Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Генезис самосознания: структурные звенья самосознания, их генезис.

структурные звенья самосознания, их генезис.

Лекция 2

Основные понятия и категории возрастной психологии

Основные понятия: самосознание, структура самосознания, генезис самосознания, механизмы самосознания, «Я-концепция».

Понятие «самосознание» используется, как родовое, для обозначения всей области в целом, включая, как процессуальные, так и структурные характеристики. Термины «самосознание», «представление о себе» применяются для описания когнитивной стороны самосознания, знание человека о себе. Эмоциональная сторона самосознания описывается с помощью терминов «отношение к себе» и «самооценка». «Образ Я» рассматривается, как структурное образование самосознания, своего рода «итоговый продукт» неразрывной деятельности трех его сторон — когнитивной, эмоциональной и регуляторной.

Большинство исследователей проблемы самосознания считают, что самосознание — это, прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе.

Самосознание в психической деятельности личности выступает как особо сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных ситуативных образов через интеграцию подобных многочисленных образов в целостное образование – в понятие своего собственного Я как субъекта, отличного от других субъектов. Многоступенчатый и сложный процесс самопознания сопряжен с разнообразными переживаниями, которые в дальнейшем также обобщаются в эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Самосознание – это динамическая система, которая на разных возрастных этапах имеет свои особенности.

Набольший интерес у отечественных психологов вызывает проблема возникновения самосознания, его структура и уровневая организация.

И.И. Чеснокова предлагает различать два уровня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе. На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках сопоставления «Я» и «другого человека».

Сначала некое качество воспринимается и понимается в другом человеке, а затем переносится на себя. Соответствующими внутренними приемами самосознания являются преимущественно самовосприятие и самонаблюдение. На втором уровне соотнесения знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я и Я». Человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой-то степени уже сформированными, полученными уже в разное время, в разных ситуациях. В качестве специфического внутреннего приема самосознания указывается самоанализ и самоосмысление. На этом втором уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует. Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общественных и внутренних требований. Высшего развития самосознание на втором уровне достигает при формировании жизненных планов и целей. Своей общественной ценности, собственного достоинства

И.С. Кон несколько иначе формулирует уровневую концепцию «Образа Я». «Образ Я» понимается, как установочная система; установки обладают тремя компонентами когнитивным, аффективным и производным от первых двух поведенческим. Нижний уровень «Образа Я» составляют «неосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствием» и. эмоциональным отношением к себе; выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ; и сам этот «Образ Я» вписывается в общую систему ценностных ориентацией личности, связанных с осознанием его целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей.

По мнению В.В. Столина самосознание осуществляется на трех уровнях: отражение субъекта в системе его органической активности; отражение субъекта в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных его отношениях; отражение субъекта в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей.

По мнению М.И. Лисиной образ себя имеет аффективно-когнитивный характер и состоит из эмоционального отношения человека к себе и когнитивных представлений (знаний) о себе. Она считает, что «Я-образ» имеет сложную архитектонику: есть центральное, ядерное образование, в котором представлено в наиболее переработанной форме знание о себе, как субъекте, в нем рождается общая самооценка, тут она постоянно существует и функционирует; существует так же «периферия», на которую поступают самые новые и свежие сведения человека о себе, оказывающие влияние на изменение представлений о себе.

С. Л. Рубинштейн считает, что «развитие самосознания проходит через ряд ступеней — от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой.

В.С. Мухина выделяет два основных этапа в развитии самосознания. Первый – присвоение структуры самосознания через механизм межличностной идентификации. Структура характреризуется основными феноменами: именем, притязанием на признание, полом, видением себя во времени. Второй этап – формирование мировоззрения и системы личностных смыслов. Здесь действуют механизмы идентификации и обособления на эмоциональном и когнитивных уровнях. Развитая личность прогнозирует себя в будущем, формирует образ своей жизненной позиции, «сохраняет свое лицо» при взаимодействии с другими. Исходя из этого возможны три пути развития: гиперболизированной идентификации с другими индивидами, обособления от них, гармоничного взаимодействия.

У. Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику «Я-концепции». Глобальное, личностное «Я», он рассматривал, как двойственное образование, в котором соединяются «Я-сознание» и «Я», как объект. Это две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт («Я-сознающее»), а другая — содержание этого опыта («Я», как объект). По мысли Джемса, «Я», как объект, — это вое то, что человек может назвать своим. В этой области Джемс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: «духовное Я», «материальное Я», «социальное Я» и «физическое Я».

Интеракционная школа (Кули, Мид и др.) полагают, что человеческое «Я» изначально социально и формируется в ходе социального взаимодействия. Интеракциониеты указывают на то, что самосознание и ценностная ориентация личности, как бы зеркально отражают реакции на нее окружающих людей. Под действием механизма взаимного обогащения происходит становление «Я-концепции» индивида.

В теории Э. Эриксона проблематика «Я-концепции» рассматривается сквозь призму эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры Формирование идентичности «Я-процесс», который служит основой постоянного расширения самосознания и самопознания. Эриксон рассматривает развитие личности, её самосознания как последовательную смену стадий, имеющих свои особенности.

К. Роджерс понимает под «Я-концепцией» восприятие человеком самого себя, механизм, контролирующий и интегрирующий поведение индивида К Роджерс рассматривает самосознание с точки зрения развития у человека позитивного самовосприятия.

Генезис самосознания

⇐ Предыдущая9101112131415161718Следующая ⇒

Самосознание личности

Структурные звенья самосознания, их генезис

 

 

Самосознание – это осознание человеком самого себя и своего отношения к внешнему миру и другим людям. Самосознание является неотъемлемым компонентом в формировании личности, а Я-концепция – его итоговым образованием.

Я-концепция по Р.Бернсу, – целостный образ собственного «Я», который включает три компонента: оценочный, эмоциональный, когнитивный.

— Когнитивный компонент – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. – образ «Я»;

— Эмоциональный компонент – аффективная оценка самого себя, связанная с особенностями эмоционального восприятия индивида – самооценка;

— Оценочно-волевой компонент – поведенческие реакции, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой (стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т. д.) – поведенческая реакция.

Я-концепция – это относительно устойчивая и осознанная система представлений личности о себе, на основе которой индивид строит отношение к себе и свое взаимодействие с другими людьми.

Критерии самосознания по В.С. Мерлину:

1. Осознание отличия себя от остального мира;

2. Осознание активности своего «Я»;

3. Осознание своих психических свойств, эмоциональная самооценка;

4. Моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.

 

 

Личность проходит довольно долгий путь, чтобы осознать многообразие своих индивидуальных особенностей, свое место в системе отношений окружающего мира. Этот процесс проходит через самопознание и становление самостоятельности. Становление Я-концепции связано с основными событиями, периодами и новообразованиями жизненного пути личности.

Развитие Я-концепции в онтогенезе:

— к 1 году – принятие и овладение собственным телом.

— в 3 года – становление субъектом деятельности, выделение своего «Я». В сравнении с близкими людьми вырабатывается отношение к себе как к самостоятельному субъекту и индивидуальности.

— в 7 лет — возникновение осознанных эмоциональных переживаний, самооценок. Образцом поведения являются мать или отец. Происходит идентификация с тем или иным родителем, вырабатывается программа определенных типов поведения и психических состояний. Появляются уровни в образе своего «Я»: «Я-реальное» и «Я-идеальное».

— в подростковом и юношеском возрастах Я-концепция становится более жесткой, осознание «образа Я» более глубокое. Происходит формирование самооценки. Самопознание и самосознание достигают высокого уровня развития.

— «Я-концепция» взрослого человека обладает относительной стабильностью и обусловливает устойчивые схемы поведения. Расхождение между опытом человека и его Я-концепцией нейтрализуется с помощью механизмов психологической защиты (З. Фрейд).

— Главным развивающим мотивом Я-концепции взрослого человека является стремление к самоактуализации (К.Роджерс, А.Маслоу)

Составной и неотъемлемой частью Я-концепции является самооценка. Самооценка – оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей. У дошкольников и младших школьников на формирование самооценки оказывают влияние родители, воспитатели, учителя, сверстники.

По А.В. Захаровой структура самооценки имеет два компонента:

1) когнитивный – отражает знания человека о себе;

2) эмоциональный – отражает отношение к себе.

В дошкольном возрасте более выраженным является эмоциональный компонент самооценки, в младшем школьном возрасте – преобладает когнитивный компонент самооценки, в подростковом возрасте вновь начинает преобладать эмоциональный компонент, только в юношеском возрасте начинает достигаться гармония в развитии знаний о себе и отношения к себе.

Личность может по-разному оценивать свои те или иные качества, т.е. имеет место дифференцирование (расслоение) самооценки: она может быть реалистичной, объективной (адекватной), завышенной или заниженной.

Таким образом, процесс становления самосознания личности в онтогенезе зависит от врожденных особенностей индивида, условий его жизни, воспитания, особенностей среды и взаимодействия с ней. Уровень самосознания изменяется в процессе возрастного и личностного развития.

 

⇐ Предыдущая9101112131415161718Следующая ⇒

Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 2008; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



Генезис Самости · Социальные сети и Самость: книга для чтения

Я, которое занимает центральное место во всем так называемом ментальном опыте, проявилось только в социальном поведении позвоночных людей. Именно потому, что индивид обнаруживает, что принимает установки других, вовлеченных в его поведение, он становится объектом для самого себя. Только взяв на себя роли других, мы смогли вернуться к себе. […]

Интересно отметить, что в развитии отдельного ребенка есть две стадии, которые представляют собой два основных шага в достижении самосознания. Первая стадия — это стадия игры, а вторая — стадия игры, где эти две стадии отличаются друг от друга. В этом смысле в игре ребенок постоянно выступает в роли родителя, учителя, проповедника, бакалейщика, полицейского, пирата или индейца. Это период детского существования, который Вордсворт назвал периодом «бесконечного подражания». Это период детских пьес Фребеля. В нем, как признавал Фребель, ребенок усваивает роли тех, кто принадлежит его обществу. Это происходит потому, что ребенок постоянно возбуждает в себе реакции на свои социальные действия. В своей младенческой зависимости от реакции других на его собственные социальные стимулы он особенно чувствителен к этому отношению. Имея в своей природе начало родительского отклика, он вызывает его собственными призывами. Кукла является универсальным типом этого, но перед тем, как он начнет играть с куклой, он отвечает тоном голоса и отношением, как его родители реагируют на его собственные крики и хихиканье. […] То есть человек вызывает или имеет тенденцию вызывать в себе ту же реакцию, что и в другом.

Спектакль предшествует игре. Ведь в игре есть регламентированный порядок и правила. Ребенок должен не только взять на себя роль другого, как он это делает в игре, но он должен взять на себя различные роли всех участников игры и соответственно управлять своим действием. Если он играет на первой базе, то как тот, кому будет брошен мяч с поля или от кетчера. Их организованные реакции на него он вложил в свою собственную игру различных позиций, и эта организованная реакция становится тем, что я назвал «обобщенным другим», который сопровождает и контролирует его поведение. И именно этот обобщенный другой в его опыте дает ему самость.

Мы владеем собой только в той мере, в какой мы можем и действительно принимаем отношение других к себе и реагируем на это отношение. Мы одобряем себя и осуждаем себя. Мы похлопываем себя по спине и в слепой ярости нападаем на самих себя. Мы принимаем обобщенную позицию группы в цензоре, стоящем у дверей наших образов и внутренних разговоров, и в утверждении законов и аксиом вселенной дискурса. Каждый раз, каждый раз . Наше мышление есть внутренний разговор, в котором мы можем играть роль конкретных знакомых против самих себя, но обычно мы беседуем с тем, что я назвал «обобщенным другим», и таким образом достигаем уровней абстрактного мышления и та безличность, та так называемая объективность, которой мы дорожим.

Человек предполагает, как я уже говорил, установки обобщенных других. Но даже при этом преимуществе универсального над множественностью его бесчисленных экземпляров количество различных реакций, влияющих на наше социальное поведение, по-видимому, бросает вызов любой способности любого индивида брать на себя роли, которые были бы существенны для определения наших социальных объектов. И все же, хотя современная жизнь стала неизмеримо сложнее, чем в более ранние периоды человеческой истории, современному человеку гораздо легче, чем его предшественнику, поставить себя на место тех, кто способствует удовлетворению его потребностей, кто делится с другими. ему функции правительства, или присоединиться к нему в определении цен. Не количество участников и даже не количество различных функций имеет первостепенное значение. Важный вопрос заключается в том, настолько ли естественно принадлежат эти различные формы деятельности члену человеческого общества, что, принимая роль другого, его деятельность оказывается принадлежащей его собственной природе. Пока сложности человеческого общества не превышают сложности центральной нервной системы, проблема адекватного социального объекта, идентичная проблеме адекватного самосознания, не состоит в ознакомлении с бесконечным числом актов. которые вовлечены в социальное поведение, а в преодолении дистанций в пространстве и времени, барьеров языка, условностей и социального статуса, чтобы мы могли разговаривать с самими собой в роли тех, кто вовлечен с нами в общее дело. жизни. Журналистика, которая ненасытно интересуется человеческим отношением всех нас, является знамением времени. Другие любопытства относительно условий, при которых другие люди живут, и работают, и борются друг с другом, и любят друг друга, вытекают из основного любопытства, которое есть страсть самосознания. Мы должны быть другими, если хотим быть собой.

« Генезис самости и социального контроля » (Джордж Герберт Мид, International Journal of Ethics 35, № 3 (1925): 268, 269, 272, 279503)

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ

Происхождение себя

Ежедневная молитва
  • религиозная библиотека
  • Главная/
  • Ресурсы/
  • Ежедневный Божественный час

13 января 2021 г.

пастор Чак Суиндолл Писания: Бытие 3:7

ЧТОБЫ ПОЛНОСТЬЮ ПОНЯТЬ битву против «я», мы должны вернуться назад, очень далеко назад, к той древней сцене, изображенной для нас во второй и третьей главах книги. Бытие: Эдемский сад.

ЧТОБЫ ПОЛНОСТЬЮ ПОНЯТЬ битву против «я», мы должны вернуться, очень далеко назад, к той древней сцене, изображенной для нас во второй и третьей главах Бытия: Эдемский сад. Какая великолепная обстановка! Красивый вне описания, идеальный, экологически чистый Атмосфера, роскошная листва, ароматные цветы, кристально чистая вода — в сравнении с этим Садом Таити покажется свинарником.

Вдобавок ко всей физической красоте, была абсолютная невинность. Ноль греха. Это означает, что у Адама и Евы были отношения, в которых не было зависаний и противоречий. Последний стих в Бытии 2 подтверждает, что: «Мужчина же и жена его были оба наги, а они не стыдились» (Бытие 2:25).

Голый. Обнаженный. Открыть. Никаких секретов. Не только физически, но и эмоционально. Это объясняет, почему они не стыдились. В этом первозданном месте существовала замечательная открытость, отсутствие самосознания в присутствии друг друга. Разговор о идеальный брак! Их обсуждения, их действия, все их разговоры были беззащитными, неосторожными и не были сосредоточены на сам .

Как это могло быть? Нет греха. Поэтому никакого эгоизма. До . . . вы угадали это .

Войдите в дьявола с его соблазнительным предложением и выйдите из невинности с ее приятными преимуществами (см. Бытие 3:1–6). Помните результат?

В этот момент их глаза открылись, и они вдруг почувствовали стыд за свою наготу. Поэтому они сшили фиговые листья вместе, чтобы покрыться.

БЫТИЕ 3:7

Не пропустите, что это говорит об их глазах. Их было открыл . Это было шокирующее осознание того, что они были голыми. Нам это кажется удивительным, не так ли? Вы и я не могли бы лучше осознавать любое время, когда мы голые.

Но помните разницу. Внезапно человечество стало самосознательным . Адам и Ева никогда раньше не знали таких чувств. Мы с тобой никогда не знали ничего другого.

Грех положил начало господству «я», -осознания, «я», -заботы и «я», самости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *