Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Гуманизм понятие: Гуманизм | это… Что такое Гуманизм?

Содержание

понятие, основные идеи, виды гуманизма, сторонники

Что такое гуманизм?

Гуманизм – это мировоззрение, согласно которому наивысшей ценностью считается человеческая жизнь, и все доступные ресурсы должны использоваться для её сохранения и улучшения её качества. В более широком смысле гуманизм – это система устройства человеческого общества, в основе которой лежит данное мировоззрение.

Термин «гуманизм» образован от латинского слова humanitas, которое переводится как «человечность». Однако в русском языке эти понятия не тождественны. Словом «гуманизм» обозначают систему взглядов, тогда как человечность – это характеристика личности, подразумевающая доброту и уважение к окружающим.

Термин «гуманизм» имеет несколько разных значений. Он может употребляться по отношению к мировоззрению, жизненной позиции, системе устройства общества, философской концепции или общественному движению. Но при этом он всегда сводится к идее человеколюбия. Его ключевая идея заключается в том, что каждый человек имеет полное право самостоятельно определять смысл и форму своей жизни при условии, что он соблюдает данный принцип в отношении других людей.

Гуманисты убеждены, что каждый здравомыслящий человек способен отличать добро от зла, основываясь на собственных представлениях о морали и нравственности. Все его действия должны быть направлены на то, чтобы приносить благо себе и окружающим, и за каждый свой поступок он несёт личную ответственность.

Принципы гуманизма

Чтобы лучше понять, что такое гуманизм, следует ознакомиться с основными идеями, на которых основывается данная концепция. Основные идеи гуманизма можно сформулировать следующим образом:

  • каждая личность должна иметь возможность развиваться, получать знания и навыки, которые впоследствии сможет направить на принесение пользы себе и обществу;
  • каждый человек несёт личную ответственность за свои решения, выборы и поступки;
  • являясь социальным существом, человек может создать и привнести в культурный мир что-то новое;
  • в своих действиях человек должен руководствоваться принципами морали и нравственности, а также сознательностью и здравым смыслом.

Основная идея гуманизма состоит в том, что высшей ценностью является человеческая жизнь, и при этом каждый человек имеет право на счастье, благополучие и возможность самореализации.

Виды гуманизма

Основные идеи данной концепции можно найти в трудах Сократа, Аристотеля, Демокрита, Конфуция и других мыслителей древности. И всё же принято считать, что в относительно современном виде гуманизм зародился в эпоху Возрождения. С тех пор он менялся и развивался, в связи с чем можно выделить следующие его виды:

  • Классический. Это система взглядов, возникшая в период Ренессанса как возрождение и переосмысление идей упомянутых выше античных мыслителей. Авторами и сторонниками классического гуманизма были Мишель де Монтень, Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка, Фрэнсис Бэкон, Томас Мор и Эразм Роттердамский.
  • Теистический. Это мировоззрение, основанное на вере в спасение человека Богом. Оно представляет собой альтернативную систему взглядов для верующих людей, поскольку остальные формы гуманизма в той или иной мере поддерживают атеизм.
  • Атеистический (светский). Создателем данной концепции считается Жан-Поль Сартр. Она противопоставляется религиозным учениям, подчёркивая, что человек должен делать всё для достижения счастья в этом мире, не рассчитывая на загробную жизнь. Все представления о добре и справедливости должны формироваться без привлечения идей о существовании божеств и сверхъестественных сил.
  • Коммунистический. Это форма гуманизма, основательно переработанная марксистами с целью показать, что именно коммунизм лучше всего воплощает гуманистические идеи.
  • Научный (натуралистический). Это современная форма гуманизма, идеи которой сосредоточены на необходимости развития личности, самосовершенствования, самоактуализации и самореализации.
  • Нормативный. Основной принцип данной формы гуманизма заключается в том, что каждый человек должен иметь возможность удовлетворить свои потребности.
    Он не должен подстраиваться под общество, поскольку общество существует для удовлетворения его потребностей, а не наоборот.

Израильский историк Юваль Харари предлагает свою классификацию, согласно которой существует 3 вида гуманизма:

  • Либеральный. По сути, либерализм – это и есть либеральный гуманизм. Важнейшими ценностями в нём считаются человеческая жизнь, права и свободы личности, в частности, право на личное счастье и самореализацию.
  • Социалистический. Эта концепция направлена на достижение общечеловеческого счастья, однако ограничивает свободу выбора отдельной личности. Объяснение этого ограничения состоит в том, что партия или профсоюз могут принять более правильное решение.
  • Эволюционный.
    Суть этой концепции заключается в «заботе» о потомках, которые должны стать сильнее, умнее и успешнее за счёт продолжающейся эволюции, включающей естественный, а иногда и искусственный отбор. Харари подчёркивает, что этот подход опасен, поскольку может генерировать фашистские идеи.

Представители гуманизма

Сторонниками данного мировоззрения были многие философы и писатели. Мы рассмотрим нескольких из них – тех, чей вклад можно считать наиболее значимым.

Франческо Петрарка (1304-1374)

Это выдающийся итальянский поэт, творивший в эпоху Проторенессанса (период, непосредственно предшествовавший Ренессансу). Его считают первым гуманистом, поскольку он в своих произведениях уделял пристальное внимание жизни и персональным потребностям человека, превозносил любовь и другие чувства.

Он привнёс в литературу следующие идеи:

  • каждая человеческая жизнь уникальна и неповторима;
  • каждый имеет право на полную физическую и духовную свободу;
  • человек живёт для себя, а не для Бога;
  • каждый имеет свободу выбора и несёт личную ответственность за свои решения;
  • не нужно мечтать о загробной жизни, нужно стремиться к бессмертию в памяти потомков;
  • каждый человек должен стремиться к счастью, опираясь для этого только на собственные силы;
  • не нужно приносить своё счастье в жертву религии, нужно наслаждаться жизнью и любить близких;
  • каждый человек прекрасен внешне и внутренне.

В средние века человека считали «сосудом греха», в котором божественная душа заключена для прохождения земных испытаний всевозможными искушениями. Петрарка же популяризировал идею, что человек – это самое совершенное творение Бога. Будучи созданным по подобию Бога, он также является творцом и поэтому получает радость от творчества.

Джаноццо Манетти (1396-1459)

Это выдающийся флорентийский гуманист, государственный деятель, оратор и писатель эпохи Возрождения. Он был христианином, однако отрицал при этом все формы принижения человеческого достоинства и подавления свободы, встречающиеся в христианстве. Также он был противником религиозного аскетизма, выступая за активную жизнь, построенную на развитии личности, познании и творчестве.

Одна из важнейших идей Манетти заключалась в том, что человека нужно оценивать по его личным качествам и достижениям, а не по социальному статусу и богатству. Звучит обыденно, однако в XV веке подобное утверждение звучало весьма смело, ведь тогда большое значение имели происхождение, титул и достаток.

Лоренцо Валла (1407-1457)

Этот итальянский историк и гуманист считал естественным и правильным всё, что служит для самосохранения человека, а также для удовлетворения его потребностей, получения удовольствия и достижения счастья. Его религиозные взгляды были близки к пантеизму, поэтому он считал, что удовлетворение человеком своих потребностей – это требование природы.

Одно из важнейших его достижений заключалось в доказательстве того, что «Константинов Дар» – фальшивка. Это документ, который якобы составил император Константин, завещавший папам власть в Римской империи. Именно благодаря ему папы претендовали на светскую власть. Однако Лоренцо Валла смог доказать, что документ не был составлен лично Константином в III веке, а был сфальсифицирован гораздо позже – в VIII веке.

Эразм Роттердамский (1466-1536)

Дезидерий Эразм из Роттердама называл себя учеником Лоренцо Валлы. Будучи очень образованным человеком, он уделял много внимания популяризации грамотности среди населения.

При этом он всячески высмеивал глупость и невежество, в частности, написал сатирическое произведение «Похвала глупости» (которое считается самым известным образцом его творчества). Высмеивая невежество, он считал, что распространение образования – это и есть путь к достижению всеобщего счастья.

Мишель Монтень (1533-1592)

Монтень считается крупнейшим учёным Северного Возрождения и одним из величайших гуманистов в истории. Он был убеждённым скептиком и считал что вся суть философии сводится к тому, чтобы сомневаться. Значительную часть своей жизни он посвятил борьбе со средневековым догматизмом. Путешествуя по Европе, он встретился и подружился со многими гуманистами.

Современный гуманизм

Достаточно подробное описание того, что представляет собой данная философская концепция сегодня, даёт Юрий Чёрный в работе «Современный гуманизм». Описывая историю развития гуманизма, он выделяет 3 периода:

  • Возникновение (XIX век – 1930-е годы).
  • Становление (1930-е – 1980-е годы).
  • Обособление светского гуманизма (с 1980-х по сегодняшний день).

Сегодня гуманизм включает множество разных направлений, но его основу составляет светский гуманизм. Его суть сводится к тому, что не существует никаких сверхъестественных сущностей, ради примирения с которыми следовало бы отказываться от удовольствий и удовлетворения потребностей. Вместо религиозных обрядов светский гуманизм требует соблюдения законов морали.

Отличия гуманизма от гуманности

Многие люди не понимают, чем гуманизм отличается от гуманности, и даже отождествляют эти понятия. Конечно же, они взаимосвязаны, однако обозначают совершенно разные вещи.

  • гуманизм – это философская концепция или система взглядов
    , ориентированная на достижение счастья каждого человека.
  • а гуманность – это свойство личности, доброта и уважение по отношению к окружающим, способность к сопереживанию и состраданию.

Заключение

Гуманизм – это одна из самых перспективных систем построения человеческого общества. Он задаёт моральные и нравственные ориентиры, не позволяющие людям причинять вред другу другу и в то же время подталкивающие человечество к развитию. Существует много направлений в гуманизме, но в основе большинства из них лежит право человека самостоятельно определять смысл и форму своей жизни.

Гуманизм | Понятия и категории

ГУМАНИЗМ (от лат. humaniis — человеческий, человечный), в широком смысле — исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми; в узком смысле — культурное движение эпохи Возрождения.

Tags: 

Идеология

ГУМАНИЗМ в узком, конкретно-историческом смысле, гуманизм Возрождения — культурное движение, прежде всего в Италии (особенно во Флоренции) середины 14 — середины 16 веков, восходящее к Ф.

Петрарке; с конца 15 века перешло в Германию, Францию, отчасти Англию и другие страны, создав европейскую «республику учёных». Исторической почвой возникновения гуманизма, как и Возрождения в целом, послужили расцвет городов, экономия, и социальные сдвиги ранне-буржуазной эпохи, зарождение нового человека и потребность в его сознательном самоутверждении и воспитании.

Tags: 

Идеология

Начиная с XV столетия Нидерланды становятся одним из основных очагов европейской культуры. Формирование нового социально-экономического уклада, крушение религиозной догматики средневековья и зарождение нового, светского по своему характеру мировоззрения — все эти процессы были по существу аналогичны явлениям, происходившим в Италии, однако в Нидерландах они протекали вначале в менее отчётливых формах. Новый общественный уклад, зарождавшийся в богатых, экономически развитых городах, формировался пока ещё в рамках феодального Бургундского государства, и это наложило свой отпечаток на общий характер нидерландской культуры. ..

Tags: 

Идеология

В дальнейшем влияние гуманизма продолжало расти. Реформация, произведённая сверху государством Тюдоров, уничтожила монастыри и подорвала систему схоластического образования. Вслед за Оксфордом Кембриджский университет так же открыл свои двери новым идеям. Вторая половина XVI столетия (так называемый век Елизаветы) — время расцвета гуманистического просвещения. Показательно большое количество переводов на английский язык разнообразных авторов древнего и нового мира, от Гомера до Ариосто.

Tags: 

Идеология

История

Раннее английское Возрождение относится к XIV веку; наиболее выдающимися представителями его были Джеффри Чосер и Уильям Ленгленд.

Феодальные междоусобицы XV века надолго задержали развитие английского гуманизма. В литературной жизни периода войны Алой и Белой розы преобладают богословские сочинения и эпигонские рыцарские романы. Сравнительно высокого уровня достигает лишь устная народная поэзия. В начале XVI столетия снова оживает гуманистическая литература.

Рассадником новых гуманистических идей явился Оксфордский университет. Правда, эти идеи нередко имели богословскую оболочку; в этом отношении Англия походила на Германию…

Tags: 

Идеология

Флорентийцы весьма чтили память Данте, Петрарки и Боккаччо и называли их «тремя флорентийскими венцами». В течение целого столетия, всего XV века, до появления Ариосто (1474—1533), литература на народном итальянском языке не выдвинула таких крупных талантов, как Петрарка и Боккаччо. Обособленность городской верхушки от народных масс находила весьма наглядное выражение в распространении литературы на латинском языке, для масс непонятном. Однако, поскольку изучение античной культуры и языков служило обоснованием свободного светского мировоззрения нарождавшейся буржуазии, направленного против богословско-схоластической учёности средневековья, выработка этого светского мировоззрения соответствовала прогрессивным тенденциям развития культуры. ..

Tags: 

Идеология

В XVI веке в Италии в связи с начавшимся процессом феодальной реакции наступают упадок городской культуры и реставрация феодальных порядков. Дворяне, некогда столь стеснённые в городских коммунах, повсюду поднимают голову; сами имущие классы городов подражают образу жизни дворянства. Центр культурной жизни перемещается во дворцы синьоров. Государи крошечных монархий Урбино, Мантуи, Феррары стремятся создать видимость процветания. Здесь возрождаются рыцарские обычаи, строятся красивые резиденции, князья приглашают ко двору знаменитых художников, поэтов, учёных.

Tags: 

Идеология

История

Оппозиционные настроения немецкого бюргерства нашли своё идеологическое выражение в гуманистическом движении. В Германию гуманизм проник из Италии, но при этом немецкий гуманизм имел свои собственные корни в новых экономических и социальных явлениях конца XV и начала XVI века. «…Вся эпоха возрождения, начиная с середины XV века, так и вновь пробудившаяся с тех пор философия были в сущности плодом развития городов, т. е. бюргерства» *. Зарождавшиеся в немецких городах буржуазные отношения создали благоприятную среду для развития новой идеологии.

Tags: 

Идеология

История

ВОЗРОЖДЕНИЕ И ГУМАНИЗМ. Краткий очерк итальянских войн дает представление о той напряженной атмосфере, которая царила во Франции в первую половину века. И все же французское дворянство нашло в этих войнах отдушину для своей воинственности и жажды добычи, а это предохранило Францию от внутренних потрясений.

Время итальянских войн было временем сравнительного спокойствия внутри, периодом большой созидательной работы, экономического и культурного подъема.

Tags: 

История

ГУМАНИЗМ (от лат. «homo» – человек, «humanus» – человеческий, человечный, «humanitas» – человеческая природа) – 1) сложившееся в эпоху Возрождения, преимущественно в Италии, движение образованных людей, объединенное «интересом к античности», изучением и комментированием памятников древнеклассической (прежде всего латинской) литературы; 2) особый тип философского мировоззрения, в центре которого – человек с его земными делами и свершениями, с присущими его природе способностями и влечениями, с характерными для него нормами поведения и отношениями.

Tags: 

Идеология

Страницы

  • 1
  • 2
  • следующая ›
  • последняя »

Концепция гуманизма

/ Основные понятия / Концепция гуманизма

  (5/5, 10 голосов)

Гуманизм — это вера в то, что люди могут жить счастливо без религии. Он ценит благополучие людей больше, чем религиозные убеждения.

Эволюция этики

Концепция гуманизма развивалась вместе с эволюцией этики в мире. Он был введен в область философии и других областей по мере того, как общества начали развиваться. По сути, он объясняет образ жизни и то, как следует думать о мире. Это идея, которая связывает людей с их окружением и ставит их в состояние владения обществом. Он вращается вокруг моральных ценностей и совести. Людей, которые верят в гуманизм и следуют ему, называют гуманистами.

Понятие морали

Гуманизм близок мысли светской, лишенной религиозных крайностей и предвзятости. Он вычитает элемент религии из-за разнообразия религий. Хотя религия и мораль имеют тесную связь, религии учат морали и этике, которые являются общими, но теперь у религий разные названия, и люди разделены по религиозным линиям, основанным на разных богах, текстах и ​​​​местах поклонения. В то время как этика универсальна для всех, люди имеют допуск к общей этике, и их нельзя считать последователями определенных этических и моральных ценностей и опровергающими другие стандарты того же понятия морали.

Мораль укоренена в людях и развивается на ранних стадиях их жизни. Мы были бы гуманистами задолго до того, как приобрели бы способность понимать, что такое религия. Наш мозг понимает понятия добра и зла, прежде чем он сможет интерпретировать детали любой религии. Вот почему гуманизм светский.

Первый гуманистический манифест

Конференция, состоявшаяся в 1933 году в Чикагском университете, опубликовала первый гуманистический манифест, в котором гуманизм провозглашался идеологией социальной и экономической справедливости, человеческого разума и этических ценностей. Гуманизм игнорирует понятие сверхъестественных существ и сильно вращается вокруг науки. Это показывает, что философия гуманизма верит в факты, а не в неосязаемые вещи или ложь.

Наиболее распространенные гуманистические верования охватывают следующие идеи:

  • Люди заслуживают уважения. Это требует элемента пустыни по отношению к достоинству человечества. Люди превосходят других существ, поэтому в социальной системе они заслуживают уважения и достоинства. Их самооценка неприкосновенна.
  • Во-вторых, у людей есть свобода принимать собственные решения. Они делают это, используя свои рассуждения и когнитивные способности.
  • Люди могут выбирать, что хорошо и что поможет им служить делу человечества. Они стремятся сделать мир лучше, с чертами справедливости, добра и совести.

Гуманизм и греки

Концепция гуманизма, восходящая к временам греков, Фалеса и Протагора, в настоящее время приобрела совершенно новую форму. Лао-цзы, китайский философ, и Зороастр, духовный философ, в значительной степени повлияли на первоначальную теорию гуманизма. Эти исторические учения о гуманизме были включены в исследования в 15–9 гг.0044-й век в период Возрождения. Современная философия гуманизма видна в творчестве Петрарки, первого современного гуманиста. Позже модернисты в гуманизме сосредоточились больше на научных и психологических направлениях, чем на философских.

Ключевые факты о гуманизме
  • Американский этический союз и Американская гуманистическая ассоциация — две национальные организации в Америке, которые являются последователями гуманизма.
  • Гуманистические личности и движения существуют в унитарном универсализме, христианстве, буддизме и иудаизме.
  • Гуманизм существует в верованиях некоторых людей без признания.
  • У гуманизма нет священного текста.
  • Духовенство отсутствует, потому что гуманизм не входит в число признанных религий.
  • Рыба «Эволюция» и Счастливый человек — два неофициальных символа гуманизма.

Что такое гуманизм? — Humanists International

Что такое гуманизм? — Международный гуманистов

Во всем мире число нерелигиозных людей постоянно растет. Гуманисты — это нерелигиозные люди, которые стремятся вести полноценную, осмысленную и этичную жизнь.

Гуманист основывает свое понимание мира на разуме и науке, отвергая сверхъестественные или божественные верования. Они стремятся принимать этические решения, используя разум и сочувствие, стремясь к благополучию и удовлетворению живых существ.

Humanists International состоит из более чем 130 организаций-членов и ассоциированных групп по всему миру. Определение гуманизма немного различается между этими организациями и группами, но каждая из них имеет некоторые общие ключевые темы. Вот подборка определений со всего мира:

Что значит быть гуманистом?

Знания, этика, ценность и значение

Гуманист — это тот, кто признает, что мы, человеческие существа, — самые любопытные и самые способные хранители знаний в известной вселенной.

  • Чтобы получить знания, мы должны использовать наш разум и опыт, чтобы понять мир. И мы можем создавать великие художественные плоды человечества или пользоваться ими, чтобы расширить нашу эмоциональную палитру, углубить нашу эмпатию и обогатить наше понимание. Но мы отвергаем любое доверие слепо полученному авторитету, или догме, или тому, что другие могут назвать божественным откровением (потому что мы не верим, что получаем информацию об истине от высшего существа вне времени и пространства. Это было бы обманом! )

Гуманист — это тот, кто признает, что мы, человеческие существа, безусловно, самые сложные моральные акторы на Земле. Мы можем понять этику .

  • Это не означает, что мы являемся единственными моральными объектами. Например, другие животные тоже заслуживают морального внимания и, возможно, окружающая среда в целом.
  • Также стоит отметить, что некоторые другие (не люди) животные демонстрируют модели поведения, которые очень похожи на заботу, сочувствие, в некоторых случаях даже явно реагируя на то, что выглядит как «несправедливое» поведение, пытаясь исправить это! Эти различные типы и стадии мышления животных о других можно рассматривать как свидетельство эволюции этического поведения у людей. Однако люди, похоже, обладают уникальной способностью к моральному выбору. Было бы необычно, например, сказать, что собака или дельфин вели себя «аморально»! Но когда дело доходит до людей, мы можем выбирать, действовать в интересах благополучия живых существ, развития общества и достижения своих и чужих личных целей… или против них! Этот выбор и наше знание этого выбора делают нас «моральными деятелями».
  • Чтобы действовать хорошо, мы должны взять на себя ответственность за себя и других. Мы делаем это не ради привилегированного отношения в какой-либо загробной жизни (даже если бы мы верили в это, такая мотивация не сделала бы наши действия хорошими!). Мы делаем это, потому что лучшее, что мы можем сделать, — это прожить эту жизнь как можно ярче. Это означает помогать другим в сообществе, продвигать общество и процветать во всем, что мы делаем лучше всего в этих рамках.

А гуманисты — это люди, которые находят ценность в себе и друг в друге, уважая личность и достоинство других людей.

  • Мы уважаем других людей не потому, что мы созданы «по образу» чего-то другого (мы продукт эволюции, а не продукт божественного плана), а за то, что мы есть. Мы — разумный, чувствующий вид, в каждом человеке есть ценность и достоинство, и это достойно уважения.

Нет причин полагать, что «смысл» должен исходить от высшего существа. Если вы можете написать предложение на бумаге, которое не будет бессмысленным, то вы сможете создать означает !

  • Для гуманиста не существует божественного плана или цели. Гуманист признает, что мы сами ставим перед собой цели, рассказываем свои истории, ставим собственные цели. Это придает жизни смысл.

Кто считается гуманистом?

Любой, кто в целом согласен с вышеизложенным, может быть назван гуманистом или может идентифицировать себя как гуманиста (даже если у него есть один или два каламбура).

Чтобы быть гуманистом , нет ни вступительной процедуры, ни необходимого обряда посвящения, ни иерархии, к которой вы должны принадлежать .

Гуманисты есть гуманисты, им не обязательно вступать в какую-либо организацию или быть в каком-то списке! Однако, если вы гуманист или только открываете для себя и изучаете эту идею, вы можете присоединиться к Humanists International в качестве индивидуального сторонника , чтобы узнать о нашей работе или в качестве первого шага к получению дополнительной информации о гуманизме.

Гуманистические организации

Некоторые гуманисты решают вступить или создать свои собственные организации, такие как местные группы или национальная организация. Для этого есть разные мотивы. Например, у них может быть желание обсудить или пообщаться с единомышленниками, поучиться у спикеров или других членов группы или внести свой вклад в кампании или гуманитарную деятельность, которые им близки.

Humanists International является головной организацией гуманистических и других нерелигиозных организаций. Наши члены могут охватывать все элементы гуманизма (например, «Ассоциация гуманистов») или сосредотачиваться на определенной области («Общество атеистов», «Светская ассоциация», «Группа свободомыслящих» и т. д.).

Некоторые гуманистические группы начинали как либеральные религиозные группы, которые в какой-то момент решили отказаться от концепции «богов». Они нашли новый способ понимания некоторых ценностей и этики, которые они принесли с собой, но в некоторых случаях сохранили некоторые общие элементы религии. Примеры включают общества «этической культуры» и некоторых унитарных универсалистов.

Однако сегодня большинство гуманистических групп с самого начала основано на светской гуманистической философии. Некоторые из этих групп были созданы в ответ на предоставление правительством привилегии религии большинства и борьбу нерелигиозных граждан за равное обращение. Другие такие группы были созданы для работы по социальному развитию и заботы о людях, подвергшихся насилию со стороны своей семьи или общества (часто из-за их нерелигиозных взглядов).

Если вы представляете гуманистическую или нерелигиозную организацию, вы можете присоединиться к Humanists International в качестве членской организации.

Хотите принять участие?

Узнайте больше о том, как вы можете поддержать международное гуманистическое движение

Примите участие

Есть несколько аспектов или компонентов гуманизма. Большинство этих элементов также могут стоять отдельно (например, вы можете быть атеистом, но не верить в правильное и неправильное, тогда вы не были бы гуманистом). Гуманисты, вероятно, согласятся с большинством следующих утверждений, по крайней мере, в их общих намерениях.


Мы живем в естественном мире

Нет ни богов, ни привидений, ни бестелесных духов, ни бессмертных душ. Нет божественного царства. Конечно, есть странные или еще не отвеченные вопросы о мире, но по мере того, как мы приобретаем знания и понимание, то ранее необъяснимые явления всегда привносятся в «естественный мир» или могут быть поняты «по законам природы» (или как вам угодно). нравится думать об этом) . Эта точка зрения также иногда известна с философской точки зрения как натурализм .

Натурализм обычно влечет за собой атеизм (несогласие с существованием Бога или богов) или, по крайней мере, некоторую форму агностицизма (идея о том, что существование богов неизвестно или непознаваемо, или даже бессмысленный вопрос).

«Разве не самонадеянно исключать все это?»

Натурализм с готовностью допускает, что мы можем обнаружить очень странные ответы на некоторые вопросы. Например, возможно, однажды мы обнаружим большую основу для нашей нынешней реальности: лучшая наука может сказать нам, что вселенная является голографической симуляцией или частью более широкой мультивселенной! Но тогда любое такое открытие было бы частью «нашей реальности» или общей «природы» вселенной; открытие не будет защищено божественной тайной или запечатано сверхъестественным барьером. Итак, несогласие натурализма со «сверхъестественным» — это не высокомерное предубеждение относительно того, что существует, а своего рода логическое, концептуальное или методологическое ограничение. (Натуралисту кажется гораздо более высокомерным утверждать существование таких вещей, как духи, боги или потусторонние царства.)

«Но разве мы не узнаем иногда удивительные новые вещи?»

Да, Вселенная часто удивляет! Но когда человечество открывает странные новые вещи о Вселенной, в которой мы живем, они обычно весьма неожиданны (такие как эволюция! другие галактики! квантовая механика!). Такие открытия редко четко согласуются со сверхъестественными элементами древней мифологии.


Мы познаем мир, используя догадки, разум и опыт

Гуманисты согласны с тем, что мы можем познавать мир, используя разум и научный метод, или гипотезы, проверенные на основе логики и эмпирических данных. Другими словами, мир поддается рациональному исследованию. Эту позицию иногда называют рационализм .

Как рационалисты, гуманисты ценят свободное исследование , поскольку они отвергают искусственные ограничения исследования. Рационализм также воплощает свободомыслие : он фокусируется на знании, которым люди могут поделиться и проверить как одно сообщество, а не на признании авторитета, традиции или догмы.

– Значит, ты думаешь, что все знаешь!

Рационализм не означает, что гуманисты думают, что знают все. Наоборот, рационализм поднимает стандарты притязаний на истину: становится труднее заявлять, что ты знаешь все. Рационализм с готовностью соглашается с тем, что не на все научные вопросы есть удовлетворительные объяснительные ответы. Но он, по крайней мере, сопротивляется ответам, которые логически несостоятельны или противоречат научным данным.

«Значит, вы все время думаете, что вы исключительно рациональны, мистер Спок!»

Рационализм не означает, что кто-либо способен быть рациональным все время во всем, что он делает. Это также не означает, что каждое стоящее высказывание предложение должно иметь логическую основу или что логика и доказательства — единственные способы нашего взаимодействия с миром. Например, если мы спросим себя: «Кого я люблю?» или то, что мы ценим в жизни или как другие могут чувствовать себя в той или иной ситуации, то мы можем обратиться не к логике, а к эмоциональному самоанализу, сопереживанию, памяти, искусству… Все это, в свою очередь, может быть подвергнуто некоторому логическому анализу, но не сводятся к рациональности. Рационализм означает, что гуманисты склонны с подозрением относиться к любым заявлениям о великих истинах, основанных больше на мифах, чем на доказательствах. Рационализм действительно означает, что гуманисты, скорее всего, отвергнут любую попытку ограничить свободное исследование, ссылаясь на невыразимые тайны.


Мы должны максимально использовать ту жизнь, которая у нас есть

Мы придаем своей жизни смысл и цель. Не веря в загробную жизнь или какое-либо «божественное предназначение» вселенной, гуманисты сосредотачиваются на обретении смысла и цели для себя, на проживании хорошей жизни в здесь и сейчас .

«Разве это не значит, что ты можешь делать все, что захочешь?»

Хорошая жизнь — это не то же самое, что безудержный гедонизм или жизнь, наполненная неподдельным удовольствием или личной выгодой. Скорее, это может означать жизнь в сообществе, помощь другим, процветание в том, что у нас хорошо получается, внесение вклада в наше глобальное общество, а также исследование и восхищение миром, в котором мы находимся.

«Если вселенная не имеет абсолютного или божественного смысла или цели, то как отдельные жизни могут иметь смысл или цель?»

Почему бы и нет? Значения и цели не всегда должны быть унаследованы от какого-то более высокого значения или цели. Иногда они возникают из-за того, что люди ставят перед собой цели, придумывают новые направления действий или работают вместе для достижения какой-то общей цели.

Нравственность проистекает из человеческой природы и культуры

Человеческие существа не были внезапно благословлены любовью и разумом в какой-то момент в прошлом внешней силой! Скорее наша природа как обдумывающих социальных существ развивалась с течением времени . Мы способны сочувствовать другим и рассуждать о справедливости и справедливости и о том, как работает общество (или когда оно не работает!).

– Значит ли это, что вы моральные релятивисты?

Нет, это совсем не то же самое, что морально-релятивистская позиция, согласно которой все виды человеческого поведения одинаково нравственны (или одинаково аморальны).

Сравните с ситуацией с языком. Как и мораль, человеческий язык — сочетание письменного, устного, жестового и жестового общения — представляет собой сложное явление, которое развивалось с течением времени. Он отображает наши потребности и возможности, но не был изначально разработан или навязан извне. Он значительно варьируется от места к месту, но почти универсален в некоторых из своих самых широких черт. Тем не менее, есть еще лучшие или худшие выражения языка: выражения, которые правильно или плохо построены, выражения, которые сообщают, как предполагалось, или которые неправильно сообщают, которые являются ясными или двусмысленными, некоторые из них верны, некоторые — ложны. Мораль также представляет собой сложный, развитый набор мыслей и поведения, но конкретные действия могут быть справедливыми или несправедливыми, справедливыми или несправедливыми, полезными или вредными, этичными или неэтичными, нравственными или аморальными.


Что такое моральное право, способствует благополучию и удовлетворению

Что такое моральная сфера (или «правильно и неправильно», «хорошо и плохо», мораль или этика)?

Для гуманистов существуют моральные «права и ошибки» в зависимости от того, кем мы являемся как люди, включая потребности и желания, которые мы разделяем, а также потребности и желания отдельных лиц; потому что мы взаимодействуем друг с другом и можем обдумывать то, что делаем; и потому что наши действия влияют как на нас самих, так и на других нормативно . Другими словами: мы можем мешать или помогать другим, делать людей печальными или счастливыми, мы можем обеднять жизнь других или обогащать их, жить с унылым фатализмом или с человеческим процветанием. Ответы на моральные вопросы находятся здесь, в мире, в нас самих, в других и в наших отношениях, а не в каком-то мистическом потустороннем мире.

– А я слышал, что без Бога ничто не имело бы моральной ценности?

Нам не нужно ссылаться на какого-то абсолютного законодателя или творца вне пространства и времени, чтобы понять основу морали: одни наши действия умаляют, а другие способствуют благополучию живых существ или прогрессу общества или реализация себя и других.

«Это своего рода человеческое превосходство?»

Нет. Гуманизм ставит во главу угла мораль человека, потому что мы единственные (или, по крайней мере, самые изощренные) лица, принимающие моральные решения, о которых мы знаем. Гуманизм не отрицает, что существуют и другие объекты нравственного рассмотрения, например нечеловеческие животные. Для гуманистов моральные соображения могут включать людей, других животных, окружающую среду, а также этические принципы, здоровье общества и будущее, которое мы создаем своими действиями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *