Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Генезис самосознания: Генезис самосознания и Я-концепции.

Генезис самосознания и Я-концепции.

  1. Главная страница 🏠
  2. 📚 Библиотека
  3. 👉 Социальная психология 👈
  4. Основные психологические теории воли
  5. Генезис самосознания и Я-концепции.

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

Рубинштейн:

Первый этап в формировании личности как самостоятельного субъекта, выделяющегося из окружающего, связан с овладением собственным телом, с возникновением произвольных движений.

Дальнейшей ступенькой на этом же пути является начало ходьбы, самостоятельного передвижения. И в этом втором, как и в первом, случае существенна не столько сама по себе техника этого дела, сколько то изменение во взаимоотношениях индивида с окружающими людьми, к которому приводит возможность самостоятельного передвижения. Ребенок реально начинает становиться относительно самостоятельным субъектом различных действий, реально выделяясь из окружающего. С осознанием этого объективного факта и связано зарождение самосознания личности, первое представление ее о своем «я». При этом человек осознает свою самостоятельность, свою обособленность от окружения лишь через свои отношения с окружающими его людьми, и он приходит к самосознанию, к познанию собственного «я» через познание других людей. Существенным звеном в истории становления самосознания является и

овладение речью, представляющей собой форму существования мышления и сознания в целом. Играя значительную роль в развитии сознания ребенка, речь вместе с тем существенно увеличивает действенные возможности ребенка, изменяя его взаимоотношения с окружающими. Вместо того чтобы быть объектом направляющихся на него действий окружающих взрослых, ребенок, овладевая речью, приобретает возможность направлять действия окружающих его людей по своему желанию и через посредство других людей воздействовать на мир.

Лишь у подростка, у юноши самосознание приобретает более сформированный характер: вырабатывается критическое мышление, формируется мировоззрение. Развитие самосознания проходит при этом ряд ступеней – от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе развития самосознания центр тяжести для подростка все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт к характеру в целом.

В.С.Мерлин

В.С.Мерлин выделяет четыре фазы становления самосознания: «сознание тождественности» (первый год жизни) – самовыделение и принятие себя в расчет; «сознание Я» (появляется к двум-трем годам – осознание себя как субъекта деятельности; и фазу социально-нравственной самооценки, возникающей в юношеском возрасте.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Генезис самосознания и Я-концепции.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Генезис самосознания и Я-концепции.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Генезис самосознания и Я-концепции.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Поделись с друзьями

  • Содержание
  • Меню

Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий
Структура волевого действия
Волевые качества человека и их развитие

Личность как метапсихологическая категория.
Соотношение понятий «индивид», «субъект деятельности», «индивидуальность», «личность».
Соотношение биологического и социального в личности.
Методологические основания теории личности.

В.Н. Мясищев.
К.К. Платонов.
А.Н. Леонтьев.

Добавить в избранное (необходима авторизация)

структурные звенья самосознания, их генезис.

Лекция 2

Основные понятия и категории возрастной психологии

Основные понятия: самосознание, структура самосознания, генезис самосознания, механизмы самосознания, «Я-концепция».

Понятие «самосознание» используется, как родовое, для обозначения всей области в целом, включая, как процессуальные, так и структурные характеристики. Термины «самосознание», «представление о себе» применяются для описания когнитивной стороны самосознания, знание человека о себе. Эмоциональная сторона самосознания описывается с помощью терминов «отношение к себе» и «самооценка». «Образ Я» рассматривается, как структурное образование самосознания, своего рода «итоговый продукт» неразрывной деятельности трех его сторон — когнитивной, эмоциональной и регуляторной.

Большинство исследователей проблемы самосознания считают, что самосознание — это, прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе. Самосознание в психической деятельности личности выступает как особо сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных ситуативных образов через интеграцию подобных многочисленных образов в целостное образование – в понятие своего собственного Я как субъекта, отличного от других субъектов. Многоступенчатый и сложный процесс самопознания сопряжен с разнообразными переживаниями, которые в дальнейшем также обобщаются в эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Самосознание – это динамическая система, которая на разных возрастных этапах имеет свои особенности.

Набольший интерес у отечественных психологов вызывает проблема возникновения самосознания, его структура и уровневая организация.

И.И. Чеснокова предлагает различать два уровня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе. На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках сопоставления «Я» и «другого человека». Сначала некое качество воспринимается и понимается в другом человеке, а затем переносится на себя. Соответствующими внутренними приемами самосознания являются преимущественно самовосприятие и самонаблюдение. На втором уровне соотнесения знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я и Я». Человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой-то степени уже сформированными, полученными уже в разное время, в разных ситуациях. В качестве специфического внутреннего приема самосознания указывается самоанализ и самоосмысление. На этом втором уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует. Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общественных и внутренних требований. Высшего развития самосознание на втором уровне достигает при формировании жизненных планов и целей. Своей общественной ценности, собственного достоинства

И.С. Кон несколько иначе формулирует уровневую концепцию «Образа Я». «Образ Я» понимается, как установочная система; установки обладают тремя компонентами когнитивным, аффективным и производным от первых двух поведенческим.

Нижний уровень «Образа Я» составляют «неосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствием» и. эмоциональным отношением к себе; выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ; и сам этот «Образ Я» вписывается в общую систему ценностных ориентацией личности, связанных с осознанием его целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей.

По мнению В.В. Столина самосознание осуществляется на трех уровнях: отражение субъекта в системе его органической активности; отражение субъекта в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных его отношениях; отражение субъекта в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей.

По мнению М.И. Лисиной образ себя имеет аффективно-когнитивный характер и состоит из эмоционального отношения человека к себе и когнитивных представлений (знаний) о себе. Она считает, что «Я-образ» имеет сложную архитектонику: есть центральное, ядерное образование, в котором представлено в наиболее переработанной форме знание о себе, как субъекте, в нем рождается общая самооценка, тут она постоянно существует и функционирует; существует так же «периферия», на которую поступают самые новые и свежие сведения человека о себе, оказывающие влияние на изменение представлений о себе.

С. Л. Рубинштейн считает, что «развитие самосознания проходит через ряд ступеней — от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой.

В.С. Мухина выделяет два основных этапа в развитии самосознания. Первый – присвоение структуры самосознания через механизм межличностной идентификации. Структура характреризуется основными феноменами: именем, притязанием на признание, полом, видением себя во времени. Второй этап – формирование мировоззрения и системы личностных смыслов. Здесь действуют механизмы идентификации и обособления на эмоциональном и когнитивных уровнях. Развитая личность прогнозирует себя в будущем, формирует образ своей жизненной позиции, «сохраняет свое лицо» при взаимодействии с другими. Исходя из этого возможны три пути развития: гиперболизированной идентификации с другими индивидами, обособления от них, гармоничного взаимодействия.

У. Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику «Я-концепции». Глобальное, личностное «Я», он рассматривал, как двойственное образование, в котором соединяются «Я-сознание» и «Я», как объект. Это две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт («Я-сознающее»), а другая — содержание этого опыта («Я», как объект). По мысли Джемса, «Я», как объект, — это вое то, что человек может назвать своим. В этой области Джемс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: «духовное Я», «материальное Я», «социальное Я» и «физическое Я».

Интеракционная школа (Кули, Мид и др.) полагают, что человеческое «Я» изначально социально и формируется в ходе социального взаимодействия. Интеракциониеты указывают на то, что самосознание и ценностная ориентация личности, как бы зеркально отражают реакции на нее окружающих людей. Под действием механизма взаимного обогащения происходит становление «Я-концепции» индивида.

В теории Э. Эриксона проблематика «Я-концепции» рассматривается сквозь призму эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры Формирование идентичности «Я-процесс», который служит основой постоянного расширения самосознания и самопознания. Эриксон рассматривает развитие личности, её самосознания как последовательную смену стадий, имеющих свои особенности.

К. Роджерс понимает под «Я-концепцией» восприятие человеком самого себя, механизм, контролирующий и интегрирующий поведение индивида К Роджерс рассматривает самосознание с точки зрения развития у человека позитивного самовосприятия.

Происхождение себя

Ежедневная молитва
  • религиозная библиотека
  • Главная/
  • Ресурсы/
  • Ежедневная молитва

13 января 2021 г.

Пастор Чак Суиндолл Писания: Бытие 3:7

ЧТОБЫ ПОЛНОСТЬЮ ПОНЯТЬ битву против «я», мы должны вернуться назад, очень далеко назад, к той древней сцене, изображенной для нас во второй и третьей главах книги. Бытие: Эдемский сад.

ЧТОБЫ ПОЛНОСТЬЮ ПОНЯТЬ битву против «я», мы должны вернуться, очень далеко назад, к той древней сцене, изображенной для нас во второй и третьей главах Бытия: Эдемский сад. Какая великолепная обстановка! Красивый вне описания, идеальный, экологически чистый Атмосфера, роскошная листва, ароматные цветы, кристально чистая вода — в сравнении с этим Садом Таити покажется свинарником.

Вдобавок ко всей физической красоте была абсолютная невинность. Ноль греха. Это означает, что у Адама и Евы были отношения, в которых не было зависаний и противоречий. Последний стих в Бытии 2 подтверждает, что: «Мужчина же и жена его были оба наги, а они не стыдились» (Бытие 2:25).

Голый. Обнаженный. Открытым. Никаких секретов. Не только физически, но и эмоционально. Это объясняет, почему они не стыдились. В этом первозданном месте существовала замечательная открытость, отсутствие самосознания в присутствии друг друга. Разговор о идеальный брак! Их обсуждения, их действия, все их разговоры были беззащитными, неосторожными и не были сосредоточены на себе .

Как это могло быть? Нет греха. Поэтому никакого эгоизма. До того как . . . вы угадали это .

Войдите в дьявола с его заманчивым предложением и выйдите из невинности с ее приятными преимуществами (см. Бытие 3:1–6). Помните результат?

В этот момент их глаза открылись, и они вдруг почувствовали стыд за свою наготу. Поэтому они сшили фиговые листья вместе, чтобы покрыться.

БЫТИЕ 3:7

Не пропустите, что это говорит об их глазах. Они были открыты . Это было шокирующее осознание того, что они были голыми. Нам это кажется удивительным, не так ли? Вы и я не могли бы лучше осознавать любое время, когда мы голые.

Но помните разницу. Внезапно человечество стало само- самосознательным. Адам и Ева никогда раньше не знали таких чувств. Мы с тобой никогда не знали ничего другого.

Грех положил начало господству «я», -осознания, «я», -заботы и «я», самости. А все началось с умышленного пренебрежения Божьим повелением.

Готовы ли вы сегодня подчиниться милостивому исследованию Божьего Слова и Его Духа? Единственный способ вырваться из тисков эгоистичной жизни — это подчиниться воле и целям Бога. Вы и все вокруг вас будут очень рады, что вы это сделали.

— Tweet This

Религиозный контент взят из Доброе утро, Господи . . . Мы можем поговорить? Чарльза Р. Суиндолла. Copyright © 2018. Используется с разрешения Tyndale House Publishers, подразделения Tyndale House Ministries. Все права защищены. Полную версию можно приобрести на tyndale.com.

Не останавливайтесь

Ваши ежедневные задачи граничат с рутиной? Вы долго ждали прорыва? Пастор Чак Суиндолл напоминает вам, что вы в хорошей компании. Оставайтесь на нем!

Генезис Я · Социальные сети и Я: книга для чтения

Я, которое занимает центральное место во всем так называемом ментальном опыте, проявилось только в социальном поведении позвоночных людей. Именно потому, что индивид обнаруживает, что принимает установки других, вовлеченных в его поведение, он становится объектом для самого себя. Только взяв на себя роли других, мы смогли вернуться к себе. […]

Интересно отметить, что в развитии отдельного ребенка есть две стадии, которые представляют собой два основных шага в достижении самосознания. Первая стадия — это стадия игры, а вторая — стадия игры, где эти две стадии отличаются друг от друга. В этом смысле в игре ребенок постоянно выступает в роли родителя, учителя, проповедника, бакалейщика, полицейского, пирата или индейца. Это период детского существования, который Вордсворт назвал периодом «бесконечного подражания». Это период детских пьес Фребеля. В нем, как признавал Фребель, ребенок усваивает роли тех, кто принадлежит его обществу. Это происходит потому, что ребенок постоянно возбуждает в себе реакции на свои социальные действия. В своей младенческой зависимости от реакции других на его собственные социальные стимулы он особенно чувствителен к этому отношению. Имея в своей природе начало родительского отклика, он вызывает его собственными призывами. Кукла является универсальным типом этого, но перед тем, как он начнет играть с куклой, он отвечает тоном голоса и отношением, как его родители реагируют на его собственные крики и хихиканье. […] То есть человек вызывает или имеет тенденцию вызывать в себе ту же реакцию, что и в другом.

Спектакль предшествует игре. Ведь в игре есть регламентированный порядок и правила. Ребенок должен не только взять на себя роль другого, как он это делает в игре, но он должен взять на себя различные роли всех участников игры и соответственно управлять своим действием. Если он играет на первой базе, то как тот, кому будет брошен мяч с поля или от кетчера. Их организованные реакции на него он вложил в свою собственную игру различных позиций, и эта организованная реакция становится тем, что я назвал «обобщенным другим», который сопровождает и контролирует его поведение. И именно этот обобщенный другой в его опыте дает ему самость.

Мы владеем собой только в той мере, в какой мы можем и действительно принимаем отношение других к себе и реагируем на это отношение. Мы одобряем себя и осуждаем себя. Мы похлопываем себя по спине и в слепой ярости нападаем на самих себя. Мы принимаем обобщенную позицию группы в цензоре, стоящем у дверей наших образов и внутренних разговоров, и в утверждении законов и аксиом вселенной дискурса. Каждый день, каждый раз . Наше мышление есть внутренний разговор, в котором мы можем играть роль конкретных знакомых против самих себя, но обычно мы беседуем с тем, что я назвал «обобщенным другим», и таким образом достигаем уровней абстрактного мышления и та безличность, та так называемая объективность, которой мы дорожим.

Человек принимает, как я уже сказал, установки других в целом. Но даже при этом преимуществе универсального над множественностью его бесчисленных экземпляров количество различных реакций, влияющих на наше социальное поведение, по-видимому, бросает вызов любой способности любого индивида брать на себя роли, которые были бы существенны для определения наших социальных объектов. И все же, хотя современная жизнь стала неизмеримо сложнее, чем в более ранние периоды человеческой истории, современному человеку гораздо легче, чем его предшественнику, поставить себя на место тех, кто способствует удовлетворению его потребностей, кто делится с другими. ему функции правительства, или присоединиться к нему в определении цен. Не количество участников и даже не количество различных функций имеет первостепенное значение. Важный вопрос заключается в том, настолько ли естественно принадлежат эти различные формы деятельности члену человеческого общества, что, принимая роль другого, его деятельность оказывается принадлежащей его собственной природе. Пока сложности человеческого общества не превышают сложности центральной нервной системы, проблема адекватного социального объекта, идентичная проблеме адекватного самосознания, не состоит в ознакомлении с бесконечным числом актов. которые вовлечены в социальное поведение, а в преодолении дистанций в пространстве и времени, барьеров языка, условностей и социального статуса, чтобы мы могли разговаривать с самими собой в роли тех, кто вовлечен с нами в общее дело. жизни. Журналистика, которая ненасытно интересуется человеческим отношением всех нас, является знамением времени. Другие любопытства относительно условий, при которых другие люди живут, и работают, и борются друг с другом, и любят друг друга, вытекают из основного любопытства, которое есть страсть самосознания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *