Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Виды самопрезентации: Виды и формы самопрезентации

Виды и формы самопрезентации

Основные виды самопрезентации

Определение 1

Самопрезентация – это средство формирования собственного образа, демонстрация своей личности перед окружением. Также это управление впечатлением, которое выступающий производит на слушателей.

Основная задача такого личного представления – это привлечь интерес публики и побудить ее к определенным действиям.

Выделяют два вида самопрезентации: природная и искусственная. Первый тип свойственен всем людями и закладывается с самого рождения. Появившийся на свет ребенок уже личность со своим темпераментом, потребностями и желаниями. Некоторые черты и особенности характера передаются по наследству генетически, другие появляются в результате обучения и развития.

Недостатком природной самопрезентации считается невозможность контроля. Процесс не поддается регулированию и корретировке. Человек не выбирает, будет ли самопрезентация положительной или отрицательной.

Искусственную самопрезентацию можно контролировать.

Она создается с целью завоевания приверженности целевой аудитории. Такой вид представления личности заранее подготавливается, может осуществляться отдельно или в дополнении к природной самопрезентации. Элементы искусственной самопрезентации позволяют завуалировать негативные моменты природного вида, и превратить их в достоинства выступающего.

Выделяют и другие типы самопрезентации:

  • Подстраивание под окружающий людей. Это сложная, но реализуемая техника. При знакомстве с аудиторией, необходимо узнать ее интересы, темы для бесед, особенности поведения и манеры. Это позволяет почувствовать будущих слушателей, найти с ними точки соприкосновения, а потом и влиться в компанию.
  • Лидерство, доминирование и авторитет. Это методика намного труднее предыдущей и требует особых знаний и умений от выступающего. Человек должен владеть ситуацией, имеет профессиональные навыки оратора и последователя. Он должен уметь «продавать» свои идеи и убеждения, заинтриговывать аудиторию и побуждать ее к действиям.

Формы самопрезентации

Благоприятное впечатление на аудиторию в процессе самопрезентации может происходить в рамках делового и личного общения. В первом случае важно раскрыть свои профессиональные навыки и умения, показать себя достойным специалистом, способным на дальнейшее развитие и рост. Личная презентация – это представления человека как индивидуума. Это демонстрация личных качеств, которые способствуют профессиональному развитию: ответственность, коммуникабельность, креативность, исполнительность и др.

Самопрезентация имеет две формы:

  1. непосредственная – лицом к лицу к собеседника;
  2. опосредованная – с помощью определенных средств.

Первая форма самопрезентации считается традиционной. Это выступление в рамках деловой беседы, собеседования, на пресс-конференциях и других мероприятиях.

Во втором случае выступающий использует определенные средства: визитные карточки, автобиографию, портфолио, резюме.

При обеих формах самопрезентации необходима тщательная подготовка. Это выбор и обустройство помещения (в случае организации деловой встречи или проведения пресс-конференции) и обязательная репетиция речи.

Исследования показывают, что наибольшее влияние на публику оказывает не информация по предмету выступления, а личный контакт. Второго шанса оказать положительное впечатление на аудиторию не будет.

Замечание 1

Лучшей формой самопрезентации считается публичное выступление. Удачное выступление значительно повышает авторитет человека. Профессиональными ораторами не рождаются, это результат многолетних тренировок, удачных и неудачных выступлений. При этом эксперты рекомендуют создавать зрительный контакт с публикой, т.е. не использовать написанный на бумаге текст. Это должен быть живой диалог.

Способы самопрезентации

Каждый человек с рождения стремиться управлять впечатлением другим людей. От природы у людей есть потребность в одобрении, избегают конфликтов и стараются показать себя с лучшей стороны. Каким будет первое впечатление, зависит от целей коммуникационного процесса. В любом случае внешний облик и такие человеческие качества, как компетентность, скромность и честность, высоко ценятся и повышают благоприятное впечатление.

Идеальной самопрезентация никогда не будет, но существуют способы, как предоднести свой образ в общении:

  • «социальная самореклама»;
  • «нерефлексивное самоодобрение»;
  • «греться в лучах чужой славы»;
  • «создание препятствий;
  • «самобичевание»;
  • «похвала противника или оппонента»;
  • «ложная скромность»;
  • «самооборона».

Первый способ направлен на усиление социальной желательности собственного образа в глазах аудитории. Это свойственно людям, обладающих высокой самооценкой и самоуважением, хорошо осознающих свои особенности. Такие личности любят подчеркивать свою успешность, демонстрировать положительное отношение к себе, заниматься усилением своих достоинств и просто получать удовольствие от своего собственного вида.

«Нерефлексивное самоодобрение» — это самоподача, при котором человек на малоосознанном уровне сам себя хвалит и дискредитирует других. Таким образом, люди показывают преобладание эмоциональных суждений о своей личности, прикрашивают собственное «я», не замечают недостатков.

Часто люди любят хвастаться знакомством со знаменитыми и высокопоставленными людьми. Это не всегда является правдой, но отлично работает при общении и установлении контактов с людьми.

Для избегания негативных впечатлений и осуждений, люди придумывают себе препятствия. Смысл такого способа – это защита своего образа, поднятия самооценки и социального имиджа.

Самобичевание или самоуничтожение используется для того, чтобы предрасположить людей в пользу своего «Я». Многие люди склонны сочувствовать и сопереживать.

Похвала противников или оппонентов, еще и на публике – это самая выигрышный способ привлечения к себе внимания. Но для положительной оценки необходимо подготовить почву.

Использование ложной скромности допустимо при присутствии более скоромного человека. Главное не переборщить, скромность еще может быть следствием неуверенности в себе и своих силах.

Самооборона применяется, когда существует недовольство самим собой при раздражении в адрес других. Человек находится в состоянии напряжения и ждет негатива в свою сторону. В отличие от других способов в этом случае субъект самопрезентации не стремится приукрашивать свое «я», недостатки превращать в достоинства. Он просто доказывает, что он хороший без всяких эмоциональных украшений.

Виды и формы 📙 самопрезентации

  1. Основные виды самопрезентации
  2. Формы самопрезентации
  3. Способы самопрезентации

Представлять себя означает создавать собственный образ и демонстрировать его перед аудиторией. Необходимость в ней существует для того чтоб общество узнало о вас и оставило хорошее впечатление про вашу особь.

Целью самопрезентации является заинтересовать публику и заставить её довериться и следовать за вами для достижения определенных задач.

Типы преставления себя бывают такими:

  • природная;
  • искусственная.

Для природной самопрезентации характерно раскрыть и подчеркнуть свои лучшие качества, а также творческие способности, но результат природной самопрезентации не контролируется и его невозможно предвидеть.

Такой тип характерен для всех людей, и закладывается с самого рождения, когда у ребенка зарождаются его навыки и таланты, свой характер, видение мира и потребности. Важно отметить, что некоторые особенности в нас зарождаются от предков, а некоторые развиваются со временем.

Второй тип можно контролировать. Для искусственной самопрезентации характерна предварительная подготовка. В её рамках применяются специально наработанные навыки представления себя, со спланированным результатом. В процессе такой самопрезентации возможно скрыть некоторые проявления природного вида, и изложить их как свои достоинства.

Также исследованы и другие типы самопрезентации. Рассмотрим их ниже:

  • Приспосабливаться под других. Данная методика сложная, но легко исполнимая.
    Для неё индивиду потребуется узнать все о своих коллегах, или о той группе, с которой он планирует взаимодействовать, все включая: темы бесед, интересы, хобби и манеры. Затем, подстроившись под них, и их увлечение – влиться в группу.
  • Стать лидером. Для исполнения этой техники участнику потребуется больше сил нежели для предыдущей техники. Здесь важно быть уверенным в себе, хорошо знать тему повествования и располагать внимание людей, мотивировать их и направлять. Человек должен говорить четко и ясно, должен знать способы как «продать» свои идеи и мысли, заинтересовывать слушающих и направлять к действию.

Выступающий может производить хорошее впечатление как в личном общении, так и в деловом. В сфере личной самопрезентации человек имеет возможность показать свои достоинства и умения, а также профессиональные качества, такие как: ответственность, умение разговаривать с людьми, исполнительность и другие. Во втором случае важно раскрываться не в личной, а именно в деловой сфере, показывать навыки, которые будут вас хорошо представлять со стороны специалиста и профессионального работника.

К формам самопрезентации относят:

  • непосредственная – когда вы разговариваете с человеком;
  • опосредованная – общение, используя определенные приборы или другие средства.

Непосредственная самопрезентация является традиционной. Применяется в тех случаях, когда с собеседником важно говорить лицом к лицу, используется на деловых встречах, конференциях и других мероприятиях.

Для второй формы характерно использование средств. Например, когда человек презентуя себя использует сделанное портфолио, автобиографию или резюме.

Независимо от того, к какой форме принадлежит человек, он должен в любом случае быть подготовленным, а его речь должна быть четкой и отрепетированной.

Ученные доказали, что самым эффективным способ влияния на публику является не сведения о цели выступления, а коммуникация с аудиторией, задавание встречных вопросов и подача четких ответов. Именно это предоставляет выступающему шанс на положительный результат в конце.

Что из перечисленного лучше всего подходит для презентации себя? Считают, что лучший является публичное выступление, в ходе которого человек имеет возможность представить себя с наилучшей стороны, и заработать себе авторитет перед слушателями. Это умение очень важно для каждого, и ему надо учиться. Лучшим опытом является практика, в процессе которой бывают и удачные выступления, и неудачные. Важно, всегда зрительно коммуницировать с аудиторией, не читать с листика, а говорить от души, в живой форме.

Каждый из нас всегда хочет преподнести себя с наилучшей стороны и так, чтоб у других сложилось про вас благоприятное впечатление. Некоторые ради всеобщего одобрения способны приспосабливаться к другим и избегать всевозможных конфликтов. То, каким будет первое впечатление, зависит от ваших целей в процессе коммуникации. Именно поэтому, некоторые из вас стараются описывать себя как скромных, честных, отзывчивых и исполнительных – все эти качества в наличии человека благоприятно влияют на мнение слушателя.

Мы все люди, и мы неидеальны, поэтому наша самопрезентация не всегда складывается лучшим способом. Но существуют способы, благодаря которым ваша презентация себя будет выглядеть наилучшим образом:

  • «социальная самореклама» — для этого способа характерно преувеличение собственных качеств, авторитета и других преимуществ в глазах слушателей. В основном, таким способом «социальная самореклама» пользуются люди с хорошей самооценкой и те, кто любят себя и показывают это окружающим. Они никогда не упустят шанс показать свою успешность и продемонстрировать результат своей работы, которую с каждым разом они стараются улучшать;
  • «нерефлексивное самоодобрение» — люди, которые неосознанно хвалят себя, преподнося с наилучшей стороны, при этом могут подрывать авторитет других участников процесса. Они увлечены собой и своими достижениям так, что при этом не замечают собственных недостатков;
  • «греться в лучах чужой славы» — это тот случай, когда индивид хвастается своими знакомствами или знаменитыми людьми, с которыми «имеет хорошие связи». Таким способом человек пытается поднять собственное «я» в глазах других и самоутвердиться; 
  • «создание препятствий» — люди создают такие препятствия для воздержания от негативных впечатлений со стороны окружающих. Результатом такого способа также является поднятие своей самооценки и защита того образа, который человек сам себе создает;
  • «самобичевание» — называется также самоуничтожением. Это когда человек прибедняется в собственных высказываниях о самом себе, чтоб предрасположить к себе внимание;
  • «похвала противника или оппонента» — действует, когда люди долго готовятся к чему-нибудь, для того чтоб их оппонент похвалил их, ведь публичная похвала от представителей противоположной стороны, да еще и на публике – наилучший способ привлечь внимание;
  • «ложная скромность» — в этом случае, главное не переиграть с искусственной скромностью, ведь это может показаться людям как неуверенность в своих силах; 
  • «самооборона» — функционирует в том случае, когда возникает неудовлетворение собой при том, когда раздражают другие. В таких случаях индивид ждет ненависти от других. Человек не приукрашает свое «я», а говорит все как есть, без эмоциональных преувеличений.

 

Цифровое Я — Психологическая наука о коммуникации

Элли Тейгс

На протяжении всей нашей жизни снова и снова нас просят описать, кто мы есть. Хотя мы часто сталкиваемся с этим запросом, мы не всегда делимся одной и той же информацией со всеми. Представляясь однокласснику, соседу или интервьюеру, мы можем обнаружить, что обращаем внимание на разные характеристики. Это хорошо объяснено коммуникационным сайтом Миннесотского университета.

Мы также тратим много времени на раскрытие того, кто мы в сети. В учетных записях в социальных сетях нам предоставляется возможность создать профиль, и мы можем делиться информацией, чтобы повлиять на то, как нас воспринимают. Тоши Такахаши объясняет, что молодые люди выражают себя в Интернете через желание чувствовать себя важными (вспомните термин влиятельный человек) и достойными через «лайки» и просмотры. Мы также управляем цифровыми впечатлениями других. Другими словами, мы можем делиться выбранной информацией на основе того, что мы хотим, чтобы другие знали (Университет Миннесоты).

1 октября 2016 года я разместил свою первую фотографию в личном аккаунте в Instagram. На фотографии был очень маленький росток картофеля, который я посадил в огороде своей семьи. Подпись гласила: «26.05.16 Одно маленькое растение картофеля [вставьте картофельный смайлик]». Я могу задать себе много вопросов (у вас тоже могут возникнуть вопросы) о том, как я выбрал свою первую фотографию, первую подпись, время публикации и так далее. Тем не менее, фотографии и подписи, которые я разместил в своем личном аккаунте, требовали от меня принятия решений о том, как я хочу, чтобы другие видели меня, и что я хочу, чтобы другие знали. В этом случае мы можем предположить, что я хотел, чтобы другие считали меня «причудливым» или «вычурным». . . кто знает?

Наблюдая за своим поведением в социальных сетях, я чувствую, что изобразил реальные моменты, несмотря на то, что некоторые из моих фотографий были немного постановочными (например, моя миска с крошечной картошкой, которую я собрал, стояла на замшелой кирпичной дорожке). В целом контент, которым я поделился, казался таким же реальным, как стул, на котором я сейчас сижу. См. статью Тары Бертон в The New York Times о том, что наше цифровое «я» не менее реально, чем то, что мы офлайн.

Многие из нас помнят, что слышали о ком-то, кто намеренно распространял ложную информацию в Интернете и столкнулся с серьезными последствиями за вводящую в заблуждение самопрезентацию. Хотя мы можем найти много случаев, которые соответствуют этой картине, многие люди предпочитают показывать себя так, чтобы это было аутентично и производило хорошее впечатление (Университет Миннесоты).

Принимая во внимание нашу заинтересованность в том, чтобы описать себя искренне, следует учитывать два типа самопрезентации: просоциальная самопрезентация и корыстная самопрезентация.

Просоциальная самопрезентация — человек, изображающий себя как человека, на которого можно равняться или которым можно восхищаться. Например, кто-то может написать о своей благодарности медицинским работникам — благодарность этого человека — это характеристика, которую другие могли бы стремиться реализовать в своей жизни.

С корыстной презентацией человек может продемонстрировать навыки и бросить вызов другим. Это может выглядеть как сообщение профессионального бегуна о его последних достижениях и просьба услышать от других о своих собственных. Хотя нет необходимости классифицировать один тип самоинтерпретации как лучший, чем другой, важно знать о различиях в том, как можно интерпретировать наши представления о себе (Университет Миннесоты).

Мы передаем нашу индивидуальность другим через наше поведение лично и наше цифровое «я» в сети. Регулярность подачи информации позволяет легко игнорировать тонкие (или не очень тонкие) намеки, которые мы выражаем. Наше постоянное взаимодействие с другими людьми и развитие отношений усиливают важность нашей приверженности ставить под сомнение информацию, которую мы делимся с другими о себе и о том, как мы ее делимся.

Ресурсы

Бертон, Т. И. (27 марта 2020 г.). Наши цифровые личности не менее реальны. Нью-Йорк Таймс. Получено с: https://www.nytimes.com/2020/03/27/opinion/coronavirus-social-distancing-facebook.html

Такахаши, Т. (без даты). Создание себя в эпоху цифровых технологий: молодые люди и мобильные социальные сети. Получено с: https://blogs.harvard.edu/toshietakahashijp/files/2011/09/Creating-the-Self-Takahashi-2016.pdf

Университет Миннесоты (2013). Восприятие и представление себя. Общение в реальном мире: Введение в коммуникативные исследования. Получено с https://open.lib.umn.edu/communication/chapter/2-3-perceive-and-presenting-self/

 

ThinkingKarla Lassonde

0 лайков

4.6.0: Компетентность в общении — myText CNM

В этом разделе мы обсудим самопрезентацию, контекстуальность идентичности и важность размышлений о своей я-концепции.

 

4.6.1:

Эффективное общение: самопрезентация

Сознательное и компетентное участие в самопрезентации может принести пользу, поскольку мы можем дать другим более позитивное и точное представление о том, кто мы есть, и тем самым лучше достичь наших коммуникативных целей. Люди, которые умеют управлять впечатлением, обычно более привлекательны и уверены в себе, что позволяет другим улавливать больше сигналов, на основе которых формируется впечатление (Human et al., 2012).

 Существует два основных типа самопрезентации: просоциальная и корыстная (Sosik, Avolio, & Jung, 2002). Просоциальная самопрезентация влечет за собой поведение, которое представляет человека как образец для подражания и делает его более симпатичным и привлекательным. Например, руководитель может призывать своих сотрудников соблюдать высокие стандарты деловой этики, моделировать такое поведение в своих действиях и хвалить других, когда они служат примером этих стандартов. Корыстная самопрезентация влечет за собой поведение, которое представляет человека как высококвалифицированного, готового бросить вызов другим и человека, с которым нельзя связываться. Например, руководитель может публично хвалить достижения других или публично критиковать сотрудника, который не соответствует определенному стандарту. Таким образом, просоциальные стратегии направлены на то, чтобы принести пользу другим, в то время как корыстные стратегии приносят пользу себе за счет других.

В целом, мы стремимся представить публичный образ, который соответствует нашей самооценке, но мы также можем использовать стратегии самопрезентации для улучшения нашей самооценки (Hargie, 2011). Когда мы представляем себя, чтобы вызвать положительную оценочную реакцию, мы занимаемся самосовершенствованием. Стремясь к самосовершенствованию, человек может попытаться быть как можно более привлекательным в определенной области или с конкретным человеком, чтобы получить обратную связь, которая повысит его самооценку. Самосовершенствование может быть продуктивным и достигаться грамотно, а может использоваться не по назначению. Использование поведения, направленного на самосовершенствование, только для того, чтобы получить одобрение других или из-за эгоцентризма, может привести к тому, что люди будут общаться так, что они будут восприниматься как фальшивые или властные, и в конечном итоге произведут неблагоприятное впечатление (Sosik, Avolio, & Jung, 2002).

 

4.6.2:

Контекстная коммуникация: идентичность и контекст (Изображение: CCO 1.0)

Идентичности: Говорят, что наша первичная идентичность состоит из неизменяемых компонентов, таких как раса или пол. Однако это не всегда так, поскольку люди могут и действительно меняют свою гендерную идентичность.

У всех нас есть то, что называется нашей первичной и вторичной личностью. Говорят, что наша первичная идентичность постоянна и состоит из факторов, которые мы обычно не можем изменить, таких как этническая принадлежность, раса и пол. Хотя эти идентичности обычно постоянны, наше осознание их и степень, в которой мы признаем их или согласовываемся с ними, меняется в зависимости от контекста. Например, женщина может не фокусироваться на этой идентичности, когда находится в комнате, полной других женщин, но она может внезапно стать заметной, когда она единственная женщина в комнате, полной мужчин.

Вторичные идентичности, с другой стороны, более подвижны, зависимы и динамичны. Факторы, формирующие нашу вторичную идентичность, включают профессию, семейный статус и различные роли, которые мы играем. Например, вы можете быть студентом, офис-менеджером, уборщиком, матерью, братом, женой, мужем, одиноким и т. д. Как и в случае с нашими первичными идентичностями, значимость вторичных идентичностей также меняется в зависимости от контекста. Прямо сейчас, когда вы читаете это и находитесь в классе, вы разыгрываете свою личность ученика, ученика или ученого. Однако, как только вы покинете класс, вы можете переключиться на другую личность, например, на родителя. Пока ты еще ученик (и, наоборот, еще родитель в классе), эта идентичность отодвигается на второй план, а на первый план выходит другая.

В зависимости от контекста мы должны быть гибкими в том, какую идентичность мы используем, и, возможно, потребуется изменить или выделить одну конкретную идентичность по сравнению с другой. Это, в свою очередь, повлияет на ваше общение и взаимодействие. Например, когда вы учитесь в классе, вы можете сидеть за партой, отвечать на вопросы, когда их спрашивают, и обсуждать темы, связанные с общением. Однако если вы являетесь родителем, то, вернувшись домой, вы можете проинструктировать своего ребенка или наказать его за невыполнение домашнего задания. Проблемы могут возникнуть, если мы не адаптируем нашу личность к ситуации. Например, мы можем разыграть определенную идентичность с группой друзей, которая проявляется в одежде и речи определенным образом, но реализация этой идентичности на рабочем месте может иметь негативные последствия. Хотя важно чувствовать себя подлинным и «верным себе», также важно понимать, что то, кто мы есть, динамично и меняется в зависимости от контекста. Чтобы лучше достичь своих целей, рассмотрите возможность передачи тех аспектов вашей личности, которые соответствуют контексту.

 

4.6.3:

Рефлексивная коммуникация: размышление о своей личности

Как мы узнали ранее в этой главе, наша самооценка и самооценка влияют на то, как мы общаемся и взаимодействуем с окружающим миром. Из-за этого необходимо задуматься об этих аспектах нашего самовосприятия и о том, как они влияют на наши мысли, действия и отношения как в положительном, так и в отрицательном смысле. В частности, важно знать о самоисполняющихся пророчествах.

Самоисполняющиеся пророчества — это модели мышления и действий, в которых ложное убеждение человека запускает поведение, которое фактически или по видимости делает первоначальное ложное убеждение верным (Guyll et al., 2010). Концепция самоисполняющихся пророчеств изначально была разработана для применения к социальному неравенству и дискриминации, но с тех пор она применялась во многих других контекстах, включая межличностное общение. Это исследование показало, что некоторые люди хронически не уверены в себе, что означает, что они очень обеспокоены тем, чтобы их приняли другие, но постоянно чувствуют, что другие люди не будут их любить. Это может проявляться в неуверенности в отношениях, которая основана на чувстве неполноценности, возникающем в результате социального сравнения с другими, которые считаются более безопасными и превосходящими. Такие люди часто в конечном итоге укрепляют свою веру в то, что другие будут недолюбливать их из-за поведения, вызванного их иррациональными убеждениями. Возьмем в качестве примера следующий сценарий: неуверенный в себе человек предполагает, что его свидание не понравится ему. Во время свидания они мало общаются, раскрывают негативную информацию о себе и демонстрируют тревожное поведение. Из-за такого поведения их свидание формирует негативное впечатление и предполагает, что они больше не увидятся, укрепляя первоначальное убеждение, что они не понравятся свиданию.

Пример показывает, как модель мышления может привести к модели поведения, которая подкрепляет мышление, и так далее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *