Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Гуманизм в обществе: Гуманизм | это… Что такое Гуманизм?

Содержание

понятие, основные идеи, виды гуманизма, сторонники

Что такое гуманизм?

Гуманизм – это мировоззрение, согласно которому наивысшей ценностью считается человеческая жизнь, и все доступные ресурсы должны использоваться для её сохранения и улучшения её качества. В более широком смысле гуманизм – это система устройства человеческого общества, в основе которой лежит данное мировоззрение.

Термин «гуманизм» образован от латинского слова humanitas, которое переводится как «человечность». Однако в русском языке эти понятия не тождественны. Словом «гуманизм» обозначают систему взглядов, тогда как человечность – это характеристика личности, подразумевающая доброту и уважение к окружающим.

Термин «гуманизм» имеет несколько разных значений. Он может употребляться по отношению к мировоззрению, жизненной позиции, системе устройства общества, философской концепции или общественному движению. Но при этом он всегда сводится к идее человеколюбия. Его ключевая идея заключается в том, что каждый человек имеет полное право самостоятельно определять смысл и форму своей жизни при условии, что он соблюдает данный принцип в отношении других людей.

Гуманисты убеждены, что каждый здравомыслящий человек способен отличать добро от зла, основываясь на собственных представлениях о морали и нравственности. Все его действия должны быть направлены на то, чтобы приносить благо себе и окружающим, и за каждый свой поступок он несёт личную ответственность.

Принципы гуманизма

Чтобы лучше понять, что такое гуманизм, следует ознакомиться с основными идеями, на которых основывается данная концепция. Основные идеи гуманизма можно сформулировать следующим образом:

  • каждая личность должна иметь возможность развиваться, получать знания и навыки, которые впоследствии сможет направить на принесение пользы себе и обществу;
  • каждый человек несёт личную ответственность за свои решения, выборы и поступки;
  • являясь социальным существом, человек может создать и привнести в культурный мир что-то новое;
  • в своих действиях человек должен руководствоваться принципами морали и нравственности, а также сознательностью и здравым смыслом.

Основная идея гуманизма состоит в том, что высшей ценностью является человеческая жизнь, и при этом каждый человек имеет право на счастье, благополучие и возможность самореализации.

Виды гуманизма

Основные идеи данной концепции можно найти в трудах Сократа, Аристотеля, Демокрита, Конфуция и других мыслителей древности. И всё же принято считать, что в относительно современном виде гуманизм зародился в эпоху Возрождения. С тех пор он менялся и развивался, в связи с чем можно выделить следующие его виды:

  • Классический. Это система взглядов, возникшая в период Ренессанса как возрождение и переосмысление идей упомянутых выше античных мыслителей. Авторами и сторонниками классического гуманизма были Мишель де Монтень, Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка, Фрэнсис Бэкон, Томас Мор и Эразм Роттердамский.
  • Теистический. Это мировоззрение, основанное на вере в спасение человека Богом. Оно представляет собой альтернативную систему взглядов для верующих людей, поскольку остальные формы гуманизма в той или иной мере поддерживают атеизм.
  • Атеистический (светский). Создателем данной концепции считается Жан-Поль Сартр. Она противопоставляется религиозным учениям, подчёркивая, что человек должен делать всё для достижения счастья в этом мире, не рассчитывая на загробную жизнь. Все представления о добре и справедливости должны формироваться без привлечения идей о существовании божеств и сверхъестественных сил.
  • Коммунистический. Это форма гуманизма, основательно переработанная марксистами с целью показать, что именно коммунизм лучше всего воплощает гуманистические идеи.
  • Научный (натуралистический). Это современная форма гуманизма, идеи которой сосредоточены на необходимости развития личности, самосовершенствования, самоактуализации и самореализации.
  • Нормативный. Основной принцип данной формы гуманизма заключается в том, что каждый человек должен иметь возможность удовлетворить свои потребности.
    Он не должен подстраиваться под общество, поскольку общество существует для удовлетворения его потребностей, а не наоборот.

Израильский историк Юваль Харари предлагает свою классификацию, согласно которой существует 3 вида гуманизма:

  • Либеральный. По сути, либерализм – это и есть либеральный гуманизм. Важнейшими ценностями в нём считаются человеческая жизнь, права и свободы личности, в частности, право на личное счастье и самореализацию.
  • Социалистический. Эта концепция направлена на достижение общечеловеческого счастья, однако ограничивает свободу выбора отдельной личности. Объяснение этого ограничения состоит в том, что партия или профсоюз могут принять более правильное решение.
  • Эволюционный.
    Суть этой концепции заключается в «заботе» о потомках, которые должны стать сильнее, умнее и успешнее за счёт продолжающейся эволюции, включающей естественный, а иногда и искусственный отбор. Харари подчёркивает, что этот подход опасен, поскольку может генерировать фашистские идеи.

Представители гуманизма

Сторонниками данного мировоззрения были многие философы и писатели. Мы рассмотрим нескольких из них – тех, чей вклад можно считать наиболее значимым.

Франческо Петрарка (1304-1374)

Это выдающийся итальянский поэт, творивший в эпоху Проторенессанса (период, непосредственно предшествовавший Ренессансу). Его считают первым гуманистом, поскольку он в своих произведениях уделял пристальное внимание жизни и персональным потребностям человека, превозносил любовь и другие чувства.

Он привнёс в литературу следующие идеи:

  • каждая человеческая жизнь уникальна и неповторима;
  • каждый имеет право на полную физическую и духовную свободу;
  • человек живёт для себя, а не для Бога;
  • каждый имеет свободу выбора и несёт личную ответственность за свои решения;
  • не нужно мечтать о загробной жизни, нужно стремиться к бессмертию в памяти потомков;
  • каждый человек должен стремиться к счастью, опираясь для этого только на собственные силы;
  • не нужно приносить своё счастье в жертву религии, нужно наслаждаться жизнью и любить близких;
  • каждый человек прекрасен внешне и внутренне.

В средние века человека считали «сосудом греха», в котором божественная душа заключена для прохождения земных испытаний всевозможными искушениями. Петрарка же популяризировал идею, что человек – это самое совершенное творение Бога. Будучи созданным по подобию Бога, он также является творцом и поэтому получает радость от творчества.

Джаноццо Манетти (1396-1459)

Это выдающийся флорентийский гуманист, государственный деятель, оратор и писатель эпохи Возрождения. Он был христианином, однако отрицал при этом все формы принижения человеческого достоинства и подавления свободы, встречающиеся в христианстве. Также он был противником религиозного аскетизма, выступая за активную жизнь, построенную на развитии личности, познании и творчестве.

Одна из важнейших идей Манетти заключалась в том, что человека нужно оценивать по его личным качествам и достижениям, а не по социальному статусу и богатству. Звучит обыденно, однако в XV веке подобное утверждение звучало весьма смело, ведь тогда большое значение имели происхождение, титул и достаток.

Лоренцо Валла (1407-1457)

Этот итальянский историк и гуманист считал естественным и правильным всё, что служит для самосохранения человека, а также для удовлетворения его потребностей, получения удовольствия и достижения счастья. Его религиозные взгляды были близки к пантеизму, поэтому он считал, что удовлетворение человеком своих потребностей – это требование природы.

Одно из важнейших его достижений заключалось в доказательстве того, что «Константинов Дар» – фальшивка. Это документ, который якобы составил император Константин, завещавший папам власть в Римской империи. Именно благодаря ему папы претендовали на светскую власть. Однако Лоренцо Валла смог доказать, что документ не был составлен лично Константином в III веке, а был сфальсифицирован гораздо позже – в VIII веке.

Эразм Роттердамский (1466-1536)

Дезидерий Эразм из Роттердама называл себя учеником Лоренцо Валлы. Будучи очень образованным человеком, он уделял много внимания популяризации грамотности среди населения.

При этом он всячески высмеивал глупость и невежество, в частности, написал сатирическое произведение «Похвала глупости» (которое считается самым известным образцом его творчества). Высмеивая невежество, он считал, что распространение образования – это и есть путь к достижению всеобщего счастья.

Мишель Монтень (1533-1592)

Монтень считается крупнейшим учёным Северного Возрождения и одним из величайших гуманистов в истории. Он был убеждённым скептиком и считал что вся суть философии сводится к тому, чтобы сомневаться. Значительную часть своей жизни он посвятил борьбе со средневековым догматизмом. Путешествуя по Европе, он встретился и подружился со многими гуманистами.

Современный гуманизм

Достаточно подробное описание того, что представляет собой данная философская концепция сегодня, даёт Юрий Чёрный в работе «Современный гуманизм». Описывая историю развития гуманизма, он выделяет 3 периода:

  • Возникновение (XIX век – 1930-е годы).
  • Становление (1930-е – 1980-е годы).
  • Обособление светского гуманизма (с 1980-х по сегодняшний день).

Сегодня гуманизм включает множество разных направлений, но его основу составляет светский гуманизм. Его суть сводится к тому, что не существует никаких сверхъестественных сущностей, ради примирения с которыми следовало бы отказываться от удовольствий и удовлетворения потребностей. Вместо религиозных обрядов светский гуманизм требует соблюдения законов морали.

Отличия гуманизма от гуманности

Многие люди не понимают, чем гуманизм отличается от гуманности, и даже отождествляют эти понятия. Конечно же, они взаимосвязаны, однако обозначают совершенно разные вещи.

  • гуманизм – это философская концепция или система взглядов
    , ориентированная на достижение счастья каждого человека.
  • а гуманность – это свойство личности, доброта и уважение по отношению к окружающим, способность к сопереживанию и состраданию.

Заключение

Гуманизм – это одна из самых перспективных систем построения человеческого общества. Он задаёт моральные и нравственные ориентиры, не позволяющие людям причинять вред другу другу и в то же время подталкивающие человечество к развитию. Существует много направлений в гуманизме, но в основе большинства из них лежит право человека самостоятельно определять смысл и форму своей жизни.

Что такое Гуманизм? Узнайте, какие есть типы и принципы гуманизма

Классический гуманизм (или ренессансный гуманизм) — это движение, в котором человек, изучая античную литературу стремился улучшить свою природу. Это зарождение гуманизма как движения, системы взглядов и направления человеческой мысли. Классический гуманизм создал целую революцию в философии, просвещённости и миропонимании современников.

Гуманизм как философия — это мировоззрение и образ жизни, основанный на натурализме (убеждение, что вселенная/природа — это всё то, что существует, что реально). Это рациональная философия, вдохновлённая искусством, мотивированная состраданием и образованная наукой.

Гуманистический — проникнутый духом гуманизма; например: гуманистическое отношение к людям, гуманистические идеи.

Синонимы слова гуманизм: человеколюбие, гуманность, человечность.

Гуманизм эпохи Возрождения

Ренессансный гуманизм (также называемый классическим гуманизмом) — это изучение различных древностей, которое началось в Италии в эпоху Ренессанса и распространились по всей Европе с 14 по 16 век.

Термин «Ренессансный гуманизм» использовался, чтобы отличить развитие гуманизма в эпоху Возрождения от более ранних течений. Классический гуманизм был создан в ответ на более узкий подход средневековых учёных.

Гуманизм был уникальной программой, призванной возродить моральную философию, литературное и культурное наследие классической древности.

В основе ренессансного гуманизма лежало изучение классических текстов с целью изменить современное мышление, порвать со средневековым мышлением и создать что-то новое.

Кто такие гуманисты?

Гуманист — это человек, который заинтересован или заботится о благополучии, ценностях и достоинстве человечества. Гуманисты предоставляют человеку свободу выбора. По их мнению, принятие собственных решений приведёт к прогрессу, личностному росту и к более позитивной самооценке.

Они также заостряют внимание на том, что беспокойство является движущей силой перемен. Гуманисты считают, что перемены равным образом ведут к более независимой и полной жизни.

Некоторые из первых гуманистов, включая Поджо Браччолини, Джованни Боккаччо и Франческо Петрарка, были коллекционерами древних рукописей.

Итальянский поэт Франческо Петрарка (1304–1374)

Франческо Петрарка считается отцом гуманизма. Он был первый, кто заявил о первостепенной значимости человека. Петрарка определил познание человека как важнейшую дилемму для учёных и философов. Петрарка также придумал новый метод постижения — самопознание вместо логики.

В чём проявляется гуманизм?

Гуманисты утверждают, что нет никаких доказательств того, что какая-либо сверхъестественная сила нуждалась в чём-то или чего-то хотела от людей, что-либо им сообщала или вмешивалась в законы природы, помогала или вредила кому-либо.

Гуманисты утверждают, что благополучие человечества, а не предполагаемого Бога или богов, имеет самое важное значение. Поэтому гуманизм направлен на удовлетворение человеческих желаний и потребностей.

Сторонники гуманизма утверждают, что люди могут найти смысл жизни и максимально увеличить уровень своего счастья на долгое время, развивая свои таланты и используя их для служения человечеству.

Гуманисты уверены, что такой подход к жизни более полезный и приводит к более глубокому и долгосрочному удовлетворению, чем гедонистическое стремление к материальным или чувственным удовольствиям, которые вскоре исчезают.

Читайте подробнее про гедонизм.

Принципы гуманистического мировоззрения

Гуманизм превратился в основание мировоззрения эпохи Возрождения.

Основные характеристики гуманистического мировоззрения:

Интерес к человеческим нуждам

Философы-гуманисты постигали учения античных классиков, увлекаясь изучением внешнего образа и духовной сущности гомо сапиенса.

Развитие культа индивидуальности

Значимым орудием образования человека становится литература, в частности поэзия (поэзия воплощалась в единении всего лучшего, что есть в человеке, считалась блестящей формой проявления мыслей и чувств одновременно).

Философская система

Философы-гуманисты стали отрицать философско-теологическую основу средневековых мудрецов, они исследуют человека, принимая во внимание его речь и поведение, которые выражают его темперамент и последствия его действий.

Интеллектуал-гуманист находится в центре гуманизма как системы, он выражает и оберегает свою неординарность, отделяя свои убеждения от иных философов, и пытается преподнести свою идеологию.

Универсальность гуманистических ценностей

Философы-гуманисты переступили сословные и классовые границы и объявили о всеохватности представленных ими людских ценностей, которые, по их мнению, имели важное значение для всего образованного общества.

Типы гуманизма

Разные мыслители делят гуманизм на множество разных типов. Некоторые из этих типов известны как:

Ренессансный гуманизм

Известный как классический гуманизм; это дух обучения, который развился в конце Средневековья с возрождением классического письма и новой верой в способность людей определять для себя истину и ложь.

Светский гуманизм (секулярный)

Секулярный гуманизм отвергает теистическую веру и существование сверхъестественного мира. То есть для них сверхъестественные убеждения не могут быть поддержаны с помощью рациональных аргументов, и поэтому сверхъестественные аспекты, связанные с религиозной деятельностью, должны быть отвергнуты.

Религиозный гуманизм

Считает себя религиозным или охватывает некоторую форму теизма, деизма или сверхъестественного, при этом не обязательно должна существовать какая-либо связь с организованной религией.

Эти гуманисты считают, что светский гуманизм слишком холодно логичен и игнорирует весь эмоциональный аспект, который делает людей людьми.

Читайте подробнее про религию.

Постгуманизм

Философия конца 20 века. Она пытается привести ренессансный гуманизм в современный технологический мир и противостоять обвинениям в видовой дискриминации (превосходство одного вида над другим, обычно человеческого вида) и в антропоцентризме (вера в то, что люди являются центром существования мира).

Эти обвинения были направлены на гуманизм.

Марксистский гуманизм

Наиглавнейшими считаются интересы трудящихся, они противопоставляются интересам «угнетателей» и «буржуазному псевдогуманизму».

Это пролетарский или социалистический гуманизм, который является новым скачком в развитии гуманизма и следствием критической переработки гуманистических идей прошлого.

Интегральный гуманизм

Политическая философия, разработанная в Индии в 1960-х годах, в противовес западным политическим философиям (они, по мнению основателей этого гуманизма, были озабочены материализмом и пренебрегали социальным благополучием личности).

Основоположники видели и в капитализме, и в социализме несовершенные и стимулирующие жадность идеи, классовый антагонизм (столкновение интересов социальных классов общества, проявляется в классовой борьбе), эксплуатацию и социальную анархию.

Смотрите также значения Экзистенциализм и Философия.

Гуманизм » Гуманисты Великобритания

 

На протяжении всей письменной истории были нерелигиозные люди, которые верили, что эта жизнь — единственная жизнь, которая у нас есть, что Вселенная — это естественное явление, не имеющее сверхъестественной стороны, и что мы можем жить этичной и полноценной жизнью на основе разума и человечности. Они доверились научному методу, доказательствам и разуму, чтобы открыть правду о вселенной, и поставили человеческое благополучие и счастье в центр своих этических решений.

Сегодня людей, разделяющих эти убеждения и ценности, называют гуманистами, и такое сочетание взглядов называется гуманизмом. Многие миллионы людей в Великобритании разделяют этот образ жизни и взгляды на мир, но многие из них не слышали слова «гуманист» и не понимают, что оно описывает то, во что они верят.

Одной из главных целей организации Humanists UK является повышение осведомленности общественности о том, что такое гуманизм, и дать возможность многим миллионам нерелигиозных людей в этой стране узнать, что они вовсе не лишены своих ценностей, а имеют последовательный и широко распространенный взгляд на жизнь, вдохновивший некоторых из величайших художников, писателей, ученых, философов и социальных реформаторов мира и имеющий тысячелетнюю традицию как в западном, так и в восточном мире.

Мы также надеемся вселить большее доверие в людей, чьи убеждения являются гуманистическими, предлагая ресурсы здесь и в других местах, которые могут расширить их знания о гуманистических подходах к некоторым из важных этических, философских и экзистенциальных вопросов в жизни.

Определение гуманизма

Грубо говоря, слово гуманист стало обозначать человека, который:

  • доверяет научному методу, когда дело доходит до понимания того, как устроена Вселенная, и отвергает идею сверхъестественного (и поэтому является атеистом или агностик)
  • принимает этические решения на основе разума, сочувствия и заботы о людях и других разумных животных
  • считает, что в отсутствие загробной жизни и какой-либо заметной цели во вселенной люди могут действовать, чтобы придать своей жизни смысл, ища счастья в этой жизни и помогая другим делать то же самое.

Однако существует множество определений, а также более длинные и короткие версии. Наиболее полное определение степени международного согласия содержится в Амстердамской декларации International Humanists International 2002 года. Некоторые другие включают:

…приверженность взглядам, интересам и значимости человеческой личности; вера в разум и автономию как основополагающие аспекты человеческого существования; вера в то, что разум, скептицизм и научный метод являются единственными подходящими инструментами для открытия истины и структурирования человеческого сообщества; вера в то, что основы этики и общества должны быть найдены в автономии и моральном равенстве…

– Краткая энциклопедия философии Routledge

Обращение к разуму в противовес откровению или религиозному авторитету как к средству познания мира природы и судьбы человека, а также к обоснованию морали… Гуманистическая этика также отличается тем, что ставит точку в нравственном поступке на благо человечества, а не на исполнение воли Божией.

– Oxford Companion to Philosophy

Веря, что можно жить уверенно без метафизической или религиозной определенности и что все мнения открыты для пересмотра и исправления, [гуманисты] видят человеческое процветание в зависимости от открытого общения, обсуждения , критика и невынужденный консенсус.

– Кембриджский философский словарь

То, что человек должен проявлять уважение к человеку, независимо от класса, расы или вероисповедания, является основой гуманистического отношения к жизни. Среди фундаментальных моральных принципов он назвал бы свободу, справедливость, терпимость и счастье… отношение, согласно которому люди могут жить честной, осмысленной жизнью, не следуя формальным религиозным убеждениям.

– Циклопедия груш, 87-е издание, 1978 г.

Отказ от религии в пользу развития человечества своими силами.

– Краткий словарь Коллинза

Нерелигиозная философия, основанная на либеральных человеческих ценностях.

– Маленький Оксфордский словарь

Узнайте больше о гуманизме

Гуманизм – это подход к жизни, который встречается во все времена и во всем мире во многих культурах. Вы можете узнать больше о том, что думают и во что верят гуманисты, в разделе Гуманизм сегодня, а больше о том, как гуманизм развивался с течением времени, – в разделе Гуманистическая традиция.

Наш образовательный веб-сайт «Понимание гуманизма» для учителей предлагает широкий спектр ресурсов для изучения гуманизма.

 См. также
  • Маленькая книга гуманизма (Little, Brown) — доступное введение в гуманизм от президента Великобритании гуманистов Элис Робертс и исполнительного директора Эндрю Копсона
  • О гуманизме (Рутледж) — прекрасное введение в гуманизм покровителя гуманистов из Великобритании Ричарда Нормана
  • Гуманизм: очень краткое введение (Oxford University Press) Стивена Лоу
  • Гуманизм: руководство для начинающих (OneWorld) от покровителя гуманистов из Великобритании Питера Кейва
  • «Молоко гуманистической доброты» Блог вице-президента Humanists UK A C Grayling (Guardian, 2006)
  • Нерелигиозные верования – некоторые определения и различия. В чем разница между атеистом, агностиком и гуманистом?

Что такое гуманизм? — Humanists International

Что такое гуманизм? — Международный гуманистов

Узнайте больше о рациональном, этическом мировоззрении, которым является гуманизм.

Во всем мире число нерелигиозных людей постоянно растет. По оценкам, в мире насчитывается 1,17 миллиарда человек, которые не являются религиозными, что означает, что они идентифицируют себя как атеисты, агностики или описывают свою религию как «ничего особенного».

  • Гуманисты — это нерелигиозные люди, которые стремятся вести полноценную, осмысленную и этичную жизнь, руководствуясь разумом и сочувствием в своих решениях и действиях.
  • Гуманисты основывают свое понимание мира на разуме и науке, отвергая сверхъестественные или божественные верования.
  • Гуманисты отвергают все формы расизма и предрассудков и верят в необходимость жить в гармонии друг с другом, уважая права каждого человека, включая право на свободу религии и убеждений.
  • Гуманисты считают, что мы обязаны уважать друг друга и заботиться друг о друге, а также защищать мир природы.

Хотя определение гуманизма может немного различаться между организациями и группами, Амстердамская декларация служит определяющими руководящими принципами современного гуманизма для всех в нашем глобальном сообществе.



Если вы придерживаетесь схожих ценностей, мы рекомендуем вам подписаться на информационный бюллетень Humanists International, чтобы узнать больше. Вы также можете найти свою местную гуманистическую группу или организацию ниже. Часто люди, которые плохо знакомы с гуманизмом, не понимают, что существует глобальное сообщество единомышленников, с которыми можно связаться.

Humanists International состоит из более чем 130 членских организаций и ассоциированных групп по всему миру. Ближайшую к вам группу можно найти здесь.

Определения гуманизма со всего мира

Что значит быть гуманистом?

Знание, этика, ценность и значение

Гуманист — это тот, кто признает, что мы, человеческие существа, являемся самыми любопытными и самыми способными хранителями знаний в известной вселенной.

  • Чтобы получить знания, мы должны использовать наш разум и опыт, чтобы понять мир. И мы можем создавать великие художественные плоды человечества или пользоваться ими, чтобы расширить нашу эмоциональную палитру, углубить нашу эмпатию и обогатить наше понимание. Но мы отвергаем любое доверие слепо полученному авторитету, или догме, или тому, что другие могут назвать божественным откровением (потому что мы не верим, что получаем информацию об истине от высшего существа вне времени и пространства. Это было бы обманом! )

Гуманист — это тот, кто признает, что мы, человеческие существа, безусловно, самые сложные моральные акторы на Земле. Мы можем понять этику .

  • Это не означает, что мы являемся единственными моральными объектами. Например, другие животные тоже заслуживают морального внимания и, возможно, окружающая среда в целом.
  • Также стоит отметить, что некоторые другие (не люди) животные демонстрируют модели поведения, которые очень похожи на заботу, сочувствие, в некоторых случаях даже явно реагируя на то, что выглядит как «несправедливое» поведение, пытаясь исправить это! Эти различные типы и стадии мышления животных о других можно рассматривать как свидетельство эволюции этического поведения у людей. Однако люди, похоже, обладают уникальной способностью к моральному выбору. Было бы необычно, например, сказать, что собака или дельфин вели себя «аморально»! Но когда дело доходит до людей, мы можем выбирать, действовать в интересах благополучия живых существ, развития общества и достижения своих и чужих личных целей… или против них! Этот выбор и наше знание этого выбора делают нас «моральными деятелями».
  • Чтобы действовать хорошо, мы должны взять на себя ответственность за себя и других. Мы делаем это не ради привилегированного отношения в какой-либо загробной жизни (даже если бы мы верили в это, такая мотивация не сделала бы наши действия хорошими!). Мы делаем это, потому что лучшее, что мы можем сделать, — это прожить эту жизнь как можно ярче. Это означает помогать другим в сообществе, продвигать общество и процветать во всем, что мы делаем лучше всего в этих рамках.

А гуманисты — это люди, которые считают ценностью в себе и друг в друге, уважая личность и достоинство других людей.

  • Мы уважаем других людей не потому, что мы созданы «по образу» чего-то другого (мы продукт эволюции, а не продукт божественного плана), а из-за того, кто мы есть. Мы — разумный, чувствующий вид, в каждом человеке есть ценность и достоинство, и это достойно уважения.

Нет причин полагать, что «смысл» должен исходить от высшего существа. Если вы можете написать предложение на бумаге, которое не будет бессмысленным, то вы сможете создать означает !

  • Для гуманиста не существует божественного плана или цели. Гуманист признает, что мы сами ставим перед собой цели, рассказываем свои истории, ставим собственные цели. Это придает жизни смысл.

Кто считается гуманистом?

Любой, кто в целом согласен с вышеизложенным, может быть назван гуманистом или может идентифицировать себя как гуманиста (даже если у него есть одна или две придирки).

Чтобы быть гуманистом , нет ни вступительной процедуры, ни необходимого обряда посвящения, ни иерархии, к которой вы должны принадлежать .

Гуманисты есть гуманисты, им не обязательно вступать в какую-либо организацию или быть в каком-то списке! Однако, если вы гуманист или только открываете для себя и изучаете эту идею, то вы можете присоединиться к Humanists International в качестве индивидуального сторонника , чтобы узнать о нашей работе или в качестве первого шага к получению дополнительной информации о гуманизме.

Гуманистические организации

Некоторые гуманисты решают вступить или создать свои собственные организации, такие как местные группы или национальная организация. Для этого есть разные мотивы. Например, у них может быть желание обсудить или пообщаться с единомышленниками, поучиться у спикеров или других членов группы или внести свой вклад в кампании или гуманитарную деятельность, которые им близки.

Humanists International является головной организацией гуманистических и других нерелигиозных организаций. Наши члены могут охватывать все элементы гуманизма (например, «Ассоциация гуманистов») или сосредотачиваться на определенной области («Общество атеистов», «Светская ассоциация», «Группа свободомыслящих» и т. д.).

Некоторые гуманистические группы начинали как либеральные религиозные группы, которые в какой-то момент решили отказаться от концепции «богов». Они нашли новый способ понимания некоторых ценностей и этики, которые они принесли с собой, но в некоторых случаях сохранили некоторые общие элементы религии. Примеры включают общества «этической культуры» и некоторых унитарных универсалистов.

Однако сегодня большинство гуманистических групп с самого начала основано на светской гуманистической философии. Некоторые из этих групп были созданы в ответ на предоставление правительством привилегии религии большинства и борьбу нерелигиозных граждан за равное обращение. Другие такие группы были созданы для работы по социальному развитию и заботы о людях, подвергшихся насилию со стороны своей семьи или общества (часто из-за их нерелигиозных взглядов).

Если вы представляете гуманистическую или нерелигиозную организацию, вы можете присоединиться к Humanists International в качестве членской организации.

Хотите принять участие?

Узнайте больше о том, как вы можете поддержать международное гуманистическое движение

Примите участие

Есть несколько аспектов или компонентов гуманизма. Большинство этих элементов также могут стоять отдельно (например, вы можете быть атеистом, но не верить в правильное и неправильное, тогда вы не были бы гуманистом). Гуманисты, вероятно, согласятся с большинством следующих утверждений, по крайней мере, в их общих намерениях.


Мы живем в естественном мире

Там нет богов или призраков, бестелесных духов или бессмертных душ. Нет божественного царства. Конечно, есть странные или еще не отвеченные вопросы о мире, но по мере того, как мы приобретаем знания и понимание, то ранее необъяснимые явления всегда привносятся в «естественный мир» или могут быть поняты «по законам природы» (или как вы там понимаете). хотелось бы подумать об этом) . Эта точка зрения также иногда известна с философской точки зрения как натурализм .

Натурализм обычно влечет за собой атеизм (несогласие с существованием Бога или богов) или, по крайней мере, некоторую форму агностицизма (идея о том, что существование богов неизвестно или непознаваемо, или даже бессмысленный вопрос).

«Не высокомерно ли исключать все это?»

Натурализм с готовностью допускает, что мы можем обнаружить очень странные ответы на некоторые вопросы. Например, возможно, однажды мы обнаружим большую основу для нашей нынешней реальности: лучшая наука может сказать нам, что вселенная является голографической симуляцией или частью более широкой мультивселенной! Но тогда любое такое открытие было бы частью «нашей реальности» или общей «природы» вселенной; открытие не будет защищено божественной тайной или запечатано сверхъестественным барьером. Итак, несогласие натурализма со «сверхъестественным» — это не высокомерное предубеждение относительно того, что существует, а своего рода логическое, концептуальное или методологическое ограничение. (Натуралисту кажется гораздо более высокомерным утверждать существование таких вещей, как духи, боги или потусторонние царства.)

«Но разве мы не узнаем иногда удивительные новые вещи?»

Да, Вселенная часто удивляет! Но когда человечество открывает странные новые вещи о Вселенной, в которой мы живем, они обычно весьма неожиданны (например, эволюция! другие галактики! квантовая механика!). Такие открытия редко четко согласуются со сверхъестественными элементами древней мифологии.


Мы познаем мир, используя догадки, разум и опыт

Гуманисты согласны с тем, что мы можем познавать мир, используя разум и научный метод, или гипотезы, проверенные на основе логики и эмпирических данных. Другими словами, мир поддается рациональному исследованию. Эту позицию иногда называют рационализм .

Как рационалисты, гуманисты ценят свободное исследование , поскольку они отвергают искусственные ограничения исследования. Рационализм также воплощает свободомыслие : он фокусируется на знании, которым люди могут поделиться и проверить как одно сообщество, а не на признании авторитета, традиции или догмы.

– Значит, ты думаешь, что все знаешь!

Рационализм не означает, что гуманисты думают, что знают все. Наоборот, рационализм поднимает стандарты притязаний на истину: становится труднее заявлять, что ты знаешь все. Рационализм с готовностью соглашается с тем, что не на все научные вопросы есть удовлетворительные объяснительные ответы. Но он, по крайней мере, сопротивляется ответам, которые логически несостоятельны или противоречат научным данным.

— Значит, вы все время думаете, что вы исключительно рациональны, мистер Спок!

Рационализм не означает, что кто-либо способен быть рациональным все время во всем, что он делает. Это также не означает, что каждое стоящее высказывание предложение должно иметь логическую основу или что логика и доказательства — единственные способы нашего взаимодействия с миром. Например, если мы спросим себя: «Кого я люблю?» или то, что мы ценим в жизни или как другие могут чувствовать себя в той или иной ситуации, то мы можем обратиться не к логике, а к эмоциональному самоанализу, сопереживанию, памяти, искусству… Все это, в свою очередь, может быть подвергнуто некоторому логическому анализу, но не сводятся к рациональности. Рационализм означает, что гуманисты склонны с подозрением относиться к любым заявлениям о великих истинах, основанных больше на мифах, чем на доказательствах. Рационализм действительно означает, что гуманисты, скорее всего, отвергнут любую попытку ограничить свободное исследование, ссылаясь на невыразимые тайны.


Мы должны максимально использовать ту жизнь, которая у нас есть

Мы придаем своей жизни смысл и цель. Не веря в загробную жизнь или какое-либо «божественное предназначение» вселенной, гуманисты сосредотачиваются на обретении смысла и цели для себя, на хорошей жизни в здесь и сейчас .

«Разве это не значит, что ты можешь делать все, что захочешь?»

Хорошая жизнь — это не то же самое, что безудержный гедонизм или жизнь, наполненная неподдельным удовольствием или личной выгодой. Скорее, это может означать жизнь в сообществе, помощь другим, процветание в том, что у нас хорошо получается, внесение вклада в наше глобальное общество, а также исследование и восхищение миром, в котором мы находимся.

«Если вселенная не имеет абсолютного или божественного смысла или цели, то как отдельные жизни могут иметь смысл или цель?»

Почему бы и нет? Значения и цели не всегда должны быть унаследованы от какого-то более высокого значения или цели. Иногда они возникают из-за того, что люди ставят перед собой цели, придумывают новые направления действий или работают вместе для достижения какой-то общей цели.

Мораль проистекает из человеческой природы и культуры

Человеческие существа не были внезапно благословлены любовью и разумом в какой-то момент в прошлом внешней силой! Скорее наша природа как обдумывающая, социальные существа развивались с течением времени . Мы способны сочувствовать другим и рассуждать о справедливости и справедливости и о том, как работает общество (или когда оно не работает!).

– Значит ли это, что вы моральные релятивисты?

Нет, это совсем не то же самое, что морально-релятивистская позиция, согласно которой все виды человеческого поведения одинаково нравственны (или одинаково аморальны).

Сравните с ситуацией с языком. Как и мораль, человеческий язык — сочетание письменного, устного, жестового и жестового общения — представляет собой сложное явление, которое развивалось с течением времени. Он отображает наши потребности и возможности, но не был изначально разработан или навязан извне. Он значительно варьируется от места к месту, но почти универсален в некоторых из своих самых широких черт. Тем не менее, есть еще лучшие или худшие выражения языка: выражения, которые правильно или плохо построены, выражения, которые сообщают, как предполагалось, или которые неправильно сообщают, которые являются ясными или двусмысленными, некоторые из них верны, некоторые — ложны. Мораль также представляет собой сложный, развитый набор мыслей и поведения, но конкретные действия могут быть справедливыми или несправедливыми, справедливыми или несправедливыми, полезными или вредными, этичными или неэтичными, нравственными или аморальными.


Что такое моральное право, способствует благосостоянию и удовлетворению

Что такое нравственная сфера (или «правильно и неправильно», «хорошо и плохо», мораль или этика)?

Для гуманистов существуют моральные «права и ошибки» в зависимости от того, кем мы являемся как люди, включая потребности и желания, которые мы разделяем, а также потребности и желания отдельных лиц; потому что мы взаимодействуем друг с другом и можем обдумывать то, что делаем; и потому что наши действия влияют как на нас самих, так и на других нормативно . Другими словами: мы можем мешать или помогать другим, делать людей печальными или счастливыми, мы можем обеднять жизнь других или обогащать их, жить с унылым фатализмом или с человеческим процветанием. Ответы на моральные вопросы находятся здесь, в мире, в нас самих, в других и в наших отношениях, а не в каком-то мистическом потустороннем мире.

– А я слышал, что без Бога ничто не имело бы нравственной ценности?

Нам не нужно ссылаться на какого-то абсолютного законодателя или творца вне пространства и времени, чтобы понять основу морали: одни наши действия умаляют, а другие способствуют благополучию живых существ или прогрессу общества или реализация себя и других.

«Это своего рода человеческое превосходство?»

Нет. Гуманизм ставит во главу угла человеческую моральную действующую силу, потому что мы являемся единственными (или, по крайней мере, самыми изощренными) лицами, принимающими моральные решения, о которых мы знаем. Гуманизм не отрицает, что существуют и другие объекты нравственного рассмотрения, например нечеловеческие животные. Для гуманистов моральные соображения могут включать людей, других животных, окружающую среду, а также этические принципы, здоровье общества и будущее, которое мы создаем своими действиями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *