Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Гласных звуков в русском: HTTP 404 Resource not found

Гласные звуки в русском языке – форма, функция, обозначение понятия

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 165.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 165.

Как известно, существует устная и письменная речь: письменную речь мы пишем и читаем, а устную произносим и слышим. Звучащие слова состоят из звуков речи, которые принято делить на гласные и согласные.

Гласные звуки

Гласные звуки отличаются от согласных тем, что они произносятся исключительно с помощью голоса, тогда как при произношении согласных возникают различные шумы.

Школьникам достаточно помнить основных 6 гласных звуков: [а], [э], [о], [и], [у], [ы]. Для обозначения их в русском языке существует 10 букв: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я. Функция гласных звуков – сделать речь звучной и плавной. Именно гласные можно петь.

Еще одна важная функция — гласные звуки бывают слогообразующими, то есть главными звуками в слоге.

Образование гласных звуков

При произнесении гласных звуков выдыхаемый воздух проходит через речевой аппарат, не встречая преград.

Однако это не значит, что рот и губы никак не участвуют в процессе произношения. В зависимости от того, какой звук мы хотим произнести, мы создаем во рту резонаторную полость различной формы, приподнимая язык, сдвигая его к зубам, открывая рот более или менее широко и складывая губы определенным образом. Например, произнося звук [у], мы вытягиваем трубочкой вперед губы, от их формы гласный звук приобретает специфическое звучание.

Ученые разработали обширную классификацию гласных звуков. В нее входят такие понятия, как ряд, подъем, лабиализация. Однако принципы классификации, принятой у лингвистов, не годятся для средней школы: они требуют детального знакомства с процессом артикуляции. Поэтому в школе рассматривают гласные звуки только с точки зрения их ударности.

Ударение

Выполняя фонетический разбор, ученик должен определить ударный или безударный гласный в этом слове.

Гласные звуки в русском языке могут произноситься более сильно, громко и ясно. Тогда мы говорим, что такой звук ударный.

Под ударением – сильная позиция для гласного звука, поэтому безударные гласные мы проверяем именно ударением.

Большинство слов в русском языке имеют одно ударение. Однако существуют безударные слова. В основном это односложные предлоги, союзы и частицы. Бывает, что предлог «перетягивает» на себя ударение с существительного, например «пО лесу».

Встречаются и слова с двумя ударениями. Это длинные сложные слова, которые трудно произнести на одном дыхании, например «сельскохозяйственный», «паровозоремонтный» и т. д.

Безударная позиция

Гласный звук звучит кратко, слабо, он сам на себя не похож. Безударные гласные часто можно спутать с другими. Например, первый гласный звук в слове «рябина» звучит настолько неясно, что трудно определить, надо ли писать «е», «и» или «я».

Ученые заметили, что в абсолютном начале слова безударный гласный звучит более ясно, чем в середине слова. Но все равно его лучше проверить.

Произношение гласных звуков

В разных областях нашей страны люди, для которых русский язык родной, часто несколько по-разному произносят гласные в одних и тех же словах. Например, в некоторых областях «окают» — произносят звук, близкий к «о», в безударной позиции там, где он пишется. Однако такое произношение не считается нормативным.

Актеры Малого театра во время спектакля используют произношение, которое считалось нормативным около века назад; за счет этого их речь очень разборчива, прекрасно понятна даже на задних рядах.

Фонетический разбор гласного звука

При фонетическим разборе в большинстве случаев достаточно указать, является ли гласный звук ударным или безударным.

Гласный звук не может иметь никаких других характеристик, он не бывает ни звонким, ни мягким, ни парным или непарным. Иногда просят еще писать «йотированный» про звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я.

Необходимо помнить, что звуков «е», «ё», «ю», «я» в русском языке не существует. Эти буквы обозначают

  • два звука [йа], [йэ], [йо], [йу] в абсолютном начале слова, после гласной или после твердого и мягкого знака;
  • один звук [э] [о] [у] [а] после согласной.

Эта информация представлена в таблице.

Какие звуки обозначают Е, Ё, Ю, Я?

В начале слова

После гласной

После Ъ и Ь

После согласного

[йа], [йэ], [йо], [йу]

[йа], [йэ], [йо], [йу]

[йа], [йэ], [йо], [йу]

[э] [о] [у] [а]

После Ж и Ш пишется буква и, но она обозначает звук [ы].

Что мы узнали?

Ознакомившись с информацией в статье, мы узнали, что количество гласных букв в русском алфавите не соответствует количеству гласных звуков. Если гласных звуков 6, то букв для их обозначения 10. Также мы узнали о том, какие звуки называют йотированными.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Ольга Власенкова

    9/10

  • Еркежан Тлеубаева

    9/10

  • Богдан Щипакин

    9/10

  • Алексей Беляев

    10/10

  • I—Саша ПАВЛЕНКО

    9/10

  • Сергей Ефремов

    9/10

  • Ольга Горькова

    10/10

Оценка статьи

4. 6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 165.


А какая ваша оценка?

Гласные. Распределение гласных. Огубление. Произношение.

Урок 2: Гласные. Распределение гласных. Огубление. Произношение.

Гласные  с артикуляционной точки зрения характеризуются напряжением и колебанием голосовых связок и свободным проходом через ротовую полость наружу, с акустической точки зрения относительно узкой полосой каждой из формант и небольшим затуханием (гласные почти чистые тоны), с функциональной точки зрения oни характеризуются слоговой функцией (гласные становятся сонорным центром слога).

Качество гласных звуков зависит от положения языка, который, подымаясь, разделяет ротовую полость в две резонаторные полости, отвечающие двум первым формантам гласных (лабиализацией – удлиняется первая из этих двух резонаторных полостей).

При артикуляции гласных нижнего подъема нижняя челюсть опущена более, чем при произношении гласных среднего и верхнего подъема.

Характеристику артикуляции гласных надо еще дополнить данными о работе губ. Подударные гласные [у] и [o] произносятся с сильной лабиализацией почти во всех позициях. Особенно сильно после губногубных , напр., в слове рабóта, и после губнозубых согласных |в| — |ф|, напр.: Вóва, фóрма.

Система гласных фонем

В чешском языке 10 гласных фонем монофтонгического характера 😐 i |, | e |, | a |, | o |, u | и их долгие варианты, к которым примыкают 3 дифтонгические фонемы: | eu |, | au |, | ou |.

Позиционные варианты отдельных чешских фонем очень близки друг другу, разница между |а| под ударением и без ударения незначительна.

Некоторые языковеды (напр., Щерба, Матусевич, Гвоздев и др.) считают, что РЯ располагает шестью гласными фонемами : |а|, |э|, |о|,|у|, |и|,|ы|. Они считают |и| и |ы| двумя разными фонемами. Но другие лигвисты   (напр., Реформатский, Панов, Ромпортл и др. ) считают |и| и |ы| аллофонами одной фонемы, которые зависят только от мягкости или твердости предыдущего согласного.Мы будем считать их разными, т.е. в русском языке 6 основных гласных фонем.

Позиционные варианты (аллофоны) русских гласных фонем очень многообразны. В зависимости от места ударения и степени редукции, с одной стороны, и твердости-мягкости предыдущего и следующего согласного, с другой стороны, значительно изменяется реализация гласных фонем РЯ. Это вытекает из силы русского динамического ударения и из значительной аккомодации (приспособления гласных согласным). Влияние соседних согласных на гласные в РЯ очень сильное. Гласные сильно продвигаются вперед после мягких согласных и отодвигаются назад после твердых согласных. Это касается не только фонемы |и|, а всех гласных: у всех есть мягкие и твердые варианты.

Общие трудности постановки русских гласных

При усвоении произношения русских гласных чехами отмечаются три основных типа трудностей:

  1. трудности, связанные с лабиализацией гласных

  2. трудности, вытекающие из уподобления гласных соседним мягким или твердым согласным

  3. трудности, связанные с динамикой и ритмом.

Упражнения

Упражнение 2.1

Читайте, обратите внимание на произношение [а],[о],[у],[э] под ударением, в начале слова, после твёрдых согласных и после гласных

[а]: а, да, как, класс, так, факт, знак, состáв, сигнáл, спрáва, рáзный, глáсный, знáние, соглáсный, долготá, мáма, диалóг, радиáтор, бумáжка, часы, часовóй, чáсто, щáвель.

[о]: о, он, слог, кто, что, род, слóво, фóрма, вóздух, рáдио, батальóн, чóпорный, Чоп, урок, вопрóс, какóй, такóй, числó, лицó, письмó, метрó, кóкон, шоколáд, кóротко.

[у]: у, бýква, грýппа, ученик, удáв, ýстно, гýбы, чуб, щýка, шýтка, вокрýг, наýка, структýра, культýра, фигýра, скульптýра, чýчело, рукá, мукá, кукурýза, паýк, паутина.

[э]: это, эта, этот, этáж, экипáж, мэр, сэр, мэрия, поэт, поэма, поэт

ический, экскýрсия, темп, центр, шесть, тéзис, модéль, фонéтика, фонéма, тéннис, интернационáльный.

Упражнение 2.2

Противостояние [и] и [ы], читайте, напишите как диктант

Питáть – пытáть, копить – копыт, записка – óпыт, бит – быт, забить – забыть, билль – быль, Мила – мыла, ми – мы, мишка – мышка, вид —  вывод, тип – ты, стиль – стык, води – воды, суди – суды, коси – косы, сила – сыр, дари – дары, гори – горы, пари – Крым.

Упражнение 2.3

Гласные [я], [е],[ё],[ю] и [и] в начале слова, после гласных и после мягкого и твёрдого знаков  —  читайте, обратите внимание на произношение

[я]: я, яма, Ягода, яблоко, Япóния, моя, твоя, семья, синяя, объявлéния, объятия, занятия, ясная, язык, крáсная, недéльняя, Татьяна, ядерная, пьяная, здорóвья.

[е]: Éва, éхать, éздить, Елéна, Еврóпа, въéхать, съéздить, птичье, здорóвье, счáстье, синее, зелёное, глáсные, ударéние, значéние, делéние, знáние, дéйтствие, решéние.

[ё]: ёжик, ёлка, твоё, моё, приём, объём, пробьём, прибьём, сошьём, польём.

[ю]: юг, южный, юбка, свою, нóвую, убью, сошью, синюю, красную,сегóдняшнюю.

[и]: мои, твои, свои, Раиса, Аида, Зинаида, наимéнее, таинственный.

Упражнение 2.4

Перепишите в транскрипции

лáмпа, бумáга, самá, расскáз, картина, заказáть, забастóвка, карандáш, завáрка, канáл, подокóнник, молокó,соловéй, самохóд, под столóм, хóхот, сороковóй, покорить, молодóй, скамья, семья, вьюга, шьёт, плáтье, варéнье, печéнье, корéнья, обезьяна, воскресéнье, съёмка.

Ключ

Литература

Урок был подготовлен с использованием следующей литературы:

Теоретическая часть

[1]Оливериус, З. Фонетика русского языка. Praha : SPN, 1978. 164 c.

[2]Брызгунова, Е. А. Звуки и интонации русской речи. Москва : Русский язык, 1977. 279 с.

Практическая часть

[1]Бархударова, Е. Л. – Панков, Ф. И. По-русски с хорошим произношением. Практический курс звучащей речи. Москва : Русский язык, 2008. 192 с. ISBN 978- 5-88337-160-7.

[2]Одинцова, И. В. Звуки. Ритмика. Интонация. Москва : Наука, 2008. 368 с. ISBN 978- 5-02-002762-6.

[3]Лизалова, Л. И. Упражнения по фонетике современного русского языка. Брно : МУ, 1991. 78 с.

правил русского произношения. Сокращение гласных – Real Russian Club

Русское произношение может стать кошмаром для людей, которые подходят к этому слишком серьезно. Прежде чем мы начнем, я хочу, чтобы вы поняли, что все, о чем мы будем говорить сегодня, не имеет решающего значения . Даже если вы полностью проигнорируете следующие правила произношения, это не вызовет недопонимания. Да, вы будете звучать как иностранец, но носители русского языка все равно вас поймут. Так что, пожалуйста, не волнуйтесь, если вы не можете что-то сделать или если это кажется непосильным, хорошо? Гораздо важнее сохранять мотивацию и уверенно говорить по-русски.

Но если вы готовы стать профи и отточить русское произношение , начнем!

 

ПРАВИЛО №1. ТВЕРДОСТЬ И МЯГКОСТЬ СОГЛАСНЫХ

Русский твердые согласные произносятся так же, как и большинство «нормальных» английских звуков. Вы уже знаете их из предыдущих уроков (Б, В, Г, Д, Ж, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т… и другие). В русском языке эти согласные имеют «мягкие» эквиваленты.

Ничего особенного в этом нет. Возьмем несколько примеров из английского: «добыча» и «красавица» . Старайтесь произносить их медленно. Чувствуете разницу в этом [b]? Как насчет слов «бедный» и «чистый» ? Или «дурак» и «топливо» ? То же самое по-русски!

ПРИ СТАНОВЛЕНИИ СОГЛАСНЫХ МЯГКИМ:

1. При последующем мягком знаке – Ь. Может стоять в конце слова (БЫТЬ, МАТЬ, РАНЬ, ЛАНЬ, ТОПЬ) и в середине слова (ПИСЬМО, ЛИСТЬЯ).

2. Когда следуют «смягчающие» гласные: Я, Е, Ё, Ю, И.
Например, «МАТЬ» и «МЯТЬ» звучат по-разному. Так же, как «БЫТЬ» и «БИТЬ».

3. Ну и конечно наш любимый исключение ! Ж, Ц, Ш всегда твердые; Щ, Ч всегда мягкие!

КАК ПРОИЗНОСИТЬ МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ

Чтобы понять артикуляцию русских мягких согласных, следует начать со звука И [ее]. Что происходит: ваш язык как бы выгибает «спинку». Попробуйте произнести длинное ИИИИИ и проанализируйте артикуляцию. Именно там должен быть ваш язык, когда вы произносите «нормальные» согласные. Посмотрите видео, чтобы понять, что я имею в виду.

А теперь потренируемся! Прочтите эти пары:

БА–БЯ, БО–БЁ, БУ–БЮ, БЭ–БЕ, БЫ–БИ;

ВА–ВЯ, ВО–ВЁ, ВУ–ВЮ, ВЭ–ВЕ, ВЫ–ВИ;

ГА–ГЯ, ГО–ГЁ, ГУ–ГЮ, ГЭ–ГЕ, ГЫ–ГИ;

ДА–ДЯ, ДО–ДЁ, ДУ–ДЮ, ДЭ–ДЕ, ДЫ–ДИ;

ЗА–ЗЯ, ЗО–ЗЁ, ЗУ–ЗЮ, ЗЭ–ЗЕ, ЗЫ–ЗИ;

КА–КЯ, КО–КЁ, КУ–КЮ, КЭ–КЕ, КЫ–КИ;

ЛА–ЛЯ, ЛО–ЛЁ, ЛУ–ЛЮ, ЛЭ–ЛЕ, ЛЫ–ЛИ;

МА–МЯ, МО–МЁ, МУ–МЮ, МЭ–МЕ, МЫ–МИ;

НА–НЯ, НО–НЁ, НУ–НЮ, НЭ–НЕ, НЫ–НИ;

ПА–ПЯ, ПО–ПЁ, ПУ–ПЮ, ПЭ–ПЕ, ПЫ–ПИ;

РА–РЯ, РО–РЁ, РУ–РЮ, РЭ–РЕ, РЫ–РИ;

СА–СЯ, СО–СЁ, СУ–СЮ, СЭ–СЕ, СЫ–СИ;

ТА–ТЯ, ТО–ТЁ, ТУ–ТЮ, ТЭ–ТЕ, ТЫ–ТИ;

ФА–ФЯ, ФО–ФЁ, ФУ–ФЮ, ФЭ–ФЕ, ФЫ–ФИ;

ХА–ХЯ, ХО–ХЁ, ХУ–ХЮ, ХЭ–ХЕ, ХЫ–ХИ.

Прочитайте эти слова:

MMÁSLO (масло) — MAYSO (мясо), Рухки (Руки) — Берки (ПРИНД), м. ), БЫТЬ (будет) – БИТЬ (ставка), МАТЬ (мама) – МЯТЬ (мять), ЛУК (лук) – ЛЮК (люк), У́04ОЛ (люк) ) – У́ГОЛЬ (уголь).

Жить (жить), ЦИРК (цирк), ЦИ́ФРА (цифра, номер), ЧАЙ (чай), ЧА́ЙКА (чайка),

3 ЩИ

(щека).

 

ПРАВИЛО №2. СНИЖЕНИЕ ГЛАСНЫХ

На прошлой неделе мы говорили о ударных гласных в русском языке. Но вы, наверное, замечали, что безударные гласные звучат гораздо менее отчетливо. Итак, что именно происходит?

– О в безударном слоге превращается в звук [ə]. Что-то среднее между А и О.
Примеры: ОКНО́ (окно), МОСКВА́ (Москва), КО́СМОС (космос), МОЛОКО́ (молоко), ПРОФЕ́ССОР (профессор), ЛО́НД 0 (Лондон).

– Е  в безударном слоге превращается в звук [их].
Примеры: СЕСТРА́ (сестра), РЕКА́ (река), МЕЧТА́ (сон).

– Я  в безударном слоге тоже обращается к звуку [их].
Примеры: ЯЙЦО́ (яйцо), ДЕ́СЯТЬ (десять).

 

ПРАВИЛО №3. ЗВОНКАЯ И НЕЗВОНКАЯ СОГЛАСНАЯ

Что вообще означает слово «звонкая»? Это просто согласные, которые вы произносите с помощью своего голоса, то есть вибрации голосовых связок.

Сравните эти звуки (обратите внимание на артикуляцию). Те, что слева, озвучены, а те, что справа, не озвучены.
б — p
В — Ф
g — k
d — T
ж — ш
з —

Теперь. к их неозвученным версиям. Когда?

— Когда он находится в конце слова. Например, ГА́МБУРГ (мы говорим ГА́МБУРК) или МЕДВЕ́ДЕВ (мы говорим МЕДВЕ́ДЕФ).

– Когда в середине слова следует еще один глухой согласный. Например, ВТО́РНИК (говорим ФТО́РНИК), ВО́ДКА (говорим ВО́ТКА).

И наоборот! Если за глухим согласным следует звонкий, он превращается в свой звонкий эквивалент. Например, ВОКЗА́Л мы произносим как ВАГЗА́Л.

А теперь потренируемся! Прочтите следующие слова:

ГО́РОД (город), багана (багаж), зueb (зуб), Фатор (автобус), lĺжka (SPOON), (MADSRIID . ), ФУТБО́Л (футбол), СКА́ЗКА (сказка), ГАРА́Ж (гараж), МА́РКЕТИНГ (маркетинг), ГОД (год), ПЛЯЖ (пляж).

СНОВА! Если это кажется слишком сложным, просто расслабьтесь и на некоторое время отложите правила произношения. Вы всегда можете вернуться позже и пересмотреть. Ничего страшного не произойдет, если вы будете читать по-русски так, как пишется.

Слокарь

OK, наконец -то давайте добавим несколько новых выражений и слов в наш словарь:

.
ДО́БРЫЙ ВЕ́ЧЕР
– добрый вечер
СПОКОЙНОЙ НО́ЧИ
– спокойной ночи (перед сном).

КАК ДЕЛА́? – Как дела?
ХОРОШО́  – хорошо
ПЛО́ХО – плохо
НОРМА́ЛЬНО – неплохо; Ok.

ДО СВИДА́НИЯ – до свидания
ПОКА́ – до свидания

 

ВАШЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

– Повторите сегодня все слова и фразы из трех уроков и отработайте правила русского произношения, которые мы выучили сегодня.
— Постарайтесь расширить свой словарный запас более полезными фразами (смотрите мои видео для начинающих здесь).

Гласные /æ/ и /e/ — Английский для русскоговорящих 4

Перейти к содержимому

Из-за различий в фонологических системах носители русского языка, желающие научиться говорить по-английски с нейтральным акцентом (атрибут, который чаще всего присущ носителям английского языка на Среднем Западе США), находят относительно сложным произношение английского языка. гласные таким образом, чтобы при необходимости гласные в рассматриваемом слове были отчетливо слышны слушателю.

Русские гласные и английские гласные

В английском языке 12 гласных звуков — пять долгих и семь кратких. В нем восемь дифтонгов. Напротив, в русском языке всего пять гласных звуков, без разграничения между краткими и долгими гласными. Поэтому неудивительно, что когда русские изучают   английский язык с измененным акцентом, у них возникают проблемы со словами, состоящими из нескольких гласных, или со словами, в которых гласные находятся в непосредственной близости друг от друга.

Одним из самых трудных для русскоговорящих гласных является /æ/. Это гласная в таких словах, как «летучая мышь». Поскольку в русском языке нет чередования кратких и долгих гласных звуков, русские часто заменяют гласный на /e/. Это гласная в слове «ставка». Поэтому, когда русские произносят слова «бита» и «ставка», они звучат почти одинаково. Пока вы учитесь говорить по-английски, вам, несомненно, будет полезно не только читать как можно больше по-английски, но и читать вслух. Тем самым давая вам возможность слышать собственный голос, когда вы находитесь в ритме и четко все артикулируете. Также помогает быстрое последовательное повторение слов с двумя контрастными звуками. Таким образом, когда вы встречаете такое слово, как «летучая мышь», откройте рот шире, чем обычно, чтобы произнести гласный звук. Произнесите короткое /е/ в слове «бет», лишь слегка приоткрыв рот.

Прослушивание различий между гласными помогает практиковаться в правильном английском произношении и интонации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *