Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Как морально надавить на человека: Скрытые трюки: как манипулировать людьми

Скрытые трюки: как манипулировать людьми

  • Дэвид Робсон
  • BBC Future

Автор фото, Getty

Всегда ли мы контролируем наши мысли? Как узнал корреспондент BBC Future Дэвид Робсон, манипулировать сознанием людей значительно легче, чем мы себе представляем.

Возможно, мы все просто марионетки в руках какого-то властного кукловода? Большинство людей уверены, что это не так. Они принимают независимые решения и творят свою судьбу.

Но они ошибаются. Как отмечает психолог Джей Олсон из Университета Макгилла в Квебеке, Канада, «многие решения, которые мы принимаем, зависят от внешних вещей, которых мы не осознаем, и мы вполне уверены, что идея принадлежат нам». Вопрос в том, можем ли мы научиться распознавать это влияние и успешно противостоять ему.

Джей Олсон посвятил жизнь исследованию средств воздействия на внимание людей. А началось все с магии. «Я научился фокусам, когда мне было пять, а в семь я уже выступал на сцене», — рассказывает он.

Когда Джей начал изучать психологию, он был удивлен тем, насколько новые открытия ученых о внимании, памяти и психологических реакциях человека согласовывались с его собственным опытом фокусника.

Особенно его захватывал один трюк, во время которого фокусник предлагал участнику мысленно выбрать одну карту из колоды, которую потом, к удивлению зрителей, он безошибочно вытаскивал из кармана.

Автор фото, Thinkstock

Підпис до фото,

Многие решения, которые мы принимаем, зависят от внешних вещей, которых мы не осознаем

Секрет в том, чтобы заставить участника выбрать именно ту карту из колоды, которую ты приготовил в кармане. (В нашем разговоре Олсон не открыл того, как ему удается это сделать, но другие специалисты рассказывают, что незаметно сгибание карты во время демонстрации колоды заставляет участника подсознательно заметить это). Даже этих секунд достаточно для того, чтобы карта пришла в голову, когда участника заставляют сделать выбор.

Пропустити подкаст і продовжити

подкаст

Що це було

Головна історія тижня, яку пояснюють наші журналісти

Випуски

Кінець подкаст

Как ученый, Олсон первым делом решил проверить объективность успеха фокуса. И результат был потрясающий — 103 из 105 участников выбирали именно ту карту, которую он хотел.

Неудивительно, что эти результаты привлекли немало внимания прессы, но самой потрясающей, по мнению ученого, стала вторая часть исследования.

Опрос участников фокуса позже показал, что 92% из них были абсолютно уверены, что сделали самостоятельный выбор, что никакого манипулирования их сознанием не происходило.

Еще больше удивляет тот факт, что большинство из них называли причины своего выбора. «Да, один человек рассказывал, что выбрал червонную десятку, потому что 10 — это наибольшее число, а масть он загадал еще до начала эксперимента», — рассказывает ученый.

Тип личности или цвет и размер карт, как выяснили дальнейшие эксперименты, также не играли никакой роли. Кажется, мы все одинаково склонны к такому манипулированию.

Выводы из этого эксперимента выходят за рамки искусства магии и заставляют пересмотреть представления о нас.

Несмотря на сильное чувство свободы, наша способность принимать независимые и самостоятельные решения может быть большой иллюзией. «Свобода выбора — это только чувство, она на самом деле не связана с процессом принятия решения», — объясняет Джей Олсон.

Меню с намеком

Не верите? Вспомните ваш последний поход в ресторан. Олсон утверждает, что вы в два раза более склонны выбрать блюдо из верхней или нижней части меню, так как именно эти части списка первыми обращают на себя внимание.

«Но если кто-то спросит вас, почему вы заказали лосося, вы уверенно ответите, что очень хотели его попробовать», — говорит исследователь. Иначе говоря, мы придумываем причины нашего выбора, несмотря на то, что он был спланированным администрацией ресторана.

Автор фото, Thinkstock

Підпис до фото,

Прикосновение — один из приемов манипулирования человеком

А как насчет выбора вина в супермаркете? Дженнифер Маккендрик и ее коллеги из Лестерского университета обнаружили, что французская или немецкая музыка, которая играет в магазине, влияет на выбор покупателями вина из этих регионов — конечно, сугубо бессознательный.

Менее понятно, как эти данные соотносятся с другими формами манипулирования мыслями, которые являются предметом длительных дебатов. Во время президентских выборов в США в 2000 году сторонники демократа Эла Гора утверждали, что в видео, которое демонстрировали республиканцы, был 25 кадр с надписью «крысы».

Сторонники Гора были убеждены, что это подсознательное сообщение нанесло вред кандидату.

Эксперимент, проведенный в лаборатории при похожих условиях, подтвердил, что 25 кадр с надписью действительно негативно влияет на рейтинг политика.

Может ли такая стратегия иметь долгосрочный эффект — остается сомнительным. Но вполне вероятно, что другие виды манипулирования влияют на наше поведение без нашего осознания этого.

Один впечатляющий эксперимент показал, что демонстрация фотографии спортсмена-победителя заметно увеличивала эффективность телефонных продаж, несмотря на то, что большинство респондентов даже не помнили изображения.

Есть доказательства и того, что если кто-то напоит вас горячим чаем, вы будете воспринимать этого человека как более эмоционального. А неприятный запах может заставить судить людей более строго.

Как определить манипуляцию

Понятно, что эти знания могут попасть в «нечистые» руки. Поэтому стоит научиться определять, когда кто-то пытается подчинить вас своей воле без вашего ведома.

Автор фото, Thinkstock

Підпис до фото,

Если в супермакете играет французская музыка, вы можете бессознательно купить французское вино

Ниже мы предлагаем четыре манипулятивных хода, к которым могут прибегнуть ваши коллеги или друзья в повседневной жизни. Итак, берегитесь!

1) Прикосновение может быть влиятельным

Похлопать кого-то по плечу и посмотреть ему в глаза — эффективный способ сделать человека более открытым к вашему предложению. Сам Джей Олсон использует этот прием во время своих фокусов. Он также очень распространен в повседневных ситуациях, например, когда кто-то пытается занять у вас деньги.

2) Скорость речи

Исследователь рассказывает, что фокусники всегда торопят добровольных участников трюка, чтобы те приняли первое решение, которое придет им в голову. Но как только они сделают свой выбор, темп речи заметно уменьшается.

3) Поле зрения

Автор фото, Thinkstock

Пытаясь привлечь внимание добровольца к определенной карте, фокусник Олсон делает ее более «заметной», чтобы участник фокуса подсознательно запомнил ее. Есть много способов, как этого добиться. От размещения предмета на уровне глаз до подталкивания предмета к цели. По тем же причинам мы часто выбираем именно тот предмет, который нам предложили первым.

4) Вопрос

Например, «Почему вы думаете, что это будет хорошая идея?» или «Какие это будет иметь преимущества?» Это кажется очевидным, но если позволить кому-то убедить самого себя, человек будет более уверенным в в будущем, что это вообще была его идея.

Мы все при определенных условиях можем стать марионетками, но если вы осознаете, кто тянет за ниточки, вы можете хотя бы попытаться противостоять.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке вы можете на сайте BBC Future.

Психолог Илья Латыпов о шести правилах уничтожения человеческого достоинства

Психоаналитик Бруно Беттельхейм в книге «Просвещенное сердце» описывает свой опыт узника концлагерей Дахау и Бухенвальда в 1938–1939 годах, а также опыт других людей, столкнувшихся с системой уничтожения человеческого достоинства позднее, когда нацисты «раскрылись» на полную мощь. Психолог Илья Латыпов, оценивая психологическое состояние общества сегодня, перечитал эту книгу заново.

Меня интересовал психологический аспект того, что творилось в концентрационных лагерях. Как нацистская система ломала личности, как личности противостояли системе и чудовищно деструктивному психологическому полю, какие стратегии использовали и как они деформировались.

В конце концов, личность — это и есть наши стратегии адаптации к существующему вокруг миру. От того, какой он, этот мир, во многом, хотя и не во всем, зависит то, какие мы.

Нацистская система в 1938–1939 годах — время пребывания Беттельхейма в Дахау и Бухенвальде — еще не была нацелена на тотальное истребление, хотя с жизнями тогда тоже не считались. Она была ориентирована на «воспитание» рабской силы: идеальной и послушной, не помышляющей ни о чем, кроме милости от хозяина, которую не жалко пустить в расход.

Соответственно, необходимо было из сопротивляющейся взрослой личности сделать испуганного ребенка, силой инфантилизировать человека, добиться его регресса — до ребенка или вовсе до животного, живой биомассы без личности, воли и чувств.

Биомассой легко управлять, она не вызывает сочувствия, ее легче презирать, и она послушно пойдет на убой. То есть она удобна для хозяев.

Обобщая основные психологические стратегии подавления и слома личности, описанные в работе Беттельхейма, я для себя выделил и сформулировал ряд ключевых стратегий, которые, в общем-то, универсальны. В разных вариациях они повторялись и повторяются практически на всех уровнях жизни общества: от семьи до государства. Нацисты только собрали это все в единый концентрат насилия и ужаса. Что же это за способы превращения личности в биомассу?

Правило первое. Заставь человека заниматься бессмысленной работой

Одно из любимых занятий эсэсовцев — заставлять людей делать совершенно бессмысленную работу, причем заключенные понимали, что она не имеет смысла. Таскать камни с одного места на другое, рыть ямы голыми руками, когда лопаты лежали рядом. Зачем? «Потому что я так сказал!»

Чем это отличается от «потому что надо» или «твое дело выполнять, а не думать»?

Правило второе. Введи взаимоисключающие правила, нарушения которых неизбежны

Это правило создавало атмосферу постоянного страха быть пойманным. Люди были вынуждены договариваться с надзирателями или капо (помощники СС из числа заключенных), впадая от них в полную зависимость. Разворачивалось большое поле для шантажа: надзиратели и капо могли обращать внимание на нарушения, а могли и не обращать в обмен на те или иные услуги.

Абсурдность и противоречивость родительских требований или государственных законов — полный аналог.

Правило третье. Введи коллективную ответственность

Коллективная ответственность размывает личную — это давно известное правило. Но в условиях, когда цена ошибки слишком высока, коллективная ответственность превращает всех членов группы в надзирателей друг за другом. Сам коллектив становится невольным союзником СС и лагерной администрации.

Нередко, повинуясь минутной прихоти, эсэсовец отдавал очередной бессмысленный приказ. Стремление к послушанию въедалось в психику так сильно, что всегда находились заключенные, которые долго соблюдали этот приказ (даже когда эсэсовец о нем забывал минут через пять) и принуждали к этому других.

Так, однажды надзиратель приказал группе заключенных мыть ботинки снаружи и внутри водой с мылом. Ботинки становились твердыми, как камень, натирали ноги. Приказ больше никогда не повторялся. Тем не менее многие давно находящиеся в лагере заключенные продолжали каждый день мыть изнутри свои ботинки и ругали всех, кто этого не делал, за нерадивость и грязь.

Принцип групповой ответственности… Когда «все виноваты» или когда конкретного человека видят только как представителя стереотипной группы, а не как выразителя собственного мнения.

Это три «предварительных правила». Ударным звеном выступают следующие три, дробящие уже подготовленную личность в биомассу.

Правило четвертое. Заставь людей поверить в то, что от них ничего не зависит

Для этого нужно создать непредсказуемую обстановку, в которой невозможно что-либо планировать, и заставить людей жить по инструкции, пресекая любую инициативу.

Группу чешских заключенных уничтожили так. На некоторое время их выделили как «благородных», имеющих право на определенные привилегии, дали жить в относительном комфорте без работы и лишений. Затем чехов внезапно бросили на работу в карьер, где были самые плохие условия труда и наибольшая смертность, урезав при этом пищевой рацион. Потом обратно — в хорошее жилище и легкую работу, через несколько месяцев — снова в карьер и т.п. В живых не осталось никого.

Полная неподконтрольность собственной жизни, невозможность предсказать, за что тебя поощряют или наказывают, выбивают почву из-под ног. Личность попросту не успевает выработать стратегии адаптации, она дезорганизуется полностью.

«Выживание человека зависит от его способности сохранить за собой некоторую область свободного поведения, удержать контроль над какими-то важными аспектами жизни, несмотря на условия, которые кажутся невыносимыми… Даже незначительная, символическая возможность действовать или не действовать, но по своей воле позволяла выжить мне и таким, как я», — пишет Бруно Беттельхейм.

Жесточайший распорядок дня постоянно подгонял людей. Если одну-две минуты промедлишь на умывании — опоздаешь в туалет. Задержишься с уборкой своей кровати (в Дахау тогда еще были кровати) — не будет тебе завтрака, и без того скудного. Спешка, страх опоздать, ни секунды задуматься и остановиться… Постоянно тебя подгоняют отличные надзиратели: время и страх. Не ты планируешь день. Не ты выбираешь, чем заниматься. И ты не знаешь, что с тобой будет потом. Наказания и поощрения шли безо всякой системы. Если на первых порах заключенные думали, что хороший труд их спасет от наказания, то потом приходило понимание, что ничто не гарантирует от отправки добывать камни в карьере (самое смертоносное занятие). И награждали просто так. Это просто дело прихоти эсэсовца.

Авторитарным родителям и организациям очень выгодно это правило, потому что оно обеспечивает отсутствие активности и инициативы со стороны адресатов сообщений вроде «От тебя ничего не зависит», «Ну и чего вы добились?», «Так было и будет всегда».

Правило пятое. Заставь людей делать вид, что они ничего не видят и не слышат

Беттельхейм описывает такую ситуацию. Эсэсовец избивает человека. Мимо проходит колонна рабов, которая, заметив избиение, дружно поворачивает головы в сторону и резко ускоряется, всем своим видом показывая, что «не заметила» происходящего. Эсэсовец, не отрываясь от своего занятия, кричит: «Молодцы!» Потому что заключенные продемонстрировали, что усвоили правило «не знать и не видеть того, что не положено». А у заключенных усиливается стыд, чувство бессилия, и одновременно они невольно становятся сообщниками эсэсовца, играя в его игру.

В семьях, где процветает насилие, нередка ситуация, когда кто-либо из родственников все видит и понимает, но делает вид, что ничего не видит и не знает. Например, мать, ребенок которой подвергается сексуальному насилию со стороны отца/отчима. В тоталитарных государствах правило «все знаем, но делаем вид…» — важнейшее условие их существования.

Правило шестое. Заставь людей переступить последнюю внутреннюю черту

«Чтобы не стать ходячим трупом, а остаться человеком, пусть униженным и деградировавшим, необходимо было все время осознавать, где проходит та черта, из-за которой нет возврата, черта, дальше которой нельзя отступать ни при каких обстоятельствах, даже если это угрожает жизни. Сознавать, что если ты выжил ценой перехода за эту черту, то будешь продолжать жизнь, потерявшую всякое значение». Это вновь цитата из Беттельхейма.

Дальше он приводит очень наглядную историю о «последней черте». Однажды эсэсовец обратил внимание на двух евреев, которые «сачковали». Он заставил их лечь в грязную канаву, подозвал заключенного-поляка из соседней бригады и приказал закопать впавших в немилость живьем. Поляк отказался. Эсэсовец стал его избивать, но поляк продолжал отказываться. Тогда надзиратель приказал им поменяться местами, и те двое получили приказ закопать поляка. И они стали закапывать своего товарища по несчастью без малейших колебаний.

Когда поляка почти закопали, эсэсовец приказал им остановиться, выкопать его обратно, а затем снова самим лечь в канаву. И снова приказал поляку их закопать. На этот раз он подчинился — или из чувства мести, или думая, что эсэсовец их тоже пощадит в последнюю минуту. Но надзиратель не помиловал: он притоптал сапогами землю над головами жертв. Через пять минут их — одного мертвого, а другого умирающего — отправили в крематорий.

Результат реализации всех правил

«Заключенные, усвоившие постоянно внушаемую СС мысль, что им не на что надеяться, поверившие, что они никак не могут влиять на свое положение, — такие заключенные становились в буквальном смысле ходячими трупами», — пишет Беттельхейм.

Процесс превращения в таких зомби был прост и нагляден. Сначала человек прекращал действовать по своей воле: у него не оставалось внутреннего источника движения, все, что он делал, определялось давлением со стороны надзирателей. Они автоматически выполняли приказы, без какой-либо избирательности. Потом они переставали поднимать ноги при ходьбе, начинали очень характерно шаркать. Затем они начинали смотреть только перед собой. И тогда наступала смерть.

В зомби люди превращались тогда, когда отбрасывали всякую попытку осмыслить собственное поведение и приходили к состоянию, когда они могли принять все что угодно, все, что исходило извне.

«Те, кто выжил, поняли то, чего раньше не осознавали: они обладают последней, но, может быть, самой важной человеческой свободой — в любых обстоятельствах выбирать свое собственное отношение к происходящему», — заключает автор книги «Просвещенное сердце».

Там, где нет собственного отношения, начинается зомби.

Автор — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ДВГГУ (г. Хабаровск), практикующий психолог

Чувствуете моральный стресс? Вот как воспитать устойчивость. // Новости // Notre Dame Deloitte Center for Ethical Leadership // University of Notre Dame

Сосредоточьтесь на реализме, социальных связях и сострадании к себе, чтобы держать моральный стресс в узде.

 

В знаменитой сцене из фильма Фрэнка Капры 1946 года « Это прекрасная жизнь » Джорджу Бэйли удается – с трудом – успокоить комнату, полную паникующих инвесторов. Охваченные страхом во время набегов на банки, инвесторы хотят сразу вывести все свои деньги из его ассоциации строительства и ссуды. Используя наличные, которые он накопил на свой медовый месяц, Бэйли индивидуально торгуется со своими инвесторами. Он распределяет ровно столько, чтобы удовлетворить каждого из них. И когда часы бьют 18:00, он закрывает двери на весь день, и у него остается всего два доллара. Но он чувствует себя триумфально, только что спас свой Building & Loan от неплатежеспособности.

Даже в лучшие времена лидеры могут чувствовать себя Джорджем Бейли. Они учитывают потребности всех заинтересованных сторон, от сотрудников до поставщиков, акционеров и сообществ, в которых работает бизнес. Помня об интересах всех заинтересованных сторон, лидеры работают над тем, чтобы удовлетворить и снабдить (или «удовлетворить») каждого из них и создать общую ценность для всех участников.


«Когда лидеры глубоко заботятся и испытывают сильное чувство морального долга перед этими заинтересованными сторонами, этот процесс может утомить их. Это может привести к особому психическому и эмоциональному состоянию, которое исследователи называют «моральным стрессом»».

 


Но трудные времена приносят дополнительные трудности. Лидеры натянуты до предела. По мнению многих лидеров, одной из худших сторон кризиса COVID-19 является их неспособность делать все те добрые и нравственные вещи, которые, по их мнению, они должны делать.

  • Для своих клиентов они хотят предоставлять продукты и услуги, которые помогут им в это нестабильное время.
  • Для сотрудников они хотят обеспечить финансовую безопасность и возможность внести свой вклад.
  • Для поставщиков они хотят предоставить гарантии стабильности.
  • Для сообществ они хотят дать надежду и позитивное видение будущего.
  • Для акционеров , владельцев или других финансистов, которые хотят продолжать получать справедливую прибыль от своих инвестиций.

Однако в то же время кризисы заставляют лидеров болезненно осознавать, что, в отличие от Джорджа Бейли, они потерпят неудачу. Вместо того, чтобы удовлетворить, многие признают, что они в конечном итоге разочаруют некоторых из своих заинтересованных сторон, по крайней мере, некоторое время. Этот процесс может утомить их, особенно когда лидеры глубоко заботятся и чувствуют сильное чувство морального долга перед этими заинтересованными сторонами. Может возникнуть особое психическое и эмоциональное состояние, которое исследователи описывают как

«моральный стресс».


Что такое моральный стресс?

В 2012 году исследователи Скотт Рейнольдс, Брэдли Оуэнс и Алекс Рубенштейн идентифицировали моральный стресс и описали его уникальные причины и последствия. Они определяют «моральный стресс» как «психологическое состояние (как когнитивное, так и эмоциональное), характеризующееся тревогой и беспокойством из-за неуверенности человека в своей способности выполнять соответствующие моральные обязательства».

Моральный стресс, как говорят исследователи, часто вызывается дилеммой «право-право». Когда лидер чувствует себя морально обязанным сделать гораздо больше, чем он или она может достичь, результатом часто является моральный стресс. Как объясняет Рейнольдс: «Есть всего 24 часа, мы всего лишь люди. Менеджер никогда не сможет выполнить все свои обязательства. Вы заканчиваете тем, что не справились. Кто-то будет на коротком конце палки. Хитрость менеджмента заключается в том, чтобы научиться справляться с разочарованием. Кто может справиться с разочарованием лучше, чем другие?» Во времена кризиса моральный стресс может стать особенно распространенным и глубоко ощущаемым, потому что у руководителей меньше ресурсов — личных и финансовых — для выполнения своих обязательств, и они также более глубоко и душераздирающе сталкиваются с негативными последствиями для своих заинтересованных сторон. .

Хуже всего в моральном стрессе то, что он может привести к саморазрушению. Вместо того, чтобы помочь лидеру выполнить его или ее моральные обязательства, когда это не контролируется, это может сделать прямо противоположное, ослабляя моральное мышление и уменьшая внимание к морально значимой информации.

 

Практика

Вот как вы можете повысить устойчивость, необходимую для преодоления морального стресса.

Практикуйте самосострадание.

Рейнольдс и его коллеги обнаружили, что «моральный стресс по своей сути является личным опытом». Люди, которые «морально внимательны» (то есть чувствительны к моральным проблемам), особенно подвержены этому. Поэтому признайте, что моральный стресс — это признак чего-то хорошего в вас: он показывает, что вам не все равно. Моральный стресс отличается от чувства вины и стыда в что это не признак того, что вы сделали что-то не так. Поэтому, если вы испытываете моральный стресс, помните, что вы достойны сострадания к себе (см. ниже) и заботы о себе. Как и все формы стресса, моральный стресс может привести к истощению Упражнения, сон и осознанность — проверенные способы помочь вам справиться с неизбежным напряжением и справиться с ним. 0005

 

Будьте реалистом.

Рейнольдс рекомендует бороться с моральным стрессом путем переоценки своего мышления. Он говорит, что моральный стресс часто может быть результатом идеалистического мышления. « Идеалисты думают, что есть идеальные ответы, — говорит он, — в то время как реалисты думают, что все происходит, и вы делаете все возможное, идеалисты думают, что если они смогут работать усерднее, быстрее и умнее, они смогут сделать всех счастливыми. Но реалисты знают, что система настроена против вас; вы не можете сделать всех счастливыми. Избавление от необходимости иметь идеальное решение может быть очень освобождающим».

Как говорит Том Мендоса: «Не всегда может быть положительный результат. Но вы можете контролировать, что вы вкладываете в это и как вы к этому относитесь». Суть в том, чтобы не отказываться от заботы.

Но вы можете глубоко заботиться о них, понимая при этом разницу между тем, что вы можете изменить, и тем, что вы не можете изменить, и направлять свою энергию и заботы туда, где у вас больше всего возможностей для влияния.

Создавайте социальные связи — для себя и своих людей.

Когда лидеры испытывают моральный стресс, они сталкиваются с тем фактом, что просто не хватает — не хватает времени, энергии, внимания, — чтобы сделать все, что им хочется, для самых важных людей. Но это не значит, что они одни . Они могут укреплять социальные связи и помогать разделять бремя своих решений, общаясь через них с другими людьми.

Организации также могут помочь менеджерам, которые принимают трудные решения, чувствовать себя менее одинокими, обеспечивая моральную ясность и четкие этические стандарты того, как реагировать на кризис. Это устранит большую часть догадок и потенциально стрессовых конфликтов между личными ценностями и корпоративными ценностями.

С другой стороны, компании вместе. Как выразился генеральный директор Deloitte в США Джо Укузоглу, «прямо сейчас идет диалог о роли бизнеса в нашем обществе» (ниже). Деловой круглый стол и другие организации призвали компании придерживаться мышления, в большей степени ориентированного на заинтересованные стороны. Кризис COVID-19 подвергает эту перспективу проверке, и компании учатся друг у друга тому, как лучше реагировать.

Рейнольдс отмечает, что, по крайней мере на данный момент, многие компании, кажется, проходят тест. «Люди, которые были очень ориентированы на конечный результат, смотрят на вещи по-другому, — говорит он. — В коронавирусе есть что-то, что сделало их очень ориентированными на сотрудников. Они беспокоятся о сотрудниках и устойчивости работы людей на складах и делать поставки. Расчет другой. Владельцы и акционеры, похоже, сейчас немного снисходительнее». Руководители организаций могут получить представление и вдохновение от того, как другие организации делают все возможное, чтобы обслуживать своих клиентов, сотрудников и поставщиков, чтобы попытаться воплотить свои обязательства в жизнь, когда это наиболее важно.

Лидеры могут принять эти идеи близко к сердцу и развивать сострадание к себе, социальные связи и реалистичное мышление. И они платят за это вперед, поощряя всех своих последователей делать то же самое.

 

Вот почему некоторые люди могут противостоять социальному давлению

Пролистать наверх

Вот почему некоторые люди могут противостоять социальному давлению

Исследователи изучают, что дает людям мужество быть «моральным мятежником».

По Кэтрин А. Сандерсон | 5 ноября 2020 г.

Сенатор от штата Юта Митт Ромни проголосовал в феврале за то, чтобы осудить президента Дональда Трампа по обвинению в злоупотреблении властью, став первым сенатором, когда-либо голосовавшим против президента своей партии в процессе импичмента.

Два сотрудника «Теранос» — Эрика Чунг и Тайлер Шульц — высказали свои опасения по поводу практики компании, хотя они знали, что могут столкнуться с длительными личными и профессиональными последствиями.

Актеры Эшли Джадд и Роуз МакГоуэн сообщили о сексуальных домогательствах и нападениях со стороны Харви Вайнштейна, несмотря на его угрозы разрушить их карьеру, если они это сделают.

Рекламное объявление Икс

Познакомьтесь с набором инструментов «Большое добро»

Из GGSC на вашу книжную полку: 30 научно обоснованных инструментов для хорошего самочувствия.

Все эти люди говорили о плохом поведении, даже несмотря на огромное давление, чтобы они молчали. Хотя специфика каждого из этих случаев весьма различна, каждого из этих людей объединяет готовность к действию. Психологи вроде меня описывают тех, кто готов защищать свои принципы перед лицом потенциально негативных социальных последствий, таких как неодобрение, остракизм и неудачи в карьере, как «моральных бунтовщиков».

Моральные мятежники высказываются в самых разных ситуациях — чтобы сказать хулигану, чтобы он замолчал, чтобы противостоять другу, который использует расистские оскорбления, чтобы сообщить о коллеге, который занимается корпоративным мошенничеством. Что позволяет кому-то осуждать плохое поведение, даже если это может стоить денег?

Черты морального бунтаря

Во-первых, моральные бунтари обычно хорошо относятся к себе. Они, как правило, имеют высокую самооценку и уверены в своих суждениях, ценностях и способностях. Они также считают, что их собственные взгляды выше взглядов других, и поэтому они несут социальную ответственность за то, чтобы разделять эти убеждения.

Моральные мятежники менее подвержены социальным ограничениям, чем другие. Они не беспокоятся о смущении или неловком общении. Возможно, самое главное, они гораздо меньше заботятся о том, чтобы подстроиться под толпу. Поэтому, когда им придется выбирать между приспособлением и правильными поступками, они, вероятно, предпочтут поступать так, как считают правильным.

Исследования в области неврологии показывают, что способность людей противостоять социальному влиянию отражается в анатомических различиях мозга. Люди, которые больше заботятся о том, чтобы вписаться, имеют больший объем серого вещества в одной конкретной части мозга, латеральной орбитофронтальной коре. Эта область прямо за вашими бровями создает воспоминания о событиях, которые привели к негативным последствиям. Это помогает увести вас от вещей, которых вы хотите избежать в следующий раз, например, быть отвергнутым вашей группой.

Люди, которые больше заботятся о том, чтобы соответствовать своей группе, также проявляют большую активность в двух других цепях мозга: одна, которая реагирует на социальную боль — например, когда вы испытываете отвержение, — и другая, которая пытается понять мысли и чувства других. Другими словами, те, кто чувствует себя хуже всего, будучи исключенным из своей группы, изо всех сил стараются приспособиться к ней.

Что это говорит о моральных мятежниках? Некоторым людям очень плохо, даже на неврологическом уровне, чувствовать, что они не такие, как все. Для других людей это может быть не так важно, что облегчает им противостояние социальному давлению.

Эти характеристики совершенно не зависят от того, за что выступает моральный бунтарь. Вы можете быть единственным голосом против абортов в своей очень либеральной семье или одиноким защитником прав на аборт в своей очень консервативной семье. В любом случае речь идет о противостоянии общественному давлению с требованием хранить молчание, и это давление, конечно, может быть применено к чему угодно.

Путь морального бунтаря

Что нужно, чтобы создать морального бунтаря?

Полезно увидеть моральное мужество в действии. Многие борцы за гражданские права, участвовавшие в маршах и сидячих забастовках на юге США в XIX в.Родители 60-х годов проявили моральное мужество и гражданскую активность, как и многие немцы, спасавшие евреев во время Холокоста. Наблюдение за людьми, на которых вы смотрите, чтобы проявить моральное мужество, может вдохновить вас сделать то же самое.

Подающий надежды моральный бунтарь также должен чувствовать эмпатию, представляя мир с чужой точки зрения. Полезно проводить время и действительно узнавать людей из разных слоев общества. Белые старшеклассники, которые больше контактировали с людьми из разных этнических групп — по соседству, в школе и в спортивных командах, — имеют более высокий уровень эмпатии и относятся к представителям разных групп меньшинств более позитивно.

Эти же учащиеся с большей вероятностью сообщат о совершении каких-либо действий, если одноклассник использует этническое оскорбление, например, напрямую бросая вызов этому человеку, поддерживая жертву или рассказывая об этом учителю. Люди, которые более эмпатичны, также с большей вероятностью будут защищать кого-то, над кем издеваются.

Наконец, моральным мятежникам нужны определенные навыки и практика их использования. Одно исследование показало, что подростки, которые отстаивали свои позиции в споре со своей матерью, используя аргументированные доводы вместо нытья, давления или оскорблений, были наиболее устойчивыми к давлению сверстников в отношении употребления наркотиков или алкоголя в дальнейшем. Почему? Люди, которые практиковали эффективные аргументы и придерживались их под давлением, лучше могут использовать те же приемы со своими сверстниками.

Моральные мятежники явно обладают особыми характеристиками, которые позволяют им отстаивать то, что правильно. Но как насчет остальных из нас? Неужели мы обречены быть молчаливыми сторонними наблюдателями, которые смиренно стоят в стороне и не смеют осуждать плохое поведение?

К счастью, нет. Можно развить способность противостоять социальному давлению. Другими словами, любой может научиться быть моральным бунтарем.

Первоначально эта статья была опубликована на The Conversation. Прочитайте оригинальную статью.

Greater Good хочет знать: как вы думаете, эта статья повлияет на ваше мнение или поведение?

Отправка оценки

Получите науку о значимой жизни на свой почтовый ящик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *