Особенности общение ребенка со сверстниками в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь — это не только мама папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления вашего малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками.
Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особ оп значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, в котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка.
Ремизова Г.E. отмечает, что в дошкольном возрасте впервые возникает деятельность, свободная от влияния взрослых, — это общение со сверстниками. Чем же оно отличается от общения ребенка со взрослым? Общаясь со взрослым, ребенок просто воспринимает его точку зрения, но не переосмысливает ее, не перепроверяет. Взрослый для ребенка — образец, практически, труднее достигаемый. В общении со сверстником у ребенка совсем иная позиция. Точка зрения, особенно не совпадающая с его собственной, тщательно обдумывается, мнение сверстника можно попытаться и изменить, чего нельзя сделать при общении се взрослым.
Общение только со взрослыми не дает личностного и познавательного развития. Ребенок должен выработать свою точки зрения, сделать моральный выбор.2 Только общаясь со сверстником, ребенок может стать, действительно, равным партнером общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить ребенку себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом. Какова специфика общения со сверстниками?3-
Общение со сверстниками более многообразно, чем общение со взрослыми. В игре детей могут проявляться те качества и личностные характеристики, которые не проявляются в общении со взрослыми, например, способность придумывать новые игры.
-
В общении со сверстниками всем видам деятельности присуща яркая эмоциональная насыщенность. Ребенок приобретает способность сочувствовать другому, переживать чужие радости и печали как свои собственные, становится эмоционально на точку зрения другого.
-
Все формы обращения к сверстникам гораздо менее нормативны и регламентированы.
-
В общении со сверстниками у ребенка больше возможность проявлять инициативу. А что же взрослый? Неужели он не может вмешиваться в общение между детьми?
Таким образом, ребенок со сверстниками общается совершенно по-другому, нежели со взрослым4:
-
Первое — яркая характеристика общения сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности. Контакты дошкольников отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью, чего не скажешь о взаимодействии малыша со взрослым. Если со взрослым ребёнок обычно разговаривает относительно спокойно, то для разговоров со сверстниками, как правило, характерны резкие интонации, крик, смех. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих различные эмоциональные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия — до драки.
Со взрослым же ребенок, как правило, старается вести себя ровно, без крайнего выражения эмоций и чувств. Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников связана с тем, что начиная с четырехлетнего возраста для малыша более привлекательным партнером становится сверстник, а не взрослый. Дошкольники уже сами отчетливо понимают, что им интересно с такими же детьми, как они, а не только с мамой и папой. -
Вторая важная черта контактов детей — их нестандартность и нерегламентированность. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники ведут себя непринужденно. Их движениям свойственна особая раскованность и естественность: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, визжат, бегают друг за другом, передразнивают друг друга, изобретают новые слова и придумывают небылицы и т.п. Такое свободное поведение дошколят обычно утомляет взрослых, и они стремятся прекратить это «безобразие». Однако для самих детей такая свобода очень важна. Как ни странно, такое «кривляние» имеет большое значение для развития ребенка. Общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность. Если взрослый прививает ребенку нормы поведения, то сверстник поощряет проявления индивидуальности. Не случайно те занятия, которые требуют проявления творческого начала — игра, фантазирование, драматизация, — так популярны именно среди сверстников. Естественно, взрослея дети все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако, раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного поведения. Однако, раскованность, общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.
-
Третья отличительная особенность общения сверстников — преобладание инициативных действий надответными. Общение предполагает взаимодействие с партнером, внимание к нему, способность слышать его и отвечать на его предложения. У маленьких детей по отношению к сверстнику такой способностей нет. Особенно ярко это проявляется в неумении дошкольников вести диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. В результате каждый говорит о своем, а партнера никто не слышит. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды
5.
Перечисленные особенности характерны для детских контактов на протяжении вceгo дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет). Однако содержание общения детей не остаются неизменными в течение всех четырех лет: общение и отношения детей проходят сложный путь развития, в котором можно выделить три основных этапа.
В младшем возрасте (в 2-4 года) ребёнку необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям, поддержал и усилил общее веселье. Дети бегают друг за другом, прячутся и ищут других, кричат, визжат, кривляются. Каждый участник такого эмоционального общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике ребенок воспринимает лишь внимание к себе, а самого ровесника (его действия, желания, настроения), как правило, не замечают. Сверстник является для него всего лишь зеркалом, в котором он видит только себя. Общение в этом возрасте крайне ситуативно- оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера6.Довольно часто какой-нибудь привлекательный предмет может разрушить дружную игру детей: их внимание сразу переключается на него. Борьба за игрушку и нежелание отдавать свою — отличительная особенности, малышей. Они утверждают и отстаивают свое «Я» прежде всего посредством демонстрации своей собственности: «Смотри, что у меня есть!», «Это мое!». Именно поэтому отдать своё очень трудно.
Только при помощи взрослого малыш может увидеть в сверстнике равноценную личность. Обратите внимание маленького ребенка на привлекательные стороны ровесника, на то, что он умеет делать те же простые действия (хлопать ручками, прыгать, кружиться и пр.). В младшем дошкольном возрасте лучше организовывать игры без предметов, в которых дети действуют одновременно и одинаково. Это широко известные хороводные игры или простые игры по определенным правилам («Каравай», «Зайка», «Карусели», «Пузырь», «Кошки-мышки» и пр.). 8
Маленькие дети безразличны к успехам сверстника, даже если похвала исходит от взрослого. Малыш как будто не замечает действий и настроения сверстника. В то же время присутствие одногодка делает ребенка эмоциональнее и активнее, о чем свидетельствуют стремление детей друг к другу и взаимное подражание. Легкость, с которой трехлетние дети заражаются общими эмоциональными состояниями, может свидетельствовать об особой общности, возникающей при обнаружении одинаковых умений и вещей. Эта общность определяется пока что только по внешним признакам: «Ты прыгаешь, и я прыгаю», «У тебя зеленые тапочки — у меня такие же». Именно подчеркивая такую общность, можно наладить отношения между малышами.
Решительный перелом в отношении к сверстникам происходит у ребенка в середине дошкольного возраста.9 На пятом году жизни (в особенности у тех детей, которые посещают детский сад) однолетки становятся более притягательными для малыша и занимают все большее место в жизни. Теперь уже дети сознательно предпочитают играть с другим ребенком, а не со взрослым или в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело — игра. Если младшие дети играли рядом, 110 не вместе, если им важно было внимание и соучастие сверстника, то при деловом общении дошкольники учатся согласовывать свои действия с поступками партнера и достигать общего результата. Такого рода взаимодействие называется сотрудничеством. Оно в этом возрасте превалирует в общении детей. Если дети после 4-х лет не умеют играть вместе и их общение ограничивается только возней и беготней, — это явный признак их отставания в социальном развитии. В этом возрасте детям нужно сотрудничество и содержательное общение — то есть игра.
На этом этапе не менее отчетливо проявляется потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. «Невидимость» сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. В четырех-пятилетнем возрасте дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их: часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их. Реакции малышей на мнение взрослого также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а него неудачи вызывают нескрываемую радость. Именно в этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, открыто проявляются зависть, ревность, обида на ровесника10.
Дошкольник составляет мнение о самом себе, постоянно сравнивая себя с однолетками. Но в данный период цель этого сравнения — уже не обнаружение общности (как у трехлеток), а противопоставление себя другому. Через сравнение со сверстниками ребенок оцениваем и утверждает себя, как обладателя определенных достоинств, которые могут быть оценены окружающими. «Окружающими» для четырех-пятилетнего ребенка становятся сверстники. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, действия напоказ, соперничеств, которые можно рассматривать как возрастные особенности пятилеток.
Средством, помогающим ребенку среднего дошкольного возраста нормально общаться со сверстниками, является совместная игра. Дети, которые умеют и любят играть, обязательно научатся устанавливать контакты с партнерами, распределять роли, создавать игровую ситуацию11.
К 6-7 годам у детей снова существенно меняется отношение к одногодкам. В это время ребенка способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном для взрослых понимании этого слова, то ecть, не связанное с играми и игрушками. Дети могут долго просто разговаривать (чего не умели в младшем дошкольном возрасте), не совершая при этом никаких практических действий. Существенно меняются и отношения между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников.12 Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход. Если четырех-пятилетние дети вслед за взрослым охотно осуждают действия сверстников, то шестилетние, напротив, защищают товарища или даже могут поддержать его «противостояние» взрослому. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется. Однако наряду с этим у старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его игрушки, промахи или успехи, но и его желания, предпочтения, настроения. Дети этого возраста уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: им интересно, что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел. В этих наивных вопросах отражается зарождение бескорыстного, личностного отношения к другому человеку. К шести годам у многих детей возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Иногда дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесников. Такая эмоциональная вовлеченность в действия однолеток свидетельствует о том, что ровесники становятся для ребенка не только средством самоутверждения и сравнения с собой, не только предпочитаемыми партнерами. На первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает.13
Родители, конечно же, должны поддерживать у детей такое отношение к одногодка личным примером учить заботе о других и серьезно относиться к детским привязанностям.
К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Споры и проблемы возникают в основном в связи с тем, «кто с кем дружит», или «водится». Ребенок может серьезно переживать отсутствие взаимности в таких отношениях. Психологическая помощь родителей в данном случае очень важна. Ребенку необходимо с кем-то поделиться своими бедами, высказать свои обиды. Серьезное и сочувственное отношение близких взрослых, их совет, поддержка помогут ребенку пережить эти первые переживания и найти себе друзей. Тем более что дети ссорятся и мирятся очень легко и, как правило, быстро забывают обиды.
Исходя из выше сказанного, такова в общих чертах возрастная логика развития отношения к сверстнику и взрослому в дошкольном возрасте. Однако она далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей14. Широко известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстнику, которые во многом определяют его становления личности,15 самочувствие, положение среди других и в конечном счете особенности
Итак, помощь взрослых должна основываться на понимании психологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей. Именно внутренние причины вызывают устойчивый конфликт ребенка со сверстниками, приводят к его объективный или субъективной изоляции, заставляют малыша чувствовать себя одиноким, — а это одно из самых тяжёлых и деструктивных переживаний человека. Своевременное выявление внутреннего конфликта у ребёнка требует от взрослых не только внимания и наблюдательности, но и знания психологических особенностей и закономерностей развития общения детей.16
Таким образом мы видим, что в дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных. В четыре-пять лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети и явно предпочитает их общество.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Общение ребенка со сверстниками
Елена Смирнова, профессор, заведующая лабораторией психологии детей дошкольного возраста Психологического института РАО, д. психол. н.
Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемы в межличностных отношениях и помочь ребёнку преодолеть их — важнейшая задача родителей.
Помощь взрослых должна основываться на понимании психологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей. Именно внутренние причины вызывают устойчивый конфликт ребёнка со сверстниками, приводят к его объективной или субъективной изоляции, заставляют малыша чувствовать себя одиноким, — а это одно из самых тяжёлых и деструктивных переживаний человека. Своевременное выявление внутреннего конфликта у ребёнка требует от взрослых не только внимания и наблюдательности, но и знания психологических особенностей и закономерностей развития общения детей.
Особенности общения дошкольников
Однако, прежде чем говорить о проблемных формах межличностных отношений, нужно понять, что со сверстниками ребенок общается совершенно по-другому, нежели со взрослым.
Первое — яркая характеристика общения сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности. Контакты дошкольников отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью, чего не скажешь о взаимодействии малыша со взрослым. Если со взрослым ребёнок обычно разговаривает относительно спокойно, то для разговоров со сверстниками, как правило, характерны резкие интонации, крик, смех. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих различные эмоциональные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия — до драки. Со взрослым же ребенок, как правило, старается вести себя ровно, без крайнего выражения эмоций и чувств. Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников связана с тем, что начиная с четырехлетнего возраста для малыша более привлекательным партнером становится сверстник, а не взрослый. Дошкольники уже сами отчетливо понимают, что им интересно с такими же детьми, как они, а не только с мамой и папой.
Вторая важная черта контактов детей — их нестандартность и нерегламентированность. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники ведут себя непринужденно. Их движениям свойственна особая раскованность и естественность: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, визжат, бегают друг за другом, передразнивают друг друга, изобретают новые слова и придумывают небылицы и т.п. Такое свободное поведение дошколят обычно утомляет взрослых, и они стремятся прекратить это «безобразие». Однако для самих детей такая свобода очень важна. Как ни странно, такое «кривляние» имеет большое значение для развития ребенка. Общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность. Если взрослый прививает ребенку нормы поведения, то сверстник поощряет проявления индивидуальности. Не случайно те занятия, которые требуют проявления творческого начала — игра, фантазирование, драматизация, — так популярны именно среди сверстников. Естественно, взрослея, дети все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако, раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.
Третья отличительная особенность общения сверстников — преобладание инициативных действий над ответными. Общение предполагает взаимодействие с партнером, внимание к нему, способность слышать его и отвечать на его предложения. У маленьких детей по отношению к сверстнику такой способностей нет.Особенно ярко это проявляется в неумении дошкольников вести диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. В результате каждый говорит о своем, а партнера никто не слышит. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды.
Перечисленные особенности характерны для детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет). Однако содержание общения детей не остаются неизменными в течение всех четырех лет: общение и отношения детей проходят сложный путь развития, в котором можно выделить три основных этапа.
Младший дошкольный возраст
В младшем возрасте (в 2-4 года) ребёнку необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям, поддержал и усилил общее веселье. Дети бегают друг за другом, прячутся и ищут других, кричат, визжат, кривляются. Каждый участник такого эмоционального общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике ребенок воспринимает лишь внимание к себе, а самого ровесника (его действия, желания, настроения), как правило, не замечают. Сверстник является для него всего лишь зеркалом, в котором он видит только себя. Общение в этом возрасте крайне ситуативно — оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера.
Довольно часто какой-нибудь привлекательный предмет может разрушить дружную игру детей: их внимание сразу переключается на него. Борьба за игрушку и нежелание отдавать свою — отличительная особенность малышей. Они утверждают и отстаивают свое «Я» прежде всего посредством демонстрации своей собственности: «Смотри, что у меня есть!», «Это мое!». Именно поэтому отдать своё очень трудно. Привлекательные игрушки становятся поводом для бесконечных споров и конфликтов малышей.Нормально общаться они могут только в отсутствие отвлекающих предметов. Призывы взрослых играть вместе одной игрушкой в данном случае бесполезны — дети в этом возрасте могут уделять внимание либо сверстнику, либо (что значительно чаще) игрушке.
Только при помощи взрослого малыш может увидеть в сверстнике равноценную личность.Обратите внимание маленького ребенка на привлекательные стороны ровесника, на то, что он умеет делать те же простые действия (хлопать ручками, прыгать, кружиться и пр. ). В младшем дошкольном возрасте лучше организовывать игры без предметов, в которых дети действуют одновременно и одинаково. Это широко известные хороводные игры или простые игры по определенным правилам («каравай», «зайка», «карусели», «пузырь», «кошки-мышки» и пр.).
Маленькие дети безразличны к успехам сверстника, даже если похвала исходит от взрослого. Малыш как будто не замечает действий и настроения сверстника. В то же время присутствие одногодка делает ребенка эмоциональнее и активнее, о чем свидетельствуют стремление детей друг к другу и взаимное подражание.Легкость, с которой трехлетние дети заражаются общими эмоциональными состояниями, может свидетельствовать об особой общности, возникающей при обнаружении одинаковых умений и вещей. Эта общность определяется пока что только по внешним признакам: «Ты прыгаешь, и я прыгаю», «У тебя зеленые тапочки — и у меня такие же«. Именно подчеркивая такую общность, можно наладить отношения между малышами.
Средний дошкольный возраст
Решительный перелом в отношении к сверстникам происходит у ребенка в середине дошкольного возраста.На пятом году жизни (в особенности у тех детей, которые посещают детский сад) однолетки становятся более притягательными для малыша и занимают все большее место в жизни. Теперь уже дети сознательно предпочитают играть с другим ребенком, а не со взрослым или в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело — игра. Если младшие дети играли рядом, но не вместе, если им важно было внимание и соучастие сверстника, то при деловом общении дошкольники учатся согласовывать свои действия с поступками партнера и достигать общего результата. Такого рода взаимодействие называется сотрудничеством. Оно в этом возрасте превалирует в общении детей. Если дети после 4-х лет не умеют играть вместе и их общение ограничивается только возней и беготней, — это явный признак их отставания в социальном развитии. В этом возрасте детям нужно сотрудничество и содержательное общение — то есть игра.
На этом этапе не менее отчетливо проявляется потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. «Невидимость» сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. В четырех-пятилетнем возрасте дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их: часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их. Реакции малышей на мнение взрослого также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а него неудачи вызывают нескрываемую радость. Именно в этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, открыто проявляются зависть, ревность, обида на ровесника.
Дошкольник составляет мнение о самом себе, постоянно сравнивая себя с однолетками. Но сейчас цель этого сравнения — уже не обнаружение общности (как у трехлеток), а противопоставление себя другому. Через сравнение со сверстниками ребенок оцениваем и утвердждает себя, как обладателя определенных достоинств, которые могут быть оценены окружающими. «Окружающими» для четырех-пятилетнего ребенка становятся сверстники. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, действия напоказ, соперничеств, которые можно рассматривать как возрастные особенности пятилеток.
Средством, помогающим ребенку среднего дошкольного возраста нормально общаться со сверстниками, является совместная игра. Дети, которые умеют и любят играть, обязательно научатся устанавливать контакты с партнерами, распределять роли, создавать игровую ситуацию. Учите ребёнка совместной игре (желательно ролевой), помогайте детям придумывать интересный сюжет — и хорошая общая игра станет для них важнее похвалы или собственных успехов.
Старший дошкольный возраст
К 6-7 годам у детей снова существенно меняется отношение к одногодкам. В это время ребенка способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном для нас понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками. Дети могут долго просто разговаривать (чего не умели в младшем дошкольном возрасте), не совершая при этом никаких практических действий.
Существенно меняются и отношения между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход. Если четырех-пятилетние дети вслед за взрослым охотно осуждают действия сверстников, то шестилетние, напротив, защищают товарища или даже могут поддержать его «противостояние» взрослому. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется.Однако наряду с этим у старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его игрушки, промахи или успехи, но и его желания, предпочтения, настроения. Дети этого возраста уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: им интересно, что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел. В этих наивных вопросах отражается зарождение бескорыстного, личностного отношения к другому человеку. К шести годам у многих детей возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Иногда дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесников. Такая эмоциональная вовлеченность в действия однолеток свидетельствует о том, что ровесники становятся для ребенка не только средством самоутверждения и сравнения с собой, не только предпочитаемыми партнерами. На первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает.
Родители конечно же должны поддерживать у детей такое отношение к одногодкам, личным примером учить заботе о других и серьезно относиться к детским привязанностям.
К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Споры и проблемы возникают в основном в связи с тем, «кто с кем дружит», или «водится». Ребенок может серьезно переживать отсутствие взаимности в таких отношениях. Психологическая помощь родителей в данном случае очень важна. Ребенку необходимо с кем-то поделиться своими бедами, высказать свои обиды. Серьезное и сочувственное отношение близких взрослых, их совет, поддержка помогут ребенку пережить эти первые переживания и найти себе друзей. Тем более что дети ссорятся и мирятся очень легко и, как правило, быстро забывают обиды.
Такова в общих чертах возрастная логика развития отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. Однако, она далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребёнка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и в конечном счёте особенности становления личности. Однако, это уже тема следующих отдельного разговора.
№09, 2004
Отношения со сверстниками в раннем детстве
Социальные навыки
Когда дети играют или общаются со сверстниками, они учатся социальному поведению.
FatCamera / Getty Images
Мишель Балани
Когда дети играют или взаимодействуют со сверстниками, они узнают больше о социальном поведении, в том числе о том, как выражать себя, как по очереди, и как применять эмпатию при общении с другими. Когда дети способны контролировать свои эмоции, они могут принимать более правильные решения и проявлять больше суждений, чем ребенок с плохой регуляцией эмоций. Научите ребенка думать об эмоциях и покажите ему, как контролировать свои чувства при столкновении с проблемой, чтобы помочь ему лучше взаимодействовать с другими. Предоставив им тактику, которую они могут использовать, когда они расстроены, например, считая до 10 или делая глубокие вдохи, вы можете помочь им лучше вести переговоры во время их взаимодействия с другими. Это все еще новые навыки для маленьких детей. Самое главное — помочь ребенку понять, что произошло в трудной ситуации, и как попытаться справиться с ней лучше в следующий раз. Часто это означает обращение за помощью к взрослому, а не переговоры со сверстником, когда он расстроен.
То, как ваш ребенок общается с другими, играет важную роль в его взаимодействии со сверстниками и отношениях. Поговорите со своим ребенком о важности правильных навыков общения и дайте ему советы о том, как вести беседу с другими. Объясните, что важно слушать других, когда они говорят, а не говорить одновременно с другими людьми в разговоре. Практикуйтесь в разговорах с ребенком и побуждайте его или ее разговаривать с другими и задавать им вопросы о себе, так как это хороший способ растопить лед и завести новых друзей. Обучая своего ребенка искусству разговора, вы поможете ему научиться знакомиться с новыми людьми и вести увлекательные беседы со своими новыми друзьями, когда он достигнет возраста начальной школы.
Учительница из Нью-Йорка Энн Моррисон говорит, что отношения со сверстниками в это время постоянно меняются; в этом возрасте нормально, что у вашего ребенка еще нет «лучшего друга» или, по крайней мере, кого-то, кого он будет постоянно называть своим лучшим другом. С другой стороны, когда дети, особенно девочки, начинают ориентироваться в своих предпочтениях в отношении дружбы, им часто трудно понять, что вы можете дружить с несколькими детьми одновременно. Это может вызвать огромную драму и обиду, когда дело доходит до выбора партнеров, что может навредить детям, которых не выбрали, или разочаровать друга, который не хочет постоянно играть с одним и тем же ребенком. Моррисон добавляет, что, по ее опыту, многие дети проходят стадию «ты мне не друг» примерно в четыре года. Возможно, вам будет тяжело слышать, как это происходит с вашим ребенком, но важно помнить, что это нормальное с точки зрения развития поведение, связанное с налаживанием дружеских отношений. Если ваш ребенок слышит это часто и расстраивается из-за этого, говорит Моррисон, сообщите об этом учителю вашего ребенка, или, если это свидание, попробуйте поговорить об этом с родителем другого ребенка.
Ресурсы Parent Toolkit были разработаны NBC News Learn с помощью экспертов в данной области, в том числе Энн Моррисон, воспитателя дошкольного образования Французского лицея Нью-Йорка; Морис Элиас, директор лаборатории социально-эмоционального развития и развития характера Рутгерса; Дженнифер Миллер, автор книги «Уверенные родители, уверенные дети»; и Мишель Борба, писатель и педагог-психолог.
Мишель Балани
Разговорные и социальные навыки
Дети общаются с рождения, и социальное взаимодействие является ключевой целью изучения языка.
Большинство детей от природы социальны, креативны и мотивированы на обмен идеями, мыслями, вопросами и чувствами… [Они используют] жесты, движения, визуальные и невербальные сигналы, звуки, язык и вспомогательное общение для установления и развития отношений …
— VEYLDF (2016)
По мере развития дети используют вербальное и невербальное общение для целого ряда целей, включая демонстрацию, обмен, комментирование, вопросы, просьбы (и многое другое).
Благодаря возможности наблюдать и участвовать в социальных ситуациях дети узнают, как работает разговор (и социальное взаимодействие). Эти важные социальные правила и навыки позволяют детям более изощренно общаться с другими людьми.
Таким образом, развитие разговорных и социальных навыков зависит от возможностей для детей взаимодействовать со сверстниками и взрослыми как часть поддерживающего и обогащающего опыта.
Дети используют невербальное (включая взгляд, жесты) и вербальное общение (включая речь, словарный запас и грамматику) для участия в разговоре и социальном взаимодействии:
Благополучие детей, их индивидуальность, чувство свободы воли и способность заводить друзей связаны с развитием коммуникативных навыков и тесно связаны с их способностью выражать чувства и мысли и быть понятыми.
— VEYLDF (2016)
Планируя занятия с упором на общение и социальные навыки, преподаватели могут способствовать позитивному взаимодействию и общению. Это может помочь детям успешно сообщать о своих желаниях и потребностях и развивать содержательные отношения со сверстниками.
Следующие возрасты и этапы являются ориентиром, который отражает широкие нормы развития, но не ограничивает ожидания для каждого ребенка (см. Принцип практики VEYLDF: Большие ожидания для каждого ребенка). Всегда важно понимать развитие детей как континуум роста, независимо от их возраста.
Ранние коммуникаторы (от рождения до 18 месяцев)
- общаются в основном с помощью жестов, вокализации и мимики
- с 8 месяцев начните использовать жесты/вокализацию/взгляд для:
- просьба
- отказ
- комментирование
- коммуникативные игры (например, прятки 9055
- просьба
Ранние пользователи языка (12–36 месяцев)
С 12 месяцев начните использовать слова, а также невербальную коммуникацию для:
- выражения чувств, например: «Смотрите! собачка!»
- просьбы типа «Вверх!» или «бутылка» (жестами)
- отказы типа «нет яблока!»
- комментарии типа «мяч!» или «большой мяч!» месяцы:
- запрос информации, например: «Что это?»
- ответы на вопросы, например: «Тебе нравится песок?» Ребенок: (кивает) «Да!»
С 24 месяцев:
- начать использовать «пожалуйста»
- начать оставаться на одной теме разговора
- делают несколько оборотов в разговоре
- просят повторения, если не понимают », когда этого ожидают взрослые
- начинают более четко сообщать о своих желаниях и потребностях (могут начать спрашивать разрешения)
- могут использовать язык для шуток или поддразнивания
- будут участвовать в более длительных беседах (4-5 оборотов)
С 42 месяцев начните использовать язык, чтобы:
- сообщать о прошлых событиях
- причина
- предсказывать
- выражать сопереживание 50s
- 3
- 55
Обучение детей социальным навыкам может мощное дополнение к их коммуникативному инструментарию. Когда дети могут сообщать о своих желаниях и потребностях, это облегчает их способность ладить с другими. Таким образом, социальные навыки тесно связаны с развитием речи детей. Они также связаны с благополучием, идентичностью и эмоциональным развитием детей (см. VEYLDF, 2016).
Некоторые ключевые социальные навыки, которые развивают дети, включают:
Приветствие и прощание
- начинается со зрительного контакта, улыбки и, наконец, махающего жеста
- такие фразы, как: «Привет», «Привет», «Как дела?» «Я в порядке, спасибо» и «Пока», «До свидания», «Увидимся завтра!», «Хороших выходных!»
- важны для поддержания отношений и продуктивного начала/завершения взаимодействия.
жесты и перерастает в слова и фразы.
Фото: БрайанКомментарии
- начинается со зрительного контакта, указания пальцем, вокализации, а затем отдельных слов
- обеспечивает отправную точку для совместного внимания с такими фразами, как: «Посмотрите на…», «Мне нравится…», «Какой приятный…»
- перерастает в более изощренные комментарии, такие как «У меня дома есть такая кукла», «Шляпа, которую ты сегодня выбрала, очень яркая!»
- дает возможность начать и поддержать разговор
- можно использовать, чтобы остаться на теме разговора или сменить тему
- дети делятся своими интересами; и проявлять интерес к тому, что делают/говорят другие.
Просьба
- начинается со зрительного контакта, хватания/указания/жестов «вверх», вокализации, а затем отдельных слов
- просьбы могут быть о еде/напитке, «еще», «снова», запросе очереди
- перерастает в просьбу о помощи, а просьба о разрешении
- в конечном итоге включает использование слов «пожалуйста» и «спасибо», когда они подкрепляются.
Присоединение к
- знание того, когда и как присоединяться к группам/играм/разговорам
- первоначальное использование зрительного контакта, жестов, вокализации и отдельных слов для присоединения к игре ; или общие вводные, такие как «Что ты делаешь?»
Совместное использование
- совместное использование игрушек, пространства, поворотов и т. д.
- с точки зрения развития, совместное использование не должно быть легким для маленьких детей
- обеспечение моделирования и напоминаний о том, как делиться, важно
- предоставление детям свободы играть независимо (без необходимости делиться) также иногда важно
- в конце концов, совместное использование является важным социальным навыком, связанным с эмоциональными способностями, такими как эмпатия и принятие чужие перспективы.
Ведение переговоров
- Урегулирование разногласий и поиск решений>
- это включает в себя принятие точки зрения другого ребенка, что сложно для развития и, как правило, легче в более старшем возрасте <
- в основном формируется взрослыми в раннем детстве
- относится к представлениям о деятельности, идентичности и тому, как мы понимаем точку зрения других (эмпатия)
- у детей старшего возраста является важным социальным навыком, так что дети учатся самостоятельно достигать компромиссов .
Комплименты
- развиваются позже, в раннем детстве, вовлекая детей в комментарии, которые оказывают положительное влияние на других
- моделируется и поддерживается воспитателями
- связан с эмпатией и социально-эмоциональной осведомленностью.
Темы
У каждого разговора есть тема. Самая популярная тема для разговоров взрослых – погода! Для детей темы обычно исходят из их опыта повседневного мира вокруг них (например, люди, еда, напитки, игрушки, домашние животные, игры, песок, транспорт, животные, краски и т. д.).
Важно знакомить детей всех возрастов с более абстрактными темами (например, эмоции, устойчивость, культура). Однако мы начинаем ожидать, что дети будут делиться идеями и активно участвовать в разговорах на более абстрактные темы, только когда дети станут старше (~ 3 или 4 года).
Педагоги могут использовать свои наблюдения за интересами и общением детей, чтобы помочь выбрать определенные темы для разговора. Эти разговоры также могут быть связаны с темами обучения (например, отношениями, окружающей средой, животными, семьей и т. д.).
Темы для детских разговоров начинаются с
каждый день и становитесь все более изощренными и
реферата по мере их роста и развития
языковых навыков. Фото: Ларс Плафманнповоротов
Разговоры похожи на игру в теннис — у одного говорящего есть очередь, затем у другого говорящего есть очередь. Таким образом, разговоры — это просто чередование говорящих туда и обратно, обычно на определенную тему.
Как и в теннисе, некоторые обороты могут быть длиннее других, например, когда говорящий говорит о чем-то, что он знает, в нескольких предложениях подряд. В хорошем разговоре все говорящие одинаково много говорят и слушают.
Повороты, которые делают дети, изначально очень короткие (жест, взгляд, вокализация или отдельное слово). Эти обороты превращаются во фразы, предложения и более длинные отрезки языка.
Игра таким образом, чтобы поощрять чередование детей (используя физическую или голосовую игру), — отличный способ подготовиться к чередованию в разговоре.Умение слушать и сочувствие
Быть хорошим собеседником — значит не только говорить, но и слушать. Умение слушать также тесно связано с развитием эмпатии, поскольку нам нужно слушать других, чтобы понять их точку зрения.
Мы можем поддерживать интерес детей и их концентрацию на идеях/разговорных оборотах других людей:
- путем моделирования умения слушать, сами
- напоминая детям о том, что говорили другие и каковы были их идеи
- играя в игры на слушание/запоминание
- хваля детей, когда они демонстрируют умение слушать и сопереживать.
развивает их эмпатию и воспитывает
значимых дружеских отношений. Фото: Нити АнандНевербальное общение
Общение — это не только слова, которые мы используем. Наш невербальный язык часто может сказать намного больше, чем наш фактический выбор слов! Ниже приведены некоторые важные типы невербальной коммуникации.
Просодия (громкость, высота тона и скорость речи)
- различная громкость и скорость речи подходят в зависимости от контекста
- например снаружи или внутри; время сна против времени рассказа против времени игры.
Мимика и зрительный контакт
- показывает эмоции и интересы
- можно использовать для интерпретации настроения людей
- важен для демонстрации того, что вы слушаете и заинтересованы.
Язык тела и жесты
- жесты (включая показ и просьбы) сообщают большую часть намерений детей
- то, как мы поворачиваемся лицом к другим или используем руки во время разговора, также может передавать наши мысли.
Поддержание разговоров
Поддержание темы — это способность детей удерживать определенную тему в течение нескольких ходов разговора. Это развивается постепенно в раннем детстве, при этом количество поворотов по заданной теме обычно увеличивается с возрастом (Paul, Norbury, Gosse, 2017):
- до 24 месяцев: обычно 1-2 поворота
- 24-42 месяца: примерно 2-3 оборота
- 42 месяца и старше: примерно 4-5 оборотов.
Педагоги могут поддержать детей в поддержании темы, организуя беседы на определенные темы (например, «Вау, посмотри на…», «Что вам больше всего понравилось, [имя ребенка]?», «Что вы думаете об этом?»
При взаимодействии с другими людьми существуют определенные социальные и разговорные правила и условности, характерные для определенных культур. Эти правила известны как прагматика и считаются компонентом «использования» устной речи (Bloom & Lahey, 1978).
Согласно Halliday (1975), дети мотивированы к развитию языка из-за различных функций, которые он выполняет для них (т. е. изучение языка — это обучение тому, как придавать смысл). Он выделил семь функций языка, которые помогают детям удовлетворять свои физические, эмоциональные и социальные потребности в раннем возрасте. Эти функции позволяют детям использовать язык для удовлетворения своих физических потребностей, регулировать поведение других, выражать чувства и взаимодействовать с другими. По мере того, как дети становятся старше, языковые функции становятся более абстрактными и позволяют взаимодействовать в среде ребенка.
Исследования показывают, что дети рождаются готовыми придавать смысл широкому диапазону звуков, но для развития их речи требуются разговоры с более знающими носителями языка, которые слушают и моделируют соответствующую речь.
Дети не изучают язык путем подражания. Они учатся говорить, разговаривая с людьми, которые разговаривают с ними; люди, которые прилагают усилия, чтобы понять, что они пытаются сказать.- Рабан, (2014, стр. 1)
Согласно социокультурным теориям языкового развития (Выготский, Брунер), дети учатся через взаимодействие с более знающими сверстниками. Разговорные и социальные навыки лучше всего поддерживаются через конструктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Дети учатся со своими сверстниками, делясь с другими своими чувствами и мыслями об обучении. Они начинают понимать, что слушание ответов других может помочь им понять и придать новый смысл переживаниям.
— VEYLDF 2016Когда вы выбираете разговорные и социальные навыки в качестве основного направления обучения, вы предоставляете детям возможность развивать конструктивные отношения со своими сверстниками, педагогами и семьями.
Позитивное взаимодействие взрослых с детьми способствует эмоциональной безопасности, детскому чувству принадлежности, культурному и концептуальному пониманию, языку и общению. Позитивное, уважительное отношение также учит детей формировать прочные связи и дружбу с другими людьми.
— VEYLDF 2016Способность детей успешно взаимодействовать с другими, управляя своими эмоциями и поведением, связана с прогрессом в ряде областей развития в раннем детстве (Mashburn et al. , 2008). Успех в социальных навыках тесно связан с появлением самоидентификации, чувства благополучия, а также с социальным/академическим прогрессом в начальной школе (например, Webster-Stratton & Reid, 2004).
Развитие разговорных и социальных навыков у детей лучше всего поддерживается при вовлечении в осмысленный, продолжительный и богатый языковой опыт. Исследования показывают, что социальные навыки детей лучше всего поддерживаются, когда воспитатели ориентируются на эмоциональные/социальные потребности детей (Mashburn et al., 2008)
- Викторианская программа обучения и развития детей младшего возраста (2016 г.)
- VEYLDF Иллюстративные карты
Результат 1: идентичность
Дети чувствуют себя в безопасности, защищены и получают поддержку
- выстраивают надежную привязанность к одному, а затем к нескольким знакомым воспитателям
- устанавливают и поддерживают уважительные, доверительные отношения с другими детьми и воспитателями открыто выражают их чувства и идеи в их взаимодействии с другими
- отвечать на идеи и предложения других
- инициировать взаимодействие и беседы с доверенными преподавателями
- уверенно исследовать социальную и физическую среду и взаимодействовать с ней через отношения и игры.
Дети развивают свою зарождающуюся автономию, взаимозависимость, устойчивость и чувство свободы действий
- все больше сотрудничают и работают совместно с другими
- начинают инициировать переговоры и совместное поведение.
Дети учатся взаимодействовать с другими с заботой, сопереживанием и уважением
- проявлять интерес к другим детям и быть частью группы
- конструктивно выражать широкий спектр эмоций, мыслей и взглядов
- сопереживать и выражать забота о других
- размышлять о своих действиях и учитывать последствия для других.
Результат 2: сообщество
У детей развивается чувство принадлежности к группам и сообществам и понимание взаимных прав и обязанностей, необходимых для активного гражданского участия
- сотрудничать с другими и договариваться о ролях и отношениях в игровых эпизодах и групповых мероприятиях
- принимать меры, чтобы помочь другим детям участвовать в социальных группах
- опираться на свой собственный социальный опыт, чтобы исследовать другие способы бытия
- участвовать во взаимных отношениях
- постепенно учатся «читать» поведение других и реагировать соответствующим образом
- игривы и позитивно реагируют на других, ищут компанию и дружбу
- способствовать демократическому принятию решений по затрагивающим их вопросам.
Результат 3: благополучие
Дети становятся сильными в своем социальном, эмоциональном и духовном благополучии
- остаются доступными для других в моменты стресса, замешательства и разочарования
- разделяют чувство юмора, радость и удовлетворение
- все больше сотрудничают и работают вместе с другими
- демонстрируют растущую способность понимать, саморегулировать и управлять своими эмоциями таким образом, чтобы отражать чувства и потребности других.
Результат 4: обучение
Дети используют ресурсы для собственного обучения, общаясь с людьми, местом, технологиями, природными и обработанными материалами
- вступают в учебные отношения
- испытывают преимущества и удовольствия совместного обучения.
Результат 5: общение
Дети вербально и невербально взаимодействуют с другими в различных целях
- взаимодействуют с другими, выражают идеи и чувства, понимают и уважают точки зрения других
- исследовать идеи и концепции, прояснять и оспаривать мышление, вести переговоры и делиться новым пониманием
- выражать идеи и чувства, понимать и уважать точку зрения других.
Моделирование разговорных и социальных навыков
- использовать каждое взаимодействие с детьми как возможность продемонстрировать положительные разговорные и социальные навыки очередь во время строительства или кулинарии)
- чередование должно включать многократный обмен мнениями
- помнить, что дети учатся общаться, наблюдая за взрослыми и сверстниками старшего возраста
- показывать, как можно поддерживать темы разговора и как выглядит умение слушать/сопереживать
Создание возможностей для социального взаимодействия
- организация мероприятий и пространств, поощряющих взаимодействие между небольшими группами детей и взрослыми
- см. следующие методы обучения для идей: игра, социодраматическая игра, изобразительное искусство, исполнительское искусство, а также рассказывание историй, чтение/письмо с детьми и язык в повседневных ситуациях
- используйте каждый опыт и повседневную рутину как возможность для развития разговора и социальные навыки
- использовать увлекательные материалы, которые позволяют играть индивидуально и совместно
- играть в игры с детьми, которые включают в себя очередность, обмен опытом и командную работу
Планы опыта и видеоролики
Для возрастных групп (от рождения до 12 месяцев)
- Купание младенцев
- Развитие разговорных и социальных навыков
- Ладить с другими
- Осмысление через игру
Ранние пользователи языка (12–36 месяцев)
- Купание младенцев
- Развитие разговорных и социальных навыков
- Ладить с другими
- Осмысление через игру
- Гуляй и разговаривай
- Червячная ферма: обсуждение текстов
Изучающие язык и начальную грамотность (30–60 месяцев)
- Ладить с другими
- Путешествие в Хилсвилл: обучение через драму
- Печать в социодраматическом спектакле
- Червячная ферма: обсуждение текстов
Брунер, Дж. (1986). Актуальные умы, возможные миры. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
Холлидей, Массачусетс (1975). Обучение тому, как иметь в виду. Лондон: Эдвард Арнольд.Машберн, А. Дж., Пианта, Р. К., Хамре, Б. К., Даунер, Дж. Т., Барбарин, О. А., Брайант, Д., … Хоус, К. (2008). Показатели качества занятий в дошкольных учреждениях и развития у детей академических, языковых и социальных навыков. Развитие ребенка, 79 (3), 732–749.
Пол, Р., Норбери, К., Госсе, К. (2017) Речевые расстройства от младенчества до подросткового возраста: слушание, говорение, чтение, письмо и общение (5-е изд.). Мэриленд-Хайтс, Миссури: Мосби.
Рабан Б. (2014). Говорите, чтобы думать, учиться и учить (pdf — 1.14mb). Журнал восстановления чтения, весна 2014 г., стр. 1–11.
Государственный департамент штата Виктория по образованию и обучению (2016 г.) Викторианская система обучения и развития детей младшего возраста (VEYLDF). Дата обращения 3 марта 2018 г.
- запрос информации, например: «Что это?»