Гедонистическая функция
Искусство во всех своих созданиях несет людям красоту, украшает их жизнь и служит источником глубоких эстетических радостей. Однако значение гедонистической функции искусства не исчерпывается этими её чисто служебными качествами. Гедонистическая функция искусства обусловлена тем, что она заключает в себе и несет людям не только художественную, но и специфически эстетическую информацию о творческом даре и мастерстве человека, создавшего эту высокоорганизованную художественную форму. Поэтому радость соприкосновения с произведением искусства есть своеобразное эмоциональное осознание сопричастности зрителя, читателя, слушателя к самому созидательному акту, способность приобщиться в воображении к великому таинству творчества. Доставляя людям эстетическое наслаждение, оно не только привлекает их к заключенному в нем познавательному и идейному содержанию, но в то же время формирует их созидательные способности, повышает их творческий потенциал, совершенствуя тем самым человека.
Конкретное соотношение различных функций искусства далеко не постоянно, наоборот, оно морфологически варьируется и исторически меняется.
Семинарское занятие «Этика как наука»
Предмет этики.
Мораль как социальное явление.
Происхождение нравственности.
Нравственность в рабовладельческом и феодальном обществах.
Буржуазная мораль: этапы ее развития.
Термины, которые необходимо запомнить: мораль, нравственность, идеал, добро, зло, благо, достоинство, конформизм, престиж, мотив
Семинарское занятие «Сущность, структура и функции морали»
Понятие и функции морали.
Структура морали.
Совесть и долг, как морально-психологические механизмы самоконтроля личности.
Смысл жизни, счастье.
Термины, которые необходимо запомнить: ценности, моральные ориентиры, правила общежития, стереотип поведения, моральный кодекс, долг.
Семинарское занятие «Эстетика, эстетическая деятельность, эстетическое сознание»
Эстетическая деятельность и сферы её проявления.
Понятие и структура эстетического сознания.
Категории «эстетическое» и «художественное».
Прекрасное и безобразное. Возвышенное и низменное.
Категории «трагическое» и «комическое».
Термины, которые необходимо запомнить:художественная культура, утилитаризм, статус личности, эстетический вкус, трагедия, комедия, эстетическая ценность, сатира, юмор.
Семинарское занятие «Искусство как специфическая форма отражения действительности»
Предмет искусства.
Художественный образ.
Содержание и форма в искусстве.
Познавательно-преобразующая функция искусства.
Коммуникативная функция искусства.
Просветительная функция.
Воспитательная функция.
Гедонистическая функция.
Термины, которые необходимо запомнить: предмет искусства, эмоции, знаковая система, гедонизм.
Проблемно-поисковые вопросы
Проблема происхождения и природа морали.
Социальная сущность морали, её структура и элементы.
Специфика морали и её социальные функции.
Исторические типы морали.
Кризис морали современной цивилизации.
Глобальные проблемы и требования современной морали.
Нравственные ценности: добро, совесть, честь, достоинство, счастье, смысл жизни.
Соотношение понятий этика и этикет.
Сущность и структура эстетического.
Эстетические категории: прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое.
. Структура эстетического сознания: эстетическое чувство, эстетический вкус, эстетический идеал.
Специфика и виды эстетической деятельности.
Искусство как форма эстетического.
Художественный образ как форма познания мира в искусстве.
Проблема классификации видов искусства.
Типология исторического развития искусства.
Эстетическая культура и духовное формирование личности.
Эстетическое и нравственное в культуре поведения специалиста.
Гедонистическая функция искусства
Гедонистическая функция искусства
Гедонистическая функция искусства связана с тем наслаждением, которое оно доставляет людям. Гармония красок, форм, звуков способна сама по себе вызвать у человека эстетическую радость, эстетическое удовольствие и наслаждение. Особый духовный характер эстетического наслаждения, чувство радости от восприятия прекрасного отличают его от всех других утилитарных и телесно-плотских удовольствий. Источники наслаждения виделись в разных сторонах художественного произведения и самих процессов творчества: в свободе, мастерстве, ценностях, игре. Теория игры философа Хайзинга в XX в. отличается от шиллеровской теории игры, где он акцентировал эстетическое начало человеческой природы через игру.
Такая игра, особенно в искусстве, имела нравственную цель. Хайзинг создает сверхигровую культуру творчества. Единственное ее достоинство он видит в игровом фундаменте здания всей культуры. Любое культурное творчество — это игра. Поэзия, музыка, человеческая мысль, политика, войны — все должно быть игрой и удовольствием от игры жизни. Такая мифология игры-наслаждения не имеет ничего общего с гуманистическими традициями исследования искусства. Таким образом, гедонизм — это не приятное удовольствие, как основная черта художественного мышления, а скорее та чувственная прелесть, которая присуща произведениям искусства в силу их особой эстетической природы. Краски, звуки, формы закономерно порождают наслаждение как элемент художественного восприятия. Но чувственная экспрессия искусства раскрывается в полифункциональном, диалектическом его проявлении со многими особенностями и функциями художественного произведения.
Эстетическая сверхфункция искусства Ее невозможно перечислять в ряду других функций, поскольку сущность и природа красоты имманентно определяют всякое другое проявление функциональности. Все свои функции искусство реализует в едином целостном процессе отражения, осмысления, постижения жизни и воздействия на людей, их бытие и сознание. Рассматривать эти функции по отдельности можно только в целях теоретического анализа. Но даже в его условиях невозможно абстрагироваться от главного родового признака искусства — его эстетической природы. Она является стержнем и доминантой всей системы социальной функциональности искусства.
Конечно, возможен вопрос о разночтении позиций и множественности концепций эстетического. Но при всем их многообразии трудно отрицать в эстетической природе искусства пространство красоты, ценностных ориентации, творческих позиций человека.
Искусство должно быть прекрасным, поскольку ориентирование на красоту, его природу выступает как прекрасная ценность, оно дарит людям ощущение прекрасного. Пробуждать в человеке человека средствами красоты искусства — в этом роль и задача всех гуманистических творений. Даже в искусстве XX в., в таких сложных пластах глубинно-психологических фрейдистских обоснований жизни, какие встречаются у Элиота, Джойса, Т. Манна, Г. Гессе, эстетические начала и функции искусства не подлежат полному разрушению. Бодлер, протестуя против социальной ангажированности искусства, может воскликнуть: «Мне наплевать на род человеческий», но даже Гессе в знаменитом «Степном волке» не может воскликнуть: «Мне наплевать на красоту»:…..И вдруг я опять вспомнил забытую мелодию того пиано, она, сверкая, поднялась во мне, как маленький мыльный пузырь, блеснула, уменьшение и ярко, отразив целый мир, и снова мягко распалась. Если эта небесная мягкая мелодия тайно пустила корни в моей душе и вдруг снова расцвела во мне всеми драгоценными красками прекрасного своего цвета, разве я погиб окончательно? Пусть я заблудившийся зверь, не понимающий мир, который его окружает, но какой-то смысл в моей дурацкой жизни все-таки был, что-то во мне отвечало на зов из далеких высот, что-то улавливало его, и в мозгу моем громоздились тысячи картин».
Возврат к списку
Облака
Крестики-Нолики
Лиса
Лети
Алло, земля!
С Новым годом, Страна!
Если хочешьЯ найду тебя
Прости
Стань ближе
Эстетический гедонизм — Философия — Оксфордские библиографии
Введение
Гедонизм — это точка зрения, согласно которой удовольствие — это единственная вещь, имеющая конечную или непроизводную ценность: другие вещи ценны только в той мере, в какой они производят удовольствие. В этом контексте удовольствие можно в узком смысле понимать как приятное ощущение или, функционально, как психологическую реакцию, усиливающую склонность субъекта к выполнению действия, вызывающего реакцию. (Критики эстетического гедонизма [AH] часто исходили из первого, но критика, узко основанная на этой концепции, не работает, когда ее противопоставляют функциональной концепции.) В любом случае она ставит ценность в зависимость от реакции человека, а не от объективных качеств. AH применяет этот тезис к эстетической ценности, считая, что она проистекает из эстетического удовольствия. АХ противоречит объективизму — идее о том, что эстетическая ценность не зависит от ценности опыта (опыт есть, самое большее, постижение ценности). АХ исходит из того, что людям «нравится» искусство; тогда эстетическая ценность понимается как инструментальная ценность предоставления им того, что им нравится. Однако большая трагедия вызывает отрицательные эмоции, а лучшее искусство познавательно трудно понять. Это психологические барьеры для участия и признательности. AH должен показать, почему эти барьеры не снижают ценность. Большинство эстетических гедонистов решают эту проблему, разграничивая сферу либо гедонизма, либо эстетического удовольствия. Некоторые ученые, напр. Юм, говорят, что искусство должно оцениваться в соответствии с реакцией кого-то, кто был достаточно знаком с ним и, таким образом, развил «вкус»; только удовольствие, которое такие субъекты получают от искусства, является доказательным. Другие, например. Кант, постулируют особый вид удовольствия, характерный для эстетического восприятия. Это, говорит он, «бескорыстно» и, таким образом, отличается от простой «приятности» еды и секса, а также от низкого искусства — это, тем не менее, форма удовольствия. В других методах лечения используются другие человеческие мотивы, в том числе эмоциональное погружение в индийскую культуру.0005 rasa », социальная гармония у Конфуция, формы эротики (идея, восходящая к Платону), фрейдовские негативные импульсы, такие как желание смерти, и виталистические жизненные силы. Это не формы гедонизма в строгом смысле, но они основаны на человеческой реакции, и поэтому они антиобъективистские по своему содержанию. Совсем недавно идеи из других областей философии, в частности философии разума и теории ценностей, использовались за и против АГ, включая нетрадиционные способы понимания природы удовольствия. Авторы хотели бы выразить благодарность Австралийскому исследовательскому совету за исследовательскую поддержку DP 150103143 в рамках исследовательского проекта «Вкус и сообщество», возглавляемого Дженнифер А. МакМахон, соисследователем которого был Мохан Маттен.
Общие обзоры
Van der Berg 2020 представляет собой всесторонний обзор АГ, хотя и с критической точки зрения. Lopes 2018 — единственный другой обзор, специально посвященный АГ. Широкие вопросы гедонизма (тесно связанного с тем, что иногда называют «эмпиризмом») и эстетической ценности рассматриваются в ряде вводных статей. Наиболее специфичной трактовкой является Stecker 2004. Herwitz 2014 — превосходная историческая трактовка эстетического удовольствия, а Zangwill 2014 содержит полезное обсуждение того, как нормативные эстетические суждения соотносятся с субъективными реакциями. Трактовки роли удовольствия в эстетической реакции на искусство также включены в Guyer 2005, Shelley 2013 и Korsmeyer 20139.0011
Гайер, Пол.
Незаменимый исторический обзор теорий эстетического опыта.
Гервиц, Даниэль. «Удовольствие.» В Энциклопедии эстетики . 2 изд. Под редакцией Майкла Келли. Нью-Йорк: Oxford University Press, 2014.
Обзор теорий эстетического удовольствия от европейской философии в период раннего Нового времени до наших дней.
Корсмейер, Каролин. «Вкус.» В The Routledge Companion to Aesthetics . 3-е изд. Под редакцией Бериса Н. Гаута и Доминика М. Лопеса, 193–202. New York: Routledge, 2013.
Обсуждаются различные теории эстетической оценки, основанные на удовольствии, которое объект доставляет человеку с хорошим вкусом, тематизируя вкусовую метафору.
Лопес, Доминик МакИвер. «Ловить аплодисменты сердца». In Быть во имя красоты: эстетическое агентство и ценность . Доминик Макивер Лопес, стр. 53–70. Oxford: Oxford University Press, 2018.
Несмотря на то, что эта глава включена в книгу, выступающую против АГ, она представляет собой сочувственный отдельный обзор АГ.
Шелли, Джеймс. «Эмпиризм: Хатчесон и Хьюм». В The Routledge Companion to Aesthetics . 3-е изд. Под редакцией Бериса Н. Гаута и Доминика М. Лопеса, стр. 37–49. Нью-Йорк: Routledge, 2013.
Историческое введение во взгляды британского эмпиризма, которые основывают эстетическую ценность на опыте, который вызывают объекты.
Стекер, Роберт. «Ценность в искусстве». В Оксфордский справочник по эстетике . Под редакцией Джерролда Левинсона, 307–324. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2004.
Общее введение в вопросы ценности в искусстве, включая прекрасное обсуждение теорий, основанных на эстетическом опыте, в более общем плане, и теорий, основанных на удовольствии.
ван дер Берг, Серваас. «Эстетический гедонизм и его критика». Философский компас 15.1 (2020): e12645.
DOI: 10.1111/phc3.12645
Отличная точка входа в тему. По мнению автора, АХ — это «доминирующее представление об эстетической ценности». Эта оценка основана на широкой концепции реакции, основанной на удовольствии. Хотя автор считает, что его «привилегированный статус . . . наносит ущерб дальнейшим исследованиям», — он дает удивительно честную и тщательную трактовку.
Зангвилл, Ник. «Эстетическое суждение». В Стэнфордская философская энциклопедия . Под редакцией Эдварда Н. Залты. Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордский университет, 2014.
Обсуждаются суждения о красоте и других эстетических качествах, в частности обсуждается центральное место удовольствия и реакций на него.
наверх
Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.
Как подписаться
Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.
Гедонистическое и утилитарное искусство на блокчейне | Джоан Вестенберг
Фото Ричарда Хорвата на UnsplashГедонистический и утилитарный подходы к теории искусства уже давно обсуждаются, причем разные школы спорят в пользу одного или другого. Эти две теории основаны на идее, что подход людей к искусству основан на удовольствии (гедонизм) или полезности (утилитаризм).
Теория гедонистического искусства считает, что красота должна быть конечным пунктом искусства и должна считаться самым важным критерием при оценке ценности произведения искусства. Является ли искусство функциональным, служит ли оно какой-либо осязаемой цели, считается несущественным.
Не взаимозаменяемые токены и криптоискусство представляют собой первый буквальный пример утилитарного искусства, где красота и удовольствие не имеют значения, а функциональность имеет приоритет над другими идеалами, такими как традиционная эстетика. Ончейн кодовая база искусства служит функцией, которая может заменить красоту или эмоциональную привлекательность в некоторых продуктах. Неотъемлемая возможность продажи искусства как актива, привязанного к криптовалюте, придает искусству такую степень функциональности, которая способна затмить любую философскую ценность. Теория утилитарного искусства в крипто-искусстве утверждает, что ценность искусства основана исключительно на том, что оно может сделать для общества и отдельных лиц либо за счет своей денежной ценности, либо за счет своего существования в качестве примера использования для будущих сетевых приложений и систем.
Токенизированное искусство концептуально может быть идеальным сочетанием гедонистических и утилитарных принципов, ценность которого определяется его эстетической ценностью и функциональностью. Некоторая ценность NFT должна заключаться в ее красоте и эстетической ценности; если люди готовы платить больше за то, на что им нравится смотреть, чем за то, что им не нравится, то за этим должны скрываться какие-то врожденные художественные достоинства или красота. Искусство NFT по-прежнему должно быть эстетически приятным, если оно найдет покупателя. Любой краткий обзор рынка на Rarible скажет вам об этом. Форма не обязательно превосходит функцию, но определенно дополняет ее. Редкость NFT не обязательно представляет собой функциональную ценность, в то время как эстетическая привлекательность может быть привлекательной для покупателей и трейдеров.
Искусство можно рассматривать как отражение нашего окружения и одновременно комментировать его. Таким образом, мы можем видеть, что крипто-искусство нашло равновесие между гедонизмом и полезностью, изображая постоянно меняющуюся природу цифровой ценности через такие сообщества, как CryptoKitties или производные от сети Loot. По мере развития технологии блокчейна развиваются и ее художественные средства для рассказа историй о жизни в век информации.
Ценность NFT по своей сути не ограничивается материалами, из которых она сделана, и ее способностью продаваться. Они являются проявлением новой формы искусства, и о них следует судить на основе их эстетической ценности.