Гендерное воспитание в детском саду и семье | Педагогический опыт
Гендерное воспитание в детском саду и семье
Автор: Малеваная Евгения Стратоновна
Организация: МБДОУ ЦРР детский сад №26 «Ивушка»
Населенный пункт: Приморский край, г. Спасск–Дальний
«Нельзя считать один пол совершеннее другого,
так и нельзя их уравнивать».
Ж.Руссо
На вопрос, что такое гендерное воспитание многие педагоги и родители не смогут сразу ответить. Об этом практически не говорят. Пособий по воспитанию детей в детском саду по гендерному воспитанию очень мало. Первое пособие, с которым я познакомилась, это — пособие Татьяны Дороновой «Девочки и мальчики 3- 4 лет в семье и в детском саду». В этом пособии представлено годовое планирование воспитательно – образовательной работы с детьми 3- 4 лет с учетом их гендерных особенностей, а также описана работа с родителями. Общеизвестно, что в возрасте 2-3 лет малыш начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик, и обозначает себя соответствующим образом.
Проблема гендерного (полоролевого) воспитания всё больше приобретает актуальность в наше время. В современном мире происходит смена стереотипов маскулинности (мужественности) и феминности (женственности), что не способствует позитивной полоролевой социализации и приводит к частичной, а иногда и полной, утрате маскулинных качеств у мальчиков и юношей и феминных – у девочек и девушек. Немало молодых людей, вступая в брак, не способны построить семейные отношения. Мужчины не готовы взять на себя ответственность за семью, а воспитание детей часто перекладывают на плечи жены. Это очень хорошо видно, когда в детском саду на родительское собрание приходят только мамы, и решения принять по поводу жизни ребенка, будь то мальчик или девочка, перекладываются на плечи мамы.
У женщин же не сформированы умения устранять конфликты, поддерживать тепло семейного очага, быть хорошей хозяйкой. С каждым годом растёт число мужчин и женщин, для которых семья и дети не являются важной частью их жизни. Когда–то полоролевое воспитание в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин. На основании многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели междисциплинарный термин «гендер» ( англ.gender – род), который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.Современная ситуация в российском дошкольном образовании показывает, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждения России гендерные особенности не учитываются. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности мальчиков и девочек. Кроме того, мальчик в ходе типичного для наших дней феминизированного воспитания переходит из одних женских рук в другие (мать – воспитательница – учительница). Педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении, со взрослыми и сверстниками.
Следует отметить, что современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т.п.), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь. Но так как для дошкольника главный вид деятельности игра, то вся работа построена на игре.
Гендерные игры для дошкольников – один из способов объяснить, как должны вести себя девочки и мальчики, каким правилам подчиняется их поведение в обществе. В своей работе я использовала русский народный фольклор с учетом на гендер мальчик или девочка. С детьми рассматривали иллюстрации одежды мальчиков и девочек, любимые игрушки каждого пола. Рассматривание собственной одежды и обуви, нахождение в ней сходства и различия, вызывало огромный интерес у девочек и мальчиков.
Можно провести анкетирование родителей по гендерному воспитанию:
1.Как Вы считаете, в чём заключается роль семьи в воспитании мужских/ женских качеств в ребенке?
2.Какова роль матери в полоролевом воспитании ребенка?
3. Как отец влияет на полоролевое развитие ребенка?
4.Что Вы делаете в семье, чтобы воспитать достойных мужчину/ женщину как полноценного члена общества?
5.Как Вы поступаете, если поведение ребенка не соответствует нормам и правилам поведения мужчины/ женщины в социуме (агрессивность, кривляние, излишнее кокетство, плаксивость мальчика, агрессивность девочки)
6. Считаете ли Вы, что воспитывать девочек и мальчиков в детском саду необходимо по-разному? (Да, нет, не знаю)
7. Считаете ли Вы необходимым участие педагогов-мужчин в процессе воспитания дошкольников? (Да, нет, не знаю)
8.Должно ли отличаться физическое воспитание мальчиков и девочек в детском саду и в семье? (Да, нет, не знаю)
9. Считаете ли Вы, что мальчики и девочки отличаются:
- эмоциями (да, нет, не знаю)
- поведением (да, нет, не знаю)
- интеллектом (да, нет, не знаю)
- способностями (да, нет, не знаю)
10. Как вы считаете, с какого возраста необходимо начать половое воспитание
Также можно предложить родителям памятку
1.Помогите ребенку осознать его истинное половое «Я».
2.Учите мальчика быть мальчиком, а девочку — быть девочкой.
3.Стремитесь к собственному совершенству, чтобы ребенок, подрастая, перенял только ваши лучшие черты. Так как воспитывают не словом, а делом.
4.Надо помнить, что как бы сильно не любил вас ребенок, больше всего в любви нуждается он сам. Приложите максимум усилий, чтобы любовь ваша была взаимной.
5.Проанализируйте стиль отношений в семье и не делите любовь ребенка между собой. Не решайте свои взрослые проблемы за счет ребенка. Ваш ребенок не должен быть «орудием» в борьбе друг с другом.
6.Договоритесь между собой, как вы будете воспитывать ребенка и выдвинете единые требования к нему. Иначе ребенок не сможет усвоить, что можно, а что нельзя – он будет разрываться между вами, а это может привести к неврозу или антисоциальному поведению.
7.Помните, что отец – это опора и защита в семье. Он воспитывает в детях самостоятельность, дисциплинированность, организованность, уважение к старшим и слабым, мужественность, чуткость.
8.Мать – это любовь, доброта, уют, хороший эмоциональный климат в семье. Мать дает ребенку эмоциональное благополучие, душевное спокойствие и равновесие, уверенности в свои силы.
Для родителей была полезна консультация «Почему детей желательно воспитывать с учетом их гендерных особенностей».
А также проведя родительское собрание на тему гендерного воспитания, я нашла помощь в их лице, и смогла поделиться теми знаниями, которые сама получила. И увидела, над чем нужно работать. Практическое задание «Ладошки» помогло родителям увидеть близость или отдаленность взаимоотношений в семье. В последующем я сделала маркировку для девочек – цветы, для мальчиков транспорт. Это помогает понимать детям, что она — девочка, а он — мальчик.
Итак, семья для ребенка — это целый мир, в котором он живет, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Здесь он приобретает первый опыт общения, умения жить среди людей, постигает понятия добра и зла.
Уникальность семейного воспитания заключается в особой значимости взрослых в жизни ребенка. Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни малыша происходит становление его личности. И этому подтверждением послужила проведенная мной методика «Кто я?». Автор методики: А.
Детей отвечающих на вопросы о роли папы и мамы, можно поделить на три группы.
В первой группе детей четко сформированы представления о семейных отношениях, обязанностях.
Во второй группе детей имеются представления о роли отца и матери в семье.
Но у детей нет четких представлений об обязанностях членов семьи.
А третья группа детей характеризуется тем, что представления детей о роли отца и матери расплывчаты, сводятся к материальным ценностям. Они не имеют представления об обязанностях членов семьи.
Я смогла сделать вывод: роль гендерного воспитания очень важна в наше время. Изучать этот вопрос должны педагоги, а также родители. И все кто окружает детей, должны понимать — мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Нужно постараться понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от родителей и воспитателей.
Литература:
1.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой «МОЗАИКА – СИНТЕЗ» 2014 год
2.Т.Н.Доронова «Девочки и мальчики в семье и в детском саду»
3. Статья Н. Татаринцевой в дошкольном воспитании №6,2009 год «О полоролевом воспитании мальчиков и девочек: технологический компонент»
4.Берн Ш. Гендерная психология — М.: Прайм-Еврознак, 2004.
— 320 стр. — (Секреты психологии)5.Суслова Э.К. Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста
6.В.Е.Коган «Воспитателю о сексологии»
Опубликовано: 19.10.2018
Развитие у детей дошкольного возраста гендерных представлений
%PDF-1.5 % 1 0 obj > /Metadata 4 0 R >> endobj 5 0 obj /Title >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > endobj 4 0 obj > stream
Значение гендера в политике в области образования детей младшего возраста
Международное сообщество по вопросам развития поставило девочек-подростков и среднее образование в центр политики образования девочек и уделяло меньше внимания гендерным реалиям девочек и мальчиков в раннем детстве. Это упущение вызывает следующий вопрос: можно ли решать гендерные вопросы и вопросы образования на начальном, среднем и высшем уровнях и за их пределами, не обращая внимания на вмешательства в первые годы? Мой проект в Brookings освещает пробелы и возможности учета гендерной проблематики в политике в отношении учителей дошкольного образования, особенно в контексте Китая, где я много лет работаю в области образования девочек и развития детей младшего возраста.
Всемирный стипендиат Ехидны, 2018 г. — Институт Брукингса
Программный специалист — Международный научно-исследовательский и учебный центр ЮНЕСКО по сельскому образованию (INRULED)
Адъюнкт-профессор — Центр исследований в области педагогического образования, KIS, MO, Пекинский педагогический университет
Разработчики политики и педагоги во всем мире не должны недооценивать важность образования детей младшего возраста для развития глубоко укоренившихся гендерных норм. Важно учитывать когнитивное и аффективное формирование гендерной идентичности, которое развивается в раннем детстве. Типы навыков, личностные качества и карьерные устремления, усвоенные в ходе взаимодействия учителя и ребенка и детских игр, могут формировать стереотипное мужское и женское отношение к гендерным ролям, которое развивается до подросткового возраста.
Факты показывают, что преподаватели должны быть осведомлены о гендерных проблемах, чтобы быть открытыми для выбора девочек и мальчиков в обучении и развитии, помогать детям узнавать, кто они есть, и устанавливать связи с окружающими их людьми, а также обрести уверенность в себе, а также Бытие, признание сверстников и социальная поддержка. Проведенные в Азии и Африке исследования отношения и ожиданий учителей к успеваемости девочек по математике и естественным наукам показали, что подготовка учителей с учетом гендерного подхода может улучшить равноправное участие всех детей в учебной среде. Несмотря на это, фактическая политика и практика включения гендерной проблематики в подготовку учителей дошкольного образования не учитываются.
Образование и гендерное равенство в Китае основаны на поощрении обязательного образования девочек. Несмотря на достижение гендерного паритета и, в некоторых случаях, на то, что девочки превосходят мальчиков в начальном и среднем образовании, гендерный разрыв в Китае сохраняется. Кроме того, предпочтение мальчиков, например, привело к самому несбалансированному соотношению полов в мире. Это способствовало тому, что Китай занял последнее место по показателю здоровья и выживания в Глобальном индексе гендерного разрыва, который измеряет участие в экономической жизни, уровень образования, здоровье и выживание, а также политические возможности. Подобные результаты тесно связаны с гендерным неравенством, которое коренится в глубоко укоренившихся гендерных нормах, требующих учета гендерной проблематики в преподавании и обучении в первые годы жизни.
Для того чтобы Китай смог выполнить свой план в области образования и достичь Целей ООН в области устойчивого развития, установленных глобальными программами в области образования, ему необходимо не только поддерживать развитие основных компетенций девочек и мальчиков, но и их долгосрочные когнитивные и социальные навыки. -эмоциональное развитие – свободное от гендерных ограничений. Поскольку Китай добивается быстрого прогресса в области дошкольного образования и разрабатывает политику по наращиванию штата учителей, важно иметь пути для включения гендерного равенства в политику в отношении учителей.
Основываясь на обзоре китайской политики в области воспитания и образования детей младшего возраста (ВОДМ) и мировых примерах, мой дискуссионный документ завершается описанием направлений политики на уровне системы и обучения в Китае. Эти пути включают создание местного подхода к подготовке учителей ВОДМВ в бедных сельских районах и создание сильной сети поддержки учителей, ориентированной на обмен технологическими учебными ресурсами, знаниями по содержанию и педагогической практикой для обеспечения гендерного учета в преподавании и обучении ВОДМ.
Вопросы гендерного равенства, качественного образования, обучения в раннем возрасте и сокращения бедности находятся в центре внимания многих международных организаций. Добавление внимания к гендеру в ВОДМ, особенно в роли учителей, может представлять интерес для международных инициатив девочек-подростков по изменению гендерных стереотипов и культурных норм посредством раннего вмешательства. Это также могло бы помочь сделать гендерные вопросы более заметными на международной арене.
Таким образом, учет гендерной проблематики в обучении детей младшего возраста раскрывает потенциал детей в самой основе их развития, и ценность политики выходит далеко за рамки самой политики учителей. Это может создать устойчивый подход к гендерному равенству и качественному образованию, а также способствовать развитию человеческих ресурсов для всего общества. С небольшим усилием воздействие может иметь большое значение.
В этом видео Джин Чи, глобальный исследователь Ехидны 2018 года, описывает важность гендерных аспектов в политике дошкольного образования во всем мире, особенно в Китае.
Получайте ежедневные обновления от Brookings
Введите адрес электронной почтыОбучение моего дошкольника гендерной идентичности
В этом разделе
- Дошкольное
- Как мне поговорить с дошкольником о его теле?
- Как поговорить с дошкольником об идентичности?
- Чему я должен научить своего дошкольника о здоровых социальных навыках и отношениях?
- Как поговорить с дошкольником о личной безопасности?
- Чему я должен научить своего дошкольника о беременности и репродукции?
- Чему я должен научить своего дошкольника о сексе и сексуальности?
Когда дело доходит до пола, представления о том, что значит быть девочкой или мальчиком, встречаются повсюду, и эти представления оказывают большое влияние на вашего дошкольника. Узнайте, как научить ребенка тому, что его пол не ограничивает его, как говорить о разных типах семей, как узнать, является ли ваш ребенок трансгендером, и многое другое.
Как рассказать детям о гендере | Видео
«Планируемое отцовство» Как научить детей гендерным вопросам | Видео о планируемом отцовствеЧто я должен иметь в виду?
Ваш малыш улавливает информацию о поле со дня своего рождения. Общество разными способами говорит нам, как девочки и мальчики должны выглядеть, говорить, одеваться и вести себя. Пытаясь разобраться в окружающем мире, у вашего дошкольника могут сформироваться жесткие представления о гендере и о том, что он для него значит. Большинство детей начинают четко идентифицировать себя с гендером в возрасте около 3 лет. Сюда входят трансгендеры и гендерно-неконформные люди, которые также имеют чувство своей гендерной идентичности на этом этапе.
Подумайте о своих ценностях в отношении пола, пока ваш ребенок еще маленький. Люди по-разному относятся к гендерным ролям, гендерным стереотипам и гендерному самовыражению. Если вы подумаете об этих вещах заранее и обдумаете, какие сообщения вы хотите отправить своему ребенку, вам будет лучше говорить об этом. Может быть, вы хотите, чтобы ваш ребенок мог свободно выражать себя так, как он хочет. Может быть, вы хотите, чтобы они чувствовали, что могут добиться чего угодно, независимо от пола. Может быть, вы хотите, чтобы они выросли и ценили тот вклад, который люди любого пола вносят в свою жизнь и в мир. Понимание собственных ценностей поможет вам сосредоточить свои мысли и лучше их выразить.
Будьте внимательны при выборе книг, игрушек, развлечений, одежды, украшений и других вещей, которыми вы окружаете своего малыша. Этот выбор влияет на понимание вашим ребенком пола и его значения. Помещение дочерей в розовые комнаты принцесс, а мальчиков в синие спортивные комнаты до того, как они станут достаточно взрослыми, чтобы выбирать для себя, может послать сигнал о том, что им должны нравиться определенные вещи из-за их пола.
Как рассказать о разных типах семей?
Маленькие дети все замечают, а иногда и комментируют. Ваш ребенок может заметить другого ребенка на игровой площадке или в дошкольном учреждении, у которого семья другого типа, чем у него — семья с другим количеством родителей, или с бабушкой и дедушкой, воспитывающими детей, или с двумя мамами, или двумя папами, или с любым количеством родителей. другие ситуации.
Эти наблюдения являются хорошими обучающими моментами. Найдите минутку и объясните своему ребенку, что он прав — то, что он замечает, отличается от вашей семьи, — но в этом нет ничего плохого, и что мы всегда можем дружить с людьми, которые отличаются от нас. Вы будете направлять своего ребенка в сторону уважения других, когда они вырастут. Это также однажды поможет им понять, какую семью они хотят построить для себя.
Как рассказать о гендерных ролях и стереотипах?
Маленькие дети получают представление о том, что значит быть девочкой или мальчиком, от окружающих их людей — по тому, как они себя ведут, одеваются, причесываются, разговаривают и ведут себя.
На них также влияют рамки, в которые их ставит общество с момента их рождения на основе гендерных стереотипов. Подумайте: футбольные мячи, грузовики и супергерои для мальчиков, куклы, принцессы и розовый цвет для девочек.
Вы можете расширить эти узкие половые рамки, включив в них ряд других влияний. Когда вы выбираете новую игрушку или книгу или записываете своего ребенка на новое занятие, задайте себе эти вопросы, которые помогут вам понять, укрепляете ли вы гендерные стереотипы или нет.
Чувствовала бы я себя комфортно с этим выбором, если бы мой ребенок был другого пола? Почему или почему нет?
Этот выбор расширяет или ограничивает представления моего ребенка о том, кем он может стать в будущем?
Моему ребенку уже нравятся такие вещи, или я выбираю это только из-за их пола?
Предоставьте им как можно больше выбора и обратите внимание на то, чем они действительно увлекаются, а не на то, что, по вашему мнению, должно нравиться девочкам или мальчикам. Имейте в виду, что гендерные стереотипы могут влиять и ограничивать как мальчиков, так и девочек.
Помните и о том, как вы разговариваете со своим ребенком. Разговор с дочерью (или в ее присутствии) о взрослении и появлении парней или женитьбе на мужчине (и наоборот) посылает сообщение о том, что девочкам полагается нравиться мальчики, а мальчикам — девочки, и что все остальное неправильно. или не нормально. Хотя дети в этом возрасте еще не знают своей сексуальной ориентации, предположение, что они натуралы, может заставить их бояться приходить к вам или чувствовать себя плохо позже. Это может привести к проблемам с психическим здоровьем, нездоровым отношениям и большему риску для здоровья, когда они достигнут подросткового возраста.
Если вы поймаете, что ваш ребенок говорит о гендере, вовлеките его в разговор. Вы можете услышать, как они делают замечания, например: «Только девочки носят розовое», или рассказывают вам о своих предпочтениях, например: «Мне не нравится играть с мальчиками». Задайте им вопросы о том, почему они так думают. Если то, что они говорят, основано на стереотипах, дайте им правильную информацию.
Если вы изо всех сил пытаетесь бороться с гендерными стереотипами в своем доме, но вашему ребенку действительно нравятся обычные вещи, не волнуйтесь. В этом возрасте многие маленькие девочки любят принцессы, а мальчики любят супергероев и спорт. Это часть их формирования гендерной идентичности, и это нормально. По мере того, как ваш ребенок становится старше, его вкусы и интересы могут меняться, и он может быть более готов к новым историям, игрушкам и занятиям.
Как узнать, является ли мой ребенок трансгендерным или гендерно-неконформным?
Как узнать, является ли ваш ребенок трансгендером | Видео
«Планируемое отцовство» Как узнать, является ли ваш ребенок трансгендером | Видео о планировании родительстваТрансгендер означает, что вы идентифицируете себя с другим полом, отличным от того, который был назначен вам при рождении. Гендерный нонконформизм означает, что ваша гендерная идентичность или самовыражение не соответствуют традиционным представлениям о мужчинах или женщинах — это может означать, что вы идентифицируете себя с помощью таких слов, как небинарный, гендерный или что-то еще. Некоторые взрослые используют такие слова, как «гендерно-экспансивный» или «гендерно-творческий», чтобы описать детей с небинарными гендерными выражениями. Хотя мы точно не знаем, сколько людей являются трансгендерами, недавние исследования показывают, что около 1% людей в США идентифицируют себя как трансгендеры, то есть более 1,5 миллиона человек. Узнайте больше о гендерной идентичности.
Так как же узнать, что ваш ребенок пытается сказать вам, что он трансгендер или гендерно нонконформен, а не просто играет?
Эксперты говорят, что дети-трансгендеры очень точно говорят вам, какова их гендерная идентичность. Трансгендерные и гендерно неконформные дети:
Постоянство: Они не ходят туда-сюда по поводу своего пола — они четко идентифицируют себя с одной определенной гендерной идентичностью.
Настойчиво: Они очень сильно переживают о своей идентичности и расстраиваются, когда им говорят, что они не того пола, за которого себя выдают.
Постоянный: То, как они себя отождествляют, остается со временем.
То, что вашей маленькой девочке больше нравится Боб-строитель, чем Эльза из «Холодного сердца», или ваш маленький мальчик хочет носить розовый рюкзак Дора-исследователь, это не обязательно означает, что он трансгендер (и это не значит, что он гей). Несмотря ни на что, лучшее, что вы можете сделать, — это поддержать своего малыша в том, как он хочет выразить себя, и помочь ему чувствовать себя в безопасности, несмотря ни на что.
Если вы думаете, что ваш ребенок может быть трансгендером, но не знаете, что делать, поговорите с консультантом или терапевтом, который знаком с ЛГБТ-идентичностью и поддерживает ее. Общение с другими семьями, в которых есть дети-трансгендеры или гендерно-неконформные дети, также может быть полезным — как для вас, так и для вашего ребенка. Существуют общественные группы, такие как PFLAG, которые могут находиться в вашем районе, а также в Интернете есть множество родительских групп.
Если вы считаете, что он может быть трансгендерным или трансгендерным, рекомендуется напрямую поговорить с вашим ребенком об его поле. Спросите их, мальчик они или девочка, и откуда они знают, что это правда. Если они трансгендеры, предоставление им возможности носить то, что они хотят, стричься, как они хотят, и даже использовать имя, отражающее их пол, — все это будет очень важно для них, чтобы они чувствовали себя в безопасности, особенно когда они начнут ходить в школу. . Если вам нужна помощь в разговоре с ребенком на эту тему, Gender Spectrum — хорошее место для начала.
Попытка склонить ребенка к более типичному гендерному выражению, если это не соответствует его инстинкту, принесет больше вреда, чем пользы. Если, например, вам говорят, что мальчикам нехорошо играть в куклы или заниматься балетом, ваш ребенок может почувствовать себя пристыженным и отвергнутым.