Основные функции философии | Мудрый Философ
Все статьи сайта → Философия → Основные функции философии
Философия, как особый вид духовной деятельности, оказывает непосредственное влияние на различные сферы деятельности человека. Ниже кратко рассмотрим основные философские функции.
Мировоззренческая функция философииОдной из основных и наиболее значимых функций философии является мировоззренческая. Философия формирует представления людей о мире и его устройстве, о человеке и обществе, о принципах взаимоотношения с окружающим миром и месте человека в нем, тем самым формируя его мировоззрение. Философия проясняет взгляды человека, его цели, интересы и потребности и их связь с окружающей действительностью, вырабатывает универсальную философскую картину мира и раскрывает природу человека в результате осмысления и систематизации научного знания, а также содержания остальных форм общественного знания.
В категориях философии происходит рефлексия мировоззренческих проблем, вырабатывается понятийный инструментарий для анализа и сравнения различных типов мировоззрений. Таким образом, данная функция способствует построению единой и обобщенной системы знаний человека и выработке мировоззренческих идеалов.
Фундаментальная функция философииСуть фундаментальной функции философии заключается в раскрытии формировании общих понятий, законов и принципов реальной действительности, применяемых как в науке, так и в практической деятельности людей. Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность «живет» в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и человека.
Философия ищет в мире его онтологические, методологические, нравственные, эстетические основания. Философ всегда строит систему ценностей мира, и тем самым показывает исходные основания человеческой деятельности. Философия, в отличие от любой другой науки, начинается с человека.
Методологическая функция философииМетодологическая функция философии характеризуется формированием общих принципов и норм познавательной деятельности, а также содействует приросту научных знаний и созданию предпосылок для научных открытий.
Метод и методология познания — это та «нить Ариадны», которая помогает исследователю успешно выйти из лабиринта проблем познания, — а их всегда предостаточно. Однако методологическая функция не сводится к методологии познания: в ней речь идет о стратегическом уровне методологии человеческой деятельности в целом. Философия сопоставляет и оценивает различные средства этой деятельности, указывает на наиболее оптимальные из них. Философская методология определяет направление научных исследований, дает возможность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире.
Гносеологическая функция философииГносеологическая функция философии подталкивает мышление человека к познанию окружающего мира и поиску истины.
Благодаря теории философского познания раскрываются закономерности естественных и общественных явлений, исследуются формы продвижения человеческого мышления к истине, пути и средства ее достижения, обобщаются результаты других наук. Овладение философскими знаниями имеет важное значение для развития культуры мышления человека, для решения им разнообразных теоретических и практических задач.
Логическая функция философииЛогическая функция философии проявляется в формировании определенной позиции человека в межличностных и социально-культурных отношениях, а также определяет культуру человеческого мышления. Также она заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, в логическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.
Если общая гносеология убеждает в возможности и необходимости адекватного научного познания объекта, то логика призвана обеспечить достижение этой адекватности. Она разрабатывает средства наиболее полного, точного отражения развивающейся, непрерывно изменяющейся сущности объекта.
Воспитательная функция философииВоспитательная функция философии направлена на формирование в человеке моральных, нравственных и культурных ценностей, стремления самосовершенствоваться, творить и искать жизненные приоритеты.
Знание философии способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.
Формирование философского мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств культурной личности, как самокритичность, критичность, сомнение. Выработка сомнения не есть, однако, развитие скепсиса (и в данном смысле — скептицизма). Сомнение является одним из активных средств научного поиска. Философия дает прочное общеметодологическое и гносеологическое основание для последовательного саморазвития сомнения в научную уверенность, для гармоничного сочетания его с верой в преодоление ошибок, заблуждений, в получение более полных, глубоких, объективных истин.
Философия дает людям общий язык, вырабатывает у них единые, общезначимые представления о главных ценностях жизни. Она выступает одним из важных факторов, содействующих устранению «барьеров коммуникации», порождаемых узостью специализации.
Аксиологическая функция философииАксиологическая функция философии представляет собой отражение явлений окружающей действительности с точки зрения различных ценностей, определяющих выбор людей, их поступки, идеалы, нормы поведения.
Философия не может избавить общество от порождаемых социально-экономической системой негативных явлений. Но она может оградить систему ценностей от проникновения в нее ложного и критического непроверенного, порочного и политически авантюрного, примитивного и радикалистского.
Несомненной заслугой современной философской мысли является выдвижение ее представителями новых ценностей. К ним относятся общегуманистические, экологические ценности и ценности качества жизни. Ценность качества жизни противопоставляется уровню жизни, массовому производству и потреблению. Для человека, его здоровья и счастья не так важен уровень жизни, как ее качество. Оно определяется не столько ее комфортом, сколько добрыми и гуманными отношениями в обществе, социальным равенством и близостью к природе. Быть в гармонии с самим собой, с окружающими и природой — для многих людей становится приоритетным ориентиром и мотивом поведения.
Интегративная функция философииСуть интегративной функции философии состоит в соединении воедино практического, познавательного и ценностного жизненного опыта людей. Философия старается обобщить, оценить осмыслить как интеллектуальные, духовные и практические достижения всего человечества, так и отрицательный исторический опыт.
Знания, доставляемые отдельными дисциплинами столь разнообразны, что они нуждаются в сведении в единую целостную научную картину мира. Но разработка теоретических основ научного познания не сводится к механическому объединению данных различных дисциплин. Сам синтез научных открытий возможен лишь на более высоком теоретическом фундаменте, чем сами открытия. Если философия не есть основание отдельных наук, а целиком основывается на этих дисциплинах, то при таком подходе философия превращается в побочное приложение к естествознанию, в некоторый необязательный довесок для науки. Этот подход опровергается самой наукой. Крупнейшие ученые разных эпох, работавшие в области фундаментальных исследований от Ломоносова до Эйнштейна, настойчиво и плодотворно работали над методологическими и мировоззренческими проблемами, не имея в наличной философии соответствующего обоснования для своих естественнонаучных исследований. Таким образом, философия образует методологическую основу для каждой научной дисциплины, достигшей высот самосознания. И неразвита та наука, которая не поднялась до самосознания и не имеет методологической основы.
Критическая функция философииФилософия выполняет и критическую функцию, стремясь разрушить старые идеалы и взгляды, сформировать новое мировоззрение, что сопровождается сомнениями и критикой принятых догм и стереотипов.
Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. В критике выражается неудовлетворенность субъекта объектом, желание его изменить. Философия критична по своему существу. Основой и сущностью критической работы философа является обнаружение и раскрытие противоречий, несоответствия между принятой системой понятий и ценностей и тем содержанием, которое в них вносится новым этапом развития мировой истории.
Регулятивная функция философииС помощью регулятивной функции философия влияет на взаимосогласованность конкретных действий и направлений жизнедеятельности человека на основе понимания общих принципов и целей, определяемых с помощью философского мировосприятия.
Прогностическая функция философииПрогностическая функция философии основывается на прогнозировании форм и направлений развития будущих объектов, процессов, явлений, материи, сознания, человека и общества на основании имеющейся системы знаний об окружающей действительности.
Все философские функции тесно связаны между собой, и, в зависимости от целей, задач, установок, ситуаций степень их проявления может быть различной.
Предлагаем вам посмотреть видеоматериалы по теме:
Читайте также:
1.Предмет философии
2.Проблема происхождения философии
3. Основной вопрос философии и две его стороны
4.Соотношение философии и мировоззрения
5. Мифология как исторический тип мировоззрения
6. Специфика и структура философского знания
Тест по философии
Правильные ответы выделены подчёркиванием
Мировоззрение
Устойчивая система взглядов на мир в целом, определяющая жизненную стратегию, это
1. мировоззрение
2. миропонимание
3. миропредставление
4. мировосприятие
5. мироощущение
Форма мировоззрения, включающая в себя прежде всего повседневный опыт людей –
1. религиозная
2. философская
3. жизненнопрактическая
4. научная
5. техническая
Всякая философия отличается от мифологии и религии своим
1. радикальным фидеизмом
2. нагляднообразным мировосприятием
3. преклонением перед Абсолютом
4. сакральным отношением к авторитетным текстам
5 рациональнотеоретическим подходом к миру
Функции философии
Функция философии формировать целостную систему взглядов человека на мир называется
1. мировоззренческой
2. практической
3. теоретической
4. критической
5. аксиологической
Функция философии, связанная с разработкой возможных сценариев будущего, называется
1. мировоззренческой
2. теоретической
3. критической
4. практической
5. прогностической
Функция философии выявлять наиболее общие законы природы и общества называется
1.
практической2. теоретической
3. мировоззренческой
4. прогностической
5. критической
Гуманистическая функция философии состоит в ее предложении
1. совершенствовать и возвышать человека
2. любить человека таким, каков он есть
3. считать, что человек превыше всего
4. радикально изменить природу человека
5. полагать права человека выше прав народов
Античная философия: космологизм
Автор слов: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют» – …
[Протагор]
Школой древнекитайской философии не является
1. даосизм
2. конфуцианство
3. веданта
4. неоплатонизм
Открытие двух видов бытия – «мира идей» и «мира вещей» – принадлежит
1. Пифагору
2. Платону
3. Аристотелю
4. Протагору
То, что вода есть первоначало (фюсис), утверждал
1. Анаксимандр
2. Парменид
3. Гераклит
4. Фалес
Идея тождества бытия и мышления принадлежит
1. Демокриту
2. Пармениду
3. Гераклиту
4. Сократу
Первоначало (фюсис) есть огонь, утверждал
1. Фалес
2. Анаксимен
3. Гераклит
4. Зенон
Высказывание «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого» принадлежит
1. Платону
2. Сократу
3. Аристотелю
4. Диогену
В философии Платона Демиург творит космос
1. В соответствии с идеями, которые содержатся в нем самом
2. В соответствии с вечными и неизменными образцами
3. В соответствии с тем, что представляет ему сила необходимости
4. В соответствии с движениями атомов
Понятие «Логос» ввёл в философию
1. Гераклит
2. Фалес
3. Платон
4. Диоген
Учение о познании как припоминании (анамнезисе) принадлежит
1. Платону
2. Аристотелю
3. Пифагору
4. Сократу
Изречение «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», принадлежит
1. Фалесу
2. Гераклиту
3. Демокриту
4. Анаксимену
5. Гераклиду
В философии Платона познание, которое соответствует восхождению от чувственного восприятия к миру идей, называется
1. Дианойя
2. Ноэсис
3. Пойэсис
4. Метанойя
Познание вещей с помощью рассудка Платон считает
1. Истинным знанием
2. Мнением
3. Знанием о началах и причинах
4. Знание об атомах
Учение о двух мирах: мире вещей и мире идей принадлежит
1. Платону
2. Демокриту
3. Гераклиту
4. Фалесу
В философии Платона философскому знанию или диалектике соответствует
1. Прямое умозрение
2. Рефлексия
3. Косвенное умозрение
4. Чувственное восприятие
5. Опыт
В философии Аристотеля основой и начальным моментом познания является
1. Опыт
2. Наука
3. Чувственное восприятие
4. Искусство
5. Рассудок
6. Разум
Античный философ, который связал добродетель со знанием, создав концепцию этического интеллектуализма – это
1. Сократ
2. Парменид
3. Платон
4. Аристотель
Школой древнеиндийской философии является
1. даосизм
2. конфуцианство
3. веданта
4. неоплатонизм
Первоначало, безличный мировой закон в древнекитайской философии – это
1. дао
2. ян
3. инь
4. ци
Создателем учения об «идеальном государстве» был
1. Платон
2. Аристотель
3. Сократ
4. Пифагор
Первый греческий и вместе с тем первый европейский философ – это
1. Фалес
2. Ксенофан
3. Зенон Элейский
4. Платон
Разработка «майевтики» как способа достижения истины связана с именем…
[Сократа]
Согласно Пармениду, бытие есть
1. То, что неподвижно, неизменно и умопостигаемо
2. Иллюзия
3. Чувственновоспринимаемый мир
4. Процесс непрерывного изменения и становления
Метемпсихоз – это
1. Разновидность психического заболевания
2. Учение о переселении душ
3. Учение о качестве духовной жизни
4. Учение о четырёх причинах
Греческая мысль зародилась в городах Ионии (побережье Малой Азии) и Южной Италии, а своего расцвета достигла в
1. Афинах
2. Спарте
3. Дельфах
4. Эретрии
Элеаты утверждают, что изменение невозможно
1. Физически
2. Логически
3. Реально
4. Социально
Выражение «Душа – это первая энтелехия естественного тела» принадлежит
1. Аристотелю
2. Канту
3. Платону
4. Эмпедоклу
Истинное бытие по Платону – это
1. Мир эйдосов (идей)
2. Мир чувственновоспринимаемых вещей
3. Мир человеческой души
4. Космос
То, что познание бытия тождественно познанию начал и причин утверждал …
[Аристотель]
Основной тезис философии Парменида – это тезис
1. Небытие мыслимо
2. Бытие невозможно мыслить
3. Небытие есть
4. Бытие есть
5. Небытие невозможно не мыслить
«Занебесная область», где существуют идеи в философии Платона носит название
1. Герменевтика
2. Гиперпространство
3. Гиперурания
4. Гипериллюзия
К положению «Всё есть вода» Фалес пришёл
1. Наблюдая за водой в ее естественных состояниях
2. Из метафизического положения, что вода есть «фюсис»
3. Из совокупности экспериментов
4. Из изучения поэзии
Понятия «бытие» и «небытие» ввел в философию древнегреческий философ…
[Парменид]
Руководство по онтологии, эпистемологии и философским взглядам для междисциплинарных исследователей – Интеграция и понимание реализации
Кэти Мун и Дебора Блэкман
Кэти Мун (биография)Все эти вопросы важны для исследований в области социальных наук. Здесь мы представляем философское руководство для ученых, помогающее создавать эффективные социальные науки (адаптировано из Moon and Blackman, 2014).
Дебора Блэкман (биография)Понимание философии важно, потому что исследования в области социальных наук могут быть осмысленно интерпретированы только тогда, когда есть ясность в отношении принятых решений, влияющих на результаты исследования. Некоторые из этих решений основаны, не всегда осознанно, на некоторых ключевых философских принципах, как показано на рисунке ниже.
Философия обеспечивает общие принципы теоретического мышления, метод познания, перспективы и самосознания, все из которых используются для получения знаний о реальности и для планирования, проведения, анализа и интерпретации исследований и их результатов. На рисунке ниже показаны три основных направления философии, которые важны в науках, и служит для иллюстрации различий между ними.
Руководство по социальным наукам, состоящее из онтологии, эпистемологии и философских взглядов. При чтении слева направо элементы приобретают более многомерный характер (например, эпистемология: от объективизма к субъективизму). Элементы внутри каждой ветви располагаются в соответствии с их конгруэнтностью с элементами из других ветвей, поэтому при чтении сверху вниз (или снизу вверх) элементы из одной ветви выравниваются с элементами из другой (например, критическая реалистическая онтология, конструкционистская эпистемология, и интерпретативистские философские взгляды). Подкатегории элементов (т.(Источник: Moon and Blackman 2014)
Онтология
Первая ветвь — онтология, или «учение о бытии», которое занимается тем, что реально существует в мире, о чем люди могут получить знания. Онтология помогает исследователям понять, насколько они могут быть уверены в природе и существовании объектов, которые исследуют. Например, какие «утверждения об истинности» может сделать исследователь относительно реальности? Кто определяет легитимность того, что является «реальным»? Как исследователи справляются с различными и противоречивыми представлениями о реальности?
Чтобы проиллюстрировать это, реалистическая онтология связана с существованием одной-единственной реальности, которую можно изучать, понимать и переживать как «истину»; реальный мир существует независимо от человеческого опыта. Между тем, релятивистская онтология основана на философии, согласно которой реальность конструируется в человеческом разуме, так что не существует одной «истинной» реальности. Вместо этого реальность «относительна» в зависимости от того, как люди воспринимают ее в любое время и в любом месте.
Эпистемология
Вторая ветвь — это эпистемология, «учение о знании». Эпистемология касается всех аспектов достоверности, объема и методов приобретения знаний, таких как: а) что составляет утверждение о знании; б) как можно приобрести или произвести знание; и c) как можно оценить степень его передачи. Эпистемология важна, потому что она влияет на то, как исследователи строят свои исследования в своих попытках обнаружить знания.
Глядя на отношения между субъектом и объектом, мы можем исследовать идею эпистемологии и то, как она влияет на дизайн исследования. Объективистская эпистемология предполагает, что реальность существует вне или независимо от индивидуального разума. Объективистское исследование полезно для обеспечения надежности (непротиворечивости полученных результатов) и внешней валидности (применимости результатов к другим контекстам).
Конструктивистская эпистемология отвергает идею о том, что объективная «истина» существует и ждет своего открытия. Наоборот, «истина» или смысл возникает в нашем взаимодействии с реалиями нашего мира и из него. То есть «реальный мир» не существует независимо от человеческой деятельности или символического языка. Ценность конструкционистского исследования заключается в создании контекстуального понимания определенной темы или проблемы.
Субъективистская эпистемология связана с идеей о том, что реальность может быть выражена в ряде символьных и языковых систем, а также расширена и сформирована в соответствии с целями людей, так что люди придают смысл миру и интерпретируют его осмысленным образом. им. Например, аквалангист может интерпретировать тень в воде в зависимости от того, был ли он предупрежден об акуле в этом районе (акула), ожидает лодку (лодка) или ожидает изменения погоды (облака). Ценность субъективистского исследования заключается в выявлении того, как индивидуальный опыт формирует его восприятие мира.
Философские взгляды
Происходящие из онтологии (то, что существует для того, чтобы люди знали) и эпистемологии (как создается знание и что возможно знать) являются философские взгляды, система обобщенных взглядов на мир, которые формируют убеждения которые направляют действие.
Философские взгляды важны, потому что, будучи явными, они раскрывают предположения, которые делают исследователи в отношении своих исследований, что приводит к выбору, который применяется к цели, дизайну, методологии и методам исследования, а также к анализу данных и интерпретация. На самом базовом уровне простой выбор того, что изучать в науке, навязывает ценность предмету.
Заключение
Понимание философской основы науки имеет решающее значение для правильной и осмысленной интерпретации результатов исследований. С ростом междисциплинарных исследований изучение точек различия и пересечения между философскими подходами может вызвать критические размышления и дискуссии о том, что мы можем знать, что мы можем узнать и как это знание может повлиять на ведение науки и последующие решения. и действия.
Как ваша философская точка зрения влияет на ваши исследования? Каков ваш опыт столкновения философских взглядов в междисциплинарных исследованиях? Как вы узнали о них и решили их? Считаете ли вы, что исследователи должны признавать различные философии в междисциплинарных исследовательских группах?
Чтобы узнать больше :
Мун, К., и Блэкман, Д. (2014). Руководство по пониманию исследований в области социальных наук для ученых-естествоиспытателей. Биология сохранения , 28 : 1167-1177. Онлайн: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/cobi.12326/full
Биография: Кэти Мун — научный сотрудник после докторской диссертации в Университете Нового Южного Уэльса, Канберра. Она также является адъюнктом в Институте прикладной экологии Канберрского университета. Она работала в области экологической политики в течение 17 лет в Австралии и Европе, в правительстве, частном секторе и научных кругах. Ее исследования сосредоточены на том, как правильные инструменты политики могут сочетаться с нужными людьми; роль фактических данных в разработке и осуществлении политики; и как увеличить успех реализации политики .
Биография: Дебора Блэкман — профессор стратегии управления государственным сектором и заместитель директора Исследовательской группы государственной службы в Университете Нового Южного Уэльса, Канберра. Она исследует передачу знаний в различных прикладных контекстах реального мира. Общая тема ее работы — создание новых организационных диалогов с целью повышения организационной эффективности. Это включало укрепление системы управления эффективностью на государственной службе Австралии; роль социального капитала в долгосрочном восстановлении после стихийных бедствий; и разработка новой диагностической модели для поддержки эффективной совместной работы в рамках общегосударственных инициатив .
Похожие посты:
Руководство для междисциплинарных исследователей: добавление аксиологии к онтологии и эпистемологии Питера Дина
https://i2insights. org/2018/05/22/axiology-and-interdisciplinarity/
междисциплинарное исследование Эвелин Бристер
https://i2insights.org/2017/10/31/epistemology-and-interdisciplinarity/
Преобразование трансдисциплинарности: переплетение философского с прагматическим, чтобы выйти за рамки мышления Кэти Росс и Синтии Митчелл
https://i2insights.org/2018/11/13/transdisciplinarity-and-either-or-thinking/
Какова роль теории в трансдисциплинарных исследованиях? от Рабочей группы по теории на Базельской международной междисциплинарной конференции
2015 г. ..
Мнение: Зачем науке нужна философия
Знание исторической и философской подоплеки дает такую независимость от предрассудков своего поколения, от которых страдает большинство ученых. Эта независимость, созданная философским прозрением, является, по моему мнению, признаком различия между простым ремесленником или специалистом и настоящим искателем истины.
Альберт Эйнштейн, письмо Роберту Торнтону, 1944 г.
Несмотря на тесную историческую связь между наукой и философией, современные ученые часто воспринимают философию как нечто совершенно отличное от науки и даже противостоящее ей. Мы утверждаем здесь, что, напротив, философия может иметь важное и продуктивное влияние на науку.
Открыть в отдельном окне
Несмотря на тесные исторические связи между наукой и философией, восходящие к Платону, Аристотелю и другим (здесь вспоминается знаменитая Афинская школа Рафаэля), современные ученые часто воспринимают философию как нечто совершенно отличное от и даже противоречащих науке. Наоборот, мы считаем, что философия может оказать важное и продуктивное влияние на науку. Изображение предоставлено: Shutterstock.com/Isogood_patrick.
Мы проиллюстрируем нашу точку зрения тремя примерами, взятыми из различных областей современных наук о жизни. Каждый из них связан с передовыми научными исследованиями, и каждый был однозначно признан практикующими исследователями как полезный вклад в науку. Эти и другие примеры показывают, что вклад философии может принимать как минимум четыре формы: прояснение научных понятий, критическая оценка научных предположений или методов, формулирование новых понятий и теорий, поощрение диалога между различными науками, а также между наукой и обществом.
Концептуальное уточнение и стволовые клетки.
Во-первых, философия предлагает концептуальное разъяснение. Концептуальные разъяснения не только улучшают точность и полезность научных терминов, но также ведут к новым экспериментальным исследованиям, поскольку выбор данной концептуальной основы сильно ограничивает то, как задуманы эксперименты.
Определение стволовых клеток является ярким примером. Философия имеет давнюю традицию исследования свойств, и инструменты, используемые в этой традиции, недавно были применены для описания «стволовости», свойства, которое определяет стволовые клетки. Один из нас показал, что в современном научном знании под маской стволовости существуют четыре различных вида свойств (1). В зависимости от типа ткани стволовость может быть категориальным свойством (внутреннее свойство стволовой клетки, независимое от ее окружения), диспозиционным свойством (внутреннее свойство стволовой клетки, которое контролируется микроокружением), реляционным свойством. (внешнее свойство, которое может быть придано нестволовым клеткам микроокружением) или системное свойство (свойство, которое поддерживается и контролируется на уровне всей клеточной популяции).
Исследователь биологии стволовых клеток и рака Ханс Клеверс отмечает, что этот философский анализ выдвигает на первый план важные семантические и концептуальные проблемы в онкологии и биологии стволовых клеток; он также предполагает, что этот анализ легко применим к экспериментам (2). Действительно, помимо концептуального разъяснения, эта философская работа имеет практическое применение, как показано на примере раковых стволовых клеток в онкологии.
Исследования, направленные на разработку лекарств, нацеленных либо на раковые стволовые клетки, либо на их микроокружение, на самом деле основаны на различных видах стволовости и, таким образом, могут иметь разную степень успеха в зависимости от типа рака (1). Более того, они могут не охватывать все типы рака, потому что современные терапевтические стратегии не учитывают системное определение стволовости. Таким образом, определение типа стволовости, обнаруженной в каждой ткани и раке, полезно для направления разработки и выбора противоопухолевой терапии. На практике эта структура привела к исследованию методов лечения рака, которые сочетают в себе воздействие на внутренние свойства раковых стволовых клеток, их микроокружение и иммунные контрольные точки, чтобы охватить все возможные виды стволовости (3).
Кроме того, эта философская концепция недавно была применена к другой области — изучению органоидов. В систематическом обзоре экспериментальных данных по органоидам из различных источников Picollet-D’hahan et al. (4) охарактеризовал способность образовывать органоиды как диспозиционное свойство. Затем они могли бы утверждать, что для повышения эффективности и воспроизводимости производства органоидов, что является серьезной текущей проблемой в этой области, исследователям необходимо лучше понять внутреннюю часть свойств диспозиции, на которую влияет микроокружение. Чтобы различать внутренние особенности клеток с таким расположением, эта группа в настоящее время разрабатывает высокопроизводительные функциональные геномные методы, позволяющие исследовать роль практически каждого человеческого гена в формировании органоидов.
Иммуногенность и микробиом.
В дополнение к своей роли в прояснении понятий философия может способствовать критике научных предположений и даже может активно формулировать новые, проверяемые и прогностические теории, которые помогают прокладывать новые пути для эмпирических исследований.
Например, философская критика иммунной схемы «я-не-я» (5) привела к двум значительным научным открытиям. Во-первых, это послужило основой для формулирования новой теоретической основы, теории прерывности иммунитета, которая дополняет предыдущие модели само-не-я и опасности, предполагая, что иммунная система реагирует на внезапные модификации антигенных мотивов (6). Эта теория проливает свет на многие важные иммунологические явления, включая аутоиммунные заболевания, иммунные реакции на опухоли и иммунологическую толерантность к хронически экспрессируемым лигандам. Теория прерывистости была применена к множеству вопросов, помогая исследовать эффекты химиотерапевтических агентов на иммуномодуляцию при раке и объясняя, как естественные клетки-киллеры постоянно изменяют свой фенотип и функции посредством взаимодействия со своими лигандами таким образом, чтобы обеспечить толерантность к телесным воздействиям. (само) составляющие (7). Теория также помогает объяснить последствия повторных вакцинаций у лиц с ослабленным иммунитетом (8) и предлагает динамические математические модели активации иммунитета. В совокупности эти различные эмпирические оценки иллюстрируют, как философски вдохновленные предложения могут привести к новым экспериментам, открывая новые возможности для исследований.
Во-вторых, философская критика, наряду с другими философскими подходами, внесла вклад в представление о том, что каждый организм, далек от того, чтобы быть генетически гомогенной личностью, представляет собой симбиотическое сообщество, укрывающее и терпящее множество чужеродных элементов (включая бактерии и вирусы), которые распознаются, но не устраняется его иммунной системой (9). Исследования симбиотической интеграции и иммунной толерантности имеют далеко идущие последствия для нашей концепции того, что представляет собой индивидуальный организм, который все чаще рассматривается как сложная экосистема, ключевые функции которой, от развития до защиты, восстановления и познания, зависят от взаимодействия с микробами. (9).
Влияние на когнитивную науку.
Изучение познания и когнитивной нейронауки предлагает поразительную иллюстрацию глубокого и долговременного влияния философии на науку. Как и в случае с иммунологией, философы сформулировали влиятельные теории и эксперименты, помогли инициировать конкретные исследовательские программы и внесли свой вклад в изменение парадигмы. Но масштабы влияния затмевают случай иммунологии. Философия сыграла роль в переходе от бихевиоризма к когнитивизму и вычислительной технике в XIX веке.60-е годы. Возможно, наиболее заметной была теория модульности сознания, предложенная философом Джерри Фодором (10). Его влияние на теории когнитивной архитектуры трудно переоценить. Отдавая дань уважения смерти Фодора в 2017 году, ведущий когнитивный психолог Джеймс Рассел рассказал в журнале Британского психологического общества о «психологии когнитивного развития BF (до Фодора) и AF (после Фодора)» (https://thepsychologist.bps.org). .uk/jerry-fodor-1935-2017).
Модульность относится к идее о том, что психические феномены возникают в результате действия множества различных процессов, а не одного недифференцированного. Вдохновленный экспериментальной психологией, хомской лингвистикой и новыми вычислительными теориями в философии сознания, Фодор предположил, что человеческое познание структурировано в виде набора низкоуровневых, специфичных для предметной области, информационно инкапсулированных специализированных модулей и более высокого уровня, общая центральная система для абдуктивных рассуждений, при которой информация течет только вверх по вертикали, а не вниз или по горизонтали (т. Е. Между модулями). Он также сформулировал строгие критерии модульности. По сей день предложение Фодора устанавливает условия для многих эмпирических исследований и теорий во многих областях когнитивной науки и нейронауки (11, 12), включая когнитивное развитие, эволюционную психологию, искусственный интеллект и когнитивную антропологию. Хотя его теория была пересмотрена и подвергнута сомнению, исследователи продолжают использовать, корректировать и обсуждать его подход и базовый концептуальный инструментарий.
Философия и наука используют общие инструменты логики, концептуального анализа и строгой аргументации. Тем не менее, философы могут оперировать этими инструментами с такой тщательностью, свободой и теоретической абстракцией, которые практикующие исследователи часто не могут себе позволить в своей повседневной деятельности.
Задача ложного убеждения представляет собой еще один ключевой пример влияния философии на когнитивные науки. Философ Дэниел Деннет был первым, кто сформулировал основную логику этого эксперимента как пересмотр теста, используемого для оценки теории разума, способности приписывать психические состояния себе и другим (13). Это задание проверяет способность приписывать другим убеждения, которые вы считаете ложными, ключевая идея заключается в том, что рассуждения о ложных убеждениях других, в отличие от истинных убеждений, требуют представления о других людях как обладающих ментальными представлениями, которые расходятся с вашими собственными и каков мир на самом деле. Его первое эмпирическое применение было в 1983 (14) в статье, название которой «Убеждения об убеждениях: представление и ограничивающая функция неверных убеждений в понимании обмана маленькими детьми», само по себе является прямой данью уважения вкладу Деннета.
Задача на ложное убеждение представляет собой этапный эксперимент в различных областях когнитивной науки и нейронауки с широким применением и последствиями. Они включают в себя тестирование стадий когнитивного развития у детей, обсуждение архитектуры человеческого познания и его отличительных способностей, оценку теории умственных способностей у человекообразных обезьян, разработку теорий аутизма как умственной слепоты (согласно которым трудности при выполнении задания на ложные убеждения являются связанные с состоянием), и определение того, какие конкретные области мозга связаны со способностью рассуждать о содержании разума другого человека (15).
Философия также помогла области когнитивной науки отсеять проблематичные или устаревшие предположения, способствуя научным изменениям. Понятия «ум», «интеллект», «сознание» и «эмоции» повсеместно используются в различных областях, и часто их значение не совпадает (16). Разработка искусственного интеллекта, построение психологических теорий переменных психического состояния и использование инструментов нейронауки для исследования сознания и эмоций требуют концептуальных инструментов для самокритики и междисциплинарного диалога — именно тех инструментов, которые может предоставить философия.
Открыть в отдельном окне
Философия — иногда обозначаемая греческой буквой фи — может помочь продвинуть все уровни научной деятельности, от теории до эксперимента. Недавние примеры включают вклад в биологию стволовых клеток, иммунологию, симбиоз и когнитивную науку. Изображение предоставлено: Вибке Бреттинг (художник).
Философия и научное знание.
Приведенные выше примеры далеко не единственные: в науках о жизни философская рефлексия сыграла важную роль в таких разнообразных вопросах, как эволюционный альтруизм (17), споры о единицах отбора (18), построение «дерева жизни» (19), преобладание микробов в биосфере, определение гена и критическое рассмотрение концепции врожденности (20). Точно так же в физике фундаментальные вопросы, такие как определение времени, были обогащены работами философов. Например, анализ временной необратимости Хью Прайса (21) и замкнутых временных кривых Дэвида Льюиса (22) помог рассеять концептуальную путаницу в физике (23).
Вдохновленные этими и многими другими примерами, мы видим, что философия и наука находятся в континууме. Философия и наука используют общие инструменты логики, концептуального анализа и строгой аргументации. Тем не менее, философы могут оперировать этими инструментами с такой тщательностью, свободой и теоретической абстракцией, которые практикующие исследователи часто не могут себе позволить в своей повседневной деятельности. Философы, обладающие соответствующими научными знаниями, могут затем внести значительный вклад в развитие науки на всех уровнях научного предприятия, от теории до эксперимента, как показывают приведенные выше примеры.
Но как на практике мы можем способствовать сотрудничеству между исследователями и философами? На первый взгляд решение может показаться очевидным: каждое сообщество должно сделать шаг навстречу другому. Однако было бы ошибкой считать это легкой задачей. Препятствий много. В настоящее время значительное число философов презирают науку или не видят ее актуальности для своей работы. Даже среди философов, предпочитающих диалог с исследователями, немногие хорошо разбираются в новейшей науке. И наоборот, немногие исследователи осознают преимущества, которые могут принести философские идеи. В нынешнем научном контексте, где преобладает растущая специализация и растущие потребности в финансировании и результатах, лишь очень ограниченное число исследователей имеют время и возможность хотя бы знать о научных работах, созданных философами, не говоря уже о том, чтобы их читать.
Чтобы преодолеть эти трудности, мы считаем, что ряд простых рекомендаций, которые могут быть легко реализованы, могут помочь преодолеть разрыв между наукой и философией. Воссоединение между философией и наукой и весьма желательно, и более осуществимо на практике, чем предполагалось десятилетиями отчуждения между ними.
i )
Освободите место для философии на научных конференциях. Это очень простой механизм, позволяющий исследователям оценить потенциальную полезность идей философов для их собственных исследований. В свою очередь, больше исследователей могли бы участвовать в конференциях по философии, расширяя усилия таких организаций, как Международное общество истории, философии и социальных исследований биологии; Ассоциация философии науки; и Общество философии науки на практике.
ii )
Принимает философов в научных лабораториях и отделах. Это мощный способ (уже исследованный некоторыми авторами и другими) для философов изучать науку и проводить более адекватный и обоснованный анализ, а для исследователей извлекать пользу из философских материалов и акклиматизироваться к философии в целом. Возможно, это самый эффективный способ помочь философии оказать быстрое и конкретное влияние на науку.
iii )
Совместное руководство аспирантами. Совместное руководство аспирантами исследователем и философом — прекрасная возможность сделать возможным перекрестное питание двух областей. Это облегчает создание диссертаций, которые являются экспериментально богатыми и концептуально строгими, и в процессе обучает следующее поколение ученых-философов.
iv )
Создание учебных программ, сбалансированных по науке и философии, которые способствуют подлинному диалогу между ними. Некоторые такие учебные программы уже существуют в некоторых странах, но их расширение должно стать первоочередной задачей. Они могут предоставить студентам, изучающим естественные науки, перспективу, которая поможет им лучше решать концептуальные задачи современной науки, и предоставить философам прочную основу для научных знаний, которые окажут максимальное влияние на науку. Учебные программы по естественным наукам могут включать уроки истории науки и философии науки. Учебные программы по философии могут включать научный модуль.
v )
Читайте науку и философию. Чтение науки необходимо для практики философии науки, но чтение философии также может стать отличным источником вдохновения для исследователей, как показано в некоторых из приведенных выше примеров. Например, журнальные клубы, где обсуждаются вклады как в науку, так и в философию, представляют собой эффективный способ интеграции философии и науки.
ви )
Открытие новых разделов, посвященных философским и концептуальным вопросам в научных журналах. Эта стратегия была бы подходящим и убедительным способом предположить, что философская и концептуальная работа является продолжением экспериментальной работы, поскольку она вдохновляется ею и может вдохновить ее в ответ. Это также сделало бы философские размышления о конкретной научной области гораздо более заметными для соответствующего научного сообщества, чем когда они публикуются в философских журналах, которые ученые редко читают.
Мы надеемся, что изложенные выше практические шаги будут способствовать возрождению интеграции науки и философии. Кроме того, мы утверждаем, что поддержание тесной связи с философией повысит жизнеспособность науки. Современная наука без философии упрется в стену: поток данных в каждой области будет делать интерпретацию все более и более сложной, пренебрежение широтой и историей приведет к дальнейшему расщеплению и разделению научных дисциплин, а акцент на методах и эмпирических результатах приведет к более мелкому и более поверхностная подготовка студентов. Как писал Карл Вёзе (24): «общество, которое позволяет биологии стать инженерной дисциплиной, которое позволяет науке играть роль изменения живого мира, не пытаясь его понять, представляет опасность для самого себя». Нам необходимо оживление науки на всех уровнях, возвращающее нам блага тесной связи с философией.
Т.П. получила финансирование от Европейского исследовательского совета (ERC) в рамках исследовательской и инновационной программы Horizon 2020 Европейского Союза, грант 637647 – IDEM. М.М.-Н. финансируется грантами NIH R37 AI050661 и R01 OD011024. Р.А. частично финансируется грантом NSF BCS-1845958.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Любые мнения, выводы, заключения или рекомендации, выраженные в этой работе, принадлежат авторам и не были одобрены Национальной академией наук.
1. Лаплан Л. Раковые стволовые клетки: философия и методы лечения. Издательство Гарвардского университета; Кембридж, Массачусетс: 2016. [Google Scholar]
2. Клеверс Х. Терапия рака: определение стволовости. Природа. 2016; 534: 176–177. [Google Scholar]
3. Bialkowski L, et al. Блокада иммунных контрольных точек в сочетании с ингибированием IL-6 и TGF-β улучшает терапевтический результат иммунотерапии на основе мРНК. Инт Джей Рак. 2018; 143: 686–698. [PubMed] [Google Scholar]
4. Picollet-D’hahan N, Dolega ME, Freida D, Martin DK, Gidrol X. Расшифровка внутренних свойств клеток: ключевой вопрос для надежного производства органоидов. Тенденции биотехнологии. 2017;35:1035–1048. [PubMed] [Академия Google]
5. Прадеу Т., Кароселла Э.Д. Об определении критерия иммуногенности. Proc Natl Acad Sci USA. 2006; 103:17858–17861. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
6. Pradeu T, Jaeger S, Vivier E. Скорость изменений: на пути к прерывистой теории иммунитета? Нат Рев Иммунол. 2013; 13: 764–769. [PubMed] [Google Scholar]
7. Boudreau JE, Hsu KC. Образование естественных клеток-киллеров и реакция на инфекцию и терапию рака: следите за обновлениями. Тренды Иммунол. 2018;39: 222–239. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
8. Rinaldi S, et al. Реакции антител, но не В-клеток памяти, снижены у вертикально инфицированных ВИЧ-1 детей и молодых людей, ежегодно вакцинируемых против гриппа. вакцина. 2014; 32: 657–663. [PubMed] [Google Scholar]
9. McFall-Ngai M, et al. Животные в бактериальном мире — новый императив наук о жизни. Proc Natl Acad Sci USA. 2013;110:3229–3236. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
10. Фодор Я.А. Модульность разума: очерк факультетской психологии. Массачусетский технологический институт Пресс; Кембридж, Массачусетс: 1983. [Google Scholar]
11. Барретт Х.К., Курцбан Р. Модульность в познании: формирование дебатов. Psychol Rev. 2006; 113: 628–647. [PubMed] [Google Scholar]
12. Канвишер Н. Специфичность домена в восприятии лица. Нат Нейроски. 2000;3:759–763. [PubMed] [Google Scholar]
13. Деннет, округ Колумбия. Убеждения об убеждениях. Behav Brain Sci. 1978; 1: 568–570. [Google Scholar]
14. Уиммер Х., Пернер Дж. Убеждения об убеждениях: представление и ограничивающая функция неправильных убеждений в понимании обмана маленькими детьми. Познание. 1983;13:103–128. [PubMed] [Google Scholar]
15. Frith U, Frith CD. Развитие и нейрофизиология ментализации. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2003; 358: 459–473. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
16. Адольфс Р. Неврология эмоций: новый синтез. Издательство Принстонского университета; Принстон: 2018.