Мастер-класс для педагогов по технике «граттаж»
Мастер-класс для педагогов
«Нетрадиционная техника рисования «граттаж»
Цель: обучение участников мастер-класса нетрадиционной технике рисования – граттаж, развитие творческих способностей.
Задачи:
1. Знакомство педагогов с одним из видов нетрадиционной техники рисования — граттаж. (Выполнение рисунка путем процарапывания)
2. Создание творческой атмосферы.
3. Создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов.
Материалы оформления:
— презентация по теме мастер-класса;
Инструменты для работы:
-заготовки (на листе, дереве и пластике) для рисования по данной технике,
-стилус — палочка,
Демонстрационный материал:
-презентация «Нетрадиционная техника рисования граттаж»,
-готовые картины, выполненные в данной техники.
Структура мастер- класса:
1. Вступительная часть:
Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.
2. Теоретически — демонстрационная часть.
Пояснение основных этапов выполнение работы в техники граттаж.
3. Практическая часть.
Освоение приемов выполнения нетрадиционной техники рисования граттаж.
4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Ход мастер-класса.
Еще древнегреческий ученый и философ Аристотель говорил: «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка», а чешский педагог-гуманист Я. А. Коменский утверждал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать» . Современный исследователь детского изобразительного творчества Т. С. Комарова утверждает, что художественная деятельность вносит в жизнь детей радость, так как ребенок соприкасается с насыщенными яркими красками, узорами, образами».
Техника позволяет не навязывать ребенку определенных штампов и стереотипов в рисовании. Дети раскрывают свои способности, свою уникальность в ИЗО деятельности получают удовлетворение от работы. Начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя» можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции.
Использование нетрадиционных техник рисования делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоение программного материала. Я использую в рисовании с детьми разные нетрадиционные техники ( пальцеграфию, печать от руки, рисование печатками, монотипия, ниткографию, граттаж,эбру) .
В переводе с французского «граттаж» означает «царапанье». Данный способ работы хорошо известен профессионалам. Чаще других граттаж применяли графики начала XX в. Применяется обычно в работе с деревом, пластиком или металлом.
В Изо не мало разных техник,
Об этом я узнала.
И цель передо мной такая-
Тому, что знаю, научить других.
Вам о граттаже рассказала,
Он вызывает интерес.
Ведь каждый хочет в мир чудес,
Взяв в руки стилус
И лист бумаги непростой,
Ты словно фокусник — царапкой
Рисунок сможешь сделать свой.
Работа в технике граттаж проходит несколько этапов:
1. Натираем восковыми мелками всю площадь листа, равномерным слоем толщиной примерно 1-2 мм.
2. Нанесение на всю приготовленную поверхность гуашь, даем высохнуть.
3. И самый интересный этап. Начинаем проявлять рисунок. При помощи палочки-царапки начинаем процарапывать рисунок.
Рассмотрите работы, выполненные в техники граттаж. Обратите внимание, какие выразительные средства чаще всего применяются в этой техники? (Это линии, штрих, контраст)
3. Практическая часть. Выполнение творческой работы участниками мастер класса.
«А сейчас приглашаю Вас творите, творите на выбранном вами материале (бумага, дерево, пластик), выражайте свои мечты и мысли, дайте волю своей фантазии».
4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
ФОТООТЧЕТ О МАСТЕР-КЛАССЕ
Граттаж | Главный портал МПГУ
ГРАТТАЖ
ГОЛОСОВАНИЕ
Граттаж, или воскография – увлекательный прием графики (от фр. gratter – скрести, царапать) – способ выполнения рисунка путём процарапывания острым инструментом или пером бумаги или картона, покрытых тушью или гуашью. Произведения, выполненные в технике воскографии (граттажа), отличаются контрастом белых или цветных линий рисунка и чёрного или цветного фона, напоминающих ксилографию или линогравюру.
Воскографию можно выполнить несколькими способами, отличающимися по технологии подготовки основы (фона).
Перед началом рабочего процесса стол следует покрыть клеенкой – она удобна при мытье и уборке частичек воска. И определиться цветная или черно-белая будет творческая работа в данной технике. Для работы необходимо использовать акварельную бумагу с ярко-выраженной ребристой (фактурной) стороной, на которой и выполняется композиция.
I этап. Расцвечивание. Подготовка основы для воскографии, приемлема и очень интересна детям, начиная с 3,5 лет. Для работы необходима масляная пастель сочных ярких цветов. Лист плотной бумаги заполняется произвольными цветными пятнами. Следует отметить, что оттенки могут и варьироваться, и повторяться, главное, нежелательно брать мрачные цвета и каждое пятно нужно тщательно закрашивать (заштриховывать), не оставляя белых просветов. Цветная подложка готова. Затем остается ровно загрунтовать лист вышеописанным приемом.
II этап. Смешивание. Затем берется черная тушь или черная гуашь (можно использовать и другие цвета гуаши, но не светлые по тону). Следует отметить, что для лучшей укрывистости, тушь смешивается с небольшим количеством мыла, а гуашь с 1-3 каплями клея ПВА и воды (консистенция похожа на жидкую сметану), в зависимости от формата листа.
III этап. Колерование. Черный или цветной колер (краска) наносится строго в двух направлениях: по-горизонтали и по-вертикали. Для более качественного коллерования (покрывания) необходима плоская или круглая кисть (желательно «белка»). Кисть обмакивается в подготовленной краске, затем на все ширину кисти, начиная с верхней левой кромки листа, проводится длинный мазок до противоположной кромки формата. Движения кисти должны быть непрерывными, желательно быстрыми и, как уже отмечалось выше, сначала только по – горизонтали (слева-направо, но лист все время заполняется сверху – вниз), а затем по вертикали (сверху-вниз и слева-направо). Необходимо отметить, что сначала колер может «скатываться» – после покрытия только в горизонтальном направлении, но при следующем за ним вертикальном грунтовании верхний слой постепенно выравнивается. В итоге изначально белый или красочный лист получается заполненный выбранным однотонным цветом с ровной поверхностью.
IV этап. Эскиз. Желательно сделать несколько небольших вариантов, а окончательный эскиз – в натуральную величину, таким образом, достигается более точное выполнение задуманной композиции. При этом используются главные выразительные средства графики: точка, линия, штрих, контур, пятно, тон и белый лист бумаги.
Общепринятым цветом фона считается черный, поскольку он объединяет, собирает композицию в единое целое. Если цвет подложки белый, работа получается более строгая и, совсем приближенная к линогравюре или ксилографии. Здесь больше подойдут такие средства графики, как штриховка, штрафировка, пятно и в данном случае должна решаться задача тонального соотношения и баланса.
Если подложка цветная – возможности расширяются: кроме штриховки, штрафировки, пятен используются различные по характеру линии (волнистые, зигзагообразные, ломаные, прямые) и геометрические формы и орнаментальные мотивы. В данном случае основной задачей является декорирование предметов, объектов, изображений, воплощенных в творческой работе. Графика получается цветной, что привлекает и детскую, и взрослую аудиторию обучающихся.
IV этап. Процарапывание. Существует специальный инструмент для процарапывания, но можно воспользоваться тупым концом швейной иглы, зубочистками, отточенным концом устаревшей кисточки или пером. Приспособление для воскографии во время работы держится в руке аналогично карандашу или ручке. При этом движения руки автора должны быть аккуратными, четкими, уверенными, так как исправить неточности ластиком возможности не представляется, но данная техника позволяет легко варьировать различные средства графики.
Во время выполнения воскографии закрепляются навыки владения карандашом, ручкой, пером, отрабатываются графические средства и приемы, прививается любовь к декоративно-прикладному искусству, графике, созерцанию прекрасного, воспитывается художественный вкус, развивается мелкая моторика рук, глазомер, аккуратность и усидчивость, познаются законы цветоведения и композиции.
Картина оформляется в соответствии с требованиями:
http://mpgu.su/konkurs-liki-tvorchestva/oformlenie-rabot/
ПРИМЕРЫ РАБОТ:
Scribbles имеют смысл — Better Kid Care — Penn State Extension
Писать и рисовать — это первые шаги в обучении письму. Идеи, чтобы побудить детей писать и рисовать.
Каракули могут не иметь никакого смысла для взрослого. Они выглядят как множество линий, петель и волнистых линий. Но эти знаки очень важны для маленького ребенка. Это детский способ записывать свои мысли. Рисование и каракули — это первые шаги в использовании навыков, которые позже понадобятся детям для письма.
Разложите много бумаги, карандашей, цветных карандашей и фломастеров, чтобы дети могли рисовать или делать каракули, когда захотят.
Поощряйте каракули и рисунки
- Разложите бумагу, карандаши, мелки и фломастеры, чтобы дети могли использовать их, чтобы писать или рисовать, когда захотят.
- Попросите родителей принести офисную бумагу с печатью на одной стороне. Детям понравится писать и рисовать на обратной стороне бумаги, и это бесплатно!
- Уберите раскраски. Позвольте детям свободно создавать свои собственные изображения и использовать свои собственные идеи. Не беда, если взрослые не могут определить, что рисует ребенок. Ребенок знает, и это главное.
Рисование и каракули — это первые шаги в обучении письму.
- Поощряйте детей использовать свои навыки рисования во время игры. Им может нравиться делать знаки, если они играют с машинами и грузовиками или притворяются, что держат магазин. Разрежьте бумагу на более мелкие кусочки, чтобы дети могли сами делать игровые деньги и кассовые чеки. Скрепите несколько листов бумаги вместе, чтобы сделать блокнот для официантов и официанток, чтобы записывать заказы в ресторане.
- Когда у детей тяжелый день или они скучают по маме, спросите их, не хотят ли они написать письмо или нарисовать картинку. Рисование и письмо — хорошие способы помочь детям выплеснуть свои эмоции.
Разговоры о рисунках и каракулях
Что вы скажете, когда ребенок покажет вам рисунок или каракули? Попросите ребенка объяснить, что написано. Для детей важнее делать пометки на бумаге, чем то, как они выглядят.
Опекуны могут захотеть поговорить о том, как были сделаны отметки или что они видят.
«Ты очень сильно давил на мелок вот здесь, а здесь светлее».
«Посмотрите, какие большие линии».
«Как ты заставил этот мелок нарисовать эту линию?»
«Вы нарисовали несколько крошечных точек и длинную кривую линию».
Если ребенок показывает какие-то каракули и спрашивает: «Что я написал?», воспитатель может спросить его: «Что вы хотите этим сказать?» или «О чем вы думали, когда работали
на нем?»
Придайте важность рисованию и каракулям
- Повесьте рисунки и каракули на стены так, чтобы дети могли их видеть.
- Попросите ребенка рассказать о своей фотографии. Запишите то, что она говорит, на листе бумаги. Прочтите, что она ответила ей.
- Некоторые дети не захотят, чтобы другие видели их каракули, особенно если старший ребенок или родитель отрицательно отозвались о каракулях. Вы можете помочь этим детям, говоря о каракулях как о «работе над письмом».
- Поговорите с родителями о рисовании и каракулях как о первом шаге в обучении письму.
Советы 6-11
Скачать публикацию
У каракулей есть смысл (PDF)
Детали статьи
Заголовок
У каракулей есть смыслЭта публикация доступна в альтернативных СМИ на запрос.
У вас нет товаров в корзине.
Вот почему так важно, чтобы ваш малыш писал
По данным сайта Childcare.ie, написание каракулей – очень важный этап для детей в возрасте от восемнадцати месяцев до пяти лет: это визуальный способ осмысленного общения и взаимодействия со взрослыми в их жизни, а также помогает детям развивать их координацию, творческие способности и навыки грамотности.
ПОДРОБНЕЕ: #Askeverymum: Как я могу развлечь своего 14-месячного ребенка?
Важные вехи
Точно так же, как нам нужно ползать, прежде чем мы сможем ходить, нам всем нужно писать, прежде чем мы сможем рисовать. Когда ребенку около 18 месяцев, он начинает проявлять интерес к каракулям.
Эту фазу можно разделить на пять различных этапов:- Случайная каракуля
- Контролируемая каракуля
- Именование писанины
- Первые представительские попытки
- Изобразительный этап писанины.
«Каждый из этих этапов имеет решающее значение для физического, творческого и литературного развития детей — каракули — важная часть жизни ребенка», — сообщает Childcare.ie.
1. Случайное писание
Этот первый этап начинается примерно в возрасте полутора лет (18 месяцев) и заканчивается, когда ребенку исполняется от двух до двух с половиной лет.
«Эти самые первые отметки — это первые попытки детей общаться с помощью грамоты и большая веха в их жизни», — сообщает Childcare.ie.
«Случайные каракули происходят, когда линии рисуются простыми движениями руки ребенка, раскачивающейся вперед и назад. Рисунок в этот момент является визуальной записью двигательной координации ребенка, и важно поощрять ребенка похвалой и положительными эмоциями».
Покажите ребенку, как делать пометки цветным карандашом, но делайте это на уровне вашего малыша, набрасывая, а не рисуя картинку.
ПОДРОБНЕЕ: Как рисовать вместе с детьми за 5 простых шагов
2. Контролируемое рисование
Второй этап художественного развития ребенка длится около года. «Теперь ребенок, кажется, имеет визуальный контроль над тем, где он ставит отметки», — говорит Childcare.ie. Теперь ваш ребенок научился полностью управлять мелками или карандашами и будет делать отметки на бумаге там, где он хочет.
Скажите вслух, что рисует ваш ребенок. Укажите на круглую отметку на странице, на которой рисует ваш ребенок, и скажите: «Я вижу, ты сделал круг!»
На этом этапе вашего ребенка, вероятно, больше интересуют отметки, которые он делает, а не цвета. Поэтому обязательно дайте ребенку темный мелок, чтобы он использовал его на белой бумаге, или белый мел, чтобы попробовать на доске.
3. Именование каракули
На третьем этапе каракули мышление вашего малыша изменилось, и теперь он связывает каракули с окружающим миром.
«Ребенок видит связь между отметкой, которую он поставил на странице, и чем-то значимым для него в жизни, личным опытом или объектом».
Как его мама, вы можете часто спрашивать его: «Что это?»
«Эта форма закрытого опроса может заставить ребенка назвать свое произведение искусства из-за смущения или потому, что он хочет доставить удовольствие взрослому, что может привести к негативному и ограничительному влиянию со стороны взрослого».
Вместо этого попросите его объяснить вам, что происходит на картинке, так как «дети в этот момент могут использовать разные метки для обозначения разных мыслей или чувств, которые приходят им в голову во время рисования, а не для записи конкретных конкретных событий».
Если он говорит, что нарисовал вас, спросите его о краске, которую он использовал для ваших волос, или о знаках, которые он сделал. «Полезно вводить в процесс рисования разные цвета — особенно синий, желтый и красный», — основные цвета.
ПОДРОБНЕЕ: Помогите своему малышу учиться, играя окружающего его мира.