как поэтапно нарисовать символ сказочной лошади на дереве
Конь в жизни русского крестьянина – это и показатель его состоятельности, и верный помощник, и самое желанное приобретение. И, конечно, такой герой крестьянской жизни не мог не отображаться в народном творчестве. Знаменитая городецкая роспись, кони которой легко отличимы от лошадей других промыслов, тоже поет гимн главному помощнику крестьянина.
Легко узнаваемый образ, традиционно черный конь был острохарактерным и по цвету, и по форме. Написанный в два этапа, он и сегодня является одним из центральных элементов обучения городецкой росписи. Научиться его рисовать можно с помощью поэтапной техники, или же с использованием шаблонов. В данном материале вы узнаете, что символизировал конь в городецком промысле, какие традиции лежат в основе его изображения, и как новичку научиться рисовать коня по-городецки.
Символ коня в городецкой росписи
Изображение нарядных городецких конейЕсли говорить о самых красивых элементах промысла, то это, вне сомнений, будет городецкая лошадка. Умение нарисовать ее – это уже виртуозное владение кистью, выдерживание канона. Ни один профессиональный городецкий мастер не мог признаваться таковым, пока не покажет искусный рисунок с конем в центре изображения.
Многие века художники обращались к образу коня. Он считался символом света, возрождения солнечного тепла, самой жизни. Конь был добрым и верным помощником пахаря, без которого на селе прожить было почти невозможно. Оттого такое почитание животного, стремление изобразить его как сильного, благородного и красивого героя; существо даже наделялось некоторыми сказочными, мистическими чертами.
По характеру изображения конь в городецкой росписи всегда величав, всегда торжественен. Художники рисуют не усталое от тяжкого труда животного, а сказочную Сивку-Бурку, под которой земля горит, которая гордо бьет копытом о землю. У скакуна изящные тонкие ноги, на нем богатая упряжка, а пышный его хвост струится водопадом. Не животное, а картинка!
Изображались городецкие кони часто по бокам от большого дерева, могла окружать лошадок и цветочная гирлянда. Мастера с большой любовью, терпеливо и тщательно украшали героя, стремясь изобразить его максимально эстетично, ярко, филигранно.
Традиционно в городецкой росписи лошадь черная. Этот канон обращен еще к тем временам, когда местные прялки украшала не роспись, а резьба. Вырезанный из черного (или, как его называли, мореного) дуба конь врезался в светлое прялочное донце. А так как работа эта была физически тяжелой, умельцы принялись закрашивать лошадку на прялке черным цветом, так и дешевле было. Так конь и остался строго черным: и на расписных деревянных досках, и на других изделиях городецкого промысла.
Как нарисовать лошадь? Мастер-класс
Тот конь, что изображается с помощью трафаретов, настоящими мастерами не признавался. Но если вы новичок в изобразительном искусстве и пытаетесь постичь основы городецкой росписи, то можете попробовать два способа изображения коня – поэтапное рисование по Коновалову и Соколовой, а также рисование по шаблону. Первый способ более ценный, но и более сложный.
В следующем видео показывается способ рисования городецкого коня.
Учиться рисовать нужно на плотной акварельной бумаге. Сначала художник тренирует руку на бумаге, делает множество повторений, и только потом переносит изображение на дерево. Для работы по рисованию лошади поэтапно в стиле городецкой росписи вам понадобятся: акварельная бумага, черная краска, краска другого яркого цвета, белая краска и беличьи кисти разных размеров.
Рисование коня поэтапно:
- Не тонкой кистью, черной краской делается первый мазок. Если до того вы уже рисовали птицу, то мазок будет сродни тому, каким прорисовывалась ее грудь и шейка. К данному мазку нужно приписать еще один, вместе с первым он должен образовать каплевидный элемент. В нем будут просматриваться изогнутая шея и грудная клетка лошади.
- К передней части тулова следует приписать очертание седла. А от задней части седла нужно писать круп животного.
- К изящной шее художник пририсовывает маленькую продолговатую головку округлой формы. К головке животного приписываются маленькие острые ушки.
- Далее нужно дописать к туловищу верхние отделы ног, передняя же традиционно будет поднятой.
- Затем к верхним отделам ног приписываются нижние части – от коленца до копыт. Не нужно следовать анатомической правильности, образ лошади у городецких мастеров всегда обобщенный, но при этом колоритный и убедительный. Копыта рисуются как черные остроконечные листочки.
- Хвост рисуется плавными, легкими кистевыми движениями.
- Теперь нужно ярко закрасить седло, прописать уздечку.
- Настало время белильной разживки – ею прорисовывают круглый глаз животного, тонкими штришками описывают его гриву, хвост. Мелкие мазки оттеняют копытца коня.
Сегодня можно рисовать и белых, и красных лошадей. Можно рисовать и пару лошадей, которым доводится счастливо пастись на цветочном лугу. Но каноничный конь черный, потому учиться писать главного городецкого героя лучше традиционным путем.
Использование шаблонов
Если вы следуете традициям городецкой росписи, рисуете коней, которые пасутся на лугу, может возникнуть проблема с симметрией изображения. Например, один конь получается хорошо, а вот другой, который должен стать зеркальным отображением первого, никак не получается. В такой ситуации и приходят на помощь декоративные шаблоны. Нужно нарисовать коня на плотной бумаге, вырезать его, перевернуть и приложить к поверхности, которая будет расписываться.
Так, с помощью шаблона, удается создать безукоризненные симметричные городецкие композиции. Шаблоны применяются и в детском творчестве. Ребенок в силу возраста еще не способен повторить точно городецкого коня, шаблоны и трафареты упрощают эту задачу. У маленького художника есть силуэт, и ему остается только красиво его расписать.
Если хочется утилитарных вещей, то можно всей семьей, к примеру, с помощью шаблонов расписать лошадку-качалку. Приобрести деревянную игрушку, которая пока ничем не украшена, и самостоятельно ее расписать. Получится красивая и символичная вещь: маленькая игровая лошадка с изображением сказочного городецкого коня.
Раскраска городецкой лошадки для детейВ магазинах творчества могут продаваться наборы с трафаретами, шаблонами и прописями в стиле разных народных промыслов. Если удастся найти такое пособие, это будет ценным приобретением для освоения традиционной росписи.
Городецкий конь – выразительный, изящный, сказочный. Так и хочется, чтобы его изображение выходило точь-в-точь таким, как на работах профессионалов. С помощью мастер-классов, пособий, шаблонов это желание может успешно реализоваться.
Городецкая роспись. Элементы росписи, трафареты, шаблоны, раскраска, поэтапное рисование
Содержание
Городецкая роспись применима для украшения изделий из древесины. Однако начинающему художнику, желающему создавать подобные узоры и элементы росписи, можно использовать в качестве полотна обычную бумагу.
История возникновения
Городецкая роспись зародилась в XVIII-XIX века в Нижегородской области. Здесь было много талантливых резчиков по дереву, изделия которых украшали быт и домашнюю утварь крестьян. В этой же области славились ярмарки с деревянными изделиями.
Согласно истории, ранее в каждой деревне праздновали день Ивана-Купалы и помимо массовых гуляний и разжигания костров, искали необычный цветок папоротника. Он рос в лесу и цвел только 1 ночь в году – на Ивана-Купала. Жители не знали, какой он на самом деле и поэтому наделяли его индивидуальным оттенком.
Позже нижегородские мастера украшали изделия из дерева удивительными цветами папоротника. У одних они были ярко-красные, у других – солнечными, а у некоторых черными. Их называли купавами с листьями папоротника. Считалось, что такой символ принесет в дом благосостояние и счастье.
Также в те времена в каждом доме была разборная прялка. После работы на ней, донце, на котором крепился гребень, вешали на стену. Чтобы он привлекал к себе внимание его стали украшать росписью. Когда же ткани подешевели, прялки были спрятаны, а мастера резчики кроме донышек стали украшать диковинными изображениями и другую утварь, включая посуду, мебель, детские игрушки.
Инструменты для рисования
Истинные мастера говорят, что самым важным в их творчестве является состояние души. Оно должно быть чистым, просветленным. Необходимо полностью сосредоточиться на художественной работе, которая предстоит в ближайшие несколько мин.
Современный же человек, привыкший к быстрому ритму жизни, даже при максимальном желании не может на короткое время отрешиться от обыденных мирских забот и проблем, как это делали умелые иконописцы, жившие несколько столетий тому назад. Однако сосредотачиваться на творчестве нужно учиться.
Начинать стоит с организации рабочего места, обращая внимание на следующие аспекты:
Аспект | Описание |
Стол | Городецкие мастера от хохломских и богородских отличаются тем, что во время своей работы они могут сидеть за обычными столами. Рабочая поверхность необязательно должна располагаться на уровне колен сидящего. У хохломских и богородских мастеров столы должны быть длинными, а городецкие художники работают на обыкновенных по длине столах. Начинающих творцам рекомендуется позаботиться о том, чтобы стол был шире, желательно, c подножкой |
Стул | Стул, на котором будет сидеть художник, должен стоять так, чтобы лучи света были с левой стороны |
Освещение | Лучше отдавать предпочтение естественному освещению. Для этого можно расположиться возле окна, за которым сияет солнце. Если же такой возможности нет, можно воспользоваться осветительным прибором. Лампа должна быть яркой и расположена так, чтобы полотно, на котором планируется вести роспись, было равномерно освещено. Все участки этого полотна должны получать примерно одинаковое количество света. Только в этом случае свет, излучаемый прибором, будет приближен к естественному освещению |
Комната | Одно из главных условий – рабочее помещение должно хорошо проветриваться. Несоблюдение этого требования может привести к проявлению аллергической реакции в результате длительного взаимодействия с красками, лаками, растворителями и прочими, не очень полезными для здоровья химическими веществами |
Специалисты рекомендуют, чтобы избежать чрезмерного напряжения в процессе, сразу привыкнуть к рабочей позе.
Для этого художнику необходимо:
- располагаться прямо;
- немного наклонить голову;
- проконтролировать, чтобы расстояние между глазами и полотном составляло чуть более 30 см;
- во время процесса рисовать и кистью, и всей верхней конечностью, начиная от предплечья.
Иногда художник держит руки на весу: левой поддерживает деревянное изделие, а правой ведет непосредственно саму роспись. Иногда предплечья мастера опираются на поверхность стола. Такое происходит, например, когда ведется роспись плоской тарелки.
Перед началом работы необходимо грамотно расположить на поверхности стола весь инвентарь, который планируется использовать. Если этого не сделать, то во время работы начнется суета. По этой причине настоящие мастера соблюдают строго заведенный порядок в размещении на столе красок и инструментов росписи.
А именно:
- место перед мастером свободное. Здесь будут размещаться предметы, которые потребуются в работе;
- необходимо отвести пространство площадью примерно в 0,5 кв. м для размещения 2-3-х маленьких досок. Они должны лежать так, чтобы не мешать друг другу. В следующий раз мастер может положить вместо досок деревянные ложки или шкатулки, которые подлежат росписи;
- неподалеку от изделий расположить сосуды с красками, а также палитру. В роли последней выступает широкая пластина из стекла или пластика. Главное условие – ее поверхность должна легко очищаться;
- поставить на стол сосуд с водой и положить небольшую тряпочку.
Для начинающего мастера основными инструментами станут кисточки, бумага и краски.
Бумага
Бумага потребуется белая. Можно взять лист из школьного альбома.
Краски
Городецкие мастера элементы росписи выполняют масляными красками, поэтому можно последовать их примеру. Однако начинающему художнику роспись рекомендуется воспользоваться гуашью. Это может быть комплект для школьников.
Черную, белую, алую, вишневую и ярко-голубую используют чистыми, а желтую, темно-зеленую и красную – для получения новых цветов. Если правильно смешать их, получится гамма, похожая на городецкую.
Для работы также потребуется киноварь. Это материал, который имеет ярко-красный цвет. Он дорогой, поэтому многие начинающие художники поначалу обходятся без него. Однако без киновари не удастся сделать хорошую роспись.
Художник, работающий с гуашью, должен помнить: перед тем, как приступать к нанесению 2-го слоя, необходимо дождаться, когда ранее нанесенный слой полностью высохнет. Если этого не сделать, то изображение приобретет белесый оттенок.
Кисти
Мастера применяют различные кисти для нанесения краски на деревянное изделие. Точное их количество и размеры зависят от того, какие приемы будут использоваться, а также от масштаба работы. Над созданием одного шедевра художники могут трудиться несколько суток.
Все кисти должны располагаться на специальных деревянных подставках.
Городецкая роспись (элементы росписи выполняются без макета) потребует для работы наличия 3-х художественных кистей:
- беличья под № 2 или № 3;
- колонковая под № 1 или № 2;
- флейц из мягкого волоса.
После работы каждую кисть нужно тщательно вымыть и высушить.
Мастер-классы
Желающие развиваться в городецкой росписи, должны знать следующие факты об этом искусства:
- за основу сюжета берутся растительные мотивы, изображение животных и массовые композиции. Ранее мастера любили запечатлевать быков, кошек, львов, коней. Часто использовались сюжетные элементы в росписи, картины народных гуляний;
- палитра тонов широка и разнообразна. Ранее применяли яркие оттенки зеленых, синих и красных тонов;
- присутствие символизма в росписи. Например, цветы означают здоровье и расцвет, необычные птицы – счастье, а вороные кони – богатство и благосостояние.
В городецкой росписи существуют 3 основные типы композиции:
Вид росписи | Описание |
Цветочная | Это может быть:
|
Сюжетная | Это один из самых сложных типов, в виду изображения множества мелких деталей и персонажей. Это могут быть сюжеты застолий, гуляний, празднеств, событий современной жизни |
С животными или птицами | Обычно это цветочные мотивы с изображенной птицей или конем. Для них характерна симметрия или асимметрия |
Одна из особенностей городецкой росписи в том, что рисование ведется без макета. Рисующий плавно ведет кисть по дереву или бумаге. Существует множество различных приемов, использующихся в этой росписи.
Это могут быть:
- широкие мазки, которые создаются толстой кисточкой;
- тонкие линии;
- виртуозные штрихи, которые создаются средней по толщине кисточкой.
Схема работы следующая:
- Наметить приблизительные размеры задуманной композиции. Для этого удобнее применять не краску, а простой карандаш. Если что-то будет не так, можно удалить линию ластиком. Однако для прорисовки макета карандаш не применяется. Он помогает лишь наметить размер всех узоров, которые будут входить в композицию.
- Наметить контур рисунка красками. Эта технология, по мнению мастеров, является правильной.
- Для создания узлов рисунка применить тонкую кисть и светлую краску. У мастеров – это светлая масляная краска, когда работает новичок, допускается использование светлой гуаши.
- На светлые участки наносить более темные краски. В этом заключается одна из основных особенностей городецкой росписи.
- Изображение многочисленных точек, окружностей, спиралевидных линий, штрихов. Все это нужно для «оживления» рисунка. Сами городецкие мастера называют эти элементы «оживками».
Рисование для ребенка
Городецкая роспись (элементы росписи в выполнении доступны для детей) ребенком может быть выполнена в следующие этапы:
- Создать набросок росписи. Для этого с помощью краски наметить размер будущей композиции и ее главные составляющие. Если в качестве полотна будет выбрано деревянная поверхность, то рекомендуется сначала выполнить прорисовку размера на бумаге. Проще будет перенести готовую композицию с бумаги на деревянное изделие, чем сразу намечать размер на дереве.
- После того как будет создан орнамент на бумаге или на дереве, выделить основной центр композиции.
- Подумать над тем, узоры каких цветов будут входить в создаваемую композицию.
- После решения вопроса о цветовой гамме композиции начинать детальную прорисовку. Характер рисунка во многом зависит от уровня мастерства художника.
Детям, которые только начинают рисовать вообще и создавать городецкие узоры в частности, рекомендуется выбирать что-нибудь проще. Можно, например, нарисовать солнышко.
Для этого:
- В центре красными красками нарисовать круг.
- Возле круга нарисовать многочисленные прямые линии, исходящие во все стороны. При этом соблюдать важное для городецкой росписи условие: лучи должны иметь одну одинаковую длину и одинаковую ширину.
- Если работа выполняется на дереве, а не на бумаге, на завершающем этапе нанести на всю поверхность лак.
Узоры для детей постарше
Детям, которым предстоит отправиться в 1-й класс, можно выбирать узоры среднего уровня. Они не должны быть слишком сложными, иначе юному художнику станет слишком скучно, и работа, поначалу обещающая много интересного, будет заброшена.
Сначала следует познакомить ребенка с этой техникой рисования, на что не потребуется много времени, после – выбрать простой орнамент и изобразить, например, цветок. Благодаря данной росписи ребенок сможет сам сделать, например, закладку для книги.
Рисунки можно выполнять на бумаге или на деревянных дощечках. Также можно украсить городецкой росписью неглубокие тарелки, изготовленные из древесины.
Для этого необходимо:
- Простым карандашом наметить размеры всей композиции и обозначить ее центр.
- Начать прорисовывать цветок. В намеченном ранее центре нарисовать красный кружок.
- Красную гуашь смешать с белой. В результате образуется розовый цвет. Получившейся розовой краской нарисовать 2-й круг. По площади он должен быть больше 1-го.
- Изобразить круг красной краской.
- Еще раз нарисовать круг розовой краской. Так цветок благодаря стараниям юного художника приобретет разноцветную сердцевину.
- Перейти к рисованию расположенных вокруг круглой сердцевины лепестков. Для этого подойдут зеленая и коричневая гуашь. Сначала следует нарисовать зеленый лепесток, затем коричневый, после этого – постоянно чередовать зеленый и коричневый лепестки.
- Для прорисовки лепестков изнутри использовать светло-зеленую краску. Чтобы ее получить, достаточно зеленую гуашь смешать с белой. Раскрашивание лепестков светло-зеленой краской следует выполнять тонкой кисточкой.
- Если работа выполнялась не на бумаге, а на деревянной поверхности, то на завершающем этапе все покрыть лаком.
Бутоны с листьями
Городецкая роспись (элементы росписи доступны на начальном этапе для дошкольников) может быть в виде бутонов с листочками. Для этого лучше использовать круглую основу, затонированную под древесину.
Этапы рисования следующие:
- Чуть ниже центра круглой основы нарисовать 1 кружочек. Слева и справа от него, чуть выше, расположить еще по 1 кружочку меньшего размера.
- Для изображения центрального круга использовать розовую краску. Боковые круги можно сделать голубыми. Если нет нужно цвета, смешать 2 краски для его получения.
- На верхнем краю большого розового круга изобразить маленький красный кружок. Частично он должен выходить за пределы розового круга.
- Такую же теневку нужно выполнить на 2-х крайних, голубых кругах. При этом использовать не красную краску, а синюю. Маленькие круги должны быть темнее, чем большие, над которыми они изображены.
- Дополнить центральный круг лепестками, а на боковых обозначить синие дужки.
- Чтобы изобразить лепестки вокруг розового бутона использовать красную краску, которая применялась для теневки на предыдущем этапе. Лепестки должны быть округлыми. Их количество может быть различным, например, 8.
- Для создания дужек на боковых голубых кругах применить синюю краску.
- Перейти к изображению листочков и веточек. Создать аккуратные симметричные листики поможет прием промакивания.
- По 2 продолговатых зеленых листика изобразить слева и справа от центрального бутона.
- По 1-й веточке, на каждой из которых имеется по 5 маленьких листиков, нарисовать над каждым из сине-голубых бутонов. Эти веточки должны располагаться в верхней половине круглой основы.
- Для «оживления» рисунка использовать тонкую кисточку. Легкими касаниями проставить на поверхности точки, небольшие капельки, штрихи, дужки. На этом этапе важно знать чувство меры и не увлекаться. Элементов «оживки» не должно быть чересчур много.
Цветы
Городецкая роспись (элементы росписи в виде цветов самые распространенные) цветов может быть изображена в следующие этапы:
- Определиться с материалом, который будет использоваться в качестве полотна.
- Выбрать краску для рисования. Главное, о чем нужно помнить при выборе – рисунок должен быть красочным. Чем больше ярких красок будет задействовано в этой работе, тем лучше.
- Когда будут выбраны материалы, начинать отмечать размеры будущей композиции и центры цветков. Делается это простым карандашом.
- Яркой краской вокруг каждого намеченного центра изобразить окружность.
- От центра к краям окружности исходят лепестки. Их может быть по 12 у каждого цветка. Для прорисовки лепестков применить более темную краску, чем сердцевина цветка.
- Каждый цветок должен иметь лепесток. Для прорисовки салатовых лепестков изнутри применять тонкую кисть.
- Контуры прорисовать темной краской, но она не должна быть черной.
- Хорошим дополнением этой городецкой композиции станут ягоды, которые можно изобразить с помощью синей краски. Располагаться они должны около цветков.
Конь
В городецкой росписи часто фигурирует конь.
На рисунке показано пошаговое создание коня в городецкой росписи.Вот как можно выполнить этот элемент:
- Подготовить черную или коричневую краску.
- Перед тем как приступать к прорисовке коня, создать подходящий фон. Поскольку сам конь будет темным, фон следует сделать светлым. В этом случае основной элемент будет лучше выделяться.
- Рисование коня начать с прорисовки туловища. Для этого применить кисть среднего размера.
- Сначала сделать контур, а затем – раскрасить.
- Чтобы нарисовать ноги, хвост и шею, взять кисть тоньше.
- Отдельно выполнить прорисовку копыт коня.
- Нарисовать гриву. Для этого лучше применить красную краску.
- Для украшений и дополнения композиции создать красивый орнамент. Он может исполнить роль рамки, в которую заключен рисунок. Можно также нарисовать коня, который бежит навстречу солнцу.
Городецкая роспись – один из самых древних художественных промыслов России. Благодаря этим цветочным трафаретам можно создавать красивые узоры и орнаменты.