Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Гуманистическая психология кратко и понятно: Гуманистическая психология: Карл Роджерс

Содержание

Что такое гуманистическая психология и чем она полезна

4 марта 2022 Ликбез Жизнь

Люди могут непрерывно развиваться, главное — сосредоточиться на верных вещах.

Что такое гуманистическая психология

Это направление в психологии, которое признаёт человека уникальным за его способность развиваться и изучает качества, присущие только людям. Например, стремление к высшим смыслам и свободе, ответственность, способность к любви и творчеству.

Гуманистическая психология объединяет множество школ и подходов. Их общая цель — понять уникальную природу человеческого познания и помочь раскрыть её через самореализацию.

До 1970-х годов гуманисты были одной из ведущих сил в психологии наряду с бихевиористами и психоаналитиками. В первую очередь благодаря практическому подходу: гуманисты активно занимались психотерапией и педагогикой, где достигли немалых успехов. А ещё они подробно и доступно объясняли мотивацию людей и предлагали чёткий путь самосовершенствования.

Сегодня направление уже не так широко распространено, но нам до сих пор есть чему у него поучиться.

Какие установки гуманистической психологии пригодятся и сейчас

Гуманистические психологи рассматривали личность не как данность, а как возможность для реализации потенциала человека. У людей есть полная свобода для непрерывного развития. Чтобы начать раскрывать себя, достаточно следовать нескольким основным установкам. Причём это можно делать вполне самостоятельно.

1. Начните жить настоящим

Ключевая мысль, к которой пришли психологи-гуманисты, — это возможность раскрытия личности «здесь и сейчас». Они считали, что человек способен развиваться независимо от ограничений прошлого и неопределённости будущего.

Оглянитесь на всё, что вас останавливает: предубеждения, зависимость от чужого мнения, искусственно созданные обязанности. Определите, что из этого действительно важно для вас. А затем действуйте: ставьте цели, занимайтесь тем, что нравится, и сосредоточьтесь на впечатлениях.

2. Осознайте, что ваша жизнь в ваших руках

Гуманистическая психология была тесно связана с экзистенциализмом. Из этого философского направления психологи-гуманисты позаимствовали идею безграничной свободы: люди несут полную ответственность за свой выбор.

Чтобы помочь человеку воспитать в себе ощущение собственной зрелости, побороть «детские» и «родительские» аспекты в поведении, психолог-гуманист Эрик Берн создал технику трансакционного анализа. Им нередко занимаются с психотерапевтом или в группах, но можно делать это упражнение и самостоятельно. Цель — понять, что определяло ваши действия в каждый конкретный момент. Стимулами могут быть старые детские переживания, запомнившиеся советы родителей и объективное восприятие реальности. Анализируя свои поступки, мы можем сократить влияние первых двух факторов и всё чаще действовать объективно, исходя из собственных желаний.

3. Найдите того, кто вас поддержит

Согласно гуманистическим психологам, окружение неотделимо от личности. Знакомые, друзья и родственники могут либо способствовать нашему развитию, либо препятствовать ему. Ощущение, что вас понимают, помогает избавиться от страха неодобрения и поверить в себя.

Поэтому очень важно найти того, кто выслушает вас, поймёт и поддержит. Сами гуманистические психологи рекомендуют посещать социально-психологические тренинги — группы встреч.

4. Сконцентрируйтесь на позитиве

Согласно гуманистической психологии, без оптимизма невозможна самореализация. Изначально человек открыт миру, а все люди хотят стать лучше и помочь другим. Но взаимные критика и непонимание искажают наши оценки и желания и мешают развитию.

Чтобы справиться с негативом, надо научиться любить себя и перестать принимать близко к сердцу необоснованную критику и неодобрение. А ещё уважать тех, кто не похож на вас.

Читайте также 🧐

  • Как заставить мозг мыслить позитивно
  • Как закрывать гештальты и почему это полезно
  • Смехотерапия: что это такое и работает ли она
  • Что такое трансперсональная психология и почему это обман
  • Как выученная беспомощность портит жизнь и как с ней бороться

Гуманистическая ориентация в социальной психологии.

основные понятия, представители, постулаты теорий

Введение

Психологическое консультирование – прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими проблемами. Разрабатываются эти теоретические основы и программы, с одной стороны, на основе анализа современного состояния психологического знания, достижений в областях эмпирических и теоретических исследований. Среди существующих в настоящее время психологических школ и направлений гуманистическая психология представляет особый интерес, во-первых, потому, что возникнув сравнительно недавно (в середине XX века), когда большинство психологических школ исчерпало свой исследовательский потенциал, она, вызревая в полемике с бихевиоризмом и психоанализом как «третья сила» в психологии, аккумулировала в себе опыт исследования личности в предшествующих и современных ей психологических направлениях и школах.

В настоящее время она является влиятельным научным направлением, сформировавшим новую исследовательскую программу в общей, социальной, педагогической психологии, оказавшим влияние на теорию и практику воспитания, психологию производственных отношений и в последние годы — на проблемы разрешения групповых политических конфликтов.

Понимание личностных проблем клиента и его проблем во взаимоотношениях существенным образом зависит от того, каких теоретических позиций придерживается консультант. Особенно это сказывается на характере терапевтических отношений, применяемых методах и техниках. Мы подробно рассмотрим направление в теории личности (А.Маслоу)»>гуманистическое направление в психологическом консультировании.

19 стр., 9446 слов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

… человеческих отношений (12, с.9). Обучение психологическому консультированию – это обучение построению помогающих … ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ   Фундаментом успешного консультирования являются теоретические знания. Без теоретической концептуализации информации … психологии к конкретной индивидуальности. Это касается всех областей практической деятельности психолога, а консультирования …

Критика

Гуманистическая психология – это популярное, но не универсальное направление. За время своего недолгого существования представители школы неоднократно сталкивались с критикой своих идей.

Некоторые ученые считают, что подход очень субъективен. Большое значение имеет личный опыт специалиста, который мешает объективному восприятию. Например, нельзя однозначно сказать, прошел ли индивид самоактуализацию или нет.

Создание разных теорий позволило сформировать новые понятия, например, самоактуализация или я-концепция. Подобное обилие терминов может осложнять исследования. Большинство методик основано на теоретических представлениях. В таком случае сложно проверить их обоснованность.

Некоторые специалисты считают, что подход западных психологов не подходит для всего мира из-за особенностей национального менталитета. На восточных территориях принято ставить во главу всего общество, а не отдельного индивида.

Современные психологи также полагают, что новые представители гуманистического течения превозносят идею заносчивости. Они считают, что человек должен быть ценным, но при этом не учитывается один факт: индивид живет среди людей. Поэтому чужие границы тоже нужно уважать.

Несмотря на критику, многие психологи предпочитают работать в гуманистическом направлении. Такой подход позволяет им понять ценность человеческой жизни.

Предмет изучения и задачи науки

Гуманистическое направление изучает варианты творческого развития человека, его самосовершенствование на протяжении жизни. Предметом изучения являются:

  • межличностные отношения;
  • автономия;
  • психическое здоровье;
  • свобода;
  • любовь;
  • ответственность;
  • самоактуализация.

У этой науки есть ряд задач:

  • изучение этапов деградации личности;
  • поиск самого себя;
  • поиск смысла жизни;
  • осознание собственного достоинства.

Психологи считают, что гуманистическая школа появилась под влиянием нескольких факторов:

  • вершинных экспериментов;
  • идеи освобождения, дзен-буддизма;
  • групповой динамики;
  • expending drag;
  • доктрины актуализации;
  • единства противоположностей — Инь-Янь;
  • тантрических идей;
  • центрирования на личности.

Сильные стороны научного направления:

Наука уделяет много внимания управлению собственным психическим здоровьем, определению состояния.
Исследователи принимают во внимание воздействие окружающих факторов на поведение, изменение состояния человека

Гуманистическая психология подчеркивает важность желаний, мыслей.
Наука помогает здоровым людям исследовать собственный потенциал, оценить свои способности.
Это направление оказывает положительное влияние на развитие здравоохранения, образования.. Гуманистическую психологию нельзя назвать упорядоченной областью научного знания
Она представляет собой комплекс метафизических концепций

Гуманистическую психологию нельзя назвать упорядоченной областью научного знания.

Она представляет собой комплекс метафизических концепций

Общая характеристика концепций психологического консультирования, основанных на гуманистическом направлении в психологии

Гуманистическое направление ставит в центр своей методологии личность клиента, которая является контролирующим центром в принятии психологом решений. Это отличает это направление от психодинамической теории, делающей акцент на то, как прошлое воздействует на настоящее, и от бихевиористской теории, использующей воздействие окружения на личность.

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

Культурная жизнь охватывает две фазы общественной динамики – будни и праздники. Праздничное событие активизирует и интенсифицирует культурную жизнь, прежде всего потому, что в это время, свободное от привычных обязанностей, проявляются, актуализируются и открыто пропагандируются основные ценности, придающие смысл человеческой жизни и характерные для данного социума и этапа его развития, …

Гуманистическое, или экзистенционально-гуманистическое направление в психологии развивалось К.

Роджерсом, Ф. Перлзом, В. Франклом.

Их основная методологическая позиция состоит в том, что предназначение человека — жить и действовать, определяя свою судьбу, сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении.

Основные понятия, в которых это направление психологии анализирует жизнь человека, это понятие человеческого существования, принятие решения или выбор и соответствующее ему действие, облегчающее тревожность; понятие интенциональности — благоприятной возможности, утверждающей, что человек, действуя в мире, должен ясно осознавать воздействие мира на него.

Задача клиента и психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения.

Революция, которая в практической психологии связана с работами К. Роджерса, состоит в том, что он стал подчеркивать ответственность самого человека за свои действия и решения. В основе этого — вера в наличие у каждого человека изначального стремления к максимальной социальной самоактуализации.

Психолог поддерживает у клиента состояние психического здоровья, давая человеку возможность соприкасаться со своим внутренним миром. Основное понятие, с которым работают психологи этого направления, — мироощущение конкретного клиента. Работа с миром клиента требует от психолога навыков внимания и выслушивания, качественной эмпатии. Психолог должен уметь работать с противоречием реального и идеального образа «Я» клиента, устанавливая с клиентом взаимоотношение. В этом процессе во время интервью психолог должен добиваться конгруэнтности с клиентом. Психолог для этого должен обладать аутентичностью во время интервью, относиться к клиенту заведомо положительно и безоценочно.

В ходе интервью психолог пользуется открытыми и закрытыми вопросами, отражением чувств, пересказом, самораскрытием и другими приемами, позволяющими клиенту проявить свое мироощущение.

4 стр., 1566 слов

Итак, для чего людям нужны психологи?

… помощью к психологам, люди все-таки боятся к нам обращаться. Почему? Потому что психология – совсем … же правами, что и психолог, то есть клиент и психолог совместно определяют правила своего … человека постоянно появляются вопросы к жизни, причем, чем интереснее и богаче его личность, … сессии. К психологу люди обращаются также в ситуации какого-либо сложного жизненного выбора… Список можно …

Используя в общении с клиентом методы взаимодействия, позволяющие клиенту снять тревожность и напряжение, психолог показывает клиенту, как надо общаться с людьми. Клиент, услышанный и понятый психологом, может измениться.

В гуманистическом направлении психологии особое место занимает гештальттерапия (Ф. Перлз), отличающаяся разнообразием воздействующих на клиента приемов и микротехник. Перечислим некоторые из техник гештальттерапии: восприятие «здесь и теперь», директивность; речевые изменения; метод пустого кресла: беседа с частью своего «Я»; диалог «верхней собаки» — авторитарной, директивной, и «нижней собаки» — пассивной с чувством вины, ищущей прощения; фиксированное ощущение; работа со снами.

Кроме того, благодаря работам В. Франкла, в гуманистической психологии используются техники перемены отношения; парадоксальные намерения; переключение; метод убеждений (призыва).

Осуществление этих техник требует от психолога красноречия, точности словесных формулировок, ориентации на мироощущение клиента.

Гуманистическое направление практической психологии постоянно ориентируется на индивидуальный рост клиента.(Абрамова Г.С., 2001, стр 108-109 )

Теория Г. Олпорта

Один из основоположников гуманистической психологии — Гордон Олпорт. Он создал теорию личностных черт, согласно которой, у каждого человека есть врожденные предрасположенности реагировать на ту или иную ситуацию типичным образом. Его идеи направлены на выделение интегративных уровней взаимодействия личности с окружающим миром. К ним относятся условные рефлексы, системы черт и навыки, изменяющиеся в разных ситуациях.

Олпорт описал два уровня функционирования — высших мотивов и нужды. К последнему относится гомеостазис или стремление устранить напряжение. А высшие мотивы включают стремление к развитию, сопротивление равновесию, постановка новых целей и задач.

Особенности становления личности Олпорт аргументирует принципом функциональной автономии мотивов. Хотя человек развивается, он сохраняет связь между старыми и новыми стимулами. Это и было противопоставлено бихевиористической психологии, где все высшие мотивы связаны с физическими потребностями.

Черты характера ученый рассматривает как единицы анализа человека. Одни из них в процессе развития становятся второстепенными, другие выходят на первый план. Но в центре может находиться не более 5−10 разных качеств. Олпорт говорил о гуманистической психологии кратко и понятно. Это исследование уникальности каждого человека. Неповторимость описывается им как слияние разных черт в единую систему.

Олпорт выделял три стадии развития:

  • детская;
  • относительной дифференциации;
  • интегрированного единства.

Ребенок еще не подвергает себя самоанализу, поэтому требует от окружающих всего или ничего.

Методики в гуманистической психологии: самоотчет клиента

Любые методы в данном направлении предполагают не тот опыт, который личность получила в течение жизни

Именно поэтому терапевты данной психологической школы большое внимание уделяют самоотчетам, предоставляемым испытуемыми. Это позволяет учитывать индивидуальное восприятие клиентом себя

Другие же способы исследования, считающиеся традиционными, должны лишь добавлять субъективные.

Многие авторы подчеркивают, что для полноценного и всестороннего изучения личности необходимо начинать персональные исследования с наблюдения, проективных методик, а уже после этого применять опросники, эксперимент.

Терапия и психотерапия

Методы терапевтов основаны на борьбе с отсутствием смысла существования пациентов, с одиночеством, чувством тревоги и со страхом смерти.

Все эти негативные факторы ведут к возникновению у них экзистенциальной боли.

При работе терапевтами данного направления должны быть достигнуты переживания пациентами реальности собственного существования, которому препятствуют неврозы, страхи, отсутствие смысла жизни и боязнь личной свободы.

По К. Роджерсу, стратегия психотерапии должна включать следующие шаги:

  1. Клиент сам определяет для себя необходимость обращения к специалисту за помощью.
  2. При взаимодействии клиента с терапевтом уточняются причины его обращения за помощью.
  3. Терапевтом создается атмосфера, максимально способствующая самовыражению клиента.
  4. Психотерапевт воспринимает клиента во всех его проявлениях.
  5. Между психотерапевтом и клиентом создается доверие, последний привыкает к специалисту, его чувства стабилизируются.
  6. Определяются истинные причины, которые привели к просьбе о помощи.
  7. Клиентом осознаются истинные причины его обращения к психотерапевту.

При помощи психотерапевта клиент определяет для себя стратегию дальнейшего поведения.
Конкретные действия и борьба с истинной проблемой.
Обретение обратившимся уверенности в себе и собственных силах.
Достижение клиентом чувства самодостаточности и независимости, отсутствия необходимости в помощи специалиста.

Гуманистическая психотерапия подойдет людям, потерявшим свою цель в жизни, разочаровавшимся в собственных возможностях, а также тем, кто желает максимально реализовать свой потенциал, добиться независимости и свободы. Подходит она как для отдельно взятых личностей, так и для семей или пар.

Гуманистическая психология, несмотря на критику, является не только альтернативным взглядом психоанализу и бихевиоризму, восполняет пробелы, допущенные в данных взглядах, но и имеет практическое значение, помогая человеку определиться с жизненными целями, обрести смысл в жизни и максимально самореализоваться.

О гуманистической психологии в этом видео:

https://youtube.com/watch?v=5b8Te4BSHgA

Глоссарий. Основные понятия гуманистической психологии

Бытийная мотивация — мотивация высшего уровня, в которой преобладает потребность в самоактуализации.

В-любовь — любовь без собственничества, характерная для самоактуализировавшегося человека.

Вершинные переживания — мистические состояния сознания, характерные для многих, но не для всех самоактуализирующихся людей.

Даоская наука — альтернатива, выдвинутая Маслоу традиционному научному методу, подчеркивающая ценности и субъективность (вместо объективности).

Движение за человеческий потенциал — социальное движение, направленное на стимуляцию полноценного развития индивидов, находящее отражение в центрах роста и трансформации общественных институтов.

Десакрализация — утрата чувства священного, или духовного.

Дефицитарная мотивация — мотивация на низших уровнях развития.

D-любовь — эгоистичная любовь, характерная для несамоактуализировавшегося человека.

Иерархия потребностей — упорядоченная последовательность мотивов, начиная с основных физических потребностей и вплоть до мотивов наиболее развитых че­ловеческих существ.

Инстинктоид — слабоинстинктивные мотивы, характерные для людей.

Компетентность во времени — шкала Опросника личностной ориентации для из­мерения озабоченности человека настоящим, а не прошлым или будущим.

Комплекс Ионы — отказ от полноценного развития своего потенциала в силу убеждения, что все равно не удастся совершить ничего важного. Метамотивированный — мотивированный потребностями, находящимися на вер­шине иерархии

Метамотивированный — мотивированный потребностями, находящимися на вер­шине иерархии.

Направленность на себя — шкала Опросника личностной ориентации для изме­рения тенденции человека к получению поддержки не от других людей, а от себя.

Опросник личностной ориентации — самый популярный инструмент для измере­ния самоактуализации.

Опытное знание — то, что мы знаем благодаря личному переживанию.

Основная потребность — фундаментальная дефицитарная потребность.

Преобладающий — самый могущественный в настоящее время; обозначает потреб­ность, которая, если не удовлетворяется, оказывается самой могущественной в данный конкретный момент.

Самоактуализация — полноценная реализация потенциала человека.

Третья сила — термин Маслоу для обозначения его теории, подчеркивающий ее противоположность психоанализу и бихевиоризму.

Центрированный на методе — научный подход, ставящий процедуру над содержанием.

Центрированный на проблеме — научный подход, ставящий предмет изучения над процедурой.

Центры развития — места, где люди собираются для полноценного развития свое­го потенциала (например, Исален).

Эупсихея — утопическое общество, в котором равно удовлетворяются индивиду­альные и социальные потребности и где общество поддерживает индивидуальное развитие.

Основные принципы гуманистической психологии

Гуманистическая психология, которая является теоретической основой гуманистического направления в психологическом консультировании, -это особое направление, отличающееся от других школ по ряду принципиально важных для понимания природы человека положений. К нему традиционно относят такие концепции, как теория личностных черт Г. Олпорта, теория самоактуализации А. Маслоу, теория и индирективная психотерапия К. Роджерса, представления Ш. Бюлер о жизненном пути личности, идеи Р. Мэйя.

Каждая из названных теорий использует свой собственный понятийный аппарат, создает оригинальные представления о внутреннем мире человека и его развитии в процессе жизни, проверяет и обосновывает данные, полученные в ходе эмпирических исследований, и в процессе психотерапевтической работы с клиентами. Различия, существующие между теориями, тем не менее не являются препятствием, которое не позволило бы рассмотреть их с позиции общеметодологических принципов.

Такими принципами являются:

  • Принцип развития, который означает, что человек постоянно стремится к новым целям, самосовершенствованию благодаря наличию у него врожденных потребностей — стремления к самореализации, потребности в самоактуализации, желания осуществлять непрерывное поступательное развитие.
  • Принцип целостности, позволяющий рассматривать личность как сложную открытую систему, направленную на реализацию всех своих потенциалов.
  • Принцип гуманности, означающий, что человек по своей природе является добрым и свободным, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной сущности, делают его агрессивным и отчужденным.
  • Принцип целевого детерминизма, предполагающий изучать особенности личности в аспекте ориентации человека на будущее, т.е. с точки зрения его ожиданий, целей и ценностей, при этом отвергая идею причинного детерминизма.
  • Принцип активности, позволяющий принять субъекта как самостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни которого другой человек (например, психотерапевт) может играть роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающего благоприятные условия для его развития партнера.
    9 стр., 4051 слов

    Гуманистические теории личности Маслоу и Роджерса

    … гарантирует правильность выбора. Основным принципом этого направления является модель ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей. Гуманистическая психология рассматривает личность как психически здоровую, гармоническую, …

    Психотерапевт изменяет установки клиента, помогает взять ответственность на себя, но при этом не учит и не наставляет.

  • Принцип неэкспериментального исследования личности, который основан на идее целостности, и соответственно невозможности адекватного изучения личности по отдельным фрагментам, поскольку система (а таковой и является личность) чаще всего обладает такими свойствами, которые не присущи ее отдельным частям.
  • Принцип репрезентативности, означающий, что цель и объект исследования в гуманистической психологии совпадают, т.к. задача изучения нормально и полноценно функционирующего человека реализуется на выборе здоровых, самореализующихся личностей.

Методы

Для изучения личности психологами используются методики самоотчетов, что позволяет опираться на опыт человека, полученный в его жизни, а также опросники , например, опросник &#171,Чувства. Реакции. Убеждения.&#187,, разработанный Д. Картрайтом, а также опросник самоактуализации Э. Шострома.

Количество методик работы с людьми превышает несколько десятков. Сюда относятся следующие:

  • арт-терапия , осознание собственного &#171,Я&#187, посредством музыки, изображений, а также в движениях,
  • визуализация , осознание собственных стремлений, желаний, а также истинных целей путем их визуализации,
  • аутотренинг по И. Шульцу , путем погружения в себя и диалога со своим глубинным &#171,Я&#187,,
  • восточные техники , медитации, йога и другие практики.

Также существует и множество других методик, нацеленных на осознание человеком самого себя.

Основные принципы и методы исследования

В процессе развития этого направления сложилось несколько основных принципов, которым следовали ученые:

  1. Несмотря на любые обстоятельство окружающей среды, личность имеет свободу выбора, независимость.
  2. Человек — особая сущность, сознание которой выделяет его из окружающего мира. Благодаря этому определяется уникальность, которая отличает людей от животных.
  3. Человеческие качества от рождения являются позитивными. Изначально он не может быть злым, максимум нейтральным. Со временен общество может пагубно влиять на развитие личности, развивая в ней негативные качества.
  4. Нельзя окончательно определить природу человека, поскольку он развивается на протяжении всей жизни.
  5. Главным источником информации являются субъективные переживания личности, накапливаемый жизненный опыт.
  6. Человек является целостным, единым. Невозможно разделять психические, органические основы.

Исходя из множества принципов, выделяется три нравственных жизненных понятия:

  1. Субъект не раб своих привычек.
  2. Нормальное отношение между людьми строится только на взаимном уважении, принятии опыта обоих сторон.
  3. Личность должна жить, развиваться, ощущая себя в настоящем.

Базовое утверждение сторонников этого направления говорит о том, что индивид имеет потенциал для выздоровления, заложенный от рождения. Если окружающие условия выстроятся благоприятным образом, он сможет его реализовать.

Сторонники

Важные идеи были разработаны рядом специалистов. Один из основателей, Карл Роджерс, считал, что у каждого человека есть самоактуализация, т.е. тенденция к росту и развитию. Ученый сравнивал людей с растениями. Цветок не задается вопросом, нужно ли ему расти – он растет.

Реверсивная психология

Развитие происходит только при одном важном условии – работе я-концепции. Она формируется при взаимодействии с внешним миром

Иногда у человека расходятся представления о себе реальном и идеальном, конфликт этих частей приводит к включению психологической защиты.

Основа идей Роджерса – это ориентирование на проблемы индивида

Именно этот специалист предложил проводить сеансы в доверительной обстановке, указал на важность эмпатии. Ему пришлось изучать защитные механизмы психики

Маслоу тоже внес значительный вклад в развитие подхода. Его теория базируется на убеждении, что у каждого человека есть пирамида потребностей. В ее основе лежат базовые нужды: питание, утоление жажды, сон.

После реализации этих нужд начинается вторая ступень – безопасная. На ней человек удовлетворяет потребность в здоровье, безопасности, стабильности. Далее индивид реализует нужду в признании, принадлежности, самовыражении.

Важно! Иерархия потребностей – это понятная система ценностей, которая позволяет человеку постепенно развиваться. Франкл разработал теорию, которую назвал логотерапия

Ее предметом стала идея о том, что человек стремится найти смысл жизни. При отсутствии такой возможности индивид испытывает негативные чувства, фрустрацию

Франкл разработал теорию, которую назвал логотерапия. Ее предметом стала идея о том, что человек стремится найти смысл жизни. При отсутствии такой возможности индивид испытывает негативные чувства, фрустрацию.


Депрессия и апатия развиваются на фоне пропавшего смысла жизни

Райх изначально был приверженцем идей психоанализа, он был одним из учеников Фрейда. Со временем отказался от них и выработал свою теорию. В основе его учения лежало убеждение: проблемы, неврозы, подавленные эмоции приводят к мышечным зажимам. Исправить их можно с помощью специальных упражнений.

Определение проблемных мест тоже рассматривается Райхом. Для этого он разработал разные техники, которые учат человека прислушиваться к своим ощущениям.

Краткое перечисление идей основателей нового подхода позволяет лучше понять их новаторство. На сегодняшний день направление продолжает активно развиваться. Новые сторонники исходят из старых теорий, также они вырабатывают и новые взгляды.

Гуманистическая психология основатель. Основные черты

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии , Джеймс Бьюдженталь , выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии:

На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика .

Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьёзной феноменологической философской базе и использует чрезвычайно широкий набор терапевтических технологий и методов. Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления

При наличии определённых условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч

Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определённых условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч.

Гуманистический подход в психологии (гуманизм): определение и примеры

Гуманистический, гуманизм и гуманист — термины в психологии, относящиеся к подходу, изучающему человека в целом и уникальность каждого человека. По сути, эти термины относятся к одному и тому же подходу в психологии.

Гуманистическая психология — это точка зрения, которая делает упор на взгляд на человека в целом и на уникальность каждого человека. Гуманистическая психология начинается с экзистенциальных предположений о том, что люди обладают свободой воли и мотивированы на реализацию своего потенциала и самореализацию.

Гуманистический подход в психологии развился как бунт против того, что некоторые психологи считали ограничениями бихевиористской и психодинамической психологии.

Поэтому гуманистический подход часто называют «третьей силой» в психологии после психоанализа и бихевиоризма (Маслоу, 1968).

Гуманизм отверг допущения бихевиористской точки зрения, которая характеризуется как детерминистская, сосредоточенная на подкреплении поведения «стимул-реакция» и сильно зависящая от исследований на животных.

Гуманистическая психология отвергла психодинамический подход, потому что он также является детерминированным, с бессознательными иррациональными и инстинктивными силами, определяющими человеческое мышление и поведение.

И бихевиоризм, и психоанализ расцениваются психологами-гуманистами как бесчеловечные.

Гуманистическая психология расширила свое влияние на протяжении 1970-х и 1980-х годов. Его влияние можно понять по трем основным направлениям :

1) Он предложил новый набор ценностей для приближения к пониманию человеческой природы и человеческого состояния.

2) Он предложил расширенный горизонт методов исследования в изучении человеческого поведения.

3) Он предложил более широкий спектр более эффективных методов в профессиональной практике психотерапии.

In This Article

Summary Table

Key Features
• Qualitative Research
• Ideographic Approach
• Personal Agency
• Self-Actualisation
• Subjective Experience
• Холизм
Предположения
• Люди обладают свободой воли; это называется личным агентством.
• Все люди уникальны и обладают врожденным (врожденным) стремлением максимально реализовать свой потенциал.
• Правильное понимание человеческого поведения может быть достигнуто только путем изучения людей, а не животных.
• Субъективная реальность является основным ориентиром человеческого поведения
• Психология должна изучать индивидуальный случай (идиографический), а не средний результат группы (номотетический).
• Следует изучать человека в целом в контексте его окружения.
• цель психологии состоит в том, чтобы сформулировать полное описание того, что значит быть человеком (например, важность языка, эмоций и того, как люди стремятся найти смысл в своей жизни).

Методология
• Качественный исследование
• Тематические исследования
• Информационные интервью0047 • Контент-анализ
• Феноменологические рамки
Сильные стороны
-долгое обучение, самостоятельное обучение и обучение, ориентированное на студента)
• Иерархия потребностей Маслоу широко используется в здравоохранении и социальной работе в качестве основы для оценки потребностей клиентов.
Ограничения
• Неудивительные — субъективные концепции
• Этноцентрические (смещенные в направлении западной культуры)
• Белиф. искажены защитными механизмами Фрейда

 

Основные предположения

Гуманистическая психология начинается с экзистенциального предположения, что люди обладают свободой воли:

Личная свобода действий — это гуманистический термин, обозначающий осуществление свободы воли. Свобода воли — это идея о том, что люди могут выбирать, как им действовать, и что они самоопределены.

Поведение не ограничено ни прошлым опытом индивидуума, ни текущими обстоятельствами (детерминизм).

Личная свобода воли относится к выбору, который мы делаем в жизни, путям, по которым мы идем, и их последствиям. Люди свободны выбирать, когда они конгруэнтны (Роджерс) или самоактуализируются (Маслоу).

Хотя Роджерс гораздо больше верит в свободу воли, он признает, что детерминизм присутствует в случае обусловленной любви, потому что это может повлиять на самооценку человека. Таким образом, свобода воли и детерминизм до некоторой степени являются неотъемлемой частью гуманистической точки зрения.

Люди в своей основе хорошие, и у них есть врожденная потребность сделать себя и мир лучше:

Гуманистическая психология: более поздняя разработка в истории психологии, гуманистическая психология выросла из потребности в более позитивном взгляде на людей, чем это предлагалось психоанализом или бихевиоризмом.

Люди от природы добрые, а это значит, что в них (людях) нет ничего изначально негативного или злого.

Таким образом, гуманистическая точка зрения принимает оптимистический взгляд на человеческую природу, согласно которой люди рождаются хорошими, но в процессе своего роста они могут стать злыми.

Гуманистический подход подчеркивает личную ценность человека, центральное место человеческих ценностей и творческую, активную природу человека.

Подход оптимистичен и фокусируется на благородной способности человека преодолевать трудности, боль и отчаяние.

Люди мотивированы на самореализацию:

Крупнейшие психологи-гуманисты, такие как Карл Роджерс и Абрахам Маслоу, считали, что люди рождаются с желанием расти, творить и любить и обладают способностью управлять своей собственной жизнью.

Самореализация касается психологического роста, самореализации и удовлетворения жизнью.

И Роджерс, и Маслоу считали личностный рост и удовлетворение в жизни основными человеческими мотивами. Это означает, что каждый человек по-разному стремится к психологическому росту и постоянному самосовершенствованию.

Однако и Роджерс, и Маслоу описывают разные способы достижения самоактуализации.

Согласно Маслоу, у людей также есть потребности, которые должны быть удовлетворены для того, чтобы самоактуализация стала возможной. Основные потребности, например. пища и вода должны быть удовлетворены прежде, чем высшие психологические и эмоциональные потребности. Это показано в иерархии потребностей Маслоу.

Согласно Роджерсу, люди могли самореализоваться только в том случае, если у них было положительное представление о себе (позитивное самоуважение). Это может произойти только в том случае, если они имеют безоговорочно положительное отношение со стороны других — если они чувствуют, что их безоговорочно ценят и уважают окружающие (особенно их родители, когда они были детьми).

Самоактуализация возможна только в том случае, если существует соответствие между тем, как человек видит себя, и своим идеальным «я» (каким он хочет быть или думает, что должен быть). Если между этими двумя понятиями существует большой разрыв, возникнут негативные чувства собственного достоинства, которые сделают невозможной самоактуализацию.

Окружающая среда, с которой человек сталкивается и с которой взаимодействует, может либо мешать, либо способствовать этому естественному предназначению. Если оно угнетает, оно расстраивает; если это благоприятно, это поможет.

Поведение следует понимать с точки зрения субъективного сознательного опыта индивидуума (феноменология):

Психологи-гуманисты также считают, что наиболее фундаментальным аспектом человеческого бытия является субъективный опыт. Это не может быть точным отражением реального мира, но человек может действовать только с точки зрения собственного частного опыта субъективного восприятия действительности.

Психологи-гуманисты утверждают, что физическая объективная реальность менее важна, чем субъективное (феноменологическое) восприятие и понимание человеком мира. Таким образом, то, как люди интерпретируют вещи внутренне, является (для них) единственной реальностью.

Иногда гуманистический подход называют феноменологическим. Это означает, что личность изучается с точки зрения субъективного опыта индивида. Смысл – это цель или ценность, которую человек придает своим действиям или переживаниям

По словам Роджерса, каждый из нас живет в мире, созданном нами самими и сформированном нашими процессами восприятия. Он называл уникальное восприятие реальности человеком его или ее феноменальным полем.

Как однажды сказал Роджерс: «Единственная реальность, которую я могу познать, — это мир, который я воспринимаю и ощущаю в данный конкретный момент. Единственная реальность, которую вы можете познать, — это мир, который вы воспринимаете и переживаете в данный момент. И единственная уверенность в том, что эти воспринимаемые реальности различны. «Настоящих миров» столько же, сколько людей! (Роджерс, 1980, с. 102).

Для Роджерса в центре внимания психологии находится не поведение (Скиннер), бессознательное (Фрейд), мышление (Пиаже) или человеческий мозг, а то, как люди воспринимают и интерпретируют события. Поэтому Роджерс важен, потому что он перенаправил психологию на изучение себя.

Гуманистические теоретики говорят, что эти индивидуальные субъективные реальности следует рассматривать в трех одновременных условиях.

Во-первых, их нужно рассматривать как единое целое и осмысленно, а не разбивать на мелкие компоненты информации, разрозненные или фрагментарные, как у теоретиков психодинамики. Роджерс сказал, что если эти индивидуальные восприятия реальности не сохранить в целости и разделить на элементы мысли, то они потеряют свой смысл.

Во-вторых, это должны быть сознательные переживания здесь и сейчас. Не следует предпринимать никаких усилий для извлечения бессознательных переживаний из прошлого.

Феноменологический означает «то, что проявляется», и в данном случае это означает то, что естественным образом появляется в сознании. Не пытаясь свести его к составным частям – без дальнейшего анализа.

Наконец, весь этот опыт следует рассматривать через самоанализ. Интроспекция — это тщательный поиск своих внутренних субъективных переживаний.

Гуманизм отвергает научную методологию:

Роджерс и Маслоу придавали мало значения научной психологии, особенно использованию психологической лаборатории для исследования поведения людей и животных.

Роджерс сказал, что объективное научное исследование, основанное на детерминистских предположениях о людях, имеет место в изучении людей (наука), но ограничено в том смысле, что не учитывает внутренние человеческие переживания (феноменология).

Изучение субъективного опыта человека является самой большой проблемой для научной психологии, которая подчеркивает необходимость того, чтобы ее предмет был публично наблюдаемым и поддающимся проверке. Субъективный опыт по определению сопротивляется таким процессам.

Гуманизм отвергает научную методологию, такую ​​как эксперименты, и обычно использует качественные методы исследования. Например, дневниковые записи, открытые анкеты, неструктурированные интервью и наблюдения.

Качественные исследования полезны для исследований на индивидуальном уровне и для углубленного изучения способов мышления или чувств людей (например, тематические исследования).

Чтобы по-настоящему понять других людей, нужно сесть и поговорить с ними, поделиться своим опытом и быть открытым к их чувствам.

Гуманизм отверг сравнительную психологию (учение о животных), потому что она ничего не говорит нам об уникальных свойствах человека:

Гуманизм рассматривает людей как фундаментально отличных от других животных, главным образом потому, что люди являются сознательными существами, способными мыслить, рассуждать и говорить.

Для психологов-гуманистов исследования животных, таких как крысы, голуби или обезьяны, не имели большого значения.

Исследования таких животных могут рассказать нам очень мало о человеческом мышлении, поведении и опыте.

Историческая хронология

  • Маслоу (1943) разработал иерархическую теорию мотивации человека.
  • Карл Роджерс (1946) публикует Значимые аспекты клиент-центрированной терапии (также называемой личностно-центрированной терапией).
  • В 1957 и 1958 годах по приглашению Абрахама Маслоу и Кларка Мустакаса в Детройте состоялись две встречи психологов, заинтересованных в создании профессиональной ассоциации, посвященной более осмысленному и гуманистическому видению.
  • В 1962 году при спонсорской поддержке Университета Брандейса это движение было официально основано как Ассоциация гуманистической психологии.
  • Весной 1961 года вышел первый номер Журнала гуманистической психологии.
  • Кларк Халл (1943) Принципы поведения был опубликован.
  • Б. Ф. Скиннер (1948) опубликовал Walden Two , в котором описал утопическое общество, основанное на бихевиористских принципах.

Проблемы и дебаты

Свобода воли против детерминизма

Это единственный подход, в котором прямо говорится, что у людей есть свобода воли, но его позиция по этой теме несколько непоследовательна, поскольку, с одной стороны, утверждается, что у людей есть свобода воли .

Однако, с другой стороны, он утверждает, что наше поведение определяется тем, как к нам относятся другие люди (чувствуем ли мы, что нас безоговорочно ценят и уважают окружающие).

Природа против воспитания

Подход признает как влияние природы, так и воспитание, воспитание – влияние переживаний на способы восприятия и понимания мира человеком, природа – влияние биологических влечений и потребностей (иерархия потребностей Маслоу).

Холизм против редукционизма

Подход целостный, поскольку он не пытается разбить поведение на более простые компоненты.

Идиографический против номотетического

Поскольку этот подход рассматривает человека как уникального, он не пытается установить универсальные законы о причинах поведения; это идиографический подход.

Используемые методы исследования являются научными?

Поскольку этот подход рассматривает человека как уникального, он не считает целесообразным научное измерение его поведения.

Критическая оценка

Сильные стороны

Гуманистический подход применялся к относительно небольшому количеству областей психологии по сравнению с другими подходами. Поэтому его вклад ограничен такими областями, как терапия, аномалии, мотивация, образование и личность.

Клиент-центрированная терапия широко используется в здравоохранении, социальной работе и промышленности. Эта терапия помогла многим людям преодолеть трудности, с которыми они сталкиваются в жизни, что является значительным вкладом в улучшение качества жизни людей.

Гуманистическая терапия основана на идее о том, что психологические расстройства являются продуктом самообмана. Гуманистические терапевты помогают клиентам рассматривать себя и свои ситуации с большей проницательностью, точностью и принятием.

Основное убеждение в этом типе терапии состоит в том, что клиенты могут полностью реализовать свой человеческий потенциал, если они смогут достичь этих целей. Примеры гуманистической терапии включают клиентоцентрированную терапию и гештальт-терапию.

Терапия, ориентированная на клиента, направлена ​​на повышение самооценки клиентов и уменьшение несоответствия между Я-концепцией и идеальным Я.

Это недирективная терапия, в ходе которой клиенту предлагается найти собственные решения своих проблем в атмосфере поддержки, непредвзятости и безоговорочного положительного отношения.

Он фокусируется на настоящем, а не на прошлом, в отличие от психоанализа. Эта терапия широко используется, например. здравоохранение, образование и промышленность.

Взгляд Роджерса на образование рассматривал школы как в целом жесткие бюрократические институты, сопротивляющиеся изменениям. Применительно к образованию его подход становится «ориентированным на ученика обучением», в котором детям доверяют участвовать в развитии и брать на себя ответственность за свои собственные программы обучения. Его отношение к экзаменам, в частности, несомненно, найдет самую восприимчивую аудиторию среди многих студентов:

«Я полагаю, что проверка достижений студента, чтобы увидеть, соответствует ли он какому-либо критерию, установленному учителем, прямо противоположна к последствиям терапии для значимого обучения».

Гуманистические идеи были применены в образовании с открытыми классами. В открытых классах ученики сами решают, как должно проходить обучение (ориентация на ученика), они должны быть самостоятельными, они свободны выбирать, что изучать, а учитель просто действует как фасилитатор, который создает атмосферу. свободы и поддержки индивидуальных занятий.

Школа Саммерхилл в Великобритании, основанная А.С. Нил — одна из школ, которые с некоторым успехом полностью применили гуманистические идеи для повышения мотивации учащихся.

Школа имеет четкую структуру и правила, а ученики из Саммерхилла очень творческие, самостоятельные (свободный выбор предметов, учебных материалов и т. д.), ответственные и терпимые.

Психологи-гуманисты отвергли строгий научный подход к психологии, поскольку считали его бесчеловечным и неспособным уловить богатство сознательного опыта.

Как и следовало ожидать от «антинаучного» подхода, гуманистической психологии не хватает эмпирических данных. Подход включает в себя непроверяемые концепции, такие как «самоактуализация» и «конгруэнтность».

Тем не менее, Роджерс попытался внести больше строгости в свою работу, разработав Q-сортировку — объективную меру прогресса в терапии. Q-сортировка — это метод, используемый для сбора данных о результатах терапии на основе изменений в представлениях клиентов о себе до, во время и после терапии, поскольку он используется для измерения фактических изменений на основе различий между собой и идеальным я.

Во многом отказ от научной психологии в 1950-х, 1960-х и 1970-х годах был реакцией на доминирование бихевиористского подхода в североамериканской психологии. Например, их вера в свободную волю прямо противоречит детерминистским законам науки.

Однако обратной стороной этого является то, что гуманизм может лучше понять поведение человека с помощью качественных методов, таких как неструктурированные интервью.

Этот подход также помог обеспечить более целостное представление о человеческом поведении, в отличие от редукционистской позиции науки.

Ограничения

Психоаналитическая критика утверждает, что люди не могут объяснить свое собственное поведение, потому что причины в значительной степени бессознательны. Следовательно, сознательные объяснения будут искажены рационализацией или другими средствами защиты.

Бихевиористы были самыми строгими критиками гуманистической психологии из-за феноменологического подхода, который они считают чисто субъективным и дуалистическим.

Таким образом, по мнению бихевиористов, теории лишены какой-либо эмпирической обоснованности, а научный метод отказывается в пользу самоанализа.

Возможная причина ограниченного влияния на академическую психологию, возможно, кроется в том факте, что гуманизм преднамеренно использует ненаучный подход к изучению человека.

Области, изучаемые гуманизмом, такие как сознание и эмоции, очень трудно поддаются научному изучению. Результат таких научных ограничений означает отсутствие эмпирических данных в поддержку ключевых теорий подхода.

Еще одним ограничением гуманистического подхода является то, что он этноцентричен. Многие идеи, занимающие центральное место в гуманистической психологии, такие как индивидуальная свобода, автономия и личностный рост, с большей готовностью ассоциировались бы с индивидуалистическими культурами западного мира, например, Соединенных Штатов.

Коллективистские культуры, такие как Индия, которые подчеркивают потребности группы и взаимозависимость, могут не так легко отождествляться с идеалами и ценностями гуманистической психологии.

Таким образом, возможно, что этот подход не будет хорошо распространяться и является продуктом культурного контекста, в котором он был разработан, и эмический подход является более подходящим.

Гуманизм предлагает позитивный взгляд на человеческую природу, однако можно возразить, что это может быть не очень реалистично при рассмотрении повседневной реальности, такой как насилие в семье и геноцид.

Кроме того, подход, направленный на удовлетворение наших потребностей и реализацию нашего потенциала роста, отражает индивидуалистический, эгоцентричный взгляд, который является частью проблемы, с которой сталкивается наше общество, а не решением.

Ссылки

Маслоу, А. Х. (1943). Теория мотивации человека. Психологический обзор , 50, 370-96.

Роджерс, Ч. Р. (1946). Важные аспекты клиент-центрированной терапии. Американский психолог , 1, 415-422.

Маслоу, А. Х. (1968). К психологии бытия (2-е изд.) . Нью-Йорк: Д. Ван Ностранд.

Роджерс, Ч. Р. (1946). Важные аспекты клиент-центрированной терапии. Американский психолог 1, 415-422.

Роджерс, Ч. Р. (1959). Теория терапии, личности и межличностных отношений, разработанная в рамках клиентоцентрированной концепции. В (ред.) С. Кох, Психология: исследование науки. Том. 3: Формулировки человека и социальный контекст . Нью-Йорк: Макгроу Хилл.

  • ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА
  • ПЕЧАТЬ

Оливия Гай-Эванс

Бакалавр (с отличием), психология, магистр психологии образования

Заместитель редактора журнала Simply Psychology

Оливия Гай-Эванс — писатель и помощник редактора журнала Simply Psychology. Ранее она работала в сфере здравоохранения и образования.

Сол Маклеод, доктор философии

Преподаватель, исследователь

Бакалавр (с отличием) психологии, магистр медицины, доктор философии, Манчестерский университет

Саул Маклеод, доктор философии, является квалифицированным преподавателем психологии с более чем 18-летним опытом работы в сфере дополнительного и высшего образования.

Гуманистическая теория и отношение к обучению Обзор статьи

Выдержка из обзора статьи:

Разъяснение Авраама Маслоу и его теории

Теории обучения влияют на современные системы обучения. Новые исследования указывают на недостаточную эффективность образовательных систем. Судя по всему, гуманистическая психология является третьей силой в большинстве областей, включая педагогическую психологию (Gonzalez-DeHass & Willems, 2013). Однако, несмотря на то, что в основе большинства новаторских и новейших подходов в образовании лежит гуманистическая психология, всесторонней гуманистической теории обучения не хватает. Поэтому многие теоретики пытались объяснить, как люди учатся, например, конструктивисты, гуманисты, когнитивисты и бихевиористы. Следующее исследование фокусируется на концепции теории гуманизма обучения Маслоу, которая утверждает, что обучение является внутренним, и его цель состоит в том, чтобы создать некоторый аспект самореализации.

Гуманистическая теория обучения — это концепция, популяризированная Абрахамом Маслоу и Карлом Роджерсом и подчеркивающая способность человека к росту и выбору (Poetter et al. 2004). Здесь основное предположение состоит в том, что люди обладают свободой воли и не могут быть обречены вести себя как зомби или особым образом слепо реагировать на окружающую среду. Эта теория утверждает, что психология или предметная материя — это субъективное человеческое восприятие мира (как мы воспринимаем вещи) и почему мы переживаем эти вещи. Гуманистическая точка зрения рассматривает человеческое поведение не только с точки зрения наблюдателя, но и с точки зрения того, как ведет себя человек. Поэтому гуманистические теоретики утверждают, что поведение человека напрямую связано с его представлением о себе и внутренними переживаниями.

Гуманистическая теория Маслоу — влиятельная концепция, которая продолжает влиять на большинство областей психологии, таких как образование. Хотя критики ссылаются на отсутствие эмпирических доказательств его теории, аргументы Маслоу вызвали исследования, отражающие потребности человека более высокого порядка. Его идеи предлагают физиологические и философские рамки для новых образовательных парадигм. Маслоу применил свою теорию мотивации в образовании, мотивируя студентов. Фактически, Poetter et al. (2004) считал, что идея Маслоу является наиболее динамичной и целостной, поскольку она предлагает наилучшие рекомендации для объяснения мотивации учащихся. Согласно Gonzalez-DeHass & Willems (2013), идея Маслоу актуальна и целостна для различных текущих образовательных проблем. Кроме того, Маслоу было любопытно открыть для себя его теорию в области образования. Он пишет: «Сейчас я очень занят, пытаясь понять все эпифеномены этого понятия внутреннего образования» (Маслоу, 2012).

Литературное обозрение

Роджерс и Маслоу положили начало гуманистической теории, основанной на «пирамиде потребностей» Маслоу. Согласно Маслоу (2012), удовлетворение потребностей в соответствующей иерархии позволяет людям самореализоваться, становясь, таким образом, полностью дееспособными людьми. Следовательно, только удовлетворив базовые психологические потребности, такие как пища и кров, люди могут перейти к следующим этапам, потребности быть любимыми и чувствовать себя в безопасности. Он продвигал гуманистическую теорию обучения, наблюдая не за психически больными пациентами, а за жизнью и карьерой здоровых, творческих и продуктивных людей. Он утверждает, что у успешных людей есть общие черты, такие как открытость, самопринятие и уважение к другим.

Помимо иерархии потребностей Маслоу, Роджерс добавляет, что для полного развития человека он должен находиться в среде, которая служит ему с принятием, искренностью и сочувствием. Мангал (2007) подкрепляет этот аргумент, ссылаясь на то, что без такой питательной среды невозможно процветание здоровых отношений и личности. Роджерс считает, что люди, которые ограничены своим восприятием окружающей среды, в которой они существуют, оказывают изнурительное влияние на то, как они могут видеть свой потенциал. Тем не менее, если люди смогут преодолеть ошибочное восприятие своего окружения, они смогут начать осознавать свой потенциал роста. Таким образом, эти люди могут предпринимать шаги и процессы для достижения цели (Mangal, 2007). Кажется, что Роджерс решительно выступает за то, чтобы растущий человек осознавал свой прогресс в отношении принятия себя и продолжающихся внутренних изменений.

Легге и Харари (2000) утверждали, что гуманистическая теория обучения в значительной степени связана с основой и развитием человеческой природы. Они думают, что гуманизм — это естественная реальность, а не социальная реальность. Человеческие существа характеризуются природой, которая составляет основу человеческой природы. У всех живых существ есть внутренняя тенденция, означающая, что они развивают свой индивидуальный потенциал, применяя метод, который может помочь поддерживать и расширять возможности самого организма. Они подчеркивают, что их потенциальная энергия решает основные потребности людей. Однако они так же утверждают, что природа человеческой природы отличается от природной принадлежности животных. Естественно, у людей есть инстинктивные потребности, которые отличаются от инстинктов животных. Эти потребности включают в себя потребность в самореализации, принадлежности, безопасности и психологические потребности. Такие потребности считаются основными потребностями…

Предполагается, что на свободное развитие нельзя повлиять извне. «Характер», который заставляет людей, должен иметь мужество, чтобы попробовать что-то неизвестное/новое. Это означает, что процедура обучения должна способствовать формированию безопасной психологической среды, в которой учащиеся могут раскрыть свой внутренний потенциал. Глядя на традиционные методы обучения, Poetter et al. (2004) показывают, что учителя концентрируются на передаче знаний из книги, поэтому в конечном итоге они преподают по учебнику. Поттер и др. (2004) добавляют, что в рамках такой модели образования хорошее преподавание рассматривается как предпосылка хорошего обучения. Таким образом, чтобы добиться прогресса в обучении, преподаватели должны не только исследовать, как они могут хорошо преподавать, но и как студенты могут хорошо учиться. В новаторском процессе обучения Маслоу подчеркивает сущность своей теории как предпосылки развития. Чтобы учащиеся хорошо учились, учителя должны дать им возможность свободно развиваться (Mangal, 2007). Это означает, что в процессе обучения учитель может позволить учащимся использовать многочисленные учебные ресурсы, такие как Интернет и полезные веб-сайты. Это может оказаться полезным для обучения; как преподавание, так и процесс обучения будут интересными и яркими.

Ключевым вкладом гуманистического подхода Маслоу является идея самоактуализации (Legge & Harari, 2000). Лежащие в основе принципы самоактуализации часто поддерживают новаторскую работу Фрейда в развитии дисциплины психоанализа. Кроме того, следует представление о том, что людьми движет желание достичь чего-то большего, чем просто реакции на ситуации. Следовательно, самоактуализированный человек будет иметь возможность сделать шаг назад из сложившейся ситуации и вести себя в соответствии со своими сомнениями и характеристиками. Очевидно, что хотя теория Маслоу подвергалась массированной критике на протяжении многих лет, она по-прежнему служит достаточной основой для анализа человеческого поведения.

Мангал (2007) утверждал, что основным вкладом его гуманистических идей является понятие личности. Он утверждает, что человеческая личность коренится в представлении о том, что существует определенная степень несоответствия между идеализированным и самопреследованием по общественным стандартам. Они всегда расходятся с биологическими потребностями человека. В основе идеи Роджера лежит убеждение, что связи между людьми можно обсуждать с точки зрения конгруэнтного человека, который раскрывает свой потенциал в противовес закрытому человеку, проявляющему враждебность по отношению к другим людям.

Личные размышления

Насколько я понимаю, гуманистическая теория обучения Маслоу является реакцией на систему образования, которая рассматривается как бесчеловечная, и набор условий обучения, которые большинство считает негуманными. В то время как теория важна для понимания и ранжирования человеческих потребностей, которые должны быть удовлетворены в первую очередь, она субъективна в своей классификации. Во многих учебных заведениях студенты всегда:

поощряются к пассивному обучению

подталкивают к изучению вещей, которые не имеют отношения к их жизни или не связаны с их жизнью

Манипулируют конкуренцией и страхом неудачи

Ожидается, что они будут придерживаться традиционных социальных взглядов и ценностей, а также

Рассматриваются как объекты без интуиции и эмоций

Гуманистическая теория обучения служит альтернативой исторической, образовательной модели, в которой учащиеся обработаны как продукты, пропущенные через 13-летнюю конвейерную ленту для взвешивания. В таких образовательных моделях стандарты стали синонимом стандартизации, потому что всех учащихся насильно кормят одним и тем же учебным планом. Подобные навыки и факты присваиваются всем учащимся, поскольку они спокойно маршируют по заранее определенным шагам, как транспортные средства, проверяемые на конвейере. Ясно, что некоторый аспект контроля, единообразия и эффективности между учителями и учащимися ставится выше потребности в свободе, творчестве, индивидуальности и инновациях. Таким образом, преподавание учебной программы становится более важным, чем обучение ребенка. Затем образовательная система ценит черты, которые можно количественно оценить и измерить, а не интуицию, вдохновение и творчество. Удивительно, но поскольку последние три характеристики трудно поддаются количественной оценке и измерению, им не уделяется или уделяется минимальное внимание в традиционной учебной программе.

Заключение

Вклад Маслоу в области человеческого обучения и развития сыграл важную роль в улучшении нашего понимания того, как можно помочь людям учиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *