Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Групповое консультирование это: Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е. Групповое психологическое консультирование — купить, читать онлайн. «Юрайт»

Содержание

Групповое психологическое консультирование | это… Что такое Групповое психологическое консультирование?

Групповое психологическое консультирование — разновидность психологического консультирования; форма консультативного и терапевтического воздействия,[1] противостоящая индивидуальному психологическому консультированию.

Содержание

  • 1 Консультативные группы и групповой процесс
    • 1.1 Понятие консультативной группы
    • 1.2 Виды консультативных групп
    • 1.3 Цели консультативных групп
    • 1.4 Преимущества группового консультирования
    • 1.5 Групповой процесс
      • 1.5.1 Стадии развития консультативной группы
      • 1.5.2 Руководство группой и личность консультанта
      • 1.5.3 Навыки и техники ведения группы
  • 2 Подходы к групповому психологическому консультированию
  • 3 Литература
  • 4 См. также
  • 5 Примечания

Консультативные группы и групповой процесс

Понятие консультативной группы

Консультативные группы, согласно Джеральду Кори, представляют собой группы, сосредоточенные на межличностной коммуникации и интерактивной обратной связи, а также применении различных методов, относящихся к принципу «здесь-и-сейчас». [2]

Виды консультативных групп

Консультативные группы в значительной степени отличаются от других видов групп, в рамках которых происходит групповая практика и групповой процесс, в частности, они отличаются:

[3]

  • от психотерапевтических групп по своим целям. Психотерапевтичсекие группы характеризуются исследованием того, как можно изменить поведение, переживания и мысли клиентов, а также использованием меж- и внутриличностной оценок, диагнозов и интерпретаций для установления связи между материалом прошлого и событиями будущего;[2]
  • от образовательных или темоцентрированных групп, характеризующихся представлением участникам группы и обсуждением в ней знаний и навыков, полученных специалистом где-либо в ходе обучения;[2]
  • от групп, ориентированных на решение задач, которые характеризуются применением принципов групповой динамики, а также практиками/процессами совместного решения групповых проблем, построением команды и программы развития консультирования;[2]
  • от групп самопомощи или групп поддержки, в рамках которых объединяются люди со схожими жизненными трудностями или проблемами, создавая систему поддержки, которая защищает их от психологического стресса и стимулирует изменять свою жизнь.
    Среди групп самопомощи выделяются, в частности (в американском обществе), такие разновидности:
    • группы, ориентированные на тех, кто хочет усыновить ребёнка — Families Adopting Children Everywhere (FACE).
    • группы для людей, до и после прохождения операций на сердце — Mending Hearts.
    • группы для людей, которые волнуются поповоду потери веса или контроля над весом — Taking Off Pounds Sensibly (TOPS).
    • группы для людей, которые потеряли близкого человека в результате самоубийства — Seasons.
    • группы для тех, кто поражён психической болезнью и хочет расширить свои знания о ней — Alliance for the Mentally Ill (AMI).
    • группы для тех, кто оказался отделённым от супруга/супруги или любимого человека или же разведен — New Beginnings.
    • группы для женщин с раком груди — Reach to Recovery.
    • группы анонимных алкоголиков.
    • и др.
  • от групп краткосрочной групповой работы.

Согласно Дж. Кори можно выделить следующие виды консультативных групп: — по критерию возраста:[4]

  • консультативные группы для детей
  • консультативные группы для подростков
  • консультативные группы для студентов и молодёжи
  • консультативные группы для взрослых
  • консультативные группы для пожилых людей

Цели консультативных групп

Согласно Дж. Кори, консультативные группы нацелены на росте и развитии участников группы, и освобождении от всего того, что препятствует этим процессам. Это отличает консультативные группы от групп терапевтических, которые сконцентрированы вокруг восстановления, лечения и реконструкции личности.[5]

Преимущества группового консультирования

Согласно Джеральду Кори, у группового консультирования существуют следующие преимуещства (перед индивидуальными формами консультирования):[6]

  • Участники группы могут исследовать свой стиль отношений с другими людьми и приобрести более эффективные социальные навыки (например, учатся заботиться о других или не соглашаться с ними), в частности через эксперименты с альтернативными формами поведения.
  • Члены группы могут обсуждать своё восприятие друг друга и получать обратную связь о том, как их воспринимает группа, и отдельные её участники.
  • Группа в некоторой мере воссоздаёт привычный для её участников мир — социальный микрокосм, образец социальной реальности, и делает это тем сильнее, чем сильнее участники группы различаются по возрасту, интересам, происхождению, социально-экономическому статусу, типам проблем и др.
  • Консультативные группы, как правило, предлагают своим участникам понимание и поддержку, что усиливает готовность членов группы исследовать и разрешать проблемы, с которыми они пришли в группу.

Групповой процесс

Групповой процесс может рассматриваться как мощный катализатор личностных изменений.

Стадии развития консультативной группы

Согласно Дж. Кори, консультативные группы развиваются, и в этом процессе можно выделить следующие стадии:[7]

  • формирование группы.
  • ориентационная фаза.
  • переходная стадия.
  • рабочая стадия.
  • стадия объединения и закрепления полученного опыта, сосредоточенная на применении участниками группы полученного в группе, чем бы оно не являлось к повседневной жизни.
  • стадия постгрупповых мероприятий и оценки результатов работы группы.
Руководство группой и личность консультанта

Джеральд Кори выделяет ряд характеристик, жизненно необходимых эффективному консультанту:[8]

  • эффективное управление группой связано с тем образом жизни, которые консультант на деле демонстрирует группе, а не на тех словах, которые он говорит, но которые им не подкреплены.
  • психологическое (эмоциональное) присутствие — эмоциональное вовлечение в консультанта в работу с участниками группы.
  • уверенность в себе, осознание своего влияния на других, и его продуктивное использование.
  • смелость в процессе взаимодействия с членами группы (идти на риск, признавать свои ошибки, а не «укрываться за ролью» консультанта, вступать в продуктивное противостояние, и т.п.)
  • готовность к конфронтации для обеспечения процесса самоисследования у клиентов.
  • искренность и аутентичность.
  • чувство собственной идентичности.
  • вера в групповой процесс и энтузиазм.
  • изобретательность и творчество.

При руководстве группой консультанту необходимо определиться с уровнем, уместностью и полезностью самораскрытия. Согласно Дж. Кори, также как и И. Ялому[9], процесс самораскрытия консультанта должен быть полезен в первую очередь его клиентам. Как он отмечает, при недостаточном самораскрытии консультанта группе, при котором он работает в рамках определённой роли, и чётко очерченой для себя — например, консультанта, он может «прятаться за фасадом» профессионализма, а также потерять в группе личную идентичность. Возможными причинами недостаточного самораскрытия являются: — страхи показаться непрофессиональным или потерять уважение членов группы; — потребность в сохранении дистанции или стремление утвердить определённый тип отношений, например — только отношений консультант/клиент, доктор/пациент — что может редуцировать общение личностей к формальной коммуникации. При

слишком сильном самораскрытии группе, консультанты нередко руководствуются потребностью/желанием быть выслушанными и принятыми, или могут быть втянуты к излишней откровенности членами группы. [10]

Навыки и техники ведения группы

При руководстве группой консультант может сталкиваться с т.н. «трудными» членами группы, действия которых следует обычно рассматривать, согласно Дж.

Кори, как часть группового процесса, так как это не только вопрос ответственности консультанта, ведущего группу. Чтобы такие участники не истощали группу и не затрудняли продуктивную работу с остальными, нередко оказывается полезным обратить внимание группы на таких, «проблемных» участников, показать им, как они выглядят в глазах других, а также обратить внимание остальных участников группы на их собственные реакции на сопротивляющихся членов группы, а не только сосредотачиваться на работе с ними. При этом, Дж. Кори рекомендует консультанту активно работать с собственной реакцией на сопротивление членов группы, так как при их игнорировании, консультант может оказаться «выключенным» из взаимодействия с группой [11]

Дж. Кори, с опорой на работу Эдвина Дж. Нолана,[12] говорит о следующих навыках эффективного консультанта-руководителя группы:[13]

  • активное слушание — подразумеващее полное внимание к говорящему и чувствительность к коммуникации на вербальном и невербальном уровнях.
  • перефразирование того что говорит говорящий, в частности для того, чтобы смысл сказанного (включающий в себя, в частности чувства мысли, переживания, понимание «проблемы» и отношение к ним) стал понятен ему самому и другим членам группы, а также для предоставления обратной связи участникам группы и сообщению им, что их понимают, а также как-то относятся к тому, что они сообщают.
  • разъяснение — фокусирования внимания на ключевой теме, проблеме и отношении к ней, и всестороннее её осмысление.
  • подведение итогов — сведение воедино важнейших моментов и истории группового взаимодействия, для перехода от одной темы к другой. Особенно важно в конце сессии.
  • вопрос.
  • интерпретация — выраженное в форме гипотезы предложение возможных объяснений участникам группы чего-либо, в частности их мыслей, чувств, поведения их отношения к ним. Может помогать увидеть новые перспективы и альтернативы. Важно предлагать интерпретацию тогда, когда участник группы готов подумать над ней.
    Консультанту следует быть готовым, что интерпретация может быть отвержена.
  • конфронтация — средство для изменения участников группы. При умелом проведении сфокусирована на несоответствиях, в частности на несоответстиях между вербальными и невербальными сообщениями, которые наблюдаются в группе.
  • отражение чувств — ответ на существенные моменты того, о чём сообщает клиент.
  • поддержка — обеспечение членов группы помощью и подкреплением, когда они раскрывают свою личность, исследуют болезненные чувства или идут на риск; осуществляется с помощью «психологического присутствия».
  • эмпатия, как чувствительность к «внутреннему миру» участников группы.
  • фасилитация — практика расширения группового опыта и помощи членам группы в обогащении своих целей.
  • иннициативность — практика предотвращения нахождения и движения группы вне конкретного направления; сосредоточение внимания членов группы на значимой работе.
  • постановка целей — практика помощи участникам группы отобрать, уточнить и согласовать собственные цели.
  • оценивание, также — рефлексия — практика, сопровождающая группу на всех этапах группового процесса, направленная на себя, своё и/или групповое движение/продвижение в ходе группового психологического консультирования.
  • обратная связь — сообщение наблюдений и отношения к различного рода проявлениям и действиям членов группы.
  • совет, предложение — форма взаимодействия, помогающая участникам группы развивать альтернативные способы мышления и действия.
  • защита — умение консультанта предохранять участников группы от излишнего психического или физического риска, связанного с различными аспектами пребывания в группе, не перерастающая в родительскую позицию.
  • самораскрытие — навык и знания консультанта о том, когда, что, как и в какой мере следует открыть о себе, и какой эффект это принесёт группе и её участникам.
  • моделирование — практика обучения межличностной коммуникации в ходе которой, участники группы наблюдая за действиями и проявлениями консультанта, учатся вести себя таким же образом.
  • связывание групповой работы — организация взаимодействия между членами группы, в ходе связывания работы, осуществляемой участниками группы, с темами, рождающимися и выделенными в ходе её работы.
  • блокирование — вмешательство консультанта, в целях прекращения непродуктивного поведения в группе, осуществляемое без нападения на личности, осуществляемое, в частности, если один участник группы вторгается в личный мир другого, задавая и настаивая на ответе на очень личный вопрос, и т.п. Дж. Кори предлагает блокировать такие поведенческие паттерны, как:
    • «колёз отпущения» — члены группы «ополчились на конкретного человека и выражают свои чувства неприемлемым способом.
    • групповое давление — давление одних участников группы на других, для достижения определённых действий с их стороны или осуществления изменений. Блокирование в данном случае возможно через предоставление обратной связи.
    • вопрос — участникам группы, задающим слишком много вопросов или допрашивающих других можно предложить сформулировать вместо вопросов прямые утверждения.
  • завершение — знание и умение консультанта о том, когда и как завершить работу с участником группы или группой в целом.

Подходы к групповому психологическому консультированию

Литература

  • Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 640 с. (Серия «Искусство консультирования»). — ISBN 5-699-02457-3
  • Лысенко Е.М., Молодиченко Т.А. Групповое психологическое консультирование: краткий курс лекций: учебное пособие. – Москва: Владос-Пресс, 2006. – 159 с. – (Психология). – ISBN 5-305-00177-3

См. также

Психологическое консультирование

Психологическая помощь

Групповой процесс

Групповая психотерапия

Примечания

  1. Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 6.
  2. 1 2 3 4 Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 110-112.
  3. Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 23-32.
  4. Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 21-23.
  5. Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 23.
  6. Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 20-21.
  7. Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М. : Изд-во Эксмо, 2003. — С. 121-180.
  8. Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 45-50.
  9. Ялом И. Групповая психотерапия. Теория и практика. — М.: Эксмо-Пресс, 2000.
  10. Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 52-54.
  11. Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 54-55.
  12. Nolan E.J. Leadership Interventions for Promoting Personal Mastery. Jornal for Specialists in Group Work, 1978, 3(3). — Pp. 132-138.
  13. Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 57-71.

Групповое консультирование | Студент-Сервис

Наиболее частым вариантом работы в ситуации fpynnoBoro консультирования является анализ психологом детско-родительских отношений или отношений между взрослыми людьми в условиях производственного конфликта.

Как показывает практика работы, значительно реже бывают заказы на исследование психологической совместимости двух людей (чаще всего это новобрачные). В современной практической психологии существует узкая специализация психологов-консультантов, и очень редко бывает так, чтобы специалист по индивидуальному консультированию был специалистом и по групповому консультированию. Это связано со сложностью предмета взаимодействия психолога и клиента, который требует его всестороннего освоения в свете избранной автором научной теории.

При групповом консультировании независимо от исходных теоретических позиций психолога ему приходится иметь дело со сложной системой, какой является любая группа.

Поэтому основы системного подхода имплицитно присутствуют в любой теории о групповом консультировании.

Итак, первое, с чем начинает работать психолог в групповом консультировании, — это система реально существующих отношений между людьми (которые реально в ситуации консультирования могут и не присутствовать) .

Описание всего многообразия отношений, которые могут быть между членами группы, сложно и часто практически нецелесообразно, так как не все виды отношений входят в содержание психологической задачи, которую решает психолог: выделить наиболее значимые отношения, представить их для группы как предмет взаимодействия, объединяющий группу.

Содержание этих отношений может быть самым различным, но для психолога важно перевести его на язык описания субъективной модальности каждого члена группы, чтобы в процессе интервью со всеми членами группы каждый смог выработать свои альтернативы в исследуемой ситуации. Выработка альтернатив связана с потребностью и возможностью каждого члена группы выразить свои актуальные возможности («я могу»), свои чувства («я чувствую»), свои мысли («я думаю»), свои желания («яхочу»), а также свои представления об их изменении.

Задача психолога состоит в том, чтобы найти предмет взаимодействия членов группы, в котором были бы представлены взаимосвязанные модельности внутреннего мира каждого члена группы. Для решения этой задачи психолог должен располагать психологическим материалом о типе отношений между членами группы.

Интересно

Диагностика типа отношений строится, как мы уже отмечали, на теоретической модели семьи, которой пользуется психолог. Так как общепринятой классификации типов семьи нет, каждый психолог может использовать свою классификацию. В большинстве случаев в основе типологии лежит представление о родительских установках и стилях воспитания. Влияние этих факторов на характеристики личности описано многими авторами: Э. Берн, 3. Фрейд, А.И. Захаров, В. Сатир, Э.Г. Эйдемиллер, А.Е. Личко и др.

По нашему мнению, существенно важными для практической работы представляются факты, говорящие об устойчивости отношений. Выявление этого содержания — относительно постоянного для данной группы — позволяет сделать его предметом взаимодействия и на его основе исследовать динамические особенности отношений. Примером этого могут быть отношения в семьях людей с психосоматическими заболеваниями, где неблагоприятные устойчивые отношения создают фон для психосоматических заболеваний. В литературе описаны три типа родительских семей у таких больных. Первый тип — отношения «связывания», когда в отношениях преобладают жесткие стереотипы коммуникации, это приводит к отставанию детей в эмоциональном развитии и их инфантильности. Второй тип семей — это семьи, где ребенку отказывается в его индивидуальности, где он постоянно подвергается разным формам отвержения, — развивается аутизм и тенденция к автономности. Третий тип семей — это семьи, которые делегируют свои жизненные ожидания детям, при этом истинные достижения Детей родители игнорируют и перемещают на них свои несбывшиеся надежды, то есть манипулируют ими как своеобразным продолжением «Я».

Выявление этих устойчивых отношений в психодиагностической процедуре возможно, например, с помощью графических методов (примеры в заданиях для самостоятельной работы) или через изучение состояния человека. Показателями наличия постоянных травмирующих факторов могут быть состояние глобальной семейной неудовлетворенности, состояние семейной тревоги, состояние вины, связанное с семьей, состояние невыносимого, непосильного нервно-психического и физического напряжения. Во всех этих случаях семья выступает как группа, определяющая устойчивое состояние индивида. Работа психолога с этим состоянием возможна только тогда, когда он работает с содержанием семейных отношений.

Другими показателями наличия устойчивых отношений, в данном случае конфликтных отношений, могут быть соматические заболевания человека, наличие у одного из членов группы соматических заболеваний может создавать условия для воспроизведения в группе одного и того же типа отношений. В этом случае работа психолога с конфликтной личностью может стать основанием для изменения групповых отношений. Описаны типы устойчивых личностных конфликтов у лиц, страдающих хроническими соматическими заболеваниями’: например, при язвенной болезни желудка и язвенной болезни двенадцатиперстной кишки у человека существует постоянный конфликт — зависимость от окружающих с интенсивным страхом перед этой зависимостью. В поведении это может проявляться как тирания окружающих, постоянное недовольство ими, что создает устойчивое содержание отношений с этим человеком и определяет содержание взаимодействия всех членов группы.

У людей с гипертонией существует внутрилично-стный конфликт между агрессивными импульсами и потребностью в зависимости от значимых лиц или другой тип внутриличностного конфликта — стремление к достижению высоких социальных целей и высоких стандартов социальной жизни, что рождает ситуацию хронического стресса.

При ишемической болезни сердца и инфаркте миокарда внутриличностные конфликты обусловлены торопливостью, нетерпением, нехваткой времени, чувством высокой ответственности.

Устойчивые внутриличностные конфликты одного из членов группы создают условия для стабилизации группы, они могут лишить ее необходимой для развития отношений психологической информации, которая, как мы уже отмечали, характеризуется относительностью и динамичностью.

Устойчивые личностные качества членов группы, если они противоположны по содержанию, создают основу для стабильных, устойчивых конфликтов, которые, не развиваясь, становятся источником, дезорганизующим группу.

К числу таких качеств относятся, например:

  • экстравертированность — интравертированность;
  • рационализм — романтизм;
  • доминантность— подчиненность;
  • враждебность — дружелюбие;
  • ригидность — гибкость;
  • вспыльчивость — спокойствие;
  • стабильность — лабильность;
  • оптимизм — пессимизм;
  • активность — пассивность;
  • ответственность — беспечность и т. п.

Наличие конфликтных внутриличностных и межличностных качеств у членов группы осложняет для психолога работу по созданию общего для всех членов группы предмета взаимодействия.

Мы уже отмечали, что одним из способов создания предмета взаимодействия может стать графическое изображение отношений между членами группы и описание ими на основе этого содержания основных модальностей как своего внутреннего мира, так и модальностей внутреннего мира других членов группы. Исследование структуры группы позволяет психологу не только выделить иерархические отношения — кто лидер, а кто ведомые, но и проанализировать содержание воздействия одного члена группы на другого. Воздействие, мера воздействия, на которую способен каждый член группы, — важный показатель воздержания психологической информации, который доступен каждому члену группы.

Анализ психологом типов воздействия членов группы позволяет отследить динамику возможностей каждого члена группы в использовании ими психологической информации друг о друге и о себе.

Таким образом, предмет взаимодействия группы — психологическая информация о ее членах — будет дополнена анализом возможностей использования каждым членом группы этой информации.

Наиболее ярко эта особенность групповых отношений проявляется при анализе патологических свойств личности, проявляющихся именно в группе.

Остановимся на характеристике типов воздействия на других людей у нескольких видов личностей с патологическими свойствами.

Так, астеническая, гиперсензитивная личность в отношениях с другими людьми для воздействия использует информацию только в модальностях своего внутреннего мира, в содержании преобладает модальность чувств («я чувствую»).

Интересно

Для эксплозивной личности, которая характеризуется неконтролируемой злобой, в способах воздействия преобладает модальность желаний («я хочу»), которая практически блокирует все другие модальности. Резонер отличается воздействием на другого человека с помощью когнитивных характеристик внутреннего мира («я думаю»), но как и предыдущие типы личностей, он ориентируется только на модальности своего внутреннего мира.

Другие патологические свойства личности также, на наш взгляд, могут быть описаны, с этой точки зрения, преобладанием в содержании воздействия одной какой-то модальности: педант — модальность действия («я могу»), шизоидная личность — модальность чувств и мысли («я чувствую», «я думаю»), истерик может быть описан через преобладание в его воздействии двух модальностей — «я хочу», «я чувствую» и т. п.

По нашему мнению, такой подход к описанию воздействия одного члена группы на другого и на всех вместе позволяет психологу выбрать адекватный язык для описания предмета взаимодействия с группой.

Группа в ситуации консультирования может выступать как коллективный клиент, а может быть так, что в ней один или несколько человек — клиенты, а остальные выступают в роли заказчика или пользователей психологической информации. Психолог обозначает эти роли членов группы, дозируя таким образом свое действие в группе.

Обсуждение процесса воздействия членов группы друг на друга приводит к анализу динамики психологической информации, моментов ее стабильности и изменчивости. Для исследования меры воздействия психолог может, по нашему мнению, использовать психологическое содержание нравственной категории меры, которое предполагает как выраженное отношение человека к психологической информации, так и действие этой информации. Среди действий, которые существенным образом связаны с использованием психологической информации, влияющей на отношение членов группы, — действия прощения, наказания, поощрения, одобрения.

Содержание этих действий — психологическая информация, используемая для воздействия на другого человека или на самого себя.

Так, действие прощения не только констатирует психологическую информацию различной модальности, но и через отношение к ней открывает для прощаемого человека перспективу личностного развития. Прощаемый человек, таким образом, через содержание воздействия создает условия для рефлексивного действия другого человека и сам осуществляет такое Действие. Таким образом, действие прощения способствует появлению новых альтернатив в поведении всех членов группы, что является важным для становления предмета взаимодействия.

Действие наказания, с точки зрения использования в нем психологической информации о человеке, создает условия для более осознанного выбора.

Таким образом, наказание в известном смысле ограничивает альтернативы действия, уточняет предмет взаимодействия между членами группы.

Действие поощрения, одобрения, с точки зрения использования в нем психологической информации, — это действие по репрезентации для участников взаимодействия содержания психологической информации. Можно сказать, что с его помощью создается предмет взаимодействия, в котором основное содержание — психологическая информация разной модальности.

Таким образом, исследуя содержание этих действий — прощения, наказания, поощрения — как воздействия участников группы друг на друга, психолог получает материал для анализа устойчивых элементов во взаимодействии исследуемой группы.

Специфика консультирования каждой группы (семьи, производственной группы, детской группы и т. п.) определяется содержанием предмета взаимодействия в этой группе, выделение специфики этого предмета — важная профессиональная психодиагностическая задача.

Например, работа с семьей требует от психолога уточнения для членов группы содержания их социальных ролей, так как это важнейшее содержание предмета взаимодействия членов семейной группы. Попробуйте сформулировать содержание родительских ролей — роли отца и роли матери — с точки зрения родителей и с точки зрения ребенка.

Представление психологом содержания социальной роли каждому участнику группы — это момент осознания предмета взаимодействия с членами группы, момент, необходимый для проведения интервью — основного метода воздействия психолога в ситуации консультирования.

Групповое консультирование | Консультационный центр Университета Иллинойса

 

Многие люди имеют стереотипы о групповом консультировании или задаются вопросом, что там происходит на самом деле. Групповое консультирование — это форма психотерапии, в которой обычно участвуют от четырех до десяти участников и один или два групповых терапевта. Большинство групп регулярно собираются в одно и то же время на один-два часа. В это время члены группы обсуждают волнующие их вопросы и предлагают друг другу поддержку и обратную связь. Межличностное взаимодействие высоко ценится и поощряется.

Чего ожидать

Группы могут быть организованы по-разному, но одна вещь одинакова для всех групп: участники соглашаются сохранять конфиденциальность того, что говорится в группе. Некоторые группы имеют общую тему или ориентированы на конкретный тип проблем. Некоторыми примерами этого типа групп являются группы, предназначенные для людей с расстройствами пищевого поведения, для переживших межличностные травмы, для иностранных студентов, для цветных людей или для лиц, идентифицированных как ЛГБТК. Другие группы носят более общий характер и открыты для людей с целым рядом проблем. Некоторые группы открыты и могут существовать годами. Третьи ограничены по времени и завершаются через определенное количество недель. Некоторые группы имеют открытое членство, что означает, что участники могут приходить и уходить, когда им заблагорассудится; в то время как другие имеют закрытое членство, что означает, что когда членство достигает определенного числа, новые участники не добавляются. Наконец, некоторые группы считаются неструктурированными (известными как группы, ориентированные на процесс), в то время как другие структурированы с запланированными действиями каждый раз, когда группа собирается. Если нет структурированных мероприятий, группа сама вольна решать, как она будет распределять свое время. Если вас направили на групповое консультирование или вы рассматриваете возможность группового консультирования, вам следует задать вопросы о том, как организована группа.

Терапевт(ы) и члены группы будут усердно работать, чтобы сделать группу безопасным и конфиденциальным местом для изучения проблем участников. В процессе обмена участники развивают уровень доверия, который позволяет им быть честными и открытыми друг с другом. Они также учатся заботиться и принимать друг друга. В идеале люди, которые присоединяются к группе, стремятся узнать о себе и других и найдут значительную поддержку и поощрение в групповом консультировании. Группа также может быть безопасным местом для изучения и применения альтернативных способов решения своих проблем с людьми, которые проявляют заботу и поддержку, а также помогает людям увидеть, что они не одиноки в своей борьбе. В частности, неструктурированные группы обычно работают, потому что члены вести себя в группе так, как они ведут себя вне группы. Разница в том, что терапевты и другие участники могут помочь человеку бросить вызов непродуктивным паттернам, поделившись своими подлинными реакциями на человека, а также давая и получая конструктивную обратную связь. Несмотря на то, что некоторым людям может быть трудно взаимодействовать в групповой ситуации, они все же могут получить пользу от взаимодействия в группе.

Причины присоединиться

Люди присоединяются к группам по разным причинам. Некоторые люди могут присоединяться к группам из-за межличностных проблем и потребностей; в то время как другие могут присоединиться, чтобы узнать о конкретных проблемах и / или своей конкретной культурной самобытности. Другие могут попробовать себя в группе, потому что это рекомендовал их индивидуальный консультант. Наконец, другие могут присоединяться к группам из любопытства. В целом, групповое консультирование может быть особенно полезным для людей с межличностными проблемами. Ниже приведены некоторые примеры межличностных проблем, которые объединяют людей в группу:

  • Одиночество или изоляция
  • Застенчивость
  • Чрезмерная зависимость в отношениях
  • Поверхностные отношения
  • Частые ссоры с людьми
  • Дискомфорт в социальных ситуациях
  • Трудно доверять другим
  • Быть легко обиженным или обиженным
  • Потребность в поддержке со стороны других
  • Отсутствие близости в отношениях

Многие из нас время от времени сталкиваются с этими проблемами, но если вы испытываете одну или несколько из них до такой степени, что они причиняют вам сильную боль или страдания, групповое консультирование может быть эффективным методом решения ваших проблем.

Получение максимальной отдачи от группы

Большинство людей опасаются вступать в группу. Нередко люди беспокоятся, что будут говорить слишком много или недостаточно, или что другие в группе не примут их. Точно так же другие могут беспокоиться о том, что их заботы недостаточно важны, что другим нужно время больше, чем им самим, или что то, что они хотят сказать, не будет иметь значения в группе. Кроме того, некоторые люди могут быть обеспокоены тем, что группа им не поможет. Все эти опасения могут быть обоснованными. Тем не менее, есть некоторые вещи, которые вы можете сделать, чтобы максимизировать шансы на то, что группа станет для вас значимым и полезным опытом.

  • Примите участие и присоединитесь к группе. Чем охотнее вы будете это делать, тем больше вероятность того, что вы получите пользу от группы.
  • Будьте максимально искренними и открытыми. Это позволит другим помочь вам более непосредственно.
  • Подумайте, над чем бы вы хотели поработать в группе, и активно работайте над изменением . Вам предлагается обратиться за помощью к группе.
  • Уважайте свои потребности в безопасности и не заставляйте себя раскрывать больше, чем вам удобно. С другой стороны, вам может быть полезно мягко бросить себе вызов пойти на больший риск с самораскрытием, чтобы удовлетворить и другие ваши потребности.
  • Используйте группу, чтобы рассказать о себе и своих проблемах. Некоторым людям может быть трудно решить, можно ли использовать групповое время. Другие могут тратить слишком много времени на разговоры о других в своей жизни в группе. Группа будет наиболее полезна для вас, если вы сможете найти способ сосредоточиться и поговорить о себе.
  • Распознавайте и выражайте свои мысли и чувства. Если вы воздерживаетесь от этого, может быть полезно поговорить о ваших страхах поделиться в группе.
  • «Примерьте» новое поведение в группе и спросите мнение других, когда вы это сделаете. Хотя это означает риск, обычно оно того стоит.
  • Будьте открыты для обратной связи. Даже если это может вас удивить, вам может быть трудно принять это или вы можете не согласиться, это может помочь вам узнать о себе и других и изучить новые альтернативы. Помните, что вам не нужно принимать все отзывы, но вы все равно можете их выслушать и рассматривать как полезную информацию.
  • Дайте отзыв другим. Это позволяет вам практиковать прямоту, честность и напористость. Это также помогает другим участникам узнать, как их воспринимают.
  • Будьте терпеливы к себе и другим членам группы. Может потребоваться время, чтобы вы почувствовали себя комфортно в группе, а другие члены группы стали доверять друг другу. Вам рекомендуется проводить в группе достаточное количество времени, прежде чем вы решите, что это лечение вам не подходит.
  • Подумайте о группе и о том, какие реакции у вас возникают, когда вы не в группе. Когда вы вернетесь в группу на следующей неделе, может быть полезно поделиться такими мыслями и чувствами, какими вам будет комфортно.

Хотите узнать больше?

Кори, М.С., Кори, Г., и Кори, К. (2018). Группы: Процесс и практика (10-е изд. ). Белмонт, Калифорния: Брукс/Коул, Cengage Learning.

Ялом, И. Д., и Лещ, М. (2005). Теория и практика групповой психотерапии (5-е изд.). Нью-Йорк: Основные книги.

«Что такое групповая терапия и как она работает?»verywellmind.com/what-is-group-therapy-2795760»

Пять преимуществ групповой терапии»psychcentral.com/lib/5-benefits-of-group- терапия/

 

Что отличает групповое консультирование от индивидуального?

Консультирование обычно рассматривается как встреча один на один между консультантом и клиентом, что является неправильным представлением. Структуры группового консультирования являются столь же частыми терапевтическими установками, как и индивидуальные сеансы консультирования. Они также представляют собой совершенно иную обстановку, чем индивидуальная терапия, требующую отдельных навыков и знаний.

Студенты, получающие ученую степень, должны ознакомиться с этими существенными различиями, так как групповая терапия используется почти во всех областях и специальностях консультирования, включая семейное консультирование, психическое здоровье, брак, токсикоманию и школьное консультирование. Групповая динамика отличается от индивидуальной терапии и варьируется от группы к группе. Короче говоря, консультанты должны использовать разнообразные способности для достижения наилучших результатов для нескольких клиентов.

Оттачивание этих навыков в рамках последипломного образования — это один из способов, которым консультанты могут лучше подходить к групповым условиям. У групповой терапии есть много преимуществ, и использование знаний, полученных от магистра искусств в области консультирования, может помочь консультантам раскрыть эти преимущества для клиентов. Узнайте больше о сравнении группового консультирования и индивидуальной терапии, а также о том, как онлайн-программа Bradley MAC может помочь в подготовке студентов.

Фундаментальные, но тонкие различия

Различия между групповым консультированием и индивидуальной терапией очевидны. В индивидуальном консультировании есть один клиент и консультант. В групповом консультировании есть несколько клиентов, а иногда и несколько консультантов. Групповое консультирование грубо определяется как минимум пять клиентов и до 15. Иногда на более высоких уровнях для руководства сеансом нанимают двух или более консультантов. Тем не менее, консультирование пар также является формой групповой терапии.

Это очевидное различие приводит к различиям в том, как разворачиваются сеансы, в содержании разговоров и в том, как формируются связи и союзы между клиентами и консультантами.

Например, контекст индивидуальной терапии один на один может привести к рассмотрению более деликатных тем и личных чувств, чем в групповой обстановке. Однако это не означает, что интимные темы не обсуждаются на групповых консультациях. Участники группы по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами могут говорить о своей борьбе с зависимостью, но каждый по-своему. Это влияет на сессию, на то, как она продвигается и какие идеи достигаются.

Кроме того, групповые консультации чаще преследуют конкретные цели. В то время как индивидуальный сеанс может быть широким, групповая терапия часто сосредоточена на одной теме, которая объединяет клиентов: например, депрессия, расстройства пищевого поведения, неизлечимые диагнозы, академические проблемы, злоупотребление психоактивными веществами или хроническая боль.

Преимущества групповой терапии

Несмотря на то, что трудно приписать преимущество тому или иному стилю консультирования, существуют определенные ситуации и контексты, в которых групповое консультирование полезно или необходимо. Групповой форум позволяет использовать различные способы взаимодействия, самовыражения и самоисследования, которые могут улучшить опыт консультирования.

Вот некоторые из этих преимуществ:

  • Чувство, что вас услышали : Проблемы с психическим здоровьем и другие проблемы могут казаться чрезвычайно уникальными переживаниями, что делает их еще более сложными для клиентов. Тем не менее, в групповом консультировании эти клиенты могут встретить других людей, которые пережили подобные события и испытали многое из того же. Разговаривая и учась друг у друга, клиенты могут лучше понять свои собственные проблемы, а также найти стратегии, которые работают для других.
  • Встроенная сеть поддержки : Наличие сети поддержки важно для восстановления и удовлетворения других потребностей клиентов в области психического здоровья при консультировании. Создание этой сети может быть проблемой в некоторых отношениях, но при групповом консультировании клиенты получают доступ к готовой сети поддержки. Члены групп, которые регулярно встречаются, начинают вкладываться друг в друга. Групповое консультирование позволяет клиентам выступать в роли поддержки для своих сверстников, культивируя прочные связи.
  • Различные точки зрения : Теория рынка идей утверждает, что лучшие результаты достигаются при большем количестве свободных голосов. Это чувство можно найти в групповом консультировании, которое возвышает голоса многих на благо всех. Клиенты могут извлечь пользу из того, что на своих сессиях выслушают разные точки зрения, что позволит им настроиться на разные способы мышления или решения своих проблем. Учиться у других клиентов — это ценный опыт, которому способствует групповое консультирование.

Навыки, необходимые консультантам для групповой терапии

Проведение групповых занятий требует специальных навыков. Управление несколькими личностями в условиях консультирования означает, что консультанты должны обладать острыми навыками межличностного общения. В то время как такие способности, как общение, умение слушать и сочувствие, важны для индивидуальной терапии, они имеют большее значение при организации и ведении группового разговора. Консультанты также должны уметь разрешать конфликты и помогать клиентам понимать друг друга, что не часто встречается в индивидуальной терапии.

Конфиденциальность и этика — это еще одна тема, которая не является уникальной для группового консультирования, но приобретает особое значение в ее контексте. То, что говорится на индивидуальных сессиях, находится под строгим контролем, но хотя эти меры защиты распространяются и на групповые сессии, они могут быть не такими жесткими. В некоторых случаях эти коды не работают. Таким образом, создание доверия и поощрение честности является главной обязанностью консультанта, чтобы избежать подобных случаев.

Как Брэдли готовит консультантов к групповой терапии

Учащиеся онлайн-программы Bradley MAC проходят ENC 625 «Принципы группового консультирования», который помогает им подготовиться к реалиям групповой терапии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *