Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Фрустрация потребности в достижении успеха это: Фрустрация потребности достижения успеха

Педагогическая поддержка учащихся младших классов на основе учета уровня и характера их школьной тревожности

Библиографическое описание:

Амузинская, Е. А. Педагогическая поддержка учащихся младших классов на основе учета уровня и характера их школьной тревожности / Е. А. Амузинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 470-473. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8701/ (дата обращения: 15.12.2022).

Существует много различных методик, обращенных к изучению психологического состояния школьников. Как исследователя, меня заинтересовала проблема школьной тревожности у детей 5–6 классов. Это период, когда ученики переходят на новую ступень школьного образования, адаптируются к новым учителям, к новому режиму учебы и появлению новых предметов. Как это влияет на уровень тревожности у детей? И влияет ли вообще?

Обратимся к научной литературе. Тревога и тревожность тесно связаны с историческим периодом жизни общества, что, в данной ситуации, отражается в значительном росте количества тревожных детей и подростов в нашей стране в последнее десятилетие.

Тревога имеет ярко выраженную возрастную специфику. Все участники исследования — это младшие подростки в возрасте от 10 до 13 лет. При переходе от начальной школы к средней подростки оказываются в новой ситуации личностного развития, которая для них является стрессовой.

В начальной школе у каждого класса есть свой кабинет, и почти все занятия ведет один учитель, который знает особенности каждого ребенка. Складывается «домашняя обстановка». И после нее ученики попадают в условия «обезличенной» школы: они переходят из кабинета в кабинет, уроки ведут разные учителя, которые уже не в состоянии строить близкие отношения с учащимися. В психологическом плане этот переход зачастую связан с падением самооценки у школьников, ростом депрессивных состояний, увеличением дисциплинарных проблем, усилением негативного отношения к школе [3].

Следуя точке зрения К. Роджерса, тревожность — это переживаемое человеком состояние скованности, напряженности, причину которого он осознать не может. Согласно взглядам Д.

 С. Мак-Клелланда, дисгармоничное представление о себе, наличие внутренних противоречий в «образе Я» ведет к снижению «силы Я» и повышает подверженность фрустрации, что, в свою очередь, способствует переживанию тревоги. Тревожность — это устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного времени. Ее возникновение и закрепление связаны с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей ребенка, которые приобретают гипертрофированный характер. Тревога как состояние оказывает в основном отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей, хотя в раннем юношеском возрасте влияние может носить также и мобилизующий характер. Кроме того, в работе А. М. Прихожан при исследовании межличностной тревожности подростков было установлено, что тревожность обнаружила связь с неблагоприятными типами самооценки и уровнем притязаний [5]. Вместе с тем, переживание тревожности, как и следовало ожидать, оказывается под влиянием защитных механизмов. А именно, под влиянием различных страхов.
Содержание страхов различно по возрастному признаку. В данном случае мы работаем со школьниками младшего подросткового возраста, исследуя их страхи или тревожные синдромы и, как следствие, тревожность касательно школы.

Таким образом, перед началом исследования я поставила перед собой цель — найти ответ на вопрос: «Каков уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей среднего школьного возраста и какую педагогическую поддержку необходимо осуществлять для их успешного обучения?».

В ходе исследования решались следующие задачи. Во-первых, была выбрана методика исследования уровня и характера школьной тревожности Филлипса. Во-вторых, был проведен сбор первичной информации в виде анкетирования учеников одного пятого и двух шестых классов. В-третьих, была реализована обработка собранных данных. И, в-четвертых, был проведен анализ полученных результатов опроса и подготовлен отчет о результатах исследования. Объектом исследования были выбраны дети среднего школьного возраста, ученики одной из петербургских школ Невского района.

Выборка составила 66 респондентов в возрасте 10–13 лет. Тест по методике Филлипса состоял из 58 вопросов, на которые нужно было ответить однозначно «да» или «нет».

Первый этап обработки собранной информации состоял из выявления общего уровня школьной тревожности. Можно сделать вывод: уровень тревожности в классе 6 «В» (38,4 %) выше, чем в 6 «А» (36,4 %) и в 5 «Б» (34,6 %). При этом все три уровня тревожности соответствуют нормальному. Таким образом, средний уровень тревожности по трем классам равен 36,5 %, что соответствует нормальному уровню школьной тревожности.

Второй этап обработки заключался в выявлении характера школьной тревожности. Для его выявления анализировалось общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством. В данном случае анализировались три класса по раздельности и затем вместе. В методике были выделены восемь синдромов или факторов школьной тревожности. В итоге было установлено, что уровни проявления таких факторов как общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности достижении успеха, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость, проблемы и страхи в отношениях с учителями во всех трех классах соответствуют нормальному уровню тревожности.

Однако, уровень фактора страха самовыражения в 5 «Б», в отличие от двух шестых классов, оказался повышенным. Данный фактор отражает наличие негативных эмоциональных переживаний ситуаций, связанных с возможностью и необходимостью самораскрытия, самопрезентации (предъявления себя другим), демонстрации своих возможностей; негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим. В этом случае его уровень равен минимальному порогу повышенного уровня проявления синдрома или фактора (50 %).

Интересно еще и то, что, что во всех классах наиболее отчетливо проявлялся фактор проблемы и страха в отношениях с учителями. Фактор демонстрирует общий негативный эмоциональный фон, связанный с отношениями ребенка с учителями, снижающий способность ребенка к эффективному обучению; общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребёнка. Также отчетливо проявился фактор переживания социального стресса у 5 «Б» и у 6 «В».

Он говорит об эмоциональном состоянии ребенка, на фоне которого он общается со сверстниками; эмоциональном состоянии ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).

У учеников 5 «Б» класса этот фактор проявился наиболее ярко, поскольку для учеников этого класса наиболее актуален переход из начальной школы в среднюю. В 6 «В» классе отчетливо проявился фактор страха ситуации проверки знаний. Этот фактор демонстрирует наличие негативных эмоциональных переживаний и наличие тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей; негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей [2].

Класс 6 «А» несколько отличается своей спецификой. Она проявляется в отчетливом обнаружении фактора фрустрации потребности в достижении успеха, который означает блокирование потребности в достижении успеха, наличие неблагоприятного фона, не позволяющего ребенку развивать свои потребности в достижении успеха, получить высокий результат; неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата.

Было заметно проявление и еще одного фактора страха не соответствовать ожиданиям окружающих. Он показывает степень ориентации на значимость мнения других при оценке ребенком собственных достижений, поступков и мыслей, уровень тревожности в отношении оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок; ориентацию на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревогу по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок [2].

Результаты опроса учеников младших классов средней школы об уровне и характере тревожности показали, что по общей выборке у 66 респондентов, уровень каждого из восьми факторов соответствует нормальному уровню тревожности. Распределение проявлений тревожности по факторам, в основном, равномерно. Но при этом можно выделить три наиболее четко выраженных фактора школьной тревожности — это фактор фрустрации потребности в достижении успеха, проблем и страхов в отношениях с учителями и страха самовыражения и переживания социального стресса.

Теперь, когда мы знаем, какие страхи и внутренние конфликты переживают дети, мы делаем вывод о характере школьной тревожности. А на этой основе уже можно предполагать и формировать конкретные задачи педагогической поддержки в каждой определенной ситуации.

Обратимся к самому понятию «педагогическая поддержка». В его основе лежит концепция, разработанная О. С. Газманом, который изложил ряд новых принципов воспитания. При разработке своей концепции О. С. Газман исходил из того, что развитие ребенка протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух сущностно различных процессов — социализации и индивидуализации [6]. Им было сформулировано положение о том, что педагогическая поддержка — это процесс совместного определения с ребенком его собственных интересов и путей преодоления проблем, мешающих сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных сферах деятельности и жизнедеятельности [4].

Ребенок, столкнувшись с проблемой, желает от нее избавиться. Педагог, как профессионал, помогает перевести проблему в ситуационную задачу, которую можно решить. Педагогическая поддержка учит ребенка пониманию того, что он сам хочет, что может сделать во имя желаемого и почему он этого не делает. Педагог не преподносит ребенку готовое решение. Он лишь показывает свою готовность разделить с ребенком горечь его неудачи, не опережая детскую активность в решении проблемы. Задачей педагога является «подталкивание» ребенка к самостоятельному нахождению решения. Именно поэтому под педагогической поддержкой нередко понимается мягкая педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности [4]. Такое понимание педагогической поддержки очень логично связывает ее со школьной тревожностью как помощь педагога в разрешении внутреннего конфликта ребенка.

Рассмотрим возможные действия педагога в условиях каждого из преобладающих в исследовании факторов. При наличии переживания социального стресса педагогу рекомендуется проявлять доброе и чуткое отношение к детям. Вовлечение в коллективную деятельность также поспособствует сглаживанию переживаний ребенка, особенно в ситуации успешного взаимодействия. В этом случае учителю легче воздействовать на общественное мнение «изнутри» в качестве старшего члена классного коллектива. Кроме того, в этом возрасте дети особенно нуждаются в поощрении и похвале, поэтому не стоит этим пренебрегать. При этом необходимо знать, что дети данного возраста чувствительны к критике. А излишняя или неконструктивная критика может привести к агрессии со стороны ребенка.

Следующий часто проявившийся фактор — это фрустрация потребности в достижении успеха. Учителю рекомендуется создавать ситуации достижения успеха, т. е. давать нагрузку, учитывая при этом возможности каждого ребенка, заслуженно хвалить и поощрять детей. В качестве поддержки стоит приободрить ребенка, дать ему понять о своей вере в его силы, быть готовым помочь.

Отчетливо заметно проявление похожих факторов страха самовыражения и страха не соответствовать ожиданиям окружающих. Переживание своих недостатков в полной мере влияет на развитие данного фактора. При этом педагогу необходимо уважать стремление школьников к самостоятельности, проявлять доброе, внимательное отношение к детям, создать ситуацию успеха, а при его достижении справедливо поощрить и похвалить ребенка. Устраивать коллективную деятельность по интересам, и тем самым актуализировать ощущение ребенка своей значимости в коллективе. Природа этих факторов во многом схожа с природой возникновения фактора страха ситуации проверки знаний.

В первую очередь, необходимо проверять уже пройденные и закрепленные знания, чтобы не было ситуации проверки знаний. При этом поддержка педагогом может состоять в индивидуальном подробном разъяснении материала ребенку, в повышении мотивации к учению. Ребенок должен четко понимать: «Если я выучил, значит бояться нечего, и я спокоен». Роль учителя — дать ему это понять.

Самый распространенный фактор — это проблемы и страхи в отношениях с учителями. Оптимальная атмосфера на уроке — это высокий уровень напряженности и высокий уровень комфорта. Учитель должен быть авторитетом для детей, примером для подражания. При этом ребенок не должен бояться попросить педагога о помощи. Но что делать педагогу, если с ним боятся взаимодействовать? Изменить свое отношение к детям — вникать в их интересы, сотрудничать с ними. Проявлять доброту и веру в них. Создавать ситуации достижения успеха для определенных детей, при этом основываясь на их особенностях. Действенна была бы организация коллективной деятельности, что сплотило бы класс с учителем [1].

Если говорить в целом, то непосредственная работа со школьниками должна быть направлена на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Эта работа должна быть ориентирована, прежде всего, на оптимизацию тех областей, с которыми связаны «возрастные пики» тревожности для каждого периода. В данном случае мы имеем дело с учащимися в процессе перехода из начальной школы к основной. По программе, разработанной А. М. Прихожан, специально обученный педагог может осуществлять подготовку учеников к особенностям требований в основной школе [5]. Например, можно проводить на протяжении одной-двух четвертей программу развивающих занятий «Учимся учиться в средней школе». На этих занятиях будут раскрываться вопросы о том, как слушать учителя, как делать домашнюю работу, как лучше запоминать, как думать лучше и др. Кроме того, вопросы могут непосредственно касаться тревожности, например, «Чего на уроке боишься и почему?», «Как преодолеть страх перед контрольной?», «Как уверенно выступать у доски?». Занятия могут состоять из кратких объяснений, выполнения специальных упражнений и их обсуждения. Важной составной частью этой программы является помощь детям в адаптации к новым условиям, что может обеспечиваться включением мини-уроков, на которых ученики выполняют роль учителя.

Таким образом, педагогическая поддержка учащихся младших классов будет заключаться в оказании помощи со стороны учителя в преодолении их школьной тревожности.

Литература:

1.         Глубокова Е. Н., Куприянова Н. В., Ребко Э. М. Летняя практика: материалы в помощь вожатому / Рабочая тетрадь / — СПб.: изд-во «Свое издательство», 2013.

2.         Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Сайт практического психолога. -http://iemcko.ru/index.php/metodiki/124-razdel-obshchie/264-test-shkolno-trevozhnosti-filipsa.

3.         Педагогическая психология: учебное пособие: под ред. Л. А. Регуш, А. В. Орловой. — СПб.: Питер, 2011.

4.         Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин, Е. А. Александрова и др.; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой; научн. ред. Н. Б. Крыловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст (+СD). 2-е изд. — СПб.: Питер, 2007.

5.         Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания.  — М.: ТЦ Сфера, 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, школьная тревожность, достижение успеха, класс, педагогическая поддержка, уровень тревожности, начальная школа, социальный стресс, страх, фрустрация потребности.

Выявление подростковой тревожности в средней школе и пути его преодоления

Подготовка школьников к будущей практической деятельности осуществляется во время обучения.

Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из наиболее важных в педагогике и педагогической психологии.

Согласно программе обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе главной целью обучения является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации и самостоятельно совершенствоваться в овладении иностранным языком на последующих этапах обучения в школе и далее в вузе.

Во многих образовательных учреждениях изучаются пути повышения эффективности обучения учащихся. Школьные программы меняются для того, чтобы сделать учебный материал удобным для успешного усвоения учащимися. Методические изыскания направлены на поиск новых форм и методов активизации процесса обучения и развития самостоятельности у учащихся. Одной из этих целей является формирование познавательных интересов у школьников. В связи с этим уровень учебной мотивации является одним из критериев эффективности педагогического процесса.

Изучение детской тревожности на разных этапах жизни необходимо для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы школьника. Именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических проблем учащихся, способствует снижению мотивации учения, приводит к нарушениям развития.

Цель учителя – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей, воспитания человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней.

Ориентация на создание успеха у школьников необходима как одно из условий повышения эффективности процессов обучения и воспитания, создания самой благоприятной психологической атмосферы для каждого ученика, снижению школьной тревожности.

Радость успеха переживается школьником тогда, когда его ожидания совпадают или превосходят предполагаемый результат. Если же успех делается устойчивым, постоянным, то возникает цепная реакция, несущая неисчерпаемый заряд духовной энергии, высвобождающая скрытые до поры широкие возможности личности.

В процессе обучения школьников необходимо не только вооружить их научными знаниями, умениями и навыками, дать им профессиональную подготовку, но и обучить методам и приемам самостоятельной работы, то есть научить учиться самостоятельно. Решение этой задачи является важным условием развития самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения. Оно будет способствовать также повышению уровня образования и его развивающей роли и снижению уровня тревожности.

При обучении иностранным языкам во всех классах главным является формирование коммуникативной компетенции, т.е. обучение общению на иностранном языке, которое осуществляется на основе овладения определенным минимумом фонетического, лексического и грамматического материала. При этом практическое владение языком вызывает необходимость достижения обучаемыми уровня, который предполагает сформированность творческих умений. Становление речевых навыков и умений является сложным и многоступенчатым процессом, а работа по их формированию – очень трудоемкой.

В подростковом возрасте на деятельность учащихся оказывают большое влияние потребности в самовыражении, в достижении цели, в повышении своей значимости в глазах сверстников, в овладении интересной информацией. Указанные потребности способствуют порождению внешних (социальных) и внутренних (учебно-познавательных) мотивов, которые способны оказать сильное воздействие на любую деятельность подростков. При овладении иноязычным говорением подростки сначала проявляют интерес к нелингвистической увлекательной деятельности, в процессе которой они могут проявить себя, утвердиться в глазах сверстников, узнать много полезной информации, которая будет способствовать подключению учащихся к лингвистической деятельности и вызову коммуникационно-познавательного мотива. А.К.Маркова отмечает, что учебно-познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности. Поэтому важно, как эта деятельность осуществляется.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации учебной деятельности, являются:

  • содержание учебного материала;
  • организация учебной деятельности;
  • коллективные формы учебной деятельности;
  • оценка учебной деятельности;
  • стиль педагогической деятельности учителей.

Главное содержание мотивации в этом возрасте – научиться сотрудничать с другими людьми в ходе совместно осуществляемой учебной деятельности.

Следует отметить, что в учебном процессе возникают многие трудности в формировании мотивации успеха у подростков. Одной из них является тревожность, точнее, уровень тревожности. Отсюда следует, что одним из важных условий является изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у учащихся среднего школьного возраста.

Проблема школьной тревожности занимает особое место в образовательном процессе.

Для изучения уровня и характера тревожности в подростковом возрасте была взята методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Учащимся четырех групп (одного пятого и трех седьмых классов) предлагался тест из 58 вопросов; на каждый вопрос школьники должны были однозначно ответить “да” или “нет”. При обработке результатов выделялись вопросы, ответы на которые не совпадали с ключом теста. Например, на 58-й вопрос школьник ответил “да”, в то время как в ключе этому вопросу соответствует ответ “нет”. Ответы, не совпадающие с ключом – проявление тревожности.

Подсчитывались следующие параметры:

  1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка; если больше 75% от общего числа вопросов теста, это говорит о высокой тревожности.
  2. Число несовпадений по каждому из восьми факторов тревожности, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется так же, как и в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, которое во многом определяется наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

В качестве ведущих факторов тревожности выделялись такие, как общая тревожность в школе, переживания социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх результата проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Рассмотрим содержательные характеристики каждого фактора:

  1. Общая тревожность в школе – это общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
  2. Переживания социального стресса означают эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).
  3. Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.
  4. Страх самовыражения означает негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
  5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний.
  6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.
  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный характер среды.
  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

В тестировании принимали участие четыре группы школьников одного пятого и трех седьмых классов. Общее количество испытуемых составило 57 учеников.

При обработке результатов тестирования подсчитывались:

  1. Процент несовпадений ответов (“+” – Да, “–” – Нет) для каждого ученика по всему тесту в целом.
  2. Количество учеников каждой группы, показавших процент несовпадений по всему тесту:
    а) менее 50%;
    б) от 50% до 75%;
    в) более 75%.
  3. Процент несовпадений ответов для каждой группы по каждому из восьми факторов и по всему тесту в целом.

Количество испытуемых в первой группе учеников 5А класса составило 14 человек. Из них:

– 9 человек показали процент несовпадений менее 50%;
– 5 человек показали процент несовпадений от 50% до 75%;
– 0 человек показали процент несовпадений более 75%.

Общий процент несовпадений в первой группе составил 42,7%. Этот результат говорит о низком уровне тревожности в данной группе.

Количество испытуемых во второй группе учеников 7А класса составило 12 человек. Из них:

– 8 человек показали процент несовпадений менее 50%;
– 4 человека показали процент несовпадений от 50% до 75%;
– 0 человек показали процент несовпадений более 75%.

Общий процент несовпадений во второй группе составил 46,1%, что говорит о низком уровне тревожности в данной группе.

Количество испытуемых в третьей группе учеников 7Б класса составило 12 человек. Из них:

– 8 человек показали процент несовпадений менее 50%;
– 4 человека показали процент несовпадений от 50% до 75%;
– 0 человек показали процент несовпадений более 75%.

Общий процент несовпадений в третьей группе составил 38,9%, что говорит о низком уровне тревожности в данной группе.

Количество испытуемых в четвертой группе учеников 7В класса составило 19 человек. Из них:

– 15 человек показали процент несовпадений менее 50%;
– 3 человека показали процент несовпадений от 50% до 75%;
– 1 человек показал процент несовпадений более 75%.

Общий процент несовпадений в третьей группе составил 40,7%, что говорит о низком уровне тревожности в данной группе.

Теперь рассмотрим уровень тревожности в четырех группах по отдельным факторам:

Таблица. Результаты исследования уровня тревожности по отдельным факторам.

Факторы тревожности % несовпадений
I группа II группа  III группа IV группа
Общая тревожность в школе 48,4% 55,3% 40,2% 43,1%
Переживания социального стресса 35,1% 36,4% 41,7% 40,2%
Фрустрация потребности в достижении успеха 38,5% 39,7% 41,0% 39,3%
Страх самовыражения 60,7% 43,1% 31,9% 44,7%
Страх ситуации проверки знаний 60,7% 63,9% 40,3% 55,3%
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 45,7% 41,7% 50,0% 48,4%
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 25,7% 48,3% 33,3% 29,5%
Проблемы и страхи в отношениях с учителями 46,4% 45,8% 45,8% 47,4%

Полученные результаты представлены на рис. 1.

Результаты исследования показали, что:

В первой группе учащихся уровень тревожности достаточно низкий по всем факторам, кроме двух (страха самовыражения и страха ситуации проверки знаний), в которых уровень тревожности повышенный (более 50%, но менее 75%).

Во второй группе учащихся уровень тревожности также достаточно низкий по всем факторам, кроме двух (общей тревожности в школе и страха ситуации проверки знаний), в которых уровень тревожности повышенный.

В третьей группе учащихся уровень тревожности достаточно низкий по всем факторам, кроме одного (страха не соответствовать ожиданиям окружающих), в котором уровень тревожности повышенный (50%).

В четвертой группе учащихся уровень тревожности достаточно низкий по всем факторам, кроме одного (страха ситуации проверки знаний), в котором уровень тревожности повышенный (55,3%).

Полученные данные позволили наметить направления работы с этими детьми для снижения их уровня тревожности по соответствующим факторам.

Тревожность как сигнал опасности привлекает внимание к возможным трудностям, препятствиям в достижении цели, позволяет мобилизовать силы и тем самым достичь наилучшего результата. Поэтому нормальный уровень тревожности (менее 50%) рассматривается как необходимый для лучшего приспособления к действительности. Чрезмерно высокий уровень тревожности рассматривается как дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизации поведения и деятельности.

Тревога – это эмоциональное состояние человека, а тревожность – устойчивое личностное образование. Из этого следует, что некоторый уровень тревожности в норме свойственен всем людям и является необходимым условием для оптимального приспособления человека к действительности. Увеличение тревожности как устойчивое состояние может быть свидетельством нарушений в личностном развитии, препятствующих нормальному развитию, деятельности, общению.

Как известно, в отечественной психологии первым выдвинул проблему внутреннего, или психологического, конфликта В.Н.Мясищев. Он определял такой конфликт как особое сочетание объективных и субъективных факторов, нарушающих значимые отношения личности и способствующих вследствие этого устойчивому переживанию эмоционального напряжения, интенсивность которого определяется субъективной значимостью для личности нарушенных отношений.

Рис. 1. Результаты исследования уровня тревожности по восьми факторам

Главными моментами здесь оказываются противоречия между имеющимися у личности возможностями и предъявляемыми к ней требованиями действительности, с которыми человек по разным причинам не может справиться, что и является основой для возникновения тревожности.

Тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. Поэтому тревога, вместе со страхом и надеждой, занимают особое положение среди других эмоциональных явлений.

Явление полного отсутствия тревоги, так же, как и устойчивая повышенная тревожность, должно рассматриваться как препятствие, мешающее нормальной адаптации, развитию и продуктивной деятельности.

А.М.Прихожан при исследовании межличностной тревожности подростков установил, что достаточно гармоничное представление о себе, характеризующееся оптимальным соотношением самооценки и уровня притязаний, не связано с тревожностью. Тревожность связана с неблагоприятными типами самооценки, а также неблагополучными вариантами соотношения самооценки и уровня притязаний (величиной расхождения, парадоксальностью характера соотношения, когда уровень самооценки оказывается выше уровня притязаний, и т. п.). При этом выявилась обусловленность тревожности особенностями осознания каждой из этих тенденций: чем сильнее и отчетливее осознавалась каждая из тенденций, тем выше был уровень тревожности детей.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что тревожность у подростков становится своеобразным психологическим барьером на пути достижения успеха и его восприятия. Возникающие затруднения в восприятии успеха и сомнения даже в реальных достижениях еще более увеличивают отрицательный эмоциональный опыт. Поэтому тревожность все более закрепляется, приобретает стабильные формы реализации в поведении или способах защиты и становится устойчивым личностным свойством, которое имеет собственную побудительную силу. Вследствие этого возникает тревожность в подростковом и юношеском возрастах.

В преодолении тревожности большую роль играет обеспечение подростка широким разнообразием средств и способов действий в значимых для него ситуациях и выработка индивидуально эффективной модели поведения.

Работа по профилактике и предупреждению тревожности у школьников должна носить не узко функциональный характер, а общий, личностно ориентированный, сфокусированный на тех факторах среды и характеристиках развития, которые в каждом возрасте могут служить причиной тревожности. Следовательно, работа должна осуществляться на уровне всех структурных компонентов тревожности, с ориентацией на ее возрастные особенности.

Также необходима непосредственная работа с подростками, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, умения вести себя в трудных жизненных ситуациях, т.е. ситуациях неуспеха.

Учителю очень важно стремиться понять непростой внутренний мир подростка, а поняв, помочь ему на нелегком пути взросления.

Литература

  1. Н.В.Бордовская, А.А.Реан. Педагогика. Издательство “Питер”, Санкт-Петербург, 2001.
  2. Д.Я.Райгородский. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Издательство “Бахрах-М”, Самара, 2001.
  3. А.К.Маркова. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителя. Издательство “Просвещение”, Москва, 1983.
  4. А.М.Прихожан. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст. Издательство “Питер”, Санкт-Петербург, 2009.
  5. А.А.Реан, Я.Л.Коломинский. Социальная педагогическая психология. Издательство “Питер”, Санкт-Петербург, 1999.

5 способов использовать разочарование для достижения успеха

Разочарование может быть очень сильной эмоцией. Это может толкнуть нас через барьер или заставить нас споткнуться и упасть.

Мы чувствуем разочарование, когда чувствуем, что не можем достичь желаемого.

Будь то малыш, топающий ногами или плачущий, когда мы говорим «нет», или когда мы злимся или плачем на работе.

Разочарование — часть жизни, и нам нужно использовать это чувство, чтобы преодолевать барьеры и добиваться успеха.

В начале этой недели я немного расстроился. На самом деле так много, что я задался вопросом, стоило ли то, что я делал с PWL. В конце концов, я отложил то, над чем работал, и на какое-то время сосредоточился на чем-то другом, так как был совершенно подавлен.

Затем произошло нечто удивительное, и я встретил много женщин в течение недели, которые сказали мне, что то, что я делаю, имеет значение, и я также получил несколько электронных писем, в которых говорилось, что я должен продолжать в том же духе. Теперь я никому не говорил, кроме моего лучшего друга, что чувствую себя немного подавленным, но было здорово получать эти сообщения поддержки, и написание этого информационного бюллетеня было одним из самых простых для меня.

Я решил составить список из 5 вещей, которые вы можете сделать, когда чувствуете разочарование, чтобы добиться успеха.

1.  Удалить эмоцию.  Я знаю, это сложно, но иногда вам нужно отвлечься от ситуации, которая вызывает у вас чувство разочарования.

Если вы находитесь на совещании и чувствуете себя переполненным гневом или немного плачете (я знаю, что у вас действительно раздражение глаз — вы на работе не плачете!), вы можете сделать одно из двух. — попросите перерыв или сделайте несколько глубоких вдохов. Это позволит вам выйти из ситуации или, возможно, человека, который вызывает эмоции, и вы сможете отделиться, чтобы разработать следующие шаги.

2.  Поговорите со своей группой поддержки.   Не стоит недооценивать силу вашей личной группы поддержки. Это группа людей, которые прикроют вашу спину, несмотря ни на что, и будут слушать, как вы получаете свое разочарование в груди. Знать, что у нас есть кто-то, кто будет просто слушать, — это удивительная вещь, и иногда это все, что нам нужно. И если мы немного нестандартны в том, как мы собираемся решить проблему, они здесь, чтобы помочь вам отговорить вас от уступа!

3.   Определите точки разочарования.   Знание того, что вас больше всего раздражает, может помочь вам действовать на опережение, когда такая ситуация возникает. Для меня моя кровь кипит, когда люди просят у меня руководства, делают что-то еще, а затем возвращаются ко мне, чтобы я исправил это для них.

Можно подумать, что у меня есть право устроить момент «Я же тебе говорил» и прокукарекать об этом. Я делал это в прошлом, и да, это было немного удовлетворительно, однако беспорядок все еще существует, чтобы я мог его исправить. Чему я научился, так это делать большие вдохи и вместо этого использовать это как возможность для тренировки. Я понял, что человек (обычно взрослый) получил информацию, а затем принял решение на основе этих данных, и это именно то, чего мы хотим от хороших сотрудников. Затем нам нужно научить их тому, как решить проблему, чтобы они чувствовали себя комфортно, обращаясь к вам, когда возникает аналогичная ситуация (каждому нужно, чтобы кто-то прикрывал их), и это также создает среду, в которой ошибки не являются чем-то плохим. , это отличная возможность для обучения.

4.  Разочарование порождает энергию.   Используйте энергию и превратите ее из негативной энергии (гнева, страха, ужаса, беспокойства и т. д.) в позитивную.

Если вас расстраивает человек, пригласите его на кофе и откровенно поговорите с ним. Используйте утверждение «Когда вы делаете (вставьте пример), я чувствую (вставьте пример)». Будьте конкретны в своем примере и в том, как вы себя чувствуете. Будьте всегда уважительны, так как иногда другой человек может не знать, что то, что он делает, раздражает вас до такой степени, что бросает вещи. Четкое общение является ключом.

Если вас вывернуло наизнанку процесс — тогда задокументируйте данные. Сбор статистики действительно поможет вам, когда вам нужно обсудить, почему процесс не работает.

Некоторые из данных, которые вы можете собрать, включают:

  • Уровни удовлетворенности клиентов
  • Время, необходимое для завершения процесса
  • Статистика лучших практик (кто еще делает это лучше и как)
  • Потеря доходов или расходов (это обычно заставляет людей сесть и обратить внимание)
  • Количество людей, необходимых для выполнения процесса, и стоимость для компании

Создайте историю с этими цифрами, а затем обсудите с вашим руководством и другими заинтересованными сторонами, что можно сделать для улучшения процесса.

5. Подумай о своем успехе.   Прошлый успех может помочь вам преодолеть нынешнее разочарование. Найдите время, чтобы подумать о предыдущей ситуации, когда вы преодолели разочарование. Подумайте, сколько времени ушло на решение, что вы чувствовали, что вы делали, чтобы выйти из ситуации. Разочарование случается ежедневно, и то, как мы реагируем, многое говорит о нас как о личности. Возможность поразмышлять о том, как вы справлялись с предыдущими разочарованиями, — отличный способ повысить вашу самооценку и позволить вам сосредоточиться на будущем.

В конце концов, все мы люди, и с территорией приходит разочарование. Что делает нас лучше, так это то, как мы справляемся с разочарованием и превращаем его во благо.

Кистин Ганнис — стратег, который получает огромное удовольствие, когда знакомит с единомышленниками. Она всегда готова к физическому или виртуальному кофе и любит узнавать, что заставляет людей тикать, а фирменный вопрос во время встречи с кофе — «Чем я могу вам помочь». Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку.

Как преодолеть разочарование от неудачи

кредиты amenclinicsphotosac, с Flickr

Отстойно проигрывать.

Но что еще хуже, так это разочарование и боль, которые могут прийти после неудачи.

Особенно, когда мы так сильно зациклены на своем успехе.

Неудача — это часть жизни, и чем лучше мы справляемся с ней, тем большего достигаем.

И наша жизнь стала счастливее, как следствие.

Что вы можете сделать, чтобы преодолеть разочарование от неудачи?

 

Избавьтесь от перфекционизма

Мы разочаровываемся, потому что надеемся добиться успеха сразу, а потом этого не происходит. Мы не оправдываем наших ожиданий и расстраиваемся.

Это быстрая спираль вниз к аду разочарования.

Потому что, если вы перфекционист, если у вас мышление «все или ничего», вы никогда не оправдаете своих ожиданий. Вы даже не будете достаточно храбры, чтобы попытаться и столкнуться с последствиями неудачи.

Выяснить, что не работает.

Сосредоточьтесь на том, чтобы найти то, что работает, а не на том, чтобы убедиться, что все работает с первого раза.

Если вы настроены на то, чтобы постоянно находить то, что работает, у вас не будет места для разочарования, потому что вы всегда стремитесь к постоянному совершенствованию и чувствуете прогресс.

Вместо перфекционистского мышления «все или ничего».

 

Вы боитесь потерпеть неудачу.

Как вы интерпретируете неудачу, так вы ее переживаете и как она сбывается для вас.

Если вы привяжете свою самооценку к полученным результатам, то, конечно же, вы будете бояться неудачи! Каждый раз, когда вы терпите неудачу, вы будете думать о том, насколько вы хуже человека и насколько недостаточны ваши способности.

Если вы интерпретируете и принимаете неудачу как ярлык, то вы сделаете все, чтобы избежать ее, и будете разочарованы, когда она все же произойдет с вами. Вы видите это как неустранимую метку, навешивающую на вас ярлык и остающуюся с вами на всю жизнь.

Но неудача не в этом.

Неудача — это часть процесса выяснения того, что работает, а что нет.

Неудача — это событие, вызванное решениями, которые мы приняли в прошлом, и из которых можно извлечь уроки. Прогресс и рост не останавливаются, когда мы терпим неудачу.

И только если мы позволим этому остановить нас.

Отказ — это событие. Это то, что происходит, когда мы находим что-то, что не работает, и тем не менее позволяем этому событию стать для нас ярлыком, тем самым диктуя нашу самооценку, наши способности и наше будущее.

Эта концепция неудачи является ограничивающим убеждением,

И откровенной ложью.

 

Признай это

Как говорит Джоко Виллинк, бывший морской котик, чтобы быть жестче, нужно быть жестче.

То же самое с разочарованием. Вы должны признать, что вы расстроены, вы чувствуете себя расстроенными, признаки, симптомы и последствия присутствуют.

И ты делаешь то, что нужно, несмотря ни на что.

Разочарование действительно случается, часто как побочный продукт неудачи, повторяющейся неудачи.

Наверняка Эдисон чувствовал разочарование среди сотен неудачных попыток создать лампочку.

Что, если он позволит разочарованию взять над собой верх и остановит его? Возможно, у нас не было бы тех систем освещения и опций, которые есть сейчас. Или, может быть, ему не приписали бы его открытие.

Но он не позволил этому остановить себя и просто продолжал сражаться, не сводя глаз с награды, понемногу обнаруживая, что работает, а что нет.

Столкнитесь с разочарованием. Ты лучше этого, сильнее этого.

Вы способны на гораздо большее, чем вам кажется. Это включает в себя преодоление разочарования.

 

Стремитесь к маленьким победам

Чтобы преодолеть разочарование, нужно всегда видеть значимый прогресс в том, что вы делаете, и в результатах, которые вы получаете.

Признайте свой прогресс. Сделайте преднамеренное действие, чтобы отпраздновать маленькие победы, которые вы делаете, и то, как они приближают вас к вашей цели.

Не относитесь легкомысленно к маленьким победам. Именно эти маленькие победы докажут вам, что ваша идея работает, они покажут вам, как это можно сделать, укажут, как вы можете расширяться, расти и масштабироваться.

Так что даже в своих повседневных привычках и рутине отмечайте маленькие победы, которые вы делаете, и они медленно набирают обороты, подталкивая вас к большему, быстрее, сильнее и мудрее.

Это также работает, когда вы погружены в отчаяние. Ищите маленький выигрыш.

Стремитесь к маленьким победам, а затем последуют большие.

 

Преодолейте, не избегайте

Когда вы избегаете этого, вы не сталкиваетесь с ним.

Вы просто позволяете этому быть, позволяете ему жить в уголке вашего мира, накапливая силу, пока не придет время поднять свою уродливую голову и на мгновение взять под контроль вашу жизнь.

Или, в худшем случае, полный, тотальный, контроль.

Узнайте, как преодолеть разочарование, а не избегать его.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *