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам. Их отношения с окружающими поверхностны, их девиз – «Я такой, каким вы хотите меня видеть».

Рыночная ориентация может быть описана с помощью следующих ключевых черт характера:

бесцельный, бестактный, неразборчивый в средствах и опустошенный. Их положительные качества – открытость, любознательность и щедрость. Фромм рассматривал «рыночную» личность как продукт современного капиталистического общества, сформировавшегося в США и западноевропейских странах.

  1. В противоположность непродуктивной ориентации, продуктивный характер представляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель в развитии человека. Этот тип – независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки. Из работ Фромма видно, что он рассматривал эту ориентацию как ответ на противоречия человеческого существования, присущие обществу. В ней проявляется способность человека к продуктивному логическому мышлению, любви и труду. Благодаря продуктивному мышлению люди узнают, кто они такие, и поэтому освобождаются от самообмана. Сила продуктивной любви дает возможность людям горячо любить все живое на Земле (биофилия). Фромм определял биофилию с помощью таких качеств, как забота, ответственность, уважение и знание. Наконец, продуктивный труд обеспечивает возможность производства предметов, необходимых для жизни, благодаря творческому самовыражению. Результатом проявления всех вышеперечисленных сил, свойственных всем людям, является зрелая и целостная структура характера.

По существу, продуктивная ориентация в гуманистической теории Фромма – это идеальное состояние человека. Вряд ли кто-нибудь достигал всех характеристик продуктивной личности. В то же время Фромм был убежден, что в результате коренной социальной реформы продуктивная ориентация может стать доминирующим типом в любой культуре. Совершенное общество рисовалось Фромму таким, в котором находят удовлетворение базисные потребности человека. Он называл это общество гуманистическим общинным социализмом.

Помимо социальных условий, накладывающих отпечаток на формирование личности человека, в его природе заложены экзистенциальные потребности, которые являются важным источником активности. Это установление связей (в заботе о ком-то, в продуктивной любви), преодоление (в активном творчестве, созидании), наличие корней (в чувстве стабильности и прочности). Идентичность (в тождестве с самим собой и непохожести на других), система взглядов и преданность (в объективном и рациональном взгляде на природу и общество, в посвящении себя чему-то или кому-то).

Смысл существования человека Фромм видит в различных способах решения основной проблемы, заключающейся в противоречии между свободой и безопасностью. Свобода, завоеванная современным западным обществом, вызывает у человека утрату чувства безопасности и ощущение личной незначимости. В поисках безопасности люди порой добровольно жертвуют свободой. В работе «Бегство от свободы» Фромм описал механизмы такого «бегства».

1.     Авторитаризм – тенденция отказаться от независимости своей личности, слить свое «Я» с кем-нибудь или чем-нибудь внешним для обретения силы, недостающей самому индивиду. Он проявляется в стремлениях к подчинению и господству, в мазохистских и садистских тенденциях: чувстве неполноценности, стремлении обрести власть над людьми, эксплуатировать их и заставлять страдать.

2.     Разрушительность – попытка преодолеть чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других, средство избавления от невыносимого чувства бессилия. Деструктивность нацелена на устранение всех объектов, с которыми индивиду приходится себя сравнивать. Это есть реакция на тревогу, вызываемую любой угрозой жизненным интересам, преодолением скованности и изолированности.

3.     Автоматизирующий конформизм – стремление перестать быть собой. Человек полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится таким, каким его хотят видеть остальные. Исчезает различие между «Я» и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием.

В противовес механизмам «бегства от свободы» существует опыт позитивной свободы, благодаря которой можно избавиться от чувства одиночества и отчужденности, быть автономным и уникальным, не теряя ощущения единения с др. людьми. Одним из условий такого существования Фромм рассматривал любовь, которую трактовал в широком смысле, как искусство, равнозначное искусству жить.

5 типов личности по Эриху Фромму

6 минут

Написано и проверено психологом Валерия Сабатер .

Последнее обновление: 15 ноября 2021 г.

5 типов личности по Эриху Фромму основаны на принципе продуктивности . По мнению известного психоаналитика, только один из этих типов людей способен инвестировать в собственную свободу. Только один способен завоевать их эмоциональную и личную независимость. Остальные представляют собой более эгоистичную, материалистическую и непродуктивную часть общества.

Существует множество теорий о личности. У нас есть теория личности Юнга, Карла Роджерса, Кеттелла, Айзенка или большая пятерка Косты и МакКрея. Во всех этих различных теориях мы можем ощутить определенный конфликт. Значит ли это, что бихевиористская наука до сих пор не смогла договориться о том, как определить характер и черты человеческой личности?

«Эгоистичные люди не способны любить других и не способны любить себя»

-Эрих Фромм-

Каждое направление, школа мысли и автор подчеркивают свое особое определение личности исходя из своих теоретических моделей. Типология, разработанная Эрихом Фроммом, началась с интересного подхода, основанного на гуманистической философии , которая, верим мы в это или нет, делает ее действительно полезной и в наши дни.

Если этот социальный психолог и автор книг «Искусство любить» или «Страх свободы» и верил во что-то, так это в то, что достижение истинной автономии лежит на человеке.0006 , А также инвестировать в собственную независимость, уважая независимость других. Достижение этого, по словам Эриха Фромма, является синонимом продуктивности.

Типы личности по Эриху Фромму

Теория личности Эрика Фромма основана на двух основных потребностях: потребности в свободе, как мы уже знаем, и потребности в принадлежности. Итак, когда мы читаем его работы, есть то, что обычно привлекает наше внимание. Дело в том, что Фромм, неофрейдистский психоаналитик, негативно относился к человеку. Он считает его слишком пассивным и мотивированным только своей потребностью в потреблении.

Поэтому в большей части своей работы он призывает нас продвигать наше личное развитие. Он говорит, что мы должны отказаться от нашей зависимости от внешних факторов , материальных благ или потребности в успехе и признании, и просто инвестировать в такие качества, как любовь, уважение, творчество или смирение.

Человеческий характер и личность имеют глубокие корни и их трудно изменить. И все же Фромм настаивает на том, что было бы достаточно, если бы мы немного больше осознавали свои склонности и установки. Достаточно, чтобы взять на себя обязательство изменить . Давайте теперь посмотрим, каковы эти 5 типов личности, согласно Эриху Фромму.

1. Рецептивная личность

Рецептивный тип характеризуется постоянной потребностью в получении одобрения и признания со стороны других . Наиболее поразительной особенностью этого профиля личности является то, что поддержка, которую они получают, обычно не возвращается. Они не вмешиваются в жизнь другого человека и не стремятся оказать помощь в натуральной форме.

Им также свойственны плохие социальные навыки, трудности в принятии решений и явная недооценка собственного человеческого потенциала.

2. Эксплуататор

Среди 5 типов личности Эрих Фромм считает этот одним из самых распространенных. Это относится к тем типам профилей, которые устанавливают связи и отношения с другими из чистого корыстного интереса . Они делают это для собственной выгоды и, как выразился Фромм, «в коммерческих интересах».

Эксплуататорский тип готов лгать и манипулировать, чтобы получить то, что ему нужно, и ему удается сосредоточить свой интерес на людях с низкой самооценкой , чтобы эксплуатировать их.

3. Скупец

Тип личности накопителя или накопителя относится к людям, единственная цель которых состоит в том, чтобы дорожить материальными благами.  Единственным их желанием, которое они считают потребностью, является обладание и накопление все большего и большего количества вещей.

Чем больше у них вещей, тем в большей безопасности они себя чувствуют. Они чувствуют себя сильнее и считают, что получают большее личное удовлетворение. Однако следует отметить, что эта нездоровая привязанность к материальным вещам никогда не бывает удовлетворена. Им всегда чего-то не хватает. Их счастье никогда не бывает полным. Хуже всего то, что, когда на рынок выводятся новые вещи, их первым импульсом является необходимость их иметь.

«Только тот, кто верит в себя, способен верить в других»

-Эрих Фромм-

это наиболее распространенный в рабочей среде по очевидным причинам. Это люди, которые устанавливают отношения с другими, чтобы получить финансовую выгоду. Это контакты, основанные на четких финансовых или коммерческих целях.

То, что на первый взгляд может показаться вполне нормальным или ожидаемым, на самом деле наносит ущерб самому непоколебимому принципу человеческой свободы, защищаемому Фроммом. Причина? Эти коммерческие контакты направлены на установление различий в социальном статусе, когда одни добиваются престижа и власти, а другие им подчиняются.

5. Продуктивный тип

До сих пор мы рассматривали типы личности, которые, по Эриху Фромму, представляют все «непродуктивное». Профили, которые не инвестируют ни в свою личную свободу и автономию, ни тем более в свободу других. Однако не все потеряно, и мы не собираемся оставлять вас с пессимистическим видением человека. К счастью, есть пятый тип личности, на который возлагаются наши надежды и наши личные цели.

  • Продуктивный тип — это человек, который направляет все свои усилия и интерес на то, чтобы быть преданным другим. Что это значит? В основном это люди, которые способны строить любящие, обогащающие и содержательные отношения со своими сверстниками.
  • Более того, у них очень здоровый подход к работе с негативными эмоциями и с давлением или попытками контроля над ними со стороны других лиц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *