Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Функция в психологии это: Функции психологической коррекции

Функции психологической коррекции

Функция в психологии

Определение 1

Функцией в психологии – это отдельный способ деятельности, особая форма поведения или психологического функционирования личности.

Модель Юнга опирается на четыре психологические функции:

  • мышление,
  • чувство,
  • ощущение,
  • интуицию.

Благодаря этим четырем функциям, по мнению Юнга, достигнута определенная степень цельности сознания, так ощущение устанавливает, что происходит фактически, а мышление дает возможность распознать его значение, чувство говорит о его ценности, интуиция рассказывает «откуда» появился этот факт и «куда» может быть направлен.

Эти психологические функции надо рассматривать как способы освоения и организации жизни.

Процесс аналитической деятельности мозга связан с функцией «мышление», которая отвечает за выявление объективных причинно-следственных связей.

Функция «чувствование» направлена на эмоциональную оценку воспринимаемого. Человек за свою жизнь воспринимает информацию об окружающем мире, поэтому всё начинается со сбора информации. Реализация этого процесса имеет два способа – с помощью ощущения (сенсорный способ) и с помощью интуиции (интуитивный способ).

Собрав и восприняв информацию, человек принимает то или иное решение, выносит суждения. Выделяют два вида способов принятия решений – логический, принимаемый с помощью мышления и чувственный.

Юнг разделил функции на две группы:

  • Первая группа получила название иррациональной, в неё вошли функции ощущения и интуиции. Эта группа связана с процессом безоценочного восприятия и отвечает за контакт человека с внешним миром;
  • Вторая группа функций рациональная – это мышление и чувство, которые, по мнению Юнга, связаны с процессом различения явлений и событий окружающего мира, связаны с оценочным суждением.

Воспринимая информацию, человек одновременно её оценивает. Оценка может осуществляться объективным и субъективным способом.

Для человека характерны все четыре функции, но более развитой и более сознательной по сравнению с другими, остается одна функция, что является началом развития односторонности, порой приводящей к неврозу.

Ведущая функция контролируется сознанием. Она является выражением сознательной личности, целей, воли, главных достижений. Психологический индивидуальный тип складывается под влиянием доминирующей или более развитой функции. Подчиненные или менее развитые функции имеют спонтанное проявление и недоступность для воли, ею нельзя управлять и, более того, можно стать её жертвой.

Одним из главных недостатков подчиненной функции является её медлительность, скорости ведущей функции она никогда не достигнет. Однако когда происходит проявление подчиненной функции, люди проявляют повышенную эмоциональность.

Основные функции психики

Каждый человек имеет свои уникальные функции психики, которые дают ему возможность подстроиться к любым жизненным изменениям.

Рисунок 1. Основные функции психики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 1

Б.Ф. Ломов выделяет основные и неосновные функции психики. К основным он относит: когнитивную, регуляторную, коммуникативную, информационную, эмотивную и конативную.

Когнитивные или познавательные функции являются основой для других функций. Благодаря когнитивным функциям человек мыслит, осмысленно строит свою речь, целостно воспринимает окружающий мир. Уровень развития этих функций у людей разный – разная устойчивость, сосредоточенность, способ переключаться, концентрация, объем.

Сознание человека отвечает за регуляторные функции психического процесса, которые направлены на управление взаимодействием с внешним миром, на налаживание отношений с окружающими людьми. С помощью регулятивной функции обеспечивается неосмысленное реагирование на раздражающие внешние элементы. После того, как эта функция окрепнет внутри личности, она помогает человеку вырабатывать волевые качества, принимать решения и отвечать за них.

Взаимодействие с окружающими людьми устанавливается с помощью речи, которая является важнейшим для этого элементом. Благодаря коммуникации люди объединяются для достижения поставленных целей.

Предпосылкой появления сознания стала необходимость в организации совместной деятельности и постепенно привела первобытного человека к изобретению речевой коммуникации. В процессе общения устанавливаются взаимоотношения между людьми.

С коммуникативной функцией тесную связь имеет информационная функция, рассчитанная на долгосрочное хранение в памяти запоминающих деталей. В информационной функции принимают участие психофизиологические качества, помогающие личности выражать представление о мире с его точки зрения.

Трансляция информации идет посредством сообщения «передача-прием» и проходит обработку восприятием и ощущением. Знаковая информация нагружается смыслом и по каналам связи передается прямо в мозговой центр.

За эмоции и душевные ситуации отвечает эмотивная функция психики. Её воздействие на эмоциональную сферу человека может быть вызвано чисто информативным сообщением, сухо изложенным фактом. Примером наглядной реализации этой функции является художественная литература, публицистика и кино.

Конативную функцию русский психиатр В.Н. Мясищев называл «тенденцией овладения». Их психологическая трансформация задает изнутри направленность внешнему поведению и деятельности, поэтому они связаны с внутренними побудителями психической активности человека. Побудителями могут быть потребности, установки, влечения, склонности, желания, мотивы, в которых происходит их интеграция.

Психологическая коррекция когнитивных функций

Когнитивная психокоррекция основное внимание фиксирует на познавательных структурах психики, упор делается на личность, на её логические способности.

Коррекционная работа психолога связана с организацией познавательных структур, а в ряде случаев со сложностями проблемы общения, внутренними конфликтами и др.

Замечание 2

Когнитивная психокоррекция ориентируется на настоящее. Особое внимание клиента обращается на мысли о мире и о себе. Научить клиента новому способу мышления – основа коррекции, а её задача – изменить восприятие себя и окружающей действительности.

Нарушить когнитивные функции могут даже малейшие травмы. Факторами, приводящими к нарушениям, могут стать дегенеративные болезни – болезнь Паркинсона, Альцгеймера, болезни сосудов, проблемы с метаболизмом, нейроинфекции, травмы головного мозга и др.

Когнитивная психокоррекция ставит перед собой цель – исправить ошибочно переработанную информацию и оказать помощь клиенту в изменении убеждений, поддерживающих неадаптивное поведение и эмоции.

Для когнитивной коррекции используется целый ряд методов:

  • Метод «Фиксированной роли», когда клиенту, с помощью необходимых приемов, предлагают посмотреть на мир глазами другого человека и соответственно себя вести. С помощью психолога клиент пробует себя в разных ролях, и эта ролевая игра разворачивается в реальной жизни клиента;
  • Метод «Подъем по лестнице», дает возможность изучить иерархию конструктов. При использовании клиентом подчиняющих контруктов, психолог задает вопрос «почему?» Таким образом, обсуждение конструктов с помощью вопросов, похоже на подъем вверх;
  • Метод «Складывание пирамиды» похож на подъем вверх по лестнице. Отличие заключается в том, что вместо вопроса «почему?», психолог задает вопрос «как?». Складывание пирамиды – это движение «вниз», к описанию и конкретизации поведения в результате действия какого-либо конструкта.

Клиент, разыгрывая различные ситуации с помощью психолога, постепенно начинает осознавать, что можно успешно экспериментировать с межличностными отношениями.

Приобретая новые навыки, клиент понимает, что у своего социального окружения может вызывать именно те реакции, которые ему необходимы. Однако в дальнейшем клиент не должен играть предложенную психологом роль, так утверждал Дж. Келли.

Конструирование собственной личности в новых условиях, является заданием для клиента, и продолжаться оно может всю жизнь.

Все когнитивные подходы коррекции используют поведенческие техники.

Психологические функции

Понятие «психическая функция», введённое Юнгом. Психологические функции — формы психической деятельности, которые не могут быть сведены одна к другой. Две функции являются рациональными, это мышление и эмоции. Две — иррациональными, это ощущение и интуиция.

Эти функции  принципиально отличаются от фантазии, воли и внимания. Фантазия может проявляться во всех четырех функциях.  Воля и внимание — совершенно второстепенные психические явления. Каждый человек одновременно и интроверт, и экстраверт. Интроверсия и экстраверсия психологического типа — это преобладание одной из психических установок над другой. Но установки проявляются в процессе психической деятельности. Получается, что для более точного выяснения того, какая психологическая установка преобладает в психике данного человека, нужно разбираться дальше.  Восприятие — это процесс формирования психического образа предметов и явлений внешнего мира, непосредственно воздействующих на человека.

  Суждение — психический акт, в котором утверждается или отрицается некоторое отношение человека к предметам и его свойствам.

Восприятие больше иррационально, суждение — рационально. Иррациональные психологические функции, то есть ощущение и интуиция, производны от восприятия. Первоначально они обеспечивают именно восприятие. Рациональные функции, то есть мышление и эмоции/чувства, происходят от суждения. 

Психические функции, по Юнгу, «не сводимы друг к другу»: работа всех четырёх функций необходима для целостного функционирования индивида. Однако он утверждает, что доминирование той или иной функции является нормальным явлением и даже необходимо для достижения социального успеха.

Мышление должно тщательно исключать чувство, если только оно желает быть настоящим, верным своему принципу мышлением. Это, конечно, не исключает существование индивидов, у которых мышление и чувство стоят на одинаковой высоте, причем и то и другое имеет одинаковую сознательную силу мотивации.

Но в таком случае речь идёт не о дифференцированном типе, а о сравнительно неразвитом мышлении и чувстве. Равномерная сознательность и бессознательность функций есть, следовательно, признак примитивного состояния духа. Юнг следующим образом определял психические функции:

Мышление — та функция, которая, следуя своим собственным законам, приводит данные содержания представлений в понятийную связь.

Чувство — функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо — плохо, красиво — некрасиво.

Ощущение — это восприятие, совершающееся посредством органов чувств.

Интуиция — функция, которая передаёт субъекту восприятие бессознательным путём. Предметом такого восприятия может быть всё — и внешние, и внутренние объекты или их сочетания.

Особенность интуиции состоит в том, что она не есть ни чувственное ощущение, ни чувство, ни интеллектуальный вывод, хотя она может проявляться и в этих формах. При интуиции какое-нибудь содержание представляется нам как готовое целое, без того, чтобы мы сначала были в состоянии указать или вскрыть, каким образом это содержание создалось.

В соответствии с преобладающей функцией Юнг выделяет мыслительный, чувственный, ощущающий и интуитивный типы личности. С учётом «типа установки» каждый из них может быть как экстравертным, так и интровертным, что в сумме даёт «восемь наглядных психологических типов».

Для более точного описания человеческой психики Юнг ввёл понятие «вспомогательной» или «дополнительной» функции.

Все функции он разделил на два класса: «рациональные», то есть лежащие в сфере разума — мышление и чувство, — и «иррациональные», то есть лежащие «за пределами разума» — ощущение и интуиция. Доминирование какой-либо функции требует подавления противоположной функции (мышление исключает чувство, ощущение — интуицию и наоборот).

В дополнение к доминирующей функции может быть развита вспомогательная функция другого класса. Так, например, при доминировании рациональной чувственной функции дополнительно к ней может быть развита иррациональная функция ощущения либо интуиции, а при доминировании иррациональной интуиции может быть развита рациональная функция мышления либо чувства.

Основная функция

С учётом дополнительной функции

Мышление

Мышление + ощущение

Мышление + интуиция

Чувство

Чувство + ощущение

Чувство + интуиция

Ощущение

Ощущение + мышление

Ощущение + чувство

Интуиция

Интуиция + мышление

Интуиция + чувство

Каковы функции психологии

Психология

Рубика К.

спросил 18.01.22

Подписаться

Подробнее

Отчет

3 ответа от опытных наставников

Лучший Новейшие Самый старый

Автор: Лучшие новыеСамые старые

Кэлинн Р. ответил 04.04.22

Репетитор

5 (1)

Выпускник колледжа со степенью бакалавра психологии и музыки

Об этом репетиторе ›

Об этом репетиторе ›

Функция психологии заключается в изучении поведения, мыслей и чувств людей. В этой области также изучается, как такие факторы, как окружающая среда, биология / генетика и культура, влияют на поведение, мысли и чувства людей.

Голосовать за 0 голос против

Подробнее

Отчет

Робин Эллен С. ответил 19.01.22

Репетитор

Новое в Византе

Кандидат наук с 15-летним стажем репетиторства

Об этом репетиторе ›

Об этом репетиторе ›

В сущности, психология служит людям разными способами, потому что она может объяснить, как люди ведут себя определенным образом. Психолог может помочь улучшить процесс принятия решений, эмоциональную регуляцию и поведение, изучая предыдущее поведение и предсказывая будущее поведение с помощью этого типа профессиональных знаний.

Голосовать за 0 голос против

Подробнее

Отчет

Карли Р. ответил 18.01.22

Репетитор

Новое в Византе

Опытный репетитор по чтению, английскому языку, математике и биологии

Смотрите таких репетиторов

Смотрите таких репетиторов

Функция психологии заключается в изучении того, как взаимодействуют биология, поведение и окружающая среда. Она учит нас тому, как люди развиваются, а часто и тому, почему они такие, какие есть. Некоторые основные области психологии или когнитивной психологии, биологической психологии и социальной психологии.

Голосовать за 0 голос против

Подробнее

Отчет

Все еще ищете помощи? Получите правильный ответ, быстро.

Задайте вопрос бесплатно

Получите бесплатный ответ на быстрый вопрос.
Ответы на большинство вопросов в течение 4 часов.

ИЛИ

Найдите онлайн-репетитора сейчас

Выберите эксперта и встретьтесь онлайн. Никаких пакетов или подписок, платите только за то время, которое вам нужно.

Пять функций психологического типа


Теория Майерса Бриггса основана на четырех психологических функциях – Ощущении, Интуиции, Мышлении и Чувстве. Они используются для восприятия фактов или возможностей и принятия решений с использованием объективной логики или субъективных оценок. (Другие буквы кода Майерс-Бриггс — E, I, J и P — описывают как используются эти функции.) Юнг (Бриггс-Майерс, 1980, с. xvii). Однако книга Юнга описывает пяти психологических функций. Пятая, которую он назвал «трансцендентной функцией» (Юнг, 1921, с. 480), была самой важной (Юнг, 1935). Он также подготовил статью о трансцендентной функции за пять лет до публикации « психологических типов » (Юнг, 1916/1957).

С середины 1930-х годов Юнг выражал некоторое разочарование тем, что пятая функция упускалась из виду. Например, он жаловался, что «большинство читателей» упускают главное из психологических типов (Юнг, 1935). Он также написал к ней новое предисловие, указав на «ошибку» читателей и их «прискорбное непонимание» (Jung 1934, p. xiv). Он попросил людей прочитать главы II и V, в которых обсуждалась пятая функция, а не читать главу X, которую читатели использовали для классификации людей. Однако эта тактика не сработала, и многие читатели продолжали игнорировать пятую функцию. Например, Изабель Бриггс Майерс не упомянула об этом в своей книге, хотя и признала, что люди могут «в конечном счете выйти за пределы своего типа» (указ. соч., стр. 168).

Почему проигнорирована пятая функция?

Может быть много причин, по которым пятая функция Юнга остается незамеченной. Юнг предположил, что это произошло из-за естественного и вездесущего человеческого желания все классифицировать. Однако природа самой пятой функции также может затруднить ее понимание и использование.

Первые четыре функции поддаются рациональному определению и классификации, поскольку имеют непротиворечивый и всем известный характер. Однако пятая функция уникальна для каждого человека и меняется со временем иррациональным образом. Кроме того, в то время как можно сознательно использовать первые четыре функции, пятая функция «только частично пригодна для использования в качестве метода, другая часть всегда остается непроизвольным опытом» (Юнг 19).39, с. 268).

Важность пятой функции

Пятая функция играет важную роль в развитии личности (Stein 2006). Кроме того, она находится в центре или рядом с большинством ключевых концепций Юнга, связывая все его теории (Miller 2004).

Функция имеет особое значение для тех, кто использует психологический тип, потому что это не то, с чем вы рождаетесь, а возникает при определенном наборе условий. Юнг сказал, что трансцендентная функция делает , а не возникают, если вы придерживаетесь предпочтений своего психологического типа (Юнг, 1921, стр. 480).

О важности пятой функции могут также свидетельствовать данные, не относящиеся к области аналитической психологии. Например, хорошо известно, что существуют корреляции между шкалами MBTI® и четырьмя измерениями пятифакторной модели личности (Costa, Macrae, 1989). Однако существует также потенциальная связь между пятой функцией Юнга и пятым фактором. Исследований по этому поводу не проводилось, но поверхностный осмотр этих двух концепций позволяет предположить, что между ними могут быть некоторые связи.

Практические выводы

Это теоретическое различие имеет важное значение для вашего развития. Изабель Бриггс Майерс описала двухэтапный процесс – развитие первой/второй функций, за которой следует третья/четвертая (указ. соч., стр. 168). Юнг также описал два движения в развитии (Stein 2006), но его вторая стадия отличается тем, что она сосредоточена на появлении пятой функции. Таким образом, изучение трансцендентной функции может изменить направление вашего развития.

В этом блоге будут и другие страницы о трансцендентной функции. Книгу, в которой обсуждается эта тема, см. в статье The Transcendent Function Джеффри Миллера, доступной на сайтах amazon.com или amazon.co.uk.

Ссылки

Briggs Myers, I. (1980), Gifts Differing (Palo Alto: Davies-Black Publishing, 1995)

Jung, C.G. (1916/1957), Трансцендентная функция в «Структура и динамика психики» (Лондон: Routledge, 1969), стр. 67-91

Юнг, К.Г. (1934), Аргентинское предисловие у Юнга, К.Г. (1921), Психологические типы (Лондон: Рутледж, 1971)

Юнг, К.Г. (1935), Письмо Г.А. Фарнер , в К.Г. Jung Letters, Volume 1, 1906–1950, под редакцией Герхарда Адлера (Лондон: Routledge and Kegan Paul, 1976), стр. 186–7

Jung, C.G. (1939), Письмо В.Е. Хокинг , в К.Г. Jung Letters, Volume 1, 1906-1950, под редакцией Герхарда Адлера (Лондон: Routledge and Kegan Paul, 1976), стр. 269-70

McCrae, R.R., Costa P.T. (1989), Переосмысление индикатора типа Майерс-Бриггс с точки зрения пятифакторной модели личности , в Journal of Personality, vol: 57.1, pp. 17-37 (Oxford: Wiley)

Miller, J.C. ( 2004), Трансцендентная функция , (Олбани: State University of New York Press)

Стейн, М.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *